Продолжаем изучение
книги «Закат империи доллара и конец "Pax Americana"». Авторы Кобяков
А.Б., Хазин М.Л.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Но и этим дело не ограничивается. Не секрет, что новые идеи,
особенно в гуманитарных науках, с большим трудом пробиваются сквозь мощные
защитные барьеры, установленные устоявшимися «научными школами». Подчас нужны
десятилетия, за которые представители старых научных школ просто «вымрут»,
чтобы альтернативные идеи стали достоянием общественности. Классическим
примером являются исследования недавно скончавшегося Т. Хейердала, который был
вынужден для пропаганды своих, сейчас общепринятых, мыслей о путях миграции
древнего человека совершить свои знаменитые путешествия на «Кон-Тики», «Ра» и
«Тигрисе», поскольку в 40-50-е годы предыдущего века его не пускали на порог
уважаемых (без кавычек) академических институтов. А ведь у этнографов,
географов и лингвистов ни тогда, да и сейчас нет ни Мирового Банка, ни
Международного валютного фонда с их сотнями миллиардов долларов.
К сожалению, все американские экономические школы и их
выпускники, составляющие, в частности, основу перечисленных международных
финансовых институтов, поддерживают одну базисную идеологическую основу
экономического управления — монетарный либерализм. Дело, конечно, не в том,
«хороша» ли эта теория или «плоха», поскольку сама по себе, без участия людей,
она не может быть эмоционально окрашена. Как это всегда и бывает, какие-то
стороны жизни она описывает лучше других, а какие-то — хуже. Беда в том, что на
протяжении двух поколений все другие теории в США практически не изучаются — и,
как следствие, проблемы, причины которых лежат вне области монетарного
управления (а именно такими причинами, как это будет показано ниже, и вызван
нынешний кризис американской экономики), в принципе выпадают из поля публичного
анализа. Отдельные специалисты, которые в состоянии дать немонетарный анализ
сложившихся тенденций, не находят понимания ни у широкой массы специалистов,
ни, тем более, у потребителей их теорий, в первую очередь коммерсантов.
Надо отметить, что в случае США эта проблема, которая всегда
возникает там, где существуют устойчивые научные школы, традиционно не
принимающие конкурентов, стоит особенно сильно. Связано это с тем, что
американская политическая машина категорически запрещает всем странам,
находящимся от них в той или иной зависимости (то есть практически всем, кроме
Китая, Ирана и еще 2–3 стран мира), анализировать американскую систему
ценностей, в том числе, и в экономике. Как следствие, публичная приверженность
монетаризму становится одним из критериев «верности» США, и все альтернативные
экономические школы (которых в США уже не существует) быстро гибнут и за их
пределами.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.