Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Полезная информация и советы автомобилистам. Как выбрать сабвуфер в машину


СабвуферДля любой более-менее серьезной акустической инсталляции сабвуфер считается необходимым элементом, который возьмет на себя отработку самой нижней части спектра. Причем это дает реальное улучшение качества звука: дело в том, что, чем шире полоса, отыгрываемая одним диффузором, тем труднее добиться одинакового качества в разных ее концах. Поэтому, если заставить мидбасы играть от самого низа спектра, то пострадают средние частоты, особенно на пиках басов, когда амплитуда хода диффузора будет максимальной. Если же низкочастотный спектр повесить на отдельный динамик, можно будет использовать мидбасы, оптимизированные именно под свою полосу и получить оптимальный звук.

Кроме того, сабвуфер может работать в многоканальной системе в одиночку. Чем ниже частота звука, тем хуже человеческий слух определяет направление на него поэтому в полосе ниже 150-180 герц нет смысла говорить о какой-либо стереокартине. Правда, это наблюдение справедливо для музыки, где бас вплетается в мелодию, а не формирует ее: обычную долбежку из багажника человек воспринимает вполне направленной.

Типы и конструкции сабвуферов

В отличие от других автомобильных динамиков, устанавливаемых, так скажем, в естественные полости автомобиля, сабвуферу нужен правильно оформленный ящик. Это связано с тем, что у сабов максимальная площадь и амплитуда хода диффузора, и при работе они перекачивают вполне ощутимый объем воздуха а значит, организация его правильной работы очень важна для итогового звука.

Конструкция ящика прямо определяет характер звучания сабвуфера. Простейший вариант это полностью закрытый объем (сабвуфер закрытого типа): у низкочастотной акустической системы с корпусом такого исполнения звукоизлучающим элементом является только диффузор, внутренний же объем воздуха служит дополнительным демпфером динамика. В итоге бас получается более плотным, хотя и со сглаженными пиками. Такая конструкция считается оптимальной для музыки, где линия баса идет в ритм-секции, то есть оконтуривает музыку.

Если же от сабвуфера требуется именно долбящий бас, перекрывающий остальную музыку (впрочем, вряд ли подобное действительно можно считать музыкой), то более оптимальна конструкция с фазоинвертором (сабвуфер фазоинверторного типа). В таком ящике внутренний объем открыт с помощью специального рупора, являющегося вторым звукоизлучателем. Само слово фазоинвертор намекает, что здесь используется волна, созданная обратной стороной диффузора и зеркально отраженная, чтобы она складывалась с сигналом от передней плоскости диффузора. В итоге при меньших габаритах корпуса фазоинверторный сабвуфер звучит мощнее и резче.

Максимальное развитие фазоинверторного корпуса это бандпасс (band-pass), где корпус разделен на два объема, в перегородке между которыми и установлен динамик. То есть обе стороны диффузора звучат через отводные порты в половинках корпуса. Звук тут будет еще мощнее, но ценой габаритов (то есть подойдет не каждому автомобилю) и сложности изготовления.

Схема: сабвуфер закрытого типа, фазоинверторного типа, band pass

Сабвуферный динамик

Динамик это сердце сабвуфера, и именно под его характеристики подбирается или изготавливается ящик. Распространенная ошибка это выбор динамика по мощности. На самом деле же указываемая мощность это та, которую динамик может выдержать без повреждений в течение часа (RMS) или даже нескольких секунд (PMPO). Для таких методов измерения абсолютно не важно качество звука. А вы ведь собираетесь слушать музыку, а не рвать динамик? В таком случае мощность, которую реально можно будет использовать, будет гораздо меньше максимальной мощности по RMS, не говоря уже про PMPO. Как пример возьмем сабвуфер Hertz MP 300 D4.3 PRO в его характеристиках указана максимальная пиковая мощность в 1,2 кВт, но непрерывная только 600 Вт.

Тогда на что обращать внимание в первую очередь? Начнем с диаметра диффузора. Чем он больше, тем меньше нужна амплитуда для достижения одинаковой громкости, соответственно, меньше искажения на пиках. Классика для сабвуферов это типоразмеры 10 и 12 дюймов.

Матери


В избранное