Лекция 2. Учимся говорить, а потом учимся писать, соединяя язык с пером (клавиатурой) с помощью диктофона
http://subscribe.ru/catalog/business.edu.reporter
Вначале повторюсь кусочком из моей первой лекции, чтобы было легче перейти к практической части обучения (ну, или вы сами перечтите первую лекцию в архиве этой рассылки).
Особенно новичков пугает две преграды – неумение писать и неумение выбрать тему.
Причем, первая преграда – неумение писать - просто блокирует мозг, когда человек берет ручку или клавиатуру. Ну, ладно когда человек не умеет разговаривать, ну, от сохи, от трактора, из деревни, где в разговоре долго использовал только двадцать слов. В таком случае проблема ясна – вначале научись говорить – это тоже не сложно, а потом научишься писать.
Но ведь даже у отличного рассказчика и безостановочного болтуна при попытке что-то сказать на бумаге – ступор.
А обойти эту проблему очень легко. За семь лет преподавания журналистики я понял, что гладкому письму можно научить любого человека, но только на том уровне, на котором он устно разговаривает. Для этого нужно речевую функцию соединить с функцией записи вами же сказанного. Это делается с помощью диктофона. К примеру, вы только что вернулись из отпуска, и вам есть что рассказать подруге, и вы легко делитесь этим с ней. А вот написать ей письмо об этом же – не получается, или выходит пара корявых и плохо связанных
фраз. Вот тогда вы берете диктофон и просто набалтываете то, что хотите сказать, а потом перематываете пленку и спечатываете все то, что надиктовали, попутно исправляя повторы, неточности, расставляя знаки препинания и убирая сорные слова.
Это же работает и в журналистике, вы что-то узнали, записать не можете, тогда рассказываете об этом своему диктофону, а потом прослушиваете, перепечатываете и правите текст.
А дальше дело тренировки, и механическую функцию диктофона постепенно возьмет на себя ваш мозг, и вы начнете просто проговаривать то, что тут же и запишите.
Хочу еще раз подчеркнуть, что писать вы будете ни хуже и ни лучше, чем рассказываете устно. Вот поэтому в ходе лекций я обычно пытаюсь подсказать - не только как научиться писать, но и как научиться говорить.
Вот теперь коротко попробуем научить говорить тех, кто сомневается в своих разговорных способностях. Ну, и поделим таких неразговорчивых на три группы.
Первая группа (заторможенные). Сущий ад при общении, в любом общем разговоре из себя сложно выдавить даже пару слов, а если что и выдавишь, то потом неделю жалеешь, что давил. Единственное утешение, это общение с теми, кто заведомо глупее или заторможенней тебя, но эти монологи с глупыми или неразговорчивыми собеседниками еще более отдаляют вас от возможности нормального общения.
Чем это лечиться? Нужно поговорить с тренажером идиота, который тебе при этом разговоре не мешает. Этот тренажер есть в каждом доме – это телевизор. Делается это так. Ежедневно вы запираетесь в комнате наедине с этим тренажером и целый час язвительно и агрессивно комментируете телевизор. Очень важно правильно выбрать телепередачу, так как, например, ваша телевизионная беседа с известным политиком гораздо полезнее, чем диалоги с животными.
За три месяца такого тренинга, вы потом в любой компании будет заводиться на разговор по любой теме, и в течение часа лидировать в общем разговоре, а дольше и не нужно – мы же с вами не на болтунов здесь учимся, а на журналистов.
Вторая группа (корявая речь, безграмотная речь). Обычно это уже очень разговорчивые люди и тренироваться с телевизором им уже не нужно. С корявой речью нужно менять аквариум, то есть разговаривать с теми, кто говорит на хорошем литературном языке. Это сложно, нужно ловить грамотных людей, привязывать к столбу и насильно с ними беседовать. Давайте попробуем исправим речь без насилия над теми, у кого такая речь поставлена с детства.
Для этого нужно ежедневно читать на ночь один час, и при этом проговаривать прочитанные строчки. Уж читать, естественно, не современную, а классическую литературу, на языке которой вы потом хотите писать свои статьи. Особенно подходят уже зрелые рассказы Чехова, написанные в восьмидесятых годах девятнадцатого века. Самое главное, чтобы после этого часового чтения вы ни с кем больше перед сном не разговаривали, не слушали и не смотрели телевизор. Даже если вы спите в кровати не одни, то после чтения не говорите
партнеру больше, чем - спокойной ночи, или – милая (милый), я сегодня сверху.
