Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 209


 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.
 

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

Электронный журнал "Обозреватель Строительства" номер 8

Тема номера: Ландшафтный дизайн.

Подробнее: >>>

 

Стройка - как много в этом звуке

 

Выпуск №209

 

 

 

Содержание:

    события

             1.   Девятая специализированная выставка "Отечественные строительные материалы – 2008" пройдет в Москве 

         статьи

             2 СВИДЕТЕЛИ ПАДЕНИЯ

        А это на общетрепещущие темы:

             3БИЗНЕС НА ДОВЕРИИ

        

      

 

 

 Девятая специализированная выставка "Отечественные строительные материалы – 2008" пройдет в Москве


          В центральном выставочном комплексе "Экспоцентр" на Красной Пресне с 30 января по 2 февраля 2008 года пройдет 9-я специализированная выставка "Отечественные строительные материалы-2008". Данное мероприятие проводится в соответствии с распоряжением правительства Москвы от 28 сентября 2007 г. № 2160-РП.
          Основной целью проведения выставки является развитие рынка отечественных строительных материалов и повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей строительной индустрии, отмечается в данном постановлении.
            Выставку проводят Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы и выставочная компания ЗАО "Евроэкспо" при поддержке Ассоциации строителей России.
              Оргкомитет выставки возглавил первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин.
             Оргкомитету поручено разработать и утвердить программу проведения выставки "Отечественные строительные материалы-2008".
              По итогам работы выставки лучшие организации строительной индустрии - экспонентов выставки будут рекомендованы для участия в тендерах и конкурсах на право обеспечения строительными материалами и технологиями объектов строительства в Москве.

 

вверх страницы

 

СВИДЕТЕЛИ ПАДЕНИЯ

 

 Уходящий 2007 год войдет в историю столичного рынка недвижимости как «зачарованный». Прайс-листы компаний не имели ничего общего с реальной ценой продаж, а статистика объемов строительства и реализации квартир, как волшебное зеркало, выдавала желаемое за действительное.

Кто-то назовет 2007-й «годом покупателя», ведь после продолжительного ценового диктата застройщиков и риэлтеров в этом году впервые при покупке квартир можно было торговаться и получать дисконт в размере 10—20% от заявленной цены. Впрочем, объявить официально о снижении цен не отважилась ни одна контора. Более того, все усилия продавцов и девелоперов были направлены на поддержание мифа о периоде стабильности. Не осталось в стороне и московское правительство. Чтобы избежать затоваривания на рынке новостроек, оно устроило аттракцион неслыханной щедрости для московских очередников, которых вдруг особенно скоро стали продвигать по очереди. Причины прозаичны — надо было просто избавить рынок от невостребованных квартир, которые тяжким грузом ложились на баланс строительных фирм и мешали им переходить к освоению новых площадок, а значит, продолжать пополнять бюджет города гигантскими выплатами по инвестиционным контрактам.

Туманные цены

Реальный тренд цен на рынке недвижимости можно с полной уверенностью назвать самым туманным вопросом года. По данным аналитического центра irn.ru, «в условиях систематического ослабления американской валюты долларовые цены бьют все рекорды, создавая иллюзию очередного ценового скачка. В то же время рублевые цены продолжают топтаться на месте или ползут вверх очень вяло. Остается за кадром и вопрос, насколько реальные продажи соответствуют подросшим ценам предложения». Некоторые квартиры и типы жилья действительно за осень подорожали больше, нежели ослабился доллар. Это касается дешевых однокомнатных квартир, элитного жилья и части новостроек, строительство которых ведется хорошими темпами. Но с другой стороны, в базах агентств множество квартир держится месяцами, и их стоимость постепенно падает.

Директор по маркетингу и продажам ОАО «Квартал» Сергей Лушкин считает, что «галопирующий рост цен на рынке жилой недвижимости в 2006 году сменился на коррекцию в начале 2007-го. К августу 2007 года цены стабилизировались, а осенью наметился небольшой рост, связанный с сезонным повышением покупательной активности. В нынешнем году наблюдалась нормальная тенденция, когда переоцененная (в первую очередь низкокачественная) недвижимость дешевела, цена на отдельные объекты была стабильна в течение всего года, а рынок жилья повышенной комфортности (элитного и бизнес-класса) продолжал расти в цене. Темпы роста цен на квартиры бизнес-класса с февраля по июль 2007 года с учетом падения курса доллара к рублю лишь немного опережали инфляцию. Подобная тенденция наблюдалась и в сегменте элитного жилья, которое продолжало расти в цене на 0,8—1,5% в месяц. Однако во второй половине года темпы роста цен на жилье повышенной комфортности увеличились до 1,5—2% в месяц».

