Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


В поисках своего прошлого

Пожалуй, каждый человек в своей жизни хоть раз задавался вопросом, откуда он и куда идет. И если будущее нам не подвластно, то вот заглянуть в свое прошлое мы вполне можем. Речь здесь не о глобальных исторических событиях, а о нашей собственной семейной истории, о нашей родословной – мы ведь так мало о ней знаем. В поисках своих корней мы обратились к молодому ученому Шафикову Ильдару, открывшему центр генеалогических исследований “Origin”.

- Ильдар Фаритович, как давно Вы занимаетесь генеалогическими исследованиями?

 - Все началось еще, когда я учился в университете, в 2005-2006 годах. На первом курсе у нас были лекции по геральдике и генеалогии, и уже тогда мне захотелось составить свою родословную. Можно сказать, что причиной данного начинания послужило обычное любопытство. Мне удалось отследить свою генеалогию до 10 колена, в конце 17 века жил мой самый древний из известных пока мне предков Мухаммед Загит. Когда я поделился своими результатами с друзьями и знакомыми, многие из них загорелись желанием составить свое родословное древо. Так у меня появились первые заказы.

- То есть, получается, каждый может пойти – и так просто узнать свое происхождение?

 - Увы, не так просто. Это очень кропотливая работа. Она требует много терпения и много времени. Так как порой для поиска всего одного документа приходится пересмотреть целую кучу бумаг. К тому же для записей в дореволюционных метрических книгах использовалась арабская графика, и прочесть, например, записи 19 века без специальной подго¬товки очень сложно, а ревизские сказки 18 века написаны специфической скорописью, разобрать которую подчас сложно и специалисту.

- А с чего вообще начинается исследование?

 - Отправной точкой является имя, место и дата рождения человека, чье происхождение мы хотим установить. Это необходимый минимум. При этом самым важным критерием является место рождения, так как имена и даты в силу объективных причин могли меняться. Так, например, в Советское время имена, имеющие религиозный смысл, либо сокращали, либо меняли, и таким образом потомки Габдельвали становились Валеевыми, а потомки Мухаммедсафы – Сафиными.

Практика изменения имен существовала не только в Советское время, но и раньше, в 19 веке, например, из-за указа ДУМ тюркские имена иногда менялись на арабско-мусульманские. Отдельные трудности возникают при работе с метрическими данными «отпавших» кряшен (т.е. вернувшихся в Ислам), так как бывает тяжело сопоставить их христианские и мусульманские имена, которые они тайно, а иногда и явно, продолжали носить. Также встречается и такое, что люди умышленно искажали сведения о себе. Порой просто не находится нужный документ и приходится продолжать поиски другими путями.

- Как долго обычно длится исследование?

- Как правило, процесс занимает три-четыре недели, все зависит от сложности заказа. Иногда возникает необходимость поехать в другой город, например. Так, мы уже побывали в Оренбурге и Уфе. В конце заказчик получает отчет с двумя схемами родословной и пакет документов, подтверждающих подлинность всего исследования. По желанию заказчика мы можем красиво оформить уже готовое родословное древо.

- А каков средний возраст людей, обращающихся к Вам за помощью?

- Многим кажется, что к нам в основном обращаются пожилые люди, однако это не совсем так. Средний возраст наших заказчиков 20-40 лет. Ведь не всегда живы те люди, которые могут им что-то рассказать об истории их семьи. В лучшем случае они знают своих предков в четвертом колене. Однако не всегда личный интерес является мотивом для обращения к нам. Иногда люди приходят, чтобы сделать кому-то подарок. И, по-моему, подарить человеку его прошлое – это, по меньшей мере, оригинально, а на самом деле – бесценно.

- В Вашей практике бывали интересные случаи?

 - Конечно! Вот, например, совсем недавно к нам обратился человек из одной деревни, чтобы узнать свою родословную. А несколько ранее из этой же деревни с этой же целью к нам приходил другой человек. В итоге оказалось, что они потомки родных братьев, живших во второй половине 18 века. Для них это был большой сюрприз. Вообще история каждой семьи уникальна. Часто люди приходят надеждой на то, что их предками являлись знатные люди, дворяне, ханы и т.д. Но на деле чаще оказывается, что они из обычной крестьянской семьи. Они расстраиваются, а между тем нужно просто знать и принимать свое прошлое таким, какое оно есть. Ведь именно благодаря ему мы живем той жизнью, которая есть у нас сейчас. Без наших предков нас самих просто не было бы. На татарском есть такая фраза «Мәрхүмнәрнең каберен бел, исәннәрнең кадерен бел» (Помни о могилах умерших, цени тех, кто рядом – пер.авт.), и мне бы хотелось, чтобы люди как можно чаще руководствовались ею в жизни.

