Представляем очередной выпуск рассылки 'KNOW-HOUSE.ru - строительные
материалы и технологии'. Статьи готовятся на основе новых материалов,
публикуемых в Информационной системе по строительству НОУ-ХАУС.
Будем благодарны Вам за советы и замечания по организации рассылки и помощь
в выборе тем.
Наш e-mail: newsletters@know-house.ru
ДЕКОРАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ КЕРАМИЧЕСКОГО ГРАНИТА
Узнать подробнее о материале керамический гранит, его
свойствах, технологии производства и особенностях применения можно на
странице КЕРАМИЧЕСКИЙ ГРАНИТ справочно-информационной системы НОУ-ХАУС.
Первоначально не существовало технологий для украшения
изделия из керамического гранита. Он был известен, прежде всего, как
материал монохромный. Сегодня престижность керамического гранита с точки
зрения эстетики значительно повысилась. Усовершенствованы технологии
получения цветного тела плитки, черепка, разработаны новые методы подготовки
массы и её прессования. В результате появилась возможность получать
гранулярные зернистые цветные структуры тела плитки и поверхности,
имитирующие некоторые виды природного камня. Были разработаны новые изделия,
где в керамическую массу вводятся комплексные соли металлов, что дает
нерегулярные узоры на поверхности. После глазуровки такие изделия
приобретают еще большую привлекательность. Кроме того, все большее число
производителей выпускает глазурованный керамический гранит, соединяющий в
себе эксплуатационные качества материала высокой плотности с красотой
настоящей глазури.
В зависимости от специфики производства и планируемых
эстетических эффектов декоративные техники могут применяться на различных
стадиях производственного процесса.
На начальной стадии, при перемалывании керамической
массы, в неё могут добавляться пигменты.
Затем, на стадии прессования, можно применить особые
матрицы, позволяющие формировать фактуру поверхности. Система двойной подачи
позволяет получать изделия, где база составляет лишь 75% конечного объема
плитки, а оставшиеся 25% представляют собой слой другого цвета или
материала, например гранул, зерен и окрашенных или бесцветных стекловатых
частиц. Смесь порошков и окрашенных гранул дает изделия, известные под
торговым наименованием "гранитов".
В других случаях при помощи технологии однократного
прессования можно получать плитку с различными узорами, зависящими от
закладываемого сырья, например при добавлении в массу кусочков разноцветной
глазури, прошедших сушку совместно со связующими веществами и имеющих
поэтому различную твердость.
На стадии глазурования можно получать крапчатость,
наносить рисунок - по трафарету (шелкография) или растворимыми комплексными
солями металлов, получать эффект остеклования.
На высушенные, а лучше бисквитные заготовки можно нанести
последовательно 3-4 трафаретных рисунка с помощью цветных паст, содержащих
растворы хромофорных солей, которые проникают в поверхностные слои изделия.
Осаждающиеся окислы, реагируя с веществами массы, создают новые цветовые
эффекты. Обычно керамика, украшенная таким способом, далее подвергается
полировке, и приобретает блеск естественного камня.
Глазурь наносится влажным или сухим методом, в
зависимости от того, зачищается ли изделие щетками или подвергается более
жестким механическим воздействиям. Глазурь в рельефе полностью удаляется с
поверхности, которая была структурирована на стадии прессования. Последний
метод называется "предварительной полировкой" или "полированием
необожженного изделия" и предназначен для сохранения текстуры основного
материала на выступающих частях плитки и нанесения глазури лишь на понижения
ее рельефа. Это позволяет достигать особого контраста между глазурованными и
неглазурованными частями изделия.
Если наносится большое количество глазури - метод дорогой
и престижный - то плитку обычно подвергают полировке после обжига. В этом
случае создается "сверхплотный полируемый слой". Процесс плавки идет
равномерно, в фазе размягчения и плавления пузырьки газов полностью выходят
наружу, и на поверхности образуется совершенно однородный и плотный
стеклообразный
слои, хорошо поддающийся полировке. При этом законченные изделия имеют
блестящие выпуклые участки, с эффектом "глубины" плотного стеклообразного
слоя, защищающего лежащий под ним узор. На изделия из керамического гранита,
обладающего всеми техническими преимуществами этого класса материалов, можно
накладывать трафаретный узор в 4-5 слоев с использованием последнего слоя,
который может быть отполирован в процессе повторного обжига. Этот метод
позволяет делать вставки, цветовые акценты и декоративные бордюры, которые,
однако, не предназначены для интенсивной эксплуатации.
Керамический гранит можно разрезать на маленькие куски
мозаики, резать под углом, перекрашивать и повторно обжигать для
использования в украшении интерьеров и экстерьеров зданий. Метод повторного
обжига применяют также для получения полированной гранитно-керамической
плитки изогнутой формы, например для облицовки колонн.
Альтернативой традиционному методу нанесения рисунка
трафаретным способом является технология так называемой "плитки
Микеланджело". Здесь используется техника по типу аэрографа (или струйного
принтера). Она позволяет с помощью компьютера переносить практически любые
художественные изображения даже на сильно структурированные поверхности.
Компьютерная система разбивает изображение на части, создавая репродукции от
60 х 60 см вплоть до 20 х 20 м, без ограничения размеров. Их можно
использовать, например, для облицовки станций метрополитена. Работа ведется
в четыре краски одновременно и выдает технически совершенные результаты в
кратчайшие сроки. Причем безразлично, идет ли речь об изготовлении
единичного экземпляра, или больших серий.
При изготовлении облицовочных материалов для полов и
наружных поверхностей используются краски, устойчивые к атмосферным
воздействиям и ультрафиолетовому облучению, кислотостойкие. В стадиях после
обжига поверхность керамического гранита (как структурированную, так и
полированную) можно подвергнуть легкой абразивной обработке. В результате
чего получают эффект рельефа. Такая плитка отлично подходит для выкладки
декоративных полос при облицовке пола или стен.
Недавно была создана новая установка для механической обработки поверхности
плитки, имитирующая эффект выветривания под влиянием времени. Установка
может обрабатывать заготовки размером от 20 х 20 до 120 х 120 см и позволяет
получать интересные эффекты от комбинации грубой поверхности с блестящей.
Среди новейших способов изготовления декорированной
керамики выделяется технология резания водяной струёй. Струя воды, смешанная
с абразивным порошком, выбрасывается из сопла под высоким давлением. Этот
способ позволяет проводить резку с погрешностью всего в одну десятую
миллиметра. Технология широко применяется при изготовлении индивидуальных
мозаичных эмблем, где теперь за несколько часов можно сделать работу, раньше
занимавшую дни. Управляемые компьютером струи воды с корундовым порошком под
давлением 3800-4000 атмосфер способны воспроизводить даже изображения людей,
животных, растений, пейзажи, а также изощренные геометрические фигуры.