ЦВЕТ — качество потока излучения в видимой для человека части спектра, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение. Зрительные ощущения возникают под действием на органы зрения излучений видимого диапазона.
Все цвета делятся на:
Ахроматические - белый и черный цвета, а также серый цвет, являющийся промежуточным между белым и черным цветами. Ахроматические цвета в спектре отсутствуют – они бесцветны.
Хроматические - цвета, имеющие тот или иной цветовой оттенок. Прибавляя к спектральному свету белого света, получается множество цветов одного тона, но различных по степени разбавления.
Яркость
Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному.
Следует отметить, что яркость, как и прочие цветовые характеристики реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных причин, обусловленных психологией восприятия.
Насыщенность
Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. Например, при уменьшении насыщенности синий цвет приближается к серому.
Светлота
Степень близости цвета к белому. Любой оттенок при максимальном увеличении светлоты становится белым
Цветовой тон — совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра. Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.
Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными. Цвет теплового излучения при повышении температуры проходит по «тёплым оттенкам» от красного через жёлтый к белому, но максимальную цветовую температуру имеет голубой цвет.
Гармоничное взаимодействие цветов чаще всего проявляется в контрастных сочетаниях.
Гармонии можно добиться при сочетании резкоконтрастных, контрастных, полутональных и однотонных цветов.
Резкоконтрастными считаются, например:
красный - васильковый,
красный - синий,
красный- белый,
красный - зеленый,
оранжевый - черный,
оранжевый - васильковый,
зеленый - белый.
Эти сочетания часто используются в спортивной, юношеской, детской одежде, в костюме для отдыха.
Контрастными являются такие сочетания:
вишневый - розовый,
синий - васильковый,
лиловый - сиреневый,
зеленый - салатный.
Они относится к разряду сдержанных оттенков и применяются в различных видах одежды.
Полутональными признаны сочетания холодных цветов с теплыми:
нежно-розовый,
нежно-голубой,
нежно-салатный,
нежно-сиреневый и т. д.
Однотонную, или одноцветную, гармонию образуют сочетания:
коричневый с бежевым,
светло-красный с темно-красным,
светло-зеленый с темно-зеленым.
Такие сочетания характерны для повседневной одежды и одежды полных женщин.
Один и тот же цвет отделки дает различный эффект на темном и светлом фоне. Например, бледно-голубая отделка в виде воротника, бейки, манжеты освежает синее платье, смотрится более выигрышно, чем на белом платье (там отделка такого цвета блекнет).
В следующей рассылке: Влияние цвета на восприятие пространства в интерьере.