← Июль 2011 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
9
|
10
|
|
11
|
12
|
13
|
15
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Кто изобрел Велосипедова? Если вы считаете, что с легкостью можете определить историю происхождения вашей фамилии, то, скорее всего, заблуждаетесь. Есть ряд фамилий, которые ушли в прошлое и практически не употребляются (в силу ряда причин и, в первую очередь, в связи с теми событиями, что происходили в России в ХХ веке). Ваша фамилия – Велосипедов? И вы убеждены, что велогонки – ваше истинно фамильное занятие? Вряд ли. Как ни удивительно, фамилия Велосипедов была известна на Руси за много веков до появления здесь велосипедов. Дело в том, что воспитанникам духовных училищ давались новые и более благозвучные (как считалось тогда) фамилии, в большинстве случаев ставшие переводом русских фамилий на латынь. Вот таким-то образом и появились в нашей стране Велосипедов (по-русски - Быстроногов), Верекундов (скромный), Генерозов (великодушный), Гиляровский (веселый), Глориозов (прославленный), Грацианский (любезный), Иллюстров (выдающийся), Кандидов (чистый, незапятнанный), Канорский (мелодичный), Капацинский (способный), Квистщеский (тихий), Ляборинский (труженик), Мелиоранский (лучший), Преферансов (предпочтительный), Рапидов (быстрый), Суперанский (отличный), Фиделин (преданный), Целебровский (известный). Вы нашли свою фамилию? Нет? Ничего страшного. Берите на выбор… Угощайтесь… Источник: http://www.ozersk74.ru/news/sport/12742.php Саркози разрешил француженке выйти замуж за мертвеца Исполняя последнюю волю возлюбленного, девушка обвенчалась с погибшим отцом своего двухлетнего сына Очередная свадьба в городке Дизи-ле-Гро в департаменте Эна во Франции не привлекла бы особого внимания, если бы не тот факт, что жених погиб в автокатастрофе еще в 2009 году. Невеста по имени Карен рассказала, что они с женихом прожили четыре года вместе и собирались пожениться, но трагедия помешала их планам. Сейчас 22-летняя Карен уверена, что, выйдя замуж за отца своего двухлетнего сына, она исполнила последнюю волю любимого. По словам родственников Карен, ее целью было носить ту же фамилию, что и ее ребенок, чтобы не быть матерью-одиночкой. Ее решение нашло поддержку у всех членов ее семьи. Вместе с тем Карен добилась своего не сразу. В соответствии с французскими законами брак между живым человеком и мертвецом возможен лишь в случае, если до смерти одного из будущих супругов все указывало на их намерение пожениться. Истинность чувств проверяет французский президент, разрешающий либо запрещающий церемонию. Женщина послала письмо президенту Франции Николя Саркози. Но глава государства на него не ответил. Однако Карен не отчаялась и второе письмо отправила супруге президента Карле Бруни. Первая леди, скорее всего, была тронута этой необычной историей, рассказала о ней мужу - и посмертный брак был все же разрешен. Источник: http://kp.ru/daily/25711/910713/ Берестяная грамота: память веков Берестяные грамоты — документы и частные послания XI — XV веков, где текст наносился на берёзовую кору. Первые такие артефакты обнаружил отечественный историк в Новгороде в 1951 году в ходе археологической экспедицией под руководством А.В. Арциховского (1902-1978, историк, член-корреспондент АН СССР). К 1970 году в Новгороде нашли 464 берестяных грамоты. Текст на них выводили примитивным методом — выцарапывали остро заточенным костяным или металлическим штифтом (писалом). Бересту предварительно обрабатывали, чтобы текст выходил чётким. Берестяные грамоты археологи обнаруживали в слоях почвы, где сохранились растительные остатки и древний мусор. Основная часть грамот представляет собой частные письма, в которых затрагивались бытовые и хозяйственные вопросы, описывались житейские конфликты, передавались поручения. Также обнаружены грамоты несерьёзного и полушутливого содержания. Арциховский указывал на грамоты с протестами крестьян против господ, жаловавшихся на свою участь, со списками барских повинностей. На берестяные грамоты