Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Николай Судзиловский

Сегодня имя Николая Константиновича Судзиловского забыто даже историками. А зря. Ведь биография революционера-народника, объездившего полмира, побывавшего президентом Гавайских островов и тесно связанного с саратовской землёй, могла бы послужить основой какого-нибудь приключенческого сериала или захватывающего романа. Впрочем, сегодня мало кто увлекается литературой, а сериалы принято снимать никак не про героев освободительного движения. Так что воспринимайте эту статью просто как дань истории – 140 лет назад, в марте 1874 года 23-летний Судзиловский приехал из Петербурга в нынешнее саратовское левобережье. По одной из версий, первым пунктом прибытия молодого народника в наши края стала Покровская слобода (ныне – Энгельс), куда его направили для модного в те времена в революционной среде «хождения в народ».
Не исключено, что Покровск был выбран студентом Судзиловским неспроста. Детство уроженец Могилёва Николай Константинович Судзиловский провёл под Новоузенском у родственников (в те годы Покровск входил в Новоузенский уезд Самарской губернии). Отец будущего революционера удачи некогда был состоятельным дворянином: происхождение фамилии Судзиловских связано с имением Судзилы в деревне Фастов Мстиславского уезда Могилёвской губернии. Однако в какой-то момент дела у Константина Судзиловского пошли под откос, его семья обеднела, что, однако, не помешало родителям дать образование Николаю и его семерым братьям и сестрам. «Избыток знаний» четверо братьев и их сестра конвертировали в революционную деятельность.
После нескольких месяцев в Покровске, летом 1874 года, Николай Судзиловский переезжает в Николаевск (ныне – Пугачёв), где жил его брат Сергей, тоже активный участник народнического движения. Не исключено, что переезд был вызван тревожными для народников событиями в Саратове 31 мая 1874 года. В этот день полиция «накрыла» подпольный центр в одноэтажном домике на улице Царицынской (здание сохранилось до наших дней, его адрес: ул. Киселёва, 6). Официально тут располагалась обувная мастерская сапожника и революционера Иоганна Пельконена, в которой было что-то вроде нелегальной штаб-квартиры. Здесь готовились к хождению в народ (обучившись сапожному делу, подпольщики планировали бродить под видом ремесленников по губернии, изучать нужды и настроения народа и планировать направление дальнейшей деятельности), а также хранили запрещённую литературу. В последний день мая 1874 года Пельконена арестовали, вместе с ним в Саратовской и других губерниях задержали 193 революционера-народника.
Обострение репрессий толкало к кочевому образу жизни. Впрочем, по другим данным, Судзиловский ещё в марте 1874 года приехал в Николаевск, а вовсе не в Покровск, где если и бывал, то проездом и мимолётом.
В Николаевске устроился фельдшером в местную больницу. На работу его принял доктор Александр Кадьян – тоже революционер, выпускник Петербургской медико-хирургической академии, участник студенческих волнений, сотрудничавший с народниками и помогавший им.
Помимо профессиональных хлопот, у фельдшера Судзиловского в Николаевске были и революционные дела, а именно – работа с компактно проживающими на берегах Иргиза раскольниками-старообрядцами (их народники считали своей потенциальной target-группой) и участие в неудачной организации побега заключённых-единомышленников из местного острога. По рекомендации доктора Кадьяна Судзиловского приняли не в обычное, а в арестантское отделение больницы. Фельдшер-подпольщик должен был привлечь на сторону народников несколько больных, с их помощью нейтрализовать охранников и открыть ворота тюрьмы. Часть операции удалось провернуть, однако освободить политических заключённых из николаевского централа не вышло. 14 июня один пациент пригласил конвоиров на стакан чая, в который Судзиловский подсыпал снотворное. Вскоре препарат подействовал, и арестанты направились открывать тюремные ворота, но один из охранников не успел уснуть и поднял тревогу. Побег не удался.
В это время, вслед за разгромом мастерской Пельконена в Саратове, арестовали многих народников. Вскоре они будут проходить по т.н. «делу 193-х», в том числе и группа Порфирия Войнаральского, в которой принимали участие Александр Кадьян и Николай Судзиловский. К Войнаральскому был особый интерес. Ведь, как отмечается в книге Г.А. Мишина «Событий и судеб сплетенье», в начале 1874 года он изощрённо поиздевался над самим николаевским приставом (начальником уездного участка МВД): напал на чиновника в степи, обезоружил и отстегал от души плетью.
Кадьяна арестовали 24 июня 1874 года, а Николая Судзиловского схватить не удалось. Узнав о преследованиях, он, по одной версии, уехал с братом в Самару, по другой – в Нижний Новгород.
Вот что рассказывается в книге М. Иосько «Николай Судзиловский-Руссель. Жизнь, революционная деятельность и мировоззрение», изданной в Минске в 1976 году. После неудавшегося побега подъезды к Николаевску перекрыла полиция, на квартиру Судзиловского пришли полицейские, чтобы арестовать его вместе с соратником (и, кстати, земляком-беларусом) Сергеем Коваликом. Однако какими-то окольными путями Ковалик и Судзиловский добрались до Волги, где решили переправиться на пароме на правый берег Волги в район Вольска, чтобы там раствориться в толпе, а затем на пароходе отправиться в Нижний Новгород.
Приведем цитату из книги:
«Паром медленно разворачивался кормой по течению. Вдруг из-за пригорка вынеслась тройка. Раздались полицейские свистки. Паром затормозил и снова причалил к берегу. Первым попросили сойти с парома молодого господина. Им оказался помещик соседней губернии, направлявшийся на нижегородскую ярмарку. Предъявив приставу паспорт, он, сдерживая гнев, дал понять блюстителю порядка, что не оставит без последствий этот инцидент и пожалуется самарскому губернатору. Второй пассажир, оказавшийся тоже подозрительным, был немцем-колонистом. Коверкая русские слова, немец наотрез отказался сходить на берег. До пристава донеслись обрывки фраз, из которых он понял, что и с этим пассажиром произошла ошибка. Пришлось извиниться. Бежавших из Николаевска преступников полиция на пароме не обнаружила, хотя по имеющимся у пристава приметам двое этих господ чем-то напоминали их. В роли помещика выступил С.Ф. Ковалик, в роли колониста – Н.К. Судзиловский, довольно хорошо владевший немецким языком. Поднимаясь вверх по Волге, они удачно избежали встреч с сыщиками и жандармами, которые на каждой остановке проверяли пассажиров».
В Самаре Ковалик и Судзиловский расстались. Первый вскоре попал в руки местной полиции и четверть века провёл в тюрьмах и на каторге. Второй же каким-то чудом избежал ареста и навсегда покинул Россию – за рубежом Судзиловского (взявшего себе псевдоним Руссель) ожидали интересные события. Встреча с Марксом и Сунь Ятсеном, создание социалистического движения в Румынии и участие в антиосманском восстании в Болгарии, переезд в Северную Америку, президентство на Гавайских островах и попытки социалистических экспериментов, прерванные вмешательством США.
Судзиловского серьёзно помотало по планете. В последние годы жизни он решил вернуться на родину, ставшую социалистической и близкой его сердцу (хоть Николай Константинович и расходился во взглядах с большевиками). Новая власть не забывала старого революционера – Судзиловский получал от советского правительства персональную пенсию, был членом Всесоюзного общества политкаторжан, публиковался в журнале «Каторга и ссылка».
Но в Россию он так и не вернулся. По пути на родину из Китая он заболел пневмонией и 30 апреля 1930 года умер в возрасте 79 лет.
* * *
Николай Судзиловский был не только революционером и подрывателем основ. В медицине он открыл фуксинофильные тельца; стал первооткрывателем и исследователем ряда островов в Тихом океане. Помимо этого практически и теоретически занимался этнографией, энтомологией, химией, биологией и агрономией. В «Новейшем философском словаре» Николай Константинович назван «первым и последним энциклопедистом XX века».
«Если подвести итоги его изумительно содержательной жизни и всему тому, что он сделал и что видел, конечно, этого содержания с избытком хватит не на одну столетнюю человеческую жизнь»,– это слова из некролога Судзиловского, опубликованного в журнале «Каторга и ссылка». И одна из жизней (пусть даже с историческими загадками) была прожита на территории нашего региона.

