Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Своих не бросают


Клуб АСУЗ для начинающих - Выпуск 46
Своих не бросают

   Рассылки направления "Автоматизации зданий" уже касались темы обеспеченности документацией и обязательности комплексного сервиса объекта после завершения инсталляции [1]. Продолжаем тему о "брошенных" и необслуживаемых системах "умных" домов.

С ростом направления вопросы по таким объектам появляются в Москве, Подмосковье, на Урале. Не решенные, они "давят" на рынок своим негативом. Оставаться безучастными к таким явлениям не в правилах Клуба АСУЗ и Клуба пользователей технологии KNX стран СНГ и Балтии. Так как тема не простая, обратились за помощью к Константину Хребтовскому, Руководителю проектов, компании "Реал Интеллект", Москва. Интервью с ним, которое прошло 15 февраля 2010 г., и положено в основу этого выпуска.

- Когда стало заметно, что на рынке в Москве и Подмосковье появилось много "брошенных" объектов?
К. Хребтовский: Массовое явление стало наблюдаться года 3 назад. Причем в "брошенные" объекты попадают как недоделанные дома, так и объекты с вторичного рынка, когда дома перепродаются или меняют хозяев. Остроту этой проблемы добавляет то обстоятельство, что, как правило, на таких объектах в 99,99 случаях из ста нет никакой документации на системы АСУЗ. Но даже если имеется, то в 50-80% случаях она не соответствует действительности. Иногда встречаются и большие странности. Например, вручают на объекте чертеж дизайн-проекта с печатью дизайнерского бюро "считать электрическим" и подписью. Журнал "Крокодил" - отдыхает.

- Какой процент от новых заказов составляют "брошенные" и проекты, требующие переделки?
К. Хребтовский: Хотя явление стало заметным, примерно, от первичных обращений заказчиков, они составляют не более 10%. Но среди проектов, которые подтверждены договорами и стали приносить компании реальные деньги, они составляют уже около 50%. Причем среди них не только проекты по инженерным системам с управлением KNX, но и по системам аудио-видео развлечений, например с использованием технологии АМХ. Раз обжегшись, такие заказчики уже значительно серьезнее подходят к вопросу - к кому обратиться.

- Какие основные инженерные системы домов вызывают подобные ошибки?
Рисунок 1. Неправильное управление микроклиматом в 4 помещениях К. Хребтовский: Разумеется, в простых системах сделать такие ошибки, которые могут привести к "брошенности" объекта, маловероятно. Но, на практике бывает все. Сложные инженерные системы всегда вызывают больше ошибок. Чаще это неправильно спроектированные и запрограммированные системы микроклимата, хотя примерно 50% проектов их вообще не имеют. Например, пришлось столкнуться с проектом одной известной компании, где на один KNX-термостат было подключено множество сервоприводов в нескольких помещениях (см. рис.1).
Использование сервоприводов не на гребенках, а на каждой батарее возможно, хотя такое решение и нельзя признать всегда экономически целесообразным. Но вот регулировать температуру в четырех разных помещениях только по одному термостату - это технический нонсенс. Также довольно часто возникают серьезные ошибки при интегрировании системы кондиционирования.

- В чем видятся причины появления подобных объектов у частных заказчиков?
К. Хребтовский: Таких причин может быть несколько. На первое место следует поставить реализацию проектов АСУЗ непрофильными компаниями. Например, многие ИТ и телекоммуникационные компании, которые почти всегда имеют на частных объектах заказы, берутся сами и за системы управления освещением и т.д, а не приглашают профессионалов на подряд. Результаты чаще всего печальны. На второе место можно поставить реализацию проектов "грамотными" электромонтажниками. Разумеется, по квалификации это разные специалисты, но даже те компании, в которых все монтажники умеют реализовывать управление освещением с двух и более мест, чаще всего неспособны выполнить даже простые проекты АСУЗ, особенно такие, где требуется не только монтаж сети, установка оборудования, но и главное - программирование устройств. На третьем месте - проблема денег. Как же без них. Здесь встречаются самые разные варианты. Нельзя сказать, что чаще виноват "скупой" заказчик, бывают и инсталляторы "жадные". Тем не менее, следует дать правильный совет заказчикам: доделка проекта АСУЗ - всегда будет дороже первоначального варианта.

