Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гидрогеология. Владельцам водозаборных скважин и не только. Получение лицензии на водозаборную скважину


Проблема получения лицензии на водозаборную скважину стала наиболее актуальной в последние годы. С советских времен по всей территории страны осталось огромное количество подземных водозаборов, эксплуатируемых без действующей лицензии на неутвержденных запасах подземных вод. Чаще всего, скважины эксплуатируются на протяжении трех-четырех десятков лет, не раз переходили от одного владельца к другому и вопросом их легального оформления, до определенного момента, никто и не думал заниматься.

Основополагающим моментом в вопросе эксплуатации водозаборных скважин является тот факт, что подземные воды являются полезным ископаемым. Соответственно, владелец водозаборной скважины, используемой с целью добычи подземных вод, является недропользователем. В соответствие с законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр.

Лицензирование водозаборных скважин производится в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов от 29 ноября 2004 г. № 710 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности». Указанный документ находится в свободном доступе на официальном сайте Департамента по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу. Там же опубликован перечень документов, которые необходимо приложить к заявке на получение лицензии.

Вопрос подготовки пакета документов, необходимых для получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод, следует рассмотреть более подробно. Условно, перечисленные в перечне документы можно разделить на две группы:

1. Юридические. К этим документам можно отнести копии учредительных документов, справку о внесении в единый государственный реестр юридических лиц, копию справки о постановке на налоговый учет и целый ряд других. Общий смысл состоит в том, чтобы подтвердить существование данного юридического лица на законных основаниях, показать отсутствие каких-либо задолженностей перед государством в части неуплаты налогов или невыполнения условий лицензионных соглашений, выданных ранее, доказать финансовую состоятельность и техническую возможность выполнения работ на участке недр. В том числе, немаловажным является тот факт, что будущий недропользователь обязан предоставить сведения о наличии технологического оборудования и квалифицированных специалистов для ведения работ на лицензионном участке.

Как правило, с группой юридических документов недропользователь в состоянии справится сам. Но требования о наличии квалифицированных специалистов включены в существующий перечень не зря. Наличие специальных знаний в области геологии и гидрогеологии может понадобиться при формировании второй части пакета документов.

2. Технические. В данную группу входят документы, касающиеся технического состояния водозабора и системы водоснабжения, описание геолого-гидрогеологических условий и режима добычи подземных вод, а также характеристика санитарного состояния подземных вод и их защищенности от потенциального загрязнения. Основной смысл этих документов – предоставить максимум сведений о геологическом строении участка недр, режиме эксплуатации водозабора, производительности скважин, положении статических и динамических уровней подземных вод, качественном составе подземных вод и возможности их использования по целевому назначению, технических возможностях водозаборных скважин, их состоянии, а также о санитарном благополучии подземного горизонта, водозаборного сооружения и прилегающей территории. Также, в перечне документов обозначена копия протокола заседания экспертной комиссии по запасам. Т.е., фактически, Департамент по недропользованию устанавливает требования о необходимости подсчета запасов подземных вод по участку недр до получения лицензии.

Требования по оценке запасов установлены законом РФ «О недрах» для всех видов полезных ископаемых для обеспечения полноты изученности геологических условий с целью рационального использования и охраны недр. Наличие отчета об оценке запасов по результатам геологоразведочных работ является законным и вполне обоснованным требованием. При правильной последовательности действий запасы полезного ископаемого действительно сначала должны быть найдены и разведаны, а затем уже потом может быть начата их эксплуатация. Так происходит с рудой на черные и цветные металлы, так происходит с угольными разрезами, так происходит с нефтью и газом и, точно также должно было происходить с подземными водами. Однако, начиная с 70–80-ых гг. прошлого века, водозаборные скважины массово вводились в эксплуатацию без должного изучения недр и предварительной разведки. У стороннего наблюдателя создается ошибочное впечатление, что геологоразведочные работы на подземные воды должны проводиться постфактум (или не проводиться вообще). Однако, это не так.

Поскольку в стране эксплуатируется большое количество подземных водозаборах на неутвержденных запасах, Роснедра применяют практику выдачи лицензии без наличия протокола комиссии по запасам. Но, при этом, в лицензионном соглашении в обязательном порядке включается требование о выполнении оценки запасов подземных вод по лицензируемому участку недр в определенные сроки.

Первыми в ряду технических документов, прилагаемых к заявке на лицензию, должны быть представлены расчет потребности предприятия в воде, а также определено целевое назначение подземных вод – хозяйственно-питьевое или техническое. В идеальном случае, владелец скважины должен представить технический проект водоснабжения объекта капитального строительства, согласованный и утвержденный в установленном порядке. Основная трудность, как правило, заключается в том, что в отсутствие данного проекта владелец скважины сам не имеет понятия, сколько воды ему необходимо и сколько ее добывается подземным водозабором. Именно поэтому требования по рациональному использованию и охране недр подразумевают строгий учет количества добываемых ресурсов. В качестве предостережения следует указать, что при выполнении расчетов по определению потребности предприятия в воде нужно учитывать возможное увеличение водопотребления в долгосрочной перспективе и закладывать этот запас в расчет. На всех действующих скважинах должны стоять водомерные счетчики (расходомеры).

