← Апрель 2012 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
|
10
|
11
|
13
|
14
|
15
|
||
16
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Новосибирцам предлагают экскурсии на кладбище О необычной акции памяти «Белый тополь» ее организаторы рассказали в пресс-центре «Комсомольской правды» Первый выезд специального автобуса запланирован 19 апреля в рамках акции памяти «Белый тополь». Об этом сегодня рассказали организаторы проекта - депутат Совета депутатов Сергей Бондаренко и директор Музея города Новосибирска Елена Щукина. Посмотреть на памятные места захоронения известных людей Столицы Сибири отправятся гости выставки «Белый тополь-2012». Представители похоронной индустрии посетят Зельцовское кладбище, ознакомятся с историей захоронений известных личностей, которые создавали Новосибирск или сыграли важную роль в его развитии. - В дальнейшем необходимо развить эту идею и организовать экскурсии для школьников по памятным захоронениям, кроме того, к уходу за могилами известных людей важно привлекать молодежь, вузы города, чтобы молодое поколение привыкало чтить память предков, - поделилась мнением заместитель начальника управления культуры мэрии г. Новосибирска Татьяна Ушакова. - Изменение отношения людей к кладбищам сейчас очень важно. Вандализм на территории кладбищ, к сожалению, не редкость, так называемое, «весеннее обострение» сказывается на молодежи, которая приходит на Гусинобродское, Клещихинское, Заельцовское кладбища, где каждый год фиксируют случаи вандализма. Подростки приходят, и просто разрушают первые 10 могил, это, безусловно, духовная пустота, и мы хотим совместно с историками, культурологами и СМИ сделать путеводитель по Заельцовскому кладбищу, привнести в это место историко-культурную составляющую, я надеюсь, что это сократит число случаев разрушения памятников, - отметил депутат Совета депутатов города Новосибирска Сергей Бондаренко. В первый день акции «Белый тополь» 18 апреля на площади перед Оперным театром отроется уличная фотовыставка «Созидающие Новосибирск…». Горожане смогут увидеть 75 портретов личностей, получивших признание в различных сферах деятельности города. Материалы выставки: фотографии, документы, графические портреты сделаны молодыми дизайнерами. - У новосибирцев есть неизлечимая болезнь - незнание истории своего города, мало кто сейчас из горожан даже слышал такие фамилии - Векуа, Галущак, Ванаг, а это люди, которые много сделали для Новосибирска. - А для чего вообще нужно знать свое прошлое, да хотя бы для того, чтобы сказку внуку рассказать,- говорит вице-президент Гуманитарно-просветительского клуба «Зажги свечу», писатель Владимир Шамов. Кроме того, в рамках акции запланирован выпуск набора открыток «Памятные места Новосибирска», пройдет реставрация мемориальных досок, будут установлены именные паспорта на улицах, носящих имена персоналий. В 2012 г. – появится паспорт на ул. Гондатти. Дата открытия – 15 мая. Также историки и археологи возобновят работы по поиску места захоронения останков сибирского архитектора Андрея Крячкова. Ежегодно будет выпускаться один фильм о 10 известных личностях в истории Новосибирска. В этом году героями фильма станут железнодорожники: Н.М Тихомиров, Н.П.Меженинов, Г.М. Будагов, Н.А. Лунин, И.Е.Трубников, Н.П.Никольский, В.К. Жандр, К.С. Заслонов. Продлится акция до Дня города, есть план сделать ее традиционной для Новосибирска, и проводить ежегодно в апреле-июне. Источник: http://kp.ru/daily/25868/2833807/ Имя гордое Зевеке В музее Нижегородского речного училища имени И. П. Кулибина открылась интересная выставка. На ней представлены несколько поколений нижегородцев, обладателей фамилии Зевеке. Родоначальник рода — Альфонс Зевеке (1822 — 1887). Во второй половине XIX века его имя гремело в нижегородском Поволжье. С легкой руки Альфонса Александровича, уроженца Риги и в прошлом шкипера на судах Балтийского коммерческого флота, волжское судоходство обогатилось необычными пароходами — с задним колесом. Зевеке заимствовал идею у американцев. Его пароходы с плоским днищем «Амазонка», «Алабама», «Магдалена» имели малую осадку и свободно ходили по мелководью. После смерти судовладельца его «Общество пароходства и торговли под фирмою А. А. Зевеке» наследовал старший сын Александр (1864–1917). С речным флотом связал судьбу и младший из второго поколения Зевеке, Василий Альфонсович (1878–1941), работавший инженером-судостроителем на «Красном Сормове». Ныне в Нижнем Новгороде проживает внук основателя рода Александр Васильевич Зевеке, которому 85 лет. В 2007 году он передал на хранение областному музею аудиовизуальной документации 765 