Дмитрий Таганов, руководитель аналитического отдела корпорации «ИНКОМ», согласен с коллегой: «Драйвером рынка недвижимости в настоящее время выступает спрос. Медленный рост он начал еще в июле, а осенью — в период традиционного оживления рынка — этот рост усилился. Спросу сейчас адекватно отвечает и предложение — тенденция к снижению выставляемых на продажу квартир закончилась в августе—сентябре. Если в сентябре объем предложения составлял 37,8 тыс. объектов, то в октябре он уже увеличился до 38,7 тыс. квартир (прирост 2%). А в целом за весь 2007 год ситуация на первичном рынке жилья Москвы была стабильной — объем предложения и спрос были вполне сбалансированы, а цены на жилье по большинству объектов сохранялись практически неизменными».

Официально это мнение разделяют практически все эксперты рынка. Однако в неофициальных беседах большинство риэлтеров все же придерживаются иной точки зрения. Они уверены, что в этом году налицо было реальное падение цен практически на все типы московских квартир. Почему же его так никто официально не заметил и не отметил в своих статистических отчетах? Александр Крапин, генеральный директор информационно-аналитического агентства RWAY, считает, что «одновременно с повышением заявляемых цен на московском рынке жилой недвижимости сохраняется депрессивная ситуация, вызванная искусственным завышением цен сильными игроками рынка и поддерживаемая соответствующими PR-кампаниями. Такая политика приводит к небольшому количеству сделок на рынке. К тому же сделки, как правило, происходят со скидкой в 5—15% от цены предложения. При нынешнем уровне цен доходы 90% москвичей не позволяют им купить новое жилье даже с ипотечным кредитом. Возникающее социальное недовольство не приобретает всеобщего характера только из-за удовлетворения спроса ряда социальных групп на жилье различными программами федерального и местного уровня, а также проведенной приватизации жилья. Наиболее вероятный из возможных сценариев дальнейшего развития ситуации на московском рынке недвижимости — дальнейшее снижение цен реальных сделок. При этом цены предложений по-прежнему будут создавать иллюзию роста цен».

Вот такое разнообразие мнений и суждений. Для полноты картины осталось лишь привести слова о том, что цены на жилье в Москве в этом году росли. Правда, следует все же оговориться, что Константин Ковалев, управляющий партнер компании Blackwood, имел в виду в первую очередь квартиры верхнего ценового уровня. Итак, по его мнению, «в конце лета 2007 года на рынке жилья Москвы отмечен небольшой рост цен, который был связан с возобновлением активности покупателей. В третьем квартале цена продолжала планомерно увеличиваться. Предпосылок для снижения цен на рынке Московского региона по-прежнему нет — цены могут понижаться только на ранее переоцененные объекты (причем как низкого, так и высокого класса), качественных предложений снижение цен не коснется. До конца года на рынке жилья Москвы прогнозируется рост цен на 3—5%, то есть в целом за 2007 год цены вырастут на 10—12% по сравнению с 2006 годом».

Новостройки держат планку

Отдельного разговора заслуживает сектор новостроек. В этом году он переживал не слишком простые времена.

Что касается ценового тренда на новые квартиры, то большинство опрошенных «Профилем» экспертов считают, что цены на новостройки в 2007 году росли. Однако цена квадратного метра по мере продвижения строительства, как правило, не увеличивалась. Дело в том, что девелоперы изначально заявляли высокие цены (и это при низком спросе!), которые оказывались не слишком привлекательными для частных и институциональных инвесторов. Вывод напрашивается один: у девелоперов еще есть хорошая финансовая подушка, позволяющая им в ущерб прибыльности и объемам реализации удерживать сложившиеся цены.

