Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Найди свои корни

О конференции и съезде Русского генеалогического общества

Справка 

Генеалогия — [гр.— genealogia — родословная]

1) Вспомогательная и историческая дисциплина, изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

2) Составление родословных; история рода, родословная запись.

Русское генеалогическое общество (РГО) в Петербурге было основано в 1897 году, в 20–е годы XX века разогнано большевиками, воссоздано в 1991 году. Президентом РГО является Игорь Сахаров.

Обществом проводятся ежемесячные семинары, а также различные конференции, в том числе Петербургские генеалогические чтения. Раз в три года проходят съезды РГО, с отчетом президента РГО о работе Совета общества, с обсуждением отчетного доклада и выборами нового Совета РГО.

В нынешнем году 15 и 16 июня проводились XVI Петербургские генеалогические чтения, посвященные Отечественной войне 1812 года. Кстати, несмотря на то, что наша армия воевала с Наполеоном не только в 1812 году, но и в 1813–м, и в 1814–м, и вновь — в 1815–м, Отечественная война 1812 года продолжалась полгода. В декабре 1812 года император Александр I подписал Манифест об окончании Отечественной войны. А участие в последующих боевых действиях в послужных списках боевых офицеров обозначаются как «участие в войне за освобождение Европы 1813–1814 годов и 1815 года» или «участие в заграничных походах — преследовании французских войск».

На конференции прозвучало множество интересных докладов, причем их авторы были не только из Санкт–Петербурга, но и из Москвы, Подмосковья, Белоруссии, Украины, Германии, Финляндии. Нашим горожанам, посетившим выставку скульпторов Селивановых, где экспонировался бюст адмирала Василия Головнина, возможно, будет интересно узнать, что его потомки живут в Петербурге. Петр Андреевич Головнин рассказал о своих предках, которые в 1812 году сражались с французами в составе рязанского ополчения. Анатолий Васильевич Стецкевич–Чебоганов из Минска поведал о шести братьях Казановичах — участниках войны с Наполеоном, Дмитрий Александрович Михайлов — о службе артиллеристов Розенбергов от Отечественной войны 1812 года до Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. У Никиты Владимировича Благово участниками войны 1812 года были четыре его прапрадеда. (Фамилия Благово известна нашим землякам, интересующимся историей монастыря, да и сам Н.В. бывал у нас в городе). Вместе с Игорем Васильевичем Сахаровым мы проследили за боевым путем юного офицера Ивана Степановича Татаринова: Волковыск, Варшава, Модлин, Дрезден, Лейпциг, Магдебург… Алла Владимировна Краско представила собравшимся свою монографию «Забытый герой войны 1812 года. Генерал–фельдмаршал П.Х. Витгенштейн» (СПб, 2012). В Отечественной войне 1812 года (и далее) принимали участие три фельдмаршала: в начале войны — Михаил Илларионович Кутузов, после его кончины (в апреле 1813 года) — Петр Христианович Витгенштейн, а закончил войну в Париже в марте 1814 года — Михаил Богданович Барклай де Толли. В начале войны Петр Витгенштейн командовал корпусом, прикрывавшим петербургское направление и предотвратившим нападение на столицу России — Санкт–Петербург. Но впоследствии то, что происходило на этом направлении, отошло на второй план, поскольку к столетию Отечественной войны писали и исследовали события и документы в основном московские историки. В 2008 году в Каменке–на–Днестре был установлен памятник Витгенштейну. Петербург обязан Петру Христиановичу больше, чем Молдавия, но памятника пока нет.

Я тоже решилась доложить высокому собранию о своих находках, поскольку в вышеупомянутых сражениях принимали участие трое из моих вновь обретенных многочисленных родственников (поколение моих пращуров, то есть прапрапрадедов).

Один из них — внук голландского моряка, в 1716 году принятого Петром I на службу в русском флоте — участвовал в сражениях Отечественной войны и в заграничных походах. Он командовал корпусной артиллерией, награжден многими орденами, а также золотой шпагой с надписью «За храбрость» за участие в сражении при деревне Ла–Ротьер 20 января 1814 года.

Старший брат моего пращура по другой линии, Ивана Яковлевича, — Александр — участник войн против французов 1807 и 1812–1813 годов. Вследствие раны, полученной в августе 1813 года, уволен с службы в чине полковника. (На одной из стен храма Христа Спасителя его фамилия в списке раненых.) Награжден золотой шпагой «За храбрость» (за Бородино) и несколькими орденами. Скончался Александр в феврале 1817 года, в тридцатилетнем возрасте.