фотонегативов на стеклянной основе. По словам директора Музея речного флота Галины Абаевой, свыше ста уникальных фото из этой коллекции отпечатаны впервые. Познакомиться с наследием Зевеке можно на выставке в речном училище. Источник: http://www.pravda-nn.ru/archive/number:1111/article:17790/ Клад Нарышкиных превращается в бомбу Растет число наследников знаменитого дворянского рода Нешуточные страсти разгорелись вокруг клада, найденного в тайнике во флигеле особняка Трубецких-Нарышкиных 27 марта. Полиция справилась с попыткой трех гастарбайтеров-таджиков «перенести» драгоценную находку во время строительных работ на Чайковского, 29. Но, похоже, борьба за сокровище только начинается. На клад претендует 84-летняя Натали Нарышкина, проживающая во Франции. «Мы уверены, что вернем эти вещи в распоряжение нашей семьи и сделаем все, чтобы наше право на собственность соблюли», – заявила она в интервью изданию «Взгляд». Однако не все так просто. - В Гражданском кодексе от 1964 года клад с момента обнаружения принадлежал государству. А сейчас клад принадлежит собственнику земельного участка, строения и т.п., – говорит начальник 9-го отдела по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Владислав Кириллов. У флигеля особняка Нарышкиных, где была сделана волнующая находка, три собственника: город в лице комитета по управлению имуществом (КУГИ), компания «Интарсия», выкупившая этот особняк, и некое не называемое физическое лицо, бывший владелец квартиры, где и был тайник. Говорят, эта квартира была коммунальной. То есть, собственников в этом случае может быть несколько? По самым первым приблизительным оценкам стоимость находки может существенно превышать миллион долларов. Сейчас клад находится под вооруженной охраной, и даже скрывается, где. Полиция утверждает, что проводит работу по определению собственника. Тут и возникает много вопросов. Об этом в беседе с корреспондентом «Свободной прессы» рассуждает представитель Объединения членов семьи Романовых в России Иван Арцишевский. «СП»: - Как вы думаете, компетентна ли полиция в определении собственника клада? - Если уж говорить о наследниках, то это вопрос генеалогический, он никакого отношения к полиции не имеет. Если речь идет о чисто следственной работе, тогда другое дело. «СП»: - Что вы думаете о притязании Натальи Нарышкиной и её сестры? - Там не совсем сестра…Одним из владельцев дома Нарышкиных был Василий. У Василия был сын Кирилл Васильевич. У него и у его жены Веры был сын Лев Кириллович. И вот Наталья Львовна – его дочь. У Кирилла Васильевича и Веры была еще дочь Ирена Кирилловна. У нее от одного из браков была дочь, и дочь этой дочки – Наталья, которая живет в Швейцарии. Это седьмая вода на киселе, дальняя родственница, и таких веток можно найти несколько. Мы знаем, что и в Южной Африке живут Нарышкины, где-то еще можно найти. Специалисты по генеалогии вообще считают, что прямых родственников Нарышкиных уже нет. В 1927 году декрет Совета народных комиссаров о конфискации всего движимого и недвижимого имущества граждан, бежавших за пределы республики, был заменен Законом о конфискации имущества, лиц, бежавших за пределы имущества из политических убеждений и не возвратившихся к моменту конфискации. Этот закон не отменен. Нравится нам или нет, он действует. И вот Нарышкина говорит: «Дайте мне!» На основании чего? Нет закона, который позволял бы возвращать конфискованное имущество родственникам. Есть закон о кладе, на основании которого нашедший претендует на 25 процентов от стоимости клада, остальное – государству. Если мы говорим: нет, закон устарел, а клад все-таки давайте вернем Нарышкиным, тогда возникает проблема с эмигрантами первой волны и особенно с огромным количеством их потомков, которые тоже станут говорить : «Дайте мне!» В Париже живет прямой наследник Мурузи. Знаменитый дом на Литейном принадлежал его прадеду. Он может заявить: «Если вы вернули Нарышкиной этот клад, то верните мне дом Мурузи». Тут возникают потомки Лобановых-Ростовских, и так далее, это снежный ком. Это очень серьезный вопрос. Нельзя кому-то дать, а кому-то нет. «СП»: - Юрист княгини Марии Владимировны заявляет, что соискателям наследства следует обратиться в суд. Вы представляете в России Объединение семьи Романовых, куда Мария Владимировна входит на равных с остальными членами династии основаниях. Каково ваше мнение, что за суд может решить такой вопрос? - Мария Владимировна всегда выступала против реституции, но время от времени звучит идея, что хорошо бы в качестве компенсации вернуть ей хотя бы дом. Получается, она против реституции в принципе, а именно ей следует что-то