← Апрель 2014 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
У Омска будет новый герб, за основу которого принят
исторический вариант Депутаты
Омского городского Совета утвердили вид нового герба города, сообщает
пресс-служба парламента. "В
качестве одного из самых узнаваемых символов Омска народные избранники утвердили
изображение в виде серебряного щита с червленой стеной с малыми треугольными
бастионами посредине", - говорится в сообщении. Утвержденный
вариант предпочли другому эскизу, который был дополнен лазоревым слиянием двух
рек - Оми и Иртыша. Сторонники альтернативного варианта утверждали, что такой
вариант герба стал бы отличием Омска как города, расположенного на слиянии двух
рек. Всего депутаты выбирали из четырнадцати представленных на конкурс эскизов,
два из которых были одобрены геральдистами. По мнению
депутатов, одобренный герб, несмотря на кажущуюся простоту и лаконичность,
отвечает двум главным требованиям - геральдической состоятельности и
исторической консервативности, которые необходимы для регистрации герба
Геральдическим Советом при президенте России. По мнению
одного из депутатов, решением утвердить новые символы Омска, народные
избранники восстанавливают историческую справедливость. "Мы
сегодня в некотором смысле восстанавливаем историческую справедливость. Этот
герб был жалован Омску Екатериной II. Давайте проявим уважение к царской воле,
и не будем перекраивать историю на свой вкус каждый созыв", - цитирует
пресс-служба депутата Юрия Федотова. Официальными
новые символы станут после внесения их в Государственный геральдический реестр
России. Когда новая символика появится на официальных бланках, пока неизвестно,
однако планируется провести замену символов постепенно. В частности,
двойственность символов, когда официально будут признаваться старый и новый
гербы, продлится до 2016 года. Ранее
сообщалось, что последний герб Омска, утвержденный 10 лет назад, был признан
Герольдическим Советом при президенте России несоответствующим правилам
геральдики. Согласно заключению специалистов, герб Омска, состоявший из двух
частей, объединял два герба: в верхней половине - города Тобольска, в нижней -
Омска. Несколько столетий назад это было оправдано, однако в настоящее время
Тобольск и Омск административно-территориально не связаны. Первый герб
Омска был утвержден императрицей Екатериной Великой в марте 1785 года. Его
описание гласило: "В верхней части щита герб Тобольский. В нижней - в
серебряном поле часть укрепленной из кирпича линии". Верхняя часть
означала, что Омск подчиняется столице Сибирского царства Тобольску, нижняя -
герб Омска. В 1878 году был утвержден новый герб Омска, почти полностью
повторявший герб Акмолинской области. Третий вариант герба был утвержден в 1973
году. Последний
герб Омска являлся переработанным образцом 18 века, принятый депутатами
Горсовета в марте 2003 года. Источник: http://www.interfax-russia.ru/Siberia/citynews.asp?id=491688&sec=1669
Здание
Биржи официально передали Эрмитажу 18 апреля
2014 года в Санкт-Петербурге состоялась церемония передачи здания Биржи в
безвозмездное пользование Государственному Эрмитажу. В своем выступлении
губернатор Георгий Полтавченко назвал этот день «знаменательным» для всего
Петербурга: «Это в традициях Петербурга — отдавать самые красивые здания
музеям». В стенах Биржи расположится музей русской гвардии и геральдики. Под
руководством Комитета по государственному контролю, использованию и охране
памятников проведены первоначальные работы по сохранению здания, заменены
инженерные коммуникации, что позволит Эрмитажу быстрее привести Биржу в
надлежащий вид. Михаил Пиотровский подчеркнул, что Биржа будет не только
музеем, но и церемониальным центром Петербурга. «Здесь будут проходить
торжественные церемонии и праздники, значимые для всего города», — сказал
директор Эрмитажа. Он поблагодарил за новое здание руководство города,
Министерство культуры и правительство России. Здание Биржи, выдающийся памятник
архитектуры ампира, построено в 1805–1816 годах швейцарцем Жаном Тома де
Томоном и входит в состав архитектурного ансамбля стрелки Васильевского
острова. С 1939 по 2011 год в здании Биржи размещался Центральный
военно-морской музей. Источник: http://www.artguide.com/ru/news/zdaniie-birzhi-ofitsial-no-pieriedali-ermitazhu.html
Юнга с чужой фамилией. Как сын
расстрелянного инженера стал легендой флота
Дело инженера Рабиновича