Источник: http://om-saratov.ru/blogi/20-june-2014-i12228-nikolai-sudzilovskii

 

Фамильная ревизия. Откуда на Кубани Цвыркуны, Вариводы или Лихоносовы

Происхождение многих фамилий секретом не является: либо по имени отца (Иванов, Петров), либо по профессии (Кузнецов, Ткачев), либо в них трансформировались клички (Сухоруков, Лысый, Кривошей). Но есть и такие, которые легко не расшифруешь.

Как известно, в стародавние времена фамилии заменяли прозвища, и были они самые разные: красивые и гордые, уничижительные и остроумные. Прозвища, в отличие от имен, всегда отражают не желательные, а реальные свойства и качества людей. Этническое происхождение, профессию, физические достоинства и недостатки, место проживания и так далее.

Мучители, хахали, ведьмы...

- С обрусением мовы клички стали фамилиями, приобрели «правильные», удобопроизносимые окончания, - рассказываетэтнограф Валентина Киселева. - В наши дни балачка почти артефакт. Значение фамилий не понятно порой и людям, которые их носят. Но спасибо бабушкам в станицах! Они хранят родной язык. С их помощью ученые составляют словари диалектных слов, и тайное становится явным.

Распространена на Кубани фамилия Цвыркун (Цвиркун) - наши прадеды так называли сверчков. Носитель фамилии, вероятно, отличался излишней разговорчивостью. «Швыдко» - на балачке «быстро». Первый Швыдкий (Швыдкой) наверняка был парнем шустрым. «Балясы» на балачке - болтовня, пустые разговоры. Можно догадаться, каким свойством отличался предок современных Балясиных.