При формировании пакета документов в первую очередь следует уделить внимание качественному составу подземных вод. Владелец скважины должен получить заключение санэпиднадзора о возможности использования подземных вод для целей хозяйственно–питьевого водоснабжения. Необходимо отметить, что речь идет не о результатах химического или бактериологического анализа, который когда-либо выполнялся по скважине, а именно об официальном заключении, выполненном по установленному образцу на специальном государственном бланке с голограммой. Указанное заключение подтверждает соответствие качества подземных вод требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», либо СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Если подземные воды используются для технического водоснабжения, получать данное заключение не нужно.

Необходимо отметить, что природные подземные воды по своему качеству очень редко соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Особенности формирования химического состава подземных вод предопределяют частое превышение содержания железа, марганца, азотных соединений или некоторых других компонентов. В этом случае, в лицензионное соглашение включается отдельный пункт о необходимости применения систем водоподготовки на подземном водозаборе. Т.е. подземные воды в обязательном порядке должны быть искусственно доведены до существующих стандартов качества перед подачей потребителю. На переоборудование водозабора системой водоподготовки недропользователю отводится определенное время, которое оговаривается в лицензионном соглашении. Невыполнение условий лицензионного соглашения может повлечь за собой штрафы в размере до 500 тыс. рублей для юридических лиц (КОАП РФ статья 7.3 в ред. от 28.12.2009 N 380-ФЗ).

Также в санэпиднадзоре необходимо получить документ, подтверждающий наличие или возможность организации зоны строгого режима санитарной охраны. Для этого владелец скважины должен предоставить в СЭС документы, подтверждающие тот факт, что земля в радиусе 30 м от скважины находится в его собственности или в долгосрочной аренде. В этом случае, будет возможно произвести отчуждение земли под зону санитарной охраны первого пояса – попросту говоря, огородить эту территорию забором (см. фото). Однако, сооружение забора – далеко не единственное мероприятие, которое придется провести при организации зон санитарной охраны подземного водозабора. Все необходимые требования на этот счет изложены в СанПиН 2.1.4.1110-02. «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения», где указано, что зона санитарной охраны подземного водозабора должна включать в себя три пояса.

Общий смысл организации трех поясов ЗСО достаточно прост. Первый пояс строго режима исключает несанкционированный подход или подъезд к скважине посторонних лиц и замусоривания территории непосредственно вокруг водозабора. Как уже упоминалось выше, для артезианских водозаборов радиус зоны строго режима санитарной охраны должен составлять не менее 30 м, но может быть уменьшен до 15 м по согласованию с СЭС. Территория в пределах первого пояса должна быть огорожена забором и спланирована, что подразумевает организацию и отведение поверхностного стока, ликвидацию высокоствольной растительности, укладки твердого покрытия на пешеходные дорожки и зоны подъезда специализированного транспорта к скважине, а также ряд других мер. Второй пояс зоны санитарной охраны создается с целью исключения попадания микробного загрязнения в подземный горизонт. Граница второго пояса ЗСО определяется на основании гидродинамических расчетов по времени продвижения микробного загрязнения в подземном горизонте к фильтрам водозаборных скважин. Общий смысл заключается в том, что вредоносные микроорганизмы в случае попадания в водоносный горизонт должны успеть погибнуть за счет низкой температуры подземных вод до того, как будут подтянуты к скважине. В пределах зоны санитарной охраны второго пояса исключено наличие сельскохозяйственных земель, объектов животноводства, выгребных ям и запрещено бурение скважин без уведомления недропользователя и без получения разрешения СЭС. Третий пояс зоны санитарной охраны создается с целью исключения попадания химического загрязнения в подземный горизонт. Размеры третьего пояса чаще всего соответствуют зоне формирования запасов подземных вод, т.е. совпадают с границами месторождения. Радиус зоны третьего пояса санитарной охраны равен радиусу депрессии уровней, созданной вследствие работы водозабора.

Организация зон санитарной охраны выполняется в соответствии с заранее оформленным и утвержденным проектом. Особо отметим, что данный проект может быть выполнен уже после получения лицензии. От органов санэпиднадзора при оформлении пакета документов к заявке на лицензию необходимо получить документ «о возможности организации зоны санитарной охраны». Т.е. требуется заключение о том, может ли зона санитарной охраны быть организована в принципе, а не наличие проекта на ее организацию и не наличие ее в готовом виде.