О подвиге юнг Северного флота в годы Великой Отечественной войны рассказал в своем романе «Мальчики с бантиками» писатель Валентин Пикуль. Роман этот был автобиографическим — Пикуль и сам был выпускником Соловецкой школы юнг, после окончания которой он воевал на эсминце «Грозный». На эсминце с очень похожим названием — «Громкий» — начинал свою службу юнга Александр Ковалев, которому суждено было стать одной из легенд Северного флота. У него была очень непростая судьба. За Родину юнга сражался не под своим настоящим именем, и причиной этого стала трагическая история его родителей. Родился Саша Ковалев, а вернее Александр Филиппович Рабинович, 4 января 1927 года в Москве, в семье высокопоставленного советского служащего, начальника производственного отдела Главного управления алюминиевой промышленности Наркомтяжпрома СССР Филиппа Марковича Рабиновича и его супруги, потомственного медика, Елены Яковлевны Рабинович. Первые годы жизни Саши были безоблачными. Пожалуй, Саша жил даже лучше, чем большинство его сверстников — высокий пост, занимаемый Филиппом Рабиновичем, давал ему большие возможности. В 1937 году Рабинович был в командировке в Соединенных Штатах, по возвращению из которой его арестовали. Семейная идиллия рухнула, счастливое детство Саши Рабиновича растаяло как дым. Вслед за мужем в жернова «Большого террора» угодила и Елена Рабинович. Филиппа Рабиновича расстреляли в 1938-м, а его жена получила 8 лет лагерей, за которыми последовала ссылка. Литература и море
10-летнего мальчика на воспитание забрала сестра
матери, Раиса Райт-Ковалева. Раиса Яковлевна была известной писательницей
и переводчиком, публиковавшейся под псевдонимом «Рита Райт —
Ковалева». Она переводила на русский язык произведения Эдгара
По, Курта
Воннегута, Кафки, создала художественную биографию Роберта
Бернса, написала воспоминания
о Маяковском, Хлебникове, Ахматовой, которых знала лично, создала массу других произведений.
Тётя постаралась дать племяннику хорошее образование и воспитание, по мере сил заменяла ему мать. Отцом для мальчика стал муж Раисы Райт-Ковалевой, капитан 2-го рангаНиколай Петрович Ковалев, флагманский механик Беломорской военной флотилии. Именно он привил Саше любовь к морю. Когда началась война, капитан Ковалев вместе со штабом флотилии отправился в Архангельск, а его супруга вместе с Сашей уехали в Ярославскую область. В самом конце 1941 года они воссоединились в Архангельске, где Рита Райт-Ковалевастала работать диктором на радио, а 14-летний Саша помогать морякам штабного катера. Отличник с подложной биографией
Осенью 1942 года была открыта Соловецкая школа юнг. Саша, мечтавший сражаться с фашистами, хотел попасть туда. Однако Александру Рабиновичу, сыну «врагов народа», на подобную честь рассчитывать не приходилось. Саше помог дядя, на свой страх и риск организовавший подлог. Он отправил племянника поступать по документам уроженца Горьковской области Александра Николаевича Ковалева, который ранее не прошел отбор в школу. Ковалев был на год старше Рабиновича, но его фамилия и отчество подошли Саше идеально — не посвященные в семейные тайны полагали, что он — сын капитана Николая Ковалева. Блестяще окончив школу юнг по специальности «моторист», Саша Ковалев был отправлен для прохождения службы на эсминец Северного флота «Громкий». Но Саша мечтал служить на торпедном катере
и подавал командованию рапорт за рапортом с просьбой
о переводе. Он своего добился — в феврале 1944 года юнгу Ковалева перевели для прохождения службы учеником моториста на торпедный катер № 209 (ТК — 209). Самопожертвование
В ночь на 7 апреля 1944 года ТК-209 вместе с еще одним торпедным катером атаковал конвой противника. Совместными действиями катеров были уничтожены два транспорта противника. Саша Ковалев действовал смело и уверенно, как сообщала газета «Краснофлотец», «стоял рядом с командиром, хладнокровно и спокойно докладывал ему о направлении трасс артиллерийского огня и о падении вражеских снарядов, оказал большую помощь в осуществлении важного маневра». За этот бой юнга Александр Ковалев был награжден орденом Красной Звезды. Орден Саше Ковалеву вручили 1 мая 1944 года, всего за несколько дней до его главного подвига. 8 мая 1944 года ТК-209 и еще один катер, ТК-217, атаковали группу кораблей противника. Подбив два сторожевика противника, катера стали уходить. Немцам удалось подбитьТК-217, который стал тонуть. ТК-209 под прикрытием дымовой завесы снял экипаж тонущего катера и стал возвращаться на базу. В этот момент его атаковали немецкие истребители. Их огнем был пробит коллектор мотора, из которого стала хлестать вода, перемешанная с маслом и бензином. Катер терял ход, через несколько минут перегревшийся мотор мог взорваться, погубив экипажи двух катеров. И в этот момент юный моторист Ковалев, набросив на коллектор телогрейку, грудью закрыл пробоину. Температура жидкости равнялась 70 градусам, Сашу пронзала дикая боль, но он продолжал закрывать пробоину, давая катеру возможность уйти от погони. Когда ТК-209 оторвался от погони, двигатель был остановлен, и моряки вынесли потерявшего сознание Сашу на палубу. Он получил страшные ожоги, но оказать ему помощь на катере было невозможно. Все, что смог экипаж — смазать ожоги машинным маслом, которое хотя чуть-чуть облегчало страдания Саши. Возвращение героя
