Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рынок автоматизации зданий: анализ продолжается


Клуб АСУЗ для начинающих - Выпуск 41
Рынок автоматизации зданий: анализ продолжается

   Общий кризис экономики затронул и российский рынок автоматизации зданий. Среди причин его значительного "проседания" - относительная молодость сегмента, его непонятность и непрозрачность для потенциальных заказчиков и инвесторов. Клуб АСУЗ попытался на основе опроса активных игроков рынка осуществить анализ современных тенденций этого непростого сектора экономики.

   Уже в прошлом году Клуб АСУЗ провел опрос, результаты которого позволили определить объем рынка автоматизации зданий за 2008 год, его распределение по открытым и закрытым технологиям, установить количество проектов в компаниях по отдельным технологиям и их среднюю стоимость. Были оценены также прямые продажи оборудования и рынок проектов, включающий услуги и поставку оборудования компаниями инсталляторами и интеграторами.
    Напомним некоторые выводы этого исследования. Доля стандартных технологий (KNX/EIB, LonWorks и BACnet) во всех продажах оборудования составила 51%, а объем прямых продаж занял от 17 до 22% от объема реализованных проектов. Было установлено, что доля услуг в проектах достаточно велика и покупка оборудования интеграторами подразумевает значительные скидки от уровня открытых розничных цен.

   Исключая закрытые исследования отдельных компаний, которые так и не стали доступны в Интернете или СМИ, этот опрос положил начало действительному анализу российского рынка автоматизации зданий. Предполагалось, что подобные исследования будут продолжены при поддержке и одобрении наиболее активных игроков рынка, в первую очередь основных производителей оборудования, но этого не произошло. Скорее всего, повлиял кризис, который с запозданием, но наступил и в сфере автоматизации зданий.

   Весной этого года на портале CNews был запущен специальный раздел, посвященный направлению "умный" дом и автоматизации зданий. Стал налаживаться информационный поток в Интернете, поэтому стало целесообразно продолжить подобные опросы, что и было осуществлено, также при поддержке Клуба АСУЗ. В анкете были заданы 7 вопросов, которые позволяют сформировать картину современного рынка. Обработанные данные ответов представлены в этом обзоре.

   Распределение ответов об объеме рынка (рис.1), полученных от респондентов весьма показательно. Заметим, что общий объем удалось оценить в $1000-1150 млн. Однако следует прокомментировать несколько важных моментов.

Соотношение сегментов рынка автоматизации Первое замечание: полученное распределение и общая оценка объема рынка носят примерный характер. Очень многие компании зная свой сегмент, достаточно слабо информированы о всем рынке автоматизации по их собственному признанию.
Второе - и в оборудовании и в проектах автоматизации достаточно проблематично провести строгое разграничение между разными секторами. Например, контроллер выпускаемый производителем для управления вентиляционной установкой, может использоваться как в офисных зданиях, соответственно - сектор коммерческой недвижимости, так для организации вентиляции загородного коттеджа, тогда - сектор домашний. А если с применением этого же контроллера решена задача вентиляции склада, производственного здания и т.п., то, скорее всего, это будет отнесено к промышленному сектору. "Умные" выключатели можно установить и в дом, и в номера гостиницы. Таких примеров много, поэтому часть автоматизации зданий традиционно попадает и в сектор промышленной автоматизации.
Третье - в проектах "умного" дома существенная часть затрат часто связана с организацией домашнего кинотеатра, аудио- или видео-мультирума. Поэтому инсталляторы иногда включают эти проекты в общий объем проектов автоматизации, но могут и не включать.
Четвертый момент связан со сферой ЖКХ. Она не вписывается в предложенные разграничения секторов. Конечно, пока этот сегмент в общем объеме рынка весьма незначителен, но нет сомнений, что будущее за его развитием.
Пятое - совершенно неясно куда, например, относить системы учета ресурсов (АСУР) и оборудование, которое выпускается и устанавливается в этих системах? К домашней автоматизации или к коммерческой? Так вот, многие относят общедомовые узлы учета энергоресурсов к промышленной автоматизации, также как автоматизацию, например ЦТП (центральные тепловые пункты) или ИТП (индивидуальные тепловые пункты).

