Фанера представляет собой листовой строительный материал, изготовленный из натуральной древесины. Слои шпона склеиваются между собой, причем, направления волокон в каждом чередуется: в первом оно продольное, во втором — поперечное, в третьем снова продольное и т.д. Для повышенного сопротивления материала на изгиб и кручение волокна шпона могут быть расположены под углами 30°, 45° или 60°. Фанеру, в которой древесные волокна имеют одинаковое направление во всех слоях, называют ламинированной
или слоисто-прессованной древесиной.
В зависимости от вида древесины, служащей материалом для изготовления
Хвойная фанера - внешние слои производятся из сосны, лиственницы, ели, пихты и иногда из кедра. Внутренние слои могут быть изготовлены из шпона как лиственных, так и хвойных деревьев.
Берёзовая фанера - имеет внешние слои из берёзового шпона. Внутренние слои могут быть изготовлены из шпона как лиственных, так и хвойных деревьев.
Одним из наиболее распространённых видов фанеры является лущеная фанера.
Этапы производства лущеной фанеры
Срезается тонкий слой древесины с кряжа
Листы шпона вырезаются по нужному формату и склеиваются между собой синтетическим или природным клеем
Для обеспечения необходимой плотности и жесткости сформированный пакет из нескольких слоёв шпона подвергается прессованию при температуре от 120° до 150° С
Затем фанерные листы обрезаются по кромкам до стандартных размеров
В зависимости от вида фанеры, в дальнейшем выполняются операции по шлифовке, пропитке, ламинированию и т. п.
Готовую фанеру упаковывают в пачки общей высотой около 400 мм, сверху и снизу листы защищены фанерой низших сортов толщиной 4 мм. Для фиксации пачки используется стальная лента
Для изготовления опалубки, устройства строительных лесов и подмостей
При облицовке зданий и создании элементов крыш, в качестве деревянных конструкций для фасадов зданий и т.д.
При изготовлении подоконников, звукоизолирующих стеновых панелей, в качестве облицовки, для производства дверей
Для изготовления мебели
Для изготовления боковых стенок и пола в трейлерах и грузовиках, железнодорожных вагонов и контейнеров
В судостроении из фанеры производят элементы для транспортных средств – борта, палубы, сиденья на лодках, катамаранах, пассажирских теплоходах, а также для рефрижераторов, рыболовных судов
Горки, места для зрителей, хоккейные площадки, скаты для скейтбордов для игровых и спортивных зон
Для изготовления деревянных ящиков, в том числе и декоративные – для подарочного оформления бутылок, посуды, парфюмерии и пр.
Для производства дорожных знаков, рекламных щитов, обшивки лифтов
Для устройства промежуточного слоя между бетонной стяжкой и паркетом. Это позволяет решить сразу несколько проблем: выровнять пол, обеспечить дополнительную тепло- и шумоизоляцию, упростить процесс крепления штучного паркета к основанию. В качестве подложки используют влагостойкую фанеру толщиной не менее ¾ толщины планируемого напольного покрытия.