Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

АвтоМания

  Все выпуски  

АвтоМания Как проверить двигатель?


Определить неисправность деталей кривошипно-шатунного или газораспределительного механизмов можно по внешним признакам при работе двигателя. Обычно это проявляется снижением мощности и уменьшением крутящего момента. Для начала разберёмся, что такое мощность и крутящий момент.

Азы диагностики


Мощность – это работа, совершаемая двигателем за промежуток времени. Иными словами: чем больше мощность, тем быстрее разгон. Ну а крутящий момент – это сила, умноженная на плечо её приложения, которую может предоставить двигатель для преодоления сопротивления. Чем больше крутящий момент, тем меньше реакции на нагрузку.

Существует ещё понятие эластичности двигателя, то есть соотношение между оборотами максимальной мощности и максимального крутящего момента. При хорошей эластичности можно регулировать скорость без переключения передач, только педалью газа на любой передаче.

Конечно, при появлении неисправности не только снижается мощность и крутящий момент, но ещё начинаются проблемы с запуском двигателя, появляется шум при работе и т.д. и т.п. Мы рассмотрим только явные проявления неисправностей и возможные причины их появления.

Разноцветный дым


Затруднённый запуск свидетельствует чаще всего о неисправностях систем питания или зажигания, низкой компрессии, засорённости форсунок, грязных свечах или пробитых высоковольтных проводах. Излишний шум при работе дизельного двигателя является последствием неисправности топливной аппаратуры. У бензинового мотора снижение мощности является следствием проблем с зажиганием, загрязнения топливной системы, фильтров и катализатора, а так же неисправности лямбда-зонда.

Цвет выхлопа из глушителя тоже многое может рассказать. К примеру: белый дым. Если он с прогревом двигателя исчезает, то это абсолютно нормальное и совсем не опасное явление, это обычные пары воды, сконденсировавшейся в глушителе. Но вот если не исчезает, то это уже проблема, намекающая на пробитую прокладку головки блока цилиндров.

Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в расширительный бачок системы охлаждения и проверить состояние моторного масла в поддоне. Подтверждением пробоя ГБЦ является наличие эмульсии в масле и пузырьков воздуха в расширительном бачке.

Чёрный дым выхлопа свидетельствует о неполном сгорании топлива, причиной которого может быть низкое качество самого топлива, неисправности блока управления (ЭБУ) двигателя или отказ лямбда-зонда. Сизый дым может заставить вас крупно раскошелиться, потому что синий оттенок выхлопу даёт сгоревшее в цилиндрах масло.

Чтобы убедиться в этом достаточно капнуть каплю масла со щупа в лужу: радужные разводы свидетельствуют о наличии в масле топлива. Как правило, это говорит о критическом износе шатунно-поршневой группы (ШПГ), но может свидетельствовать также и об износе маслосъёмных колпачков или забитой системе вентиляции картера двигателя. Окончательный вывод можно сделать только после замера компрессии, о которой мы поговорим чуть ниже.

Уровни примесей


Неисправность топливной аппаратуры можно приблизительно определить при замере уровней СО и СН даже во время прохождения техосмотра. Завышенные уровни СО и СН говорят о том, что горючая смесь слишком богатая, зачастую это проявляется нестабильным холостым ходом.

Если СН большой, а СО маленький – это уже бедная смесь, при которой двигатель работает нестабильно и в выхлопе содержатся пары бензина. Ну а при нормальном СО и завышенном СН придётся искать место подсоса масла в камеру сгорания. Если при этом опять же из глушителя валит сизый дым, то готовьтесь как минимум к замене маслосъёмных колец.

Как уже говорилось выше, более полную картину состояния механизмов двигателя можно выяснить после замера компрессии, которая представляет собой величину давления воздуха в цилиндре в конце такта сжатия при вращении коленвала стартером. В идеале на прогретом бензиновом двигателе компрессия должна быть 9,5 – 10 атм., на дизеле 28 – 30 атм.

При этом разброс показаний не должен превышать на бензиновом моторе 0,5 – 1 атм., на дизеле 2,5 – 3 атм. Как правило, причинами снижения компрессии является повреждение деталей ШПГ. Самое главное найти грамотного специалиста, потому что не каждый автослесарь знает все методы измерения компрессии.

На горячую и на холодную


Вообще существует несколько методов: с открытой и закрытой дроссельными заслонками, с холодным и разогретым мотором. Если компрессия занижена при полностью открытой заслонке, то это является признаком износа компрессионных колец, появлением крупных задиров на стенках цилиндров, трещин в блоке цилиндров и поршнях или прогаров и зависания клапанов.

Отсутствие компрессии при полностью закрытой заслонке свидетельствует о деформации стержня клапана, износе седла клапана или прогаре прокладки ГБЦ. Но эти два метода применяются только на бензиновых двигателях, на дизелях положение заслонки не имеет значения из-за высокого давления. При использовании метода замера компрессии «на горячую» бензиновый мотор прогревают до температуры 80 – 90 градусов.

При затруднённом пуске замер производится «на холодную», при этом если на бензиновом моторе компрессия всего 4,5 – 5,5 атм., то это свидетельствует о критическом износе цилиндро-поршневой группы или залегании колец. На дизеле компрессия менее 24 атм. требует капремонта двигателя, при 17 – 18 атм. он по идее заводиться уже не должен.

Кстати, дизель перед диагностикой должен отстояться, чтобы масло стекло в поддон. Если 1-ый такт сжатия 3 – 4 атм., а следующие 6 – 8 атм., то причиной этого, скорее всего, является износ колец, поршневых канавок или стенок цилиндра. Если вообще не увеличивается, изношены клапаны и сёдла.

Существует ещё так называемый «мокрый» замер, когда через свечное отверстие заливают шприцом 5 куб. см моторного масла и повторно проводят операцию. Если при повторном измерении компрессия увеличилась на 1,5 – 2 атм., значит, имеются задиры на стенках цилиндров, износ или залегание колец. Ну а если «на холодную» повышена на 0,5 – 1 атм., значит ЦПГ исправна, но имеются проблемы с ГБЦ.

Прежде, чем купить


Существуют элементарные правила проверки двигателей при покупке автомобиля. Изначально мотор должен быть сухим и чистым, свежевымытый свидетельствует о наличии течей. Запуск холодного двигателя должен быть быстрым и уверенным, а работа на холостом ходу ритмичной. Если имеет место дёрганье, то это может привести к поломке опор самого двигателя.

Рекомендуется через несколько секунд после запуска открутить крышку масляной горловины и газануть. На беспроблемном моторе не должно быть дребезжания, стуков и звона, ну а если из горловины пошёл дым, значит ШПГ ресурс свой уже выработала. Более полную картину в таком случае можно получить после замера компрессии.

Ну и рекомендации во избежание гидроудара. Во-первых, существуют автомобили с повышенным риском получения гидроудара из-за низкого расположения воздухозаборника. В частности к ним относятся Peugeot 406 и некоторые BMW. Во-вторых, если мотор внезапно заглох в луже, и автомобиль резко остановился, ни в коем случае не пытайтесь запустить двигатель, чтобы не усугубить ситуацию. Достаточно выкрутить свечи или форсунки, прокрутить коленвал стартером, заменить масло с фильтром и проблема будет решена. 


В избранное