наносились и денежные документы, некоторые архивы, исторические записи, завещания, любовные послания и прочая насущная информация. Арциховский обнаружил берестяные грамоты, которые адресовались известным людям из новгородских посадников, а также их частную переписку с родственниками. Эти документы раскрыли перед нашими современниками тот факт, что на древней Руси грамотность находилась на более высоком уровне, чем мы ранее считали. Её изучали не только бояре и духовенство, но и низшие слои общества. Авторами некоторых берестяных грамот были простые женщины. В музеях и архивах сохранилось немало поздних документов, написанных на бересте в XVII — XIX веках, найдены целые книги. Русский писатель и этнограф С.В. Максимов указывал, что лично видел в середине XIX века берестяную книгу у старообрядцев в Мезени (Архангельская область). В 1930 году колхозники на берегу Волги недалеко от Саратова, копая яму, нашли берестяную золотоордынскую грамоту XIV века. Иосиф Волоцкий (1440-1515, основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря) писал, что лично видел в обители святого Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех». В июле 1951-го на Неревском раскопе нашли берестяную грамоту №1. Она содержала перечень некоторых рабочих повинностей (позёма и дара) в пользу некоего Фомы. Находка указала нам, что при написании грамот почти никогда не использовались чернила. На ней текст был просто нацарапан на коре, но хорошо читался. В честь этой находки в Новгороде ежегодно 26 июля отмечается праздник — «День берестяной грамоты». Тот же раскоп принёс ещё 9 документов на бересте, опубликованных у нас только в 1953 году (открытие берестяных грамот не получило широкого освещения). ГДЕ И СКОЛЬКО Одной из последних сенсаций стало обнаружение в августе 2007 года первой берестяной грамоты в Нижнем Новгороде и в Москве. Причём найденная в Тайницком саду Московского Кремля чернильная грамота с описью имущества стала первым полноценным московским берестяным документом (ранее известная грамота № 1 и найденная грамота № 2 представляют собой небольшие фрагменты) и самой большой из ранее известных берестяных грамот. Берёзовая кора, как материал для письма, получила распространение на Руси в XI веке и потеряла свою роль к XV веку, так как тогда отмечено распространение на Руси доступной по цене бумаги. А береста использовалась как подручный, но вторичный материал для письма, учебных записей, для отчётов краткого хранения. Её использовали в основном простолюдины как материал для частной переписки и личных записей, а государственные письма и официальные документы фиксировались на пергаменте. Береста постепенно ушла из государственного документирования и частного быта. В одной из сохранившихся берестяных грамот (под грифом № 831), представляющей собой черновик жалобы чиновнику, учёные нашли указание переписать данный текст на пергамент и только затем отослать по адресу. Лишь немногие грамоты хранились долго: это два берестяных листа огромного размера с записью литературных произведений (грамота из Торжка № 17 и грамота № 893), оба обнаружены в земле в развёрнутом виде, а также две берестяные книги малого формата: там записаны молитвы (новгородская грамота № 419) и с текстом заговора от лихорадки (№ 930). Найденные берестяные грамоты оказались на помойке, они попали в землю, когда в них пропала практическая надобность. А это значит, что находки археологов не связаны с древними государственными и личными архивами. Целые берестяные грамоты в момент обнаружения представляют собой свёрнутый свиток бересты с нацарапанным текстом на внутренней стороне коры (иногда на двух сторонах). Меньшая часть целых документов находится в грунте в развёрнутом виде. Текст помещался на бересте в строку, в большинстве грамот (как и средневековых славянских рукописях) без разделения на слова.