Леонид Милеев, независимый консультант по отоплению www.teploved.ru
В этой статье подводятся итоги прошедшего года и дается прогноз на 2006 год в секторе топительного оборудования. Вы узнаете объем этого рынка, основных лидеров по итогам продаж в 2005 году (именно в этом году отмечалось 150 лет с момента изобретения первого радиатора) и о том, какие изменения могут ожидать его участников в 2006 году.
Первый радиатор был изобретен в России примерно в 1855 году. Изобретателем первого радиатора был немец итальянского происхождения Франц Карлович Сан-Галли (1824-1908), проживавший с 1843 года в Санкт-Петербурге. Сан-Галли - фигура неординарная, это не только инженер и изобретатель, но и предприниматель, общественный деятель, действительный статский советник, почетный инженер-технолог. В 1853 году он основал предприятие, постепенно выросшее в крупный завод, специализировавшийся на производстве
оборудования для отопления, водоснабжения и канализации, а также на изготовлении художественного литья.
Надо заметить, что первый радиатор несколько отличался от тех, которые устанавливают в современных домах. Он представлял собой толстые трубы с вертикальными дисками, и называлось это устройство «хайцкерпер», то есть «горячая коробка». В России за таким отопительным прибором закрепилось другое название - «батарея».
По иронии судьбы, через 150 лет в современной России из всех, представленных на рынке импортных радиаторов, наиболее популярны именно немецкие и итальянские!
Рынок отопительных котлов в 2005 году
В 2005 году объем рынка незначительно увеличился вследствие повышения уровня покупательной способности части населения страны и достаточно бурного загородного строительства в некоторых регионах России (в частности, в Московской области). Очевидно, это в немалой степени связано с притоком денег в Россию из-за постоянного роста мировых цен на энергоносители в последние годы. Общее количество проданных в России отопительных котлов (газовых, жидкотопливных, твердотопливных и электрических) - около
550-580 тыс. штук*, что примерно на 4% больше, чем в предыдущем году. Приблизительно такой же рост рынка можно ожидать и в 2006 году.
Рассмотрим подробнее каждый из секторов этого рынка и начнем с самых популярных - газовых котлов с атмосферной горелкой.
Газовые котлы с атмосферной горелкой.
Общие объемы продаж газовых котлов с атмосферной горелкой составляют примерно 500 тыс. штук в год. Как и раньше, большая часть из них - это дешевые отечественные модели. Последние годы их доля составляет почти 75% от продаж газовых котлов и примерно 65-70% от общего количества продаж всех типов котлов в России.
Популярность дешевых отечественных котлов предопределена несколькими причинами. Во-первых, люди в большинстве российских регионов по-прежнему не настолько богаты, чтобы покупать относительно дорогие
импортные модели. Во-вторых, газовые котлы выбираются чаще других, так как в России магистральный газ - самый дешевый энергоноситель, и отопление с его помощью наиболее экономически оправданно.
Говоря о газовых котлах с атмосферной горелкой, следует отметить продолжающееся в последние годы бурное развитие в секторе настенных газовых котлов, подавляющее большинство из которых составляют модели импортного производства.
RSS - ленты новостей НОУ-ХАУС.ру
1. Новости строительства от НОУ-ХАУС.ру
новости портала НОУ-ХАУС.ру
новости строительных выставок;
анонсы новинок строительных материалов;
новости технического регулирования (СНиПы, ГОСТы и т.д.);
Стоит сказать, что рост продаж настенных котлов - это не специфическая российская особенность, а мировая тенденция. Компактные, удобные в монтаже и относительно недорогие настенные котлы, способные снабдить теплом и горячей водой коттедж площадью в 200-300 м2 (а иногда и больше), пришлись по вкусу жителям самых разных стран. Не удивительно, что они «отвоевали» некоторую часть российского рынка у напольных котлов.
Ориентировочно объем продаж настенных газовых котлов в России в 2005 году можно оценить примерно в 100 тыс. штук. Относительно 2004 года рост составил более 30% (тогда было продано примерно 75 тыс. штук «настенников»). Такие же темпы роста можно ожидать и в 2006 году.
Даже при столь бурном росте продаж настенные котлы составляют пока всего около 20% рынка продаж от всех газовых котлов с атмосферной горелкой.
Если говорить о конкретных фирмах, лидирующих в секторе настенных газовых котлов, то в первую очередь стоит назвать Baxi и Vaillant. Их суммарная доля составляет около 30% всего рынка настенных котлов. На третье место в секторе настенных газовых котлов претендуют сразу четыре производителя:
Ariston, Beretta, Junkers и Mora.