- Можно ли предположить, что всему виной недостаточная осведомленность об АСУЗ архитекторов и дизайнеров, которые не могут довести информацию в нужном количестве и качестве непосредственно до заказчиков?
К. Хребтовский: Многолетний опыт взаимодействия с архитекторами и дизайнерами позволяет сделать неутешительный вывод: они не заинтересованы ни в наших проектах, ни в том, чтобы их заказчики жили в безопасных, комфортных и энергоэффективных домах. Проще говоря, им автоматизация "по барабану". Причины понятны. Это не нелюбовь к прогрессу, это абсолютное равнодушее. С них архитекторам и дизайнерам заработать не получается. Кроме того, на этапе сдачи объекта заказчику у дизайнера полно своих проблем, и он не обращает внимания на то, как работают инженерные системы, включается ли свет и т.д. Важнее всего как красиво висят шторы, подобрана ли плитка и какой красивый диван.
Скорее проводниками новых технологий могут стать сами заказчики, так как многие из них начинают все лучше разбираться в новых технологиях. Они сами могут поставить задачу и определить критерии для проекта АСУЗ: обеспечение безопасности, большей функциональности и совершенного комфорта. В этом случае понятно, что ему предлагать.

- Насколько появление таких проектов может быть обусловлено ошибками и недостаточностью опыта инсталляторов? Замечены ли в этом какие-то определенные компании?
К. Хребтовский: Разумеется, того опыта, который получают специалисты оканчивая сертифицированные курсы, например KNX, и даже получая международный сертификат, недостаточно для выполнения сложных проектов. Нужен практический стаж в несколько лет для компании и специалистов, чтобы по праву считаться профессионалами. В любых других комбинациях заказчик может получить "брошенный" объект. Отмечу, что мы уже обсудили участие в проектах АСУЗ непрофильных компаний и вопросы, связанные с деньгами. Поэтому, не совсем правильно выделять только ошибки и недостаточность опыта инсталляторов. Также не правильно говорить об определенных компаниях-инсталляторах, которые поставляют на рынок "брошенные" объекты, скорее можно сказать, что все компании могут совершать ошибки. Разумеется, опыт специалистов и имя компании на рынке многое значат, но бывают разные причины. Мы рассмотрели несколько, но не все. Поэтому, чтобы судить о каких-то определенных компаниях, необходимо располагать более детальной информацией о проектах на таких "брошенных" объектах, а её часто просто нет, подробности осуществления проектов не известны.

- Какие основные последствия подобных проектов и их негативное влияние? Заметны ли они только в узких кругах своих или "сарафанное" радио разносит эти неудачи по всему рынку?
К. Хребтовский: "Брошенные проекты" - негатив для всего рынка. Это и дискредитация технологий и конкретного оборудования, которое использовалось в таких проектах. "Сарафанное" радио приводит к тому, что многие просто отказываются потом рассматривать проекты АСУЗ при строительстве собственных домов, но еще хуже, что приходиться слышать: "Не верю я вам!". Сами понимаете, что в таком случае очень трудно что-либо объяснять и доказывать. Ведь зачастую инсталляторы используют одни и те же технологии и бренды. Более того, исходя из специфики объектов, далеко не всегда следует их менять. И получается, новый инсталлятор предлагает подобное оборудование и ту же технологию, но при этом уверяет, что все будет работать. Как верить заказчику в этом случае? Ведь и первые инсталляторы говорили о своем опыте и умении справиться с любыми требованиями. Но заказчик уже видел отрицательный результат и сделал собственные выводы.