Соотношение продаж сегмента домашней автоматизации    В ответах по соотношению продаж совершенно очевидна зависимость от положения компаний, которое они занимают на рынке. Чем ближе к заказчику, тем больший процент приходится на прямые продажи и меньше на посредников. Причем необходимо отметить, что для производителей, продажи в секторе домашней автоматизации также идут через "посредников", только в качестве них обычно выступают партнеры и собственная дилерская сеть. Тем не менее, доля прямых продаж в секторе домашней автоматизации (рис.2) довольно высока 39%.

   Продажи автоматизации в секторе коммерческой недвижимости с одной стороны осуществляются с большим объемом на проект, но с другой - сложнее и труднее. Кроме того, заметим, что достаточно часто застройщик или генподрядчик сами решают многие вопросы автоматизации зданий самостоятельно и закупают инженерное оборудование со своей локальной автоматикой, и лишь потом Соотношение продаж сегмента коммерческой автоматизации прибегают к услугам компаний-интеграторов, которым приходится искать решение на достаточно узком поле имеющихся возможностей. Поэтому, наверное, нет ничего удивительного в том, что доля прямых продаж в секторе коммерческой автоматизации еще меньше, чем для домашней (рис.3).

   Кроме того, сам рынок автоматизации зданий остается крайне закрытым, поэтому, как нельзя лучше, понятно мнение одного респондента: "Продажи легче всего идут через посредников - друзей, дружеские компании и через "связи"".

   Активность ответов о распределении объемов рынка по регионам была достаточно высокой. Как и ожидалось, почти все респонденты оценили объем рынка Москвы и ближайших пригородов как наибольший, хотя при этом в оценках и присутствовал большой разброс мнений (рис.4).
География рынка     Объем рынка Санкт-Петербурга немного уступил остальным городам миллионникам, составив в среднем 20% против 23%. Наименьший сегмент рынка занимают Регионы - лишь 9%, хотя и по этиму пункту разброс данных был значительным. Заметим, что в совокупности две столицы занимают преобладающее место на рынке автоматизации зданий, представляя вместе в среднем 65-75% от общего объема. Причем в ответах прослеживается еще одна интересная тенденция: чем выше доля промышленной автоматизации и более дешевого оборудования в области интересов респондентов, тем более низко они оценивают долю обеих столиц в своих ответах.

   К сожалению, опрос однозначно показал, что рынок автоматизации зданий не только специфический, но и трудный, со своими проблемами и сложностями. Причем этих проблем много и не все из них очевидны и могут быть решены в рамках усилий только одной компании. Сразу отмечу, что ни один респондент не указал "конкуренцию" в качестве возможной причины трудности работы компании на рынке. Все проблемы можно сгруппировать в три группы.
Первая группа, экономические причины. Среди них: неготовность инвесторов вкладывать средства в проекты автоматизации, также отмечен сравнительно долгий срок окупаемости, часто более 5 лет, распространение слухов о дороговизне АСУЗ, остаточный принцип финансирования автоматики инженерных систем зданий и наличие многочисленных посредников. Многие компании испытывают недостаток ресурсов для активного продвижения всего направления.
Ко второй группе следует отнести низкую информационную осведомленность заказчиков и потенциальных пользователей, которые слабо разбираются в преимуществах и возможностях автоматизации зданий. Также мешают: стереотипы о сложности и большой стоимости систем, отрицательное мнение дизайнеров и архитекторов, управляющих компаний, которое преобладает в их профессиональной сфере. Почти все респонденты отмечают, что "сложно достучаться" до клиента.
Третья группа проблем связана с недостаточной квалификацией специалистов. Причем не только у заказчиков, но и в самих компаниях инсталляторах. Доля действительно профессиональных компаний на рынке оценена примерно в 50%. Слабая компетенция специалистов заказчика и эксплуатационных компаний не позволяет им правильно ориентироваться в современных решениях, грамотно формировать техническое задание на АСУЗ, приводит к желанию упростить или совсем отказаться от автоматизации.

