Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Банк: бухгалтерия, налоги

  Все выпуски  

Банк: бухгалтерия, налоги. Расчеты и операционная работа в коммерческом банке


Расчеты и операционная работа в коммерческом банке

Вышел в свет №4/2006

Уважаемые коллеги!

По традиции наш журнал открывается блоком новостей, где мы знакомим читателей с последними событиями в сфере кредитно-финансового рынка. Информация о том, что 1082 из 1244 действовавших в России и представивших отчетность в Центральный банк РФ кредитных организаций завершили январь-февраль 2006 года с прибылью, а также о положительной динамике других показателей банковской системы (активы, собственные средства (капитал)) и росте средств клиентов банка создает хороший тонус в работе. Но есть и «небольшая ложка дегтя в бочке меда», которую вносят результаты исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в марте этого года. По данным ВЦИОМ, лишь 35,5% граждан согласны доверить свои деньги крупным российским банкам. Хорошо разбираются в банках и услугах, которые они предлагают, лишь 20,3%, в то время как 79,7% опрошенных ответили на этот вопрос отрицательно. Есть над чем задуматься и поработать….

Мы постарались в этот выпуск журнала включить материалы, которые имеют практический аспект. Управление развития розничных платежей Департамента платежных систем и расчетов Банка России подготовило ответы на вопросы, наиболее часто возникающие у кредитных организаций в связи с применением Положения Банка России № 266-П и Указания Банка России № 1376-У.

В разделе «Региональный и зарубежный опыт» мы начинаем публикацию цикла статей с рассказом о зарубежных расчетных системах, которые чаще всего используются зарубежными банками при осуществлении платежей и денежных переводов, и особенностях этих систем.

В статье из раздела «Расчетно-кассовое обслуживание» предлагаются математические методы определения качества организации рабочего места кассира и приводятся примеры расчетов.

Сотрудников банка, занимающихся вопросами регионального развития и прежде всего ИТ-специалистов, решающих вопросы комплексной автоматизации многофилиального банка, должна заинтересовать статья из раздела «Технология расчетов» — о выполнении межбанковских расчетов в централизованной АБС.

Мы уверены, что найдут своих адресатов и другие материалы, опубликованные в журнале.

Свои отклики, предложения и вопросы вы можете присылать в электронном виде на адрес raschet@bdc.ru

С пожеланиями профессиональных успехов
Роман Давыдов,
главный редактор

Вопросы применения Положения Банка России № 266-П и Указания Банка России № 1376-У
Специалисты Управления развития розничных платежей Департамента платежных систем и расчетов Банка России отвечают на вопросы, наиболее часто задаваемые кредитными организациями по применению Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (далее — Положение № 266-П), а также по составлению отчетности по форме 0409202 «Отчет о кассовых оборотах» (далее — Отчет 0409202), установленной Указанием Банка России от 16.01.2004 № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (в редакции Указания Банка России от 17.02.2006 № 1660-У) (далее — Указание № 1376-У).

1. Регулируются ли отношения между банком и клиентом (гражданином, открывшим счет для совершения операций с банковскими картами) внутренними правилами ассоциации Visa International и других объединений?

Правила платежных систем носят договорной характер и регулируют отношения между участниками платежной системы (банками). Учитывая положение пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) о том, что обязательства сторон договора (в вышеуказанном случае — правил) не могут создавать обязанностей для третьих лиц, правила платежной системы не могут применяться в качестве имеющих обязательный характер для клиентов банка — участника платежной системы. Отношения между банком и клиентом регулируются заключенным между ними договором, предусматривающим осуществление операций с использованием банковской карты, в котором могут найти отражение правила платежных систем в части, касающейся клиента банка — участника платежной системы.

2. Что понимается под «банковскими правилами»? Могут ли признаваться банковскими правилами внутренние документы кредитной организации, например внутрибанковские правила, предусмотренные Положением № 266-П?

Гражданский кодекс Российской Федерации не раскрывает содержание понятия «банковские правила». В контексте употребления данного термина в главах 45, 46 Кодекса можно сделать вывод об обязательном характере данных правил. Так, например, согласно статье 846 Кодекса банковские правила являются установленными в соответствии с законом.

При этом на основании статьи 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» правила осуществления расчетов в Российской Федерации устанавливает Банк России.