Источник: http://etatar.ru/20/44627

 

Восстановить родословную куряне могут по ревизским сказкам

Чем занимался прадед и откуда родом прабабушка? В последнее время у курян вызывает интерес собственная родословная. Оказывается, чтобы восстановить генеалогическое древо, необязательно нанимать специалистов. Смотреть

Информацию можно найти самостоятельно. В первую очередь в Государственном архиве Курской области. Главный документ, который поможет ответить на вопросы, - метрические книги. В них священнослужители записывали данные о браках, рождении и смерти. Еще один важный носитель информации - ревизские сказки. Книги, в которых отражали результаты переписи населения. Первая прошла в России в 1719 году. В этих документах не только имена и состав семьи. Заместитель начальника отдела использования и публикации документов Государственного архива Курской области Людмила Ласочко.

Людмила Ласочко: «Если были какие-то перемещения между ревизиями, человека отдавали в рекруты или, если это помещичьи крестьяне, возможно, они продавались, отдавались куда-то - все это фиксировалось в ревизских сказках».

С помощью ревизских сказок также проводят демографические исследования. Интересную информацию о селах и деревнях губернии в них находят краеведы.

Источник: http://seyminfo.ru/vosstanovit-rodoslovnuiu-kuryane-mogut-po-revizskim-skazkam.html

 

Эволюция альбомного жанра

«Альбомы нынче стали редки…» — этой поэтической строкой Максимилиана Волошина озаглавлена выставка Музея имени А.С.Пушкина, посвященная эволюции альбомного жанра с конца XVIII до начала нынешнего столетия

Представлено около 200 рукописных альбомов разных эпох и избранных страниц из собраний государственных музеев и частных коллекций. Основу экспозиции составляют экспонаты из собрания Государственного музея А.С.Пушкина — более 40 альбомов, принадлежавших знаменитым фамилиям, с рисунками и автографами известных художников, литераторов и исторических личностей, в том числе выдающихся художников пушкинской эпохи О.Кипренского и А.Брюллова. Альбомы и записные книжки из своих коллекций демонстрируют также Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Государственный литературный музей, Государственный музей В.В.Маяковского и др.

Одним из интереснейших экспонатов выставки является альбом семьи Бакуниных-Полторацких. Его первыми владельцами были Павел Петрович Бакунин, известный дипломат, и его жена Екатерина Александровна, урожденная Саблукова. Текста в альбоме почти нет, но зато рисунки — в изобилии: виды городов, пейзажи, портреты, в том числе работы известных европейских художников, с которыми довелось общаться Бакуниным в 1790-х годах по дороге из России в Англию. Позже в этом же альбоме рисовала дочь Бакуниных Екатерина, в которую был влюблен лицеист Пушкин. Последней владелицей реликвии, оставившей там след, была ее внучка Вера Кох.

Не менее интересен альбом, принадлежавший президенту Академии художеств, директору Императорской публичной библиотеки Алексею Оленину, в гостях у которого бывали Крылов, Грибоедов, Брюлловы, Глинка. На некоторых листах этого альбома наклеены уникальные автографы — например, Александра I и шефа жандармов графа Бенкендорфа. Самое ценное в альбоме, конечно, рисунки: и владельца, и гостей дома Олениных. В общей сложности — 67 акварелей, пейзажей, аллегорических и жанровых сцен, портретов («Женщина в восточном костюме» князя Григория Гагарина, итальянские зарисовки Александра Брюллова и другие).

Альбомы невозможно отделить от уклада жизни дворянства и аристократии XIX века. Они не только рождены дворянской культурой, но, по сути, являются ее зеркалом — бесценным источником информации о минувшей эпохе, об особенностях быта, о характере владельцев. С началом ХХ века новаторские открытия авангардных поэтов и художников привели к появлению совершенно новых форм искусства, что отразилось и в альбомах, и в записных книжках.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Источник: http://culture.ru/press-centre/news/9649/

 

Новосибирский чудак пожелал сменить фамилию на «Президент-Великой-России-Бабин»

Намедни началась курьёзная судебная тяжба по иску этого самого записного чудака Юрия Бабина к областному управлению ЗАГС, отказавшему ему в изменении собственной фамилии на столь необычную. Юрий требует удовлетворить не только свою причуду, но и компенсировать моральный вред, причинённый ЗАГСом.

