Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пять пунктов цивилизованного рынка


Клуб АСУЗ для начинающих - Выпуск 65

Пять пунктов цивилизованного рынка

Не так давно получил вот такое письмо:

Добрый день, Владимир!
Читаю вашу рассылку и уже не первый раз встречаю информацию о том, что в России нет рынка автоматизации зданий.
Не могли бы вы поподробней рассказать, чем определяется отсутствие рынка автоматизации в России, по каким критериям оценивается и сравнивается с другими странами?
   С уважением,
   Верёвкин Дмитрий.


Постараемся ответить - тема интересная и важная.
   Рынок технического направления в любой стране можно охарактеризовать наличием определенных составляющих. Если не вдаваться в нудный теоретический анализ, то можно просто посмотреть, что у нас по автоматизации зданий есть, а чего пока нет.
   Начнем с очевидного - количества проектов, реализованных в стране за год. Конечно, точной статистикой никто не занимался, хотя в каждой компании знают свои проекты. Казалось бы, дальше нужно сложить и получится общее их число. Но вот есть ли желающие спрашивать и складывать или же компании, готовые озвучить свои цифры? Другой аспект - кто-то должен профинансировать такую работу. Какой из аспектов самый трудный? А может вообще никому эти цифры и не нужны? Вот он первый пункт. Если работал бы рынок, то не только точно знали бы о количестве проектов, но и остальные проблемы статистики были бы не так важны.

   Клуб АСУЗ провел два опроса в 2009 и 2010 годах, которые дали ответы на некоторые вопросы [1,2]. Они опубликованы, и этими данными любому воспользоваться довольно просто. Разумеется, можно по-разному оценивать методику проведения опросов. Например, анонимность ответов обеспечивалась возможностями форума АВОК, а это хотя и широкая, но все же своеобразная аудитория. Важнее, что эти результаты видели во многих компаниях и они не вызвали принципиального несогласия. Однако не прозвучало и поддержки, на основе которой можно было бы планировать продолжение подобных исследований. Получается, что правильнее проводить такие опросы, а потом результаты не опубликовывать, а только продавать?
   Пожалуй, единственная организация, которая проявила интерес к полученным данным и хотя бы в чем-то помогла, это CNews. Вероятно, в этом прослеживается их собственный профессиональный подход, как информационного портала. Но неужели другим компаниям, например, называющим себя ассоциациями или НП, не интересны объективные данные о рынке? Конечно, возможен и другой вариант, хотя и менее вероятный - подобная информация у них есть, но размещать ее в открытых источниках они не собираются. Зачем? Какая польза или прибыль от подобного опубликования? И особого PR в этом также нет.

   Перейдем ко второму пункту. Из результатов этих опросов можно сделать интересный вывод: около половины компаний делают в год всего лишь несколько проектов. Безусловно, проект проекту рознь, и есть организации, которые работают над десятками объектов, но статистика неумолима. Еще важнее вывод о профессиональной компетенции специалистов в наших компаниях. Не хочется никого обижать, но 50% фирм можно считать недостаточно компетентными [3], и с этим согласны многие специалисты. Мне показывали документацию, где один термостат управлял отоплением в 5-ти помещениях. Только вдумайтесь, что было бы с микроклиматом в "крутом" особняке с такой системой? Неудивительно, что за многими проектами подобных "умных" домов примерно у 70% заказчиков тянется отрицательный шлейф. Хорошо, что мы не торгуем хлебом насущным. Трудно представить, что было бы с продавцом хлебобулочных изделий, если бы его продукцией были довольны только 30% покупателей. В нашей сфере, слава Богу, пока клиенты еще имеются, но разве это повод для успокоения?
   Например, недавно ко мне обратились из одной компании с просьбой дать заключение на эскизный проект автоматизации частного дома. Как оказалось, клиент, возможно и под влиянием дизайнера, забраковал все предложенные варианты и даже отказывался платить. Он считал, что его обманули, и он не верил предоставленным чертежам.
   Последствия всего этого очевидны: "сарафанное" радио с передачей негатива, посредники, которые набили шишек, работая даже с известными компаниями, трудности в эксплуатации, приводящие к переделкам и вызывающие у последующих инсталляторов "добрые" слова в адрес предшественников. Разве это нормальный рынок?