Добравшись до берега и предотвратив затопление катера, моряки насчитали в нем более 350 пробоин. Тем не менее, катер сохранил ход. Для ремонта нужно было добраться до главной базы торпедных катеров в поселке Гранитный, куда и вышелТК-209 9 мая. Сашу положили на корму катера, где его обдувал ветер, немного утолявший боль. Но во время перехода на корме катера произошли пожар и взрыв, вызванные воспламенением фосфорного снаряда, застрявшего в обшивке после налета. Погибли мичман Капралов и юнга Ковалев. За свой подвиг Александр Ковалев был посмертно удостоен ордена Отечественной войны 1-йстепени. В честь Саши Ковалева, как и других погибших героев-моряков торпедных катеров Северного флота, в поселке Гранитный был установлен памятник. Однако в 1996 году военные ушли из поселка Гранитный, а в 2006 году, ввиду отсутствия населения, администрация Мурманской области упразднила поселок. Обелиск в честь Саши Ковалева и его боевых
товарищей остался в городе-призраке, который посещали только охотники за цветным
металлом. Но всё-таки настойчивые обращения общественников и ветеранов флота были услышаны: в июле 2010 года останки погибших моряков и монумент в их честь были перенесены в город Североморск, который является главной базой Северного флота. Источник: http://www.aif.ru/society/history/1153151
Твой отец - Гитлер. Сын фюрера Третьего
рейха воевал за Францию
Семейная тайна
Вождь Третьего Рейха Адольф Гитлер за свою жизнь состоял только в одном официальном браке и умер со своей избранницей, Евой Браун, в один день — 30 апреля 1945 года. На долгую и счастливую жизнь, а тем более, на обзаведение потомством, у пары времени не было. Их брак был заключен в берлинском бункере под канонаду советской артиллерии, всего за несколько часов до самоубийства обоих. Потомки братьев и сестер Гитлера после Второй Мировой войны предпочитали не афишировать свою жизнь. Более того, по крайней мере часть из них даже заключила соглашение о том, чтобы не заводить детей и, тем самым, покончить с родословной близких родственников фюрера. Подобная суровость по отношению к самим себе у сторонних наблюдателей вызывает удивление — в конце концов, внучатые племянники не могут нести ответственность за грехи господина Шикльгруббера. Но их внутренние и страдания, и переживания не идут ни в какое сравнение с тем, что ощутил человек, который однажды узнал, что он… родной сын Гитлера. В 1951 году 33-летний француз Жан-Мари Лоре навестил свою мать, Шарлотт Лобжуа. Отношения матери и сына никогда не были теплыми, Жан-Мари воспитывался у родственников, а затем в приемной семье. Однако Шарлотт, предчувствуя скорую кончину, на сей раз решила открыть сыну главную тайну своей жизни. Женщина сообщила Жану-Мари, что его отцом был Адольф Гитлер. Мир добропорядочного француза в этот момент перевернулся. Ведь во время Второй мировой войны в составе французской армии он сражался с гитлеровцами на линии Мажино, затем был участником Сопротивления, вновь воевал с немцами в Арденнах. И теперь вдруг выяснилось, что предводитель ненавистных нацистов является его родным отцом. «Маленький бош»
Эта история началась в разгар Первой мировой войны, когда французская провинция Пикардия была занята немецкими войсками. 16-летняя дочь местного мясника красавица Шарлотт Лобжуа вместе с другими девушками работала в поле. В какой-то момент она обратила внимание на немецкого солдата, оказавшегося неподалеку и чем-то сосредоточенно занимавшегося. Из любопытства Шарлотт подошла ближе. Выяснилось, что солдат рисует картину. Это удивило и еще больше заинтриговало девушку. Немецкого солдата, которому польстило внимание французской красотки, звали Адольф Гитлер. Между ними завязался быстротечный роман, завершившийся в сентябре 1917 года, когда Гитлер получил отпуск и уехал в гости к родственникам. Возобновлять отношения с Шарлотт он не стал. А в марте 1918 года у Шарлотт Лобжуа родился сын, которого мать назвала Жаном-Мари. В метрике новорожденного было отмечено, что отцом его является немецкий солдат. Таких, как Жан-Мари, во Франции не жаловали. «Маленького боша» сверстники постоянно дразнили и били. Заступаться за Жан-Мари было особо некому — мать вскоре после его рождения оставила сына на попечение родственникам, а сама уехала в Париж, где стала работать танцовщицей. В 1922 году Жан-Мари, носивший фамилию Лобжуа, стал Лоре, после того как его усыновил муж Шарлотт Клеман Феликс Лоре. Впрочем, ничего, кроме фамилии, мальчик не получил, поскольку новобрачные не интересовались его судьбой. До 1926 года Жан-Мари жил с дедушкой и бабушкой, а после их смерти родная тетка мальчика отдала его на усыновление в семью богатого строительного магната Фризона. ТакЖан-Мари стал не просто Лоре, а Лоре-Фризон. После этого судьба мальчика изменилась к лучшему. Он окончил школу, поступил на службу в армию и вел жизнь добропорядочно французского гражданина до того самого дня, пока мать не открыла ему правду об отце. «Я сын Гитлера, что мне делать?»