Следует отметить, что Бабин давно известен своими более чем неординарными поступками не только в родном Новосибирске. Когда-то он прославился в качестве «копеечного миллионера», собрав чуть ли не по всей стране невероятное количество монет соответствующего достоинства. По его задумке, мелочь предназначалась на переплавку – из материала должен был получиться памятник самой мелкой монете. Кстати, и это его начинание чиновники проигнорировали, не дав разрешения на установку такого действительно креативного, по нашему мнению, монумента.

Недавно Юрий Бабин также обращался через СМИ к небезызвестному экс-сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену, предлагая безвозмездно предоставить ему свою квартиру для совместного проживания. Беглый американский шпион тоже не посчитал нужным отреагировать на инициативы новосибирского доброжелателя. Вероятно, перспектива оказаться в Сибири испугала?

Ну, а эпопея со сменой фамилии на более значимую (ни много, ни мало — «Президент-Великой-России-Бабин») длится у Юрия уже больше года. Шесть раз чиновники ЗАГС отказывали ему в конституционном праве называть себя, как он пожелает. Бабин считает, что отказы были совершенно безосновательны, поскольку в своих ответах специалисты по записям актов гражданского состояния ссылались именно на статью, как раз-таки предусматривающую возможность менять фамилию на какую угодно.

Такого отношения к себе несостоявшийся «Президент-Великой-России-Бабин», естественно, не потерпел. Он направился в суд, где и выставил областному управлению ЗАГС иск на общую сумму в 10 миллионов рублей. Цифра сложилась из возврата уплаченной госпошлины за внесение изменений в документы, которых не потребовалось, оплату услуг адвоката и, конечно же, морального вреда, оценённого в соответствии с «президентскими» амбициями. Своего стремления к получению новой фамилии Юрий, кстати, тоже не утратил…

Источник: http://novosti-ru.ru/community/6675-novosibirskiy-chudak-pozhelal-smenit-familiyu-na-prezident-velikoy-rossii-babin.html

 

Погнался за счастьем

Мужчина решил сделать интернет-ник официальным именем

В один из ЗАГСов Астраханской области обратился молодой человек с желанием поменять имя: вместо банального Алексей он желал получить многообещающее - "Счастье".

Объяснил он свое желание тем, что в Интернете его все знают под одноименным ником, и он к нему уже давно привык. Просьбе молодого человека удивились, но отказывать не стали. Правда, до регистрации так и не дошло: астраханец, родившийся в ближнем зарубежье, не захотел ждать официального запроса по месту рождения. А без этого изменить имя было невозможно.

И вот на одном из астраханских информационных сайтов появилась новость, якобы экс-Алексей уже получил паспорт с новым именем Счастье и теперь хочет поменять фамилию. Его знакомая рассказала, что он себя позиционирует как человек, несущий людям радость, отсюда ник, а теперь и имя.

В ЗАГСе, правда, эту новость не подтвердили, сказав, что в официальной базе данных записи о смене имени нет, а значит, и новый паспорт мужчина получить не мог.

Источник: http://www.rg.ru/2013/09/13/schastie.html

 

Имя собственное. 8 фамилий, ставших автомобильными брендами

Они родились в XIX веке, создали свои компании в XX, а в XXI их имена продолжают жить в названиях автомобилей

Самые известные автомобильные компании носят имена своих создателей. И кто бы мог подумать, что их имена через 1,5 века отойдут на второй план, а почти всё население земли будет знать о машинах, которые продолжают выпускаться их компаниями. Более того, некоторые из них стали почти именами нарицательными и, называя определённый бренд, люди имеют в виду стиль жизни. Иногда пути главных героев пресекались, они учились друг у друга, становились конкурентами, но в конце концов каждый из них находил свой путь, а результат инженерного гения и ежедневного труда занимал свою нишу и становился первым.

Готлиб Вильгельм Даймлер (Gottlieb Wilhelm Daimler)

17 марта 1834 – 6 марта 1900

Сейчас о компании Daimler известно не всем, поскольку автомобили под этим брендом не выпускаются. Но буквально 20 лет назад это имя входило в название одного из крупнейших автоконцернов DaimlerChrysler AG. Основателем бренда стал Готлиб Даймлер, сын пекаря, ученик оружейника, получивший образование в Штутгартском политехническом институте. Его жизнь тесно переплелась с другими великими инженерами: на первом месте работы – фабрике «Брудерхауз» он знакомится Вильгельмом Майбахом, через некоторое время они занимают ведущие должности на заводе Maschinenbau-Gesellschaft Karlsruhe AG, директором которого был изобретатель четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания Николаус Отто. В конце 1885 года Даймлер и Майбах сконструировали свой первый двигатель и изобрели карбюратор, а 1886-м собрали самодвижущуюся карету. Даймлер и Майбах построили свой первый автомобиль в 1889-м, но основные усилия они направляли на разработку моторов. В 1890 году Даймлер организовал компанию Daimler Motoren Gesellschaft (DMG) по производству небольших, мощных двигателей для использования на земле, в небесах и на море, что нашло своё отражение в виде трёхлучевой звезды, позже ставшей символом уже другой компании. В 1894 году лицензию на двигатель и на бренд Daimler купил английский предприниматель Ф. Симмс, продолжая выпускать двигатели и автомобили. До 1950 года автомобили для британской королевской семьи изготавливались только фирмой Daimler.

Карл Фридрих Михаэль Бенц (Karl Friedrich Michael Benz)

25 ноября 1844 – 4 апреля 1929

Карл Бенц – официальный изобретатель автомобиля, именно он 31 декабря 1878 года получил патент на созданный двухтактный двигатель внутреннего сгорания, который позже наряду с другими важными узлами и деталями использовала в первом автомобиле. Его имя стало второй «половинкой» в названиях компании Daimler-Benz AG и автомобильного бренда Mercedes-Benz. Также как и Готлиб Даймлер, Карл Бенц, сын машиниста поезда сам пробил себе дорогу, получив образование в техническом лицее, а затем в политехническом университете. Началом его карьеры была механическая мастерская, организованная совместно с Августом Риттером. В 1883 году на основе велосипедной мастерской он создал компанию «Benz & Company Rheinische Gasmotoren-Fabrik», в которой и построил первый автомобиль. Техника Бенца принимала участие в автомобильной выставке в Париже1889 года, на которой также был стенд Daimler. К концу века автомобили Бенца добились признания у публики и уже начали неплохо продаваться. 28 июня 1926 года компания Карла Бенца Benz & Cie. и DMG Даймлера объединились, образовав Daimler-Benz (существующую и в наше время). Они называли все свои автомобили Mercedes-Benz в честь самой лучшей модели DMG 35-сильной «Mercedes» 1902 года выпуска, и в честь Карла Бенца.

Арман Пежо (Armand Peugeot)

26 марта 1849 – 2 января 1915

К концу XIX века семья Пежо была связана с механизмами уже почти 200 лет, когда один из наследников династии проявил интерес к автомобилям, резвившийся у Армана Пежо от создания велосипедов – им Peugeot делала спицованные колёса. Большую роль в жизни будущего автомобилестроителя сыграла встреча с Готтлибом Даймлером, который убедил Армана Пежо в жизнеспособности автомобиля. Первая машина, спроектированная Леоном Серполле, с изображением льва в качестве эмблемы, запатентованной братом Эмилем Пежо ещё 20 ноября 1858 года, была готова в 1889-м. Она работала на пару, а в уже через год автомобили Peugeot комплектовались бензиновыми двигателями Panhard, собранных по лицензии Daimler, а с 1896 с моторами собственного производства. Их Пежо выпускал уже на собственом предприятии, отделившись от семейного бизнеса. Француз стал первым производителем, который с 1895 года начал использовать резиновые шины, и вообще его автомобили отличались более сложной конструкцией. Также он являлся пионером в автомобильных гонках, выставив 5 автомобилей на Paris-Rouen Rally 1894 года, из которых в пятёрку лидеров вошли три автомобиля. К 1903-му Пежо производил половину автомобилей во Франции, а сегодня Peugeot является второй по количеству выпускаемых автомобилей в Европе, после Volkswagen.

Генри Форд (Henry Ford)

30 июля 1863 – 7 апреля 1947

Свою независимость и наличие собственной точки зрения Генри Форд проявил уже подростком, сбежав из своей семьи ирландских фермеров в Детройт. Чувствуя «механизмы душой» и интуитивно понимая их устройство, Генри Форд находил себе способ заработать на жизнь и через какое-то время он устроился в качестве инженера-механика в «Электрическую компанию Эдисона», где позже стал главным инженером. Но самым интересным устройством для Форда являлись автомобили, свою первую машину он собрал сам в 1893 году.

С 1899 по 1902 год был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но из-за разногласий с остальными владельцами фирмы ушёл из неё и в 1903 году основал Ford Motor Company. Его лозунгом была фраза «автомобиль для всех», и он делал всё для достижения этой цели. В итоге Ford Model T до сих пор является одной из самых популярных марок в мире по продажам, а принципы применяемы в производстве используются на заводах до сих пор.