   Третий пункт автоматически следует из второго. Где учат нашей специальности? Правильный ответ - нигде. Нет официально такой профессии. Смежные специальности есть - это и АСУ ТП, и КИПиА. Но разве порядок, когда считанные профильные вузы имеют в программах хотя бы упоминания о технологических платформах KNX, LonWorks и BACnet, а ведь это основа современных зданий. Разумеется, в специальных учебных центрах можно (не бесплатно конечно) пройти тренинги по этим технологиям, но очевидно, что краткие курсы не заменят вузовского образования. Хорошо, что есть бесплатные семинары производителей, но, к сожалению, они также не заменяют фундаментального обучения. Ведь самое нужное и сложное - это интеграция различного оборудования, в том числе разных производителей, чего представители брендов упорно не хотят принимать во внимание. Кроме того, не всегда в преподавателях оказывается специалист, имеющий необходимые навыки и призвание.
    Последний минус - бесплатный сыр бывает, сами знаете где, поэтому часто половину одного дня занятий приходится выслушивать маркетинговую информацию и историю компании. На таких семинарах не приветствуются вопросы о другом оборудовании, особенно с точки зрения сравнения. А ведь одна из основных задач, которая ложится на инсталлятора - это оптимальный выбор оборудования. Как раз этому почти и не учат бренды.
   Отсутствуют вебинары, на конференциях почти нет образовательных докладов. Трудно найти книги, учебники и брошюры. Нет материалов пригодных для получения знаний по автоматизации зданий ни в печатном виде, ни в Интернете. Зато обильно присутствует маркетинговая "шелуха". С одной стороны понятно, что профессиональные знания, которые потом будут использованы для бизнеса не должны доставаться "даром", но с другой стороны пока не находится спонсоров или партнеров для общего решения хотя бы части этих проблем. Продвижение новых технологий - это не бизнес. На цивилизованном рынке подобные вопросы успешно решаются.

   Перейдем к четвертому пункту - почти полному отсутствию информационного наполнения сегмента автоматизации зданий. Каждый год проводится только одна единственная выставка HTB, где представлено большинство компаний. По другим техническим и строительным направлениям все не так. Причем эта выставка проходит только в Москве. Попытки организовать какие-то региональные мероприятия даже в Санкт-Петербурге не увенчались успехом. Смежные выставки за несколько лет тоже так и не решили проблемы представления направления, хотя продолжают заявлять разделы "Интеллектуальное здание" или "Автоматизация зданий". Слова есть, а содержания в виде стендов компаний нет. Отсутствует также внятная деловая программа продвижения. Нельзя сказать, что в течение года не проводятся отдельные мероприятия с презентациями, но даже вопросы от посетителей пресекаются. Какова же польза от этих мероприятий компаниям и всему рынку? Когда в зал пришли двадцать инсталляторов, а двадцать первый читает им доклад, то такая конференция, даже имея приличный PR, не достигает своей главной цели. Кроме того, подчас материалы выступлений потом недоступны. Что же получается по "арифметике" для этих компаний? Подготовь выступление, подчас заплати за него, а его услышат не более 100 человек и это все? Так почему их не опубликовать, не разместить, например, в Интернете на общем портале? Интересно, что подобные предложения я делал ряду компаний, и что самое странное никто не захотел проинформировать общество. Какие стереотипы при этом срабатывают сказать трудно.
   Сколько журналов по направлению аудио- и видео- ? Не считали? А по освещению и светильникам? А по автоматизации зданий? С точки зрения отсутствия конкуренции для периодического издания "Автоматизация зданий" - все хорошо, но при этом очевидно, что рынок информационно не развит. Тематический портал один? А форумов сколько, причем живых, а не мертвых, где не больше нескольких десятков зарегистрированных пользователей, а посты возникают раз в месяц и реже?
   Кульминацией этой темы можно считать случай на выставке, когда ко мне обратился дизайнер с просьбой ответить на вопрос - могут ли выключатели "Х" работать с системой "Y"? Оказалось, что на стенде с выключателями ему уверенно говорили "Да", но на стенде системы говорили "Нет".
   А недавно на форуме АВОК я попытался спросить технических специалистов о десяти крупнейших зданиях (проектах) по автоматизации в Москве. Ответил только один, тогда как тему прочитало …. человек. К сожалению, не знают у нас ни объектов, ни какое оборудование там применено даже относительно крупнейших мировых брендов. А самое страшное то, что и не хотят знать. Не потому ли в различных презентациях приходится видеть подчас только иностранные объекты, а не наши? Что уж тогда говорить об осведомленности потенциальных клиентов, заказчиков и пользователей? Информационное незнание по идеи должно противоречить рынку.

