Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Webrating.Ru - все об интернет-рекламе


Откуда пошла визуализация интернет-аналитики
 

В июне 2006 года двое из города Рамат-Ган (Израиль) - Таль Шварц и Арик Явилевич - создали новый рынок визуализации интернет-аналитики. Эти двое из города-спутника Тель-Авива основали компанию, привлекли в руководство еще трех соотечественников, получили seed money... Сейчас здесь действуют около десятка компаний. Из них две системы примерно равной "весовой категории" - WebVisor и ClickTale.

Webrating

Полная визуализация интернет-аналитики
 

Приступая к этим заметкам, пересмотрел хрестоматийный ролик «1984», которым компания Apple в свое время ярко противопоставила себя миру серости и занудства, под которым тогда подразумевались персональные компьютеры IBM. Именно такие ассоциации порождает сервис для интернет-маркетологов Webvisor (Вебвизор). Среди всех подобных систем он выделяется яркостью и наглядностью, противопоставляющими себя определенному занудству отчетов интернет-счетчиков, хотя бы и не похожих на Большого Брата.  Подход WebVisor основан на детальном визуальном анализе поведения каждого посетителя.
 

Как выглядит интернет-аналитика в последнюю дюжину лет? Владелец сайта время от времени заходит в интерфейс системы и пытается понять, что же люди делали на сайте и как ему улучшить сайт и увеличить его посещаемость. Удается это лишь изредка, поскольку графики и числовые отчеты, предоставляемые современной аналитикой, мало что дают неподготовленному человеку.  И даже профессионалу, для того чтобы сделать на основе статистических данных какие-либо практические рекомендации, надо провести немалую работу.

Анализ рекламной кампании практически всегда сводится к настройке среза (фильтра) на рекламную площадку и/или рекламный носитель и вычислению стоимости целевого действия (CPA).
А в анализе юзабилити сайта хрестоматийные алгоритмы с применением интернет-аналитики  мне вообще не известны, кроме диаграммы Спивака.  

Почему так? Потому что статистика  не порождает прямых рекомендаций – “вот здесь надо добавить ссылку, здесь изменить структуру меню, а здесь увеличить размер изображений в галерее” . Она дает только косвенный материал для размышлений.

Однако прямые подсказки необходимы, потому что самостоятельный умозрительный анализ сайта - это как самомассаж: приятно,  а толку немного... Ведь наш мозг (вспомните хотя бы пресловутый "замыленный взгляд") обычно играет с нами «злую шутку»,  так что менеджер проекта, вебмастер или дизайнер не могут самостоятельно провести полноценный анализ сайта, у истоков которого стояли.

У большинства владельцев сайтов нет желания медитировать над цифрами и графиками, полученными из традиционных систем интернет-аналитики. Для них работает  принцип “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Т.е. гораздо больше понимания даст возможность своими глазами видеть, что делают на сайте конкретные посетители. Посетитель, который сегодня спросонок трижды промахнулся мышкой мимо ссылки. Посетитель, который не нашел раздел “Контакты” и ушел с сайта. Посетитель, который не дочитал текст, в конце которого была важная информация, и закрыл страницу. Но ведь невозможно стоять у каждого из них за спиной и смотреть, что он делает?
Для такого анализа действий посетителей теперь достаточно воспользоваться возможностями сервиса WebVisor.

Он позволяет не моделировать поведение посетителей на основе косвенных данных, а увидеть.
Прокрутить в плеере ролик, показывающий каждое движение, каждый клик, каждое переключение окон выбранного посетителя.

Такое отображение в реальном времени  действий посетителей сайта является не только аналитическим, но и зрелищно-развлекательным сервисом. Однако именно зрелищная сторона способна привлечь большое количество новых пользователей.


WebVisor - выбор пользователя для просмотра его действий

Выбор интересующего пользователя для просмотра его действий в WebVisor.


WebVisor - просмотр действий выбранного пользователя

Просмотр действий выбранного пользователя в WebVisor.

Если же продолжать говорить о снижении рисков в процессе принятия решений – цели идеальной аналитики, то  22 сентября на одной из отраслевых конференций были показаны  "Карты активности", предназначенные в новую версию WebVisor.

В английской терминологии они получили удачное в своей двусмысленности наименование "heatmaps". Это и карты наиболее "горячих" зон на сайте, от основного значения "heat" - "тепло", и одновременно карта пробегов мыши, от спортивного термина "heat" (гит), что в легкой атлетике, велосипедном, мотоциклетном и конном спорте - одиночный забег или заезд на определенную дистанцию.