Значительную долю находок составляют фрагменты берестяных грамот, повреждённых уже после попадания в землю, но ещё чаще уничтоженных (разорванных или разрезанных) предварительно перед их утилизацией. Такая практика упоминается в «Вопрошании» Кирика — новгородца XII века, где вопрошается, нет ли греха в том, чтобы по грамотам «ходили ногами». Цель уничтожения грамот проста: секретность. В роли «постороннего» сейчас оказываются современные исследователи. Несмотря на то, что в интерпретации фрагментированных грамот накоплен значительный опыт и общий характер документа удаётся уловить в большинстве случаев, наличие оборванных букв и лакун часто затрудняет истолкование отдельных фрагментов (как с языковой, так и с содержательно-исторической стороны). О ЧЁМ ПИСАЛИ НАШИ ПРЕДКИ Большинство берестяных грамот представляют собой частные письма, носящие деловой характер. Сюда входят и долговые списки, хозяйские записи, поручения и коллективные челобитные крестьян. Обнаружены черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п. Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения). Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика. Важными историческими источниками назвал берестяные грамоты Арциховский. Большие монографические труды на эту тему принадлежат российским академикам Л.В. Черепнину и В.Л. Янину. Берестяные грамоты считаются вещественными и письменными источниками. Места их обнаружения не менее важны для истории, чем их содержание. Вместо безликой «усадьбы почтенного новгородца» мы узнаём об усадьбе священника-художника Олисея Петровича по прозвищу Гречин и о следах навеса над помещением суда князя и посадника. Одно и то же имя в грамотах, найденных на соседних усадьбах, упоминания князей и иных государственных мужей, указание сумм, географических названий. В них говорится об истории построек, об их владельцах, их социальном статусе, связях с другими городами. Благодаря берестяным грамотам изучается генеалогия боярских родов Новгорода. Обнаруживаются политическая роль горожан, недостаточно освещённая в летописи (Пётр-Петрок Михалкович, видный деятель от бояр XII века). Документы на бересте рассказывают о землеустройстве в Новгороде, об их экономических связях с Псковом, с Москвой, Полоцком, Суздалем, Киевом, даже Обдорской землёй (Сибирь). Челобитные крестьян, купчие и завещания XIV — XV веков свидетельствуют об установлении там крепостного права, о развитии судебной бюрократии. Мы узнаём о военных конфликтах и внешней политике Руси, о сборах дани с покорённых земель, открываем массу бытовых подробностей, которые нам никогда бы не узнать. Ряд первостепенных данных имеется по истории церкви, на бересте зафиксирована древность некоторых черт литургии, есть сведения о взаимоотношениях членов клира с жителями соседних усадеб, а упоминание Бориса и Глеба в списке святых в грамоте XI века почти совпадает со временем их канонизации. Источник: http://www.ufolog.ru/publication/3717 Сонное царство амишей Есть такие американцы, которые не ездят на машинах, не пользуются мобильниками и даже не слышали про Барака Обаму УДИВИТЕЛЬНАЯ страна амишей расположена посреди США, причем о ней мало кто знает даже среди самих американцев. Живущие там люди на самом деле более чем странные. Они не празднуют национальных праздников, в большинстве своем понятия не имеют о том, кто такой Барак Обама, а уж если спросить их о других государствах, ответ будет прост и незамысловат: «А что, в этом мире существуют еще какие-то страны?» Голландская страна Обитатели этой страны не имеют права пользоваться электричеством, а стало быть, не смотрят телевизоров и не имеют компьютеров. Этим людям, согласно их религиозным канонам, строжайше запрещено пользоваться мобильниками, фотографироваться, а также управлять автомашиной – даже предназначенной исключительно для хозяйственных нужд. А еще амиши презирают остальное человечество за употребление наркотиков, разводы, самоубийства, терроризм и преступность. – Неужели вы хотите, чтобы и мы превратились в «человекоподобных зверей» и опозорили свою религию и историю? – сказал мне Стив Фолькер, представитель этих самых странных людей Америки. Первая колонна амишей (или подругому менонитов, «дважды