Пятый, заключительный в этом рассказе пункт - необходимый маркетинг и PR всего направления. Из вышесказанного ясно, что положение с этим в отрасли аховое. Для того, чтобы выйти к общественности предстоит многое сделать, причем усилий отдельной компании или ассоциации здесь будет недостаточно. "Для этого необходим консолидированный подход, включая СМИ, девелоперов и объединения инсталляторов" [4]. Разумеется, в СМИ, в том числе в центральных, время от времени появляются публикации про "умные" или интеллектуальные здания, становятся модными писать про "умные" гаджеты и Smart Grid, но поверхностность подобных статей оказывает "медвежью услугу" всему направлению. Хотя многие считают, что чем больше будет упоминаний в прессе, тем лучше PR.
   Наверное многим очевидно, что АСУЗ скорее не продукт, а услуга, причем не брендовая. И рекламировать и продвигать ее следует соответственно. Но ведь делают же наоборот. Достаточно посмотреть, к примеру, хотя бы журнал "Компьютер Билд" №25/2001, где по сути прорекламировано оборудование двух американских и одной австралийской компаний. А тираж, между прочим, под 80 тысяч и вышел аккурат под начало выставки HTB. Или статья "Современные технологии комфорта – «Умный Дом»" на портале www.sec.ru с почти 2500 посетителями в день. И сожаление вызывают неточности авторов статей. Советовались ли они с профессионалами или положились только на авторское право, так как лучше знают свою аудиторию?
   Если это и маркетинг, то не тот, который приводит к увеличению количества клиентов. Полагаю, что обычный пользователь, прочитав эти статьи, скорее отложит покупку "умного" дома, даже если планировал его до этого. Почему специалисты не "пробились" в эти массовые издания со своими материалами? Вопрос скорее к нам, а не к журналистам. Именно поэтому в мае в Москве хотелось бы провести Круглый стол по вопросам PR и маркетинга с приглашением всех заинтересованных сторон.

   Хотел написать и про шестой пункт, что на цивилизованном рынке должны преобладать интересы пользователей, и показать, что этого пока и в помине нет. Но потом подумал, что и 6-ю сторонами не описать полностью всех недостатков существующего "рынка". Полагаю, что окончательные выводы каждый сможет сделать самостоятельно. Остается пожелать нам успехов, причем полагаю, что консолидированные усилия дадут и более быстрый и лучший результат. Пока никто не доказал обратного.

[1]. Пасеков В. Рынок автоматизации зданий: попытка анализа. [Электронный ресурс]//"CNews.ru" - издание о высоких технологиях. - 2010. 05 февраля. - http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2010/02/05/378630.
[2]. Пасеков В. Рынок АСУЗ: подводим итоги 2010 года. [Электронный ресурс]//"CNews.ru" - издание о высоких технологиях. - 2010. 16 декабря. - http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2010/12/16/420354.
[3]. Пасеков В. Вопросы качественной эксплуатации "умных" зданий: Интервью с Майей Греховой, генеральным директором компании "Смарт-Технологии"//Автоматизация зданий: информационный бюллетень. 2011. Октябрь №8-9(50). С.6,17.
[4]. Алексеева Т. Комментарий к статье "Прогноз рынка загородной недвижимости Подмосковья: рост очевиден"//Автоматизация зданий: информационный бюллетень. 2012. Апрель №2(53). С.13.

Эта статья не будет опубликована в следующем выпуске журнала "Автоматизация зданий" №54 июнь 2012 года.



Анекдот от Романа Трахтенберга

Роман Трахтенберг Суббота, но в инжиниринговой фирме рабочий день. Телефонный звонок.
- Фирма "Умный" дом, доброе утро.
Женский голос шепотом:
- Алло.
- Да, я вас слушаю.
- Я вчера у вас Smart House покупала.
- И?
- Вот он сломался, вы можете починить?
- Говорите громче, я вас не слышу.
- Громче не могу, муж услышит - убьет.


Эта рассылка - официальный орган международных Клубов АСУЗ.
Мы информационно объединяем компании и специалистов из Белоруссии, Латвии, Украины и России. Вступление в Клубы - добровольное дело, членские взносы в ближайшее время не планируются, поэтому ждем заявлений в произвольной форме, если не только хотите получать информацию, но самое главное делиться её.


С уважением, Куратор международных Клубов АСУЗ,
Пасеков Владимир
eiba@inbox.ru

Для выбора рассылки и подписки на нее, просто укажите на нужный лейбл. Если возникают сложности, то сообщите свою почту, поможем.
Рассылка 'Автоматизация зданий для Дилетантов'    - Получатели рассылки "Автоматизация зданий для Дилетантов"
Рассылка 'Вести автоматизации зданий'    - Интернет-газета "Вести автоматизации зданий"
Рассылка 'Автоматизация зданий для всех'    - Профессиональная рассылка "Автоматизация зданий для всех"

Переписка и сообщения "Клуба пользователей технологии KNX стран СНГ и Балтии" Электронная почта:

В избранное