Необычно начало воинской карьеры младшего брата — Павла. Получив домашнее воспитание (и образование), в октябре 1810 года 14–летний «недоросль» обратился с прошением к императору об определении его в Преображенский полк. После экзаменования его в науках в январе 1811 года был зачислен в полк подпрапорщиком. В составе этого полка Павел принял участие в войнах: Отечественной 1812 года — в чине прапорщика, за освобождение Европы 1813–1814 годов — подпоручиком. В дальнейшем он участвовал в русско–турецкой и других войнах, долгие годы командовал лейб–гвардии Литовским полком, был членом Генерал–Аудиториата. Кавалер многих орденов, не только российских, но и иностранных. Предполагаю, что именно Павел Яковлевич поспособствовал женитьбе одного из офицеров полка на своей племяннице — Елизавете Ивановне. Этим офицером был мой прапрадед Осип Антонович.

17 июня состоялся очередной, восьмой, отчетно–перевыборный съезд РГО. Не буду отнимать время у читателей рассказом о докладе и его обсуждении. Отмечу только, что в своем выступлении я подробно рассказала о нашем Генеалогическом клубе, о находках и достижениях членов клуба, о нашей замечательной библиотеке (о нашем городе я рассказываю каждый раз, когда только предоставляется такая возможность). Получила одобрение и совета, и членов РГО, а также пожелание успехов нам в дальнейшей работе.

Наш клуб «Найти свои корни» возобновит свою деятельность в сентябре, в последнее воскресенье. Приглашаем всех желающих, кого интересует, кем были его предки, как и где найти о них какие–либо сведения.

Елизавета ПЕРЕПЕЧЕНКО, член Русского генеалогического общества и Историко–родословного общества, руководитель городского клуба «Найти свои корни»

Справка 

В Москве существует Историко–родословное общество, с ежегодными Савеловскими чтениями (Л.М. Савелов — основатель ИРО). Общество основано в 1904 году, его деятельность была прекращена в 1917–м, возобновлена в 1990 году. Председатель ИРО — Станислав Думин.

За последние 15–20 лет во множестве городов России созданы генеалогические и историко–родословные общества. Даже издан справочник «Члены российских генеалогических обществ» (М., «Старая Басманная», 2011).

Источник: http://www.mosoblpress.ru/38/84357/

 

Загадка Мышалова

«Не могли бы вы объяснить происхождение фамилий моего рода: Евсеенко, Батакис, Егунов. Наталья Жуковец, Старые Дороги».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Фамилия Евсеенко образована от имени Евсей с присоединением суффикса — енко(о), который обозначает родственные отношения (сын, потомок Евсея). Евсей — разговорный вариант церковного имени Евсевий (в переводе с греческого — «благочестивый»).

Основой для фамилии Батакис, вероятно, послужило личное имя Батко — уменьшительная форма старинного редкого католического имени Бат(а), в переводе с греческого «батос» — «терновник, ежевика». В православном именослове ему соответствует имя Вата (Базыль Тихонюк. «Имена и их формы»).

Егунов — сын, потомок Егуна. Егун — разговорный вариант имени Егор, которое, в свою очередь, является разговорным вариантом церковного имени Георгий (в переводе с греческого — «земледелец»).

«С помощью рубрики надеюсь получить ответ о происхождении и значении фамилии Ковгар. Л.Ковгар, Калинковичи».

— Фамилия Ковгар обнаруживает связь с древним белорусским словом «каўгарка» — «миска, выдолбленная из дерева». Оно сохранилось лишь в одном белорусском говоре (Слоўнiк беларускiх гаворак паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча), а в других белорусских говорах значение «посудина из дерева грубой обработки (миска, ковш, ложка и т.д.)» передается словами «каўган», «каўганка», в русских говорах — словом «колганка». Видимо, Коўгарам или Каўгаром беларусы называли того, кто изготавливал «каўганы» и «каўганкi», а слово «каўгарка» — производное от «каўгар» («мастер по изготовлению деревянной посуды»). В Осиповичском районе Могилевской области есть деревня Ковгары (Каўгары) (ударение на последнем слоге), которая подтверждает наше предположение относительно существования слова «каўгар» (или «коўгар»). Деревню некогда основали мастера по деревянной посуде. Возможно, это были ваши далекие предки.

«В нашем Малоритском районе фамилия Крень довольно популярна. Что вы можете о ней сказать? Анатолий Крень, Малорита».

— Крень — сокращенный вариант редкого греческого мифологического имени Кронид («сын Крона»). Крон — отец Зевса, главного бога на древнегреческом Олимпе.

«Пожалуйста, объясните происхождение фамилий моих родителей: мамы — Селицкая, папы — Лунин. Ирина Ямщикова, Минск».

