Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Банк: бухгалтерия, налоги

  Все выпуски  

Банк: бухгалтерия, налоги (Расчеты и операционная работа в коммерческом банке)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Содержание:
  • новые статьи
  • анонс номера
  • книги

  • Расчеты и операционная работа в коммерческом банке

    Вышел в свет №9/2005 (62)

    Документы, необходимые для открытия расчетного счета
    И.Н. Горяинова, Орловский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк», главный юрисконсульт
    Т.А. Гусева, доцент ОрелГТУ, адвокат Орловской областной коллегии адвокатов, к.ю.н.
    Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банком включает в себя целый ряд услуг. Основополагающим моментом во взаимоотношениях банка и его клиента — юридического лица является открытие расчетного счета. В предлагаемой статье рассказывается о практической работе по открытию клиенту банковского счета.

    Гражданским кодексом Российской Федерации в пункте 1 статьи 846 установлено, что клиенту счет в банке открывается на основании договора банковского счета, условия которого согласованы сторонами. Каждый банк разрабатывает для себя в соответствии с действующим законодательством и банковскими правилами определенную форму договора банковского счета, по которой и заключается договор банковского счета с любым клиентом, обратившимся с просьбой открыть ему счет в данном банке.

    В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» определено, какие регистрирующие документы требуется представить в банк при заключении договора банковского счета (ст. 5). Это — свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

    Согласно пункту 1 статьи 847 ГК РФ права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Таким банковским правилом, применяемым в настоящее время, является Указание ЦБ РФ от 21.06.2003 № 1297-У «О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати». Указанием предусмотрено представление клиентом банку карточки с образцами подписей лиц, управомоченных распоряжаться счетом, и документа, подтверждающего полномочия лиц, заявленных в карточке. Чтобы проверить полномочия управомоченных лиц, необходимо изучить учредительные документы клиента, оформленные в соответствии с ГК РФ и федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др. Следовательно, клиент обязан представить банку и учредительные документы.

    Таким образом, для заключения договора банковского счета клиент должен представить целый пакет документов. В целях упрощения сбора клиентом необходимых документов каждый банк своим локальным нормативным документом утверждает перечень документов, необходимых для открытия счета, и порядок их оформления.

    В статье освещается практическая работа по открытию клиенту — юридическому лицу расчетного счета в Орловском филиале ОАО «Россельхозбанк».

    При открытии счета для единообразия банк строго руководствуется утвержденным перечнем документов.

    Работа по открытию расчетного счета клиенту начинается с проверки полноты пакета документов, то есть все ли документы согласно утвержденному в банке перечню представлены. Второй этап — проверка правильности оформления представленных документов.

    Для открытия счета клиент представляет в банк следующие документы, которые должны быть оформлены должным образом.

    1. Заявление на открытие счета по форме 0401025, утвержденной Инструкцией Госбанка СССР от 30.10.86 № 28 (действует в части, не противоречащей Указанию ЦБ РФ № 1297-У) (см. образец заявления).

    Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером организации или индивидуальным предпринимателем. При этом указывается должность руководителя: генеральный директор, директор, исполнительный директор, председатель и т.д.

    Если в штате предприятия нет должности главного бухгалтера, заявление подписывается только руководителем и предоставляется справка об отсутствии в штате работника, которому может быть предоставлено право второй подписи (см. образец справки).

    Справка предоставляется только юридическими лицами.

    Заявление и справка заверяются печатью организации, и обязательно проставляется дата написания документа. Дата в заявлении и справке не может быть позднее даты заключения договора банковского счета.

    Справка оформляется за подписью руководителя с указанием его должности и расшифровкой подписи.

    Индивидуальный предприниматель заверяет документы печатью при ее наличии (у индивидуального предпринимателя печати может не быть).

    Заявление клиента на открытие счета визируется должностным лицом банка, которое принимает документы от клиента, предоставленные для открытия банковского счета, и проверяет их состав и оформление.

    2. Договор банковского счета в 2-х экземплярах по типовой форме, утвержденной головным банком. Каждая страница договора подписывается должностными лицами клиента и банка, которые вписаны в вводной части договора. Также каждая страница экземпляра договора, остающегося в банке, визируется работником банка, ответственным за его подготовку.