Жизнь Шарлотт Лобжуа по большому счету не сложилась. По некоторым данным, в 1940 году эмиссары Гитлера разыскали ее и устроили на проживание в дорогой санаторий, обеспечив деньгами. Но к тому времени от юной красотки не осталась практически ничего — жизнь в Париже превратила ее в спившуюся и опустившуюся женщину. Своим отпрыском Гитлер никогда не интересовался, хотя, возможно, знал о его существовании. Во всяком случае, есть сведения, что в годы оккупации Франции Жана-Маридопрашивали офицеры гитлеровских спецслужб, особо интересуясь его происхождением и подробностями биографии. Шарлотт Лобжуа умерла в 1951 году, а ее сын еще два десятилетия пытался смириться с открывшейся ему правдой. Как вспоминал сам Жан-Мари, два десятка лет он упорно трудился, не позволяя себе выходных, праздников и развлечений, чтобы не думать про то, кем был его отец. В 1971 году Жан-Мари пришел в офис известного французского адвоката Франсуа Гибо и сказал буквально следующее: «Здравствуйте, я сын Гитлера, что мне делать?». Рассказав свою историю, мужчина признался, что хочет полной ясности — подтверждения или опровержения того, что он является отпрыском вождя Третьего Рейха. Специалисты, к которым обратился Гибо, разошлись в оценках. Одни считали эту историю полной нелепицей, указывая, что, по свидетельству сослуживцев Гитлера, он был резко против связей с француженками, другие сходились в том, что рассказанная Жаном-Мари Лоре история очень похожа на правду. Непрофессионалы, которые видели рядом фотографии Жан-Мари и Адольфа Гитлера, ахали — одно лицо. Но Жан-Мари при содействии Франсуа Гибо прошел и экспертизу в Институте антропологии и генетики человека при Гейдельбергском университете. Исходя из тех данных и материалов, которые были в их распоряжении, специалисты сделали вывод, что отцомЖана-Мари Лоре может быть Адольф Гитлер. Для более точного ответа нужен был генетический материал самого фюрера, а его взять было неоткуда. Графолог, изучавший образцы почерка Адольфа Гитлера и Жана-Мари Лоре, пришёл к выводу, что они являются родственниками. Сын за отца не отвечает
В 1981 году Жан-Мари Лоре свои переживания изложил в автобиографической книге «Твой отец — Гитлер». К сожалению или к счастью, но к книге во Франции отнеслись скептически, и большой сенсацией она не стала. Жан-Мари Лоре умер в 1985 году, в возрасте 67 лет, но споры о том, был ли он действительно сыном Гитлера, продолжаются и по сей день. Среди известных картин Гитлера существует рисунок, на котором, как предполагается, изображена Шарлотт Лобжуа. Более того, на чердаке дома, где проживала Шарлотт Лобжуа, сын после ее смерти нашел несколько рисунков, которые были подписаны «Гитлер». Наконец, некоторые историки утверждают, что в родной деревне Жана-Мари Лоре еще с довоенных времен местные жители утверждали, что отцом мальчика был именно Адольф Гитлер. Еще одно свидетельство в пользу этой версии появилось пару лет назад. Сыновья английского сапера Леонарда Уилкса, участника высадки союзных войск в Нормандии, рассказали, что после смерти отца наткнулись на его военный дневник. Среди прочего, Уилкс писал в нем «интересный день», в который ему удалось встретиться с француженкой, родившей от фюрера. Женщина рассказала о том, что ее сын, рожденный от Гитлера, теперь сражается в рядах французской армии. В отличие от официальных племянников Гитлера, Жан-МариЛоре никаких ограничений на себя ни накладывал, поэтому после предполагаемого сына фюрера остались и его предполагаемые внуки. Впрочем, ни Жан-Мари Лоре, ни его потомство ничего общего с нацизмом не имеют. Да и юная Шарлотт Лобжуа влюбилась в молодого художника, а не в исчадие ада, погубившее десятки миллионов жизней. Источник: http://www.aif.ru/society/history/1153077
Зовут меня Медведь
Реконструктор из Белгорода рассуждает, вернутся ли в обиход
древние славянские имена
Наверное, сейчас кому-то я открою большую тайну: не любое русское имя – славянское, и не любое славянское имя – русское. Вот моё имя – Мария – русское, но не славянское. Оно у меня древнееврейского происхождения, и в наш язык пришло из византийской культуры. Может быть, кто-то удивится, узнав, что из двоих персонажей русской народной сказки «Маша и Медведь» славянское имя носит только один – сам медведь. Наследство Византии
Исконных, славянских русских имён до наших дней дошло совсем немного. В современном обиходе из них популярны единицы, это, как правило, мужские имена: Богдан, Станислав, Всеволод, Вадим (от «вадить» – спорить) – по пальцам пересчитать можно. Женщин в нынешней России славянскими именами называют ещё реже: Людмила, Бажена (означает – «желанное дитя») – вот, пожалуй, и всё. Привычные нам Иван, Василий, Пётр, Анастасия, Катерина и Татьяна совсем не славянского происхождения, а древнееврейского, древнеримского и древнегреческого: они пришли к нам вместе с христианством, через греческое посредство. Большая часть русских имён так или иначе заимствована из западной культуры. Привычные для нашего уха имена Игорь, Олег и парное ему женское Ольга скандинавского происхождения (от Ингвара и Hélgi, что по-скандинавски – «святой»). Ряд имён из славянских корней возник на славянской почве как калька греческих, которые «дословно» перевели на русский – например, Вера, Надежда, Любовь (Пистис, Элпис, Агапе), Лев (Леон). К славянским дохристианским они не относятся. Между тем до христианства славянских имён на Руси было великое множество. Давайте их вспомним! Мрак и Громобой
Значительную часть славянских имён составляли имена двухосновные. Именно такие из языческих, как правило, до сих пор пользуются спросом у россиян. А было их несметное количество: Доброжир, Тихомир, Ратибор, Гостомысл, Велимудр, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар, Милонег, Будигост, Громобой, Братислав, Красимир и Казимир. Святославы, Ярополки, Всеволоды и прочие Ярославы – особый пласт имён, княжеских, которые употреблялись преимущественно в правящем роду. У наших предков на Руси был довольно обширный список популярных имён: Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Веселин, Данко, Гордыня, Дарён, Мрак, Мстивой, Твердята. Женскими именами, заканчивающимися на «-слава», тоже в основном называли княжон: Предслава, Болеслава, Всеслава, Верхуслава, Звенислава, Горислава. Отдельные их них звучали необычайно красиво и мелодично: Голуба, Любава, Милава, Богумила, Купава, Малуша, Томила, Мирослава, Малюта, Прекраса, Добродея, Цветава, Пламена, Забава, Гостята. Раз нашлась, так и нечего смотреть
На Руси были в ходу и «отрицательные» имена. Нежданой или Найдой могли назвать девочку для того, чтобы «обмануть» возможную болезнь, чтобы хворь не пришла в дом. Раз дочка родилась «неожиданно», «нашлась», то вроде как и нечего болезни на неё глядеть: пройдёт стороной. Были популярны и Немилки, и Погонейки, и Досады. Имена создавались из причастий – Ждан, Неждан, Хотен, по порядку рождения – Первуша, Вторак, Третьяк, Девятко, из животного и растительного мира – Жаворонок, Медведь, Орёл, Орех, Щука, Заяц и Волк. Как рассказала руководитель белгородского клуба исторической реконструкции «Хранители» Инесса Максимова, все славянские имена никакой религиозной нагрузки не несли, а отражали либо черту характера, либо предрекали судьбу, а ещё с их помощью выражалось отношение коллектива (семьи) к человеку – Храбр, Блуд, Искрен. С XIII века князей на Руси, как правило, нарекали лишь христианскими именами, а бояр, посадских и крестьян часто называли двумя: одним для мирской жизни, другим – при крещении. Извините, как вас по матчеству?
Интересно, что с XV века древнеславянские имена (многие из них теперь совсем непривычны нашему современному слуху – Валуй, Твердило, Доброгост) стали переходить в разряд прозвищ, превращаясь в фамилии, а с XIII века на Руси у высших слоёв общества начинают появляться отчества (на юго-западе Руси, кстати, их употребляли очень редко). Иногда встречались отчества, образованные и от женских имён, как, например, Семён Катеринич, Олег Настьич. Возможно, если бы этот элемент древней культуры сохранился, то, помимо отчества, мы имели бы и «матчество». Любопытно, что в XIV–XV веках отчества стали часто употребляться в качестве имени – Никитич, например, Ярославна или Брячеславна. Православное имя, которым крестили ребёнка, долгое время считалось тайным оберегом, чтобы злые силы не знали о нём, да и нынче многим нашим соотечественникам при крещении дают второе имя. По словам историка Инессы Максимовой, женщина в Древней Руси за свою жизнь могла менять имя несколько раз: одно получала при рождении, по желанию могла выбрать другое при совершеннолетии. А потом, выйдя замуж, снова могла поменять имя, если мужу оно было не по нраву. «Меняли имя и вдовы, уходящие в монастырь, покидающие мирскую жизнь, – рассказывает Инесса Максимова. – Именно поэтому по летописям и разным документам даже специалистам бывает непросто понять, кто из женщин на Руси, грубо говоря, кем являлся». Кстати, русское имя Светлана – единственное в своём роде, возникшее в русской литературе и получившее широкое распространение в качестве настоящего личного имени. Изначально специалисты по ономастике – науке, изучающей имена собственные, – предполагали, что имя имеет древнеславянское или древнерусское происхождение, но эти гипотезы не подтвердились. Имя было придумано и впервые использовано Александром Востоковым в романсе «Светлана и Мстислав» (1802), а широкую известность приобрело после публикации баллады «Светлана» в 1813 году, созданной поэтом-романтиком Василием Жуковским. Они возвращаются
Невероятно много красивых древнерусских имён исчезло из обихода, постепенно было вытеснено христианской культурой, хотя сохранялись они довольно долго. В других славянских государствах – Польше, Чехии, Сербии, Черногории, Украине, к примеру, – исконных собственно славянских имён в употреблении сохранилось гораздо больше, чем у нас. Почему так? По мнению Инессы Максимовой, этому есть свои объяснения. Маленькие народы, такие как сербы или черногорцы, всегда были окружены враждебно настроенными соседями, которые постоянно совершали набеги и грабили население. Потому они оставались в культурном смысле более консервативными и были озабочены сохранением исконных черт. Русский же народ, как и американцы, более открыт, любопытен, ему всё интересно. При этом, как государствообразующий, всегда был вынужден стоять на позициях дипломата, эдакого плавильного котла наций, который перемешивал в себе множество различных культурных традиций. Именно поэтому наша культура всегда легко принимала заимствования. Тем не менее в последнее время, говорит Инесса Максимова, славянские имена стали возвращаться в Россию. Мария Литвинова Источник: http://www.belpressa.ru/news/news/zovut-menya-medved/
5 НЕИЗВЕСТНЫХ РУССКИХ НАРОДОВ РОССИИ Неизвестные
русские – кто они? Малочисленные и почти забытые, они сумели сохранить культуру
своего этноса. Водлозеры, чалдоны, семейские…Они берегут традиционный уклад и
свою веру. До последнего оставшегося человека. 1 -
ВОДЛОЗЕРЫ В славном
городе Пудоже, который расположен в республике Карелия, сегодня проживает около
9000 человек. Но это настоящий мегаполис по сравнению с лежащим рядом
Водлозерьем, где до сих пор живут озерные люди. Сегодня сохранилось лишь пять
их деревень, в которых насчитывается не более 560-570 человек. Этнически они
русские – это потомки московских и новгородских переселенцев XVI века, но
долгие годы в изоляции сделали их самобытным народом. Водлозеры никогда не ладили
с соседями. У зажиточных Поморов и Пудожан водлозер ассоциировался с высшей
степенью бедности, их даже называли «рябинушки», то есть «оборванцы». А у
человека, который не в курсе последних деревенских сплетен до сих пор
спрашивают: «Ты что, водлозер?». Впрочем, это не удивительно. Даже сейчас, в
XXI века территория Водлозерья удалена от цивилизации и транспортных артерий.