- Что необходимо предпринять, для минимизации числа таких проектов? Целесообразны ли для заказчиков "черные" списки компаний? Какие другие меры могут быстро помочь?
К. Хребтовский: Помочь избежать грубых ошибок в проектах может только опыт компаний. Мы уже говорили об этом. Составление списков нецелесообразно. Действия архитекторов и дизайнеров трудно оценивать инженерам. Делать строгие выводы в отношении компаний инсталляторов также нельзя. Причин несколько. Одна из них та, что, даже видя ошибку на конкретном объекте, невозможно однозначно говорить о мере ответственности отдельного специалиста или компании. Часто не известны все моменты, которые привели к такому результату, а их может быть достаточно. Второй момент. Наверное, на нашем рынке не следует забывать древнюю рекомендацию: "Не судите - да не судимы будете". Кроме того, есть еще один довод против подобных списков. Они, скорее всего, не смогут принести пользу любому заказчику, ведь он должен будет где-то знакомиться с этими списками. У него свое ТЗ на конкретный объект. Возникает вопрос - где? В Интернете? Или он сможет получить список, направив точный запрос? Пока нет правильных ответов на эти вопросы, наличие подобного списка может привести только к дополнительному негативу.
Еще раз повторю. Гарантией хорошего качества проекта может служить только опыт специалистов компании. Разумеется, никто не отменяет самообразование, обучение внутри компании и т.д., но требование наличия в штате инсталлятора хотя бы одного специалиста с большим практическим опытом следует признать не только желательным, но и обязательным.

- Насколько хорошо и быстро удается поправить состояние таких объектов? Способствует ли этому имеющаяся на них документация?
К. Хребтовский: О состоянии с документацией на объектах мы уже говорили. Однозначно ответить о сроках исправления ошибок нельзя. Все зависит от состояния запущенности конкретного дома. Разумеется, когда документация есть, это облегчает нашу задачу, но к сожалению полностью верить документации не правильно, в проект могли вноситься изменения на самой последней стадии и они могли не найти отражение в передаваемом заказчику пакете документов. Кроме того, достаточно часто встречаются объекты, где документации нет. Всей информацией по силовой сети и сети управления обладает (или так только считает заказчик), например электрик. В процессе получения от него полезной информации может выясниться масса интересных деталей, и пройдет много времени. Иногда проще все проверить и выяснить самому, поэтому говорит даже о средних сроках невозможно.
Что касается качества работ, то, безусловно, компания старается выполнять такие работы хорошо и это ей удается. Другое дело, что переделка сложнее, чем новый проект. К тому же изменение (восстановление) проекта через несколько лет может осложняться техническими моментами, связанными с тем, что на рынке можно найти только новое или оборудование и программное обеспечение (ПО) других производителей, установленные приборы морально устарели и не поддерживаются больше поставщиками, на него трудно найти документацию и ПО и т.д.

- Какой опыт приобрела компания, занимаясь подобными проектами?
Рисунок 2. Шкафы устанавливали разные компании К. Хребтовский: Безусловно, любой новый практический опыт полезен и компании и специалистам. В первую очередь мы узнаем, как не надо делать (см. рис.2), т.е. учимся на чужих ошибках.
В результате этого появляются решения, как надо делать! Растет и накапливается опыт по работе с технологической платформой АСУЗ KNX, а это основная технология, используемая в компании. Проще, когда делаешь объект с "нуля", можно просто использовать ту базу знаний, которая есть. Значительно сложнее в процессе поиска приемлемых решений на "брошенных" объектах, когда приходится использовать не только предыдущий опыт, но и разрабатывать новые нестандартные решения, в основе которых использование того оборудования, которое уже установлено на объекте. Не всегда заказчик готов к добавлению нового. Конечно, приходится видоизменять программы работы устройств. Вполне можно рассматривать нахождение подобных решений как высший практический тренинг. Часто такие проекты дают даже больший опыт, чем новый объект.

- Целесообразно ли создание компаний или подразделений сервиса для специализированного решения подобных проблем?
К. Хребтовский: В условиях нашей компании видно, что организация специализированных подразделений для решения проблем "брошенных" объектов не имеет смысла. Вполне достаточно тех структур, которые уже существуют. Другое дело, что можно согласиться с тем, что это отдельный вид деятельности, вполне достойный для обозначения как отдельная услуга на сайте компании.