«Бахарь» - значит «хахаль» (привет Бахаревым и Бахарям, потомкам не известного нам героя-любовника!) КубанскиеКоганы, по-видимому, имели предка-хулигана (на балачке «коган»). «Клиндух» - голубь. Наверняка человек, основавший династию Клиндуховых, уважал этих птах. Слово «туга» на языке предков - «горе», «печаль». Предположительно, родТугаевых историю имеет невеселую. А вот род Мазуров - совсем наоборот, потому что  «мазур» - это «музыкант». Любопытна история знаменитой фамилии Лихоносов. В буквальном толковании: «лихо несущий», то есть приносящий беду, несчастье. Небезынтересно покопаться в родословной иЛабастовым - «лабаста» значит ведьма, русалка, оборотень. Какие тайны скрывала пра-пра-основательница?! Любопытна этимология фамилии Варивода - «варывода» на балачке - «мучитель, истязатель».

Коровий след и виноградные выжимки

Много в нашем крае Болдыревых. «Болдырь» - значит метис, родившийся в союзе казака и татарки (татарина и казачки). Комашками называли всяческий гнус, мелких насекомых. ПервыеКомашины наверняка жили в болотистой местности, где комарья были - тучи. ФамилияПерепечко - синоним сделанных на скорую руку лепешек. Можно предположить, что умением угодить случайному гостю славилось подворье, где проживали основатели фамилии.

- Или вот еще пример, - продолжает наш эксперт. - Всем известные фамилии Бакалдин и Бардадым. «Бакалдой» на Кубани называли наполненный водой коровий или лошадиный след. «Бардадым» - это виноградные выжимки, которые остаются при изготовлении домашнего вина. В первом случае сложно предположить, какими обстоятельствами было навеяно прозвище, прижившееся за казаком. Специфика второй фамилии позволяет выдвигать версию о принадлежности ее первых носителей к промыслу виноделия.

От профессиональной специализации пошли Стадниченко(«стаднык» - пастух), Мирошниченко («мирошник» - мельник) и Москаленко («москаль» - солдат царской армии на Украине). Фамилию Лемешко, вспоминая про лемех плуга, тоже относят к разряду «профессиональных». На самом деле «лемешка» - это витая ложка из прутьев для доставания вареников…

Источник: http://www.kuban.aif.ru/culture/details/1196166

 

Ономатолог Владимир Пукиш: «Изучайте матчасть!»

Хорошо, когда журналисты занимаются популяризацией науки, просвещают читателя, делая это простым языком, интересно и поучительно. Но плохо когда такая научно-популярная деятельность становится ненаучной.

Вот, к примеру, об этимологии кубанских фамилий. Объяснения происхождения многих фамилий в просветительских публикациях не просто притянуты, что называется, за уши, а вообще не имеют никакого отношения к тому, что они на самом деле объясняют. Все сделано то ли по типу народной этимологии (объясним, что это – переосмысление неясного слова на основании понятного близкого ему по звучанию, на основании случайного внешнего звукового сходства), то ли по принципу «кто-то где-то сказал».

Вот примеры: фамилия Бардадым происходит не от «барды» – гущи, отходов спиртового производства. «Бардадымами» в народе называли увальней, неуклюжих людей. Фамилии Мазур, Мазурок имеют отношение не к каким-то «музыкантам», как написано в статье, а к Мазовии – историческому региону в Польше. Вот и польских переселенцев зачастую называли «мазурами». Отсюда и фамилия. Предки Тугаевых вовсе не отличались какой-то беспросветной «тугой», т.е. тоской, унынием – эта фамилия тюркского происхождения (известен военачальник Крымского ханства под именем Тугай-бей). К тому же русский патронимический суффикс -ев (проще говоря, отчество), давший позже начало многим обрусевшим тюркским фамилиям, по языковым законам не мог прибавляться к корню «туга».

Но верхом «научности» в статье явилось объяснение фамилии Коган. Это – одна из самых распространенных еврейских фамилий, этимология которой восходит к титулу «каган» – князь у иудеев, а если копать еще глубже, то окажется, что «когены» (произносится с нашим кубанским г) – это еврейское сословие священнослужителей в иудаизме. Кстати, в англоязычном мире эту фамилию пишут Cohen (Коэн). И, конечно же, этимологически такая фамилия не восходит к какому-то «хулигану», как это утверждает автор рассматриваемой статьи. Главное отличие прозвищ от фамилий – то, что последние передаются по наследству. Так вот, казаки на Кубань приезжали уже с фамильными прозвищами, которые переходили по наследству. То есть, это были по существу уже фамилии. Поэтому нельзя утверждать, якобы «с обрусением мовы прозвища стали фамилиями», как это написано в АиФе. Неверно и то, что, став фамилией, прозвище приобрело «правильное» окончание. Очень часть «неправильное» с точки зрения грамматики написание и окончание, бытовавшие в живой речи, перекочевывали в фамилию. Поэтому мы имеем сейчас и Остапенко, и Астапенко, и даже Астапинко.

Напоследок хочется пожелать журналистам, которые, конечно же, вправе писать на самые разные темы, все-таки хоть немного исследовать, углубиться в тему. «Изучайте матчасть!» – сказал кто-то из классиков.