— Фамилия Селицкий произошла от названия населенного пункта с основой «селиц–», «селец–»: например, Селица Кировского р–на Могилевской области, Селец в ряде районов.

В основе фамилии Лунин — личное имя Луня, которое является уменьшительной формой имен Лука и Лукьян. Ю.Федосюк в книге «Русские фамилии» в доказательство приводит реальный факт: «Родоначальника дворян Луниных официально звали Лукьян Данилович, а неофициально — Луня». Лукьян (церковное Лукиан) — в переводе с греческого «сын Луки», Лука — в переводе с латинского «свет».

«Отец мой, Шевель Меерович, по документам был Мишалов, а меня почему–то записали Мышаловым — возможно, не шибко внимательными были мои родители и работники ЗАГСа, когда регистрировали новорожденного в Бобруйске в феврале 1934 года. За свою долгую жизнь я считанные разы встречал однофамильцев, и никто из них не был родственником. Борис Мышалов, Нью–Йорк».

— А где же ударение в вашей фамилии — на последнем или на втором слоге? Его здесь очень не хватает. В старые времена были специалисты по отлову мышей (они есть и теперь). Но вариант Мишалов ставит под сомнение связь фамилии со словом «мышь». Возможно, первоначально она произносилась с ударением на втором слоге, а ее основой было личное имя Мишал(ь) — один из вариантов имени Михаил. На славянской почве и после «и» могло быть заменено на «ы». Во всем остальном варианты фамилии идентичны, хотя при связи с мышью по–русски следовало бы писать не Мышалов, а Мышелов. Но все это лишь предварительная версия. Чтобы ответить точно, нужны сведения об ударении.

Жду ваших писем! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/133968/

 

На Аляске русский эмигрант придумал новую карточную колоду

"Подробности" продолжают сериал об Аляске. Один из жителей сурового края долгими зимними вечерами придумал совершенно новую карточную колоду. Русский эмигрант Фёдор Соловьев нарушил монархическую структуру - полностью убрал дам и королей и, как он говорит, принёс демократию в карты. Репортаж нашего собственного корреспондента в США Максима Драбка.

Друзья и соседи Фёдора расселись за столом. Они впервые видят такие карты. Нет ни цифр, ни дам с королями, ни мастей.

Безымянные цифры стандартной колоды заменили на членов семьи, а традиционную борьбу мастей - на процесс создания семьи. Многие эксперты считают новую игру революцией в картах.

Фёдор показывает старинное фото семьи своей прабабушки. У неё было 14 детей. Увлёкшись генеалогией, и пришла идея создать радикально новую карточную игру.

Фёдор Соловьев, автор игры:

Я хотел сделать чисто научную игру. В отличии от игральных карт, которые мы все знаем, я хотел показать настоящее генеалогическое древо. То есть у каждого человека есть двое родителей, четверо бабушек и дедушек, восемь прабабушек и прадедушек, дальше 16, 32, 64. Вы заметите, что количество предков удваивается в каждом более старшем поколении.

Эта прогрессия и стала главным принципом игры. Сначала заполняется круг из шестого поколения эмигрантов в США. Это прапрадедушки и прапрабабушки. Все они были европейцами из разных стран. Затем переженились и их дети уже стали американцами. К примеру, вот пара - украинец и украинка. Следующее поколение - их ребенок - уже американец.

- Значит, цель избавиться от карт? Да?

- Да, надо сбросить все карты.

Чем меньше очков - тем лучше. К каждой паре можно сбросить ещё одну карту. Черный цвет - папа, красный - мама.

- А однополые браки разрешены. Теперь уже можно две папы, две мамы.

Игра напоминает пасьянс. По сути, нужно разложить генеалогическое древо семьи эмигранта. Все предки имеют свои имена. Причем скрупулезно выбирались самые популярные в каждой стране и в каждом историческом периоде. Соответствуют эпохе каждого поколения и костюмы. Игра познавательна для детей.

Катерина Соловьева - супруга:

Им интересно рассматривать картинки, совсем маленьким детям. И у них возникает интерес к странам. Особенно в Америке это важно, потому что знание истории, географии достаточно в зачаточном состоянии.

Многие известные карточные игры изобретатель уже адоптировал к новой колоде. В частности, подредактировал правила и получился «генеалогический покер».

Источник: http://podrobnosti.ua/podrobnosti/2012/07/21/848429.html

 

Православные христиане отметили День Андрея Рублева

17 июля православные христиане отметили день преподобного Андрея Рублева. Год его рождения неизвестен, но принято считать, что родился он примерно в 1340-м-1350-м годах. Происхождение иконописца также неизвестно. Но наличие у него прозвища-фамилии Рублев говорит о том, что Андрей происходил из высших слоев. Так как фамилии в те времена, имели только представители образованных кругов общества. Жизнь преподобного Андрея Рублева была связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, датируемое 16 веком, называет Андрея Рублева духовным сыном преподобного Никона Радонежского. Как известно из летописи, в 1408м году преподобный Андрей вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире. Другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня — „Святая Троица“ для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре. Канонизировали святого Андрея Рублева в год тысячелетия Крещения Руси.