Сакити Тоёда (Sakichi Toyoda)

14 февраля 1867 – 30 октября 1930

Сакити Тоёда называют отцом японской промышленности. Эпоха «реставрации Мэйдзи» конца XIX века позволяла передовым людям, не имеющим особенного социального статуса, создавать свои компании, а открывшиеся связи со всем миром позволяли выбрать почти любое направление развития. Бизнес Сакити Тоёда был связан с производством ткацких станков и выпуском тканей. Первая мировая война позволила существенно расширить дело, а изобретение в 1924 году автоматического станка Tovoda-G вывело Toyoda Spinning and Weaving Company. Ltd на международный уровень. Но на гребне успеха Сакити Тоёда принимает необычное решение и продаёт компанию за сумму, эквивалентную 1 млн иен, которая и стала стартовым капиталом для будущей Toyota Motor Company Правда, руководить компанией её основателю уже не было суждено и дело продолжили наследники Киитиро и Рисабуро Тоёда. Несмотря на то, что фамилия основателей компании звучит как Тоёда, для упрощения произношения и в качестве символа отделения деловой деятельности от семейной жизни, компании было решено дать имя «Тоёта». В Японии название «Тоёта» (トヨタ) считается более удачным названием, чем «Тоёда» (豊田), так как 8 считается числом, приносящим удачу, а слово «Тоёта», написанное азбукой катакан, как раз состоит из 8 черт. Название оказалось действительно удачным и компания много лет держится в лидерах автопроизводства, иногда уступая первое место General Motors.

Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche)

3 сентября 1875 – 30 января 1951

Фердинанд родился в семье владельца ремонтной мастерской, можно сказать, что у него не было другого выбора, как связать свою жизнь с различными механизмами. Но при работе в мастерской с 15 лет у мальчика появились другие интересы и он решил получить образование. В 1898 году у Порше появляется революционная идея автомобиля с электроприводом, которую он с успехом воплощает – автомобиль был способен передвигаться со скоростью 40 км/ч, но запас аккумуляторов позволял ей быть на ходу не больше часа. Презентация автомобиля произвела фурор, Фердинанда Порше взяли на должность главного конструктора в компанию Lohner. В 1906 году Порше стал техническим директором и главным конструктором фирмы, производившей автомобили Austro-Daimler. В 1923 году Фердинанд занимает должность главного инженера Daimler-Benz AG, где возглавляет постройку гоночных автомобилей, среди которых появляются знаменитые Mercedes S и SS. 6 марта 1931 года в Штутгарте Порше открывает своё собственное конструкторское бюро Porsche, которое и по сей день является лидером в создании спортивных автомобилей.

Генри Ройс и Чарльз Роллс

(Sir Frederick Henry Royce / Charles Stewart Rolls)

27 марта 1863 – 22 апреля 1933 / 27 августа 1877– 12 июля 1910

Компания Rolls-Royce Limited была основана британцами Генри Ройсом и Чарльзом Стюартом Роллсом 15 марта 1906 года и первое время специализировалась на выпуске авиационных двигателей. У партнёров были совсем разные судьбы.

О Генри Ройсе лучше всего говорит надпись на памятнике, который был ему прижизненно установлен в Дерби: «Генри Ройс, инженер, родившийся в 1863 в Этуолтоне под Питерборо. Обделённый в детстве, он обучился всему сам. Среди его трудов – проектирование и постройка автомобилей Rolls-Royce, завоевавших всемирное признание, внёсших важнейший вклад в Великую Войну, и проектирование авиамоторов Rolls-Royce, на которые приходилось больше мощности союзной авиации, чем на какие-либо другие. Аэропланы с его моторами пересекали Атлантику за 16 часов и были первыми, долетевшими из Англии до Австралии. Эта статуя поставлена акционерами Rolls-Royce в 1923, в год, когда он по-прежнему трудится главным инженером компании». Стоит лишь добавить, что близко с автомобилем Генри Ройс познакомился в 1901 году. Достаток позволил ему купить свой первый автомобиль, но он был настолько в нём разочарован, что через три года создал свою машину, а позже ещё две. Один из автомобилей достался партнёру Генри Эдмундсу, который свёл Ройса с богатым спортсменом Чарльзом Роллсом. Это знакомство привело к созданию в 1904 году первого автомобиля под маркой Rolls-Royce, который соответствовал высоким требованиям аристократа. За заслуги перед отечеством он был удостоен звания рыцарского титула, получил титул баронета и являлся офицером Ордена Британской империи.

