Клуб АСУЗ для начинающих - Выпуск 46 Своих не бросают
Рассылки направления "Автоматизации зданий" уже касались темы обеспеченности документацией и
обязательности комплексного сервиса объекта после завершения инсталляции [1]. Продолжаем тему о "брошенных" и необслуживаемых системах
"умных" домов.
С ростом направления вопросы по таким объектам появляются в
Москве, Подмосковье, на Урале. Не решенные, они "давят" на рынок своим негативом. Оставаться безучастными к таким явлениям не в правилах Клуба АСУЗ и Клуба
пользователей технологии KNX стран СНГ и Балтии. Так как тема не простая, обратились за помощью к Константину Хребтовскому,
Руководителю проектов, компании "Реал Интеллект", Москва. Интервью с ним, которое прошло 15 февраля 2010 г., и положено
в основу этого выпуска.
- Когда стало заметно, что на рынке в Москве и Подмосковье появилось много "брошенных" объектов? К. Хребтовский: Массовое явление стало наблюдаться года 3 назад. Причем в "брошенные" объекты попадают как
недоделанные дома, так и объекты с вторичного рынка, когда дома перепродаются или меняют хозяев. Остроту этой проблемы
добавляет то обстоятельство, что, как правило, на таких объектах в 99,99 случаях из ста нет никакой документации на
системы АСУЗ. Но даже если имеется, то в 50-80% случаях она не соответствует действительности. Иногда встречаются и
большие странности. Например, вручают на объекте чертеж дизайн-проекта с печатью дизайнерского бюро "считать
электрическим" и подписью. Журнал "Крокодил" - отдыхает.
- Какой процент от новых заказов составляют "брошенные" и проекты, требующие переделки? К. Хребтовский: Хотя явление стало заметным, примерно, от
первичных обращений заказчиков, они составляют не более 10%. Но среди проектов, которые подтверждены договорами и стали приносить компании реальные
деньги, они составляют уже около 50%. Причем среди них не только проекты по инженерным системам с управлением KNX, но и
по системам аудио-видео развлечений, например с использованием технологии АМХ. Раз обжегшись, такие заказчики уже
значительно серьезнее подходят к вопросу - к кому обратиться.
- Какие основные инженерные системы домов вызывают подобные ошибки? К. Хребтовский: Разумеется, в простых системах сделать такие ошибки, которые могут привести к "брошенности"
объекта, маловероятно. Но, на практике бывает все. Сложные инженерные системы всегда вызывают больше ошибок. Чаще это неправильно
спроектированные и запрограммированные системы микроклимата, хотя примерно 50% проектов их вообще не имеют. Например,
пришлось столкнуться с проектом одной известной компании, где на один KNX-термостат было подключено множество
сервоприводов в нескольких помещениях (см. рис.1).
Использование сервоприводов не на гребенках, а на каждой батарее возможно, хотя такое решение и нельзя признать всегда
экономически целесообразным. Но вот регулировать температуру в четырех разных помещениях только по одному термостату -
это технический нонсенс. Также довольно часто возникают серьезные ошибки при интегрировании системы кондиционирования.
- В чем видятся причины появления подобных объектов у частных заказчиков? К. Хребтовский: Таких причин может быть несколько. На первое место следует поставить реализацию проектов АСУЗ
непрофильными компаниями. Например, многие ИТ и телекоммуникационные компании, которые почти всегда имеют на частных
объектах заказы, берутся сами и за системы управления освещением и т.д, а не приглашают профессионалов на подряд.
Результаты чаще всего печальны. На второе место можно поставить реализацию проектов "грамотными" электромонтажниками.
Разумеется, по квалификации это разные специалисты, но даже те компании, в которых все монтажники умеют реализовывать
управление освещением с двух и более мест, чаще всего неспособны выполнить даже простые проекты АСУЗ, особенно такие, где
требуется не только монтаж сети, установка оборудования, но и главное - программирование устройств. На третьем месте - проблема
денег. Как же без них. Здесь встречаются самые разные варианты. Нельзя сказать, что чаще виноват "скупой" заказчик,
бывают и инсталляторы "жадные". Тем не менее, следует дать правильный совет заказчикам: доделка проекта АСУЗ - всегда
будет дороже первоначального варианта.