Источник: http://kubantv.ru/culture/pravoslavnye-khristiane-otmetili-den-andreja-rubleva/

 

Первый памятник Ленину появился в Кировограде?

Первым официально зарегистрированным бронзовым памятником Ленину в СССР считается монумент у Финляндского вокзала в Ленинграде. Его открыли в ноябре 1926 года

Но существует подтверждение, что памятник вождю в Кировограде появился на год раньше.

"31 января 1924 через 10 дней после смерти городской окружной исполнительный комитет принял постановление о создании специальной комиссии по памяти "вождя мирового пролетариата", - рассказала Валентина Сердюк, заместитель председателя совета кировоградской областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры. В марте комиссия объявила конкурс на лучший эскизный проект памятника.

Город тогда носил фамилию ближайшего соратника Ленина - Григория Зиновьева. Кроме того, он был уроженцем города. Это обстоятельство использовали инициаторы сооружения памятника. Они обратились к своему земляку, в то время члену Политбюро ЦК ВКП (б), первому секретарю Ленинградского губкома партии. Зиновьев не мог отказать себе в удовольствии видеть в городе своего имени первый памятник вождю.

"Проект памятника разработал ленинградский скульптор Матвей Манизер. Автор лично прибыл в Зиновьивск, осмотрел места и решил, что больше подходит площадь Революции. Позже реконструированную площадь переименовали в парк Ленина".

В конце сентября бронзовую фигуру вождя высотой 2,6 метра доставили на специальной железнодорожной платформе на место назначения. Четырехметровый пьедестал из гранита изготовили мастера Капустинского карьера под наблюдением архитектора Чернышева.

7 ноября 1925 в центре площади памятник торжественно открыли.

"Во время оккупации города фашисты уничтожили коммунистическую святыню. Но уже в мае 1944 года фигуру временно восстановили в гипсе, а затем в 1947 году и в бронзе. Так она и возвышается сейчас в парке в нашем городе, только парк зовется иначе - Ковалевский. Этот Ленин в Кировограде - единственный. Другие гипсовые сняли под предлогом, изготовленные из непрочного материала2, - продолжает Сердюк.

Ранее в парке Ленина был фонтан, на площадке для эстрады выступали различные коллективы, собирались коллекционеры, кировоградцы играли в шахматы. Сейчас Ковалевский парк в аренде, повсюду - пивные палатки. Вечерами молодежь сидит на постаменте, а то и мочится на памятник.

Зеленый от бронзы бывший вождь стоит посреди парка на постаменте из красного гранита. Одна рука в кармане, другой держатся за полу пиджака.

"Не знаю, таким ли был Ленин, но посмотрите, здесь он как живой. Даже в акте, подписанном приемной комиссией, отмечалось, что бронзовая фигура Ленина выполнена мастерски и четко. Когда-то считала, что в нашей области памятников вождю больше, чем Шевченко. Их же ставили в каждом селе. Но были парадоксальные случаи: когда у Ленина было шесть пальцев, например. Или без подписи его нельзя было узнать".

По ее словам, сейчас в городе ведутся дискуссии: снять этот последний в городе или оставить.

"Коммунисты ходят на митинги, цветы приносят в день рождения Ленина. Часть общественности за то, чтобы снять. Можно и снять, но что поставить взамен?", - говорит Валентина.

"Ленин в истории был? Так пусть и памятник ему будет. Когда я была студенткой, выбрасывали верхнюю часть памятника Сталину, ставя вместо него Шевченко, а пьедестал оставляли. Тогда перефразируя Шевченко, говорили так: "Діти мої, діти, що ж ви наробили? На оцю грузинську чорну с... мене посадили?"

Источник: http://www.ugorod.kr.ua/news/2012-07-22-14841.html

 

В Москве создан Геральдический совет

В Москве создан единый Геральдический совет, который объединяет Геральдическую комиссию и Межведомственную комиссию при Правительстве Москвы по выдаче разрешений на право использования московской городской символики, сообщил руководитель Департамента культурного наследия Александр Кибовский.

Новое ведомство будет заниматься созданием единого визуального ряда в геральдическом оформлении Москвы, в том числе в районных и окружных органах власти. Кроме того, присвоить новые символы понадобится новым городским территориям.

Кибовский отметил, что требуется комплексная переработка нормативно-правовой базы в сфере геральдики и снижение административных барьеров при использовании различных городских символов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Так, теперь Геральдический совет вместо Межведомственной комиссии будет выдавать разрешения на использование слов "Москва" и "московский" в названии коммерческих организаций. "Мы должны быть убеждены, что если слово "Москва" используется, а уж тем более герб Москвы, то это должны быть достойные организации".

По словам Кибовского, в совет войдет целый ряд специалистов по геральдике. Кроме того, создана новая должность — городского герольдмейстера, которую занял О.Кузнецов, бывший начальник отдела военной геральдики и символики Военно-исторического центра Вооруженных сил РФ.

Источник: http://www.uvao.ru/uvao/ru/today/n_329/o_477709

 

Сибирские ученые поправили карту расселения людей по Земле

Споры о происхождении человека постоянно будоражат общество. Скажем, упорно настаивают на божественном происхождении человека деятели Церкви. В США в ряде штатов делались попытки ввести преподавание креацианизма, что вынудило более 20 Нобелевских лауреатов написать возмущенное письмо президенту страны. Совсем с другой стороны атакуют гипотезу возникновения современного человека директор Института археологии и этнографии СО РАН академик Анатолий Деревянко и заместитель директора доктор исторических наук Михаил Шуньков.

Суть в следующем. Сегодня в учебниках написано, что около 2 миллионов лет назад наш далекий предок (ранние виды Homo) вышел за пределы своей колыбели - Африки. Так началось Первое великое переселение. Мигранты разделились на два потока. Один пошел на Кавказ, а затем в Европу, второй - в Азию. А 600 тысяч лет назад произошло Второе великое переселение. Миграционная волна двигалась из Африки и Ближнего Востока на восток, встречаясь и перемешиваясь с потомками первой волны.

Но это еще не были люди современного анатомического типа, а их предшественники. Как же возник современный человек? Сегодня среди генетиков, антропологов и археологов существует две гипотезы. Большинство считают, что современный человек сформировался 200-150 тысяч лет назад в Африке, а 80-60 тысяч лет он начал расселяться на другие континенты. Вначале он заселил восточную часть Евразии и Австралию, позднее - Европу и Центральную Азию. Как его встретили те, кто уже здесь жил, потомки двух миграционных волн? Взгляды ученых расходятся. Одни считают, что новички истребляли или вытесняли аборигенов в менее удобные экологические районы, и в итоге, скажем, неандертальцы 25-30 тысяч лет назад исчезли с лица земли. Другие уверены, что виды мирно сосуществовали, но современный человек постепенно ассимилировал аборигенов.

Анатолий Деревянко и Михаил Шуньков с этим не согласны. Они утверждают, что у современного человека несколько "родин". Он формировался не только в Африке, но и в других точках Земли. Ученые приводят серьезные аргументы. Они задают вопрос: как объяснить, что Homo sapiens смог преодолеть свыше 10 тысяч километров, не оставив никаких следов на пути движения? Ведь если бы 80-30 тысяч лет назад он появился в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии и постепенно начал вытеснять коренное население, то здесь должна была измениться местная культура и весь арсенал каменных орудий и изделий. Однако ничего подобного не произошло. Археологи не находят этому никаких доказательств. Словом, никакого влияния "колонизаторов" не наблюдается.

Более того, древние культуры на территориях Евразии, Африки, Австралии существенно различаются. А значит, развивались самостоятельно. Поэтому ученые выдвинули неожиданную гипотезу. Они не оспаривают, что современный человек появился в Африке, а затем расселялся по Земле. Однако до многих районов он не добрался, в частности, в Восточную и Юго-Восточную Азию. Здесь жили потомки двух миграционных волн, которые произошли 2 миллиона и 600 тысяч лет назад. Они и стали основой для формирования в этих зонах планеты других, отличных от африканских, подвидов современного человека. Если бы было иначе, и аборигены замещались переселенцами из Африки, то культуры во всех районах планеты оказались бы схожи.

Как же возник Homo sapiens? Вот версия Деревянко и Шунькова. В Европе, до прихода сюда современных людей из Африки, основное население составляли неандертальцы. У них была развитая культура, во многом не уступавшая той, что позже привнесли сюда "африканцы". Судьба неандертальцев драматична. Постепенно пришельцы вытеснили их с собственных территорий. А наука на долгие годы вычеркнула их из генеалогического дерева современного человека. Однако генетики восстановили справедливость. Сегодня уже признано, что около 4 процентов наших генов мы получили от неандертальцев. С ними в близком родстве находятся китайцы, французы и папуасы.

