Интернет-магазин Центра НТД "Техэксперт" www.shop.cntd.ru предлагает: международные и зарубежные стандарты - на языке оригинала и в переводе, а также официальные печатные издания стандартов России.
20 мая Госдума РФ приняла в третьем чтении закон, в
соответствии с которым на рынок оказания услуг по технической инвентаризации,
кроме аккредитованных БТИ, допускаются кадастровые инженеры. Соответствующие
изменения вносятся в статьи 7 и 8 закона «О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним» и закон «О государственном кадастре
недвижимости», сообщает «Интерфакс».
Статс-секретарь, заместитель министра экономического
развития РФ Игорь Манылов сообщил, что в настоящее время на рынке насчитывается
около 14 тыс. кадастровых инженеров. По словам замминистра, принятие этих
поправок будет способствовать развитию конкуренции на рынке и позволит сделать
эти услуги более доступными для граждан.
Поправки также касаются, отметил И.Манылов, предоставления
сведений государственного кадастра недвижимости и Единого государственного
реестра прав. В рамках закона устанавливается возможность бесплатного
предоставления этих сведений для всех органов государственной власти, органов
местного самоуправления.
Это нововведение позволит обеспечить реализацию требований
закона о государственных и муниципальных услугах, согласно которому с 1 июля 2011 г. госорганы,
оказывающие услуги, не вправе требовать от заявителей документы, если такие
документы выдают другие органы власти.
Накануне Совет Федерации одобрил закон о порядке
предоставления средств на строительство субъектам РФ из Фонда ЖКХ. Документ
направлен на стимулирование реализации региональных адресных программ и
продление сроков проведения государственного кадастрового учета земельных
участков, занятых многоквартирными домами. Соответствующие поправки вносятся в
федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства» и в ст.7.1 федерального закона «О некоммерческих организациях»,
сообщает РБК.
Закон позволяет приостановить предоставление финансовой
поддержки за счет средств фонда ЖКХ в случае невыполнения субъектом РФ сроков
достижения параметров реализации региональных адресных программ (количество
переселенных граждан, количество многоквартирных домов, в которых проведен
капитальный ремонт), заявленных при подаче заявки на предоставление финансовой
поддержки за счет средств фонда.
Также предлагается продлить до 1 января 2012г. сроки
проведения органами государственной власти субъектов РФ или органами местного
самоуправления работ по формированию и проведению государственного кадастрового
учета земельных участков, занятых многоквартирными домами, включенными в региональные
адресные программы по проведению капитального ремонта (в действующей редакции
закона - до 1 января 2011г.).
Продлевается с 1 января 2011г. до 1 июля 2012г. срок
доведения до 80% от общего количества коммерческих организаций коммунального
комплекса на территории муниципального образования, претендующего на
предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда, с долей участия в
уставном капитале субъектов РФ и (или) муниципальных образований не более чем
25%.
Конституционный суд (КС) РФ в
четверг признал соответствующими конституции нормы законов, разрешающие
третейским судам рассматривать споры о недвижимом имуществе, в том числе по
договорам ипотеки, и обращать взыскание на это имущество, сообщил агентству
РАПСИ представитель суда.
"При этом приравнивание
последствий решений государственного суда и третейского суда об обращении
взыскания на заложенное недвижимое имущество не означает отождествления государственных
и третейских судов", - пояснил собеседник агентства.
КС РФ огласил постановление по делу,
инициированному запросом Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ.
ВАС РФ изначально планировал
получить от КС ответ на вопрос, имеют ли право третейские суды, как и
государственные арбитражные суды, обращать взыскание на заложенное имущество, в
частности, на недвижимость. Однако, как следует из выступлений представителей
ВАС, решение КС позволит разрешить более широкую неопределенность - являются
третейские суды частью российской судебной системы или альтернативным методом
урегулирования споров.
Президиум ВАС РФ решил обратиться в
КС 18 мая 2010 года, когда на своем заседании не смог разрешить спор
коммерческого банка экономического развития "Банк Казани" и ООО
"БулгарРегионСнаб", залогодателя по кредиту, выданному банком
заемщику ООО "Торговый Альянс".
Банк после того, как заемщик не
исполнил обязательств по кредитному договору, обратился в третейский суд
"Право" с иском о взыскании долга и обращении взыскания на заложенное
имущество - ряд объектов недвижимости, принадлежащих
"БулгарРегионСнаб".
Третейский суд вынес решение в
пользу банка, однако добровольно исполнить его залогодатель отказался. Тогда
кредитная организация обратилась в Арбитражный суд Татарстана с заявлением о
признании и приведении в исполнение решения третейского суда. Суд первой
инстанции заявление удовлетворил, кассационная инстанция - Федеральный
арбитражный суд Поволжского округа - оставила это решение в силе.