Основным документом водозаборной скважины является технический паспорт. В крайнем случае, подойдет учетная карточка буровой скважины. Если документов на скважину не сохранилось, можно попробовать восстановить их, обратившись в организацию, которая выполняла бурение скважины, или в территориальный фонд геологической информации, куда могла быть передана ее учетная карточка. Однако, проблема состоит в том, что большинство буровых организаций, проводивших работы в советское время, не пережили период бурного развития капитализма. Их архивы в лучшем случае перераспределены между отдельными частными структурами, успевшими отпочковаться, прихватив часть имущества, либо перестали существовать как таковые. В свою очередь, передачей учетных карточек в геолфонд раньше никто не занимался по той же причине, по которой не проводилось лицензирование и не оценивались запасы. Как бы то ни было, на момент выполнения работ по лицензированию водозаборная скважина должна быть зарегистрирована в ФГУ ТФИ (геолфонде), о чем владельцу выдается специальная справка. Это означает одно: учетная карточка на скважину должна быть!

В пакете документов на заявку для получения лицензии должны быть представлены сведения о современном состоянии подземных вод по данным ведения мониторинга. Мониторинг подземных вод подразумевает выполнение наблюдений за дебитом водозаборных скважин, положением статических и динамических уровней в эксплуатационных и наблюдательных скважинах, температурой подземных вод, а также выполнение химических и бактериологических анализов. Замеры дебитов скважин производятся на основании показаний расходомеров, замеры динамических уровней производятся при помощи электроуровнемера в период работы скважины, замеры статических уровней – в период простоя. Режимные наблюдения выполняются не реже одного раза в месяц, программа наблюдений за химическим составом и бактериологической безопасностью подземных вод согласовывается отдельно с органами санэпиднадзора. Период наблюдений на момент получения лицензии должен составлять не менее одного года.

Возьму на себя смелость предполагать, что требование о годовом периоде наблюдений по водозабору может выполняться не совсем строго. Как правило, владельцы скважин обращаются в Роснедра по вопросу лицензирования, не имея ни малейшего представления о необходимости ведения режимных наблюдений и попросту не умея их делать. Требование о необходимости выполнения мониторинга подземных вод по участку недр может быть включено в лицензионное соглашение наравне с требованием о выполнении подсчета запасов подземных вод. Оценка запасов всегда опирается на наличие режимных данных, поэтому эти два пункта могут взаимно дополнять друг друга.

При подготовке заявки владелец скважины также должен представить документ о пространственном положении участка недр. Чаще всего, это подразумевает указание географических координат устья скважины. Необходимо отметить, что наряду с плановыми координатами для устья скважины должна быть дана абсолютная высотная отметка с точностью до 0,01 м. Абсолютная отметка устья скважины необходима при ведении мониторинга подземных вод, а также является ключевым параметром при подсчете запасов подземных вод.

Также пакет документов к заявке на получение лицензии должен включать в себя две карты: обзорную, масштаба 1:25000 – 1:100000, и совмещенный план границ масштаба 1:2000 – 1:10000. Обзорная карта позволяет получить представление о местоположении будущего лицензионного участка, т.е. как бы устанавливает его адрес. На совмещенном плане, заверенном руководителем организации, должны быть указаны границы землепользования, расположение водозаборного сооружения и границы зоны санитарной охраны, т.е. должно быть показано, что первый пояс зоны санитарной охраны находится в границах земельного участка, принадлежащего или арендуемого владельцем скважины.

Перечисленный перечень документов не является полным. В данном случае, основное внимание акцентируется на документах, оформление которых может вызвать трудности и непонимание со стороны сотрудников предприятий, не подготовленных к работе в сфере освоения и изучения недр. Заявка на получение лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод должна содержать целый ряд специализированных документов, включающих описание геологического строения и гидрогеологических условий участка недр, режима эксплуатации водозаборного сооружения и качества подземных вод. В зависимости от конкретного объекта, трактовка наличия тех или иных данных, объективная возможность получения тех или иных документов и степень их необходимости может становиться предметом дискуссии между представителем предприятия и сотрудниками надзорных органов.

Возможность использования подземных вод в целях хозяйственно–питьевого водоснабжения должна быть одобрена со стороны сразу двух контролирующих структур: Департамент по недропользованию (Роснедра) и органов СЭС (Роспотребнадзор). Вопрос качества подземных вод и влияния на него природных и техногенных факторов является неоднозначным и может вызвать определенные трудности при согласовании.

Условие лицензирования недропользования подразумевает обязательное выполнение геологоразведочных работ и оценки запасов подземных вод по лицензионному участку. Все это делает приказ МПР «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами…» в части наличия у предприятия–недропользователя технологического оборудования и, что особенно важно, квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр весьма разумным и обоснованным.

В избранное