Уровень конкуренции    Конкуренцию на рынке автоматизации зданий большинство респондентов оценивают как среднюю (рис.5). Причем эта оценка более характерна для сегмента домашней автоматизации. Оценку конкуренции как "высокой" дали только 18% респондентов . Интересно заметить, что в регионах, где проектов меньше, конкуренция жестче, чем в Москве. Также заметна тенденция считать её "высокой" больше в среде производителей и дистрибьюторов, нежели чем среди компаний интеграторов и инсталляторов. Как отметил один из респондентов: "Всем нравится низкая цена. Возможность купить достаточно дешевые устройства на рынке также имеется, поэтому конкуренция с одной стороны очень жесткая. С другой стороны зачастую неадекватна сама оценка оборудования, когда вместе могут сравнивать устройства различных классов и областей применения".

   Клуб АСУЗ организовал и провел дополнительное исследование вопросов, связанных с конкуренцией на рынке автоматизации зданий, результаты которого, также будут опубликованы и позволят более объективно и точно проанализировать возможное влияние конкуренции на рынок.

   Для популяризации автоматизации зданий респонденты обосновали целый спектр задач, причем некоторые из них следует признать первоочередными.
   Все согласны с тем, что следует занимать более активную бизнес позицию, использовать активный маркетинг, продвигать идеи и технологии автоматизации зданий, проводить PR-акции. Требуется широко освещать успешные проекты, показывать в реальных и объективных цифрах выгоду для заказчиков от внедрения современных технологий. Необходимо просвещать заказчиков, организовывать шоу-румы домашней автоматизации и проводить выезды на объекты, осуществлять исследования рынка, предлагать готовые типовые решения и постепенно снижать цены на оборудование.

   Многие отметили также необходимость законодательных предпосылок для продвижения АСУЗ, необходимость минимизации негативного воздействия предыдущих проектов, обязательность системного сервиса после завершения проекта, так как много "брошенных" и необслуживаемых систем, которые "давят" на рынок своей болью. Требуется стимулирование рассказов об "историях успеха" от довольных клиентов "умных" домов. Также следует ориентировать информационные материалы на "новое поколение" частных застройщиков - любителей Hi-Tech, требуется наладить плотное сотрудничество с архитектурными и интерьерными компаниями, как проводниками современных идей и технологий, непосредственно общающихся с заказчиками.

   К сожалению, компании пока не видят на рынке консолидирующих сил, способных организовать решение их основных задач. Тем не менее, респонденты констатировали два достаточно примечательных факта.
Первый заключался в том, что российские ассоциации (профессиональные объединения) предназначены для узкого круга специалистов.
И второй момент - деятельность ассоциаций никак не влияет на поведение и проявление интересов заказчиков. Многие компании не видят для себя конкретной пользы, отмечают несущественность влияния на рынок и воздерживаются от вступления в эти ассоциации. Другие же замечают, что влияние скорее положительное, а вреда уж точно нет. Отметим также, что в ответах прозвучало положительное упоминание деятельности Форума на сайте abok.ru и организации AVclub.

Выражаю признательность специалистам компаний, которые приняли участие в этом исследовании рынка автоматизации зданий:
1. "Комфорт Инжиниринг", член Клуба АСУЗ, Москва
2. Московский Завод Тепловой Автоматики, Москва
3. "Сапфир", Тюмень
4. "Сигма Инжиниринг", Санкт-Петербург
5. "Симпл Инжениринг", Москва
6. НПФ "Фокус Медиа", Зеленоград
7. A.P.Technology, Москва
8. Johnson Controls, Нижний Новгород
9. Lutron Russia, Москва
10. Smart concept, Москва
11. Phoenix Contact Rus, Москва


Международный Клуб пользователей технологии KNX стран СНГ и Балтии

На прошедшей выставке НТВ-2010 началось обсуждение назревшего объединения компаний и специалистов.
Предлагается международный Клуб пользователей технологии KNX стран СНГ и Балтии.
Международное пожатие Вот примерные цели и задачи. Для начала взаимопонимания.

