Продолжаем изучение
трудаАртура Шопенгауэра «Мир как
воля и представление».
Книга Первая
О МИРЕ КАК
ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Первое размышление:
Представление,
подчиненное закону основания:
Объект опыта и науки
§ 5
Спор о реальности внешнего мира имеет в своей основе именно
это неправильное распространение действия названного закона и на субъект;
исходя из этого недоразумения, он никогда не мог понять самого себя. С одной
стороны, реалистический догматизм, рассматривая представление как действие
объекта, хочет разделить их — представление и объект, тогда как оба они суть
ведь одно и то же; он хочет принять совершенно отличную от представления
причину — объект в себе, независимый от субъекта, а это нельзя даже помыслить,
ибо объект уже как таковой всегда предполагает субъект и всегда остается
поэтому только его представлением. Исходя из того же неправильного
предположения, скептицизм в противоположность этому взгляду утверждает, что в
представлении мы всегда имеем только действие, а не причину, т. е. что мы
никогда не познаем бытия, а всегда — только действие объектов; но последнее,
быть может, совсем и не похоже на первое, да и вообще понимается совершенно
неверно, ибо закон причинности должен выводиться лишь из опыта, реальность же
последнего опять-таки должна покоиться на нем. На это — в поучение обоим —
следует заметить, что, во-первых, объект и представление — это одно и то же;
во-вторых, бытие наглядных предметов —
это именно их действие и именно в последнем заключается действительность вещи,
а требование бытия объекта вне представления субъекта и бытия действительной
вещи отдельно от ее действия вовсе не имеет смысла и является противоречием;
поэтому познание способа действия какого-нибудь воспринятого объекта
исчерпывает уже и самый этот объект, поскольку он — объект, т. е. представление,
так как сверх того в нем ничего больше не остается для познания. В этом смысле
мир, созерцаемый в пространстве и времени, проявляющий себя как чистая
причинность, совершенно реален; и он есть безусловно то, за что он себя выдает,
а выдает он себя всецело и без остатка за представление, связанное по закону
причинности.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.