Источник: http://www.kuban.aif.ru/opinions/1197350

 

Дворянское гнездо

В 75 лет Таисия Кременецкая основала краеведческий сайт

Сегодня модно щеголять принадлежностью к «голубым кровям». Но Таисия КРЕМЕНЕЦКАЯ, потомок дворян Юницких, ничуть не кичится этим. Променяв столичную жизнь на тверскую глубинку, женщина скромно живёт в тихой деревушке Филиха Рамешковского района, занимается краеведением и делится ценными знаниями с окружающими. В 75 лет она освоила Интернет и ведёт свой сайт, посвящённый истории тверских деревень.

Три книги, десятки статей и увлекательных исследований… Она бесконечно любит сельский уклад и делает всё для того, чтобы забытые традиции вновь оживали. О прошлом Тверского края, патриотизме и памяти Таисия Николаевна рассказала корреспонденту «АиФ в Твери» за чашкой чая из самовара 1910года. Эта реликвия в их семье переходит из поколения в поколение.

Городец-Палец

— В своё время вы, объездив полстраны, сменили профессию геолога на скотницу, уехали из столицы в рамешковский край и заразились историей. Откуда возник интерес к краеведению?

 Азы заложила семья. Мама питала страсть к родословным, не обошла стороной и наш род. Мой дед Севастьян Юницкий был тульским дворянином. Мама бережно сохранила все воспоминания, семейные реликвии и передала их мне. Да и в школе нас в то время воспитывали в духе патриотизма: не знать историю своей Родины было стыдно. Поэтому сейчас мне дико слышать, когда люди обсуждают, что раз государство их не кормит и не обеспечивает в полной мере, не надо его любить и уважать. Это же степень одичания общества, когда приходится объяснять, что родителей надо почитать, Родину надо любить, что на этой земле жили твои предки. Когда я приехала в Рамешковский район, его окрестности показались мне очень интересными. Здесь сохранилась старина. Я стала много читать про историю этого края, беседовала со старожилами. Они учили меня огородничеству и скотоводству, делились преданиями, рассказывали о древних традициях. Потом эти сведения я проверила в Тверском областном архиве, выяснила новые подробности. Мало кто знает, к примеру, что в Рамешковском районе на реке Медведица в древности располагался град Городец-Палец. Река была судоходной, через неё шёл путь в Персию. Город основали как временную стоянку для торговцев. Предположительно здесь жили скандинавы или славяне.

Повод совершить путешествие в рамешковские края даёт и старинное село Замытье, название которого указывает на то, что располагалось оно за местом сбора дани, то есть «мыта». Мытарями с евангельских времён звались сборщики налогов. В Замытье ими были вначале новгородцы, позднее татары. Многое в селе сохранилось от князей Голицыных. Сегодня наши деревни несправедливо забыты и унижены. Между тем, сколько личностей здесь жило! Что ни характер, то пример для подражания. Трудолюбивые, честные, искренние — учиться духовности надо у наших предков. Именно об этом я и пишу в своих книгах и на своём сайте www.filixa.ru.

— В книге «У старорусского большака» вы исследуете тверское дворянство. Сегодня от былого величия остались родовые усадьбы. Они могли бы стать туристической «фишкой» региона, но всё в упадке. Неужели их нельзя возродить?

— Увы, многое бесследно исчезло. Раньше в губернии были десятки имений, а сегодня их можно по пальцам пересчитать. Гибель дворянского сословия началась с революционных страстей 1917 года. В Осташковском районе, например, исчез род Шаховских. Главу семейства расстреляли, его сына лишили права наследства, отобрали имущество и выдворили вместе с другими помещиками, чтобы не мешали строить социализм. Документы тех страшных событий сегодня хранятся в Московском архиве на Лубянке. Озлобленные и натравленные крестьяне грабили опустевшие усадьбы. Книги, мебель, музыкальные инструменты шли на растопку, драгоценности расхищались. Государство спохватилось поздно: ничтожная часть попала в картинные галереи и музеи. Если бы всё осталось цело, представьте, какими бы библиотеками или залами для концертов мы сейчас обладали! Но бескультурье взяло верх. Прав был Лев Гумилёв, когда писал, что историей правит страсть. Неуёмная нажива лишает покоя, ведёт к войнам и грабежам.

Печальная участь постигла усадьбу Трубниковых, известных тверских земских деятелей. В деревне Михнево Рамешковского района сохранился их роскошный особняк с каминами, замечательной лепниной на потолках. Долгое время там располагался профилакторий, но в 90-е годы на дом напали грабители. Чтобы замести следы, они подожгли здание. В итоге от изумительного архитектурного комплекса остались одни руины. Нередки случаи, когда в таких исторических местах народ устраивает свалки. Одну из них в нашем районе школьники и местные краеведы убирали в конце мая. Сегодня дворянское наследие надо возрождать, оно может стать визитной карточкой региона, но найдутся ли у государства деньги на столь масштабные работы? Поэтому призываю особенно чтить то малое, что удалось сохранить до наших дней.

Какого ты рода?

— Насколько сегодня важно каждому знать историю своей семьи? Не удел ли это только «голубых кровей»?

