Российские банки готовы принимать более активное участие в борьбе с отмыванием доходов, но для этого нужно законодательно закрепить их полномочия запрашивать у клиентов необходимую информацию. Об этом 26 апреля в ходе международной научно-практической конференции "Повышение эффективности российской системы ПОД/ФТ: новые вызовы и стратегические задачи" заявил исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
В феврале 2012 года межправительственная организация ФАТФ (FATF - Financial Action Task Force on Money Laundering, ) приняла новую редакцию Рекомендаций, на основе которых строятся национальные законы по борьбе с отмыванием денежных средств. Вслед за этим Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) подготовила проект изменений в некоторые российские законодательные акты, в первую очередь в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма" (далее - закон №115-ФЗ).
В рамках обсуждения законопроекта Ассоциация российских банков предлагает внести в него некоторые поправки, сообщил Андрей Емелин. В частности, вице-президент АРБ отметил, что действующие НПА нормативно-правовые акты не предусматривают ни обязанности клиента предоставить по запросу кредитной организации сведения и документы, необходимые для контроля за ПОД/ФТ, ни права банка запрашивать такие документы, ни способов прекращения с его стороны выявленных подозрительных операций. До настоящего времени деятельность
кредитных организаций сводится к пассивному выявлению подозрительных операций и направлению сведений о них в контролирующий орган.
Между тем, банки, по словам Емелина, готовы к более активной роли. А для этого нужно законодательно закрепить переход от модели обязательного контроля к модели риск-ориентированного контроля исключительно за подозрительными операциями. То есть дифференцировать усилия: с одной стороны, дать банкам право в отношении клиентов с низким уровнем риска не применять меры статьи 7 закон №115-ФЗ, а в отношении подозрительных клиентов, наоборот, дать больше полномочий по истребованию документов.
Законопроект Росфинмониторинга предлагает наделить банки правом в одностороннем порядке отказываться от исполнения договора банковского счета (вклада), если клиент осуществляет подозрительные операции. Но АРБ не согласна с перечнем оснований для отказа, в частности, включением в него операций, "не имеющих очевидного экономического смысла", а также "не соответствующих видам деятельности организации". Критерии таких операций слишком размыты, поэтому такие формулировки лучше вовсе исключить,
заявил Андрей Емелин.
Помимо этого, законопроект закрепляет в законе №115-ФЗ новое понятие "бенефициарный владелец". Необходимо законодательно закрепить средства и правовые механизмы для получения соответствующей информации у клиентов, подчеркнул Емелин. Действующие нормы закона 115 жестко ограничивают перечень сведений, которые банки могут запрашивать у клиента. А еще лучше, по мнению банкиров, было бы возложить обязанности по установлению всей цепочки бенефициаров и контролирующих лиц не на кредитные организации, а на
регистрационный орган (внеся необходимые изменения в закон 129), и в дальнейшем передавать эту информацию банкам вместе со сведениями из ЕГРЮЛ.
26.04 10:00 —
Кирилл, патриарх Московский и всея Руси
«Не дай Бог нам, людям церковным, соблазниться мнением о нас в блогах или даже в СМИ. Потому что, поступив так единожды, мы попадаем в ловушку и начинаем делать все, для того чтобы поддерживать сложившийся рейтинг».
Динамика пенсионного рынка в 2011 году подтвердила основные тенденции последних лет: сегмент негосударственного пенсионного обеспечения стагнирует, а главным драйвером рынка остается обязательное пенсионное страхование. Об этом 25 апреля в ходе конференции «Будущее пенсионного рынка» сообщил генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Основным фактором роста для негосударственного пенсионного обеспечения было создание корпоративных пенсионных программ, которые в массе своей были сформированы уже к 2008 году, пояснил Гришанков. После того как все крупные корпорации - как государственные, так и частные, вовлекли своих сотрудников в собственные НПФ, резервы роста в этом направлении исчерпались.
Новые перспективы для себя негосударственные пенсионные фонды связывают с обязательным пенсионным страхованием. Рынок ОПС в 2011 году увеличился в денежном выражении на 157% и составил около 400 миллиардов рублей, а размер клиентской базы увеличился до 12,5 млн. человек (прирост в 60%). В свою очередь, доля НПФ в системе НПФ выросла с 1% в 2005 году до 23% в 2011-м. На долю государственной управляющей компании - ВЭБ приходится 75%, еще 2% рынка остается за частными управляющими компаниями.
Помимо роста самого сегмента ОПС, растет и средний счет клиентов ОПС: с 2008 года он увеличился более чем в 3 раза и составил 32 тысячи рублей. Причин тому две. Во-первых, осуществляются переводы от работодателей в размере 6% от дохода застрахованных лиц. Во-вторых, в негосударственные фонды стали переводить свои средства клиенты с большим объемом пенсионных накоплений. Внутри сегмента ОПС наблюдается значительный разброс: если у «молчунов» средний счет в ВЭБ не превышает 22,8 тысячи рублей, то
у клиентов управляющих компаний он более чем в 2 раза выше - 49,3 тысячи рублей.
По итогам 2011 года на обязательное пенсионное страхование приходилось 36% пенсионного рынка. По прогнозу «Эксперт РА», к концу 2012 года сегмент ОПС по объему сравняется с сегментом негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), а с перспективе нескольких лет станет основой системы негосударственных пенсионных фондов.
26.04 11:39 —
Стратегия сбережений: сохранность против доходности
Ситуация на мировом финансовом рынке остается сложной и полностью зависит от инъекций ликвидности со стороны денежных властей ведущих стран.
26.04 11:50 —
Крупные корпоративные клиенты: как привлечь, чем удержать
Тема очередного заседания «круглого стола»: кредитование крупных корпоративных клиентов в банках. Насколько банки в нынешней ситуации стремятся привлечь таких клиентов, как пытаются удержать их в условиях нарастающей конкуренции?
Приглашаем авторов к сотрудничеству.
Присылайте ваши статьи на адрес tot@klerk.ru,
и мы их с удовольствием опубликуем на нашем сервере и в нашей рассылке.
Реклама на сервере http://www.klerk.ru/about/?559.
Все вопросы и пожелания относительно дизайна рассылки, а также Ваши предложения по повышению качества рассылки, просьба высказывать в форуме.