Принципиально иная картина в Восточной и Юго-Восточной Азии. Сюда, по мнению Деревянко и Шунькова, люди современного типа из Африки вообще не добрались, поэтому в их культурах в период 80-30 тысяч лет назад не произошло никаких существенных изменений. В этом регионе на местной "почве" сформировались другие, отличные от "африканских", подвиды людей современного типа. Речь идет, в частности, о "человеке алтайском", следы которого не так давно найдены на Алтае, в Денисовой пещере.

Эта находка сразу стала мировой сенсацией. Археологические материалы свидетельствуют о самобытной культуре, никак не связанной с той, что присуща "африканцам". Но самое главное, что геном "денисовца" существенно отличается от генома современного человека. А значит, он, как и неандерталец, был самостоятельным подвидом Homo sapiens. Причем не тупиковым. "Денисовцы" внесли около 6 процентов в геном современных меланезийцев и некоторых австралийцев.

Что же касается конечного продукта цивилизации - Homo sapiens, то не все эти подвиды внесли в него одинаковый вклад. Сегодня большинство ученых считают, что лепта "африканцев" все же была наибольшей, в частности, и потому, что они обладали наибольшим генетическим разнообразием.

Источник: http://baikal24.ru/page.php?action=showItem&type=news&id=97246

 

Возродим угасший символ

225 лет назад Челябинск обрел свое знамя

13 июля (по старому стилю, или 25 июля по новому стилю) в 1787 году в Челябинске было освящено городовое знамя. Точнее, этим днем датирован указ из городового магистрата городовому старосте о том, чтобы тот заплатил церковно-священнослужителям Христорождественской церкви за освящение знамени.

С верблюдом на щите

Но с большой долей вероятности указ был направлен сразу после того, как прошло освящение. На другой день староста Андрей Кувалдин рапортовал, что три рубля за освящение городового знамени священно-церковнослужителям заплачено.

Этот эпизод остался незамеченным историками и краеведами, а может кто-то и нашел в свое время эти два документа, да не успел опубликовать. Что такое городовое знамя, что оно значило для города и почему знамя Челябинска, освященное в 1787 году, оказалось забыто? Поищем ответы на эти вопросы сегодня, спустя 225 лет.

Слово «знамя» в русском языке позднего средневековья означало «знак». Собственно и слово «знамение» означает просто «знак» чего-то. В значении «знак», «символ» слово «знамя» фигурирует в самых разных текстах. Особенно часто этим словом описывали понятие «личный знак».

Именно в таком значении использует это слово А. Лакиер в своей книге «Русская геральдика». В общем-то именно в этом смысле слово «знамя» употребляется и в российских законодательных актах. В документах XVII в. слово «знамена» часто употреблялось для указания на тамги — личные знаки представителей тюркских, угорских и монгольских народов.

В то же время «знамя» обозначало и знамя как таковое, в XVII в. вытеснив, в основном, слово «стяг». В XVII в. знамена в России шились для воинских частей (полковые), на них, чаще всего, вышивались образы Спасителя и Богородицы. Кроме полковых, были еще и сотенные знамена — для частей, составленных из православных, на них нашивались изображения креста с подножием. При Петре I ситуация с оформлением знамен меняется, и связано это, в первую очередь, с изменением системы формирования и содержания воинских частей. Полки «прикреплялись» к городам и названия получали обычно по «именам» «своих» городов — Енисейский, Оренбургский, Вологодский и т.д.

Иногда полк называли по территории, например, Сибирский драгунский. На знамени полка изображался герб города, по которому он назывался. В случае с Сибирским полком на знамени помещался герб Тобольска, «столицы» Сибири. У городских гербов в ту пору было всего два способа использования: изображение на печати (городской, уездной, губернской) и на знамени полка. Только на западных территориях, где городские знамена существовали еще до вхождения в состав Российской империи, герб города красовался и на знамени города.

С 1743 года гербом Челябинска являлся герб Исетской провинции. В 1761 г. в ответах Исетской провинциальной канцелярии на анкету Академии наук указано: «А герб хотя и есть, токмо не на одну ту Челябинскую крепость, но состоящий и на всю Исетскую провинцию; для оной Исецкой провинциальной канцелярии только печати, а знаменует: в щиту стоящего верблюда, а около того щита по сторонам знак воинского оружия и знамена, а сверх щита государственная корона, а около короны и оружия вокруг надпись такова Ея императорского величества печать Исецкой, или Зауральской провинции».

Обычно герб города «распространялся» на всю область (губернию, уезд, провинцию), центром которой этот город являлся. В случае с Челябинском произошло обратное: герб был создан для Исетской провинции, а когда Челябинск стал ее центром, то автоматически стал и гербом города. В 1768 году в пояснительной записке к плану «города Чилябы» написано: «Город Челябинск герб имеет вельблюда (верблюда — Г.С.)».

В цитате из документа 1761 г. есть фраза: «для оной Исецкой провинциальной канцелярии только печати». Это означает, что полка, на знамени которого мог бы быть изображен этот герб, не существовало — не было создано Исетского, или Челябинского полка. А герб Исетской провинции с конца 1760-х гг. фигурировал на печати Челябинской ратуши (возможно и раньше, но сам не видел и упоминаний в публикациях не встречал).

Сменили куницу на орла

В 1781 году Исетская провинция прекращает свое существование, Челябинск из центра провинции становится всего лишь центром уезда. Поначалу Челябинский уезд был включен в состав Пермского наместничества (губернии), а в 1782 году переведен в Уфимское наместничество. 8 июня 1782 года был утвержден новый герб Челябинска: в верхней половине щита герб Уфимский (куница — Г.С.), в нижней — навьюченный верблюд. Как видим, кирпичная стена, оружие и знамена из поля герба «ушли». В 1796 году Уфимское наместничество было вновь преобразовано в Оренбургскую губернию, но герб Челябинска до самой революции так и остался тот самый, с уфимской куницей.

Был разработан вариант герба, в верхнем поле которого фигурировал Оренбургский герб, двуглавый орел, выглядывающий из облаков, но официально он так и не был утвержден, хотя в литературе в последнее время и стала распространяться версия о том, что он якобы был утвержден в 1839 году. В действительности этот вариант герба изображен на листах Генерального плана Челябинского уезда, который был составлен в начале XIX в. Очевидно, новые гербы для Оренбургской губернии разрабатывались, но для Челябинска такой вариант так и не был апробирован, т.е. утвержден. Вплоть до революции 1917 года использовался тот самый герб, который был утвержден в 1782 году.

Возвращаясь к знамени города. В 1785 году Екатерина II подписывает «Грамоту на права и выгоды городам Российской губернии» — чуть ли не единственный документ, где упоминается городское (городовое) знамя: «В городе назначить еженедельные торговые дни и часы во дне; и для того назначить в городе место, куда, и время, когда привозить, продавать и покупать удобно, что кому потребно, и на том месте Городовой магистрат велит поднять распущенное знамя, и в те часы, пока знамя поднято, запрещается продавать или покупать или закупать оптом припасы; со спущением же знамя запрещение таковое снимается». То есть единственная функция городского знамени — обозначать часы, когда запрещена торговля…

Под каким знаменем пойдем

Я пытался отыскать какие-то сведения о городских знаменах, но это оказалось очень сложной задачей. Эта тема совершенно забыта. Объяснить, почему о городских знаменах так надежно забыли, в общем-то, несложно — они практически не несли символической нагрузки, не использовались в торжественные дни и пр. По крайней мере, указаний на их использование в качестве именно символов, используемых в дни праздников, торжеств, мне не встретилось. А знамя, выполнявшее функцию «отбивки» времени, разрешенного для торговли, согласитесь, не очень-то вызывает пиетет, и шансов сохраниться в памяти потомков у него немного. Сама же ситуация определялась очень низким уровнем развития городского самоуправления.

В XVIII в. уровень реального самоуправления в городах не шел ни в какое сравнение с тем, что было в XVII в. — права городского общества (мира) были практически полностью аннулированы. В XVII в. городское общество выступало, в некоторых случаях, равноправным «собеседником» власти, в XVIII в. попытка «диалога» на равных воспринималась как бунт. Поэтому городское общество, если и осознавало себя единым целым, то как общество, «обязанное» государству, и в гораздо меньшей мере, как общество, объединенное правами. Символы, отображающие «единство городского общества», в такой ситуации вряд ли были очень нужны горожанам. И если герб, используемый на печатях различных городских и уездных учреждений, был востребован, то знамя — нет.

Принципиальное отличие знамен того времени от современных флагов — двусторонность. Знамена сшивались из двух полотнищ ткани, каждое из полотнищ образовывало одну «сторону». И на обеих сторонах знамени обычно имелись вышитые изображения. Они могли быть одинаковыми, но чаще различались.

Мы попытались сделать реконструкцию оформления городового знамени Челябинска, освященного в 1787 г. На одной стороне знамени изображен герб города и надпись, информирующая о том, чье это знамя, и о дате основания города. На другой стороне помещен государственный герб — двуглавый орел и надпись о дате, когда знамя было «даровано» городу. По углам знамени изображены вензели Екатерины II — деталь, которая вполне могла присутствовать на настоящем знамени, хотя это было необязательно. Вполне возможно, что эта реконструкция хромает, но исходных сведений слишком мало…

Тем не менее, 225 лет назад город Челябинск получил свое знамя. Мы сегодня, вспомнив об этом, можем «положить» его в копилку былых символов города. Если только не взыграет честолюбивое желание возродить угасший символ.