крещенных баптистов») перебралась в США из Швейцарии. Спасаясь от преследований со стороны католиков, менониты, названные так в честь преподобного Менно Симонса, религиозного деятеля и писателя, стали искать себе безопасное пристанище за океаном. В 1720 г. они переселились на территорию нынешнего американского штата Пенсильвания, и долгое время их численность в США не превышала 5000 человек. Сейчас же в одной только Пенсильвании их насчитывается около 120 тыс. Еще 145 тыс. амишей поселились в других штатах: в Индиане, Огайо, а также в провинции Онтарио соседней Канады. Встречал я амишей еще и в Белизе (Центральная Америка), где они обитают в глуши тропических лесов, но при этом полностью сохраняют свой «швейцарский» уклад жизни. Те же амиши, что осели в США, живут по строгим заветам Библии и не признают основополагающих американских законов (кроме налогового законодательства). А свою землю они величают Датч Кантри (Голландская страна). Название это, однако, ничего общего с Голландией не имеет, а происходит от искаженного слова «дойч» («немецкий»). Один из диалектов старого немецкого языка и является официальным языком общения для членов общины менонитов-амишей. Без лошадки никуда Когда въезжаешь в небольшой город Ланкастер, административный центр американской страны амишей, создается впечатление, что время там остановилось. К примеру, символом США давно уже стал автомобиль. Как без него существовать, не мыслит ни бедный, ни богатый американец. А вот для рядового амиша главное в жизни – лошадь. Черные повозки, запряженные лошадьми («багги»), – по сути единственное средство передвижения местных жителей. Конная тяга используется и при сельхозработах. Забавное зрелище – когда огромный трактор тянет за собой шестерка лошадей. Помогает лошадка и при поездках «за границу» (это когда амиш на своей допотопной бричке выезжает в соседний, обычный, американский поселок). В этот момент на шоссе останавливается все движение, и только что страшно спешившие владельцы «фордов» и «лексусов» терпеливо ждут, когда багги с амишем свернет куда-нибудь в проселок. Такая любовь к лошадям и патологическая ненависть к автомобилям объясняются просто: любая машина ускоряет темп жизни, а это недопустимо. По тем же соображениям амишам запрещено ездить на велосипедах и мотоциклах. Но особенно они боятся самолетов. Белый чепчик после свадьбы Все поселки амишей разбиты на общины, по 75 человек в каждой. Образ жизни такой: сначала они молятся по 30–40 минут, а затем трапезничают – иной раз до темноты. С наступлением сумерек жизнь в общине замирает. А первую половину светового дня женщины-амиши заняты приготовлением еды. Мужчины же в основном трудятся на ферме, хотя есть в поселках и пожарные бригады, и «стройотряды», которые возводят амбары для хранения зерна. Амишам запрещено становиться фабричными рабочими. А вот труд фермеров, столяров или плотников не только приветствуется, но и является святой обязанностью каждого здорового мужчины. Мужчины носят черные костюмы и черные шляпы, широкие брюки на подтяжках, холщовые черные рубахи и массивные черные ботинки. А женщины одеты в длинные платья на заколках – без единой пуговицы (пуговицы запрещены: они скрывают нечто таинственное в человеке, а это недопустимо). До замужества дамам положено носить только черное, но после свадьбы разрешается надеть на голову белый чепчик. Мужчинам же по такому случаю позволено отпускать бороду и усы. Одна из причин поразительной выживаемости амишей в условиях современной цивилизации – это рекордный уровень рождаемости. В среднем семья имеет 7 детей, но есть супружеские пары, воспитывающие по 12–14 детей. Семейство фермера Шмидта В Ланкастере я посетил семью амишей – потомственных фермеров по фамилии Шмидт. В семье Шмидтов 9 детей. Все они учатся в школе-восьмилетке. Занимаются там чтением, чистописанием, математикой, музыкой, изучением Библии, английским и немецким языками. Оценок ученикам в школе не ставят, чтобы среди детей не развивалось ненужного соперничества. Никаких отступлений