ООО "БулгарРегионСнаб"
обратилось в ВАС РФ с заявлением об отмене судебных актов судов первой и
кассационной инстанций. По мнению заявителя, третейские суды в РФ, не являясь
частью судебной системы, не наделены правом обращать в судебном порядке
взыскание на недвижимое имущество.
Президиум ВАС РФ, рассматривая спор,
пришел к выводу, что существует двоякое толкование статуса третейских судов.
С одной стороны, Гражданский кодекс,
Арбитражный процессуальный кодекс, закон об ипотеке не делают различия между
судами, арбитражными судами и третейскими судами в вопросах обращения взыскания
на заложенное недвижимое имущество.
"Последнее позволяет включать
третейские суды в судебную систему РФ, процедуру третейского разбирательства
коммерческих споров - в судебный порядок обращения взыскания на заложенное
недвижимое имущество, а в понятие "судебное решение" - акты
третейских судов", - указал президиум ВАС РФ в своем определении о
приостановлении производства по делу "Банк Казани против
"БулгарРегионСнаба".
В то же время, как отметил президиум
высшего арбитража, согласно определению КС РФ от 4 июня 2007 года номер 377-О-О
третейский суд не относится, в соответствии со статьей 118 Конституции, к
органам осуществления правосудия, а третейское разбирательство является одной
из альтернативных форм защиты гражданских прав.
ВАС РФ в своем запросе просил КС РФ
проверить конституционность пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса, пункта 1
статьи 33 во взаимосвязи со статьей 51 федерального закона "Об ипотеке
(залоге недвижимости)", норм закона РФ "О международном коммерческом
арбитраже", федерального закона "О третейских судах в Российской
Федерации", статьи 28 федерального закона "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обсуждение запроса в КС РФ
состоялось 31 марта, оно проходило в закрытом режиме, и результат обсуждения
станет известен только 26 мая.
Предваряя обсуждение, перед судьями
КС выступили представители ВАС и ряда госструктур, имеющих отношение к
деятельности третейских судов.
Судья ВАС РФ Татьяна Нешатаева
заявила, что не контролируемое государством перераспределение земельных
участков, в частности по решениям третейских судов, может привести к уменьшению
территории государства.
По ее мнению, "было бы лучше и
определенней, если бы норма о неарбитрабельности вещных споров о недвижимости
была закреплена в нашем законодательстве".
Представители Генпрокуратуры,
Минюста и Россреестра высказались в целом за целесообразность более четкого
определения законодателем статуса третейских судов.
При этом представитель Росреестра
высказал мнение, что дела, решения по которым должны быть обязательными для
госорганов при осуществлении госрегистрации возникновения, перехода,
ограничения, прекращения прав, не могут быть переданы на рассмотрение третейских
судов.
В то же время представитель Совета
Федерации (СФ) Елена Виноградова отметила различие подходов ВАС и Верховного
суда (ВС) РФ к вопросу о компетенции третейских судов в спорах о правах на
недвижимость: ВС считает, что решение третейского суда является основанием для
госрегистрации (права на недвижимое имущество), ВАС отрицает такую возможность.
Она добавила, что в оспариваемых ВАС
нормах нет неопределенности и нет оснований для признания их несоответствующими
Конституции.
Аналогичную точку зрения высказал
представитель президента РФ в КС Михаил Кротов. Он отметил, что принудительное
исполнение решения третейского суда возможно только по решению государственного
арбитража, так же как и обращение взыскания по ипотеке.
В сообщении КС РФ по итогам
рассмотрения запроса ВАС РФ говорится, что обращение в третейский суд - один из
общепризнанных в современном правовом обществе способов разрешения
гражданско-правовых споров, основанный на свободе договора и автономии воли в
сфере гражданского права.
Сомнения ВАС были связаны в основном
с наличием в подобных спорах публичного элемента, под которым заявитель
понимает необходимость внесения изменений в Единый государственный реестр прав
на недвижимое имущество.
"Государственная регистрация
прав на недвижимое имущество не является элементом самого спора и не изменяет
природу правоотношений, отражая лишь особое внимание государства к обороту
объектов недвижимого имущества. Она не затрагивает самого содержания
гражданского права и не ограничивает автономию воли и имущественную
самостоятельность участников правоотношений. Поэтому обязательность такой
регистрации не должна рассматриваться как обстоятельство, препятствующее
рассмотрению третейскими судами споров, касающихся недвижимого имущества",
- уточняет КС РФ.
В сообщении также разъясняется, что
решение третейского суда само по себе не влечет перехода прав на это имущество
- основанием для перехода права является договор, подписываемый по результатам
публичных торгов или открытого аукциона.
"Кроме того, третейский суд не
вправе разрешить вопрос о правах и обязанностях лиц, не участвовавших в
третейском разбирательстве и не связанных третейским соглашением", -
указал КС РФ.
Суд не стал рассматривать часть
запроса ВАС относительно полномочий международного коммерческого арбитража.