Источник: http://up74.ru/rubricks/doroga_v_istoriju/2012/07-ijul/vozrodim-ugasshij-simvol/

 

В Бежаницах откроют памятный знак герою войны 1812 года Александру Чеченскому

27 июля в поселке Бежаницы состоится открытие памятного знака герою Отечественной войны 1812 года генералу Александру Чеченскому, сообщили Псковской Ленте Новостей в пресс-службе администрации региона.

Открытие памятного знака приурочено к 200-летию Бородинского сражения и Отечественной войны 1812 года.

Среди тех, кто храбро сражался за Отечество, был офицер русской армии Александр Николаевич Чеченский.

Уроженец Чечни, сирота Али, с детских лет воспитывался в дворянской семье Николая Николаевича Раевского. В приёмной семье он получил отчество опекуна и фамилию, которая красноречиво говорила о его происхождении. Не без влияния этой семьи воспитанник выбрал дело - служить в русской армии. Первый офицерский чин Чеченский получил в 1796 году. Служил в Кизляре в Нижегородском драгунском полку, где командиром был Н.Н.Раевский. Участвовал в экспедициях против персов, баталиях против турок, за Кабардинский поход, состоявшийся весной 1804 года, прапорщик Чеченский получил первый свой орден – Св. Анны 3-й степени. Затем свою военную карьеру он продолжает в Европе, где шла война с Наполеоном. За отвагу в сражении под городом Прейсиш-Эйлау награждён орденом Георгия 4-й степени. За дело 29 мая и 2 июня 1807 года под Фридландом Чеченский был награждён золотой саблей «За храбрость». А за компанию 1808 года со шведами пожалован орденом Св. Анны 2-й ст. с алмазами. В 1811 году он уже ротмистр и уволен из полка «за болезнею с мундиром».

Но наступил 1812 год, и ротмистр Чеченский назначается командующим 1-го Бугского Казачьего полка. 11 сентября 1812 года Бугский Казачий полк присоединяется к партизанскому отряду Дениса Давыдова. Смелые партизанские действия Давыдова и Чеченского были успешными и эффективными. На Бородинском поле А.Н. Чеченский защищал центральный редут, известный в истории как «батарея Раевского». Вместе с русской армией А.Н.Чеченский участвовал в заграничном походе. Сражался под Дрезденом, Лейпцигом в исторической «битве народов», получил целый ряд наград, участвовал во взятии Парижа (1813 год) и торжественном шествии и параде победителей на Елисейских полях уже в звании полковника.

В своих дневниках Денис Давыдов даёт словесный портрет своего друга Чеченского: «Росту малого, сухощавый, горбоносый, цвет лица бронзового, волосу чёрного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый: явный друг или враг; предприимчивости беспредельной, сметливости и решительности мгновенной».

По возвращению из Франции его полк разместился в Царском Селе под Петербургом. Есть несколько предположений, достаточно не исследованных, знакомства в этот период А. Н.Чеченского и А.С.Пушкина. Далее А.Н.Чеченский продолжает службу в лейб-гвардии гусарском полку, затем назначен полковым командиром Литовского уланского полка. В 1822 году его производят в генерал – майоры по кавалерии. Лишения воинской службы и ранения дают о себе знать, в 1825 году он уволен: «К карлсбадским минеральным водам до излечения с производством жалованья и с отчислением из кавалерии». В дальнейшей его «мирной» биографии много белых пятен, не все её эпизоды восстановлены. Женой его была русская дворянка Екатерина Ивановна Бычкова, имевшая собственность - имение Ворсклу (ныне в Белгородской области). У них было семь детей. Но как установлено, последний этап жизни генерала оказался связан с псковской провинцией.

Он и его большая семья владели, в том числе и в нынешнем Бежаницком районе, землёй и поместьями. Самое известное из них имение Савкино Кудеверской волости. Название деревни Чеченское, а позднее и улицы Чеченской в Бежаницах историки связывают также с личностью А.Н.Чеченского и его семьи. Умер генерал Чеченский в возрасте пятидесяти пяти лет в 1834 году. Запись о его смерти содержит метрическая книга православного Георгиевского храма села Кудеверь. Семья Чеченских продолжала жить в Савкине ещё многие десятилетия. Об этом есть упоминание в различных источниках.

До наших дней захоронение генерала и членов его семьи не сохранилось.

Источник: http://pln-pskov.ru/culture/116925.html


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное