Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Креативные решения в проектировании, бизнесе и частной жизни - использование творческих моделей в обучении


Использование творческих моделей в обучении

Использование творческих моделей в обучении

 

Как учиться?

Скоро 1-ое сентября. Дети вернутся в классы, чтобы учить новое. А учителя в тысячный раз снова будут задаваться вопросом – как преподать учебный материал так, чтобы он был не только заучен, но и понят? Разве вы сами никогда не задавались подобным вопросом, когда требовалось изучить какой-то новый предмет и в то же время постараться достаточно глубоко его понять?
Лично я считаю, что толковое осмысление возможно только на практическом уровне. То есть знание, которое вами не было применено на практике – это мертвое знание. Соглашусь с таким доводом, что знания делятся по уровню абстракции. Начиная от чисто прикладных – как сварить суп и построить дом, до абстрактных, например, математики. Но даже если вы абстрактное знание применяете для решения задач (а задачи в свою очередь тоже разделены по уровню абстракции) – тогда оно становится живым.
То есть главное здесь – научиться применять знание для решения конкретных задач -  технических, математических, гуманитарных, социальных. Чтобы научиться применять – надо это знание осмыслить.

Как понимать?

Что значит понимание (или постижение) смысла? Это такой уровень владения материалом, когда набор полученных знаний достигает внутренней согласованности. Или, использую отрицательную формулировку – когда ни одна часть из набора полученных знаний не противоречит никакой другой части.
Как определить, что вы действительно осмыслили материал? Для этого есть совершенно чёткий критерий – вы становитесь способны генерировать новое знание. То есть можете творить, создавать!

Как устроено мышление?

Процесс нашего мышления часто описывается в довольно сложных и абстрактных терминах – анализ, трансформация и синтез, как, например, здесь. В то же время процесс мышления можно сравнить с приготовлением пищи. Сначала мы покупаем поваренную книгу и используем готовые рецепты из этой книги. Потом пробуем экспериментировать с количеством приправ. Соли немного поменьше, а вот, например, сахара чуточку больше. А что будет, если мы в кашу добавим горсточку изюму?
Сначала мы делим объект познания на части.
Например, ингредиенты: вода, сахар, соль, корица, крупа геркулес, растительное масло, сухое молоко.
Вкусы: соленый, горький, кислый, сладкий.
Прочитали рецепт в поваренной книге. Сварили. Получилось!
Приходим в гости. Нам предлагают на завтрак кашу.

- О! – восклицаем мы, - я вчера готовил точно такую же.
Набираем вторую ложку и обнаруживаем в ней пару изюмин. Пробуем на вкус – точно изюм.
Это – этап анализа (1). Мы увидели что-то новое. И запомнили. Побежали домой, повторяя на ходу «изюм в кашу, изюм в кашу…».

На следующее утро проснулись, решили сварить кашу с добавление изюма. За основу взяли рецепт из книги и еще добавили горсть точно такого же изюма. Это – этап трансформации (2).

Сварили, пробуем – ой, слишком сладко! Это – заключительный этап оценки (3). То есть, по сути, на этом этапе мы сделали вывод, что разные ингредиенты делают свой вклад в пропорцию каждого вкуса. Сахар – сладкий и изюм сладкий. То есть мы новый продукт (изюм), а значит и новое знание о нём присоединили к собственному осмысленному набору знаний о приготовлении пищи.

Когда в другой раз мы попробуем добавить тот же изюм, например в рыбный суп, то обнаружим, что получилось что-то невкусное. И точно так же на финальной стадии оценки, сделаем вывод, что изюм для рыбного супа не подходит.

Еще раз повторим:
1)    Анализ – узнавание отдельных предметов. И описание свойств этих предметов. Пример: изюм – черный или желтый, горошинами, на вкус сладкий, может быть с легкой кислинкой. Бывает с косточками или без косточек.
2)    Трансформация – соединение частей по-новому. Используем метафору процесса приготовления кулинарного блюда. Мы измельчаем ингредиенты, отмеряем нужные пропорции, затем складываем ингредиенты в посуду и начинаем блюдо варить на огне, сушить на солнце, запекать в духовке и т.д.
3)    Оценка – достаем и пробуем. На этом этапе мы должны обнаружить новые общие свойства предметов. В нашем примере получилось, что до этого мы понимали, что у каждого компонента есть свой вкус. Но не осознавали, что каждый компонент вносит свою лепту в итоговый вкус продукта. А на этапе оценки сделали вывод, что чем больше сладких компонентов – тем всё блюдо будет более сладкое. И в следующий раз мы на этапе трансформации можем попробовать уменьшить не количество изюма, а количество сахара, зная, что у обоих компонентов одинаковое действие – они усиливают сладкий вкус всего блюда.
Еще раз – раньше мы знали, что изюм – сладкий и сахар – сладкий. Теперь мы знаем новые действия: «усилить сладкий вкус всего блюда» и «уменьшить сладкий вкус всего блюда». И знаем как это сделать. В нашем копилке знаний появилась новая папка с документами: «как изменять сладкий вкус блюда». А потом там появится целая полка «как изменять вкус блюда».

Как видите, всё довольно просто. Просто, но есть нюансы. Дело в том, что люди делятся на два основных типа мышления. Одни хорошо видят деревья, другие хорошо видят лес. Видеть деревья (частное) – это анализ (это – березка, а это осинка), а видеть лес – это синтез (общее). Как уже было отмечено, мышление каждого человека в процессе решения задач проходит последовательно этапы анализа и синтеза, и снова анализа и синтеза. Просто у кого-то лучше получается одно, а другое получается похуже. Наша задача в том, чтобы развивать в себе обе способности.
Здесь мы рассматриваем в основном вопрос о том – как развить в себе способности к синтетическому мышлению. Хотя по предлагаемой нами методике способности к аналитическому мышлению также будут развиваться.

Методика использования творческих моделей в обучении

Перейдем непосредственно к методике использования творческих моделей в обучении.
Итак, мы ранее сделали вывод, что постижение (осмысление) знания происходит только в момент решения определенной задачи. И хорошо запомнить знание можно только его осмыслив. То есть, включив в существующий набор знаний. Сложность заключается в том, что на данном этапе у нас пока нет доступа на прикладной уровень, то есть мы не можем применить знания на практике. Изучаемые знаний слишком абстрактны или стоимость ошибки в случае неправильного использования знания слишком высока (вам не дадут сразу управлять реактивным самолетом).

Да, существуют игровые методики обучения. В таком случае вам предоставляют искусственно созданную среду, которая является моделью реальной среды. Например, вас садят перед пультом самолета, но в действительно вы управляете не реальным самолетом, а только его компьютерной моделью. Отличная методика, но в этом случае тренируются по большей части автоматические навыки.
А что делать, если знание еще более абстрактно?

Решение заключается в следующем – вы создаёте творческую модель по заданному предмету. Самый простой пример – вы хотите хорошо изучить систему карт Таро, уже успели узнать, что в колоде существует 78 карт, и еще знаете что колода может использоваться как мантическая (то есть гадательная система), для психодиагностики и как инструмент саморазвития. Что дальше? Нарисуйте свою собственную колоду Таро. Только подумайте – чем ваша колода карт Таро будет отличаться от других колод? Колоды Таро бывают разные, в основном в зависимости от области применения и характера. Есть наборы карт Таро для проработки кармических задач, для решения любовных вопросов, житейские, а есть совершенно мистические и есть классические.
На создание своей колоды Таро у вас может уйти не один год. И здесь точно так же вами будут последовательно проходиться циклы анализа и синтеза. При этом на разном уровне детализации. Сначала вы делаете анализ, - разбирая какие типы колод Таро существуют. Потом делаете анализ для каждой карты, для масти, для символов. Необходимой степени осмысления вы сможете достигнуть только когда полностью завершите работу над всей колодой из 78 карт (или если работаете только со старшими арканами – из 22 карт).

Рассмотрим другой пример – вы изучаете SEO, или, другими словами, поисковое продвижение. Пойдите совсем нетривиальным образом – создайте фильм про это. Фильм может быть обучающий. В таком случае вы сможете задействовать еще одну очень мощную методику «Обучение через обучение других».
А можете снять короткометражный художественный фильм- сказку, зашифровав определенным образом понятия этой дисциплины. Пусть поисковый сервер Yandex станет каким-нибудь мудрым драконом, а продвигаемый вами сайт – птицей. Добавьте в вашу сказку другие необходимые персонажи и символы. Ну и так далее…

Главное – включить процесс игры и творчества! И достигнуть внутренней согласованности модели, соединив элементы творческой модели.

Подведем итоги. Мы рассмотрели использование творческих моделей в обучении. Их использование позволяет достичь сразу нескольких целей:

  1. высокая степень понимания и осмысления предмета;
  2. хорошее усвоение (запоминание) материала, в том числе и за счет лучшего понимания;
  3. развитие аналитических и синтетических способностей мышления;
  4. развитие творческих способностей.


Возможные способы реализации творческих моделей:
художественная картина, компьютерная игра, сказка, повесть, стихотворение, музыкальное произведение, видео, веб-сайт, карточные игры…

А вы хотите добавить что-то своё в этот список?



В избранное