    В договоре в обязательном порядке указываются все реквизиты клиента.

    Печать, которой заверяется договор со стороны клиента, должна быть четкой и соответствовать учредительным документам клиента.

    Подпись лица, подписывающего договор от имени клиента в договоре, должна соответствовать подписи, которую он заявил в карточке с образцами подписей и оттиска печати.

    Дата составления договора, дата написания заявления на открытие банковского счета и дата открытия расчетного счета должны совпадать, то есть счет открывается в день заключения договора.

    Исправления даты составления документов заверяются подписью уполномоченных лиц и скрепляются печатью.

    3. Документы о государственной регистрации:

    Продолжение >>>
    http://bank.bdc.ru/raschet/2005/9/statya.shtml



    Проектная форма IT-работ: заключительные замечания
    О.В. Полянский, независимый эксперт
    Внедрение проектной формы работ в кредитной организации связано с различными предпосылками, в каждом конкретном случае оно имеет свои особенности, но есть и общие черты. В статье, завершающей серию публикаций о проектной форме IT-работ, автор останавливается на чек-листах, модели внутренней нормативной базы банка, проектном офисе.

    В предыдущих публикациях мы рассмотрели базовые (с точки зрения автора) вопросы, связанные с постановкой проектной формы IT-работ в банке:
    — основные нормативные документы, которые могут определять принципы проектного подхода и организацию соответствующих работ;
    — ключевой состав пакета проектной документации;
    — основные этапы операционного контура жизненного цикла IT-проекта и их содержание. Наше рассмотрение носило «панорамный» характер: была сделана попытка с практических позиций широко и в то же время лаконично представить предмет. Этот предмет — информационно-технологический проект — многогранен с точки зрения практических приемов реализации, но однообразен по своей сути: добиться, чтобы за счет автоматизации в банке возросла производительность труда его персонала.

    Завершая рассмотрение проектной формы IT-работ, сделаем ряд важных замечаний, которые могут быть также приняты во внимание в ходе постановки проектной дисциплины в банке.

    Замечание первое: о проектных документах
    Представим ключевые проектные документы в виде сводной таблицы.

    Упомянутые в таблице проектные документы рассматривались нами ранее, за исключением контрольных листов (чек-листов) проекта, поэтому остановимся на них подробнее.

    Планирование IT-проекта означает, что все проектные работы должны быть максимально возможно предопределены заранее, а ресурсы, направляемые на эти работы, должны быть «забронированы» согласно срокам выполнения проектных работ. Один из практических способов — составление сплошного (возможно, иерархического) перечня работ, определяющего сроки, ресурсы и ответственных персон. Способ понятный, привычный и наглядный. Однако при этом календарный план IT-проекта (и его бюджет) может стать весьма объемным и соответственно «тяжелым» для контроля документом.

    Альтернативный способ, который имеет право на существование, заключается в том, что для каждого типового этапа жизненного цикла разрабатывается свой типовой план работ. При этом бланк типового плана этапа может содержать отметки об успешном/безуспешном завершении тех или иных работ, о возникших в связи с этим проблемах и представлять собой по сути контрольный лист этапа жизненного цикла IT-проекта. В результате общий план IT-проекта оформляется как набор чек-листов, заполняемых участниками проектной группы, ответственными за тот или иной этап. Конкретная процедура применения чек-листов, включая правила их оформления и согласования, должна быть прописана в соответствующих нормативных документах об IT-проектах банка.

    Идеальной при таком подходе представляется ситуация, когда в IT-службе банка организован проектный киоск: лица, ответственные за конкретные этапы проекта, оформляют «свои» чек-листы, бланки которых доступно размещены в бумажном или электронном виде в том самом киоске (набор ячеек для бумажных бланков или база данных/веб-ресурс для бланков в электронном виде), после чего формируется общий план IT-проекта как связанный набор чек-листов. При подготовке и проведении последующих производственных совещаний, связанных с выполнением какого-либо этапа проектных работ, в качестве основного документа используется не общий план проекта, а соответствующий чек-лист, отражающий состояние дел и текущие проблемы обсуждаемого этапа. Отчасти это способствует тому, что обсуждения не выходят за грань заявленной темы (и не перерастают в дебаты общего толка о необходимости автоматизации банковской деятельности как таковой или данного проекта в частности).