Чарльз Роллс был четвёртым ребёнком богатого домовладельца, полковника Джона Роллса, барона Лангатока, получил среднее образование в Итоне и инженерное – в Кембридже. В 1896 году Роллс стал третьим человеком в Уэльсе, у которого есть автомобиль. В 1903 году он поставил национальный рекорд скорости в 93 мили в час. Уже имея фирму по продаже автомобилей, в компании Rolls-Royce, Роллс занимался финансами и продажами, а также учувствовал на собственных машинах в гонках. Но к 1910 году им овладела вторая страсть – самолёты, на которых он также устанавливал рекорды. 12 июля 1910 года на высоте всего 6 м его самолёт развалился в воздухе и Роллс погиб, став первым британцем – жертвой авиакатастрофы.

Источник: http://www.aif.ru/auto/article/67082

 

Жительница Миасса не смогла оформить развод с мужем из-за буквы "Ё" в фамилии

В Челябинской области жительнице Миасса было отказано в выдаче свидетельства о разводе на основании того, что у неё в паспорте фамилия мужа записана с ""Ё", а у супруга и в свидетельстве о браке с "Е". Поэтому для начала ЗАГС отправил женщину на замену паспорта с "правильной" фамилией мужа.

Гражданка возмутилась, ведь после развода ей вновь придётся менять паспорт, где она уже будет под своей, девичьей фамилией. Женщина обратилась в суд, ссылаясь на ФЗ "О государственном языке", который гласит о равнозначности букв "е" и "ё", если "е" не является смыслообразующей, а отсутствие двух точек в букве "е" не искажает данных о ней.

Однако в суде посчитали, что в данном случае были нарушены установленные правила требований обязательного использования "ё" в случаях, когда возможно неправильное прочтение слова. Имена собственные (в том числе фамилии, имена, отчества) относятся к этому случаю, поэтому применение буквы "ё" в них должно быть обязательным.

Источник: http://www.naurfo.ru/news/12804

 

Михаил Ардов: Вспомним о Романовых

Недавно в Москве в Историческом музее открылась выставка, посвященная четырехсотлетию дома Романовых. В экспозицию включены «живописные, миниатюрные, графические, фотографические и скульптурные работы, представляющие «романовский» портрет». Забавно, что экспозиция размещена не в здании на Красной площади, а в соседнем доме, где в советские годы был музей Ленина, исступленного врага монархии. Пока я ходил по залам и любовался замечательными экспонатами, в памяти моей всплывали занятные истории, связанные с российскими монархами. Кое-что из этого я хочу предложить читателям...

Императрица Екатерина II изъявила желание послушать рассказ адмирала Чичагова о его победе над шведским флотом. Адмирал сначала стеснялся, затем осмелел, вошел в раж и начал произносить слова непристойные. Внезапно он опомнился и упал на колени с возгласом: «Виноват, матушка!» «Ничего, Василий Яковлевич, – отвечала императрица. – Я ваших морских терминов все равно не разумею».

Или вот еще одна. Некий гвардейский офицер вызвал негодование императора Павла. Государь вскричал: «В армию! В гарнизон!» Виновный отвечал: «Из гвардии да в гарнизон? Ну, уж это не резон». Реплика царя рассмешила, и никакого наказания не последовало.

А во время царствования Николая I какой-то солдат в пьяном виде плюнул на портрет государя. Это было доведено до сведения самого царя, и на докладе об этом происшествии он начертал: «Помиловать дурака. И передать ему, что я тоже на него плюю».

Известна такая реплика царя Николая Павловича, он говорил это своему сыну и наследнику: «В России только мы с тобой не воруем».

Императору Александру II дали для прочтения возмутительный и скандальный роман Чернышевского «Что делать?» На этот вопрос царь-освободитель ответил краткой резолюцией, каковую начертал на обложке рядом с названием книги: «Руду копать!»

В Петербург приехал какой-то француз, и он был приглашен на обед императором Александром III. Гость увидел, что одним из блюд была гречневая каша, и обратился к царю: «Вы здесь едите гречку? У нас во Франции ее ест только скотина». Государь спросил его: «А правда, что у вас во Франции едят лягушек?» «Да, мы их едим», – ответил француз. «А у нас в России, – сказал царь, – лягушек даже скотина не ест».

У великого князя Константина Константиновича был дворецкий по фамилии Селезнев. В молодости этот человек служил в Первом батальоне Преображенского полка, которым в бытность свою наследником-цесаревичем командовал император Николай II. Когда царь приходил в гости к Константину Константиновичу, он, бывало, говорил дворецкому: «Ты, Селезнев, теперь большим человеком стал. А я как был полковник, так им и остался»...

Источник: http://www.metronews.ru/kolumnisty/mihail-ardov-vspomnim-o-romanovyh/Tpomir---0XFdjxzNskcxE/

 

Популярные версии о том, кто был таинственным узником в железной маске

18 сентября 1698 года в Бастилию перевели таинственного узника, известного как Железная маска. В нем видели самых разных людей. Мы сделали подборку популярных версий о том, кто скрывался под маской.

1. Известно, что изначально маска была не железной. Так ее обозвали уже позже. На самом деле, лицо самого противоречивого узника было сокрыто под черной бархатной маской с железными застежками. По свидетельству современников, с заключенным очень почтительно обращались, что указывает на его знатное происхождение. По одной из версий, это был не кто иной, как старший брат Людовика XIV, которого обрекли на вечное заключение инкогнито из политических соображений. Автором версии является филосов-просветитель Франсуа Вольтер. Из его труда «Век Людовика XIV...», написанного в 1751 году следует буквально следующее: «Железная маска был брат и, без сомнения, старший брат Людовика XIV...».

А популярность гипотеза обрела после того, как ее в своем романе «Виконт де Бражелон или десять лет спустя» изложил Александр Дюма. Однако среди современных исследователей версия поддержки не находит. Основным недостатком ее является отсутствие достоверных документов-свидетельств о том, что у Людовика XIV был брат. Также ходили слухи о том, что у Людовика XIII помимо законного наследника, был внебрачный сын. Его после смерти отца, собственно, и устранил сводный брат, король Людовик XIV, навечно заключив в тюрьму.

2. Следующим популярным претендентом на роль узника в железной маске был Людовик Бурбонский, граф Вермандуа, незаконнорожденный сын Людовика XIV. Версию о том, что именно Людовик Бурбонский и есть Железная маска всколыхнуло произведение неизвестного автора «Секретные записки об истории Персии». Книга в 1745 году вышла в Амстердаме и на время затмила все остальные гипотезы о Железной маске.

В книге в анекдотической форме описывался весь французский двор. А главным героем был падишах Ша-аббаса (Людовик XIV) у которого было два сына: законный Седж-Мирза (Людовик, дофин) и незаконный Жиафер (граф Вермандуа). Согласно описанной истории Жиафер дал пощечину своему брату Седж-Мирзе, принцу крови. За это преступление его хотели казнить, но отец, пожалев мальчика, будто бы отправил провинившегося сына в армию, а двору объявил о смерти Жиафера по пути. На самом же деле падишах укрыл его в своем замке. Впоследствии Жиафер, сохраняя тайну своего исчезновения, переезжал из крепости в крепость, а когда ему необходимо было повидаться с людьми - надевал маску. Позже эта версия не выдержала критики. Во-первых, ни один мемуарист времен Людовика XIV ни разу ни написал об оскорблении, нанесенном дофину графом Вермандуа. А во-вторых, официальная дата смерти графа - 18 ноября 1683 года - не позволяет ему в 1679 году находиться в Пиньероле в качестве Железной маски.

3. По сведениям, собранным в своих исследованиях историками конца XIX - начала XX века Тапена, Брентано и Сореля, пленник с чёрной бархатной маской был записан в списках Бастилии под именем Маттеоли. Граф Эрколь Антонио Маттеоли был министром Карла IV, герцога Мантуанского. На Мантиолли надели маску и навсегда лишили свободы за то, что тот обманул францукзского короля. В 1678 году Маттиоли обещал Людовику XIV, что он убедит своего правителя отдать Франции крепость Казале. Сделка, прямо или косвенно задевающая интересы многих государств, должна была состояться в строжайшей тайне. Однако о продаже части его владений узнал Карл IV Герцог Мантуанский. Случилось это до совершения сделки, поэтому ее пришлось расторгнуть. Людовику пришлось бить отбой в тот момент, когда отряд французских войск во главе с новым комендантом был уже готов вступить в Казале.

Помимо понятной досады короля мучила мысль о возможном международном скандале, так как в руках у Маттеоли оставались ратификационные документы с личной подписью Людовика. В последствии французское правительство заманило Мантиолли на свою территорию и заключило его сначала на острове Святой Маргариты, потом в Бастилии. Версия о том, что именно Маттеоли стал Железной маской была преобладающей в конце XIX века.

4. Писатель Жермен Франсуа Пуллен де Сен-Фуа высказал версию о том, что Железная маска не кто иной, как незаконнорожденный сын английского короля Карла II, герцог Иаков Монмут. Воспитанного в протестанстве сына король очень любил. Повзрослев, незаконный принц получил титул герцога Монмута и стал первым человеком при дворе. Однако у Карла II не было детей, рожденных в браке, поэтому трон после смерти короля унаследовал герцог Йоркский, чрезвычайно непопулярный в народе за свою приверженность к католицизму.

Монмут решил завоевать трон. Однако нужной поддержки знати незаконнорожденный принц не сыскал, а занять престол силой не удалось. Бежавшего с поля боя Монмута арестовали. Тот добился аудиенции короля, где на коленях умолял герцога Йоркского, нареченного Иаковом II, о пощаде. Однако король требовал смертного приговора. 16 июля 1685 года Монмут был казнен в Лондоне на глазах у тысяч людей. Писатель Сен-Фуа, указывая в своем произведении на королевское происхождение Монмута, пытался доказать, что его ни в коем случае не могли казнить. Будто бы вместо казни герцога отправили во Францию и надели на него ту самую железную маску. А вместо Монмута казнили другого человека. Но как писатель ни старался, его версия осталась самой неубедительной из всех существовавших.

Источник: http://www.vologda.kp.ru/daily/26133/3024962/

 

Мода из ледника

Глобальное потепление оказывает археологам добрую службу, позволяя найти и исследовать артефакты, долгое время покоящиеся в толще ледников. Так случилось и с туникой, изготовленной в самом начале первого тысячелетия нашей эры. Прекрасная сохранность артефакта позволяет узнать многое о жизни людей того времени на юге Норвегии.

Известия о таянии ледников на севере нашей планеты могут вызвать неподдельный ужас у обывателей и настоящую эйфорию у археолога. В результате глобального потепления ежегодно удается обнаружить около сотни артефактов, хранившихся в, казалось бы, вечных льдах. Находки датируются самым разным временем, среди них не последнее место занимает туника из норвежского ледника Лендбрин, который находится к северо-западу от Осло в губернии Оппланн. Возраст туники как минимум равняется семнадцати векам: радиоуглеродный анализ показывает, что одежда была сшита между 230 и 390 годами нашей эры. Информацию об этом публикует журнал Antiquity.

Туника была обнаружена в августе 2011 года в результате работы специальной программы по спасению археологических артефактов из ледников.

После обнаружения артефакт был доставлен для изучения в Университет Осло. Здесь был проведен радиоуглеродный анализ, а также первичное изучение одежды.

Туника является одиночной находкой, рядом с ней не было обнаружено других артефактов. Однако то место, где она была найдена, издревле считалось одним из ареалов охоты. Это подтверждается и тем, что на некотором расстоянии от обнаруженного одеяния ранее уже были обнаружены предметы, явно являвшиеся охотничьим инвентарем, а также конский навоз. Все эти находки датируются разными периодами, в том числе и первобытными временами.

Используя растровый электронный микроскоп, ученые установили, что ткань туники была сшита из двух видов овечьей шерсти. Ткани отличаются расцветкой: одна из них белая, в то время как другая более темных оттенков. При этом заметно, что шерсть на оба вида ткани тщательно отбиралась, о чем свидетельствует ее высокое качество, а также практически идеальная сохранность.

Ткань туники начала первого тысячелетия создана при помощи ромбовидного плетения.

На тунике отсутствуют застежки. Она надевалась и носилась как привычный современному человеку свитер. Длина одеяния составляет 1,8 м. Ученые считают, что владелец этой одежды был достаточно высок: его рост составлял от 1,7 до 1,76 м.

Не вполне понятно, как и почему владелец лишился своей одежды. Возможно, имел место какой-то несчастный случай, заставивший древнего жителя Норвегии расстаться с туникой.

Уникальность находки бесспорна. До наших дней дошло не так много образцов одежды того времени, все их можно пересчитать по пальцам обеих рук. Обнаруживаются они в самых разных точках планеты (Дания, Нидерланды, Северная Германия, Италия, Центральная Азия, Анды, Ближний Восток). При этом состояние дошедших до нас материалов оставляет желать лучшего, чего нельзя сказать о лендбринской тунике.

Благодаря хорошей сохранности находки ученые смогут исследовать особенности ткацкого ремесла в Северной Европе, а также провести сравнение с тем, что в аналогичный период времени носили люди, жившие в ареале Римского мира.

Независимо от результатов этих исследований вполне ясно: изменения в климате и таяние льдов позволят еще не раз удивить ученых и весь мир внезапно появившимися замороженными артефактами.

Источник: http://www.gazeta.ru/science/2013/09/17_a_5655409.shtml


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное