Можно ли сделать систему борьбы с нарушителями Правил дорожного движения, в частности с водителями, незаконно паркующими свои автомобили, более простой и эффективной?
Упрощение порядка наложения взысканий за нарушения на дорогах, дискуссия
о чем идет уже полтора десятка лет, давно назрело. Но оно невыгодно тем, кто в этой системе работает или связан с ней: работникам ДПС, владельцам эвакуаторов и штрафных стоянок, которые в ряде случаев аффилированы с той же ДПС, приставам, мировым судьям и адвокатам, специализирующимся на автомобильных делах.
Громоздкая и малоэффективная система наложения взысканий на водителей и обжалования этих взысканий,
как и вся система российского административного права, – наследие СССР, то есть совершенно другой эпохи. Многостадийность и сложность той системы позволяли защищать права участников производства и «по делу» наказывать нарушителей, сводя к минимуму различные злоупотребления. Но тогда не было ни такого количества машин, ни проблемы парковки, да и рабочее время граждан и сотрудников милиции стоило куда дешевле, чем сейчас. Сегодня же эта система все равно что «Москвич-401» на петербургской
кольцевой: едет, но всем мешает.
Можно ли ее упростить и сделать более эффективной, как в ЕС, где все сводится к подсунутой под стеклоочиститель квитанции о штрафе, который водитель безусловно оплачивает? Как практикующий юрист, не понаслышке знакомый с административным производством, я уверен, что упрощение вполне реально, – европейский опыт говорит сам за себя. Нет никакой необходимости за каждое
мелкое нарушение на дороге составлять протокол, ни к чему громоздкая система «выкупа» эвакуированного автомобиля со штрафной стоянки, когда водитель-нарушитель должен не только оплатить штраф и услуги по эвакуации, но и ловить в рабочее время сотрудника ДПС, который должен подписать разрешение на возврат машины. Более того – именно громоздкость процедуры позволяет злостным нарушителям уходить от ответственности, потому что опытный адвокат, специализирующийся на снятии штрафов или на возврате
прав (такая специализация реально существует), сумеет найти какие-то формальные нарушения процедуры и добиться оправдания клиента.
На самом деле штрафной квитанции, выписанной на конкретный автомобиль, в большинстве случаев было бы вполне достаточно. Даже для борьбы с массовыми незаконными парковками на обочинах. Эвакуатор может увезти одну машину в час, а квитанции за 10 минут можно разложить под стеклоочистители
20 машин. Добиться оплаты штрафов тоже несложно: сначала присылается напоминание на домашний адрес, а если и оно не помогло – дело идет в суд (разумеется, у гражданина тоже есть право обжаловать наложенное взыскание в суде).
Но что в таком случае будут делать сотрудники ДПС, мировые судьи, труженики эвакуационного бизнеса, адвокаты и т. д.? Без работы они, конечно, не останутся, но кому-то придется менять
специализацию, а госструктурам вообще грозит сокращение штатов. «Система», то есть все, кого я перечислил, старается этого не допустить, и пока это у нее получается.