Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Банк: бухгалтерия, налоги

  Все выпуски  

Банк: бухгалтерия, налоги


Информационный Канал Subscribe.Ru

Расчеты и операционная работа в коммерческом банке

Вышел в свет №10/2005 (63)

Операционные риски и угрозы системам финансовых структур
А. Лукацкий, Cisco Systems, менеджер по развитию бизнеса
Проблемы операционных рисков в последнее время оказывают заметное влияние на деятельность кредитных организаций. Объектами операционного риска могут выступать РКО юридических и физических лиц, процессинг пластиковых карт, инкассация, платежи через системы электронных платежей и через корреспондентские счета и т.д. и т.п. На примерах из международной практики рассматриваются виды, причины и последствия операционных рисков.

Операционные риски и Базель II
В последние годы во всем мире обострилась ситуация с операционными рисками в финансовых организациях. Если следовать определению, данному в Базельском соглашении о достаточности капитала (Базель II), операционным считается риск нанесения ущерба в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий персонала и технических систем, а также внешних событий. Необходимо заметить, что само Соглашение не расписывает операционные риски и не описывает, как бороться с ними, — оно предназначено для вычисления размера покрытия этих рисков капиталом банка. Также Базель II предполагает внедрение в организации эффективной системы управления операционными рисками. Учитывая, что Базельское соглашение, утвержденное летом 2004 года, планируется активно применять и в России, именно исходя из данного в нем определения, мы рассмотрим основные операционные риски в современных банках и других типах финансовых структур. Но прежде отметим очень интересное и важное требование, прописанное в Соглашении. Совет директоров и менеджмент банка должны осуществлять надзор за механизмом управления операционными рисками. В том числе им должна регулярно предоставляться отчетность о текущих операционных рисках и суммах ущерба. Это требование идет вразрез с отечественной практикой, согласно которой руководители предприятий не желают заниматься вопросами сбоев в информационных системах, низкой квалификации персонала и другими «мелкими» проблемами, приводящими к большим потерям. Остается надеяться, что активное внедрение Базель II в России позволит изменить мнение многих руководителей в лучшую сторону.

Об отдельных видах операционных рисков

Операционные риски, в свою очередь, можно разделить на несколько подвидов.
Риск утечки или разрушения необходимых для бизнес-процессов информационных активов. Умышленное или случайное удаление каких-либо файлов автоматизированной банковской системы (АБС) может привести к невозможности выполнения принятых на себя обязательств и нанесению ущерба своим клиентам.
Риск использования в деятельности финансовой структуры необъективных или сфальсифицированных информационных активов. Самый простой пример данного риска — фальсификация платежного поручения. Более сложными вариантами являются подмена одного из участников финансовой транзакции или повтор ранее переданной платежки.
Риск отсутствия у руководства финансовой организации объективной и актуальной информации. Данный вид рисков особенно ярко проявляется в атаках «отказ в обслуживании» (Denial of Service), которые приводят к отказу и простою отдельных компонентов АБС.
Риск распространения невыгодной или опасной для финансовой структуры информации. Этот риск имеет достаточно много проявлений — от слухов, компромата и клеветы до утечки из банка каких-либо документов, попадание которых в СМИ может привести к ущербу для банка. В эту же категорию можно отнести и вирусную эпидемию, вырвавшуюся за пределы корпоративной сети финансовой организации и повлекшую за собой удар по ее репутации, а возможно, и заведение уголовного дела по статье 273 УК РФ.
Разумеется данные риски применимы не только по отношению к основным бизнес-процессам финансового института, но и к второстепенным процедурам, например подмена главной страницы web-сервера банка или атака на заражение персонального компьютера оператора центра обработки вызовов (Call Center).