вернуть. Но так не бывает, закон не может быть избирательным. Всем нельзя, а кому-то можно? Это чревато последствиями. Ну, решит французский суд вернуть гражданке Франции Нарышкиной наследство. И что? Некрасиво! Потомки русской эмиграции, которые чтят русскую культуру и свою историю, никогда бы так себя не повели. О чем я этой швейцарской Наталье и сказал. Слишком страшной была наша история, чтобы сейчас делать из нее деньги. «СП»: - Хочется надеяться, что потомки русских дворян сумеют избежать дележа имущества у всех на глазах. Или получится, что Нарышкины в прошлом веке заложили в своем доме не клад, а бомбу. Под своих же. - Как только прошла информация о кладе, я об этом и говорил. Конечно, приятно, что нашли клад твоих предков, посмотреть на него где-то в музее, быть почетным куратором этого клада… Но требовать получить этот клад? Тогда дело может дойти до Эрмитажа для Романовых. Что совершенно нелепо. «СП»: - А опыт по реституции в странах Восточной Европы нам не пример? - Там это было возможно, потому что прошло немного времени, полвека. А у нас-то век прошел, да какой страшный, с гражданской войной! Поэтому все эти клады, все это имущество должно принадлежать русскому народу. И Наталья Нарышкина, которая живет в Швейцарии, и Наталья Львовна в Париже, это уже не русская эмиграция, они не знают языка, не знают Россию, давно ассимилировались. Поэтому, может быть, они делают такую печальную ошибку, которую бы не сделал ни один настоящий русский. «СП»: - Как вы относитесь к предложению «Интарсии» вернуть клад на Чайковского, 29? - Я абсолютно убежден, что клад должен поступить в какой-то государственный музей. Другое дело, что музей может показывать его на разных площадках, еще где-то. Но он должен быть на балансе у государства. Потому что если мы отдадим его в частные руки, то вы понимаете… сегодня клад выставлен, а завтра помещение закрывается на ремонт, и после ремонта уже многого можно не досчитаться. Досье «СП» В кладе Нарышкиных нашли 2168 предметов: 5 практически полных серебряных сервизов, среди которых можно выделить парадный столовый сервиз в «русском стиле» (более 200 предметов) работы фирмы Сазикова. На предметах российской работы стоят клейма лучших отечественных ювелиров последней трети XIX-начала XX века (Сазиков, Овчинников, Хлебников, братья Грачевы, Фаберже, Кейбель), а также изделия из серебра европейской, преимущественно французской, работы. Среди находок - боевые ордена, медали и памятные знаки с наградными документами, ювелирные украшения и часы, туалетные приборы, столовое серебро, несколько мелких пасхальных подвесок. Часть предметов находилась в исторических футлярах. Источник: http://svpressa.ru/society/article/54498/ У Крановита греческий и латинский след «Обращаемся с просьбой объяснить, как произошли фамилии учащихся нашей группы: Гавдур, Оленцевич, Тумаш, Сабило, Крановит, Желудкова, Косова, Двуречинская. Учащиеся группы № 210 Борисовского государственного колледжа». Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Фамилия Гавдур произошла от литовского слова «гавдрас» — «аист». Возможно, через освоение литовской фамилии Гавдрас. В основе фамилии Оленцевич личное имя Оленец — уменьшительная форма к имени Олян, которое является сокращенным вариантом официального имени Юлиан (церковное Иулиан, в переводе с латинского «юлиус» — «июль»). Отсюда название месяца июль, т.е. месяц Юлия. Суффикс —евич обозначает родственные связи: Оленцевич — сын, потомок Оленца. Тумаш — вариант церковного имени Фома (в переводе с древнееврейского — «близнец»). Фамилии Сабило, а также Саба (Сабо, Собо) восходят к греческому личному имени Саба(с), которое является усеченной формой имени Саббатион —«субботний, родившийся в субботу» (А.В.Суперанская). Оно соответствует церковному Савватий в том же значении. По мнению И.И.Трийняка, Саба (Сабо) идет от греческого личного имени латинского происхождения Саббас — «житель города Саби, сабинец, представитель народа сабов во Фригии (Малая Азия)». Сабины — древние итальянские племена между реками Тибр, Атернус и Анио. Личное имя Саба засвидетельствовано польским лингвистом Базылем Тиханюком на польско–белорусском пограничье в письменном памятнике, датируемом 1807 г. Судя по всему, это католический вариант церковных имен Савватий, Савва. От основы имени Саба при помощи разных суффиксов образован ряд других фамилий белорусов: Сабин, Сабчук, Сабило, Сабко, Сабчевский. Фамилия Сабило также могла образоваться от имени Сабел — вариант имени Савелий, в переводе с греческого — «сабинский» (А.В.Суперанская) или в переводе с древнееврейского — «выпрошенный у Бога» (И.И.