Гимназия (от
греч. gymnasion — помещение для гимнастических упражнений, спортзал) —
государственное учебное заведение, термин также употреблялся в значении «место
для упражнений». В первом значении гимназия встречается в древних городах
Греции, Египта, Сирии и остальных государств Малой Азии, в которых
распространилась Греческая, Римская империя. Понятие «Гимнастика» до 1912 г
включало: любые физические упражнения. Гимназии изучали фехтование, кулачный
бой, верховую охоту, гигиену, танцы, музыку, риторику, математику.
В древнегреческой, а потом в древнеримской империи характер
обучения в гимназиях постоянно менялся. Культура тех времён превозносила
физическое образование над общим. Аристотель писал о необходимом бесплатном
физическом образовании, обязательном физическом образовании девушек, издал
множество общеобразовательных учебников по которым обучали до середины XVIII в.
Его учитель Платон обращал внимание правительства на гармоничное развитие в
котором большая часть образования должна состоять из общих наук, оставляя
физической культуре менее половины времени.
Гимназии существовали двух типов Александрийская и
Спартанская, в первой преобладало общеобразовательное обучение граждан и в
гимназиях второго типа преобладало физическое воспитание и военное дело даже
для девушек.
В гимназиях вели свои беседы философы, риторы, учёные и др.
В каждом греческом городе была одна или несколько гимназий. Наиболее известные
из них: Дромос в Спарте; три афинские гимназии: Академия, Ликейон (где учили
Платон, Аристотель и Киносарг); Кранейон в Коринфе; гимназии в Неаполе,
Таренте, Региуме, Эфесе, Никее и других городах.
Государственное образование древнего Рима сосредотачивалось
на физической подготовке, обучение могли получать и страны, включённые в состав
Римской республики.
Развитие христианства отрицало языческую культуру древней
Греции, отрицало физическое развитие. Папа римский Феодосий I и Феодосий II
394г, разрушали достояние человечества древности, строя новую культуру. Однако
физическое развитие людей всех времён до XX века было основным, так как влияло
на здоровье, армию. Рядовым гражданам, а также завоёванным странам заниматься
физической культурой было запрещено.
Общий обзор истории
гимназий
Гимназия, как среднеучебное заведение, ведет свое начало с
XVI века. В Средние века название гимназии было также известно, особенно с XII
в., со времени образования университетов, но оно, в воспоминание о греческих
философских гимназиях, присваивалось университетам, которые назывались также
academia и Archigymnasium (в Риме). Среднеобразовательными заведениями до XVI
века, из которых образовались гимназии, были школы (scholae) — монастырские,
орденские и домовые, устроенные по образцу древнеримских школ. Предметами
преподавания в них были artes liberales: грамматика, риторика, арифметика,
геометрия, музыка и астрономия, и три собственно философских (в древнем смысле
этого слова) предмета — логика, физика и этика. Из них грамматика, логика
(диалектика) и риторика составляли trivium — школу, которую необходимо было
пройти всякому образованному, по тогдашнему времени, человеку. Остальные
предметы составляли quadrivium, вторую ступень школьного образования, после
которой следовало обыкновенно специально-богословское. Обучение в них
начиналось с латинской грамматики (обыкновенно изложенной стихами) и велось
почти все время на латинском языке. Из латинских писателей читались большей
частью не авторы золотого века, а отцы церкви и позднейшие компиляторы. Метод
обучения был формальный, механический. Наряду с этими школами с начала XIII
века стали возникать городские школы (преимущественно в Германии и Италии), из
которых некоторые впоследствии также преобразовались в гимназии. Всю сумму
преподаваемых в них наук составлял, в большинстве случаев, trivium и главным
предметом был латинский язык.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с
пометкой «проблема» в теме письма.
Общий тираж рассылок 50 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2012 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.