Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Полезная информация и советы автомобилистам. Как оформить страховой случай по КАСКО


Страхование КАСКО в России распространено уже достаточно широко, однако многие потребители этой услуги все еще думают примерно так: Я купил полное КАСКО, поэтому для получения выплаты мне достаточно известить страховщика. К сожалению, это не так.

Обязанности клиента при страховом случае отражаются в страховых правилах, которые являются неотъемлемой составляющей договора КАСКО. Страховая компания (СК) будет требовать точного соблюдения данных условий, до их исполнения не произведет выплату, а при их неисполнении может отказаться возмещать ущерб.

выплата по каско
 

Как же нужно действовать страхователю, чтобы получить полную выплату и с минимальными затратами времени?

— Во-первых, следует эксплуатировать автомобиль с учетом требований предприятия-изготовителя и ПДД. Правила большинства страховщиков включают формулировки, которые позволяют отказать в возмещении при выявлении каких-то несоответствий. Самые распространенные примеры нарушений — это установка оборудования, несертифицированного производителем, износ покрышек и тонирование передних стекол. Причинно-следственные связи между нарушением и происшествием иногда очевидны, а зачастую страховщик руководствуется формальными признаками.

— Во-вторых, надо выполнять обязанности, которые предусмотрены договором КАСКО, и обязательно сообщать страховщику о событиях, отраженных в главе Изменение уровня риска. Главное внимание следует уделять хранению регистрационной документации, ключей и брелоков от охранной сигнализации, а также рабочему состоянию противоугонного устройства, если оно предусмотрено договором.

— И еще. При повреждении авто в результате любого происшествия требуется принятие всех разумных мер по предотвращению дальнейших потерь и убытков. После этого надо сообщить о случившемся в компетентные органы и страховую фирму. Перед обращением в уполномоченные органы нужно определить, под чью компетенцию подпадает расследование и документирование события. Звонок вы можете сделать на номер 112 с мобильника, и оператор соединит с нужным абонентом или сообщит необходимый номер.

Случаи, которые произошли во время нахождения машины в движении, считаются компетенцией ГИБДД. К ее компетенции относятся и повреждения припаркованной машины, если характеристики повреждений явно указывают на участие другого автомобиля (характерные вмятины, широкие потертости с пятнами краски и прочее). В соответствии с указанием Центробанка от 12.09.14 г. 3380-У страховщики должны в страховых правилах предусмотреть возможность заявить о ДТП, которое оформлено без участия работников ГИБДД в установленном законодательством о ПДД и ОСАГО порядке. Но чтобы избежать спорных ситуаций, следует изучить страховые правила на предмет наличия соответствующей оговорки.

Любые иные случаи, за исключением пожара, будь то падение льда с ветвей деревьев или крыши дома, повреждение сторонними лицами или животными, хищение машины и ее отдельных частей или повреждение в результате природных сил, оформляются работниками ОВД. Случаи с пожарами находятся в компетенции пожарной службы, которая, установив факт поджога, сама известит работников ОВД.

Пока не получены указания представителей страховщика и компетентных органов, не трогайте авто с места и не убирайте предметы, которые могут относиться к инциденту (совет не касается некоторых ДТП, поскольку с 1 июля изменениями в ПДД предусматривается другой порядок действий). Попробуйте найти свидетелей происшествия и записать их контакты. Если имеется потенциальный виновник происшествия (формально он имеется во всех случаях, которые обусловлены нарушением правил пользования зданиями и территориями соответствующими организациями), нужно установить и записать сведения о нем (ФИО или наименование юрлица) и места нахождения/адрес регистрации. При ДТП дополнительно запишите его номер и период действия страховки ОСАГО и наименование страховой компании, выдавшей полис, а лучше заполните извещение о ДТП. Зафиксируйте место происшествия, территорию, повреждения машины с помощью видео- и фотосъемки, которые позволят страховщику и компетентным органам максимально точно восстановить обстоятельства повреждений. О том, нужен ли автоюрист на месте аварии мы писали в этой статье.

Дождитесь приезда полицейских и проследите за правильной фиксацией случая в соответствующей документации. В документах должны присутствовать место, дата и время инцидента, идентификационные данные авто и собственника (при ДТП и водителя), ясно трактуемые обстоятельства происшествия, с указанием сведений о виновнике (при наличии) и полный список видимых повреждений или украденных частей автомобиля. Постарайтесь проследить, что указанные в бумагах обстоятельства не отличаются от реальных и сообщенных ранее страховщику.

Не предпринимайте попыток оформить повреждения, которые получены при обстоятельствах, отличающихся от заявляемых компетентным органам и страховой фирме, или собрать все дефекты на машине в один случай. Обычно доказать обратное при помощи трасологической экспертизы для страховщика не составляет большой сложности. Кроме того, увеличивается риск получить от сотрудников полиции документы, в которых обстоятельства, дата и время случая не установлены, а можно нарваться и на возбуждение дела по статье Страховое мошенничество, содержание которой идеально применимо к описанной ситуации. В подобных случаях почти всегда последует частичный или полный отказ в выплате.

Подавая письменное заявление в ОВД, не используйте фраз: ни к кому претензий не имею, обратился за документом для фиксации факта нанесения ущерба автомобилю и ущерб является для меня несущественным (поскольку есть страховка). На основании таких фраз работники ОВД могут отказаться возбуждать дело с определенной формулировкой, а страховщик, основываясь на этой формулировке, отказать в возмещении по КАСКО.

На практике такие случаи встречаются сегодня редко, поскольку и полицейские все чаще пользуются иными формулировками, а отказы страховщика по подобным основаниям бесперспективны в суде. Некоторые страховщики продолжают пользоваться соответствующими формулировками в правилах страхования. К примеру, у одной из крупнейших фирм в действующих страховых правилах риск ПДТЛ (противоправных действий третьих лиц) обозначается как действия сторонних лиц, квалифицированные компетентными органами по признакам преступлений и (или) правонарушений, предусмотренных российским законодательством. При данной формулировке отказ возбуждать уголовное дело не позволит признать инцидент страховым событием.

Если из-за повреждения доступ к машине облегчен (не закрываются двери, разбиты стекла), после завершения оформления случая компетентные органы должны обеспечить хранение авто на охраняемой стоянке. Некоторые страховщики могут предоставить такую услугу на каком-нибудь договорном сервисе, а также эвакуацию до места стоянки. Есть ли такая возможность, надо уточнять в службе поддержки СК.

Ваши последующие действия — подача письменного заявления страховщику о произошедшем событии и предоставление подтверждающей документации. На перечне бумаг подробно останавливаться нет смысла, поскольку он приведен в страховых правилах всех компаний. Для сокращения времени на посещение страховщиков нужно при получении документов из уполномоченных органов подробно изучить их на предмет корректного заполнения (не должны присутствовать расхождения и ошибки в написани


В избранное