Продолжаем изучение книги Френка Фаррелли и Джеффри
Брандсма «ПРОВОКАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ»
Выражение
терапевтической ненависти и веселого садизма по отношению к клиенту заметно
идет ему на пользу
(7) За лечением обратилась большая семья. Дом представлял
собой полный хаос, а образованная мама сердилась, то чувствовала себя виноватой
и уже была на грани нервного срыва. Ее спросили, как она на конкретном примере
представляет помощь детей по дому. Она решила, что ей было бы легче, если бы
дети убирали за собой свои вещи.
Терапевт: Я научу вас, как быть веселым садистом.
Мать: Как это?
Терапевт: Как причинить боль, наказать их и не строиться при
этом.
В присутствии всех детей, с долей юмора и довольно
убедительно терапевт учил мать не давать им пищи до тех пор, пока одежда не
будет убрана: «Кто не работает – тот не ест!» Потребовалось всего пять раз
отказать детям в еде в течение двух дней, чтобы каждый из них тщательно следил
за своими вещами.
В заключение можно сказать, что в клинической практике, как
и в жизни, можно провести различие между коротким словом «жестокость» и длинным
«доброта», с одной стороны, и напротив, коротким словом «доброта» и длинным –
«ущерб», с другой. В практике лечения доминирует миф о том, что наказание,
отрицательное подкрепление и раздражение по отношению к воспитаннику
обязательно приводят к негативному эффекту. И все же социализация детей в любой
культуре неизбежно осуществляется любовью, нежностью, а также противостоянием,
насилием, наказанием, лишением пищи, насильной изоляцией и методом «воспитания
послушной собаки». (Ср. Азрин и Хольц, 1966; Аронфрид, 1971; Джонстон, 1972):
На наш взгляд (Ср. Людвиг и Фаррелли, 1967) наказание нужно применять; вопрос в
том, будет ли оно полезным или нет. В любом случае, в жизненных коллизиях
всегда окажутся садисты, включая ситуации лечения душевных болезней. Следует
разграничивать, однако, садизм и удовольствие от перемен в пациенте в
результате долгого, справедливого гнева в процессе лечения. Если недостаточно
одной любви, недостаточно и одного наказания; вместе они могут быть эффективны.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.