По-русски такого емкого термина еще не придумано. Активность всех посетителей (или определенного сегмента посетителей) на выбранной странице за заданный интервал времени показывается в системе в терминах Карта кликов, Карта скроллов и Карта внимания. В отличие от общепринятых приблизительных способов построения карт, основанных на привязке событий к экранным координатам, данная реализация карт в WebVisor привязывает события не к экранным координатам, а к отдельным тэгам на странице. В результате различия в отображении страницы различными браузерами, различия в разрешении экрана у посетителей и небольшие изменения страницы во времени, не снижают точности построения карты.


WebVisor

Карта кликов с небольшой выборкой (она же с большей выборкой выглядит так).

Обратите внимание на нижнюю часть иллюстрации "Просмотры в выбранной точке", где дается отчет по

выбранной точке карты.


WebVisor - карта внимания

Карта внимания.

Согласитесь, хорошо бы увидеть на таких картах цветовое разделение сегментов посетителей, например, отображать активность посетителей, пришедших по платной рекламе, оттенками красного, а активность посетителей, пришедших по ссылкам, оттенками синего. При таком отображении можно зрительно сравнивать, чем отличается поведение посетителей из этих двух сегментов.


WebVisor - карта внимания с учетом скроллинга

Карта скроллов (карта активности с учетом прокруток страницы). И пример такой карты - для более длинной страницы.

В девяностые годы системы подобные Вебвизору появиться не могли. Просто именно увеличение емкости жестких дисков, их удешевление, расширение пропускной способности интернет-каналов и другие технические предпосылки и позволили создать новое поколение систем интернет-аналитики - визуальное.


И хотя мы видели, как интернет-маркетинг в Рунете прошел путь от гиперссылки до поведенческого таргетинга, подлинные мотивы человеческого поведения глубоко запрятаны в индивидуальном и общественном подсознании . Так что примеров успешного моделирования поведения российских интернет-пользователей на моей памяти не было, а самым безупречным таргетингом до сих пор считается поисковая реклама. Поэтому многим и пригодится функционал, уже продемонстрированный в WebVisor.

Но не удивляйтесь, когда в Интернете не найдется скриптов с открытым кодом подобного назначения. Этот крошечный пока рынок образуют одна израильская, несколько американских и одна отечественная система - WebVisor. По умению работать с «резиновыми дизайнами» и по некоторым другим параметрам WebVisor превосходит мировые аналоги.

Андрей Травин для Хабрахабра

Следи за собой
 

Автор системы WebVisor Артур Суилин однажды уже пытался создать свой собственный инновационный проект. Но в начале "нулевых" найти инвестиции для развития сервиса статистики iMetrix не удалось.

Суилин признает, если бы он немного опоздал, то по-прежнему бы искал финансирование. Корпорация "РБС" вложилась в его задумку незадолго до разгара кризиса - летом прошлого года. По экспертным оценкам, инвестиции не превышают $1 млн. С Павлом Маурусом, президентом и совладельцем РБС, кроме iMetrix автор WebVisor работал еще в Port.ru - проекте Mail.ru. Вместе они разрабатывали систему Talk.ru, призванную объединить пользователей Web и Fido. Это был некий прототип социальной сети, который не был завершен из-за недостатка денег. Теперь у партнеров новое детище - WebVisor - система для отслеживания всех действий пользователя на сайтах.

ВIG BROTHER IS WATCHING

Американские ученые доказали, что движение компьютерной мышки соответствует движению глаз. Таким образом, можно видеть, что именно привлекает внимание посетителей сайтов, а что остается "за кадром". С помощью WebVisor можно, например, проанализировать юзабилити и разобраться в причинах ухода пользователей. WebVisor опробовал свою технологию на себе - страница с расчетом стоимости использования системы оказалась точкой выхода с сайта для большинства гостей. "Люди не готовы покупать кота в мешке. Когда мы это увидели, то разместили под формой расчета стоимости кнопку, ведущую на демоверсию WebVisor. Конверсия посетителей в клиентов выросла в 1,5 раза", - рассказывает Анастасия Медведева, руководитель отдела по развитию бизнеса компании и по совместительству супруга автора проекта. Она вместе с мужем стояла у истоков создания системы и помогала ему идеями. Озаботиться соблюдением закона "О защите персональных данных" сайты должны самостоятельно. WebVisor хранит обезличенные сведения, то есть не привязанные к конкретным аккаунтам посетителей. Информация становится персонифицированной, только когда попадает к владельцам сайтов. И те обязаны в пользовательском соглашении предупредить о слежке. Пока претензий на этот счет со стороны посетителей не поступало.