Причины возникновения операционных рисков

К главным причинам возникновения операционных рисков можно отнести:
∙ недостаточную квалификацию персонала финансовой организации и отсутствие регулярных тренингов и обучения. «Человеческий фактор» по-прежнему является основной бедой российского бизнеса, так как большинство сотрудников отечественных компаний не обучены грамотному применению информационных технологий и их знания не распространяются дальше «владею Microsoft Word, Internet Explorer и ICQ»;
∙ непонимание важности информационной безопасности и недооценка существующих угроз. Отсутствие поддержки со стороны руководства приводит к ослаблению системы управления рисками, нехватке финансирования и выполнению действий и мероприятий по повышению уровня защищенности «спустя рукава»;
∙ отсутствие или недостаточная проработка процедур управления рисками и в том числе политики безопасности. Отсутствие плана действий в случае наступления того или иного риска приводит к нерациональному решению, а зачастую и вообще отсутствию решения возникшей ситуации;
∙ отсутствие эшелонированной системы защиты информационных активов финансовой организации от всех перечисленных выше угроз. Безопасность компании равна безопасности самого слабого звена. Злоумышленнику достаточно найти всего одну слабость в системе управления рисками, и он сможет нанести ущерб банку, страховой компании или иному финансовому институту;
∙ наличие уязвимостей на различных уровнях инфраструктуры АБС. Выбрасывание на рынок «сырого» программного обеспечения приводит к обнаружению в нем большого числа дыр и уязвимостей, которыми пользуются злоумышленники для совершения своих «черных дел».

Продолжение >>>

http://bank.bdc.ru/raschet/2005/10/statya.shtml

Реформирование платежных систем и систем расчетов по ценным бумагам
(выгоды и проблемы для заинтересованных сторон от реформы платежных и расчетных систем)
Массимо Чиразино (Massimo Cirasino), старший специалист финансового сектора Департамента операций и политики Мирового банка
Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года говорится о том, что серьезным фактором повышения стабильности функционирования финансового сектора и экономики страны в целом является дальнейшее совершенствование платежной системы РФ. Оно включает в себя построение системы валовых расчетов в режиме реального времени, которая предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг, другими пользователями. Эта система позволит существенно повысить роль национальной платежной системы в обеспечении эффективной работы финансовых рынков, а также осуществить в дальнейшем ее интеграцию в международные платежные системы. Международное финансовое сообщество в последнее время уделяет значительное внимание повышению эффективности платежных систем. Их развитие в этом направлении опирается на современную техническую инфраструктуру, позволяющую существенно увеличить скорость и повысить надежность доставки платежных сообщений, сократить время их обработки и повысить степень защищенности системы от различных негативных воздействий. Предлагаем вниманию читателя статью, в которой анализируются проблемы развития платежных систем в странах — членах Мирового банка.

Платежные системы и системы расчетов по ценным бумагам в большой степени зависят от эффективного функционирования финансовых систем во всем мире. Они обеспечивают каналы, по которым переводятся деньги между банками и другими организациями для исполнения платежных обязательств, возникающих на финансовых рынках и в целом в экономике. Эффективная, безопасная и надежная платежная система уменьшает стоимость обмена товарами и услугами. Более того, она является основным инструментом для эффективного воплощения монетарной политики, а также для беспрепятственного функционирования денежного рынка и рынка капитала. Она также является каналом расчетов по всем другим типам транзакций, включая трансграничные финансовые потоки. Платежная система, которая, наоборот, неэффективна, небезопасна и ненадежна, может отрицательно сказаться на финансовой системе и способствовать системным кризисам. Если риски, свойственные ее строению и функционированию, недостаточно ограничиваются, финансовые потрясения (первоначально в форме недостатка ликвидности, за которой может последовать дефолт или даже банковское банкротство) могут переходить с одного участника на другого. Поскольку проблемы банка с ликвидностью обычно становятся очевидны в платежных системах, в которых он участвует, эти системы по определению уязвимы для значительного ряда потрясений. Эффективная платежная система способствует упорядоченному экономическому развитию и росту. В особенности широкий и рентабельный ряд платежных инструментов необходим для удовлетворения потребностей клиентов в рыночной экономике. Некоторые транзакции просто не могут иметь место в отсутствие определенных платежных инструментов. Более того, безопасное и эффективное использование денег как средства обмена в розничных транзакциях особенно важно для стабильности валюты и является фундаментом доверия общества к ней. Справедливая и открытая розничная платежная система, если она способна дотянуться до сегмента населения с недостаточным уровнем обслуживания и обеспечить его доступными платежными услугами и услугами по переводу денег, играет важную социальную роль. Например, способные к взаимодействию сети для обработки платежей с минимальными затратами необходимы для обеспечения надлежащего охвата платежных инструментов в стране. В свете вышеуказанных рассуждений с середины 1980-х годов пристальное внимание стало уделяться — первоначально центральными банками, а затем и другими регуляторами и участниками — конструкции и функционированию платежных систем и систем расчетов по ценным бумагам. Это произошло в связи с появлением технологических разработок, которые уменьшили издержки и увеличили скорость автоматизированной обработки платежных инструкций, а также быстрым ростом сумм расчетов, проводимых через многие из этих систем. В результате наблюдаются значительные изменения в конструкции и использовании платежных систем и систем расчетов в значительном количестве стран и валют. Большинство стран начали реформу своей платежной системы путем внедрения системы валовых платежей в режиме реального времени (Real Time Gross Settlement — RTGS), которая становится костяком финансовой инфраструктуры страны. Однако важно, чтобы реформа имела широкую область действия и охватывала все важнейшие аспекты, которые влияют на платежную систему: законодательство, розничные сети и инструменты, включая эффективные системы переводов, интеграцию между системами переводов средств и расчетов по ценным бумагам и контрольную функцию центрального банка. По мере того как многие страны приступают к реформированию и модернизации своих платежных систем, ответственные должностные лица сталкиваются со сложной задачей наилучшего конструирования инфраструктур платежных систем в быстроменяющемся технологическом и институциональном окружении. Эта задача постоянно усложняется, так как конкуренция и инновации подталкивают к поиску лучших сочетаний эффективности, надежности, безопасности и системной стабильности в оказании платежных услуг боўльшему количеству индивидуальных пользователей и организаций. Самым эффективным способом преодоления препятствий на пути реформ является стратегический и кооперированный подход.