- Можно ли предположить, что всему виной недостаточная осведомленность об АСУЗ архитекторов и дизайнеров, которые не
могут довести информацию в нужном количестве и качестве непосредственно до заказчиков? К. Хребтовский: Многолетний опыт взаимодействия с архитекторами и дизайнерами позволяет сделать неутешительный
вывод: они не заинтересованы ни в наших проектах, ни в том, чтобы их заказчики жили в безопасных, комфортных и
энергоэффективных домах. Проще говоря, им автоматизация "по барабану". Причины понятны. Это не нелюбовь к прогрессу,
это абсолютное равнодушее. С них архитекторам и дизайнерам заработать не получается.
Кроме того, на этапе сдачи объекта заказчику у дизайнера полно своих проблем, и он не обращает внимания на то, как
работают инженерные системы, включается ли свет и т.д. Важнее всего как красиво висят шторы, подобрана ли плитка и
какой красивый диван.
Скорее проводниками новых технологий могут стать сами заказчики, так как многие из них начинают все лучше разбираться
в новых технологиях. Они сами могут поставить задачу и определить критерии для проекта АСУЗ: обеспечение безопасности,
большей функциональности и совершенного комфорта. В этом случае понятно, что ему предлагать.
- Насколько появление таких проектов может быть обусловлено ошибками и недостаточностью опыта инсталляторов? Замечены
ли в этом какие-то определенные компании? К. Хребтовский: Разумеется, того опыта, который получают специалисты оканчивая сертифицированные курсы, например
KNX, и даже получая международный сертификат, недостаточно для выполнения сложных проектов. Нужен практический стаж в
несколько лет для компании и специалистов, чтобы по праву считаться профессионалами. В любых других комбинациях заказчик
может получить "брошенный" объект. Отмечу, что мы уже обсудили участие в проектах АСУЗ непрофильных компаний и вопросы,
связанные с деньгами. Поэтому, не совсем правильно выделять только ошибки и недостаточность опыта инсталляторов. Также
не правильно говорить об определенных компаниях-инсталляторах, которые поставляют на рынок "брошенные" объекты, скорее
можно сказать, что все компании могут совершать ошибки. Разумеется, опыт специалистов и имя компании на рынке многое
значат, но бывают разные причины. Мы рассмотрели несколько, но не все. Поэтому, чтобы судить о каких-то определенных
компаниях, необходимо располагать более детальной информацией о проектах на таких "брошенных" объектах, а её
часто просто нет, подробности осуществления проектов не известны.
- Какие основные последствия подобных проектов и их негативное влияние? Заметны ли они только в узких кругах своих или
"сарафанное" радио разносит эти неудачи по всему рынку? К. Хребтовский: "Брошенные проекты" - негатив для всего рынка. Это и дискредитация технологий и конкретного
оборудования, которое использовалось в таких проектах. "Сарафанное" радио приводит к тому, что многие просто отказываются
потом рассматривать проекты АСУЗ при строительстве собственных домов, но еще хуже, что приходиться слышать: "Не верю я
вам!". Сами понимаете, что в таком случае очень трудно что-либо объяснять и доказывать. Ведь зачастую инсталляторы
используют одни и те же технологии и бренды. Более того, исходя из специфики объектов, далеко не всегда следует их
менять. И получается, новый инсталлятор предлагает подобное оборудование и ту же технологию, но при этом уверяет, что
все будет работать. Как верить заказчику в этом случае? Ведь и первые инсталляторы говорили о своем опыте и умении
справиться с любыми требованиями. Но заказчик уже видел отрицательный результат и сделал собственные выводы.
- Что необходимо предпринять, для минимизации числа таких проектов? Целесообразны ли для заказчиков "черные" списки
компаний? Какие другие меры могут быстро помочь? К. Хребтовский: Помочь избежать грубых ошибок в проектах может только опыт компаний. Мы уже
говорили об этом. Составление списков нецелесообразно. Действия архитекторов и дизайнеров трудно оценивать инженерам.
