Практически никогда
экзамен не обходится без дополнительных
вопросов и уточняющих замечаний экзаменатора. Для многих сдающих они
представляют серьезную опасность.
Если в ходе ответа они
более или менее успокоились, с помощью своих записей успешно раскрыли тему, то, как только
начинаются дополнительные вопросы, они порой не могут сказать и слова.
А ведь цель этой фазы
экзамена, как правило, - не только не разрушить, а наоборот, еще больше укрепить то положительное
впечатление, которое экзаменуемый произвел на экзаменатора.
Нелюбовь экзаменуемых к
дополнительным вопросам вполне объяснима и объективна. Тут играют свою роль и
отсутствие предварительной информации о том, что именно будут спрашивать, и
дефицит времени для припоминания и обдумывания ответа, и то, что экзамен
заканчивается и приближается самое страшное - выставление оценки.
Однако существует еще один
субъективный фактор, отрицательно влияющий на поведение абитуриентов. С
утверждением "Экзаменатор, задающий много дополнительных вопросов, относится к вам доброжелательно, не
согласились 87% опрошенных абитуриентов. Они приписали действиям преподавателя,
задающего дополнительные вопросы, отрицательные мотивы. Следовательно,
приписывание экзаменаторам коварства и вероломства значительно повышает
тревожность абитуриентов.
Зачастую, однако,- и
большая часть опрошенных преподавателей подтвердила это,- экзаменатором движут самые благородные мотивы: он стремится не "засыпать"
вас, а, наоборот, поставить более высокую оценку. И если вы правильно ответите
на дополнительные вопросы, то он это сделает.
Таким образом, замечания и
вопросы преподавателя не следует рассматривать как препятствие. Это может быть
и рука помощи, протянутая вам. Дополнительные вопросы - это еще один ваш шанс. Будет гораздо хуже,
если после ответа, не задав ни одного вопроса, он вам поставит тройку.