НЕПРЕРЫВНОЕ СМОТРЕНИЕ

Суилин задумался о таком сервисе, когда работал в web-студии "Мастер-бит", совладельцем которой являлся, и отвечал там за всю техническую часть. Менеджерская деятельность не ухудшила его навыков программирования, и он в одиночку создал прототип WebVisor всего за несколько месяцев, трудясь в свободное время. Когда Суилин понял, что идея работает, то вышел из бизнеса и отправился на поиски инвесторов. Предприниматель был уверен, что западная схема, когда изобретатель с улицы может прийти к совершенно незнакомому "бизнес-ангелу" и получить деньги, в России не действует - все решают связи. Поэтому обращаться в венчурные фонды он даже не пытался, а решил делать бизнес со старым знакомым - Маурусом. К октябрю 2008 года была создана первая полноценная альфа-версия, а весной нынешнего состоялся запуск в коммерческую эксплуатацию. В октябре 2009-го вышла вторая альфа-версия. С марта к сервису подключилось около 6000 сайтов, владельцы которых узнали о WebVisor через "сарафанное радио". Большинство пока пробует сервис в деморежиме, а также использует систему бесплатно по специальной программе для некоммерческих и благотворительных организаций. Около тысячи клиентов платят за сервис. Из них около 50% работают с WebVisor уже несколько месяцев.
   Стоимость сервиса зависит от количества "гостей" ресурса, числа сайтов, которые будут подключены, а также от сроков хранения данных о пользователях и об эксплуатации системы. При оплате сразу за год можно получить скидку в 50%. К примеру, за три месяца использования WebVisor на одном сайте с посещаемостью 1000 - 2000 человек в день и сроком хранения данных в течение месяца стоимость услуг составит 3360 руб. без НДС. С максимальной скидкой сервис будет стоить 700 руб. ежемесячно. То есть сейчас проект приносит своим акционерам около 700 000 руб. в месяц. По планам стартап выйдет на самоокупаемость уже до конца текущего года, а еще через год начнет приносить прибыль. К 20 октября WebVisor записал 1 082 370 452 минуты просмотров страниц. Это почти 2059 лет непрерывного смотрения в монитор компьютера.

НОВЫЕ КАДРЫ

Причем кризис сыграл на руку Суилину - в прошлом году специалистов днем с огнем было не найти, а сегодня в компании работают 10 человек, большинство из которых - опытные программисты на Java и Java-script. Инвестиции уходят в основном на зарплаты. По оценкам аналитиков, на ежемесячное содержание такой команды расходуется $30 000 - 40 000. Расширять штат в компании не собираются, нынешнего коллектива достаточно для того, чтобы совершенствовать функционал системы в течение будущих лет. А развивать сервис необходимо - сейчас не анализируются страницы сайтов, закрытые паролем, а также личные страницы пользователей. Например, в корзине покупок в интернет-магазинах не фиксируются товары, которые выбирали посетители. Суилин планирует улучшить анализ юзабилити и сотрудничает в этом направлении с компанией Usethics.
   Также у WebVisor есть партнерская программа - можно разместить на своем сайте уникальную ссылку на систему и получать 10% со всех клиентов, которые по ней пришли. Партнеров пока немного - всего три компании. А конкурент всего один, да и тот на Западе - фирма ClickTale. WebVisor собирается выйти на иностранный рынок в следующем году. Еще в планах - начать предлагать сайтам услугу по анализу движения глаз посетителей, а не мышки. Это Суилин намеревается делать через партнеров. Компания-подрядчик станет собирать фокус-группу под каждый сайт, с помощью специальных камер iTracker будет фиксироваться направление их взглядов и создаваться карта внимания посетителей конкретного сайта. Кто выступит в роли партнера и сколько будет стоить такая услуга, пока неизвестно.
   

   Леонид Делицын, эксперт-консультант ИК "Финам":
   "Все острые потребности владельцев сайтов удовлетворены: есть счетчики, инструменты для панельных исследований. Проект может приносить несколько сотен тысяч долларов в год. Но очень быстро вырастут расходы на инфраструктуру - хранение и обработку больших объемов информации. Сейчас, пока клиентов немного, на это уходит небольшая сумма по сравнению с затратами на зарплаты. Но через год-два издержки по этой статье могут составить сотни тысяч долларов в год. Идея с выходом на иностранный рынок хороша, но придется открывать офис на Западе и обязательно позиционировать себя как высокотехнологичную японскую, ирландскую, немецкую компанию, но никак не российскую. Кроме того, придется серьезно вложиться в маркетинг. А если идея окажется успешной, она, к сожалению, не защищена, ее легко повторить. Ничто не мешает добавить точно такие же функции, скажем, в Google Analytics".

Светлана Рагимова для журнала Компания

Четыре поколения метрик
 

Если бы не корпоративная стратегия, из-за которой Яндекс предпочитает всё писать самостоятельно, и, в крайнем случае, "покупать на корню", они могли бы стать единым целом. Ну или на худой конец устроить корегистрацию.

Потому что эти сервисы реально ДОПОЛНЯЮТ друг друга.

Это я о том, что 20 октября вышла вторая версия сервис визуализации аналитики WebVisor.

Основная идея - WebVisor дает максимально детализированную информацию о посетителях, какую не способна дать ни одна система интернет-аналитики другого типа.

Системы, расставленные по степени детализации
(тут можно нарисовать красивую картинку в виде пирамиды или чего то подобного):

  • счетчики -рейтинги, дают только количество посетителей за период (Rambler's Top100 и TopMail);
  • стечики-трекеры или системы интернет-статистики (Liveinternet, SpyLog, Google Analytics, stat24), дают суммарную информацию по посещениям, выбранным по срезу (фильтру);
  • системы с детализацией по просмотрам страниц (Woopra), кроме суммарной информации дают информацию по каждому посещению;
  • системы интернет-аналитики с детализацией поведения посетителя на странице (WebVisor, ClickTale), дают максимально возможную детализацию.

Данная классификация является новой, отражающей реальность 2009 года.

Никуда не поставил Яндекс.Метрику. - можете предложить свой вариант. Моя версия - это тоже система интернет-статистики со второй ступени, просто у нее пути по сайту показывают раскрашенной схемой :)

Из клубов Я.ру

20 причин, по которым WebVisor лучше, чем ClickTale
 

1. Поддержка всех популярных браузеров (IE, FireFox, Opera, Chrome). Кликтейл поддерживает лишь IE и FireFox.
2. Запись всех посещений. Кликтейл не может гарантировать запись всех посещений из-за ограниченной работы с браузерами (см. п.1), что дает неполноценную картину поведения посетителей на сайте.
3. Корректная работа с резиновыми сайтами (http://webvisor.ru/faq/recordAndPlay.jsp#q1)
4. Мощная фильтрация посещений, позволяющая строить аналитические срезы по любым параметрам.
5. Архивация страниц (http://webvisor.ru/faq/recordAndPlay.jsp#q2)
6. Поддержка концепции целей
7. Определение рекламного трафика (Яндекс.Директ, Бегун, AdWords и пр.)
8. Определение поискового трафика и поисковых запросов.
9. Определение IP посетителей
10. Запись посещений (сессий), а не просмотров страниц в пределах одного посетителя.
11. Проверка статуса кода
12. Возможность создавать субаккаунты
13. Возможность давать ссылки на посещения сторонним пользователям, а не отсылать им многометровые архивые с роликами.
14. Карты внимания (по общей активности посетителей на страницах). Такие карты строит только WebVisor
15. На карте кликов можно просмотреть все просмотры страниц, где был совершен клик в определенной точке (очень полезно, чтобы понять ход мыслей посетителей, кликнувших здесь, а не где-то еще).
16. Именование посетителей
17. Русскоязычная служба поддержки
18. Возможность оплачивать по безналичному расчету юридическим лицам
19. И наконец, WebVisor существенно дешевле Кликтейла. Наш минимальный тарифный план позволяет записать 30 тыс посещений в месяц за 700 руб. А у Кликтейла запись 20 тыс. просмотров (просмотры – это запись действий только на одной странице, Вебвизор же берет деньги за посещения, т.е. полноценные сессии, в которых просмотров может быть от 1 до бесконечности) стоит 99 долларов, что в переводе в рубли составляет порядка 3 тысяч.
20. В партнерской программе ClickTale могут участвовать только англоязычные сайты.

Webrating


Вы подписаны на рассылку "Webrating.Ru - все об интернет-рекламе", отписаться от рассылки можно на сервере www.subscribe.ru.

2002, Webrating - http://www.webrating.ru info@webrating.ru

В избранное