Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уникальная архитектура мира

  Все выпуски  

Уникальная архитектура мира Атомиум в Брюсселе


Атомиум в Брюсселе

«Брюссельское счастье» - «глюк» наяву

Дело здесь совсем не в жаргонизмах, которыми столь изобилует современная речь. Просто именно так выглядит для любого русского немецкое название Атомиума в Брюсселе - Brüssel Glück. Ну а «Брюссельским счастьем» его прозвали уже сами соотечественники Эркюля Пуаро, которым при всем желании не откажешь в оригинальности. Ведь построить конструкцию, которая в 165 миллиардов раз превышает натуральные размеры кристалла железа из 9 атомов, может лишь человек с крайне нетривиальным взглядом на мир. На самом деле, архитекторов, создавших это чудо – трое. Это главный автор проекта Андре Ватеркейн и его помощники – Андре и Мишель Полаки.

Близкий родственник Эйфелевой башни

Родство брюссельского Атомиума с парижским творением инженера Эйфеля начинается уже с похожим на фамилию француза названием района в Брюсселе, где находится Атомиум. В расположенный на северо-западе столицы Бельгии Эйзель можно добраться на 81 трамвае, покинув транспорт на одноименной же остановке. Гигантский кристалл виден уже отсюда. Кто знал в далекие 50-е годы прошлого века, что брюссельцы будут навечно обречены, гордиться этой достопримечательностью, построенной, как и Эйфелева башня, к очередной всемирной выставке? Именно она стала поводом к появлению этого архитектурного шедевра, символизирующего мирное использование атомной энергии. Атомиум и вправду являет собой удивительное воплощение миролюбия.

Музеи, конференции, экскурсии и сон

Металлическая конструкция, покрытая нержавеющей сталью и закаленным стеклом, отнюдь не бесполезная безделушка вроде другой достопримечательности Бельгии –  «Писающего мальчика». Внутри сооружения, высота которого 102 м, а вес 2400 тонн, масса развлечений. Недаром по классификации архитектурных сооружений Атомиум проходит как аттракцион. Однако развлечения эти скорее интеллектуального характера. Символизирующие 9 бельгийских провинций сферы, диаметром 18 м каждая, вмещают постоянно действующие выставки на тему ядерных исследований, экспозиции, пропагандирующие стиль жизни 50-х, залы для конференций, а также кафе и номера для тех, кто не успел или не хочет покидать Атомиум. Здесь и вправду хорошо. Передвигаться по гигантскому кристаллу можно на лифтах и эскалаторах, а наверху есть удобная смотровая площадка с захватывающим видом на Брюссель.

Реставрация «Брюссельского счастья»

Самый популярный памятник Бельгии был изначально спроектирован, как временное сооружение. Хотя на воплощение даже недолговечной по первоначальным планам идеи Андре Ватеркейна в жизнь потребовалось 36 месяцев. Из них 18 ушло на разработку и еще 18 на строительство. Возможно, качество проведенных работ и повлияло на тот факт, что временное сооружение, после того, как его решили сохранить для потомков, простояло с 1958 года еще почти полвека. Но в 2004 году Атомиум вновь потребовал к себе внимания строителей. В частности пришлось поменять старое алюминиевое покрытие шаров на нержавеющую сталь, а плексиглас - на закаленное стекло. Восстановление Атомиума длилось 22 месяца. Его создатель Андре Ватеркейн не дожил до окончания реставрации всего год.

Бельгийский Атомиум в советской фантастике

Любопытно, что момент появления бельгийского Атомиума имел отношение к событиям в Советском Союзе. Ведь на всемирной выставке, для которой он был воздвигнут, экспозиции СССР были посвящены первым космическим спутникам, машине «Чайка» и самолёту Ил-18. И, конечно,  советская пресса не обошла вниманием оказавшееся рядом с нашими достижениями бельгийское чудо. Но не менее интересно нашим соотечественникам обнаружить Brüssel Glück и в отрывке романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»:  «Голова бабки поверх черного пухового платка, завязанного под подбородком, была покрыта веселенькой капроновой косынкой с разноцветными изображениями Атомиума и с надписями на разных языках: «Международная выставка в Брюсселе». Упоминание Атомиума в советском художественном произведении 1965 года недвусмысленно говорит о том, насколько детище Ватеркейна действительно шокировало все мировое сообщество.


В избранное