По времени, постановка правильной речи с помощью Чехова на ночь процесс индивидуальный и внешне для вас незаметный. Читайте месяц, год и больше - хуже не будет. Если Чехов не пойдет, то одолжите у Гоголя «Мертвые души», а можно у Гончарова погрызть «Обрыв»
Но для второй группы это еще не все – менять аквариум все-таки придется по-настоящему. Нужно сменить свое окружение (ну, кроме, родителей, конечно, и близких родственников) – если вы хотите хорошо говорить, то вокруг вас должны быть люди, которые уже хорошо говорят. Этот переход в другой разговорный слой общества - очень некрасивый и жестокий процесс, с потерей старых привязанностей, что очень болезненно. Я вам не предлагаю этого делать – это ваш выбор, я только подсказываю, как это делать, если решитесь, и
сетую, что без этого хорошего журналиста из вас не получится.
Третья группа (малый словарный запас). Уж просто не хватает слов, в основном, ново прижившихся в обществе сленговых выражений и новых экономических и политических понятий. Что делать? А черт его знает – обычно черт и подсказывает без чего нельзя обойтись в тексте, а где можно оставить в покое правила русского языка. К сожалению, обычно приходится некоторые слова заучивать и насильно запихивать в свои тексты, но надо при этом помнить, что ваши читатели тоже люди разные – кто-то эти слова может не знать, а кто-то
по одному оброненному вами новому выражению примет вас за своего парня и с большим удовольствием прочитает вашу статью. В общем, с этим – к черту, к своему собственному черту, он потом появиться, и будет вам в этом подсказывать, да и во всем остальном.
Оставим разговоры, и вернемся к обучению быстрого изложение текста на бумаге с помощью диктофона. В идеале, нужно со временем вживить этот диктофон в свой мозг, и тогда вы просто и легко начнете записывать свои мысли.
А пока с диктофоном.
Обычно я своим студентам предлагал пересказывать старые и всем известные советские фильмы. Ну, например, пересказать фильм «Бриллиантовая рука» в 20-50 словах – это обычная криминальная информация из газеты. А если рассказать содержание этого же фильма в 100-300 словах – это уже целое журналистское расследование. Да и не путайте пересказ фильмов с рецензиями на эти фильмы - вы описываете все происходящее в них не как творческую задумку, а как реально произошедшие события.
Советую все-таки начать с малых форм, в день пять кинофильмов, пять информаций. Уж когда вы напишите 500-1000 таких информаций, то у вас будет уровень письма гораздо выше, чем у журналиста районной газеты. Самое главное не старайтесь писать хорошо, не старайтесь писать оригинально, не мучайтесь над вопросом, как записанный вами текст будет выглядеть. Вы просто берете диктофон, на пять секунд отключаете мозги и за эти мгновения рассказываете диктофону какой-то фильм, потом включаете мозги, перематываете пленку,
включаете диктофон, переписываете текст, и только потом (в уже написанном виде) исправляете на бумаге неровности разговорной речи. А затем второй фильм, третий, и не меньше пяти в день.
Кстати, на мой электронный адрес вы можете прислать мне две ваши информации с кинофильмов (выбирайте для этого всем известные старые ленты). Вашу первую информацию в первом его варианте (потом, спустя время, не поправляйте) и вашу сотую по счету информацию.
s-s-s-s-s@mail.ru
Извините, если я не смогу индивидуально отвечать на все ваши вопросы, но я постараюсь, или отвечу на них в следующей лекции. В своем письме не забывайте пару слов сказать о себе, чтобы мне было легче сориентироваться с ответом.
В следующий раз мы с вами перейдем с пересказа кинофильмов на выбор более трудных тем, но главное, чтобы научиться писать информации – нужно писать информации.
Кстати, сразу отобью самый распространенный вопрос ко мне: как это писать, отключая мозги? Отвечаю. Дело в том, что мозг постоянно пытается улучшать текст, тем самым мешает записывать тот вариант текста, который он уже создал внутри себя на момент его записи. Это бесконечное внутреннее улучшение текста не поможет вам создать самый лучший вариант, вы вообще можете ничего из-за этого не написать, сомнения в журналистике вредная привычка.
Вот только вдумайтесь, что такое журналист, это же человек, который посвятил свою жизнь тому, чтобы учить полтика политике, учить врача, как лечить, учить инженера, как работать, учить колхозника, как землю пахать. Вы можете представить себе это якобы всезнающее и якобы всех умнейшее существо, которое лезет во все отрасли жизни со своим мнением – этот идиотизм и есть журналистика. Впрочем, оставаться при этом умным довольно легко – ведь достаточно знать, что ты ведешь себя как идиот, чтобы уже им не быть.
(продолжение следует)
Алексей Виноградов
Желающим (только жители Москвы и ближнего Подмосковья) пройти индивидуальный курс журналистики (платный или зачетом оплаты работой), обращаться по адресу:
s-s-s-s-s@mail.ru