Сегодня это национальный заповедник, который сохранил уникальную культуру
старорусского деревянного зодчества, и, что самое интересное, веру в персонажей
славянской мифологии. Например, в лешего. У них есть свои ежедневные обряды,
без выполнения которых, путь в лес заказан. Задобрить хозяина леса для
водлозера, как для нас почистить зубы. Каждый охотник обязательно делает
«относ», - оставляет одно убитое животное лесу. У водлорезов даже есть свои
священные рощи и камни-жертвенники (сейды). И это, несмотря на то, что все они
православные. 2 -
СЕМЕЙСКИЕ В XVIII веке
Екатерина II издала указ – возвратить всех беглых старообрядцев из заграницы и
переселить в Забайкалье. Так началась история Семейских, старообрядческих
русских, которые создали новый народ со своими традициями и культурой. Вернее
сказать, сохранили в первозданном виде культуру допетровской Руси. Семейские,
самоназвание которых происходит от слова семья, по сведениям этнологов, сегодня
составляют половину 5000 населения села Таргабатай в бурятской области. Процесс
ассимиляции продолжается, и по переписи 2010 года лишь 8 человек обозначили
себя как семейские. Тем не менее, изживает себя только название, этнический
элемент, а главное, уникальная культура по прежнему нетронуты. Например, это
чуть ли не единственное место, где до сих пор сохранилось крюковое пение или
знаменный распев, который использовали при старообрядческих обрядах. Сегодня
оно входит в список ЮНЕСКО и признается во всем миром мире как музыкальный
феномен. Семейские
деревни – это мир сказочных избушек, дома здесь строились, буквально, на века,
некоторым срубам насчитывается более 250 лет. В этих домах до сих пор можно
отведать хлеб «прямо из печи», примерить традиционный русский сарафан, и даже
принять участие в старообрядческой свадьбе. 3 -
РУССКОУСТЬИНЦЫ У
путешественников XVII-XVIII века была поговорка – чем дальше на север едешь по
Якутии, тем чаще встречается русский язык. В этом нет ничего удивительного, еще
в 1632 году во время освоения Сибири здесь обосновались выходцы из казачества и
поморов. Они основали Русское устье и назвали себя индигирщиками, от названия
реки Индигирка. Сегодня это уже отдельная субэтническая группа, известная, как
русскоустьинцы. Русское
Устье находится на 71 градусе северной широты. Здесь бескрайняя тундра и
среднегодовая температура 15 градусов. Несмотря на тяжелые условия, с
которыми пришлось столкнуться переселенцам, позаимствовав у местных
практический опыт, они смогли сохранить свою русскую национальность и культуру.
Правда, не в совершенстве. По антропологическим признакам среди них все чаще
встречаются метисы, а вместе с православием в почете шаманизм. Диалект у
русскоустьинцев тоже своеобразный и чрезвычайно редкий – не «акающий» или
«окающий», а «шаркающий», который развивался в условиях совершенной изоляции от
русского говора. 4 - ЧАЛДОНЫ «Беглый»,
«бродяга», «каторжник», одним словом, «чалдон» - так прозвали коренные жители
Западной Сибири первых русских поселенцев XVI века, которые якобы пришли сюда с
берегов Дона. Так же сегодня зовут их потомков, правда уже без негативного
значения. На самом деле, точное время их прихода, как и место, откуда они шли,
неизвестно. Некоторые историки полагают, что многие слова из чалдонского языка
относятся ко временам до XIV века, то есть еще до похода Ермака в Сибирь,
например, слово «комони» (кони). Есть версия, что этот народ произошел от
аборигенов-европеидов, которые якобы населяли эти места в древние времена. Сами
чалдоны любят рассказывать легенды о том, как жил поживал их народ на просторах
Сибири до того, как сюда пожаловал Ермак. Их домашний уклад, по мнению
специалистов, характерен для жизни славян до образования централизованной
княжеской власти. Теория не лишена основания – независимость у чалдонов в
крови. Даже пословица есть: «чалдон шапку не ломает», - что значит, чалдон
никогда не снимет шапку перед властью, не встанет на колени. Чалдоны -
уникальная этническая группа, их культура, язык и внешность разительно
отличаются, как от сибирских монголоидных народов, так и от славян. К
сожалению, как и другие малые народы, они вымирают. Сегодня настоящего чалдона
можно встретить только в далеких сибирских деревнях (села Чумашки, Заозерное,
Мальково, Яркуль). 5 -
ЗАТУНДРЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ Среди малых
этнографических групп русских известны затундренные крестьяне, которые
переселились на Таймыр (Центральная Сибирь) в далекие XVI-XVII веках. Они шли
сюда в поисках лучшей жизни из Центрального и Восточного Поморья, и
впоследствии стали основой населения Таймыро-Туруханского района и нижнего
течения Ангары. В отличие от русскоустьинцев, они охотно вступали в контакт с
местным населением и вскоре тесно переплели свою культуру с бытом эвенков и
бурят. Вместе они породили в XIX веке новый, долганский этнос, который частично
перенял православную культуру, смешав ее с верованиями северных оленеводов. Затундренных
крестьян практически не осталось. Согласно Всеросийской переписи 2002 года,
всего 8 человек причислили себя к ней. Но их потомки многочисленны – на Таймыре
долганов около 8000 человек. Источник:
http://russian7.ru/2014/04/5-tainstvennyx-russkix-narodov-rossii/
Первая мировая. Накануне Константин
Бухонов За неделю до
убийства в Сараево австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда группа воронежских
туристов отправилась в поездку по Европе. Конечно, это были не самые лучшие
времена для турне: мир стоял на самом пороге Первой мировой войны, но люди, в
том числе и наши туристы, надеялись – авось, пронесёт… С раннего
детства Сергея обучали французскому и немецкому языкам. В 1894 году он окончил
Воронежское реальное училище, затем - выпускник Петербургского технологического
института (1903г.). Преподавал математику, теоретическую механику и
строительное искусство в различных учебных заведениях Воронежа. Был гласным
городской думы в 1903-1909гг.; с 1907 года являлся лектором Воронежского
общества народных университетов – был одним из его учредителей; проводил работу
по устройству литературно-музыкальных вечеров для жителей города. Его жена
Ольга Владимировна (1882-1968), девичья фамилия Овсянникова - из дворянского
рода. Остальные
члены туристической группы также были весьма образованными людьми, не раз
бывавшими за границей. Сергей Александрович, например, интересовался
европейской живописью, архитектурой, музыкой. И остальные ему под стать. Листья осенние падают,
падают!.. Этот
декадентский стих оказался в какой-то мере пророческим. Интеллигенция как будто
понимала, что в будущем её ожидает «глубокий мрак», самое тяжелое для неё было
ещё впереди… Но это уже, однако, отдельная тема. Источник: http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=82818 «Семейное древо»
В Главном
книжном магазине Москвы начал работу читательский клуб15 апреля в
Библио-Глобусе состоялось открытие клубного проекта «Семейное древо»,
посвященного изучению происхождения и истории российских фамилий. В рамках
объявленного в России года культуры в Главном книжном магазине Москвы
начал работу новый читательский клуб «Семейное древо», организованный для
изучения прошлого страны сквозь призму истории российских семей, династий,
родов и направленный на привлечение внимания общества к вопросам
культурно-исторического наследия. В пресс-конференции по поводу открытия
клуба принял участие автор книги «Род Президента В.В. Путина. Материалы
исследования 1986–2002 гг.» Александр Михайлович Путин, который на
протяжении тридцати лет занимался документальным поиском, подбором
и подготовкой материалов для этого уникального труда. В книге
изложены история рода Президента Российской Федерации Владимира Путина,
материалы родословного поиска в архивах, данные расселения граждан по
фамилии Путин, происхождение фамилии. Издание подготовлено по материалам
исследований, проводившихся начиная с 1986 года.
В 1994 году эти исследования по крестьянскому роду Путиных включены
в официальный перечень ассоциации генеалогов, изданного тиражом
2000 экз. и разосланного по регионам Российской Федерации. Составителями
родословной Путина являются Елена Николаевна Ефремова — директор Тверского
архива, и Александр Михайлович Путин — троюродный брат Президента (их
деды — родные братья). Поисковые работы велись в Российском
государственном архиве древних актов (Москва), Государственном архиве Тверской
области и Калининском районном архиве Тверской области. В книге
не отражены периоды деятельности Путина в качестве главы нашего
государства, его трудовая деятельность в других должностях и на
других службах, а также не затрагивается личная и семейная жизнь
Президента. В книге
представлены достоверные факты о происхождении рода, начиная
с поколения 1880 годов, из крестьян Тверской губернии, получивших
у историков наименование отходников. Это был наиболее активный
социально-экономический слой крестьянства, имевший в провинции участки
пахотных земель и, соответственно, доходы с них, а также
и доходы от отходных работ в городах по востребованным там
специальностям. Трое крестьян из рода Путиных в начале ХХ века работали
таким образом в Санкт-Петербурге. Читатели
книги могут самостоятельно делать выводы об уровне жизни выходцев из крестьян,
появившихся в результате Великой реформы 1861 года Царя-Освободителя
Александра II, посмотреть фотографии из личной коллекции автора, родственников
и односельчан семьи Путиных. Автор -
Георгий Гришин Источник: http://rosvesty.ru/2139/obschestvo/9476-semeynoe-drevo/
Столетняя итальянка из СВАО занялась фитнесом.
Александра Чекмазова с улицы Коминтерна является
итальянкой по отцу и происходит из дворянского рода. Её девичья фамилия -
Гемма. Сейчас у бабушки уже 8
внуков, 12 правнуков и 2 праправнука. Марина ТРУБИЛИНА Источник:
http://zbulvar.ru/?c=news&id=47014
О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||