Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Know-House.ru - строительные материалы и технологии. Винтаж как высший пилотаж.


Информационная система по строительству
 Ноу-Хаус

Строительные материалы и технологии
Выпуск от 27.08.2008

Винтаж как высший пилотаж

Конструктивные системы и технологии возведения зданий

Части зданий: конструкции и материалы

Строительные материалы и технологии

Инженерные системы

По материалам сайта parket.ru
автор - М.Сорочкин

Тяга к псевдостарым вещам и образам былого, распространившаяся по всему миру и захватившая одежду, украшения, мебель, отделку и рисунки напольных покрытий из твердой древесины, стеклянную тару и флаконы для парфюмерии, осветительные приборы и многое другое в который раз заставила вспомнить, что «новое – это хорошо забытое старое». Соответствующий стиль получил название винтаж и распространяется на все новые области. Винтаж – это память о том, что когда-то было в моде, для одних и индивидуальный стиль сравнительно недорого для других. Недорого значит дешевле, чем антиквариат, но достаточно затратно. Во-первых, потому что винтаж требует применения значительной доли ручного труда и материалов и приемов, часто составляющих know-how для изготовителей, которые вкладывают в разработку заметные средства. Во-вторых, потому что мода на винтаж в какой-то мере эксклюзивна, а за такую моду приходится платить. Когда она распространится, как хиповые, драные на коленках джинсы 1990-х, винтаж подешевеет, перестанет быть исключительным, и мода на него отойдет, чтобы когда-нибудь вернуться при других обстоятельствах и в несколько ином обличье.

Дело дошло до того, что многие изделия сегодняшних механизированных, автоматизированных, компьютеризированных производств, близкие к идеальному по качеству, сверкающие всеми видами отделки и полной палитрой цветов, воспринимаются как дешевка, общедоступная и поточная, как достояние плебса и людей без вкуса. Винтаж – это в какой-то мере свобода выбора, гораздо большая не только в предметном мире, но и во времени, это свой стиль для каждого.

Способы патинирования поверхностей, их механического квази-износа, формирования на деревянных поверхностях и переплетах факсимильных книг следов от древоточцев разрабатываются серьезными специалистами и учеными, включают известные и вновь создаваемые средства, методики и научные достижения, охраняются соответствующими фирмами и составляют не меньшую тайну, чем формула «кока-колы», секреты изготовления клише и бумаги для печати денежных банкнот и методика образования кракелюр на поверхности красочного слоя поддельных или реставрируемых шедевров живописи.

Малую долю в этом винтажном изобилии, востребованном и появившемся на рубеже XX и XXI веков, составляют подлинные вещи, относящиеся безусловно к другому классу, а именно к антиквариату. В части напольных покрытий известна практика небольшого числа фирм, скупающих старый паркет, освобождающийся при сносе или реконструкции старых зданий. Цена за квадратный метр такого паркета сейчас в Европе превышает 1000 евро и будет только расти, так как ресурс поступления «антикварных» полов очень ограничен и истощается. По крайней мере одна американская фирма предлагает полы из амбарных досок XIX века – наследия ферм центральных и южных штатов США.

Изготовление винтажных вариантов паркетных изделий (модулей и щитов) и изделий из массивной доски требует их механической обработки металлическими или пластмассовыми щетками - браширования, лессирующего тонирования, пропитки и патинирования. Все эти работы предусматривают очень большую долю ручного труда и поиск или разработку новых экологически чистых химических материалов. Создание эффекта старения связано с образованием на поверхности древесины затемнений и искусственных дефектов. Обработка дерева щетками или пескоструйная обработка позволяют выбрать более мягкую часть древесины, а затем покрыть ее цветным воском или маслом. Воск заполняет образовавшиеся трещины и подчеркивает естественный рисунок дерева, образуя разного цвета прожилки. Поверхность становится рельефной с ярко выраженной структурой, как это характерно для старого дерева. Червоточины на поверхности древесины можно имитировать, например, с помощью лазера или механическим путем. Возможно глубокое старение, формирующее шероховатую поверхность с перепадами высот до 2 мм и с имитацией трещин, потертостей и червоточин, и мягкое старение – шлифованная поверхность с небольшими трещинками и потертостями.

В качестве патинирующего может использоваться, например, состав фирмы Clou, с помощью которого поры древесины окрашиваются в желаемый оттенок. Патина наносится пистолетом или кистью и может иметь цвета: синий, желтый, зеленый, красный, красно-коричневый, белый, черный. Патина на основе органических растворителей и специальных пигментов быстро сохнет, не выгорает, готова к применению и легко шлифуется. Для тонирования (патинирования) поверхности дерева могут быть использованы специальные красители для паркета Teinte a bois производства компании Blanchon, имеющие натуральные цвета: белый, желтый, красный, зеленый, синий, черный и древесные тона: светлый, средний и темный дуб, «старый » дуб, красное дерево, мореный дуб, черешня. Необходимого цвета можно добиться путем смешения в определенных пропорциях различных цветов тонирующего средства.

В определенных случаях для старения досок (например, досок Chapel) используют известь и пары аммиака. Окраска древесины при этом происходит при реакции этих химических веществ с дубильной кислотой, содержащейся в дереве. После этого проводится обработка досок масляно-восковой смесью и кремниевой кислотой. Запатентованная технология обработки обеспечивает высокие эксплуатационные характеристики. Стабилизация окраски древесины от слегка пестрой до более светлого и насыщенного желто-коричневого цвета может происходить в течение 3-6 месяцев.

Для создания эффекта старения могут применяться также лаки, например, фирмы Votteler (Германия). После придания древесине желаемого оттенка с помощью морилок или патинирующих красителей наносится лак «Монодур 34100», а после его высыхания софт-лак «Пуридур 33250», с помощью которого можно получить эффект «растрескивания». Стиль требует, как правило, применения исключительно матовых лаков. В настоящее время при формировании образа состаренного дерева чаще используют масло или масляно-восковые смеси.

Описанные и некоторые другие способы воздействия на поверхность древесины характерны для всех разновидностей напольных покрытий из твердой древесины (паркета, доски из массива и многослойной паркетной доски). При этом для паркета наряду с прочим возможно усиление эффекта старения благодаря реализации упрощенных, нарочито грубых и даже примитивных рисунков укладки, применению планок большой ширины, использованию планок с краевыми фасками. Можно также воспользоваться образцами укладки из известных исторических архитектурных памятников.

В ряде случаев для создания эффекта старения применяется термическая обработка дерева в течение многих десятков часов в специальных камерах (см. статью «Термодерево – путешествие на 150 лет в прошлое и на столько же в будущее», журнал «Технологии строительства», №1, 2005 г.). Иногда в этих целях применяется такой специфический материал как мореный дуб. Подбор и укладка состаренных напольных покрытий производится паркетчиками-краснодеревщиками высшей квалификации и иногда требует нескольких итераций для получения необходимого визуального эффекта.

Те, кто начал использовать технологию искусственного старения полов, сначала преследовали цель потрафить моде на винтаж, продвинуть некоторый новый по эстетике продукт – состаренный пол. Однако практически сразу же стало очевидным такое достоинство этих полов, как гораздо большая их толерантность к износу, повреждениям, локальным царапинам, следам каблучков и т.д. Патинированным, обработанным металлическими проволочными щетками или нарочито грубо проструганным, потемневшим от воздействия паров аммиака этим полам нечего терять. По-другому складывается и отношение к ним со стороны заказчиков-перфекционистов, которые иногда лицом к лицу с поверхностью сияющего глянцем паркета разыскивают на нем следы несовершенства. Здесь, наоборот, каждое лыко от износа, удара, повреждения в строку. И это позволяет думать, что искусственное старение – не просто преходящая мода, а, возможно, дополнительная технология финишной обработки напольных покрытий, которая войдет в арсенал изготовителей и укладчиков и останется там навсегда.

При реализации интерьеров объектов в России немаловажно, что страна имеет почти трехвековые традиции создания художественных паркетных полов, которые восходят к эпохе Петра I и представлены в значительном числе царских и княжеских дворцов, составляющих в том числе мировое культурное и архитектурное наследие. Упомянутые традиции в настоящее время продолжены деятельностью небольшого числа известных во всем мире российских компаний – обладателей дипломов и призов международных выставок. В нашем отечестве популярность стиля винтаж связана также и с тем, что лозунг советских времен «отречемся от старого мира» и практика его насильственного внедрения во многом «прервали связь времен». Люди тянутся к своим корням, пытаются хотя бы так прикоснуться к истории культуры, рода, старые и состаренные вещи помогают им самоидентифицироваться, почувствовать сопричастность времени.




Техническая Инфотека

В избранное