1. Всемерно способствовать распространению открытой и стандартной технологии KNX в странах СНГ и Балтии, путем публикации информации о новинках оборудования, о программном обеспечении, о предпочтительных технических решениях и реализованных проектах.
2. Стараться объединить компании, использующие технологию KNX в своей деятельности. Составить реестр таких компаний по странам СНГ и Балтии.
3. Поддерживать деятельность международной ассоциации KNX. Добиваться от нее включения Клуба в партнеры ассоциации, как официального клуба пользователей стран СНГ и Балтии.
4. Способствовать конструктивной деятельности национальных Ассоциаций KNX в рамках своих возможностей.
5. Создать систему обмена доступной технической информацией KNX на основе виртуальной библиотеки, пополняемой новыми пользователями.
6. Активизировать участие региональных компаний в продвижении технологии KNX на местах.
7. Распространять материалы, пригодные для самообучения технологии, среди членов Клуба.
8. На тематических технических выставках стараться организовывать общие тематические разделы и способствовать включению в деловые программы вопросов и актуальных задач, решаемых с помощью технологии KNX.
9. Оказывать помощь в решении профессиональных вопросов компаниям Клуба при их взаимодействии с другими организациями, например СРО.
10. Гармонизировать отношения между производителями и инсталляторами технологии.
11. Помогать компаниям в продвижении в СМИ статей и материалов KNX, не являющихся рекламными.
12. Содействовать развитию бизнеса своих членов. Помогать им методическими материалами в решении задач маркетинга и повышения конкурентоспособности.

В России координатор Владимир Пасеков, второй координатор по Сибири Павел Начигин, на Украине Леонид Ковальчук, в Балтии Андрей Шмаков.

Обсудим?
Те компании и отдельные специалисты, которые сочтут вышеизложенное достаточным основанием, милости просим в Клуб. Пишите на eiba@inbox.ru.

Пара анекдотов от Романа Трахтенберга

Звонок в компанию-инсталлятор вконец обеспокоенного пользователя:
- Не могу войти в систему "УМНОГО" дома. Помогите!
- Пароль правильно набираете?
- Да, конечно, пять звездочек!

Аксиома для IP-автоматчика:
Системный администратор в "полевой" системе - это вирус, который лечиться хорошим пивом.

Эта рассылка - официальный орган Клуба АСУЗ. Клуб международный, в нем есть компании и специалисты из Украины и России.
Главное отличие этой рассылки от всех других СМИ - это действительно открытая и бесплатная площадка для информирования рынка о всех направлениях автоматизации зданий, а также смежных областях.
Специалисты и компании могут рассчитывать на свободное опубликование их материалов, которые соответствуют нашей тематике.

Количество получателей открытой информации постоянно растет. Наша рассылка крупнейшая по количеству подписчиков в области автоматизации зданий.
И если вы считаете, что ваша информация достойна внимания, активнее предлагайте свои темы и рассказы. Причем, в отличие от других СМИ, совсем не обязательны оригинальные материалы.


С уважением, Куратор международного Клуба АСУЗ,
Пасеков Владимир
eiba@inbox.ru

Рассылка 'Автоматизация зданий для Дилетантов'
Вы можете оценить этот выпуск? Внизу рассылки есть строка, откуда можно быстро и просто поставить отметку или написать свой отзыв.

Для получение всех новостей рынка подпишитесь на Интернет-газету "Вести автоматизации зданий"
Хотите читать профессиональные материалы и участвовать в дискуссии? Подписка на рассылку "Автоматизация зданий для всех"

В избранное