    Замечание второе: о внутренней нормативной базе банка
    Приведение внутренних нормативных документов, регулирующих банковские технологии (банковских инструкций, порядков, технологических регламентов и т.д.), в соответствие с особенностями внедряемой системы автоматизации — крайне важный и ответственный момент. Как мы уже рассмотрели ранее, актуализация нормативной базы возможна на этапе опытной эксплуатации системы. Однако в ряде случаев все работы, связанные с нормативными технологическими документами, целесообразно выделять в отдельный этап жизненного цикла конкретного проекта. Это тем более важно, если IT-проект нацелен на внедрение новых банковских продуктов, технологий обслуживания, ранее не использовавшихся в банке, а значит, не формализованных документально.

    В этой связи остановимся на основных принципах, которые могут использоваться при разработке нормативной базы (или ее части) с нуля.

    Основной целью создания внутренних нормативных документов является формализация процессов, происходящих (или планируемых) в банке. Для понимания взаимного отношения этих документов уместно применить модель «пирамиды качества», оговоренную семейством международных стандартов ISO 9000. «Пирамида качества» иллюстрирует такую структуру совокупности внутренних нормативных документов, которая обеспечивает возможно высокое качество выполнения работ, то есть степень соответствия их результатов требованиям потребителя. Качество выполнения достигается применением регламентированных процессов, предотвращающих (или минимизирующих) нештатные ситуации при допустимом расходовании ресурсов.

    Применим эти соображения для схематичного изображения системы внутренней регламентации и рассмотрим модель, представленную на рисунке.

    Верхний уровень включает единственный документ — «Политику качества». Как видно из названия, это политический, декларативный внутренний нормативный документ, определяющий «пирамиду качества», назначение и суть каждого из уровней, цели и результаты, которые достигаются посредством построения «пирамиды качества». На практике «Политика качества» может носить разные названия: например, «Положение о системе внутренней регламентации» или «Политика внутренней регламентации деятельности». Чтобы подчеркнуть значимость этого вопроса для кредитной организации, отдельные положения «Политики качества» могут включаться в документы, устанавливающие стратегические основы развития банка в различных сферах его деятельности.

    Следующий уровень объединяет группу внутренних нормативных документов, которые позиционируют те или иные сущности. К таковым могут быть отнесены банковские продукты (например, «Положение о кредитовании клиентов — юридических лиц»), элементы технологий, в том числе автоматизированных (например, «Положение о криптографической защите информации»), элементы структуры управления (например, «Положение об информационно-технологических проектах»), иные элементы, являющиеся неотъемлемой частью банковской деятельности.

    Третий уровень — «Процедуры деятельности». Это название является собирательным и отражает документы дисциплинарного содержания. К таковым могут быть отнесены всевозможные порядки, регламенты, инструкции, стандарты, методики и т.д. Основная особенность этой группы документов — их четкая направленность на дисциплину выполнения тех или иных действий. Различия же состоят в том, что каждый из упомянутых видов документов трактует эту дисциплину в разных аспектах:
    — порядок устанавливает общие правила выполнения, основных участников и их ответственность;
    — регламент детализирует процесс до уровня взаимодействия и временных норм исполнения;
    — инструкция ориентирована на конкретных персон и их элементарные действия;
    — стандарт определяет обязательные требования к конкретным объектам — документам, оборудованию;
    — методика, как правило, носит рекомендательный характер и т.д. Чтобы нивелировать эти различия, мы и применяем собирательный термин «процедура деятельности».

    Последний, четвертый уровень «пирамиды качества» объединяет документы, инициирующие выполнение работ или фиксирующие (подтверждающие) их результат («Рапорты»). К таким документам могут быть отнесены различные заявки на выполнение работ, отчеты, акты, справки, контрольные листы и т.д.