Трийняк). В основе фамилии Желудков (ударение на последнем слоге) прозвание Желудок. Желудком в народе называют человека толстого, небольшого роста. Относительно происхождения фамилии Косов может быть две версии: от древнего дохристианского имени Косый («косоглазый»), зафиксированного в «Словаре древнерусских личных имен» Н.М.Тупикова, и от личного имени Кос, которое является сокращенным вариантом имени Косма (Кузьма), в переводе с греческого «космос» — «мир, порядок, мироздание». Косов — сын, потомок Косого или Коса. Фамилия Двуреченский образована от названия населенного пункта Двуречье (бел. Двурэчча). Деревня с этим названием есть только в Бешенковичском р–не Витебской области. Фамилия Крановит представляет собой сочетание двух слов. Первое из них — личное имя Крон (с греческого Кронидос — «отец Зевса; творец»). В греческой мифологии Зевс — верховный бог, который, низвергнув своего отца Кроноса, стал владыкой богов и людей. Второе — латинское слово «вита» — «жизнь». Отсюда Крановит — «творец жизни». «Фамилия моя по отцу — Семенюк–Бесан. Благодаря рубрике я узнал, как могла произойти первая часть сложной фамилии — Семенюк. Но трудности вызывает вторая фамилия — Бесан. Что можно сказать о ней? Анатолий Бесан, Лунинецкий район». — Фамилия Бесан происходит от немецкого слова «бесен», которое в разговорном стиле употребляется в значении «слуга, прислуга». Такую фамилию первый ее носитель мог получить от своего немецкого хозяина. На территории Беларуси был ряд немецких колоний, в которых работали местные жители. Таким образом, в составной фамилии объединены два разных способа характеристики вашего дальнего родича. Семенюк — сын, потомок Семена, Бесан — прислуга немца–колониста. На —ан также заканчиваются многие эстонские фамилии, среди которых есть и с немецкими корнями. Поэтому вполне допустимо, что к фамилии Семенюк была присоединена фамилия иностранного предка. «Хочу узнать, откуда произошла девичья фамилия моей мамы — Троцюк. А.Антиперович, Червенский район». — В основе фамилии Троцюк личное имя Троц — сокращенный разговорный вариант официального имени Трофим (в переводе с греческого — «воспитанник»). Жду ваших писем! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/post/129762/ 40 лет – на составление своей родословной Рамзия Дашкина-Сулейманова составила генеалогическое древо и выяснила, что ее семья - потомки древнего княжеского татарского рода Дашкиных, истории которого более 400 лет. А все началось с желания найти могилу отца и поклониться ей. Когда глава семьи ушел на фронт, Рамзие Мирсаидовне было всего три года. В память об отце остался только снимок, который был сделан в день его отправки на фронт, и еще один эпизод. "Мы стоим все кружком: мама, дети и мамина мама. И папа в плаще брезентовом всех обошел, всех обнимал, вот это - единственное, что помню, больше ничего не сохранилось в памяти", - сожалеет Рамзия Сулейманова-Дашкина В 1942 году семья получает с фронта три разных извещения: "погиб", "пропал без вести", "попал в плен". Супруга фронтовика искала истину всю свою жизнь. "Когда не стало мамы, весь архив перешел ко мне", - вспоминает Рамзия Мирсаидовна. Первый результат удалось получить лишь через 10 лет поиска. Международное общество "Красный крест" помогло установить место захоронения отца - Германия. После этого женщина решила побольше узнать о семье Дашкиных. Находила своих родственников в Башкирии, Оренбурге, Ташкенте, Москве. От них-то она и узнала, что принадлежит к татарскому дворянскому роду. "Мне подарили книгу "На стыке континентов цивилизаций", которая была издана в Югославии, из этой книги много узнала про Дашкиных, кто был Дашка", - говорит Рамзия Сулейманова-Дашкина. По версии ученых, слово "Дашка" произошло от тюркского "ташкай", что в переводе на русский означает "камушек". Поиски в архивах помогли установить, что фамилия "Дашкины" пошла от князя Дашки, который жил в XVI веке в Поволжье. Спустя два столетия, не желая принимать православную веру, Дашкины, оставив свои поместья, покинули родные места. "Стали татары искать, куда бы умчаться, и нашли земли у башкир, и назывались "припущенниками", - рассказывает Рамзия Сулейманова – Дашкина. Благодаря Рамзии Мирсаидовне семья теперь хорошо знает историю рода. Более того, дети активно помогают редактировать материалы, накопленные ею за несколько десятков лет. Ведь в их родословной, говорит Рамзия Дашкина, есть еще темные пятна. Источник: http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=588161&cid=7 Большая выставка проектов памятников, посвященных войне 1812 года, открылась в Орловском государственном университете Выставку