— Ну что вы! Свой род надо знать всем, это помогает узнать себя, понять своё предназначение. Человек может изменить имя, социальный статус, окружение, но изменить своих предков нам не дано. Не зависеть от этого нельзя: генеалогия — вещь серьёзная. С изучения истории семьи начинается патриотизм. Это восстановление памяти в широком понимании этого слова. Нашими предками создавалась история. Родня, род, народ, родина — однокоренные слова. Чтобы узнать историю своей семьи, нужно потрудиться, но сделать это реально. Не поленитесь и поезжайте в те места, где жили ваши родственники. Найдите старожилов, которые помнят вашу родню, расспросите их, узнайте фамилии. С собранными сведениями обращайтесь в местный архив. Можно самим изучать документы, а можно заказать платную услугу по составлению родословной. Только стоит это удовольствие недёшево: от 50 тысяч рублей и выше.

— Вы даёте внеклассные уроки краеведения в сельской школе. Как надо работать с детьми, чтобы разбудить в них интерес к прошлому?

— На самом деле всё начинается с родителей. Если мама и папа интересуются историей, почитают семейные традиции, они передадут это и своим детям. Со стороны учителя важно не просто читать лекции о том или ином событии, а пытаться разнообразить учебный процесс, приводить примеры, возить детей на экскурсии. В нашей школе я помогаю педагогам проводить походы для ребят, показываем им интересные места, рассказываем, что здесь было раньше. Устраиваем встречи со старожилами: они могут вспомнить события, которые не найдёшь ни в одном учебнике. Эффект есть: при школе создан музей, есть путеводитель по нашему округу, в районе появляются молодые краеведы. Они вдохновляются нашими идеями и продолжают изучать родной край, создают сайты и издают журналы.

Связь времён

— Бытует мнение, что история повторяется. И причины нынешних неурядиц надо искать в прошлом. Вы считаете, это так?

— Сегодня многие жалуются, что у нас бедный регион, плохая страна. Мир избалован деньгами. Но корень зла не в том, что мы плохо ведём экономику, а в том, что в нашей экономике нет нравственности. Чиновники гребут прибыль, народу бросают крошки. Совесть подверглась коррупции. Реформы, которые сегодня проводит государство, так и будут бестолковыми, если в их основе не появится честность. Без нравственных принципов любая деятельность — хищническая. Мы потеряли духовный иммунитет, но в наших силах его вновь обрести. Стоит только вернуться к своим истокам, православию, нравственности и продолжить прерванные традиции. Нельзя допустить разрыва связи времён.

Екатерина ЕВСЕЕВА

Источник: http://tver.aif.ru/issues/1056/10_11

 

 

Путин наградил австрийца за увековечение памяти погибших граждан СССР

Президент Путин издал распоряжение, по которому Петеру Сикслю, австрийскому активисту поисково-мемориальной работы, вручается Почетная грамота президента РФ. Этот австриец, член «Австрийского черного креста», сделал огромный вклад в увековечивании памяти советских воинов, которые во Второй мировой войне погибли на австрийских землях.

Более 20 лет своей жизни Петер Сиксль поиску всевозможной информации и советских бойцах, которые во Второй Мировой войне были убиты на территории Австрии. Итогом его многолетних поисков стало создание книги, в которую были внесены сведения о 60 000 советских граждан, которые ранее не были известными.

В книге в алфавитном порядке выстроены имена советских людей, которые погибли в боях, ставшие узниками концентрационных лагерей или просто пленными.

Петер Сиксль - ландшафтный дизайнер-пенсионер. Для того чтобы веси эффективные поиски граждан, пропавших без вести, австриец разработал собственную методику. Он собирает документы российского Центрального архива Минобороны, списки погибших и пропавших, протоколы перезахоронений 1945-1948 гг., чертежи могил и проводит их сличение. Так как Петер владеет только одним языком – немецким, то ему для работы приходилось отправлять документы из Центрального архива Минобороны для перевода в посольство.

Петеру в его работе финансовую поддержку оказывала компания «Газпром» и некоторые иные спонсоры, однако некоторые счета, которые порой бывали значительными, австрийцу приходилось оплачивать самостоятельно. Только на принтерные картриджи энтузиасту приходилось тратить близко тысячи евро. Особую благодарность Сиксль выразил Веронике Бахер, помогающей ему с переводом русских имен и фамилий на немецкий.

В 2005 году австриец Петер Сиксль уже выпустил одну книгу. Поиски без вести пропавших и погибших начал заниматься после путешествия в Тамбов в 1991 году. Тогда он увидел женщину, которая на могилу клала яблоко. Оказалось, русская женщина ухаживала за могилой неизвестного немецкого солдата в надежде, что где-то есть человек, ухаживающий за безымянной могилой ее родного брата.

На данный момент в собственной базе австрийца насчитывается близко 75 тысяч фамилий. За свою благородную работу Петер ранее уже получал награды от Российской Федерации. В 2005 году это были орден Дружбы и медаль «Гордость России». В 2010  Петеру вручили медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Источник: http://www.kulturologia.ru/news/3749/

 

 

ВЫ ЗНАЕТЕ СВОИ ИСТОКИ?

В мае 2014 года кандидатом филологических наук, Почётной казачкой Второго Челябинского отдела Оренбургского казачьего войска, членом Южно­Уральской ассоциации генеалогов­любителей Натальей Владимировной Статиной выпущен «Словарь фамилий Еткульской станицы 1896 года».