Самыми популярными и наиболее широко продаваемыми в России являются напольные газовые котлы с атмосферной горелкой (примерно 400 тыс. штук в год). По количеству продаж в этом секторе рынка первое место занимают недорогие модели отечественных производителей. Лидеры - «Ростовгазаппарат» (г. Ростов-на-Дону) и подмосковный Жуковский машиностроительный завод. В сумме они выпускают примерно половину всех продаваемых в России напольных котлов.
Из зарубежных марок в последние годы на российском рынке в секторе напольных котлов с атмосферной горелкой наиболее успешны Protherm и Mora. Но объемы их продаж в десятки раз меньше, чем у ышеупомянутых российских производителей. Из других иностранных фирм, как наиболее продвинувшуюся в 2005 году, можно отметить Baxi с серией котлов Slim, объемы продаж которых в прошедшем году стали сопоставимы с объемами Protherm и Mora.
Что можно сказать о развитии событий в 2006 году?
Рост продаж настенных газовых котлов продолжится. Наверное, только в незначительной степени это будет происходить за счет сектора напольных газовых котлов. Поэтому вряд ли рост объемов продаж «настенников» будет равен такому же серьезному падению объемов среди напольных котлов. Думается,
что объемы продаж напольных газовых котлов могут сократиться незначительно. Дело в том, что в ольшинстве регионов России люди живут совсем не богато и маловероятно, что такая ситуация кардинально изменится в ближайший год. Таким образом, большинство россиян не смогут себе позволить купить какой-либо другой котел, кроме дешевого отечественного. То есть рост продаж импортных настенных газовых котлов будет происходить в первую очередь за счет общего роста рынка, а не за счет сокращения продаж напольных моделей.
Далее перейдем к напольным котлам, накоторые могут устанавливаться сменные газовые или жидкотопливные горелки.
Напольные котлы для работы на газе и жидком топливе.
Если сравнивать объемы продаж этих котлов и вышерассмотренных газовых моделей с атмосферной горелкой, то они не высоки (примерно в 50 раз ниже!) и составляют немногим более 11 тыс. штук в
год. Наверное, при таких небольших объемах нет смысла выделять единоличного лидера, ведь разница между первым и, например, пятым выражается буквально в нескольких сотнях проданных котлов. Назову группу наиболее успешных в этом секторе рынка фирм: ACV, Buderus, Dakon, Ferroli, Kiturami, Lamborghini, Olympia, Roca, Viessmann и др.
Объемы продаж таких котлов достаточно стабильны. Можно говорить о совсем небольшом росте на протяжении последних лет, который, наверное, продолжится и в 2006 году.
Электрические котлы.
В секторе электрокотлов, как и среди напольных газовых, по объемам продаж лидируют российские производители. В первую очередь это «ЭВАН» (г. Нижний Новгород) и «РусНИТ» (рязанского завода «Красное знамя»). На их долю приходится примерно 75% рынка электрокотлов, который приблизительно может составлять около 40 тыс. штук.
Лидирующие позиции среди иностранных производителей занимают Dakon, Kospel и Protherm. Правда, объемы их продаж в России относительно невысоки и лежат в пределах от 1 тыс. до 2,5 тыс. штук в год. Стоит иметь в виду, что если большинство продаваемых российских напольных газовых котлов отличаются от импортных значительно меньшей стоимостью и соответствующим качеством, то цена и качество отечественных электрокотлов сопоставимы с иностранными образцами.
Широкое распространение электрических котлов ограничивается двумя основными факторами. Во-первых, почти повсеместная недостаточность электрической мощности, необходимой для отопления. Во-вторых, извечные российские проблемы с перебоями в электроснабжении.
Твердотопливные котлы.
Объемы продаж твердотопливных котлов в России сопоставимы с объемами продаж напольных котлов для работы со сменными горелками на жидком топливе или газе и составляют примерно 10-11 тыс. штук. Серьезных изменений в 2005 году по сравнению с 2004-м в этом секторе не произошло, думается, не
произойдет и в 2006-м. На протяжении всех последних лет лидером среди иностранных роизводителей является чешская фирма Dakon с объемами продаж в России в 2005 году порядка 2,6 тыс. штук. Есть две основные составляющие успеха этой фирмы. Во-первых, хорошее качество твердотопливных котлов этой фирмы при достаточно доступной цене. Во-вторых, отсутствие серьезной конкуренции со стороны других иностранных производителей.
Правда, что касается второй составляющей, то стоит упомянуть, что некоторую конкуренцию в 2005 году котлам Dakon составила продукция еще одной чешской фирмы - OPOP. Твердотопливных котлов OPOP в
России в 2005 году было продано примерно 500 штук.
В заключение рассказа об отопительных котлах резюмируем прогноз развития этого рынка на 2006 год:
объемы продаж напольных газовых котлов достаточно стабильны, но, скорее всего, продолжится совсем незначительное падение;
в секторе настенных газовых котлов, несомненно, будет наблюдаться значительный рост продаж (отчасти и за счет постепенного внедрения поквартирного теплоснабжения);
объемы продаж электрических, жидко- и твердотопливных котлов в 2006 году вряд ли серьезно изменятся. Можно прогнозировать небольшой рост вследствие все того же повышения доходов и продолжающегося активного загородного строительства. При этом стоит выделить несколько факторов, которые могут несколько повлиять на объемы продаж этих видов котлов:
рост цен на нефть приводит к подорожанию жидкого топлива (солярки) и делает этот вид отопления менее конкурентоспособным;
продолжающаяся газификация ведет к все большему вытеснению газовыми котлами котлов другого типа;
электрические котлы, которые, с одной стороны, становятся более конкурентоспособными по сравнению с жидкотопливными, с другой - испытывают все большую конкуренцию со стороны приборов прямого электрического обогрева (в первую очередь, электрических конвекторов).
Еще один значительный сектор рынка оборудования для систем отопления - это отопительные приборы.
Отопительные приборы
Начнем с того, что, как повелось с давних пор, с упомянутого выше Франца Карловича Сан-Галли, подавляющее большинство используемых, продаваемых и устанавливаемых в России радиаторов - это чугунные модели отечественного производства.
Оценить точно, сколько радиаторов продается в России, очень непросто. Кроме того что далеко не все производители и поставщики называют объемы своих продаж, сам способ подсчета у всех разный. Кто-то считает количество секций, кто-то - целиком радиаторы, а кто-то киловатты.
Я, для простоты, буду приводить все данные к одному условному радиатору (в случае с секционными алюминиевыми, один радиатор принимаем равным 10 секциям). Общий объем продаж радиаторов в России в 2005 году, по моим данным, составил более 6,5 млн штук! При этом ежегодный рост равен примерно 15%.
Как я уже упомянул выше, в этом секторе есть бесспорный лидер по объемам продаж - отечественные чугунные секционные радиаторы. Правда, в последние годы все большую конкуренцию им начинают составлять алюминиевые секционные и стальные панельные радиаторы импортного производства, а также
отечественные конвекторы.
Особенно впечатляет рост продаж алюминиевых секционных радиаторов (в первую очередь, итальянского производства). В течение последних 4 лет объем их продаж в России практически удвоился и составил в
2005 году примерно 1,3 млн штук! Бесспорный лидер по объемам продаж в России в секторе алюминиевых радиаторов - итальянский производитель Fondital, с годовым объемом порядка полумиллиона радиаторов в год. Что составляет около 40% всех алюминиевых радиаторов, продаваемых в России.
Чем можно объяснить успешность продвижения алюминиевых радиаторов в России, которые постепенно отвоевывают часть рынка у чугунных? Очевидно, этому есть несколько причин. Среди них: отличный внешний вид, высокая теплоотдача, небольшая масса, конкурентная цена, которая в ряде случаев не намного выше, чем у отечественных чугунных радиаторов.
Также постепенно растут объемы продаж и импортных стальных панельных радиаторов. Если алюминиевые радиаторы поступают в Россию в основном из Италии, то стальные панельные - из целого ряда вропейских
стран, среди которых Германия, Финляндия, Чехия, Италия, Турция и др. Постепенно количество продаж таких отопительных приборов приближается к 1 млн штук в год.
Среди зарубежных производителей стальных панельных радиаторов есть явный лидер - это немецкий производитель Kermi. Объемы продаж радиаторов Kermi в России составляют примерно 25% от всего объема продаж панельных радиаторов. Среди других наиболее заметных в России зарубежных марок, стоит назвать Purmo, Demir Dokum и Korado.
Нередко задается вопрос, почему объемы и рост продаж стальных панельных радиаторов не столь впечатляющи, как в случае с алюминиевыми секционными?
Думается, что одна из причин в том, что позволить себе торговать стальными панельными радиаторами может только большая фирма, так как номенклатура панельных радиаторов очень велика и требуются большие складские площади и серьезные денежные вложения для работы с таким оборудованием. Продавать алюминиевые радиаторы гораздо проще. Можно иметь на складе лишь небольшое количество радиаторов, и этого будет достаточно для удовлетворения потребности почти любого покупателя.
В секторе недорогих стальных конвекторов бесспорный лидер - московский производитель «Сантехпром» с объемами продаж порядка 500 тыс. кВт/год.
Если говорить о прогнозах на 2006 год, то, скорее всего, рост рынка, как отопительных котлов, так и отопительных приборов, будет продолжен. Активное загородное строительство, постепенное внедрение поквартирного отопления и общий рост доходов населения являются тому причиной.