По мнению Оксаны Каарма, управляющего партнера компании «МИЭЛЬ-Новостройки», «в 2007 году цены на квартиры в новостройках повышались в рамках инфляции. По прогнозам, среднегодовой прирост цен составит 14% (13% — по Москве и 15% — по Подмосковью). Таким образом, по состоянию на конец ноября средняя цена «квадрата» в московской новостройке составила $5773, в подмосковной — $2084. По поводу объемов ввода нового жилья важно отметить, что суммарный объем ввода новостроек в Москве не меняется уже несколько лет и составляет порядка 5 млн кв. м в год. При этом доля социального жилья в последние годы увеличивается. Так, в 2006 году она составила 35% от общего объема, в 2007-м — 47%, а в 2008-м планируется вывести под социальные программы 50% возводимого жилья, то есть около 2 млн 584 тыс. кв. м». Такого же мнения придерживается и Даромир Обуханич, генеральный директор Первой ипотечной компании: «На рынке столичных новостроек с начала осени наблюдается более высокая активность, и это уже нельзя назвать просто сезонным фактором. Сейчас основной вопрос даже не столько в потребительском спросе, сколько в предложении. Жилья в Москве мало, и наиболее остро ощущается нехватка готовых домов или близких к завершению строительства. При этом с годами повышается требовательность клиентов к жилью, особенно в сегменте бизнес-класса и элитного жилья. Потребители становятся все более избирательными и готовы тратить большие средства на опции: инфраструктуру, инженерию, планировки и, конечно, местоположение — определяющий фактор при выборе жилья. Что касается панельного жилья, то его в Москве просто очень мало. Новостройки экономкласса занимают нишу между домами по индивидуальным проектам и застройками в Московской области. У столичного панельного жилья есть серьезная конкуренция со стороны Московской области — покупательский спрос активно смещается в сторону городов-спутников».

Положительные тенденции в развитии ситуации на первичном рынке отмечает и Нина Кузнецова, генеральный директор компании «МИАН—Агентство недвижимости»: «Возобновившийся в августе спрос на новостройки продолжает расти, в ноябре он увеличился еще на 20% по сравнению с предыдущим месяцем (в октябре он увеличился на 15% по сравнению с сентябрем). Ожидается, что положительная тенденция к росту спроса продолжится. Это будет обусловлено как традиционной для данного сезона активностью покупателей, так и дополнительным спросом за счет увеличения ассортимента предложения — в четвертом квартале обычно заканчивается строительство многих новостроек. Ценовая динамика до конца года также будет характеризоваться положительным приростом, обусловленным переходом большинства объектов предложения в финальную стадию строительства и активизировавшимся спросом».

Руководитель департамента продаж «ГК ПРОМИНГРУПП» Виктория Колян отмечает еще одну тенденцию на рынке новостроек, связанную с «новым Градостроительным кодексом и запретом точечной застройки, чему в кодексе уделено особое внимание. В связи с этим многие мелкие застройщики переедут на рынки регионов, так как не смогут осваивать большие объемы строительства». Вероятно, что уже в ближайшем будущем на московском строительном рынке останутся лишь крупные девелоперы, способные реализовывать комплексные проекты.

Вторичные процессы

Занимательные вещи происходили и в секторе вторичного жилья. Например, неофициальные кампании по массовому завышению стоимости предложения квартир при их публикации в бесплатных базах данных. Однако сейчас, как считает Дмитрий Таганов, ситуация нормализовалась: «Сегодня средняя цена квадратного метра на вторичном рынке Москвы — около $5,6 тыс. В октябре был отмечен относительно высокий рост цен — около 5,5% в долларах, или почти 3% в рублях. Это самый высокий месячный прирост с начала текущего года. Но мы не склонны рассматривать его как долгосрочную тенденцию. Вероятно, рынок недвижимости стал свидетелем пика, связанного с резким укреплением рубля, который случился в прошлом месяца, а также со скачком цен на других сегментах российского рынка. Наибольшая часть предложений (57%) по-прежнему находится в пределах $3—5 тыс. за кв. м. За год средняя цена квадратного метра прошла небольшой этап коррекции, теперь она снова вышла на стабильный уровень и, по нашим прогнозам, будет расти в ближайшие месяцы приблизительно на уровне инфляции — где-то на 1—2% в месяц. Изменился тренд в области объема предложения — в октябре прирост предложения впервые за последние месяцы стал положительным (плюс 2%). По состоянию на середину ноября предложение составляет около 40 тыс. объектов. Все это подтверждает сделанные нами ранее прогнозы о переходе рынка в стабильно активную фазу».

Вроде бы инвесторам стоит начать радоваться стабильному и устойчивому рынку. Но не слышно из их стана искренних положительных эмоций. Эйфория от вложений в московскую недвижимость благополучно завершилась еще в конце минувшего года.

Кстати, по мнению Александра Крапина, «благодаря продолжающемуся на московском вторичном рынке осеннему росту цен предложения на жилье (пришедшему на смену снижению, которое продолжалось до августа 2007-го) цены практически достигли уровня конца 2006 года в рублевом эквиваленте. В силу продолжающегося снижения курса американского доллара цены, пересчитанные в эту валюту, с августа 2007 года также показывают устойчивый рост. Согласно подсчетам, в среднем по городу они выросли на 2,5%, при этом курс доллара снизился за ноябрь на 1,3%. Таким образом, рост цен предложения, выраженных в рублях, составил за последний осенний месяц 1,2%. Наиболее агрессивную ценовую политику в ноябре проводили владельцы жилья экономкласса — долларовые цены выросли за месяц на 3%. Причем дорожали в первую очередь малогабаритные квартиры. Так, однокомнатные квартиры стали выставляться по ценам на 4,4% выше, чем в октябре, двухкомнатные — на 4,5% выше, в то же время квартиры с количеством комнат более трех подешевели в долларах на 0,3%. Средний рост долларовых цен предложения по итогам ноября на квартиры бизнес-класса составил 1,7%, то есть в рублях цены подросли на 0,5%. В ноябре на вторичном рынке Москвы создалась ценовая ситуация, прямо противоположная полугодовой давности. Тогда цены предложения снижались, причем в первую очередь на малогабаритное жилье экономкласса, снижение же цен на жилье бизнес-класса происходило в два раза с меньшей скоростью».

Нет денег — за МКАД!

В этом году появилась новая тенденция: специалисты компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» недавно выступили с заявлением о том, что уже в следующем году в Москве практически не останется новых квартир экономкласса, поскольку этот сектор полностью переместится в Подмосковье, а столицу будут в дальнейшем застраивать исключительно объектами бизнес-класса. Хоть и спорное, но отнюдь не беспочвенное заявление. Оксана Каарма полагает, что «в ближайшие годы панельное домостроение, став экономически не оправданным в пределах столицы, переместится из Москвы в ближнее Подмосковье, таким образом, предложение в сегменте экономкласса со временем будет заметно сокращаться. Сегодня в общем объеме рынка недвижимость экономкласса составляет порядка 11%, бизнес-класса — 25%, и 13% приходится на долю дорогой недвижимости. Еще 25% занимает «пограничный» между эконом- и бизнес-классом сегмент жилья. Он не подходит под параметры недорогого в силу цены, при этом не соответствует всем требованиям, которые покупатель предъявляет к жилью бизнес-класса. По нашим оценкам, данный сегмент рынка будет развиваться и примкнет к сегменту бизнес-класса, разделив его на три категории: нижний ($5—6 тыс.), средний ($6—7,5 тыс.) и бизнес-премиум ($7,5—14 тыс.)».

Дмитрий Таганов считает, что высокие цены на жилье уже «вынудили основную часть платежеспособных потребителей переориентироваться на недвижимость экономкласса. В результате сегодня наиболее высокие темпы реализации квартир наблюдаются в экономичном сегменте. Все больше покупателей рассматривают варианты покупки или наиболее дешевого типа жилья в Москве, или жилья более высокого класса в ближайшем Подмосковье».

Вариант «ипотека»

Среди тенденций 2007 года в ЗАО «СУ-155» отметили реальный рост объемов ипотечного кредитования и рост влияния ипотеки на ценовую ситуацию на рынке. Большое значение имело и снижение ставок: «Одним из банков уже было объявлено об ипотеке под 7,5% в валюте; компания «СУ-155» запустила совместную ипотечную программу с Независимым строительным банком под 8% годовых в рублях».

Сергей Лушкин согласен, что «существенное влияние на рынок недвижимости в 2007 году оказало развитие ипотечных программ. Например, доля квартир, приобретенных в объектах ОАО «Квартал» с помощью ипотеки, увеличилась более чем в два раза по сравнению с прошлым годом и составила 20%. Если ранее ипотечные кредиты на объекты ОАО «Квартал» выдавались, как правило, на квартиры бизнес-класса, то в 2007 году значительно увеличилась доля дорогих, элитных квартир, приобретенных с помощью ипотеки. Кроме того, банки стали активнее выдавать кредиты на объекты, находящиеся на ранней стадии строительства».

Виктория Колян отмечает, что «многие компании-застройщики начинают использовать схемы привлечения денежных средств от граждан по 214-ФЗ «О долевом участии в строительстве многоквартирных домов…», так как это позволяет еще интенсивнее привлекать ипотечные кредиты и вызывает доверие у граждан».

Оксана Каарма добавляет: «С развитием системы ипотечного кредитования изменилась структура спроса на жилую недвижимость. Сейчас наиболее востребованные квартиры в низком и среднем ценовом сегменте — многокомнатные. Это объясняется тем, что молодые семьи с детьми получили возможность приобрести собственное жилье и покупают квартиры, в которых можно разместить одну или несколько детских комнат. При этом на рынке существует тенденция к оптимизации площадей, но она относится, скорее, к высокому и среднему ценовому сегменту. Так, если раньше средняя площадь элитной квартиры составляла порядка 200 кв. м, то сейчас она сократилась до 165. Кроме того, востребованными на рынке дорогой недвижимости стали одно-двухкомнатные квартиры. Они активно продаются на начальном этапе реализации объекта и составляют примерно 30% площади возводимых проектов».


вверх страницы

 

              А это на общетрепещущие темы:                         

           

БИЗНЕС НА ДОВЕРИИ


 

    Когда Никиту Михалкова в Венеции спросили, какое поздравление с триумфом его фильма «12» для него стало неожиданным, он пошутил: «Путин занес меня в «друзья» на «Одноклассниках». После этого стало понятно, что от феномена отмахнуться невозможно.

Невыразительный дизайн в бледно-апельсиновом и салатном цветах, интерфейс, функциональный до скучности. Простенькая идея: сайт, где спустя годы можно найти того, с кем вместе учился в школе или институте. Но первое впечатление от www.odnoklassniki.ru , новичка, запущенного в Рунет в середине 2006 года, обманчиво. По данным счетчика Yandex, даже обитатели мегапопулярного некогда LiveJournal «переезжают» на ПМЖ в www.odnoklassniki.ru , резервируя за ЖЖ статус «дачи».

Казалось бы, зачем отказываться от комфортной жизни в LiveJournal под псевдонимом-ником? «Одноклассники», словно советская анкета, для регистрации требуют сообщить ваши подлинные Ф.И.О., место жительства, год рождения, годы и место учебы (обмануть не удастся по определению — одноклассники не дадут). Все эти сведения, собранные воедино, называются клиентской базой. Это настоящая бомба, супероружие в войне за клиента (читай: покупателя), которая давно идет в Интернете. Базы воруют, перекупают. А тут люди сами, добровольно сообщают свои персональные данные, контакты, социально-демографические характеристики, к тому же заведомо достоверные. Как в старом советском анекдоте — добровольно и с песней. Без дураков, идея, близкая к гениальности.

Предлагая эту сделку — ваши персональные данные в обмен на сведения об однокашниках и сослуживцах, — «Одноклассники» бьют рекорды популярности. На портале еще в августе 2007 года были зарегистрированы 5 млн человек, сегодня — более 6,1 млн. За сутки туда заходит от 700 тыс. до 2,5 млн гостей. Новичок вырвался на третье место по посещаемости в России, уступая лишь поисковым системам Yandex и Rambler, а в Москве прочно поселился между четвертым и шестым местами.

По данным TNS Gallup Media, сейчас около 30% всех пользователей российского Интернета заходят на «Одноклассников». Счетчики Rambler прогнозируют, что к 2010—2012 годам социальные сети типа «Одноклассников» охватят до половины аудитории Интернета, а к 2014—2018-му — до 60—70%.

Одна наша знакомая, дизайнер глянцевого журнала, имеющая репутацию продвинутого интернет-пользователя, отзывалась о социальных сетях как о нише для «чайников». Но лишь до тех пор, пока ее муж-француз, живущий в России, не зарегистрировался на французском сайте — аналоге «Одноклассников». Когда у него горели глаза при чтении писем и рассматривании фотографий его друзей детства и бывших коллег, девушка терпела. Однако когда его «бывшие» начали слать ему фото своих деток, мужей, собак и кошек, она зарегистрировалась на www.odnoklassniki.ru  и скоро обнаружила, что у нее, как и у мужа, загораются глаза, когда она читает письма или рассматривает фото потерянных спутников своей биографии. И она почти сменила гнев на милость — снисходительно называет «Одноклассников» «сайтом интеллектуальной случки». «Там, во-первых, можно увидеть реальную фотографию, — объясняет она, — во-вторых, узнать, где человек учился, а в-третьих, по его друзьям и гостям понять окружение нового или старого знакомого. И то, что они перемещаются в сеть максимально публичную, мне лично симпатичнее анонимной смелости ЖЖ».

— Это попытка нащупать свой социальный круг, — полагает Зураб Кекелидзе, заместитель директора Научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского. — Почему через виртуальное пространство — тоже понятно. В последнее десятилетие ХХ века прежняя социальная структура была разрушена, и мало кто представляет, как далеко разбросала жизнь вчерашних однокашников. Многие по нескольку раз сменили и род занятий, и место жительства, и социальный статус, и даже страны. Для переходных периодов вообще характерна высокая социальная мобильность и атомизация общества. Но кризисные времена люди переживают поодиночке, а выкарабкиваясь из них, хотят создать вокруг себя благоприятную среду, в которой хорошо было бы не только им.

Социальные сети, как полагают ученые, сродни родственным связям, но перешедшим на более технологичный уровень. Люди, поселяясь в Сети и показывая через нее фото — свои, своих близких, своего дома, отдыха и т.д., — сознательно или несознательно демонстрируют свой статус. Фиксируя его, они ищут людей своего круга, стараясь завязать полезные контакты, разыскать потенциальных клиентов или компаньонов. По части реальности имен и личной информации сайты вроде www.odnoklassniki.ru — идеальный ресурс. Психологи уверяют: когда человек возвращается в детство, он расслаблен, открыт и может рассказать о себе все. Маркетологи знают: на этом можно неплохо зарабатывать.

Наживка

Эту историю знакомый аудитор, просивший не упоминать его имя, рассказал нечаянно. В кофейне мы засиделись за полночь. Она была почти пуста, и девушка-официантка коротала последние полчаса до закрытия за ноутбуком. Как заметил аудитор, «шарила» как раз по сайту «Одноклассники».

— Надо же, как люди подставляются, — показал он на девушку, увлеченно выкладывавшую на сайт свои фото в бикини на фоне явно не ее яхты. — Вот такие и попадаются. Или служат «наживкой».

Он вспомнил, как консультировал агентов из бюро кредитной безопасности, взыскивавших задолженности с клиентов двух известных на рынке кредитования банков. Заемщики указали в паспорте место прописки, но не проживания. И получалось — ищи ветра в поле. Тогда аудитор навел агентов на коммуникационные сервисы — www.moikrug.ru, www.odnoklassniki.ru, www.mamba.ru, www.vkontakte.ru. Те (от имени, понятно, длинноногой блондинки) разместили по всем сайтам знакомств ее анкету и фото и начали искать — друзей по интересам, знакомства, одноклассников.

И нашли. Как раз на www.odnoklassniki.ru, набрав Ф.И.О. должника, получили список из 11 человек, которых начали «разрабатывать» с помощью виртуальной блондинки. Клюнули все 11, но агентов заинтересовали только трое. «Блондинка» придумала легенду, что она подруга подруги его однокурсницы — благо, учет гостей на сайте позволяет эту сказку сделать максимально правдоподобной и легко проверяемой. Девушка выставила свое фото в качестве гостя на личной страничке должника. И включилась в кокетливую переписку с ним, автоматически получив от него адрес служебной (!) электронной почты. Выдержав для приличия паузу, она попросила у несчастного номер мобильного телефона, и он его дал тут же! Дальше лишь делом разведывательной техники было узнать адрес проживания должника, который так и не встретился с «блондинкой». А встретился, как пошутил аудитор, «с быкастыми блондинами».

Способ поиска заемщиков так вдохновил агентов, что они поставили его на поток. Из 23 скрывшихся должников 14 клюнули на наживку, а семерых уже удалось поставить на счетчик выплаты просроченных долгов. При этом агенты коллекторских бюро не скрывают, что для достижения главной цели — номера мобильного телефона и адреса проживания должника — «наживка» использует все способы, от виртуального флирта до личных встреч.

Правда, пока аудитория социальных интернет-сервисов несравнимо мала по сравнению с числом недобросовестных должников. По данным счетчика Rambler, на сайтах vkontakte.ru, moikrug.ru, mamba.ru и odnoklassniki.ru зарегистрировано в общей сложности 13 с лишним миллионов человек. Тогда как, по оценкам Центробанка, общее число должников, включая недобросовестных, составляет около 70 млн россиян. И доля просроченных кредитов все растет. Но даже в условиях стагнации рынка розничного кредитования банки не скрывают, что предпочитают продавать «плохие» долги коллекторам. А значит, социальные сети еще послужат — и не только делу интернетизации общества.

Информация как товар

Пожалуй, самыми громкими историями по выкачиванию денег из посетителей сайтов социальных сетей стали разоблачения екатеринбургских и мордовских хакеров 2004—2006 годов. Они, используя фото российских звезд шоу-бизнеса, регистрировались на сайтах знакомств и выуживали деньги из иностранных женихов и невест. С тех пор, по данным исследовательского центра Еmedia, около 62% пользователей социальных сетей обеспокоены безопасностью личной информации о себе на профилях этих сайтов. А более 31% опрошенных признали, что из-за страхов, связанных с интернет-мошенничеством и внедрением в сети спецслужб, помещают на профилях сетей или не всю запрашиваемую о себе информацию, или неправдивую. Но и способы относительно законного выкачивания информации и денег из виртуального интернет-населения не стоят на месте.

— Надо признать, Интернет достаточно умело и успешно используют как спецслужбы, так и криминал, — говорит Александр Сотов, руководитель агентства «Практика финансовых расследований», партнер Московской коллегии адвокатов. — Спецслужбы, например, для борьбы с террористами, распространителями наркотиков, детской порнографии и т.д. Недавно в Голландии была раскрыта сеть педофилов благодаря тому, что спецслужбы обнаружили чат, где общались эти люди. Разведчики вошли в контакт с ними, выяснили их местонахождение и арестовали. Так что социальные сети действительно можно рассматривать как кладезь информации. Тех же «Одноклассников». Зачем тратить тысячи долларов, опрашивая родных или однокурсников разыскиваемого, если можно потратить, условно говоря, полтора доллара, зайдя на сайт, и найти человека?

Сотов убежден: практика интернет-расследований только набирает обороты, она еще не структурирована и совсем не обязательно, что о ней могут быть осведомлены владельцы социальных сайтов. Создатель www.odnoklassniki.ru Альберт Попков, впрочем, считает: «Если пользователя нет на «Одноклассниках», значит, ему есть что скрывать. А спецслужбы вполне справляются со своей работой и без нас. У них есть СОРМ — система оперативно-розыскных мероприятий. Зачем им сетевые развлекательные проекты? Мы ведь никого не принуждаем сообщать секретную или правдивую информацию о себе. Всегда есть возможность не регистрироваться вообще».

Однако статистика неумолима. По данным TNS Gallup Media, более 93% посетителей социальных сетей, сталкиваясь с требованием регистрации на сайте, соглашаются с ним по умолчанию, а до 87% из них с уважением относятся к тому, что социальные сети можно использовать в бизнес-целях. Попков говорит, что основной заработок его сайта — баннерная реклама: «Но мы принципиально не продаем рекламу на странице регистрации пользователей. Нам дорог каждый посетитель, а его отталкивают «всплывающие» окна, например. Также не считаю возможным использование персональных данных пользователей для рекламы».

Гендиректор компании «Медиа Мир» (loveplanet.ru, vspomni.ru) Михаил Гуревич также убежден: торговать базой данных клиентов себе дороже.

— У меня подход простой, — говорит Гуревич, — утечка информации — это глобальная проблема безопасности. До 90% баз данных сегодня можно не взять в социальных сетях, а купить в киоске у метро или на любом электронном рынке. Вот где дыра, создающая проблему информационной безопасности в Инете. На этом фоне база данных с тех же «Одноклассников» — безобидная шутка. Другое дело, что для мошенников, крадущих информацию у социальных сетей, Интернет — новый и хороший инструмент для их нелегального бизнеса.

Тем не менее, несмотря на обещания интернет-сообщества не торговать персональными данными в Сети, по данным Еmedia, до 50% существующих баз данных предлагается на продажу именно благодаря раскодированию или заимствованию электронной почты клиентов социальных сетей. Есть база данных Центробанка по банковским долгам за 6 тыс. рублей, база данных физических лиц Москвы с телефонами, пропиской, собственностью за 3 тыс. рублей; регистрационная база данных ГАИ Москвы (ДТП, ПДД, розыск авто, водительские удостоверения) за 5 тыс. рублей. То же самое по Пенсионному фонду, банковским переводам, предприятиям.

— Тут сошлись две пока не решаемые проблемы, — убежден Александр Сотов, — первая: база пользователей — пусть не лукавят создатели и владельцы сетей — это цель любого сайта, мечтающего ее заполучить и извлекать из нее доход. Вторая: из-за отсутствия налаженных систем безопасности базы данных перекачивают мошенники, создавая теневой бизнес, чем-то напоминающий «теневиков» эпохи советской экономики. Пока они не разрослись до угрожающих масштабов, способных погубить бизнес. Более того, пока аудитория Интернета растет, места на «поляне» хватает всем. Но как только аудитория станет разборчивее и за нее начнется реальная конкурентная борьба, миролюбие интернет-сообщества, похожее на пофигизм, как ветром сдует. Оно начнет тратить немалые суммы на развитие защитных систем.

Пока же, по мнению Сотова, интернет-сети можно сравнить с экономикой переходного периода. По данным исследований аудиторско-консалтинговой компании «ФБК», интернет-аудитория становится коммерчески выгодной, когда на главную страницу сайта в день заходит от 10 тыс. человек (каждый входящий приносит владельцу сайта около 150 рублей). На тех же «Одноклассниках» в день бывает от 700 тыс. человек.

— Они поступили мудро, отказавшись от всплывающих окон и прочего обилия рекламы, — говорит Владимир Светашев, разработчик сайта www.skolko.ru. — Практика показала, что как только социальные сети переходят на рекламный формат, минимум четверть посетителей уходят сразу, потом — еще до трети. Насколько я знаю, «Одноклассники» зарабатывают на технологии «поднять строчку в рейтинге», используя так называемые linkfarms (в переводе с англ. «фермы по выращиванию ссылок». — «Профиль»). И не исключаю, что их уже купили компании, знающие толк в этой технологии, по которой и продвигают свои интересы, прикрываясь их брендом.

Как эта схема работает, легко проверить. Когда мы вбили слово «одноклассники» в поисковую строку Yandex, на первом месте оказался сайт «Свободные студенты», предлагающий репетиторские услуги, вплоть до ручек-шпаргалок, на втором — агентство по трудоустройству молодых специалистов «Лидер», на третьем — www.odnoklassniki.ru, а рядом, в верхнем углу справа, — агентство по организации торжеств «Все для свадеб». То есть специальная программа отправила на сеть из десятков тысяч сайтов «оплаченные» слова в виде гиперссылок. Yandex эти ссылки считал и продвинул «оплаченные» сайты на верхние строчки — в зависимости от размера вознаграждения.

А социальные сети тем временем уже начинают зарабатывать на персональных данных, которые их участники доверчиво сообщают о себе: на прошлой неделе коммерческий директор Yandex Алексей Третьяков заявил, что компания близка к подписанию соглашений с социальными сетями о доступе к информации их пользователей — чтобы показывать каждому из них интернет-рекламу с учетом пола, возраста и личных предпочтений. Руководитель проекта www.odnoklassniki.ru Попков факт переговоров подтвердил и ожидает «интересного предложения».



верх страницы  

 

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Декабрь 19, 2007

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова


В избранное