Он раскрывает этимологию (происхождение) 226 фамилий казаков Еткуля и окрестных населённых пунктов (Коркино, Шумаки, Тимофеевка, Бектыш и т. д.) конца ХIХ века.

Основу источниковедческой базы составили неопуб­ликованные именные списки воинских чинов Оренбургского казачьего войска (более 2600 человек) из фондов Областного государственного  архива Челябинской области.

В конце словаря даны приложения (фотографии казаков и их семей, карты местности, списки глав семей первопоселенцев Еткульской крепости (станицы), транслитерированные тексты ХVIII­ХIХ вв., в которых полностью сохраняется орфография, копии документов, фотографии семейных реликвий).

Эта книга родилась на стыке лингвистики, краеведения и родоведения. Она обращает вас к истории родного края, истокам своей фамилии, своей семьи. В развитии вашего рода это не первое звено, так как описываемые в словаре фамилии зафиксированы в документе 1896 года (почти 120 лет тому назад), в небольшом количестве случаев – на 150 лет раньше. Это были собственные имена тех первопоселенцев, которые в поисках лучшей доли пришли с Севера, из центральных губерний России, со Среднего Урала и осели на благодатной южноуральской земле.

Словарь фамилий Еткульской станицы 1896 года подготовлен кандидатом филологических наук Н.В. Статиной, которая более 20 лет увлечённо и профессионально занимается ономастикой Южного Урала, то есть происхождением географических наименований и собственных имён людей. Стимулом и толчком для Натальи Владимировны стал интерес к собственным генетическим корням: к казакам Еткульской крепости (позднее – станицы) принадлежали предки её бабушки по отцу, Антониды Алексеевны Челищевой (в девичестве –  Батуриной).

Автор книги не только дает толкование фамилий казаков Еткульской станицы конца ХIХ века, но и знакомит нас с архивным документом – «Списком воинских чинов Оренбургского казачьего вой­ска Еткульской станицы 1896 года», который поможет вам найти ниточку в достоверном поиске своего рода. И, может быть, уважаемые читатели, вы сами себе подарите новых родственников, которых считали просто однофамильцами.

Лидия Глинкина

Источник: http://www.gpkorkino.ru/news/newsitem/2014/6/25/vy-znaete-svoi-istoki/

 

История одного рода

История Семьи Тихоновых

Потомок забайкальских казаков, двух славных фамилий –Тихоновых и Епифанцевых – Эдуард Тихонов занимается поиском своей родословной всего два года. Но за это время и родственников нашёл в других регионах, и свои знания о предках расширил. Уже исписаны две толстые тетради. И точно известно, что пришли предки этой семьи из Забайкалья в конце 19 века.

«Я – казак в шестом поколении, амурский казак, то есть первые казаки из Забайкалья моего прадеда деды и прабабушки пришли первыми сюда, – рассказывает Эдуард Геннадьевич, – и дальше: охрана границы – раз, почту туда-сюда возить – два, офицеры, вестовые, приказы, заготовка дров. А у каждого по 10-15 детей, надо построить дом, вырастить урожай, накормить семью, а кормильцев дома нет, я вообще не представляю, как они выживали».

Из архивных документов Эдуард Геннадьевич узнал, что казаки Епифанцевы вошли в состав второй конной казачьей бригады, проживали в селе Урулюнгуй. Тихоновы тоже приехали из Забайкалья, предположительно из станицы Куранджа. Сейчас он ждёт подтверждения на запрос о том, проживали ли там именно его родные. Но уже к 1861 году они все жили в Амурской области в станице Игнатьевской.

«Самая древняя метрическая книга датируется 1858 годом, – рассказывает Эдуард Геннадьевич, – в  ней есть запись о Тихонове. Это один из первых: Евстафий Захарович, у него рождается сын Даниил. Это первое упоминание на Амурской земле о Тихоновых».

Поиски родословной можно вести не только в архиве, но и по интернету. На различных сайтах люди находят друг друга, ищут общих предков. Выяснилось, что параллельно дальний родственник Эдуарда работал в Читинском архиве, нашёл запись о Вуколе (Викуле) Епифанцеве.

«Оказывается первым пришёл сюда его старший сын Козьма в 1858 году. В 60-м году Викул пишет прошение на имя атамана, чтобы отложить его переселение на Амур, так как "сын Фёдор не желает переселяться со мной". А дальше по метрикам Фёдор на Амуре, и у него уже рождаются дети. Всё-таки слово отца – это серьёзно раньше было. Вот такой факт установил, – делится своими изысканиями и показывает семейные фотографии Эдуард Геннадьевич, – Фёдор Викулович, Аввакум Викулович, а вот мой прямой предок Флегонт Викулович Епифанцев».

Жена Флегонта Дарья Петровна – в девичестве Пакулова. Так в семье породнились с ещё одной славной казачьей династией. Их дочь – Мария Флегонтовна  вышла замуж за Николая Тихонова – казака первого амурского казачьего полка. Бабушка Мариша – так её называли все внуки. Она была хранительницей всех семейных традиций.