Стратегический процесс реформ
Важно, чтобы в результате реформы было достигнуто согласованное виўдение всеми заинтересованными сторонами будущего национальной платежной системы. Можно ожидать, что это стимулирует интерес на местах и обеспечит основу для дискуссии с основными заинтересованными сторонами в месяцы, предшествующие запуску реформы. Необходимо достичь согласия по политическим, организационным, техническим и операционным вопросам перед следующими шагами. Успешный первый шаг потребует активного участия от основных заинтересованных сторон как на политическом, так и на организационном уровне. Центральные банки обычно берут на себя ведущую роль в формулировании и воплощении в жизнь стратегии модернизации платежной системы, действуя в интересах системы в целом. Менее вероятно, что центральные банки (как нейтральный агент) спровоцируют конкуренцию среди кредитных организаций и замедлят прогресс. Центральные банки также могут способствовать созданию всеобъемлющего виўдения будущего национальной платежной системы.

Продолжение >>>

http://bank.bdc.ru/raschet/2005/10/statya1.shtml

А ТАКЖЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА ЧИТАЙТЕ
К вопросу о применении Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»
Специалистами Департамента платежных систем и расчетов Банка России подготовлен комментарий по ряду вопросов, касающихся применения Положения № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».
Доступен весь мир
Президент Юниаструм Банка Г.Т. Закарян ответил на вопросы редакции в отношении работы системы денежных переводов «Юнистрим». Он осветил вопросы функционирования этой системы, внедренные технологические решения, процедуры отправки и получения переводов, предоставляемые банкам-партнерам возможности, рассказал о планах дальнейшей работы.
А.Б. Кузнецова, РОССВИФТ
Об итогах работы по унификации сведений в международных справочниках BIC Directory и BIC Database Plus
В соответствии с Письмом Центрального банка Российской Федерации от 20.04.2005 № 64-Т «О регистрации в SWIFT кредитных организаций» Российской Национальной Ассоциацией SWIFT (РОССВИФТ) была проведена работа по унификации данных о российских кредитных организациях в международных справочниках BIC Directory и BIC Database Plus. Автор рассказывает о результатах этого процесса и специфике ведения российского раздела справочников.
И.Н. Горяинова, Орловский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк»
Страхование вкладов физических лиц и информирование их об этом
По данным на 6 октября 2005 года, участниками системы страхования вкладов являются 925 банков. Объем обязательств банков — участников системы обязательного страхования перед вкладчиками оценивается в 99,2% сбережений населения, размещенных в банковской системе страны в целом. В статье автор рассматривает вопросы работы по страхованию вкладов физических лиц.
Д.А. Шевчук, В.А. Шевчук, INTERFINANCE
Private banking — эксклюзивное обслуживание состоятельных клиентов
Развитие индивидуального банковского обслуживания состоятельных клиентов в России в последние годы связано с целым рядом факторов, в том числе с появлением граждан, располагающих достаточным личным капиталом для инвестирования, с конкуренцией за состоятельных частных вкладчиков и т.д. Главная задача менеджеров, работающих в сфере private banking, — создание максимально комфортных условий частного банковского обслуживания с использованием наиболее эффективных методов сохранения и приумножения капитала.
В.М. Ионов, компания Currency Research Ltd. (Великобритания)
Автоматизация управления денежными потоками
Одной из основных тенденций в мировом денежном обращении является стремление к совершенствованию схем наличного денежного обращения и оптимизации денежных потоков. Теме «Должны ли кассовые операции центрального банка стать бизнесом?» была посвящена отдельная дискуссионная сессия на 10-й Международной конференции по денежному обращению в Монреале. Как можно автоматизировать управление денежными потоками? Каковы возможности их прогнозирования? Как сделать так, чтобы эти потоки не иссякали и вместе с тем избежать ненужных расходов на перевозку и обработку наличности? На эти вопросы отвечает автор данной работы.
Как заставить АБС работать на клиента
Растущая конкуренция заставляет банки искать такие ИТ-решения, которые были бы максимально дружественными по отношению к клиенту. Своими соображениями о том, какой должна быть современная автоматизированная система, сориентированная на клиента, делится директор департамента прикладных финансовых систем компании «Инфосистемы Джет» А.В. Герасимов.
О.Ю. Гроздова, компания R-Style Softlab
Ритейловые решения RS-Bank/Pervasive для розничного бизнеса в SMB-банке
В отличие от первой волны развития банковской розницы, которая пришлась на 2002 год, — тогда программное обеспечение для автоматизации работы с физическими лицами требовалось в основном крупным кредитным организациям, в первом полугодии 2005 года программное обеспечение для реализации ритейлового бизнеса активно приобретали и внедряли небольшие и средние российские банки. В статье анализируются причины этого, а также освещаются ритейловые решения компании.