- Каким образом необходимо работать с заказчиком для предотвращения таких проблем? Просвещение в СМИ, издания в компаниях специальных брошюр, информация в Интернете?
К. Хребтовский: Вопрос скорее касается не отдельных компаний, а всего направления. Можно утверждать, что брошюры, которые выпускаются, и могут быть разработаны в компаниях - не работают. Скорее необходимы просветительские публикации в СМИ и Интернете, причем следует отметить, что для потребителя более важно независимое мнение, например сообщества экспертов, чем отдельной фирмы-бренда. Такая работа должна быть кропотливой, и хотя она не может дать быстрых результатов, от этого ее целесообразность не уменьшается. Некоторой гарантией от подобных ошибок могут служить объединения инсталляторов и интеграторов и обращение в опытные компании.
При выборе компании подрядчика для успешного выполнения проектов АСУЗ заказчик должен руководствоваться определенными критериями. Они, в общем, вполне очевидны. Разумеется, важны не только критерии отбора, но и адекватность той информации, которую можно свободно получить заказчику о компаниях. Сайты фирм не всегда можно считать хорошим "зеркалом" практического умения и опыта компаний. Как правило, они никак не информируют о стаже конкретных специалистов, которые и будут выполнять новый проект или искать решения для восстановления систем в "брошенных" домах.

От редактора:
Вот такой получился разговор. Не простой, но, на мой взгляд, весьма интересный. Можно не соглашаться с некоторыми выводами, но ясно, что проблема существует и требует консолидированных, в том числе, усилий сообщества для своего решения. Отмечу, что система оценки интеграторов по реализованным проектам уже была предложена [2]. Разумеется, она должна быть видоизменена под нынешние условия. Рассчитываю на обсуждение и продолжение темы этой рассылки всеми заинтересованными.

[1] Добровольский П. "Умный" дом: необходимость полной проектной документации [Электронный ресурс]// Subscribe.ru: Информационный канал.- 2010. 10 февраля.- http://subscribe.ru/archive/build.bms/201002/10155120.html
[2] Пасеков В. "Умный дом" - как выбрать компанию-интегратора?//Электроника: Наука, Технология, Бизнес. М., 2007. №7(81) С.44-45.



Международный Клуб АСУЗ и Клуб пользователей технологии KNX стран СНГ и Балтии,

Праздничная открытка Поздравляет всех Дам с Международным днем 8 Марта. Прошло два года как появился выпуск с названием "Женщина и автоматизация зданий ". Но актуальность темы стала только острее. Главный вопрос: для КОГО мы делаем (продаем, проектируем, строим и т.п.) "Умный Дом"? В основном, ради женщин. Без них и не было бы направления автоматизации зданий.
С Праздником дорогие Женщины!

Анекдот от Романа Трахтенберга

Роман Трахтенберг Одна блондинка показывает другой свой "умный" дом. Заходят в ванную.
Вторая:
- А че это у тебя такая плитка мелкая?
Первая:
- Мелкая, зато фирменная!
Вторая:
- А фирма какая?
Первая:
- Intel...


Эта рассылка - официальный орган международного Клуба АСУЗ. В нем есть компании и специалисты из Украины и России.
Главное отличие рассылок "Автоматизация зданий..." от всех других СМИ - открытость и бесплатность площадки для информирования рынка о всех направлениях, и также о смежных областях.
Специалисты и компании могут рассчитывать на опубликование их материалов, если они соответствуют нашей тематике.

Количество получателей информации постоянно растет. Эта рассылка крупнейшая по количеству подписчиков в области автоматизации зданий. А начиналась она в феврале 2009 года...
Предлагайте свои темы и рассказы. Нам Ваши материалы всегда подойдут.



С уважением, Куратор международного Клуба АСУЗ,
Пасеков Владимир
eiba@inbox.ru

Рассылка 'Автоматизация зданий для Дилетантов'
Вы можете оценить этот выпуск - внизу рассылки есть строка, откуда можно быстро и просто поставить отметку или написать свой отзыв.

Для получение всех новостей рынка есть Интернет-газета "Вести автоматизации зданий"
Хотите читать профессиональные материалы и иметь возможность участвовать в дискуссии? Подписка на рассылку "Автоматизация зданий для всех"
Клуб пользователей технологии KNX стран СНГ и Балтии http://groups.google.com/group/knx-user.

В избранное