«И вот все её внучки, она их учила: "внученьки, вы казачки, вышли замуж – мужа должны почитать, любить". То есть настрой на то, что мужчина – это кормилец, глава семьи, а жена – хранительница очага. И держалось всё на женщине – она была сильная, но не строптивая», – рассказывает Эдуард Геннадьевич.

В семье долго сохранялся патриархальный уклад. Жили дружно, семьи роднились между собой.

«Уходя на войну или в поход с одного села – это была сотня, с другого – ещё одна сотня, и вот все друг за друга, – говорит Эдуард Тихонов, – а как предашь, как будешь смотреть потом в глаза своим близким? Поэтому эти семейные и поселковые узы казачьи были очень сильны».

Во время поисков родословной открылась совершенно случайно ещё одна семейная страница. В Благовещенск приехал человек, который интересовался судьбой Елизара Флегонтовича Епифанцева. Оказалось – троюродный дядя Эдуарда. Он рассказал о судьбе другой ветви рода.

«Я знал, что моя родова большая, но что настолько большая, когда я в архиве собрал и исписал 2 тетради, третью начал, я не знал. И вот сейчас пытаюсь узнать – а где же остальные?», – говорит Эдуард Геннадьевич. 

У Николая Тихонова, прадеда, было 12 детей, до взрослого возраста дожили 8. В том числе дед Эдуарда Геннадьевич Фёдор Николаевич Тихонов. На фото он во время службы в сороковых годах в Хабаровске. В новой истории семьи, истории советского времени, тоже много интересного. Например, судьба Якова Николаевича Тихонова. Ушёл на фронт в сентябре 41-го, долго считалось, что пропал без вести под Сталинградом. В 1995 пришло от поискового отряда письмо, что найдена гильза, и что Яков Тихонов похоронен в братской могиле. Но позже один из внуков стал искать сведения о погибших в Интернете и выяснил, что Яков Тихонов попал в плен. И только в 1944 году погиб в концлагере на территории Польши.

«Описано: какого года рождения, село Игнатьевка, где проживал, девичья фамилия матери, все, – говорит Эдуард Тихонов, – вот до чего были немцы педантичны! Из всех Тихоновых, из 4 братьев, только у моего деда 2 сына, а у этих сыновей только у моего отца сын – я, а у меня тоже есть сын, который продолжает род Тихоновых».

Без прошлого нет будущего, и надо знать, от чьих корней ты произошёл, благодаря кому появился на свет – так сказал нам Эдуард Тихонов, потомок славного казачьего рода. И это правильно. А если вы хотите стать героями нашей программы, звоните: 222- 733. И мы расскажем историю вашего рода.

Источник: http://video.amur.info/rod/34064.html

 

 

Новорожденных в Великом Новгороде называют иногда очень необычными именами, будут ли они за это благодарны?

Рождение желанного ребенка в семье – непередаваемое счастье. Родители будто сами заново рождаются, ведь их жизнь меняется кардинально. Теперь нужно отдавать большую часть сил своему продолжению. И обычно добросовестные мать с отцом заранее начинают готовиться к новому этапу в судьбе. Покупают маленькую одежду, кроватку, игрушки и, естественно, придумывают ребенку имя. А вот тут материнский инстинкт, который должен защищать потомство, иногда дает сбой. Отцовская серьезность тоже не всегда выручает. И тогда на свет появляются новгородцы по имени Айс и Севастьян.

Это ни в коем случае не плохие имена. И оригинальность нужно поддерживать как можно чаще. Но не в таком вопросе. Быть может, родители просто забыли одну вещь. Что ж, наверное, необходимо напомнить. Некоторые дети – очень жестоки. Это звучит крамольно и, возможно, смешно, но вспомните себя совсем молодыми. Детский сад, улица, школа – везде ребятам приходится общаться и заводить друзей. А если имя ребенка звучит необычно, или хоть отдаленно напоминает ругательство, смешное слово, будьте уверены, дети это заметят. И тут же дадут ему кличку, будут обзываться. Это первый повод для того, чтобы стать изгоем. Далее уже лотерея. Ваш сын или дочь могут с этим справиться, отнестись с юмором или дать отпор. А могут замкнуться и провести годы в насмешках.

Зато вы очень современные и продвинутые родители. Кому нужны Александры, Анны и Дмитрии? Они и так на каждом углу. Вот ваш Айдас побежал, вот он выделяется, вот ему в след кричат что-то в рифму.

После таких слов могут посыпаться обвинения в излишней консервативности и ограниченности. И, конечно, как назвать ребенка – это личное дело родителей. Но, упражняясь в находчивости на своем чаде, вы не сделаете ему лучше. Если повезет, хуже тоже не будет, но точно не лучше. Однако и крайности также излишни. Если ваша фамилия Иванов, вероятно, сына не стоит называть Иван.

Обеспечьте ребенка безопасным и счастливым детством. Это главное, что требуется от родителей. Поверьте, он найдет способ выделиться из толпы, если захочет.