Исходя из изложенного, банковскими правилами являются нормативные акты Банка России.

Учитывая сложившуюся практику, банковские правила также могут представлять собой внутренние документы кредитной организации, принимаемые по вопросам ее деятельности, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России, например внутрибанковские правила, предусмотренные пунктами 1.10, 1.11 Положения № 266-П.

3. Является ли договор банковского счета (в том числе условиями которого предусмотрено совершение операций с использованием банковских карт) публичным договором?

Глава 45 Кодекса не рассматривает договор банковского счета в качестве публичного по смыслу статьи 426 Кодекса, и использование банковской карты в целях совершения операций по банковскому счету не может служить основанием для отнесения договора банковского счета к разряду публичных.

4. Вправе ли банк в одностороннем порядке изменять комиссионное вознаграждение по операциям с банковскими картами?

Статья 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предусматривает, что комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами и не может быть изменено кредитной организацией в одностороннем порядке, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором с клиентом. Основания изменения договора определяются статьей 450 Кодекса, пункт 1 которой предусматривает, что изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором.

Кроме того, пунктом 1 статьи 452 Кодекса установлено, что соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Продолжение статьи>>>
http://bank.reglament.net/raschet/2006/4/statya.htm



Также в журнале читайте:

Новости кредитно-финансового рынка
Новости банков и компаний
Мониторинг законодательства
И.Е. Смирнов, Издательская группа «БДЦ-пресс»
В интересах обеспечения высокого уровня управления банком
Е.Е. Смирнов, Издательская группа «БДЦ-пресс»
Срочный рынок в России: проблемы, которые ждут решения
Вопросы применения Положения Банка России № 266-П и Указания Банка России № 1376-У
В материале, подготовленном Управлением развития розничных платежей Департамента платежных систем и расчетов Банка России, приводятся ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые кредитными организациями по применению Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П, а также по составлению отчетности по форме 0409202 «Отчет о кассовых оборотах», установленной Указанием Банка России от 16.01.2004 № 1376-У.
С.Р. Калимулин, ГУ ЦБ РФ по Омской области
Развитие платежных систем в Омской области: региональные особенности
Основой экономических взаимоотношений большого количества предприятий, организаций, предпринимателей и физических лиц выступают расчеты, в процессе которых удовлетворяются взаимные финансовые требования и обязательства. Совокупность платежных систем, фиксирующих такие процессы, их состояние и динамика отражают в определенной степени уровень развития экономических отношений участников расчетов. Региональный аспект рассматриваемой совокупности может служить отправной точкой в анализе экономики региона.
П. Кингсеп, R-Style Softlab
Выполнение межбанковских расчетов в централизованной АБС
При решении задачи создания эффективной ИТ-инфраструктуры многофилиального банка возможны различные подходы: от полной децентрализации до глобальной централизации. Последний подход особенно актуален для банков, которые готовятся к активной территориальной экспансии в регионы.
В.М. Ионов, компания Currency Research Ltd. (США)
Математические методы определения качества организации рабочего места кассира
В отношении организации профессиональной обработки наличности в операционных кассах банков можно выделить следующие основные аспекты: подготовку специалиста, оснащение его рабочего места специальной справочной литературой и необходимым оборудованием для пересчета, проверки денежных знаков на подлинность, сортировки, выдачи и упаковки. В статье автор приводит пример расчета качества организации рабочего места кассира.
В.С. Копалов, ОАО «Межтопэнергобанк»
Расчетные системы США: что необходимо знать для эффективной работы
Автор статьи знакомит читателей с американскими расчетными системами Fedwire и ACH. Несмотря на то что российские коммерческие банки не имеют непосредственного доступа к этим системам, практика показывает, что учет отдельных особенностей работы этих систем позволяет несколько повысить качество работы банка и снять некоторые возникающие вопросы.
Е.В. Кишкурно, ГУ платежной системы Национального банка Республики Беларусь
Безналичные расчеты с использованием банковских платежных карт в Республике Беларусь
В статье показана роль Национального банка Республики Беларусь в процессах развития системы расчетов по розничным платежам, а также проанализировано состояние системы расчетов с использованием банковских карт и других электронных платежных инструментов.



Подписаться на журнал можно:


В избранное