Делать строгие выводы в отношении компаний инсталляторов также нельзя. Причин несколько. Одна из них та, что, даже видя
ошибку на конкретном объекте, невозможно однозначно говорить о мере ответственности отдельного специалиста или компании.
Часто не известны все моменты, которые привели к такому результату, а их может быть достаточно. Второй момент. Наверное,
на нашем рынке не следует забывать древнюю рекомендацию: "Не судите - да не судимы будете". Кроме того, есть еще один
довод против подобных списков. Они, скорее всего, не смогут принести пользу любому заказчику, ведь он должен будет
где-то знакомиться с этими списками. У него свое ТЗ на конкретный объект. Возникает вопрос - где? В Интернете? Или он сможет получить список, направив
точный запрос? Пока нет правильных ответов на эти вопросы, наличие подобного списка может привести только к дополнительному
негативу.
Еще раз повторю. Гарантией хорошего качества проекта может служить только опыт специалистов компании. Разумеется, никто
не отменяет самообразование, обучение внутри компании и т.д., но требование наличия в штате инсталлятора хотя бы одного
специалиста с большим практическим опытом следует признать не только желательным, но и обязательным.
- Насколько хорошо и быстро удается поправить состояние таких объектов? Способствует ли этому имеющаяся на них
документация? К. Хребтовский: О состоянии с документацией на объектах мы уже говорили. Однозначно ответить о сроках исправления
ошибок нельзя. Все зависит от состояния запущенности конкретного дома. Разумеется, когда документация есть, это
облегчает нашу задачу, но к сожалению полностью верить документации не правильно, в проект могли вноситься изменения
на самой последней стадии и они могли не найти отражение в передаваемом заказчику пакете документов. Кроме того,
достаточно часто встречаются объекты, где документации нет. Всей информацией по силовой сети и сети управления обладает
(или так только считает заказчик), например электрик. В процессе получения от него полезной информации может выясниться
масса интересных деталей, и пройдет много времени. Иногда проще все проверить и выяснить самому, поэтому говорит даже о
средних сроках невозможно.
Что касается качества работ, то, безусловно, компания старается выполнять такие работы хорошо и это ей удается.
Другое дело, что переделка сложнее, чем новый проект. К тому же изменение (восстановление) проекта через несколько лет
может осложняться техническими моментами, связанными с тем, что на рынке можно найти только новое или оборудование и программное
обеспечение (ПО) других производителей, установленные приборы морально устарели и не поддерживаются больше поставщиками, на него трудно
найти документацию и ПО и т.д.
- Какой опыт приобрела компания, занимаясь подобными проектами? К. Хребтовский: Безусловно, любой новый практический опыт полезен и компании и специалистам. В первую очередь
мы узнаем, как не надо делать (см. рис.2), т.е. учимся на чужих ошибках.
В результате этого появляются решения, как надо делать! Растет и накапливается опыт по работе с технологической
платформой АСУЗ KNX, а это основная технология, используемая в компании. Проще, когда делаешь объект с "нуля", можно
просто использовать ту базу знаний, которая есть. Значительно сложнее в процессе поиска приемлемых решений на
"брошенных" объектах, когда приходится использовать не только предыдущий опыт, но и разрабатывать новые нестандартные
решения, в основе которых использование того оборудования, которое уже установлено на объекте. Не всегда заказчик готов
к добавлению нового. Конечно, приходится видоизменять программы работы устройств. Вполне можно рассматривать
нахождение подобных решений как высший практический тренинг. Часто такие проекты дают даже больший опыт, чем новый
объект.
- Целесообразно ли создание компаний или подразделений сервиса для специализированного решения подобных проблем? К. Хребтовский: В условиях нашей компании видно, что организация специализированных подразделений для решения
проблем "брошенных" объектов не имеет смысла. Вполне достаточно тех структур, которые уже существуют. Другое дело,
что можно согласиться с тем, что это отдельный вид деятельности, вполне достойный для обозначения как отдельная услуга
на сайте компании.
- Каким образом необходимо работать с заказчиком для предотвращения таких проблем? Просвещение в СМИ, издания в
компаниях специальных брошюр, информация в Интернете? К. Хребтовский: Вопрос скорее касается не отдельных компаний, а всего направления. Можно утверждать, что
брошюры, которые выпускаются, и могут быть разработаны в компаниях - не работают. Скорее необходимы просветительские
публикации в СМИ и Интернете, причем следует отметить, что для потребителя более важно независимое мнение, например
сообщества экспертов, чем отдельной фирмы-бренда. Такая работа должна быть кропотливой, и хотя она не может дать быстрых
результатов, от этого ее целесообразность не уменьшается. Некоторой гарантией от подобных ошибок могут служить
объединения инсталляторов и интеграторов и обращение в опытные компании.
При выборе компании подрядчика для успешного выполнения проектов АСУЗ заказчик должен руководствоваться определенными
критериями. Они, в общем, вполне очевидны. Разумеется, важны не только критерии отбора, но и адекватность той
информации, которую можно свободно получить заказчику о компаниях. Сайты фирм не всегда можно считать хорошим "зеркалом"
практического умения и опыта компаний. Как правило, они никак не информируют о стаже конкретных специалистов, которые и
будут выполнять новый проект или искать решения для восстановления систем в "брошенных" домах.
От редактора:
Вот такой получился разговор. Не простой, но, на мой взгляд, весьма интересный. Можно не соглашаться с некоторыми
выводами, но ясно, что проблема существует и требует консолидированных, в том числе, усилий сообщества для своего решения. Отмечу,
что система оценки интеграторов по реализованным проектам уже была предложена [2]. Разумеется, она должна быть
видоизменена под нынешние условия. Рассчитываю на обсуждение и продолжение темы этой рассылки всеми заинтересованными.
[1] Добровольский П. "Умный" дом: необходимость полной проектной документации [Электронный ресурс]// Subscribe.ru:
Информационный канал.- 2010. 10 февраля.- http://subscribe.ru/archive/build.bms/201002/10155120.html
[2] Пасеков В. "Умный дом" - как выбрать компанию-интегратора?//Электроника: Наука, Технология, Бизнес. М., 2007.
№7(81) С.44-45.
Международный Клуб АСУЗ и Клуб пользователей технологии KNX стран СНГ и Балтии,
Поздравляет всех Дам с Международным днем 8 Марта. Прошло два года как появился выпуск с названием "Женщина и автоматизация зданий
". Но актуальность темы стала только острее. Главный вопрос: для КОГО мы делаем (продаем, проектируем, строим и т.п.)
"Умный Дом"? В основном, ради женщин. Без них и не было бы направления автоматизации зданий. С Праздником дорогие Женщины! Анекдот от Романа Трахтенберга
Одна блондинка показывает другой свой "умный" дом. Заходят в ванную.
Вторая:
- А че это у тебя такая плитка мелкая?
Первая:
- Мелкая, зато фирменная!
Вторая:
- А фирма какая?
Первая:
- Intel...
Эта рассылка - официальный орган международного Клуба АСУЗ. В нем есть компании и специалисты из Украины и
России.
Главное отличие рассылок "Автоматизация зданий..." от всех других СМИ - открытость и бесплатность площадки для информирования рынка
о всех направлениях, и также о смежных областях.
Специалисты и компании могут рассчитывать на опубликование их материалов, если они соответствуют нашей тематике.
Количество получателей информации постоянно растет. Эта рассылка крупнейшая по количеству
подписчиков в области автоматизации зданий. А начиналась она в феврале 2009 года...
Предлагайте свои темы и рассказы. Нам Ваши материалы всегда подойдут.
С уважением,
Куратор международного Клуба АСУЗ, Пасеков Владимир eiba@inbox.ru
Вы можете оценить этот выпуск - внизу рассылки есть строка, откуда можно быстро и просто поставить отметку или написать свой отзыв.