Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уникальная архитектура мира

  Все выпуски  

Уникальная архитектура мира Музей Гуггенхайма в Бильбао


 

Музей Гуггенхайма в Бильбао

Жемчужина современной мировой архитектуры

Музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания) входит в число самых интересных сооружений в истории мировой архитектуры. Появлению этого музея, который является филиалом музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, предшествовало обращение властей города Бильбао в Фонд Соломона Гуггенхайма. В обращении говорилось о том, что в Бильбао мало выдающихся достопримечательностей, и появление там музея современного искусства могло бы значительно повысить интерес к этой области Испании. Фонд Гуггенхайма решил поддержать инициативу басков, и в 1997 году детище американо-канадского архитектора Фрэнка Гери было открыто для публики.

Один из лучших проектов архитектора Фрэнка Гери

Родившийся в Канаде в 1929 году, но живущий и работающий в США Фрэнк Гери проявил свою симпатию к деконструктивизму не один раз. При этом Музей Гуггенхайма в Бильбао оказался далеко не единственным шедевром искусства ради искусства. Участь шокирующих публику зданий постигла также Художественный музей Вейсмана (Миннеаполис, 1993), Музей музыки в Сиэтле (2000) и Концертный зал им. Уолта Диснея (Лос-Анджелес, 2003). Музей Гуггенхайма в Бильбао отличается от них более выгодным местом расположения – в самом центре города и на берегу водоема. Особенно впечатляет здание музея в ночное время, когда оно отражается в водах реки Нервьон.

Яркий образец деконструктивизма в архитектуре

В Испании вряд ли кого-то удивишь причудливыми архитектурными формами, памятуя о творениях Антонио Гауди в Барселоне. Однако Фрэнку Гери это, похоже, удалось. То, что он создал, впечатляет характерной для деконструктивизма текучестью форм. В основе конструкции лежит стальной каркас, состоящий из решетчатых трехметровых секций. Все они прямоугольной формы, изгибы и неровности созданы на местах сочленений. Здание облицовано гнутыми титановыми листами. Стеклянные поверхности сами по себе ровные, но они вписаны в оригинальную конструкцию так, что их «прямота» гениально гармонирует с изгибами и вывертами металлических частей.

Идеи, заложенные архитектором в проект

В одном из интервью Фрэнк Гери утверждал, что «беспорядочность изгибов предназначена для улавливания света». О том, что он прав, легко судить по тому, насколько четко просматриваются гибкие контуры Музея Гуггенхайма в Бильбао в любое время суток. И в этом была первая идея архитектора – доказать, что нарушая привычные архитектурные формы, зданию можно придать любой внешний вид так, чтобы оно легко производило желаемое впечатление. Второй идеей было согласовать назначение сооружения с его обликом. Ведь музей современного искусства и внешне должен являть собой образец новой эпохи развития творчества.

Единство архитектуры музея и его экспонатов

С чем только не сравнивают архитектуру Музея Гуггенхайма в Бильбао! То он похож на футуристический корабль для межпланетных путешествий, то ассоциируется с распустившимся на берегу реки цветком, то напоминает птицу или даже артишок. Все это лишь подтверждает архитектурный успех здания, внешний облик которого открывает неисчерпаемые возможности для не обделенного фантазией современника. И это вполне соотносится с уже видными на подступах к музею гигантскими скульптурами металлического паука Луизы Буржуа и 13-ти метрового цветочного терьера Джеффа Кунса. Это своеобразный форпост экспозиции музея, посвященной искусству XX-го века.

Упоминание о музее в произведениях искусства

Несмотря на свой молодой возраст, Музей Гуггенхайма в Бильбао уже стал претендовать на место в сюжетах современных произведений искусства. Так, например, всего лишь спустя два года после своего появления музей попал в число естественных декораций для знаменитого фильма об агенте 007. Детище Фрэнка Гери весьма гармонично вписывается в один из эпизодов серии о приключениях Джеймса Бонда «И целого мира мало», где главный герой крадёт кейс с деньгами у коррумпированного швейцарского банкира. Впрочем, Музей Гуггенхайма в Бильбао, несомненно, заслуживает гораздо большего, чем роль в массовке хотя бы даже и самого кассового боевика мирового кинопроката.


В избранное