"Поскольку в делах, послуживших
основанием для обращения в Конституционный Суд РФ, не подлежат применению
нормы, связанные с компетенцией международного коммерческого арбитража,
производство в части проверки конституционности Закона РФ "О международном
коммерческом арбитраже" подлежит прекращению", - говорится в
сообщении КС.
Повышение роли нотариата в России по
примеру западных стран, которое произойдет после принятия нового закона о
нотариате и нотариальной деятельности в РФ, позволит предотвратить махинации в
сфере сделок с недвижимостью, сообщил в четверг в ходе пресс-конференции
советник президента РФ по правовым вопросам Вениамин Яковлев.
Проект нового закона о нотариате был
подготовлен Минюстом и Федеральной нотариальной палатой РФ. Концепция Минюста
предполагает, в том числе, наделение частнопрактикующих нотариусов некоторыми
государственными функциями. Речь, в частности, идет о праве удостоверять
некоторые виды сделок с недвижимостью. Проект поправок в Гражданский кодекс РФ,
которые необходимы для появления нового закона о нотариате, может быть внесен в
Госдуму в ходе весенней сессии нижней палаты парламента.
"Нотариат был до революции в
России, в советское и постсоветское время, но роль нотариата в нашей стране в
сравнении с нотариатом Германии, Франции, Испании, Италии резко снижена. У нас
нотариусы, в основном, сейчас удостоверяют копии документов. Стоит ли держать
нотариат ради этой миссии? У нотариата совершенно другая миссия! Возьмем
Францию. Там нотариат обеспечивает... безопасность участников договоров, сделок
- прежде всего, по недвижимости... Это земля, земельные участки, это
предприятия, это дома, это квартиры", - сказал он.
Он добавил, что в настоящее время
сделки с недвижимостью в стране не подлежат обязательному нотариальному
удостоверению. Это порождает массовую преступность в этой сфере. Аферисты
"берут на учет" одиноких пожилых людей и делают все, чтобы
"освободить" и присвоить их квартиры, что им часто удается
безнаказанно сделать, так как сделку по передаче недвижимости удостоверять не
нужно.
"Во Франции такого произойти не
может... Нотариус все проверит: кому это имущество принадлежало раньше, как это
лицо, которому это имущество принадлежало ранее, распорядилось этим имуществом,
как попало имущество в руки этих лиц, на законных ли основаниях. Если на
основании договора купли-продажи, то были ли выплачены деньги", - отметил
Яковлев.
Он добавил, что захватить
предприятие во Франции тоже невозможно, потому что все сделки в сфере
недвижимости контролирует нотариус.
По мнению Яковлева, принятие нового
закона позволит уменьшить в России масштабы таких явлений, как рейдерские
захваты собственности и махинации с квартирами пожилых людей. При этом эксперт
считает, то законопроект в ходе рассмотрения в Госдуме может вызвать
противодействие со стороны отдельных депутатов, которые "в этой мутной
воде ловят рыбку".
Россия предлагает странам СНГ
разработать и принять соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление
строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами стран Содружества,
и свидетельств о допусках, выдаваемых саморегулируемыми организациями, сообщил
министр регионального развития РФ Виктор Басаргин.
"Необходимо принять документ о
взаимном признании допуска на рынок, поэтому предлагаем подготовить соглашение,
в рамках которого оговорить, как мы будем "увязывать" наши системы
допуска", - предложил Басаргин в четверг в Астане в ходе XXXI заседания
Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности
стран СНГ.
Он напомнил, что в России уже
полтора года "активно развивается система саморегулирования", по тому
же пути идет Украина, а в подавляющем большинстве государств СНГ действует
лицензионная система допуска на строительные рынки.
"Первым этапом этой работы (по
открытию строительных рынков государствами СНГ друг для друга - ред.) могли бы
стать единые квалификационные требования к специалистам строительной сферы,
инженерам и архитекторам, составляющим основу профессиональных сообществ",
- считает Басаргин.
Со своей стороны
председательствующий на заседании председатель агентства Казахстана по делам
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Серик Нокин предложил создать
рабочую группу по изучению этого предложения и отзывов на него участников СНГ.
Помимо этого, участники совета
договорились о продолжении работы над проектом соглашения "О единых
принципах и правилах технического регулирования в строительстве в
государствах-участниках СНГ".
По мнению Басаргина, принятие этого
документа "позволит создать необходимые благоприятные условия для
реального решения общих задач обеспечения безопасности строительных объектов,
на основе применения единой нормативной базы проектирования и станет первым
шагом по устранению технических барьеров на межгосударственном рынке услуг
проектирования, строительства, стройматериалов и изделий".
"Тем самым будет создано единое
экономическое пространство государств-участников СНГ (в области
строительства)", - заключил министр.
По материалам РИА Новости
Обзор подготовлен специалистами консорциума "Кодекс" с использованием информационно-правовых систем "Кодекс".