Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гидрогеология. Владельцам водозаборных скважин и не только. Нужна ли лицензия на колодец?


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

 Недавно на одном из форумов в сети интернет была затронута интересная тема: уж если у нас пошло поголовное лицензирование водозаборных скважин, могут ли сотрудники Федерального агентства по недропользованию потребовать оформления лицензии на водозаборный колодец?

Спор получился жаркий. И, если истина, как таковая, в ходе спора – не родилась, то, по крайней мере, открылись интересные факты, заслуживающие нашего с вами внимания и вносящие определенную изюминку в проблему лицензирования водозаборных скважин.

Главным камнем преткновения в ходе диалога, по давней традиции, стала статья 19 Закона «О недрах», гласящая:

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К этой статье крайне любят обращаться владельцы одиночных водозаборов, состоящих из неглубоких артезианских скважин: если скважина вскрывает первый от поверхности водоносный горизонт, то, стало быть, оформлять лицензию на нее необязательно.

Однако, на сегодняшний день в РФ сложилась следующая правоприменительная практика: если скважиной владеет юридическое лицо, то его обяжут оформлять лицензию на скважину в любом случае. Даже если скважина каптирует первый от поверхности водоносный горизонт.

По моему мнению, это обусловлено тем фактом, что скважина на территории любого предприятия или населенного пункта всегда подключена к разводящей сети трубопровода. И, соответственно, является источником централизованного водоснабжения. Как следствие, она не попадает под действие статьи 19 Закона «О недрах».

В настоящий момент, мне не известны прецеденты оформления лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод на колодцы. Однако, если руководствоваться логикой Департамента по недропользованию и содержанием ст. 19, то в случае, когда колодец эксплуатируется юридическим лицом и, при этом, подключен к разводящей сети трубопровода – он также является источником централизованного водоснабжения. И, следовательно, на него необходимо оформлять лицензию на право добычи подземных вод.

Возникает вопрос: почему же до сих пор никто не требовал получения лицензии на колодец?

Если посмотреть историю развития вопроса с лицензированием скважин, то до 2000 года никто не требовал лицензию на одиночные скважины. А, примерно, до 2005 года никто не требовал выполнять работы по подсчету запасов подземных вод при оформлении лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод. До 2011 года Роснедра не требовали выполнять проект на геологическое изучение недр для подсчета запасов подземных вод и смету к нему.

Таким образом, на протяжении более чем 10 лет, при неизменной законодательной базе, порядок оформления лицензий на водозаборные скважины постоянно менялся. При активном содействии прокуратуры, специалисты Федерального агентства по недропользованию приводили порядок оформления лицензий в соответствие требованиям действующего законодательства.

Как следствие, можно предполагать, что до колодцев, эксплуатируемых юридическими лицами, у Департаментов по недропользованию пока попросту «руки не дошли». Но с течением времени, на основании все тех же нормативных документов, они обяжут оформлять лицензию и на колодцы, используемые для водоснабжения предприятий, частных организаций, детский лагерей, баз отдыха и населенных пунктов.

Именно такую позицию я отстаивал в ходе дискуссии на форуме.

Как мы видим, в данной ситуации ключевое значение приобретает определение «централизованной системы водоснабжения». Какую систему считать централизованной, а какую нет?

После поверхностной проработки документов в сфере водоснабжения и водоотведения мне так и не удалось найти однозначного определения системы «централизованного водоснабжения». Имеющиеся определения, на самом деле, ничего не объясняют.

Если обратиться к определению из Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 г.), то мы имеем: централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Из указанного определения совершенно неясно, является ли скважина, подключенная к водопроводу на некотором локальном объекте, источником централизованного водоснабжения.

По некоторым косвенным признакам, закон «О водоснабжении и водоотведении» (N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 г.) и  СНиП 2.04.02-84*. «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» можно сделать вывод, что система водоснабжения становится централизованной, когда она назначена таковой органом местного самоуправления.

Функции по снабжению населения питьевой водой, в целом, возложены на администрации населенных пунктов. В их ведение входит организация и поддержание той самой «централизованной» системы водоснабжения. Соответственно, получается, что те сети, которые не входят в ведение администрации – к централизованной системе водоснабжения не относятся.

Соответственно, не может идти речи о лицензировании колодцев. Да и со скважинами вопрос лицензирования поворачивается уже совсем другим боком.

Так, если юр. лицо использует скважину на первый от поверхности водоносный горизонт, подключенную к разводящей сети трубопроводов, но не подключенную к городскому водопроводу – то владелец скважины может опираться на статью 19 Закона «О недрах». Необходимо указывать на тот факт, что имеющаяся водопроводная сеть не относится к централизованной системе водоснабжения. И, следовательно, мы, как собственники или арендаторы земли, имеем право добывать подземные воды из скважины на первый водоносный горизонт по своему усмотрению. Т.е. без лицензии!

А ведь есть и еще один тонкий нюанс. Дословно в статье 19 сказано: на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Т.е., во-первых, нам нужно доказать, что наша скважина – не является источником централизованного водоснабжения. А, во-вторых, показать, что централизованное водоснабжение на базе первого от поверхности водоносного горизонта – не осуществляется. Т.е. в пределах некоторой окружающей нас территории нет городских водозаборов подземных вод, вскрывающих первый от поверхности водоносный горизонт и питающих централизованную систему водоснабжения.

В заключении можно сказать лишь одно: неплохо было бы направить запрос в Федеральное агентство по недропользованию и получить официальное разъяснение по поводу первого от поверхности водоносного горизонта.

Я бы рекомендовал направлять такие запросы всем владельцам водозаборных скважин, глубина которых не превышает 20–30 м.


В избранное