от учебной программы не допускается, а самостоятельное чтение книг наказуемо. Как сказала мне учительница, индивидуализм, столь укоренившийся в остальной, «неправильной», Америке, портит детей, делает их чересчур независимыми. Все четко прописано и в образе жизни хозяйки семьи, Гертруды Шмидт. Она не носит ни часов, ни украшений, потому что ей не хочется выделяться роскошью среди подруг. К тому же, если она все время будет смотреть на часы, то может что-нибудь плохо приготовить на кухне. Шмидты считают, что только труд по хозяйству помогает отвлечься от вредных соблазнов и привычек. Как только ребенок проявляет интерес к чему-либо «постороннему», тут же следует строгий окрик главы семейства: «Работать можно на совесть и без лишних знаний!» Куклы без лиц И все же, несмотря на отчаянное сопротивление амишей, их уклад жизни ежедневно подвергается мощнейшему влиянию со стороны окружающего мира. Чтобы покупать необходимые в хозяйстве стройматериалы, им приходится продавать на рынке выращенные овощи и фрукты, изготовленные кустарным способом одеяла, подушки и детские игрушки. В основном это куклы – причем они не имеют лиц, а их тела неправильной, а то и просто уродливой формы. Связано это с тем, что, по мнению амишей, только Бог сумел достичь совершенства, а все земные существа уродливы и жалки. Есть ли у амишей какой-либо шанс выжить в условиях бурно развивающейся вокруг цивилизации? Уже сегодня их общинам предлагают продать земельные участки за баснословные деньги, чтобы застроить их отелями и торговыми центрами. Однако «библейские послушники» пока отвергают эти предложения. – Да, мы не пользуемся достижениями мировой цивилизации. Но зачем нам все это? – спросил меня мистер Шмидт, для которого именно его страна и есть самое счастливое место на земле. На заметку Посетить общины амишей можно, предварительно договорившись с ними о визите. Но ехать нужно только в светлое время суток. Нельзя фотографировать амишей без их разрешения. Женщины-амиши очень стеснительны – желательно при встрече не смотреть им в глаза и уж тем более не пытаться познакомиться с ними. Сувениры, изготавливаемые амишами, примитивные и грубые, но зато таких точно нигде на свете больше не увидишь. Источник: http://www.vmdaily.ru/article/121688.html Старые названия расскажут о былом По названиям улиц можно проследить историю и жизнь целого города. Например, идеология советского времени привела к тому, что ни один город и мало-мальски крупное поселение не обходились без того, чтобы назвать одну из центральных магистралей улицей Ленина, а ряд прилегающих именами других известных политических деятелей. Отдавая дань памяти русским писателям, люди продолжают называть улицы, переулки и проспекты их именами. Чем руководствовались симбиряне, давая старинным улицам те или иные имена, рассказал «СК» научный сотрудник заповедника «Родина Ленина» Вячеслав Головин. Мы дополнили представленную им информацию с помощью Ульяновской-Симбирской энциклопедии. Есть улицы центральные… При сооружении засечной черты в 1648 году по указу царя Алексея Михайловича на территории современной площади Ленина была возведена крепость. От Кремля расходились дороги на Казань, Саратов, Москву, и почтовые тракты носили названия этих городов: Казанский, Саратовский, Московский. Соответственно, улицы, связывающие эти тракты и вдоль которых строились посады, получили следующие наименования: Старая Казанская (Красногвардейская), Новая Казанская (Гагарина), Большая Саратовская (Гончарова) и Московская (Ленина). Кстати, до сих пор в северной части Ульяновска сохранилась улица с первоначальным названием Буинская, ведущая в сторону Буинска. Высокие и важные… Позднее, когда в городе стали строить церкви, соборы, монастыри, появились улицы с соответствующими названиями. Так возникла улица Покровская (Льва Толстого): на месте сквера имени Ильи Николаевича Ульянова стоял Покровский мужской монастырь. Улица Спасская (Советская) именовалась так из-за женского монастыря Спаса Нерукотворного, располагавшегося на месте современного ДК «Губернаторский». По той же логике имена получили несколько спусков: Тихвинский (Халтурина), Никольский (спуск от Краеведческого музея), Смоленский (спуск от улицы Рылеева, причем сама улица тоже была Смоленской), Петропавловский (Степана Разина). Улицы также именовались исходя из названий церквей: Тихвинская (Плеханова), Всесвятская (Робеспьера), Александровская (Куйбышева), Германовский переулок (Гоголя). С гирляндами огней… Город развивался, рос, и новые улицы получали названия по фамилиям знатных людей, имевших там свои усадьбы. «Купеческие» имена были даны улице Чебоксарской (Бебеля), переулкам Жарковскому (улица Матросова), Зотовскому (Кузнецова). Любопытно, что предприниматель и изобретатель Александр Иванович Зотов (1809-1881) все свое имущество завещал городу на благотворительные цели. Улица Мартыновая – дворянского «происхождения»: в этой семье отличился историк-краевед, юрист, общественный деятель Павел Любимович Мартынов один из создателей Симбирского народного музея. По фамилии дворян Анненковых могли бы получить названия сразунесколько симбирских улиц, поскольку эта семья владела несколькими городскими домами. Но Анненковским был назван лишь один переулок (ныне улица Железной дивизии). Зато слово «Анненково» в различных сочетаниях стоит в названиях нескольких сел Симбирской губернии. Завьяловская площадь – «мещанская»: из Завьяловых был известным Михаил Сергеевич (1897-1937), писатель, драматург, журналист. А мне милей нешумные… По названию улицы можно было определить, что за «контингент» на ней проживает. Имеются в виду такие улицы, как Дворцовая (Карла Маркса), Слободская (Тухачевского), Большая Солдатская (в разные годы именовавшаяся Нижней и Верхней Солдатской, Новой Слободкой, Бараньей Слободкой, ныне Минаева), Сиротская (Ульяновская), Стрелецкая (площадь 100-летия со дня рождения Ленина). По одной из легенд, улица Панская была названа так из-за того, что во время русскопольской войны в 1683 году взятые в плен под Смоленском польские шляхтичи расселялись по этой улице (Энгельса). Вид товара, продававшийся в том или ином месте, тоже мог дать название улице. Легко догадаться, чем торговали симбирские купцы в Молочном переулке, на улицах Хлебной (Орлова), Сенной (Дмитрия Ульянова), Малой Конной (Воробьева), Большой Конной (Шевченко). Понятно, что происходило на Ярмарочной площади (улица Можайского). Комиссариат и полицейский участок дали имена Комиссариатской улице (Кузнецова) и Полицейскому переулку (Пожарный). Милей одноэтажные… Местоположение улиц в городе также повлияло на их названия: таковы бульвар Верхний Венец и Верхняя Набережная (Пролетарская), Набережная реки Свияги, Набережная реки Симбирки, улица Лесная, переулок Овражный (Комсомольский). Верхнеполевая улица проходила по полям симбирянина Куликова, кстати, старожилы до сих пор называют район у Соловьева оврага Куликовкой. Шатальной улицу, ныне именуемую улицей Корюкина, прозвали за то, что на ней стояла изба с постоялым двором – притоном всякого «шатающегося» люда. Александровская площадь (улица III Интернационала) была обязана своим именем Александровской больнице. А улица Застенная (теперь Свияжская) получила свое название потому, что проходила за стенами Покровского мужского монастыря. Источник: http://sim-k.ru/2011/07/09/starye-nazvaniya-rasskazhut-o-bylom/ Хочу все знать! «В деревне Ферадки Слонимского района, откуда я родом, многие носят фамилию Шундрик, а соседняя деревня так и называется Шундры. Буду благодарна, если вы поможете узнать происхождение моей фамилии. Р.Рябова (в девичестве Шундрик), Узда». Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Шундрик — производное от личных имен Шундро, Шундор, Шундора, которые являются результатом преобразования на разговорном уровне личных имен Шандор, Шандора, Шандро (возможно, по аналогии с Шура, Шурик). А.В.Суперанская относит личные имена Шандор, Шандора, Шандро к вариантам официального личного имени Александр (через Сандр, Сандор, Сандора, Сандро). В переводе с греческого Александр — «защитник, помощник». У белорусов есть фамилии, образованные от всех вариантов этих разговорных имен: Шандор, Шандора, Шандрик, Шундра, Шандроха, Шундрик. А от личных имен или фамилий этой цепочки вариантов образованы названия населенных пунктов: Сандоры в Верхнедвинском районе, Шундры в Слонимском, Шандры в Волковысском и Городокском районах. «Давно пытаюсь отыскать истоки фамилий Соломыденко (моя девичья) и Надточеева (по мужу). Помогите! Надежда Надточеева, Быхов». — Фамилия Соломыденко — русский вариант написания фамилии Саломыденко, которая состоит из двух слов: «сало» и «мыдза» (в переводе с украинского «лицо, морда»). На этой основе возникло прозвание Саломыдза — «человек, у которого на лице жирная кожа». Суффикс —енк(о) означает родственные связи: Саломыденко — сын, потомок Саломыдзы. Сравним: Салогуб, Салогубов. Надточеев (у белорусов есть также вариант Надточаев) — сын или иной потомок человека по прозванию Надточай или Надточей по действию глагола «надточать» — «удлинять путем надточки что–нибудь из одежды». «Не могу нигде найти толкование своей фамилии Даргель. В словаре «Беларуская антрапанiмiя» сообщается только, что происходит она от литовского Даргеле, Даргелис. Хотелось бы знать более конкретно, что означает это слово на литовском языке. Марьян Даргель, Витебск». — По мнению большинства этимологов, основа фамилии Даргель относится к ряду основ, общих для балтийской и славянской древней антропонимии: драг (старославянская), дрогi (польская), драг (сербохорватская), даргск (латышская) в значении «дорогой» (Юозас Юркенас. Основы балтийской и славянской антропонимии). Но фамилии суффикс —ил (–ел, —илис, —елис) придает уничижительный оттенок. Это значит: «дорогой» надо воспринимать с некоторой долей иронии. Выходит, что фамилия Даргель (латыш. Даргель, Даргелис) балтийского происхождения, но не литовского, а латышского. «Моя мама, уроженка города Вытегры, до 1918 года входившего в состав Олонецкой губернии и расположенного на южном берегу Онежского озера, носила редкую фамилию Карютина. Однофамильцев ее, кроме родственников, я не встречал. При первых царях Романовых Южное Обонежье бывшей Обонежской пятины Новгорода Великого было местом поселения и ссылки различного рода мятежников. Известно также, что там издревле жили повольники, варяжившие по Волге и Каспию. Прошу вас, если это возможно, определить происхождение фамилии моей матери. Валерий Попов, Слуцк». — Основу фамилии Карютин составляет личное имя Карюта — разговорный вариант официального имени Карион (в переводе с греческого «карийский»). Карийцы — жители Карии (страна на юго–западе Малой Азии). Возможно также, что это сокращенная форма древнего славянского имени Карислав — «прославившийся карой» (т.е. наказанием). Суффикс —ин обозначает родственные отношения: Карютин — сын или иной потомок Карюты. «Интересует происхождение моей девичьей фамилии Молодчонок. Знаю немало своих однофамильцев, любопытно узнать, что лежит в основе фамилии. Е.Козлова, Витебск». — Фамилия Молодчонок образована от прозвания Молодец — «удалой парень; зух, хват» — с присоединением суффикса —онок (при чередовании согласных ц–ч). Суффикс обозначает родственные отношения: Молодчонок — сын или иной потомок Молодца. Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/post/118835/ Самые популярные имена "Вконтакте" Программист Илья Демьяненко, сумел выяснить самые популярные имена в соцсети "Вконтакте". Так, согласно данному исследованию наиболее популярное имя среди пользователей мужского пола стало имя Александр. При этом автор отмечает, что учитывались все производные имена (к примеру, для Александр: Саша, Саня, Alex, Санёк, Алекс, Олександр, Сашка, Санек, Alexander). Пользователей зарегистрированных под данным ником составило 1 миллион. 106 тысяч 979 человек с таким именем. Также популярны Сергей (755 тысяч 885), Андрей (622 тысячи 105) и Алексей (576 тысяч 573) Среди женщин доминируют Екатерины, а также производные (Катя, Катерина, Катюшка, Катюша, Катюха, Ekaterina, Катенька). Это имя в соцсети носят 658 тысяч 746 представительниц прекрасного пола. За ними следуют Елена (658 тыс. 212), Ольга (653 тыcячи 994) и Юлия (631 тысяча 431). Самая распространенная фамилия "ВКонтакте" — Иванов. Под такой фамилией зарегистрированы 196 тысяч 474 человек. За ними следуют Кузнецов, Смирнов, Петров и Васильев. Примечательно, что ВКонтакте больше женских анкет — 50,87 процента против 49,13 процента мужских. Также озвучена статистика по городам. Как оказалось, киевляне на третьем месте по "посиделкам" "ВКонтакте" (238 тысяч 863). Больше же всего соцсеть посещают москвичи (893 тысячи 857) и питерцы (497 тысяч. 324). Источник: http://it.siteua.org/ИТ-Новости/275331/ Приемный сын Горького стал героем выставки в Париже Французский генерал Зиновий Пешков, приемный сын Максима Горького, стал одним из героев выставки "Честь и верность". Посвященная истории Иностранного легиона, она открылась в столице Франции на пороге национального праздника Французской Республики. "Жизнь генерала Пешкова затмит любой приключенческий роман, – отметил историк русской эмиграции во Франции Александр Жевахофф. – Удивительный человек, поразительная судьба". Зиновий, родившийся 16 октября 1884 года, был старшим среди сыновей нижегородского гравера Михаила Свердлова. В юности мечтал об артистической и литературной карьере. В 18 лет принял православие, его крестным отцом был сам "буревестник революции". Друг семьи, писатель дал крестнику свою настоящую фамилию, и тот стал Пешковым. Зиновий сопровождал Горького и его жену Марию Андрееву в эмиграции, жил в Канаде, США, выполнял обязанности литературного секретаря на Капри, встречался с Лениным. Начало Первой Мировой войны застало его в Италии, где он записался во французском консульстве в Иностранный легион – воинское подразделение, к службе в котором допускались иностранцы. Свой первый бой доброволец принял в первую же военную осень. Спустя несколько месяцев, во время штурма Каренси, был тяжело ранен, потерял руку, но не покинул армию. В 180-летней истории Иностранного легиона Франции он считается одним из самых отважных солдат. На выставке, развернутой сейчас в парижском Музее Почетного легиона, можно видеть оружие и перчатку знаменитого "однорукого капрала". Весной 1917 года, уже в чине капитана, Зиновий отправился в Россию вместе с французской миссией. В том же году, после нового поворота истории, его младший брат Яков Свердлов стал председателем ВЦИК – формальным главой советского государства. Но братья больше не увиделись – их убеждения были слишком разными. Когда в Поволжье разразился голод, Пешков организовывал по призыву Горького международную помощь для населения России, затем вернулся в армию. Не имея классического военного образования, он, тем не менее, смог подняться в легионе до командных высот. Служил в Марокко, где вновь был тяжело ранен – на этот раз в ногу, как он говорил, "для симметрии". После нападения вермахта на Францию в 1940 Пешков, командовавший в Северной Африке батальоном, безоговорочно поддержал воззвание генерала де Голля. В годы Сопротивления он стал одним из ближайших соратников лидера Свободной Франции. Тогда же получил первое генеральское звание, а завершил военную карьеру с четырьмя звездами корпусного генерала. После войны – почти до самой кончины 27 ноября 1966 года – находился на дипломатической службе, возглавлял в ранге посла миссии Франции в Японии и Китае, был удостоен степени Великого офицера ордена Почетного легиона. Но на надгробии на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа по его воле начертаны лишь три слова: "Зиновий Пешков. Легионер". Как рассказал Александр Жевахофф, в Париже вскоре выйдет книга о французском генерале из России. Над ней работает знаменитая писательница, президент Гонкуровской академии Эдмонда Шарль-Ру – медсестра Иностранного легиона в годы Второй Мировой войны. Источник: http://www.novopol.ru/-priemnyiy-syin-gorkogo-stal-geroem-vyistavki-v-parije-text104808.html О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||