    Продолжение >>>
    http://bank.bdc.ru/raschet/2005/9/statya1.shtml


    А ТАКЖЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА ЧИТАЙТЕ
    И.Н. Горяинова, Орловский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк»
    Т.А.Гусева, Орловский государственный университет
    Документы, необходимые для открытия расчетного счета
    Основополагающим моментом во взаимоотношениях банка и его клиента — юридического лица является открытие расчетного счета. Для заключения договора банковского счета клиент должен представить целый пакет документов. В целях упрощения сбора клиентом необходимых документов каждый банк внутренним нормативным документом утверждает перечень документов, необходимых для открытия счета, и порядок их оформления. В предлагаемой статье рассказывается о практической работе по открытию клиенту банковского счета.
    И.Н. Горяинова, Орловский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк»
    Оформление карточек с образцами подписей и оттиска печати при открытии банковского счета
    Для открытия счета в кредитной организации юридические и физические лица должны предоставить карточку с образцами подписей и оттиска печати, которая оформляется в соответствии с Указанием Банка России № 1279-У. Автор, основываясь на своем большом практическом опыте работы в банке, подробно рассматривает порядок оформления указанной карточки.
    В.М. Ионов, компания Currency Research Ltd. (Великобритания)
    Оценивание качества банкнот: новые купюры — новые результаты
    В условиях интенсивного развития наличного денежного обращения вопросы повышения качества денежных знаков и в первую очередь банкнот приобретают все большее значение. Практика показывает, что наиболее удобным способом для получения количественной оценки качественных показателей является метод экспертных оценок. В статье освещается этот метод, а также представлены результаты экспертизы ряда банкнот.
    О.В. Полянский, независимый эксперт
    Проектная форма IT-работ: заключительные замечания
    Внедрение проектной формы работ в кредитной организации связано с различными предпосылками, в каждом конкретном случае оно имеет свои особенности, но есть и общие черты. В статье, завершающей серию публикаций о проектной форме IT-работ, автор останавливается на чек-листах, модели внутренней нормативной базы банка, проектном офисе.
    А. Лукацкий, Cisco Systems
    Решения Cisco Systems для обеспечения информационной безопасности организаций банковской системы России
    Любая утечка данных из кредитной организации может привести к существенным материальным потерям и ухудшению репутации. Именно поэтому банковский сектор является главным потребителем систем информационной безопасности и выделяет на них значительные средства. В последние годы актуальны комплексные интегрированные решения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения информационной защиты кредитных организаций РФ и освещаются решения компании Cisco Systems, направленные на реализацию принципов информационной безопасности.
    В.Г. Брюков, независимый эксперт
    Депозитные ставки: возможность прогноза
    Когда кредитная организация пересматривает свои ставки по депозитам, она вынуждена делать нелегкий выбор: если опустить процентную «планку» ниже приемлемого уровня, то обидевшийся вкладчик в следующий раз понесет деньги к ближайшему конкуренту, а если процентные ставки завысить, то можно ощутимо потерять в доходности. Но только постоянно «мониторить» индекс цен и ряд других макроиндикаторов, влияющих на рынок депозитов, явно недостаточно. Нужно еще и уметь на их основе прогнозировать депозитные ставки, которые сложатся на рынке в будущем. Автор рассматривает построение временных трендов как один из способов сделать прогноз.



    Подписаться на журнал можно:

    • по телефону (095) 101-2334, связавшись с менеджером отдела подписки
    • на нашем интернет-сайте: www.bdc.ru/podpiska/
    • по e-mail: podpiska@bdc.ru

    Издательская группа "БДЦ-пресс": Подписка на издания в 2005 году

    Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке Банковский дайджест КАПИТАЛ
    Расчеты и операционная работа в коммерческом банкеРегламентация банковских операций
    Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности в кредитной организацииБанковское обозрение
    Международные банковские операцииНалогообложение, учет и отчетность в страховой компании
    Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банкеОрганизация продаж страховых продуктов
    Банковское кредитование Юридическая и правовая работа в страховании
    Юридическая работа в кредитной организации Финансовый менеджмент в страховании

    Адресная подписка


    КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ "БДЦ-ПРЕСС"

    Subscribe.Ru
    Поддержка подписчиков
    Другие рассылки этой тематики
    Другие рассылки этого автора
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: bank.bukhnal
    Отписаться
    Вспомнить пароль

    В избранное