Уникальная архитектура мира Национальный музей искусства. Осака.
Национальный музей искусства. Осака. Япония.
Рождение идеи
Национальный музей искусства в городе Осака объединяет сразу два периода истории японской сокровищницы современной культуры.
Первый период начался в 1977 году, когда музей открылся, а второй – в 2004 году, когда музей получил новое здание. Первое здание Национального музея искусства фактически подхватило эстафету выставки «Expo – 70». На ней с успехом действовал павильон Музея изящных искусств, которому через семь лет суждено было превратиться в знаменитую достопримечательность
Осаки.
Идея построить второе здание музея возникла по причине ветхости старого, а также потому, что оно уже не способно было вмещать все экспонаты, которых к началу XXI века накопилось уже ни больше, ни меньше, а несколько тысяч единиц. Причем, если первый
музей проектировал японец – Арата Исозаки – то над вторым работал американец аргентинского происхождения – Сезар Пелли. Новый проект значительно отличался от старого не только увеличенной площадью и авангардной архитектурой, но и своим местоположением.
История строительства
Новое здание Национального музея искусства в Осаке было решеноперенести с окраин города в его центр. Сезар Пелли и его коллеги знали, как это сделать, несмотря на то, что в центре Осаки было крайне мало места. Они просто спроектировали четырех этажное здание, три этажа которого уходили под землю. Но была и еще одна важная проблема – вода. Остров Наканошима, в центре которого
планировалось построить музей, был окружен реками, а подземные этажи музея должны были располагаться ниже их уровня.
Благодаря последнему обстоятельству строительства здание Пелли получило прозвище «субмарины», хотя ничто в его внешнем облике не указывает на родство с подводной лодкой. Наоборот, это нечто, похожее на собирающееся взлетать гигантское насекомое, хотя наиболее распространено сравнение конструкций с колышущимися зарослями камыша. Между тем, видный единственный снаружи этаж музея выполняет не только декоративную
функцию, но и обеспечивает светом и воздухом три подземных этажа.
Конструкция здания
Металлические трубы в виде камыша или насекомого, которые не дадут ни с чем спутать Национальный музей искусства в Осаке, фактически венчают здание, общая площадь которого составляет 13 500 кв.м. Первый – надземный этаж – сконструирован таким образом, что обеспечивает попадание внутрь других этажей солнечного света, а также кислорода для систем вентиляции. Три подземных этажа помещены в своеобразную капсулу,
надежно препятствующую попаданию воды внутрь здания.
Безусловно, над таким сложным проектом Сезар Пелли трудился не один. В процессе проектирования и строительства компания «Cesar Pelli & Associates» сотрудничала с инженерами «Tomoki Hashimoto» и «Mitsubishi Heavy Industries». Они помогли выполнить герметичную трехслойную стену, окружающую уходящие вглубь на 22 с лишним метра этажи. Работы по возведению здания музея в Осаке длились почти 5 лет, а многие из
элементов конструкции изготавливались практически вручную.
Интерьер музея
Всего в коллекции Национального музея современного искусства в Осаке находится более 5 000 произведений искусства. Большинство из них датируется второй половиной ХХ века. Выставки экспонатов проходят поочередно и устраиваются в подземных этажах музея. На втором подземном этаже обычно работает постоянная экспозиция, а на третьем, как правило, временная. На трех подземных этажах умещаются
все выставочные залы музея, предназначенные для экспонатов и оборудованные соответствующим образом складские помещения, а также ресторан и магазин.
В отличие от работ, хранящихся в музее Сезанна, Кандинского, Пикассо, Михайлова и Фудзиту, произведения архитектора Пелли «экспонируются», если можно так сказать, не под, а над землей. Ведь авторству Сезара Пелли принадлежит не только замечательный Национальный музей искусства в Осаке, но и знаменитые башни-близнецы Петронас в малазийской столице Куала-Лумпур, аэропорт имени Джона Кеннеди в
Нью-Йорке, а также, увы, печально известный Всемирный Финансовый Центр на берегу реки Гудзон.