посвятили не только году истории в России, но и завершению работы в нашем регионе экспериментальной площадки. В течение пяти лет лучшие методисты и учителя истории искали новые формы работы, которые позволяют сделать уроки запоминающимися. Чем события двухсотлетней давности смогли увлечь школьников и студентов? Монументальный стиль, классический, японский минимализм – здесь нет общего стиля, очевидно где-то не выдержаны пропорции. Но перед создателями памятников и не ставилась задача всё просчитать и выверить. Главное – понять и почувствовать, что значила Отечественная война 1812-ого года для России. Людмила Гранина, доцент кафедры всеобщей истории ОГУ: «Почти каждый памятник – это идея одного человека, одного ученика или студента, который работал вместе с учителем истории для того, чтобы подумать о том, что есть историческая память». Памятник из бумаги, металла, стекла, даже из атрибутов одежды. Пятиклассник Саша Барсуков для своего памятника героям выбрал головной убор. К проекту приложил стихи собственного сочинения. Учителя признаются – сделать историю привлекательной можно несколькими способами. Основной – призвать учеников в соучастники. Ирина Гаврилина, учитель школы №27: «Можно познавать историю с большей любовью. И в этом, наверное, задача учителей истории, и в этом, наверное, будущее нашей страны». Эту выставку проектов памятников назвали «Размышления об истории». Она стала итогом коллективного творческого исследовательского проекта. Эта экспериментальная площадка работала в ОГУ 5 лет. И принесла свои результаты. Геннадий Веркеенко, заведующая кафедрой отечественной истории ОГУ: «Благодаря этой экспериментальной площадке повысился интерес у учащихся школ, у студентов к истории». Учителя говорят – история – это не только даты и фамилии, а и события, которые меняют жизнь страны. Источник: http://www.oryol.ru/material.php?id=25848 Кем был ваш прадедушка? В Национальном архиве Карелии завершилась работа школы практической генеалогии «Семейный архив». Кем был ваш прадедушка? Как сложилась судьба вашего дяди? Где захоронен погибший во время войны дед? Когда вышла замуж ваша бабушка? Подобные вопросы все чаще начинают задавать себе россияне. После долгого периода всеобщего молчания, когда в целях самосохранения люди предпочитали молчать, их стало волновать, кто были их предки, они захотели узнать свою родословную. Время изменилось, открылись многие источники, где можно найти информацию не только о погибших и плененных во время войны (сайт «Мемориал»), о наградах воинов (сайт «Подвиг народа»), но и о репрессированных. Интерес настолько велик, что в Петрозаводске появилось Генеалогическое общество, а наш Национальный архив, шагая в ногу со временем, организовал практические курсы для любителей поисков и составления генеалогического древа. Этот двухдневный семинар пользуется небывалой популярностью. Мне чрезвычайно повезло, что я на него попала: открылись новые горизонты в поиске. Уже на первом занятии все участники сделали маленькие открытия в своих изысканиях. Знаете ли вы, как выглядят метрические книги, или что такое ревизские сказки, исповедные ведомости? С чего начинать исследования, как заказать документы? Как фамилия может помочь в поиске? Какая разница существует в написании букв? Как разобраться, какое слово написано, если написано непонятно? Множество вопросов стоит перед человеком, составляющим семейный архив. Благодаря сотрудникам Национального архива и, в частности, Елене Витальевне Усачевой, начальнику отдела использования и публикации документов, первые шаги по поиску информации в стенах архива стали доступными сразу для большой группы людей. Приятно удивило то, что в нашей группе было много мужчин. Сказать, что мы, семинаристы, с нетерпением ожидали первого заказа метрических книг, ничего не сказать! Мы были настолько увлечены и погружены в свои изыскания, что едва смогли оторвать головы от своих трудов, когда в читальный зал архива пришла его директор Ольга Михайловна Жаринова, чтобы вручить участникам занятий специальные дипломы-свидетельства об обучении. Это было приятным сюрпризом. Новая группа для участия в школе начнет работать уже в мае. Источник: http://gazeta-licey.ru/content/view/3962/143/ Не теряйте корни. Опыт предков позволит нынешнему поколению оградиться от ошибок в будущем. Для чего человеку нужно знать о своих корнях? Чтобы иметь представление о том, как жили наши предки, чем они занимались, как воспитывали детей, как строили свою семью. Ведь в современном обществе многие ценности, древние обряды и традиции забываются, а им на смену приходят некие сомнительные стандарты. В старину не знали таких понятий, как “гражданский” или “однополый” брак, не брили наголо головы, не выставляли напоказ свои телесные прелести... Спасти от деградации В наши дни это все в порядке вещей. Так не здесь ли коренятся причины бесконечных семейных разводов, ссор, неуважения друг к другу, аморального поведения? Спасти от деградации, к которой семимильными шагами движется будущее, поможет только возвращение к старым семейным и личностным ценностям. — Нынешнее молодое поколение заметно отличается от того, которое жило даже десять-двадцать лет назад, — делится мнением наш читатель из Бреста Александр Рахманько. — Раньше молодежь как-то более уважительно относилась и к старикам, и к женщинам, а сейчас им ничего не стоит нагрубить старшему, ударить младшего. Почему мир вдруг стал таким жестоким? Может быть, всему виной блага цивилизации? Ведь сейчас человеку доступно буквально все. Продуктов в магазине завались, деньги некоторым людям достаются очень легко, а этот интернет — даже младший школьник сейчас без труда может залезть на любой взрослый сайт. Мы забыли, как общаться с детьми, мы проводим все меньше времени с семьей, люди не знают, какой ценой раньше доставался кусок хлеба. Хочу сказать, что у наших предков есть чему поучиться: не знаешь, как поступить в той или иной ситуации, — обратись за советом к бабушке или дедушке, они обязательно подскажут. Но вернуться в прошлое своей семьи и разузнать о ней как можно больше Александра Николаевича заставили не только эти обстоятельства. Выросли дети, повзрослели внуки (а их у нашего читателя четверо) и стали интересоваться своими корнями. Вот только дед не смог ничего рассказать им о своем отце — Николае Максимовиче Рахманько. Он погиб на войне в 1944 году, когда Александр был еще маленьким. — Я только знаю, что отец долгое время жил и работал сначала в Одесской, затем в Ровенской области в Украине, — говорит Александр Рахманько. — Сам я тридцать лет служил на границе, поэтому поисками заниматься не было времени. Сейчас же, когда я на пенсии, очень хочу восстановить наше генеалогическое дерево и узнать о своих родственниках по линии отца, а также о военной судьбе своего родителя. Случайный незнакомец Удивительно, но человек, который мог бы подробнее рассказать о Николае Максимовиче, объявился сам. Причем совершенно случайно. Несколько лет назад Александр Рахманько возвращался с отдыха домой на автобусе. Вдруг к нему подошел пожилой мужчина, поздоровался, назвал его фамилию и поинтересовался, не ошибся ли. Этот разговор с незнакомцем, мягко говоря, удивил Александра Николаевича. Но тот пояснил: — Посмотрел я на тебя — и будто снова встретил твоего отца: ты очень на него похож. Мужчина рассказал, что некоторое время работал вместе с Николаем Максимовичем, был у него главным бухгалтером. Он очень тепло отзывался о своем бывшем начальнике, считал его настоящим мужчиной, верным другом, примерным семьянином. У незнакомца текли по щекам слезы... — Я и сам еле сдерживал слезы, — вспоминает мой собеседник. — Конечно, это была прекрасная возможность расспросить о жизни своего отца подробнее, но я этого не сделал: мне было больно смотреть на слезы пожилого мужчины. Хотя меня всегда интересовала судьба родителя, особенно его место рождения. Александр Николаевич объездил практически полсвета, но фамилию Рахманько, что удивительно, встречал только в Беларуси. На Минщине даже деревня такая есть — Рахманьки, поэтому наш читатель очень надеется, что родина отца — именно Синеокая. Ведь нигде Александру не было так хорошо, как в нашей стране. — Я надеюсь и верю, что родственники по линии моего папы найдутся, — говорит мужчина. — Мне очень хочется, чтобы мои внуки, надеюсь, дождусь и правнуков, знали о своих корнях. Ведь что, как не опыт предков, подскажет нам, как жить дальше. Источник: http://ng.by/ru/issues?art_id=65609 Знаки отличия Владимира Лавренова В одной тверской кофейне у кандидата исторических наук, доцента, члена Государственного геральдического Совета при Президенте России, почетного работника науки и образования, «и прочая и прочая и прочая…» Владимира Ильича Лавренова есть любимое место. На плетеном кресле в самом углу. Там можно есть фисташковое мороженое и говорить о совершенно разных вещах – не только о геральдике и козлах, хотя и о них тоже. Просто геральдика для Лавренова – целый удивительный мир, куда он однажды попал и, как говорит, погиб. «И погибель эта усугубляется с каждым годом». А козлы… ну что козлы, о них надо отдельно. Сразу нашлась общая тема. Село Васильевское. Лавренов с друзьями ездил туда помогать поднимать храм из разрухи в начале 1990-х. Но главное, что он один из немногих знающих интереснейшую историю, названную историком Полосиным «Игрой в царя», когда в 1666 году местные крестьяне на масленичной неделе, напившись, подняли красное знамя ( «навязали на шесты фаты красные») и прошлись по деревням. – Тогда, в XVII веке, по сути впервые был поднят красный флаг. Это полностью разрушало пролетарскую концепцию красного флага. Лавренов писал об этом давным-давно советским руководителям. Ему сказали спасибо за открытие и вежливо попросили молчать. Увлечение геральдикой началось с детства. Время и место – второй класс, город Североморск Мурманской области. Бывает, идет человек куда-то, идет, да и забредет. Лавренов забрел на заседание клуба коллекционеров. Зашел и обнаружил много взрослых людей, увидел, как полковники, лейтенанты и прапорщики общаются друг с другом не по-уставному и обмениваются значками. И вот тогда, поразившись геральдической красоте на значках, Лавренов и «погиб». Лавренов очень интересный человек в плане неординарности мышления, гибкости ума, ну и чувства юмора. Он в Калинин-то попал – нарочно не придумаешь. Демобилизовавшись, ткнули армейские товарищи пальцем в карту: кто – куда. Кто был поумней, заранее наметил область, кто попроще – угодил в Сибирь. Лавренов попал меж Питером и Москвой, разглядел точку под названием Калинин и понял, что слово надо держать. – Я поступать хотел только на исторический. Девушка, которая должна была принимать у меня документы, куда-то вышла и долго отсутствовала, и меня соблазняли поступать на филфак, но я не соблазнился. Гуманитарное мышление формируется любовью именно к истории. И любовью к Родине. Я всегда с большим вниманием слушал рассказы прадеда, тогда ему было глубоко за восемьдесят. Меня он поражал своим типажом. Прадед был доктором, ходил все время прямой, не пил, ни курил. В его взгляде, немногословии, походке было столько достоинства, что я понимаю с сожалением: он был представителем того народа, которого уже нет. Результат антропологической катастрофы у нас на лицах. В институте Лавренов «защищался» по теме «Геральдика советских городов» (а «другой» и не могло быть тогда). – В советское время города не имели символов, – рассказывает Владимир Ильич. – Большевики, когда пришли к власти, издали декрет о памятниках республики, упразднили символы царей. Гербы хоть и не попали под категорию царских символов, но при молчаливом развитии общественных отношений и городской культуры не предусматривались вообще. За советское время было две попытки создать городские гербы (оба – Москвы): в 1925 и 1936 годах, когда «по просьбам трудящихся» попытались создать новый герб. Он представлял собой что-то типа герба СССР, только в центре на земном шаре располагался мавзолей. Геральдика, по словам Лавренова, – наука, которая требует не просто исторической подготовки, постоянной усидчивости и широкого кругозора. В советское время, которое Лавренов по объективным причинам не любит ( «Уж простите!»), она стала непопулярной. Ее, как и генеалогию, стали задвигать. Специалисты тихо умирали, и геральдическая линия почти прервалась. – По сути лишь Владислав Крескентьевич Лукомский, последний руководитель гербового отделения департамента герольдии Правительствующего Сената Российской империи, умудрился дожить до 1944 года, став преподавателем Московского государственного историко-архивного института (сейчас РГГУ, где я работаю). Его не расстреляли только потому, что он был единственным в стране экспертом по гербам. Когда большевики продавали ценности за границу, им нужно было знать, сколько они стоят. Лавренов подготовил по геральдике и истории около ста публикаций, выпустил несколько книг. Он может говорить часами, открывая двери в этот удивительный мир символов. У него в запасе историй… Вот интересная. Всплеск интереса к геральдике в СССР пришелся на золотые шестидесятые. Это было время, когда интеллигенция «обратилась к Родине». Тогда же появились первые клубы, которые занимались гербами. Приехала как-то из Ленинграда советская делегация в Дрезден. Как полагается, встречают делегацию в местной ратуше среди растяжек с гербами всех городов-побратимов. Только в одном месте – пустота, пробел. Что такое, почему? Разве нет герба Ленинграда? Оказалось, что нет, есть только герб Петербурга, но на гербе Петербурга скипетр – один из символов самодержавия. Может, стыдно стало, может, иное что, но вместо орла вскоре появился на скипетре флюгер-кораблик, а на перекрестии якорей – пятиконечная звезда. И стало шириться движение: каждому городу – свой герб. И стали всплывать гербы исторические. – И их начали «кастрировать». Так, на гербе Владимира изображен лев с крестом. В советское время с креста убрали перекладину и стал лев с палкой. На гербе Перми – медведь, на нем Евангелие, сверху – крест. Книжку оставили, вместо креста нарисовали красную звезду. Для Владимира Лавренова герб – это всегда загадка, и он должен быть загадкой для любого человека. Самолет не должен быть символом самолета, а паровоз – символом паровоза: такая прямолинейность не интересна. Настоящая геральдика по Лавренову – это тайна. Когда к нему обращаются главы поселений за помощью в создании герба, Лавренов «уходит в историю». – Когда мы делали гербы поселений Вышневолоцкого района, – рассказывает он, – для Зеленогорского поселения придумали белого слона. Когда регистрировали герб, над нами смеялись: мол, мы знали, что Россия – родина слонов, но теперь знаем точный адрес. Однако выяснилось, что в районе когда-то была фабрика по производству рисового крахмала, а сырье шло из Индии под маркой «Белый слон». Угадайте, каким слон стал в советские годы? Интерес к местной символике возникает по разным причинам. Но в итоге это очень позитивно, говорит Лавренов, потому что создает пространство культуры. У современного общества тоже есть символы. Не вполне определенные, но есть. Лавренов напоминает о значении слова «символ». Символом в Древнем Риме называли пластину, сломанную пополам, ее части отдавали разным людям, чтобы они при встрече опознавали друг друга. Но каждая часть воспринималась как целое. Это глубокое понимание символики как части целого. – Символом нашего времени может, конечно, быть дружба вопреки разрозненности. Но главный символ современности – свобода. Для Лавренова свобода – это еще и свобода геральдики, потому что «в несвободном обществе геральдики не бывает. Она как нож в сердце тоталитарно мыслящему человеку. Это всегда связь с прошлым. Герб не просто картинка – это правовой знак, элемент культуры, а культура, по Юрию Михайловичу Лотману, – это всегда общение. Люди общаются друг с другом через памятники культуры, то есть объектом является не памятник, а общение людей через памятники. – Гербы обращают наше внимание на понятия рыцарства, доблести, красоты, которые куда-то улетучились. Свобода, которую несет геральдический знак, – достояние личности, а не государства. Возрождение не в экономике, не в политике, а в вере. Лавренов возглавляет тверской филиал Российского государственного гуманитарного университета и о своем „детище“ говорит с придыханием. Да и преподавание для него не работа, а миссионерство. Лавренов разделяет античную концепцию отношений учитель – ученик, когда образ жизни учителя важнее того, что он говорит с кафедры. Впрочем, эта концепция по-простому называется воспитанием. Чтобы этого достичь, нужно самому быть цельным. Лавернов строго исповедует этот принцип: и дома, и на работе, и с журналистами в кофейне за чашкой кофе он старается быть одинаковым. Не надевать маски, не играть роли… – Дежурный вопрос про „козла“… Разве, общаясь с вами, можно обойти эту тему? – Спасибо, я польщен. Лавренов долго рассказывает уже отшлифованные им истории и про колокольню, и про сапоги, в которых, как козлы, подпрыгивали городские жители, про ношение на спине козлов для распилки дров, в общем, про все на свете, не забывая еще разок метнуть камень в нелюбимое им время, говоря, что смысловой оттенок слова „козел“ до революции был совсем иным. Ну да ладно, интересно другое. Про музеи. Сам являясь создателем „брендового“ музея, Лавренов, отслеживая тенденции в мире, анализирует: – Развитие сферы спроса на туристический продукт колеблется. Спрос же на музеи не только стабилен, но и растет. И в списке музеев не только лувры и эрмитажы, но и маленькие музейчики. Их количество растет на 30 процентов каждые пять лет. И это – решение проблемы внутренней инициативы человека. Да и потом… культура ведь многослойна. Есть высокая, есть очень высокая, а есть обычная, понятная многим. Всякая нужна. Поле культуры – единственное место, где и государство и общество могут взаимодействовать плодотворно. А музей козла был создан случайно. Просто в 2006 году весной в беседе с одним журналистом я пошутил, что хочу создать музей. Вышла статья, где мое желание было изложено как свершившийся факт. И я понял, что за слова надо отвечать. В 2008 году был открыт музей. Сегодня к нам приезжает по два автобуса в месяц из разных регионов. А у нас для них столько интересного… Можно пирогов с капустой поесть, через гимнастического козла попрыгать… Это же не просто „козел“, это, если хотите, проект… Источник: http://vedtver.ru/news/71/4952/ О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||