Продолжаем изучать
книгу Сергея Вячеславовича Савельева «Происхождение мозга»
§ 16. Морфологические
принципы памяти
Мышление
Исторически сложилось так, что мышление представляет собой
почти философский вопрос. Если о механизмах памяти существуют хотя бы
странноватые гипотезы, то о мышлении нет даже таких. О занятных умозрительных
психолого-лингвистических фантазиях Юма, Милля и Спенсера уже достаточно
сказано, чтобы не заниматься историей науки. Основная проблема столь
незатейливого процесса, как мышление, связана с самими мыслителями, а не с
существом дела. Стандартный подход исследователей мышления сводится к
объяснению привычными понятиями свежевыдуманных и менее привычных терминов.
Туманные натурфилософские объяснения биологического смысла психологических
понятий ещё более усиливают сомнения в компетенции упомянутых сочинителей. Суть
надуманной философской проблемы мышления оформлена в виде неразрешимого
«гносеологического вопроса». Неразрешимость достигнута противопоставлением двух
теорий происхождения и организации мышления. По «рационалистической» теории,
законы мышления абсолютно априорны. Они предшествуют опыту и являются базой для
его осуществления. Мышление наследуется, его принципы неизменны. С другой,
«эмпирической», точки зрения, законы мышления апостериорны. Все они вытекают из
опыта и являются благоприобретёнными свойствами мозга. На самом деле никакого
противопоставления этих двух явлений нет, как нет и сути «гносеологического
вопроса». Попробуем рассмотреть более-менее реальные факты, говорящие о
механизмах мышления.
Под мышлением следует понимать такую активность животного,
которая приводит к появлению в поведении нестандартных решений стандартных
ситуаций. Например, попугай любит почёсывать голову когтистой лапкой. Это
инстинктивный стандарт поведения. Однако макушку чесать не очень удобно.
Попугай берёт шишку и почёсывает голову её краем. Попугай не обладал врождённым
поведением, которое бы включило программу такого действия, но он берёт в лапу
самые разные предметы, а это движение врождённое. Иначе говоря, попугай
«сообразил», «домыслил», «придумал» или неожиданно «озарился», как использовать
шишку и врождённую способность для новых целей. Пример с сообразительным
попугаем аккумулирует множество условий, которым должно отвечать действие
животного, если мы называем это результатом мышления.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2018 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.