Подписаться на журнал можно:

  • по телефону (095) 101-2334, связавшись с менеджером отдела подписки
  • на нашем интернет-сайте: www.bdc.ru/podpiska/
  • по e-mail: podpiska@bdc.ru

Издательская группа "БДЦ-пресс": Подписка на издания в 2005 году

Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке Банковский дайджест КАПИТАЛ
Расчеты и операционная работа в коммерческом банкеРегламентация банковских операций
Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности в кредитной организацииБанковское обозрение
Международные банковские операцииНалогообложение, учет и отчетность в страховой компании
Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банкеОрганизация продаж страховых продуктов
Банковское кредитование Юридическая и правовая работа в страховании
Юридическая работа в кредитной организации Финансовый менеджмент в страховании

Адресная подписка


КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ "БДЦ-ПРЕСС"
  • Депозитарные операции в кредитной организации
  • Технология межбанковского кредитования
  • Секреты банковского бизнеса
  • Оптимизация корреспондентских отношений коммерческого банка
  • Пластиковые карты (5-е изд.)
  • Обработка наличности: банковская техника и технологии
  • Ипотечное жилищное кредитование
  • Наличные деньги. Основы обработки
  • Информационные технологии в банке
  • Cовременные IT-решения для финансовой индустрии
  • Управление розничным банковским бизнесом
  • Налог на прибыль кредитных организаций (2-е изд. )
  • МСФО: применение в кредитных организациях
  • Практика бухгалтерского и налогового учета в банках
  • Банковская деятельность: налоговый аспект
  • Актуальные вопросы налогообложения банков
  • Большая книга бухгалтера банка. Ч.1. - Налогообложение, Бухгалтерский учет, Отчетность, МСФО
  • Управление затратами банка
  • Система управления финансовыми ресурсами банка
  • Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования (2-е изд.)
  • Банки: организация и персонал
  • Управление активами и пассивами банка
  • Экономика банка
  • Реинжиниринг кредитных организаций
  • Организация управления персоналом современного российского банка
  • Управление карточным бизнесом в коммерческом банке
  • Правовое регулирование и налогообложение операций с банковскими картами
  • Экономическая безопасность
  • Система борьбы с экономической разведкой
  • Складские и залоговые свидетельства
  • Практика бюджетирования на предприятиях России
  • Правовое регулирование информационных технологий
  • Специфика финансов и менеджмента стабильного предприятия в условиях социальной рыночной экономики
  • Противодействие легализации преступных доходов
  • Обеспечение информационной безопасности бизнеса

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: bank.bukhnal
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное