Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Полезная информация и советы автомобилистам. Как определить скрученный пробег у автомобиля



Одометр

С момента появления электронных приборных панелей понятие скрутка пробега потеряло свой физический смысл естественно, уже не нужно было крутить моторчиком вал спидометра, чтобы перелистать на ноль и выставить далее нужную цифру на одометре. Изначально, когда электрика на автомобилях была еще очень простой, все делалось элементарно: поскольку пробег сохранялся в цифровом виде внутри микросхемы энергонезависимой памяти, достаточно было ее перешить, чтобы машина начала щеголять новым пробегом.

Простейший вариант перепрошивки требовал выпаивать микросхему с платы, чтобы установить ее в кроватку программатора. Конечно, после разборки приборной панели следы пайки однозначно указывали бы на манипуляции. Но не будете же вы вскрывать панель при осмотре машины с продавцом? Ну, а потом появились в продаже специальные панельки, позволяющие подключить программатор прямо к распаянному на плате чипу, здесь и вовсе лишних следов не остается.

В таком случае однозначно доказать скрутку было проблематично, разве что по истории техобслуживания для европейских и американских автомобилей. У них подобная информация сохраняется не только при дилерском обслуживании, но и при ремонте на СТО в принципе. Согласитесь, когда на одометре 100 тысяч пробега, а в истории этой машины последний ремонт был на ста двадцати тут уж явно что-то намухлевано.

В дальнейшем совершенствование и усложнение автомобильной электроники давало и плюсы, и минусы. Например, теперь на многих машинах уже не нужно выпаивать EEPROM из приборной панели, вставлять микросхему в программатор нужно просто подключиться к штатному диагностическому разъему или простейшим переходником к разъему самой приборной панели. К примеру, чтобы скрутить пробег на ВАЗовских панелях VDO, достаточно иметь K-Line адаптер с того же Aliexpress и несколько проводков.

ВАЗовская панель VDO

Услуга по скрутке пробега превратилась в настоящую индустрию причем цены в регионах стартуют всего от тысячи рублей за скрутку без разборки приборной панели.

Но плюс усложнения в том, что теперь отдельные блоки связаны в общую сеть и сохраняют в себе гораздо больше информации, чем раньше. Например, по своему опыту за время работы у официалов автор успел убедиться, что из пригнанных из Европы Рено пробег скручен на треть, а то и вполовину фактически у каждой второй, причем проверяется это элементарно.

Дело в том, что данные о пробеге у них фиксирует в первую очередь контроллер АБС, который, собственно, и передает информацию о скорости машины, исходя из частоты импульсов от датчиков вращения колес с пересчетом по запрограммированному в памяти типоразмеру резины. То есть после перепрошивки приборной панели и мозгов двигателя на одометре появляется меньший пробег, в то время как оригинальный, записанный в памяти контроллера АБС, не меняется, и при подключении нормального сканера диагностика сразу покажет скрутку пробега. А вот у более массовых отечественных Renault, то есть у Логана и всех машин на его базе, при скрутке пробега информация обновляется во всех контроллерах сразу, так просто ее не выловить (как ни странно, аналогично происходит и на премиальных Лексусах и Инфинити). Здесь помогает другой механизм, также использующий фиксацию пробега.

Сохраняемые в памяти контроллеров ошибки это не просто какой-то цифровой код, сохраняется полностью так называемый контекст например, для ошибок системы управления двигателем это информация о скорости, разрежении во впускном коллекторе и так далее. И, естественно, в контекст ошибки попадает и пробег на момент ее фиксации. А, поскольку сохраненные ошибки в памяти контроллеров при скрутке пробега никто обычно не стирает, появляется возможность выловить следы. Вновь из практики однажды нам на гарантийный ремонт привезли Duster с пробегом по одометру около 50 тысяч, отвратительно работавший на холостом ходу, да еще с характерным звуком рассыпавшегося катализатора. И все бы ничего, но в памяти ЭБУ впрыска ошибка по катализатору была зафиксирована на пробеге в 120 тысяч км

На дизельных машинах с сажевыми фильтрами есть полезный журнал регенерации, который также хранится в памяти контроллера в него записываются все пробеги, когда ЭБУ запускал автоматический прожиг фильтра. Естественно, если в журнале есть пробеги, которые больше того, что показывает одометр (и что сохранен как текущий в памяти ЭБУ впрыска в том числе), пробег однозначно сматывался. Если журнал девственно чист то тем более: машина не могла ни разу не запускать прожиг, если пробег уже измеряется десятками тысяч километров. Значит, его уже подтерли, а сделать это могли только с одной целью.

журнал регенерации

Как проверить пробег без приборов?

Однако профессиональный сканер есть под руками не всегда (а простенький китайский ELM327 с программой на планшете тут и не поможет). Как искать признаки скрутки тогда?

Основной метод не меняется с дедовских времен хорошим показателем становится само состояние автомобиля. Например, протертые или, наоборот, слишком новые накладки на педалях: в первом случае очевидно, что поработать им пришлось основательно, во втором что их уже успели поменять. Аналогично затертый руль, хотя простейшая накладка его от этого спасет. Но в целом обстановку водительского места проблематично ощутимо убить при пробегах меньше сотни. А вот просевшие петли водительской двери признак хороший: при сравнительно малом пробеге люфта быть не должно. Если же есть следы того, что крепления двери откручивались то либо ее уже регулировали, либо снимали при кузовном ремонте, в любом случае уже нужно насторожиться.

На старых машинах (в принципе, всех года ориентировочно до двухтысячного), да и на современных бюджетках наподобие уже упомянутого выше семейства Логанов обязательно обратите внимание на следы демонтажа приборной панели: конечно, ее могли снимать и при установке охранной системы, но признак все равно характерный.

Некоторую помощь может оказать и Интернет по крайней мере, в Московской области портал Автокод (https://avtokod.mos.ru/) может сообщить достаточно полезную информацию о машине. Но, к сожалению, в других регионах централизованно информация о прохождении техосмотра (то есть ежегодная фиксация, среди прочего, и пробегов) не собир


В избранное