Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости строительства

  Все выпуски  

К Москве приближается коллапс


Новости строительства Выпуск 48 от 2007-12-12

К Москве приближается коллапс: деньги прибывают, население растет...

Есть такое понятие: «инвестиционное давление на город». Сейчас у нас период экономического развития, но развиваются пока только некоторые регионы: Москва, Петербург, Московская и Ленинградская области, Екатеринбург, Пермь, Сочи. Всё – на пятачках, дорог нет, инфраструктуры нет. Все лепятся к крупным городам.

В столицу хлынул огромный поток нефтяных денег. Люди начинают эти деньги куда-то вкладывать, и вкладывают в те программы, которые приносят наибольший доход. И это не культура и не медицина: только вложение денег в московскую недвижимость имеет экономическую целесообразность. Сегодня 90% денег – в Москве и в Петербурге.

Москва испытывает тяжелейшее инвестиционное давление, и поэтому город будет меняться. Когда город захлестывает поток инвестиций, он перестает нормально функционировать.

В любом инвестиционном проекте есть доля города: за счет этих денег разбивают парки, очищают пруды, строят дороги, деньги идут на доплаты пенсий, на школы, социальное развитие, на Царицыно, наконец. Но у нас они стали отрицательным явлением, потому что чрезмерны.

Сегодня Москва пока еще может «переварить» инвестиции. Но уже с трудом. Половина квартир построенного коммерческого жилья стоят пустые – их скупают крупные компании, банки, административная и провинциальная российская элита. Они вкладывают деньги в московскую недвижимость, покупая квартиры не для того, чтобы в них жить: скупают квартиры этажами, а потом начинают их продавать, с огромной выгодой. Властные, государственные структуры скупают квартиры и после поднимают на них цены. Брянск покупает, Воронеж покупает.

Можно видеть: дома в центре по вечерам темные стоят. В них не живут. Потому что это не квартиры, это стабильно растущие деньги, вложение, которое не сравнить ни с одним банковским процентом.

В 1932 году был принят Генплан развития Москвы. До этого существовали разные концепции развития города, в том числе был план Ле Корбюзье, который считал, что центр города в пределах Садового кольца надо оставить нетронутым, подвергая его только исторической реконструкции. Хотел оставить там только общественный транспорт, разработать пешеходную схему движения, а все остальное кинуть на периферию города. Но эту концепцию не приняли, была принята традиционная радиально-кольцевая концепция развития города, которая исторически сложилась в Москве, еще с Ивана Калиты...

Архитектору приносят постановление правительства Москвы и исходную документацию, в которой уже указана и посадка дома, и его габариты, и объем. Во всем мире происходит примерно так же, но есть одно принципиальное отличие. В Европе за счет бюджета города решается, что именно нужно в том или ином районе снести, реконструировать, построить. Потом ищут на этот объект, объем, размер и даже иногда цвет которого определены городом, – инвестора и архитектора. За все отвечают заказчик (городские власти) и архитектор. И если произошла неудача, то это обсуждают, и архитектор может больше не получить заказов.

У нас же заказ часто идет от инвестора. А инвестор заинтересован только в увеличении площадей. Для главного архитектора города и для архитектурно-градостроительного совета самое главное и самое трудное – говорить слово «нет». Избыточные деньги вызывают коррупцию и давление.

В Японии самые ужасные для проживания города. Земли нет, дома стоят в трех-пяти метрах друг от друга, окно в окно, все коммуникации вынесены наружу, трансформаторные подстанции висят на столбах, чтобы не взорвались во время землетрясения, и трех, пятиуровневые проезды, которые грохочут мимо окон. Ни одной площади, ни одного курдонера. Японцы говорят: вы можете построить себе дом, который можно обойти с четырех сторон! Это же счастье!

Рим. Вроде бы старый город, там уже никто особенно не строит. Но насыщенность автомобилями привела к полному коллапсу. С Москвой не сравнить. Все дворы превращены в транспортные капилляры, нет тротуаров, на дорогу вынесены столики кафе, выбегают дети... Муссолини, поправ археологию, пробил несколько проспектов, и теперь там до моря можно нормально доехать от площади Республики.

Тот же коллапс в Лондоне, в Тегеране. Люди все равно стремятся в большие города: там работа, связи, магазины, медицина, образование. Сделать гармоничный город сегодня – это задача Господа Бога.

Москва сегодня строит примерно 4,5 млн кв.м жилья в год. Московская область строит свыше 5 млн, но из них 3 млн – это коттеджное строительство. Возможно территориальное объединение с областью. Москва должна шагнуть в лесопарковые зоны. Но сразу ограничить природоохранные комплексы, и тогда никто их застраивать не будет.

Строить надо вдоль дорог, в уже построенных населенных пунктах. Лужков на следующий год определил построить 5 млн кв.м площади. Панельных пятиэтажек не останется через год-полтора. Кирпичные могут пойти под реконструкцию. А вот девятиэтажки тоже надо сносить, и 12-этажные дома тоже. Эти дома стоят очень просторно, при нынешнем дефиците земли это нерентабельно.

Сейчас встал вопрос о создании региональных центров, нужно выводить из Москвы разные учреждения. У нас все военные академии – в Москве, крупные научные центры – в Москве, всех онкологических больных лечат в Москве. И почему бронетанковая академия должна находиться в центре Москвы, а не в Перми, где эти танки делают? Как только Москва начнет рассредоточивать свои функции, давление спадет.

А если нет – коллапс: деньги прибывают, население растет.

По материалам заседаний Союза московских архитекторов.

СТРОЙКАПЛЮС







Рассылка build.stroykaplus :: Архив Рассылки :: Выпуск 48 от 2007-12-12

В избранное