По информации отдела ЗАГС Великого Новгорода самыми популярными именами новорожденных в первом полугодии 2014 года стали Артем, Кирилл, Иван, Дмитрий, Анастасия, Полина, Анна и Ксения. Самыми редкими – Севастьян, Айс, Гор, Евсей, Симеон, Яромир, Ратмир, Прохор, Святослав, Иннокентий, Ярослава, Милания, Милена, Мия, Сандра, Юстина, Минава, Берта, Вивея, Христина, Жасмина, Селяна, Илиана, Матрона, Николь и Каролина.

Источник: http://www.kolmovo.ru/news/6379

 

 

Где находится Кудыкина гора?

На вопрос "Куда собрался?" порой можно услышать следующий ответ: "На Кудыкину гору, воровать помидоры!" И мало кто догадывается, что это не просто распространенная присказка. Место под названием Кудыкина гора реально существует в Орехово-Зуевском районе Подмосковья. Как и многие другие прижившиеся в народном фольклоре якобы "мифические" названия…

Итак, реальная Кудыкина гора представляет собой сразу две деревни — Кудыкино и Гора, правда, расположенных совсем вплотную друг к другу. По поводу происхождения знаменитых названий ходит такое предание.

Жила будто бы в деревеньке Гора одна молодая замужняя бабенка. И вот влюбилась она в одного парня из соседней деревни, которая тогда еще не звалась Кудыкиным. Недолго думая, молодица сбежала от законного супруга к своему возлюбленному и стала с ним жить-поживать… Между тем, обезумевший от горя муж красавицы, как водится, напился до зеленых чертиков, ходил по деревенской околице и орал: "Куды?! Куды?!" С тех пор, мол, соседнюю деревню и нарекли Кудыкиным… В Кудыкино нынче любят заглядывать туристы: уж больно им интересно поглядеть на ту самую "фольклорную" деревню…

Комедию "Не валяй дурака!" в постперестроечные годы не смотрел, наверное, только ленивый. Но кому же могло прийти в голову, что название, в которое, согласно киносценарию, предлагал переименовать село Красный Серп один из героев — вполне "документальное"? Деревня Мендюкино расположена в Зарайском районе Подмосковья. Но увы, даже коренные мендюкинцы не ведают, откуда взялось такое оригинальное наименование…

Иные топонимы дают повод для нелицеприятных прозвищ, поддразнивания жителей. Реально существующие Тьмутаракань, Чухлома, Хацапетовка — синонимы глухомани, "медвежьих углов"… А вот Мухосранск — название вымышленное, хотя означает то же самое…

Чухлома, например, давно уже стала именем нарицательным, синонимом отсталости и дремучести… Между тем, это тоже вполне реальный город в Костромской области. У "говорящего" топонима предположительно финноязычная основа, и слово это означает "ныряние". Такое же название, между прочим, еще носят три села в Нижегородской области. Кстати, "Чухлому" упоминает Анна Ахматова в своей "Поэме без героя". И уже безо всякой иронии…

Трудно поверить, но, к примеру, в Рязанской области есть деревня Снова-Здорово, в Смоленской — Елки-Палки. Неблагозвучные названия многих деревень и хуторов — Боров, Свинья, Кобель, Сука, Балда, Остолоп, Дурак, Дураково явно пошли от фамилий землевладельцев и отдельных жителей, насоливших чем-то соседям… Поэт Некрасов упоминает в своей поэме Гологузово, Безпортошное, Горемыки, Терпигорево. В дореволюционной России встречались даже такие уж совсем обидные названия, как Бардак, Блудово, Вшивко, Сопля, Соплино…

Как ни странно, в России почти нет "алкогольных" названий, хотя пьяное "веселие" — давняя традиция наших соотечественников. Имелся, правда, в Нижегородской области районный центр Пьянский Перевоз, от речки Пьяны (назвали ее так за извилистость — "шатается, как пьяная"), но в 1962 году его "облагородили", переименовав в просто Перевоз…

Советские власти вообще считали своим долгом наведение "порядка" и благолепия в топонимике. Так, Безобразно стало Зеленой Рощей, Бливачи — Прибрежным, Блудни — Речным, Бордели — Искрой, Вздеринога — Ореховым, Вонячка — Елаховым, Душегубово — Пчеловодным, Заразы — Клубней, Зудилки — Малиновкой, Елуиха — Юрьевкой, Ишаки — Красногорным, Крысы — Дубовым, Кукиши — Гвардейским, Мартышки — Березами, Мошонки — Красной Горкой, Мохоеды — Кировым, Нахаловка — Родинской, Неумываки — Ореховской, Нехотяевка — Южной, Похабовщина — Альбянкой, Харино — Береговым, Хреновое — Грибным… Не говоря уже о многочисленных Чертовщинах, Свинолуповских, Голодаевках, Могиловках, Грязнухах и Дураково-Дурасовых…

Кстати, губернатор Московской области уже предложил жителям, коих по тем или иным причинам не устраивают названия их малой родины, высказаться на сей счет в ходе переписи населения… Но большинство обитателей населенных пунктов, часто упоминаемых в фольклоре, утверждают, что уже привыкли и менять что-либо не хотят…

Юрий Супруненко

Источник: http://www.yoki.ru/anomalous/legends/02-07-2014/415492-legenda_gora-0/

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное