Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


«Старинные, очень даже старинные» В Ангарске хранятся часы рода Лермонтовых

«Этих часов могла касаться рука Михаила Лермонтова», – я рассматриваю большие настенные часы в классическом корпусе, с маятником и гирей. «Этот экспонат действительно когда-то принадлежал Лермонтовым. Видел ли его поэт? Конечно, с Михаилом Лермонтовым эти часы не были связаны. Зато связаны с его родом, – директор Ангарского музея часов Нина Крылова прерывает мои мечты. – Хронометр по праву можно назвать лермонтовским». В 1974 году коллекционеру Павлу Курдюкову эти часы вместе с фотокопией старинного документа с фамильным гербом и лермонтовской родословной прислал житель Уфы Михаил Николаевич Лермонтов, один из многочисленных представителей легендарного рода, ведущего свою линию от шотландского подданного Георга Лермонта. Механизм, которому не менее 150 лет, когда-то отсчитывал время в имении Лермонтовых в Костромской губернии, а теперь живёт в Ангарске.

От двух разных линий

Год 1974-й. «Восточно-Сибирская правда» рассказывает о новых приобретениях часовой коллекции ангарского собирателя Павла Курдюкова. «Самая последняя новинка Курдюкова привезена им недавно из Уфы. Настенные гиревые часы работы неизвестного мастера хранились в семье отдалённых предков Лермонтова, и не исключено, что принадлежали Михаилу Юрьевичу», – с надеждой писал корреспондент более трёх десятков лет назад. Сейчас уже известно, что поэт, скорее всего, никакого отношения к этим часам не имел. Но то, что они принадлежали роду Лермонтовых, неоспоримо. Именно поэтому по сей день этот артефакт занимает почётное место в действующей экспозиции Ангарского музея часов.

«В Уфе П.В. Курдюкова свела судьба с братьями Михаилом Николаевичем и Борисом Николаевичем Лермонтовыми», – писала «Восточка» несколько месяцев спустя, в 1975 году. «Узнав, что я коллекционирую часы, они подарили мне старинные, очень даже старинные часы, – процитированы в газете слова самого собирателя. – И преподнесли мне в дар две семейные реликвии – фотокопию старинного документа, заверенного печатями и подписями герба рода Лермонтовых, и копию родословной Михаила Юрьевича Лермонтова». Снимок герба даже напечатали в газете, снабдив пояснением: «В щите, имеющем золотое поле, находится чёрное стропило с тремя на нём золотыми четырёхугольниками, под стропилом чёрный цветок. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нём короной».

Известно, что род Лермонтовых восходит к уроженцу Шотландии Георгу (Юрию) Лермонту, который в начале 17 века оказался в России, положив начало легендарной фамилии. От двух браков у Лермонта было четверо детей. Один из них, сын Пётр, стал продолжателем рода Лермонтовых, родив дочерей Евдокию и Марфу, сыновей Евтихия (Юрия) и Петра. У Евтихия было три сына – Пётр, Яков и Матвей. От Матвея пошла так называемая колотиловская линия Лермонтовых (названа так по усадьбе Колотилово, которая была вотчиной этой линии). Лермонтовы из Уфы и являются потомками колотиловской линии. А вот поэт Михаил Лермонтов принадлежал к другой линии, измайловской (его прямой предок – брат Матвея Пётр Лермонтов, линия названа по усадьбе Измайлово). Поскольку у поэта Лермонтова не было детей, на нём измайловская линия и прервалась.

Колотиловская линия, напротив, как и некоторые другие линии рода Лермонтовых, имеет представителей и сегодня. Они живут и в России, и за рубежом. Уфимские Лермонтовы восходят к одному из семи сыновей Матвея Юрьевича Лермонтова, секунд-майору Юрию Матвеевичу Лермонтову, имевшему 12 детей. Один из них, капитан Матвей Лермонтов, в 1806 году произвёл на свет сына Юрия, в будущем поручика. Именно он жил практически в одно время с поэтом Лермонтовым. Поэт был на восемь лет младше, но колотиловский родственник пережил автора «Героя нашего времени» на 48 лет. У Юрия Лермонтова в 1867 году родился сын Николай всё с той же фамилией – Лермонтов. Так вот Николай Юрьевич Лермонтов и был отцом Михаила и Бориса Лермонтовых, передавших Павлу Курдюкову старинные часы.

«Эти часы в нашей семье находились не менее 150 лет»

Директор Ангарского музея часов Нина Крылова показывает старое письмо. 12 ноября 1974 года уфимец Михаил Лермонтов писал Павлу Курдюкову: «Эти часы, я помню, всегда висели в столовой комнате в квартирах в городах, где жил и работал отец с семьёй. То есть в Калуге, Ярославле и Уфе. Если мне не изменяет память, как будто эти часы привезла отцу, когда приезжала к нему жить из нашего имения в Костромской губернии после смерти моего деда Юрия Матвеевича, мать отца, моя бабушка Евдокия Трофимовна Лермонтова. По-моему, это было в 90-х годах. Я почему-то уверен, что эти часы у деда в имении, а потом у моего отца (в нашей семье) находились не менее 150 (может, и больше) лет. А потому и понятна изношенность механизма».

Дед Михаила Николаевича Юрий Матвеевич Лермонтов скончался в 1889 году. Очевидно, после этого Евдокия Трофимовна и отправилась из Костромской губернии к сыну Николаю, захватив с собой дорогие её сердцу часы. «Учитывая воспоминания семьи Михаила Николаевича Лермонтова, можно предположить, что часы изготовлены в 60–80-е годы 19 века, – говорит Нина Крылова. – Это подтверждается аналогичными часами, представленными в экспозиции музея часов во Владимире. Корпус владимирских часов такой же, различия лишь в маленьких деталях, часы так же снабжены маятником и одной гирей. А вот циферблаты разные. Часы, хранящиеся в нашем музее, ещё и закрыты оргстеклом. Это абсолютно нормально, когда механизмы, история которых насчитывает много лет, могли дополняться современными элементами». Таким образом, даже если поэт Михаил Лермонтов и бывал когда-то у колотиловской родни, скорее всего, часы он видеть не мог. Поэт погиб на дуэли в 1841 году, а часы, вероятно, были приобретены кем-то из Лермонтовых не ранее середины 19 века. Да и если бы эти часы оказались у родственников при жизни Лермонтова, увидеть их у него не было большого шанса: с роднёй он общался очень мало. Как свидетельствовал известный костромской краевед Александр Григоров, посвятивший жизнь изу-чению рода Лермонтовых, «все эти лермонтовские линии были между собою в весьма «прохладных» отношениях», «острожниковские Лермонтовы не считали своими родственниками колотиловских, и обе линии не признавали родства с измайловской линией» (книга «Из истории костромского дворянства»).

Ещё в 1970-е было известно более 238 потомков рода Лермонтовых, сейчас исследователи насчитывают более 250. И хотя фамилия Лермонтов и сегодня в первую очередь ассоциируется с поэтом Михаилом Лермонтовым, в этом роду было немало достойных имён. К примеру, декабрист, морской офицер Дмитрий Николаевич Лермонтов или герой войны 1877-1878 годов за освобождение Болгарии Александр Михайлович Лермонтов. С отдельными представителями рода Лермонтовых связаны весьма любопытные истории. К примеру, Геннадий Геннадьевич Лермонтов, сын статского советника Лермонтова, был участником экономического кружка Санкт-Петербургского университета, одним из основателей которого являлся Александр Ульянов. Незаурядным человеком был и Николай Юрьевич Лермонтов, отец уфимских Лермонтовых. Инженер-архитектор, заслуженный работник архитектуры, он работал в Ярославле, Калуге, Уфе, и в каждом городе есть здания, построенные или реконструированные под его руководством. В Уфу он вместе с семьёй переехал в начале 1930-х годов, по его проектам были построены Уфимский почтамт, здание «Башпотребсоюза», гостиница «Башкирия». Его сын Михаил Николаевич стал инженером-строителем, занимался в основном проектами спортивных сооружений, считался, по свидетельству уфимских газет, «представителем элиты уфимского стендового спорта», был заядлым охотником и рыбаком. Брат Борис Николаевич, военный лётчик, работал инженером-энергетиком. В семье архитектора Николая Лермонтова было четверо детей, на 2006 год из его семьи оставалась жива внучка Николая Юрьевича от дочери Нины – Ирина Борисовна Лермонтова, заслуженный деятель культуры Республики Башкортостан. Оба брата, подарившие когда-то Павлу Курдюкову часы, уже ушли из жизни.

«Решила шкаф применить для кухонного белья»

История с лермонтовскими часами – большая удача для музейных работников. В этом случае принадлежность лермонтовскому роду полностью подтверждена. А на самом деле легенд вокруг часов, связанных с именами известных людей, всегда было очень много, но большинство из них так и остались легендами. Журналисты в своё время даже шутили: «Мало кто знает, что кроме часов в музее собираются… истории». Какое-то время считалось, к примеру, что часы из собрания Павла Курдюкова, оправленные в красивый фарфоровый корпус, принадлежали летописцу Кротову, а ему, в свою очередь, достались от одного из декабристов. Но эта легенда не нашла подтверждения. И сейчас в музее хранятся часы, которые Павлу Курдюкову направили с пометкой «хронометр писателя Алексея Толстого». Оказалось, это лишь предположение. История тем не менее занимательная. 

В 1969 году некий человек по фамилии Романов отправил Павлу Курдюкову посылку «в количестве четырёх мест» – механизм часов, маятник и прочее. «Желаю вам здоровья, надеюсь, что механизм будет в порядке. По словам хозяйки, столяр, который принёс часы, сообщил: они были в порядке, только жена Алексея Толстого решила шкаф применить для кухонного белья», – писал некто Романов. Сейчас часы стоят в фондах музея, механизм и циферблат действительно вынуты из корпуса напольных часов. «Толстых в России очень много, потому и могла возникнуть легенда, что часы принадлежали именно Алексею Толстому, – говорит Нина Крылова. – Видимо, Павлу Васильевичу их передали, просто предположив, что они могли быть собственностью писателя. На самом деле Алексей Толстой был достаточно зажиточным человеком, и история о том, что корпус напольных часов мог быть использован в качестве шкафа для белья, маловероятна». В 1987 году Нина Крылова связывалась с Государственным литературным музеем, чтобы прояснить историю с загадочными часами. Вскоре ответ пришёл: «Уважаемая Нина Кузьминична! В ответ на ваше письмо от 28 июля 1987 года сообщаем, что в Государственном литературном музее хранится фонд Алексея Николаевича Толстого, составной частью которого является коллекция материальных вещей, переданная нам по завещанию вдовы писателя в 1983 году. Среди этих предметов напольные часы в деревянном трёхчастном корпусе конца 18 – начала 19 века, часы каминные…». Далее следует перечень часов семьи Толстых. «Можно констатировать – все часы, которые были в семье Алексея Толстого, попали в итоге в Государственный литературный музей», – говорит Нина Крылова. «Документами, позволяющими предположить, что у Алексея Толстого были ещё одни напольные часы, мы не располагаем», – значилось в письме из московского музея. Так что эта легенда, в отличие от лермонтовской, так и осталась лишь забавной историей. А часы обрели новый дом в фондах Ангарского музея часов. Кто знает, может быть, когда-нибудь откроется тайна, кому из Толстых мог принадлежать этот хронометр.

Источник: http://www.vsp.ru/social/2013/08/19/535160

 

Фатерлянд на Волге

Нынешним летом очередная дата начала национальной трагедии немецкого народа в России совпала по времени с юбилеем начала переселения этого народа на русскую землю

28 августа — 72-я годовщина депортации жителей Республики немцев Поволжья. А в середине июля в Саратовской области российские немцы торжественно отметили 250-летие издания Манифеста императрицы ЕКАТЕРИНЫ II «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают, и о дарованных им правах». По мнению царицы, более других для такой миссии подходили выходцы из Германии, известные своим трудолюбием, добросовестностью, пунктуальностью и аккуратностью, к тому же владеющие новейшими по тому времени технологиями сельскохозяйственных работ. Начать освоение бескрайних малонаселенных просторов России она решила с берегов Волги. Саратовское Поволжье стало одним из главных мест, куда планировали селить немцев-колонистов. «Сынов Германии разумных сюда Россия созвала» — в День памяти и скорби поволжских немцев слова немецкого саратовского поэта Эдуарда ГУБЕРА звучат с большой долей горечи.

Во время юбилейных мероприятий было подписано обращение российских немцев к президенту Владимиру ПУТИНУ. В нем, в частности, говорится: «Несмотря ни на что, российские немцы, которых сегодня более 450 тыс., продолжают надеяться на то, что историческая справедливость восторжествует, немецкий народ в России будет реабилитирован и приобретет реальные конституционные права наравне с другими народами России». Обращение к президенту завершается просьбой принять делегацию российских немцев «с целью совместного поиска путей решения проблем российского немецкого народа».

Проблема, уходящая корнями в болевые узлы истории России, обретает новое звучание — теперь в контексте второго десятилетия ХХI века.

 Ельцин и немцы

«Полная реабилитация» и «восстановление конституционных прав» в нынешнем историческом контексте может означать, судя по всему, возможность восстановления немецкой государственности — автономной республики на Волге. Еще в 1965 г., когда делегация российских немцев благодарила председателя Президиума Верховного Совета СССР Анастаса МИКОЯНА за политическую реабилитацию народа (годом раньше, указом от 29 августа 1964 г. — еще одна дата, приходящаяся на эти дни, — с немцев сняли обвинение в пособничестве гитлеровским захватчикам), было подчеркнуто, что полная реабилитация возможна лишь при восстановлении автономии. Та встреча закончилась ничем, как и очередная, спустя полгода.

В следующем десятилетии прошлого века руководство Советского Союза делает еще один шаг навстречу надеждам российских немцев. 3 ноября 1972 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан». Немцы получают юридическое право вернуться в Поволжье (хотя в принципе они могли это делать и раньше).

И лишь в конце 1980-х, в разгар перестройки, идея обретения немцами собственной республики в глазах многих обретает реальное воплощение. Под флагом борьбы за торжество исторической справедливости самые разные силы выступают как «за», так и «против» этого. В течение нескольких лет, примерно с 1988 по 1993 г., Саратовскую область сотрясают научные дискуссии, митинговые страсти и кухонные споры, посвященные одному и тому же: быть или не быть Республике немцев Поволжья?

На самых первых митингах, начиная с 1990 г., когда впервые почтили память немцев Поволжья, погибших в результате депортации, выступали в первую очередь представители интеллигенции. Они говорили об огромном вкладе немцев в историю, культуру и науку России, о том, что земля Поволжья своим нынешним плодородием во многом обязана им, построившим здесь первые фермы, возделавшим первые поля и посадившим первые сады. Говорилось и о том, что в отношении их совершена чудовищная несправедливость, которую необходимо исправить.

Немногим позже начались другие митинги. Здесь уже слово держали так называемые представители трудовых коллективов, претендующие на роль выразителей воли народных масс, звучали прямо противоположные лозунги: «Нет Германии на Волге!», «Не позволим превратить нас в людей второго сорта!» и, наконец, самый распространенный, выражающийся в следующей формулировке: «Немцы — да! Автономная республика — нет!» Иначе говоря, предлагалось соломоново решение: пусть немцы приезжают, говорят на своем языке, поют свои песни и молятся в лютеранских и католических храмах. Но ни о какой немецкой власти не должно быть и речи, в этом видели чуть ли не разновидность оккупационного режима.

Разумеется, и за теми и за другими стояли определенные круги, направляющие как благородные позывы интеллигенции, так и стихийные порывы народных масс. Теперь исследователи того периода делают выводы, что возросшей активности сторонников немецкой автономии противостоял (конечно, негласно) обком КПСС, которому не хотелось ни с кем делить территорию своей области. После упразднения партийных органов, что совпало с полувековой годовщиной депортации немцев, новые власти региона (как, впрочем, и России), хотя и не возражали прямо против восстановления немецкой республики, но и не делали ничего для того, чтобы это свершилось. Тем временем одна за другой создавались инициативные группы по восстановлению АРНП, тысячи немцев ставили подписи под обращениями к правительству страны.

Считается, что в известном смысле слова точку в этих спорах поставил не кто иной, как первый Президент новой России Борис ЕЛЬЦИН. 6 февраля 1992 г., находясь с визитом в Саратове, он заявил, что, конечно, Республика поволжских немцев подлежит восстановлению. Но при одном маленьком условии. Немцы должны составить 99,9% от ее населения. Для сравнения вспомним, что в годы существования этой республики до августа 1941 г. доля немецкого населения никогда не превышала 70%. Поэтому горизонты надежд на автономию сузились до минимума.

Но все же они еще оставались. В том же 1992 г., уже после судьбоносного заявления президента, в Саратове прошел представительный российско-германский симпозиум «Волга-92». В состав германской делегации вошли авторитетнейшие ученые, такие как доктор Альфред АЙСФЕЛЬД, посвятивший свою жизнь исследованию отношений российских немцев с германским рейхом, а также представители властных структур различных германских земель, в числе которых был даже один премьер-министр местного значения. Все они так или иначе, кто прямо, кто косвенно, в своих выступлениях проводили мысль о том, что с автономией всем станет жить лучше.

Представители российской стороны не возражали, кое в чем соглашались. Так, одна экзальтированная дама из саратовских научных кругов даже предложила место для создания столицы немецкой республики — бывший совхоз «Буерачный» в Ершовском районе. Но все же позиция хозяев отличалась видимой осторожностью: давайте обсудим, подумаем вместе, продолжим сотрудничество, а там видно будет. Перечить немцам в открытую никто не хотел, особенно если учесть, что они привезли из Германии комплекты уникального медицинского оборудования, образцы сельскохозяйственной техники, компьютеры новейшего поколения, тогда еще редко у нас встречавшиеся, и все это безвозмездно подарили Саратовской области.

Характерный эпизод, позволяющий судить о тогдашнем восприятии немецкой проблемы на Волге на бытовом уровне. В первый день немцы, следуя своим традициям, накрыли столы для проведения пятнадцатиминутной паузы между заседаниями (потом это стали называть кофе-брейк). Выставили на них банки с освежающими напитками, бутерброды с разными сортами колбасы и ветчины, которые в России начала 1990-х гг. смотрелись как признаки роскоши. Участники симпозиума с российской стороны, увидев это западное изобилие, поспешили в течение нескольких минут все расхватать и растолкать по сумкам и пакетам. Немцы сначала не поняли, что происходит, потом накрыли заново. В следующие дни они раздавали банки с кока-колой по одной в руки и следили, чтобы бутербродов брали не больше чем по два.

Расчет на материальную помощь со стороны ФРГ играл в спорах об автономии немцев Поволжья не последнюю роль. Кое в чем он оправдывался, равно как и получение научных грантов за исследования по истории немцев Поволжья, возможность заграничных командировок и стажировок для ученых служили неплохим подспорьем для энтузиазма.

При этом сами немцы примерно к 1993 г., когда была принята новая российская Конституция и расстрелян из пушек Белый дом, в массе своей сделали иной выбор. Они стали уезжать в Германию, на историческую родину, где в то время благоволили эмигрантам из России. В 1992 г. в Германию из Саратовской области эмигрировали 2460 человек, в 1993-м — 2731, ежегодно до 1996 г. включительно из области выезжало более 2000 немцев. Люди снимались с места семьями, селами. По мере затягивания решения вопроса с немецкой автономией на Волге среди немецкого населения все более утрачивалась вера в способность государства встать на защиту репрессированного народа. Да и экономическая ситуация в России тех лет не внушала оптимизма.

Между жерновами империй

Если проследить историю поволжских немцев, нетрудно заметить, что их положение в государстве во многом зависело от российско-германских отношений, традиционно складывающихся очень непросто. В 1870-х гг., в связи с укреплением германского рейха и восприятием его как потенциального военного противника, у них отбирают привилегии и начинают призывать на военную службу. При этом некоторые историки видят в этом позитив: дескать, немцы получили возможность осознавать себя патриотами России. Парадокс в том, что когда в 1914 г. война с Германией все же началась, немцам в русской армии выразили недоверие и со следующего года начали готовить депортацию (так что ее не СТАЛИН придумал). Намечалось начать массовое выселение (с Волыни немцев переселить успели) на весну 1917 г., но тут грянула Февральская революция.

В 1930-х не раз появлялись правительственные документы об усилении бдительности в отношении потенциальных фашистских пособников. События 1941 г. известны. Хотя в многочисленных воспоминаниях чекистов, работавших в начале войны на территории немецкой автономии, говорится о прямо противоположном — о готовности населения республики защищать свою русскую Родину. При этом в трудах некоторых историков можно увидеть вполне обоснованные указания на то, что кроме бдительности, были другие резоны как экономического, так и идеологического порядка. Требовались сотни тысяч бесплатных рабочих рук для тыла и одновременно была необходимость объяснить сокрушительные неудачи первых военных месяцев — дескать, у нас в тылу целый народ предателей, вот они врагу и помогают.

Сейчас отношения России и Германии выходят на новый уровень — не потому ли вновь возник вопрос об окончательной реабилитации репрессированных немцев? Дай бог, чтобы вопрос был решен (если это будет) в интересах как отдельных людей, так и государства.

Применительно же к нашему региону хотелось бы обратить внимание еще на одно. В последние годы наметилось сотрудничество, прежде всего по научной линии, с потомками поволжских немцев, в конце позапрошлого века выехавших в США.

Диаспора потомков немцев Поволжья в США многочисленна — по разным данным насчитывает от полутора до двух миллионов человек. «Русские немцы» играют важную роль в политической, экономической и культурной жизни страны. Среди них три губернатора штатов, два сенатора, знаменитый (правда, уже покойный) генерал Норман ШВАРЦКОПФ, прославившийся во время войны в Персидском заливе 1991 г. В число пятнадцати богатейших семейств Америки входит немецкая семья АНШУЕЦ. Самый известный исполнитель песен в стиле кантри — немец по происхождению Джо ДЕНВЕР (настоящая фамилия ДОЙЧЕНДОРФ). Штат Колорадо — регион компактного проживания «русских немцев», там даже ставился вопрос о придании немецкому языку статуса второго государственного.

Возможно, на этом пути удастся добиться успеха и приблизиться к решению одной из самых больных проблем в национальной политике России как прошлого, так и нынешнего века.

Источник: http://www.saratovnews.ru/newspaper/article/2013/08/28/faterlyand-na-volge/

 

На Тишинке увековечили память изобретателя «ежей»

28 августа состоялось торжественное открытие мемориальной доски генерал-майору технических войск Михаилу Гориккеру – создателю одного из признанных шедевров военной техники времен Великой Отечественной.

Их было несколько – главных символов воюющей с фашистами Красной Армии: танк Т-34, автомат ППШ, реактивный миномет «Катюша», штурмовик Ил-2... А еще – противотанковый «ёж», который в официальных документах называли тогда «звездочкой Гориккера» – по имени изобретателя.

Об этом человеке наша газета уже писала («Звезда забытого генерала» «МК» 4 мая 2012 г.).Имя Михаила Львовича Гориккера, получившего в числе первых советских военачальников генеральское звание, долгие годы оставалось в забвении. Между тем, его изобретение, которое стало непреодолимым препятствием для вражеских танков, часто мелькает в кадрах старой военной хроники, во многих художественных фильмах «про войну». А когда создавался проект памятника, посвященного обороне Москвы, в качестве главного символа этой героической эпопеи были выбраны именно «ежи», – три громадные «звездочки» уже много лет стоят на 23-м километре Ленинградского шоссе, только фамилия создателя такого заградительного приспособления нигде на мраморных плитах не указана. Лишь сравнительно недавно сыну генерала удалось найти в домашнем архиве документы, которые подтверждают, что именно Михаил Львович Гориккер, назначенный начальником Киевского гарнизона и начальником обороны Киева, 3 июля 1941 г. – на двенадцатый день войны провел на полигоне первые успешные испытания противотанкового «ежа». После этого «звездочки Гориккера» тысячами изготавливались в заводских цехах, в мастерских и устанавливались на танкоопасных рубежах обороны.

Несколько лет ушло на то, чтобы получить разрешение на установку мемориальной доски Михаилу Львовичу Гориккеру на доме №6 на Тишинской пл., где с 1945 по 1955 г. г. жил военный изобретатель. В итоге, главным образом благодаря настойчивости генерального продюсера телекомпании «АБ-ТВ» Якова Каллера, снявшего в свое время документальный фильм о создателе «ежа», эта эпопея увенчалась успехом.

Автором проекта мемориальной доски стал скульптор Иван Казанский. В церемонии открытия памятника участвовали и. о. заместителя мэра Москвы Леонид Печатников, директор государственного Музея обороны Москвы Алла Лукичева, генеральный продюсер телекомпании «АБ-ТВ» Яков Каллер, сын генерала-изобретателя Владимир Гориккер. На церемонии также присутствовал Иосиф Кабзон, который исполнил несколько песен.

Источник: http://www.mk.ru/moscow/article/2013/08/28/906649-na-tishinke-uvekovechili-pamyat-izobretatelya-ezhey.html

 

Новорожденных на Западной Украине порой называют Вильможем, Рожденом и Фиалкой

Родители в Западной Украине (Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Ровенская, Тернопольская, Волынская и Черновицкая области) чаще всего дают своим детям имена София и Максим. Среди необычных имен - Алихай, Вильмож, Каин, Фиалка и Петронеолла, сообщает пресс-служба Государственной регистрационной службы Украины.

Согласно информации, девочек здесь называют чаще всего именами София, Анастасия, Анна, Виктория, Вероника, Яна, Соломия, Злата, Марта, Юлия, Мария, Ольга, Кристина, Дарья, Диана, Екатерина, Александра.

Среди мальчиков наиболее употребительные имена - Максим, Павел, Олег, Александр, Святослав, Денис, Владислав, Юрий, Богдан, Иван, Владимир, Дмитрий, Петр, Артем, Арсений, Ярослав, Назарий, Матвей, Андрей, Тимофей.

Среди редких имен, которыми называют мальчиков в этом регионе, встречаются Юлиан, Лукьян, Северин, Устим, Лев, Натан, Милан, Алихай, Натаниэль, Рожден, Савелий, Джонотан, Вильмож, Каин, Эмилио, Ждан, Теодор, Елисей, Фаддей, Герман, Иман, Рамир, Тимур, Самуил, Даниель, Кристиан, Франчезко, Юсуф.

Девочкам иногда дают имена Ариана, Мелания, Альбина, Амур, Сауле, Абель, Янка, Язмин, Фанни, Дорина, Джена, Эльмира, Саманта, Эгере, Тереза, Сабина, Аполлинария, Зореслава, Анисия, Аделина, Арина, Эстер, Иеремия, Оливия, Павлина, Суламида, Фиалка, Доминика, Патрисия, Петронеолла, Амелита, Самира, Николина, Иулиана.

Кстати, ранее в Украине зарегистрирована смена фамилий: Феш на Феш-де-Жур, Мирошниченко на Максвелл, Собовый на Райнхард-Штурм, Калинников на Йемен, Ложичко на Ллуусс, Сурмач на Масс, Сенченко на Ромали, Фрисман на Квиточка, Гаврись на Колайдер.

Источник: http://rus.newsru.ua/ukraine/29aug2013/fialkas.html

 

В Национальной библиотеке Башкирии найдены письма участника Первой мировой войны

Сотрудниками отдела рукописей и редких изданий Национальной библиотеки РБ в одной из книг были обнаружены уникальные документы периода Первой мировой войны. Об этом сообщили в пресс-службе библиотеки.

"Это четыре письма-открытки, отправленные в 1916-1917 годах из лагеря военнопленных Цоссен (лагерь Цоссен был организован на территории Германии в 1914-1915 годах), - рассказали библиотекари. - Открытки посылались в деревню Агиртамаково Белебеевского уезда Тюменяковской волости Уфимской губернии, ныне это Туймазинский район Башкирии".

Отправил их военнопленный Мутигулла Кашафутдинович Авзалитдинов (личный номер 106312, лагерный блок 3, барак 8). Открытки написаны на русском языке разными людьми, скорее всего, по его просьбе, поэтому гарантировать правильность написания фамилии и имени невозможно.

Ручек пленным не полагалось, открытки написаны карандашом. Первая найденная открытка датирована 29 октября 1916 года. В ней Мутигулла сообщает матери и отцу, что он находится в плену. Написание последующих открыток связано с просьбами о присылке черных сухарей, сахара и денег, последнее послание отправлено 20 августа 1917 года.

"Найденные документы - свидетельство того, что для людей разных национальностей Россия, Российская империя давно стали общим домом, - заявил историк, кандидат исторических наук Ильдар Габдрафиков. - Башкиры, татары, чуваши и представители других этносов наряду с русскими одинаково несли службу на благо Родины. И, безусловно, найденные документы - это образец российского патриотизма, пример для подражания. Поэтому герои Первой мировой войны нуждаются в увековечивании в народной памяти".

Обсуждение возможности установления памятника уроженцам Уфимской губернии, участвовавшим в Первой мировой войне, ведётся в Башкирии на протяжении нескольких лет, о необходимости такого памятника высказывались журналист Сергей Шушпанов и общественник Андрей Словохотов.

"В 2009 году при экс-президенте Муртазе Рахимове я в социальных сетях предложил установить такой памятник, - отметил известный уфимский блогер, выпускник истфака Ильдар Ахмадеев. - Но тогда это предложение не было услышано. В сегодняшних условиях, мы надеемся, памятник будет установлен".

"Если на установку памятника понадобится время, то назвать в честь героев сквер или парк мы можем уже сейчас, ведь приближается столетний юбилей начала этой забытой войны", - подытожил собеседник агентства.

Источник: http://www.regnum.ru/news/polit/1700402.html

 

Облик династии

3 сентября в Государственном историческом музее открывается выставка «Романовы. Портрет династии. Царский и великокняжеский портрет из собрания Государственного исторического музея»

Выставка, посвящена 400-летию дома Романовых и представляет портреты XVII — начала XX века.

Исторический музей обладает богатейшим собранием русского портрета, важное место в котором занимает царский и великокняжеский портрет. Впервые в одном выставочном пространстве будут представлены портреты всех членов императорской фамилии, исполненные в живописи, скульптуре, оригинальной и тиражной графике и фотографии.

Особое внимание уделено многочисленным великим князьям, великим княгиням и княжнам, которые никогда не занимали трон, оставаясь в тени своих венценосных родственников.

Члены династии Романовых на протяжении трех столетий занимали важнейшие государственные посты, играли заметную роль в общественной, политической и культурной жизни страны. Известны имена великого князя Константина Константиновича — поэта и драматурга, президента Академии наук; великого князя Николая Михайловича — крупного историка и одного из основоположников отечественной науки о бабочках — лепидоптерологии; великого князя Георгия Михайловича — выдающегося нумизмата, управляющего Русским музеем; великого князя Петра Николаевича — незаурядного архитектора и строителя; великого князя Дмитрия Константиновича — селекционера и коннозаводчика, великого князя Александра Михайловича — создателя отечественного военно-воздушного флота; великой княгини Ольги Александровны — талантливой художницы, оставившей после себя гигантское живописное наследие; великой княгини Марии Павловны-младшей — удачливого дизайнера, основавшей в Париже дом вышивок «Китмир», сотрудничавший с домом моды Коко Шанель.

Хронологические рамки выставки охватывают чуть более трех столетий — с 1613 по 1917 год. Она состоит из разделов, соответствующих основным царствованиям романовской эпохи.

Помимо портрета на выставке показан ряд исторических и жанровых произведений, характеризующих образ жизни Романовых (коронации, события общественной и культурной жизни, придворный быт, военные сцены). Во все разделы экспозиции включены личные вещи, автографы и памятные подарки Романовых.

На выставке представлено более 400 экспонатов, среди которых произведения художников, скульпторов, миниатюристов, графиков и фотографов: Джорджа Доу, Александра Маковского, Ильи Репина, Федора Рокотова и других. Многие произведения экспонируются впервые, как, например, парадный живописный портрет сестры императора Николая II великой княгини Ольги Александровны работы Петра Нерадовского, который был специально отреставрирован к выставке.

Источник: http://culture.ru/press-centre/news/9359/

 

Елец отметит свое 867-летие

Праздничные мероприятия, посвященные 867-летию Ельца, начнутся в пятницу, 30 августа.

В этот день в ЕГУ им. И.А. Бунина состоится форум городов мира «Миротворчество – стратегия XXI века». В сквере им. Соломенцева откроется обновленная городская Доска Почета. Краеведческий музей представит выставку из личных архивов знаменитых елецких фамилий «От предков к потомкам». Еще одна выставка - «У юности богатая палитра» - откроется в доме-музее Н.Н. Жукова. В историко-культурном центре «Прожектор» состоится презентация архива миротворческого движения и концерт литовской музыкальной капеллы «Joldija».

Суббота начнется с областной розничной торговой ярмарки. На стадионе «Труд» пройдет городской открытый турнир по боксу, посвященный 867-летию г. Ельца. На пл. Ленина состоится открытие обновленной городской Доски Почета «Юные дарования города Ельца». Краеведческий музей в этот день откроет выставку, посвященную 140-летию М.М. Пришвина «Певец добра и красоты». Также в этот день откроется молодежная площадка экстремальных видов спорта, пройдут соревнования по скалолазанию, в «Городском парке» состоится открытый фестиваль — конкурс народного творчества «Играй, гармонь елецкая!», а затем молодежная дискотека.

В воскресенье, 1 сентября, в Художественном отделе откроется юбилейная фотовыставка работ В.Н. Голубева «Остановленные мгновенья», а в доме-музее Т.Н. Хренникова — выставка «Друзья и поклонники». Различные праздничные мероприятия будут проходить в Детском и Городском парках. Интересную программу для жителей города в этот день подготовил и Музей народных ремесел и промыслов.

Торжества завершатся на набережной реки Быстрая Сосна праздничным фейерверком в 21:00 час.

Источник: http://lipetsktime.ru/news/society/elets_otmetit_svoe_867_letie/#.Uh-Wsb2SbfI

 

Музей изобразительных искусств имени Пушкина отмечает юбилей

29 августа 1898 года состоялась церемония торжественной закладки здания Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете

 

Здание начали строить в Москве на Колымажном дворе. На церемонии присутствовали члены императорской фамилии, попечитель Московского учебного округа, ректор и профессора Московского университета и почетные гости.

Спроектировал здание известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858–1924). Им и был выработан окончательный проект, отвечавший требованиям правления и комитета по устройству музея. В сооружении здания участвовал инженер Иван Иванович Рерберг (наблюдение за строительством и отчетность). Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Стеклянная кровля обеспечивала поступление в залы второго этажа дневного света.

Это было началом создания музейного городка на Волхонке, о котором мечтал создатель нынешнего ГМИИ профессор Иван Цветаев. Предысторию музея сам профессор рассказывал так: «В ноябре 1894 года под печальный перезвон колоколов, когда вся Москва молилась по своем безвременно ушедшем государе... угасала на Малой Дмитровке русская женщина... Узнав о причине траурного звона, она душеприказчикам своим завещала выделить Университету сумму для Музея изящных искусств и просит о присвоении этому учреждению имени почившего императора».

Источник: http://culture.ru/press-centre/news/9365/

 

Любимый Гапей

«Составляю родовод своей семьи. По линии предков встречаются такие фамилии: Борилко, Мозоль, Скоблей, Данилова, Скотникова. Две последние фамилии — русские. Хочется узнать, что они обозначают. Сергей Жук, Брест».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Фамилия Борилко соотносится со словом «барыла» — «бочечка з двумя днами» («Слоўнiк паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча»). В переносном смысле это человек, напоминающий своей фигурой такую бочечку; толстяк (М.В.Бiрыла. «Беларуская антрапанiмiя», 1969). Борилко (бел. Барылка) — потомок Барылы.

В центральных белорусских говорах Мозоль — это очень трудолюбивый человек (М.В.Бiрыла. «Беларуская антрапанiмiя»). Возможно и иное происхождение этой фамилии. В «Словаре» В.Даля слово «мозоль» означает «бельмо на глазу». Может быть, такая особенность была присуща первому носителю фамилии. От основы «мозоль–» образованы и некоторые другие белорусские фамилии — Мозолёв, Мозоляка, Мозолёк, Мозольков, Мозалевский.

Фамилия Скоблей образована от названия по роду занятий — «тот, кто очищает срубленные деревья от коры при помощи скобли». Такого же происхождения и фамилия Скобла.

Основой для фамилии Данилов послужило личное имя Данила — разговорный вариант церковного имени Даниил (в переводе с древнееврейского — «бог мой судья»). Данилов — потомок Данилы.

Основа для фамилии Скотников — название по роду занятий «скотник» («тот, кто ухаживает за скотом»). Скотников — потомок скотника.

«Разъясните, пожалуйста, происхождение фамилии Старовойтова. Татьяна Калинина, Дубровно».

— Фамилия Старовойтов представляет собой сложное образование из двух слов: старый и войт. В старобелорусских письменных памятниках «войт» — «глава мещанского или магдебургского суда; надсмотрщик за крепостными» (Н.Горбачевский. «Словарь древнего актового языка Северо–западного края»). Войтом в Средние века назывался начальник городского поселения на территории Польши, Украины и Беларуси. В более позднее время войт — председатель сельской общины в Польше («Тлумачальны слоўнiк беларускай мовы»). В некоторых местностях это полицейский или сотский в посадах либо в местечках; деревенский староста. Н.В.Бирило в книге «Беларуская анамастыка» фиксирует свыше 15 фамилий, образованных от основы «войт–» при помощи разных суффиксов и без них: Войт, Войтов, Войтик, Вуйтик (в польской огласовке), Войтович, Войтенко, Войтенков, Войтук, Войтюк, Войтка, Войткевич, Войтко, Войтуль, Войтюль, Войтовец. Но не все эти фамилии можно свести к нарицательному имени, поскольку есть личное имя Войт. Это сокращенный вариант древнего польского имени Войтех, которое происходит от двух польских слов «вуй» («воин») и «тешить» («утешаться»), что в сумме означает «воинская радость, утеха».

«Фамилия моего отца Гапеев, родом из Стародубщины. Фамилия наших знакомых — Рудевичи. И хоть родом они не из Беларуси, здесь встречаются деревни с таким же названием. Каково происхождение этих фамилий? Н.Яковлева, Минск».

— Основой для фамилии Гапеев послужило личное имя Гапей — разговорный вариант церковного имени Агапий, Агафий (в переводе с греческого — «любимый»). Гапеев — потомок Гапея.

Основа же для фамилии Рудевич — прозвание Рудый по признаку белорусского или украинского прилагательного «руды» (рудый) — «рыжий». В белорусских диалектах руды — это еще и «веснущатый» (сравните: в «Слоўнiке паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча» рудзення — «веснушки»). Рудевич — потомок Рудого. У белорусов есть целый ряд других фамилий от этой основы: Рудов, Рудин, Рудович, Руденко, Рудэнко, Рудёнок, Руденок, Руденков, Руденя, Рудик, Рудь, Рудько, Рудьков, Рудко, Рудков, Рудченко, Рудковский. Довольно частые они и у украинцев. Несмотря на то что ваши знакомые родом не из Беларуси, не исключено, что их корни именно здесь или в Украине.

До новых встреч! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/151833/


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное