Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Комплексная безопасность

  Все выпуски  

Комплексная безопасность


Вышел в свет  №1 2007 журнала «ГлобальнаяБезопасность»

 

 

АНОНС НОМЕРА:

 

СОБЫТИЯ

 

Конференция «Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности высотных зданий и уникальных сооружений г. Москвы»

«…В соответствии с Решением Межведомственной комиссии по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности высотных сооружений г. Москвы 22 марта 2007 года прошла городская научно-практическая конференция «Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности высотных зданий и уникальных сооружений г. Москвы» в целях консолидации усилий по выработке единой организационно-технической политики в области комплексной безопасности и антитеррористической защищенности высотных зданий и уникальных сооружений г. Москвы, нормативно-правового обеспечения сферы антитеррористической защищенности  при проектировании, строительстве и эксплуатации высотных зданий и уникальных сооружений  в г. Москве.

Организаторы конференции: Правительство г. Москвы, Всемирная Академия Наук Комплексной Безопасности.

В Конференции приняли участие специалисты из Росстройнадзора, ФСБ, МВД, Московской городской Думы, Минрегионразвития, Минпромэнерго, представители проектных, строительных организаций г. Москвы.

Конференцию открыл руководитель Управления научно-технической политики Департамента градостроительства Москвы А.Н.Дмитриев, подчеркнув главную цель мероприятия: консолидировать усилия в выработке единой технической политики обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности при проектировании и эксплуатации высотных зданий и уникальных сооружений.

Выступая с докладом на конференции, председатель МВК, первый заместитель руководителя Департамента градостроительства Москвы А.Д.Косован сказал, что такая Концепция разработана и 15.12.2006 года рассмотрена и одобрена МВК……

В своих выступлениях ведущие специалисты ВАНКБ и НИИМосстроя изложили подходы к формированию единой политики города и Концепции по комплексному обеспечению безопасности высоток. Присутствующие обсудили предложенные требования к разработке специальных разделов проектов на проектирование комплексного обеспечения безопасности, ход разработки технических регламентов и группы стандартов по комплексному обеспечению безопасности высотных зданий и сооружений, изложенные в докладах меры и средства для обеспечения пожарной безопасности и управления инженерными системами пожарной автоматики, средства спасения и способы эвакуации людей в случае чрезвычайных ситуаций. …»

 

Национальная выставка Китая в России

 

БЕЗОПАСНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

Подходы к формированию единой технической политики г. Москвы к комплексному обеспечению безопасности высотных и уникальных объектов

М.М. Любимов, Г.Г. Соломанидин

«…Важнейшей составляющей политики города в сфере комплексного обеспечения безопасности высотных и уникальных объектов является формирование требований, которые являлись бы нормами, обязательными при проектировании, строительстве и особенно эксплуатации этих сложных объектов.

К проектированию, строительству, эксплуатации высотных зданий, зданий-комплексов и уникальных объектов должны предъявляться особые требования:

- на этапе проектирования принять (разработать) проектные решения, которые бы обеспечили безопасность проектируемого объекта в процессе эксплуатации;

- на этапе строительства реализовать проектные решения так, чтобы не снизить заложенный в процессе проектирования объекта уровень его безопасности;

- на этапе эксплуатации поддерживать заданный уровень безопасности, адаптируя этот уровень к изменяющимся с течением времени условиям.

Утвержденные нормы распространяются на проектирование, экспертизу и разработку специальных технических условий на отдельно стоящие или находящиеся в составе многофункциональных комплексов зданий высотой более 75 м и до 400 м. …»

Совещание в РОСТЕХНАДЗОРЕ

«Вопросы безопасности строительных конструкций зданий и сооружений»

«…27 марта 2007 г. в Управлении государственного строительного надзора состоялось совещание по вопросам безопасности строительных конструкций зданий и сооружений. В совещании приняли участие руководители Ростехнадзора, ведущих научных и проектных организаций. Цель совещания -  информирование о разрабатываемой нормативно-методической базе в рамках работы совета по государственному контролю (надзору) при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В настоящее время разрабатываются технические регламенты и ряд нормативно-методических документов в области обеспечения безопасности строительных конструкций высотных и уникальных зданий. Действие данных документов будет распространяться на строящиеся в настоящее время объекты.

На совещании выступили:

Котельников B.C. - Начальник Управления Государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Шахраманъян М.А. - Член совета по государственному контролю (надзору) при федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,

Любимов М.М.  - Президент Всемирной Академии Наук Комплексной Безопасности (ВАН КБ),    др. …»

 

Научно-технические основы создания и внедрения систем мониторинга безопасности строительных конструкций зданий и сооружений повышенного риска

М.А. Шахраманьян, В.В. Гурьев, А. М. Шахраманьян

«…Одним из новых элементов обеспечения безопасности строительных конструкций является разработка и внедрение автоматизированных систем мониторинга технического состояния строительных конструкций. Важность и актуальность разработки и внедрения автоматизированных систем мониторинга безопасности строительных конструкций обуславливается в связи:

- с принятой и разрабатываемой нормативно-правовой базой;

- со сложностью и новизной разрабатываемых и внедряемых технологий мониторинга безопасности строительных конструкций;

- с отсутствием достаточного количества  квалифицированных специалистов  и организаций в области  проектирования и экспертизы автоматизированных систем мониторинга безопасности строительных конструкций….»

 

Опыт в области мониторинга безопасности строительных конструкций

В.В. Гурьев

« … По заказу Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы ГУП МНИИТЭП совместно с ведущими научно-исследовательскими и проектными организациями города разработал проект нормативного документа МГСН 2.10-04 «Нормы и правила обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений в городе Москве», который впервые комплексно на единой основе охватил нормативные требования к проведению обследования и мониторинга строительных конструкций зданий и сооружений. Утверждение этого МГСН не состоялось со ссылкой на Федеральный закон «О техническом регулировании», не допускающий утверждения региональных нормативов. Пока этот документ по согласованию с Департаментом градостроительной политики введен в действие приказом по институту (и готовится к изданию) как «Рекомендации по обследованию и мониторингу технического состояния зданий и сооружений в городе Москве» (далее «Рекомендации»). Также введены приказами по институту и готовятся к изданию пособие «Обследование и мониторинг зданий массовой застройки» к «Рекомендациям», «Пособие по использованию технических средств для проведения комплексного обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений» и «Временные рекомендации по эксплуатации многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве» (рм-2957). На основе созданной в институте технологии разработаны проекты стационарных автоматизированных станций мониторинга технического состояния много­функциональных высотных зданий и зданий-комплексов города….»

Разработка нормативной базы по безопасности высотных зданий и сооружений

М.М. Любимов, В.И. Щербина

« … Применение систем, связанных с безопасностью, широко применяются как компенсирующая мера для снижения риска причинения вреда людям, имуществу, окружающей среде в разных сферах деятельности людей. Наибольшее распространение получили Е/Е/РЕ-системы на основе электрических (Е), электронных (Е), программируемых электронных (РЕ) (т.е. компьютерных) технологий. Наряду с Е/Е/РЕ-системами применяются системы, основанные на других технологиях, а также внешние средства уменьшения риска. Диапазон применения систем, связанных с безопасностью, чрезвычайно широк. Они применяются в любой относительно сложной продукции или процессах, где уместно автоматически или автоматизировано реализовывать функцию или функции безопасности, снижающие риск причинения вреда людям, имуществу, окружающей среде и/или тяжесть последствий опасных событий. …»

 

О разработке проекта нормативных документов по системе мониторинга технического состояния зданий и сооружений

Г.М. Банных, А.М. Шахраманьян

«… С целью создания Системы мониторинга и подготовки нормативно-правовых документов по Государственному контролю (надзору) качества строительства и безопасной эксплуатации строительных объектов капитального строительства ведется работа в рамках недавно созданного Совета по государственному  контролю (надзору) при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору под председательством Руководителя Ростехнадзора К.Б. Пуликовского. Совет создан в соответствии с приказом № 1064 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.12.2006 г.

В настоящий момент разработана структура и содержание проектов нормативных документов, так же устанавливаются правила  и требования. ….»

 

Мониторинг технического состояния жилых домов

С.А. Мамренко

«… Основной задачей городской системы мониторинга является формирование городского банка данных технического состояния жилых домов, содержащего на бумажных и электронных носителях информацию о результатах мониторинга.

Проведение регулярного сплошного обследования жилищного фонда города позволяет получать актуальную подробную информацию о техническом состоянии каждого элемента жилого здания. Принятая в городе система планирования капитального ремонта, основанная на данных мониторинга, повышает эффективность расходов на ремонтные работы, обеспечивая первоочередное выполнение работ по конструкциям, инженерному оборудованию и системам, состояние которых по результатам обследования требует особого внимания.

Правовой базой такого обследования в Москве, с учетом важности проблематики стал Закон г. Москвы № 21 от 7.04.2004 г. «О мониторинге технического состояния жилых домов на территории г. Москвы». В соответствии с этим законом в базу данных технического состояния жилых домов вносятся следующие сведения, позволяющие составить полную картину по каждому дому. …»

Наблюдение и управление эксплуатацией зданий и сооружений

А. Франк-Михаэль

«…Диагностика сооружений направлена преимущественно на долговременное наблюдение за инженерными сооружениями, высотными зданиями, башнеобразными сооружениями, несущими конструкциями в водном и промышленном строительстве. В основном рассматриваются все сооружения и узлы, на которые действуют с течением времени меняющиеся нагрузки, вызывающие деформации.

В начале диагностики сооружений производится обсуждение с компетентными лицами, чтобы, исходя из поставленных задач, можно было определить критерии наблюдения.

Цель диагностики сооружений - сделать безопасной эксплуатацию сооружений ,узлов и оптимизировать затраты на эксплуатацию. Диагностика сооружений представляет комплексное решение, которое определяется задачами, например, эксплуатация, изменение характера использования, обеспечение доказательства, расчеты прочности, обеспечение качества.

Основами оценки являются проектная документация и предоставленные расчеты. В случае если расчеты не предоставлены или может появиться ссылка на критическое поведение сооружения, в начале наблюдений проводятся испытания расчетными нагрузками. …»

Будущее высотного строительства

П.В. Корчагин

 

«… По статистике Emporis Buildings (www.emporis.com), количество только завершенных строительством высотных  зданий и небоскребов в мире по состоянию на ноябрь 2006 года составляет 110.060. В течение последних лет неоднократно менялись мировые лидеры по высоте среди небоскребов разных стран.

Ведь в случае, когда огонь и дым перекрывают всю площадь здания на этом высотном уровне или выше, для людей находящихся на этажах, расположенных над зоной пожара шансов для спасения практически не остается. Причина такой безвыходности в том, что зона пожара не дает людям возможности спуститься вниз через внутренние коммуникации здания, а до внешних плоскостей здания выше уровня 20 - 25 этажей, через окна которых возможно было бы провести эвакуацию, не достают автомобильные выдвижные лестницы и коленчатые подъемники пожарных и спасателей. Причем технические эксперты предприятий выпускающих подобную спецтехнику делают заключения о невозможности увеличения высоты лестниц и подъемников более 90 - 100 м в связи с тем, что размеры кузова и опорных элементов автомобильных шасси уже достигли максимально допустимых габаритных размеров. 

В итоге приходиться констатировать, что на сегодняшний день все высотные здания и небоскребы, высотность обитаемых этажей которых более 70 - 90 м, не оборудованы средствами,  которые способны обеспечить массовую, безопасную и комфортную эвакуацию людей в случае крупного пожара.

Эта статья ознакомит читателей с разработанной мною подъемной системой «Automatic Rescue Climber»  (в дальнейшем «Система ARC»), которая в полной мере может обеспечить не только такую массовую эвакуацию и эффективное высотное пожаротушение, но также решить многие другие задачи, связанные со строительством и эксплуатацией высотных сооружений

Это дает возможность сконцентрировать в отдельном пожарном депо крупного городского района всего несколько специальных автомобилей «ARC-Car» с хранящимися на их кузовах подъемниками «ARC», которых будет достаточно для обслуживания всех небоскребов данного района. В этом случае, все здания, имеющие рельсовые направляющие, должны быть полностью адаптированы для работы пожарных подъемников. Для этого они оборудуются площадками для парковки автомобилей доставки и узлами «ARC-Base» для монтажа подъемных машин «ARC» на рельс здания. Рельсовые направляющие оснащаются автономными линиями электропитания и трубопроводов с терминалами для подключения к ним на каждом уровне (этаже) здания. …»

 

Эколого-гигиенические условия оценки градостроительных объектов

Б.П. Иванов 

«…В качестве критерия для построения системы экономических оценок объектов окружающей среды, к которым относятся объекты антропогенного происхождения, в том числе объекты градостроительства, они принимают эколого-гигиенические показатели, которые в плановой системе функционирования народного хозяйства фактически  служили лишь основой для реализации командно-административных методов  попытки управления и влияния на состояние окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения., но лишь посредством установлении соответствующих требований и запретов, активно применяя  на определённом этапе   и карательные санкции.

Однако  в рыночным отношениях, авторы правомерно полагают, что предоставленную свободу действий, можно и следует ограничивать лишь экономическими методами, направленными на управление интересами участников процесса, в частности в получении выгоды и(или) обеспечении экологической и радиационной безопасности. …»

 

ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА для БЕЗОПАСНОСТИ

 

Глобальная интегрированная система безопасности «Интегра-C»

В.А. Куделькин

«… Проблема традиционных средств безопасности заключается в том, что они позволяют только фиксировать факты нештатных ситуаций и предпринимать меры по их ликвидации уже после происшествия. Но этого конечно же недостаточно. Сейчас как никогда важна именно превентивная функция системы безопасности, способность предвосхищать и ликвидировать угрозы автономно, без непосредственного участия человека. Это позволит избежать опасного развития ситуации, предотвратить порчу дорогостоящего имущества и оборудования и, конечно, самое главное – сберечь здоровье и жизни людей. Система также должна своевременно и в полном объеме информировать всех ответственных лиц в соответствии с кругом решаемых ими задач. Они должны принимать решения только на основе достоверной информации. Это также позволит избежать сокрытия важной информации о происшествии. Существенного повышения уровня безопасности можно достигнуть только пересмотром всей традиционной политики безопасности, основанной на использовании «живой силы» и переходом на новую концепцию защиты.

В комплексе мер по обеспечению безопасности все большее значение приобретают технические средства, способные прогнозировать и предотвращать чрезвычайные ситуации. Еще одно важное требование к современным техническим средствам – возможность построить единую централизованную систему мониторинга и управления безопасностью объектов и всей инфраструктуры страны в целом. …»

 

 

Комплексное обеспечение безопасности объектов хозяйственной деятельности

А.В. Паучок, С.А. Ткаля, И.А. Волков, В.В. Филатов, Н.Г. Паучок

«… Руководствуясь Решением  Президиума  Всемирной  Академии  Наук  Комплексной   Безопасности (далее ВАНКБ)  и  Приказом  Президента  ВАНКБ от 18.07.2006 г. «О создании  «Научно-исследовательского и производственного  центра  Комплексной  Безопасности ВАНКБ» (далее  Центр  или  НИЦ ВАН КБ)  создан  и  функционирует  НИЦ   ВАНКБ. 

Сегодняшняя необеспеченность регионов  РФ материалами градостроительного планирования и упорядоченной  системой  землепользования:

- способствует торможению   развития   комплексной  безопасности  и   жизнедеятельности  объектов, 

- причиняет  социально-значимый  ущерб  интересам  потребителей  услуг  безопасности,

- является   причиной  нанесения  вреда  государственному  имуществу,  имуществу  физических  и   юридических  лиц,  а  также  окружающей  природной  среде  и  государственному  статусу  на  международной  арене. 

Высокий риск возможного ущерба не оправдывает затраты, возникающие вследствие отсутствия единой  системы документооборота между институтами  государственной власти и субъектами  хозяйственной  деятельности  на   территории  Российской Федерации. …»

 

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

358-я  годовщина Российской Пожарной Охраны

 

Поведение детей при опасности пожара

В.А. Сидоркин

«В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3–4%, материальный ущерб возрастает на 7–10%. Деятельность человека на производстве и в быту приводит к возникновению более 200 тысяч пожаров ежегодно, на которых погибает свыше 18 тысяч человек, и в том числе 700 детей.

За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тысяч пожаров, ими причинен материальный ущерб в размере более 140 млн рублей. При пожарах погибло 158 человек, из них 85 детей. …

Более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования. Около 65% пожаров произошло из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различного звена образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности….»

Разработка нормативных документов по пожарной безопасности

Ю.П. Ненашев, А.А. Макеев

 

«… Нормативно-техническое регулирование в области пожарной безопасности предусматривает обязательное использование положений действующих в России нормативных документов (федеральных законов «О пожарной безопасности», «О техническом регулировании», Градостроительного и Земельного кодексов, Государственных стандартов, строительных норм и правил, правил пожарной безопасности, норм пожарной безопасности, инструкций, приказов и распоряжений МЧС России и иных документов), в которых регламентируются требования пожарной безопасности в различных сферах экономики.

В целом на территории Российской Федерации действует около 1,5 тыс. таких документов. Они представляют собой систему стандартов безопасности труда (ГОСТы, ОСТы), нормативных документов в строительстве (СНиПы, СП, РД, ВСН, ТСН), а также различные ведомственные правила и инструкции, устанавливающие требования к противопожарной защите зданий и сооружений, взрывопожароопасным технологическим процессам, инженерным системам обеспечения пожарной безопасности. …»

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

«Диалектическая спираль»  или простые ответы на сложные вопросы

П.П. Струк, Х.–М. М. Валеев 

«…Риторический вопрос: для кого повышается инвестиционная привлекательность российской экономики? Вспомним, это их идеологи ставят нам ультиматум: «Если Россия не захочет продавать свои энергоресурсы никому, то ее попросту ждет экономический и финансовый крах, так что выбор остается за россиянами» (Збигнев Бжезинский). Наконец, и В.В. Путин сделал для себя «открытие»: «Наша промышленность выпускает продукцию преимущественно низкой степени переработки». Нефть и газ в трубах, металлы в слитках, лес кругляк, рыба и далее большой список, который можно закрыть необработанными алмазами. Единственный экспортный продукт высокой степени переработки – ученые, специалисты и продукция военного назначения. И вновь В.В. Путин: «…сырьевая направленность промышленности усиливает зависимость страны от внешних рынков, от колебаний мировых цен. Россия уже не раз убеждалась, сколь деструктивным, а подчас разрушительным действием может обернуться такая зависимость для национальной экономики». Сырьевая зависимость – это сырьевая глупость или это осознанно? Будем и дальше сырьевой колонией экономически развитых стран или уйдем с «предназначенного» нам пути? …»

Нужен ли России транзит от «процедурной» к «манипулятивной» демократии?

В.В. Бакушев

«… В статье хотелось бы обратиться к вопросу о меняющейся парадигме демократии, которая привносится нередко на «штыках». Есть немало подтверждений о несоответствии действий современных западных политических систем демократическим принципам. Хотя лидеры продолжают клясться и проводить «уроки демократии» для «начинающих» (вступающим государствам на путь демократических преобразований). Вполне можно констатировать, что эти «постаревшие» демократические системы проходят внутреннее перерождение. С одной стороны, немало свидетельств того, что в США, в старой Европе стало больше элементов формальной свободы. С другой стороны, в сфере обороны, геостратегической экономике и т.п. планирование компетенции частично переходит на наднациональный уровень. Это НАТО, другие интегрированные структуры, включая Союзный тайный комитет по планированию – Alled Clandestine CommitteeACC. Поэтому реальной открытости, а значит, и свободы на доступ к информации становится меньше. Одновременно расширяется и насыщается информационное поле тотального манипулирования, политического торга.

Таким образом, для рядовых граждан, не обладающих необходимой информацией, а также политическими ресурсами (равно как и достаточной политической культурой, знанием, осведомленностью), свобода завершается лишь правом на свободу высказывания мнения. Однако защита его от политических манипуляций требует ресурсов, включая «приобретение» прав на квалифицированную защиту, отстаивание своего мнения. Здесь действуют законы рынка. Поддерживая прямо и косвенно завуалированные ниши, современные политические системы развитых стран превращаются в системы манипулятивной демократии….»

Борьба с преступностью как реализация  государством функции обеспечения безопасности его объектов: исторический и современный аспекты политико-правового характера

Э.И. Бордиловский

«… Происходящее в настоящее время реформирование правоохранительной системы, включая органы внутренних дел, конечно, по сути, объективны. Здесь уместно привести слова Президента России В.В. Путина, сказанные им после трагедии Беслана: «Мы перестали уделять должное внимание вопросам обороны и безопасности, позволили коррупции поразить судебную систему и правоохранительные сферы! Мы не проявили понимания сложности и опасности процессов, происходящих в собственной стране и в мире в целом»[1]. Оценка, как видим, жесткая, но объективная.

В ходе намечаемых преобразований в системе МВД России Указом Президента РФ от 31.10.2005 г. № 1246 предписано значительное сокращение штатной численности органов внутренних дел, финансируемой за счет средств федерального бюджета[2]. В ходе его осуществления неизбежно будут решаться вопросы и преобразований организационно-структурного характера.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на некоторые проблемные аспекты нормативно-правового обеспечения, касающегося создания, ликвидации, преобразования имеющихся подразделений, определения их задач, функций, компетенции. Поспешность и непродуманность принимаемых в этом плане решений, как правило, приводит к нежелательным последствиям, которые в конечном счете могут отрицательно сказываться на состоянии борьбы с преступностью. …»

Вопросы экономической безопасности: как не потерять прибыль, принадлежащую вам

Д.Ю. Кобзев, Д.А. Суворов

«В условиях современного рынка вопросы экономической безопасности приобретают статус особо важных на всех уровнях экономической деятельности: от небольших коммерческих предприятий до корпораций государственного масштаба. Экономическая безопасность, защита бизнес-процессов в системе корпоративной безопасности компании, или, другими словами, создание «безопасной среды» для ведения деятельности, представляет довольно сложный и трудоёмкий процесс. Возможные угрозы для компании очень разнообразны: мошенничество, недобросовестность партнёров, финансовая несостоятельность партнёров, недобросовестная (в том числе криминальная) конкуренция, промышленный шпионаж, утечка конфиденциальной информации, враждебное поглощение бизнеса… Но защита от внешних и внутренних угроз ещё не значит, что компания может чувствовать себя защищённой. Состояние экономической безопасности должно характеризоваться не только защитой от смоделированного перечня потенциальных опасностей, но и обеспечением устойчивого экономического роста предприятия. Создание системы экономической безопасности просто необходимо для моделирования перечня противодействий определённым угрозам. При этом необходимо отметить, что создание «безопасной среды» осуществляется не только за счёт обеспечения защищенности интересов одного из элементов системы за счёт других элементов. Должен быть адекватный баланс интересов в рамках этой системы, учитывая, что все звенья системы работают в интересах системы в целом. …»

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Влияние условий труда на безопасность здоровья человека

В.Л. Матвеенко

 

Итальянская система  «Умный дом» – это модно в России

К.М. Любимов, Д.Ю. Кобзев, Массимилиано Лонго

 

КОСМОЭНЕРГЕТИКА

 

Качество, системность и эффект Шноля

Б.В. Бове, Ю.А. Камынин



[1] Цитируется по статье: Минкина А. Что думать // Московский комсомолец. 2005. 30 нояб.

[2] См.: Указ Президента РФ В.В. Путина от 31.10.2005 г. № 1246 «Об установлении предельной штатной численности органов внутренних дел».


В избранное