Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Дурягин

Дурягин – старинная русская фамилия, образованная от мирского прозвища основателя рода.

Фамилия Дурягин происходит от мирского некалендарного имени предка-основателя рода – Дуряга.

Мирские имена или прозвища были широко распространены в старину на Руси. Как правило, они занимали место современных фамилий, то есть передавались потомкам зачастую в неизменной форме, но существовали и прозвища, происходящие от крестильных имен. Часто мирские имена давались в связи с боязнью людей попасть под колдовское влияние. Считалось, что имя, данное при крещении необходимо сохранять в тайне, поскольку человек был посвящен ему и колдун, узнавший его сможет навредить его хозяину, используя имя в заклятиях. Поэтому придумывались мирские прозвища, зависящие, чаще всего от качеств человека, его характера, привычек, поведения. Это могло быть название животного, рыбы, птицы, если человек каким-то образом напоминал его. Могло также сыграть роль и название ремесла, которым занимался человек. Также прозвище могло даваться по названию селения или даже местности, где человек был рожден, либо где проживал какое-то время и так далее.

Фамилия Дурягин, равно как Дюригин и Дуракин является одной из самых частых фамилий, упоминаемых в записях Кимченско-Городецкого уезда Архангельской губернии. По мнению большинства исследователей, прозвище Дуряга связано с русским понятием «дурь». В упомянутой нами местности наиболее распространенным значением этого слова являлось «угар, едкий дым». Соответственно, здесь существует связь с профессиональной деятельностью человека, прозванного Дурягой, который имел дело с едким дымом, угаром и так далее. При этом можно привести и другие значения этого слова. К примеру, словом «дур» назывался твердый, веселый, мажорный музыкальный лад. Дурный – относящийся к дуру, а про играющего на этом ладу говорили «дурит». В разные времена дурью называли веселость, шалость, шутку, не имея при том ввиду ничего обидного или уничижительного. И по сей день в русском языке, в том числе и в разговорном, существует выражение «дурачиться», то есть «веселиться, шалить, шутить». Таким образом, словом, связанным со старинным русским понятием «дурь» могли назвать человека веселого, шаловливого, шутника, балагура – такие люди испокон веку были любимы народом за свой неутомимый характер, энергичность и жизнерадостность.

Суффикс –ин, находящийся в составе фамилии, является великорусской патронимической частицей и указывает нам на окончательное формирование отчества Дурягин на территории России, не ранее XVI века.

Фамилии, также происходящие похожим образом, такие как Дурин, Дуряев, Дуров, Дураевский, Дуренко, Дурягов, Дуренин, Дурякин, Дурянин и другие, подобные им, будут являться родственными по происхождению фамилии Дурягин.

В современной России нам известны следующие носители фамилии Дурягин. Владимир Дурягин, глава администрации Кич-Городецкого района Вологодской области. Иван Николаевич Дурягин, заместитель председателя Иркутского областного комитета Горно-металлургического профсоюза России, Иркутск. Владимир Гаврилович Дурягин, российский, советский инженер-теплоэнергетик, участвовал в строительстве и эксплуатации ТЭС и АЭС Сибири, Урала и Дальнего Востока. Вместе с этим является довольно известным художником, чьи пейзажные, жанровые и портретные работы представлены на 78 выставках в разных городах России.

Источники: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, 1999 г.; Федосюк Ю.А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. М.: Флинта, 2006 г.; Никонов В.А., Словарь русских фамилий. М., 1993 г.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2003 г.; Большой энциклопедический словарь. М., 1998 г. МИГИ Программа "Российские Династии" www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru, исследователь Бурцев О.Г.

Викинги породнились с индейцами



Викинги не только открыли Америку, но и привезли с собой обратно в Исландию гостью - представительницу американских индейцев, показало исследование генома коренных жителей Исландии. В их митохондриальной ДНК, наследуемой строго по материнской линии, обнаружены особенности, характерные для коренных жителей Америк.

Первые контакты жителей доколумбовой Европы с Америкой – легендарные путешествия викингов – нашли подтверждения в генетике жителей Исландии. Оказалось, что викинги не только «съездили» в Америку, но и привезли оттуда гостей, а точнее, гостью.

Генетическое исследование нескольких семей исландцев показало, что среди предков «современных викингов» были не только викинги древности и жители Европы, но и женщина-представитель коренного населения Северной Америки.

Работа опубликована в American Journal of Physical Anthropology.

Заселение Америки в доколумбову эпоху является предметом десятков теорий, как научно правдоподобных, так и откровенно фантастических. Официально считается, что первые люди пришли в Америки в 25-м тысячелетии до н. э. Именно тогда предки современных индейцев заселили континент, пройдя туда из дальневосточных регионов Азии по Берингову мосту, соединявшему тогда два континента. 

Надежно подтвержденными считаются два контакта Старого Света с Новым: путешествие норвежских викингов во главе с Лейфом Эрикссоном в X веке, около 1000 года. Северяне, возможно, продолжали путешествия вплоть до XIV века. Кроме того, сведения о посещении Америки сохранились в преданиях полинезийцев.

Существуют и гипотезы о посещении Америк многими другими цивилизациями Старого Света: египтянами, финикийцами, греками, римлянами, арабами, чернокожими жителями Африки, китайцами (плавания флотоводца Чжэн Хэ), японцами, европейцами Средних веков, европейскими мореплавателями XV века — непосредственными предшественниками Колумба.

Однако с развитием науки и инструментальных методов исследования арсенал истории заметно пополнился: кроме анализа летописей, преданий и археологических памятников об истории передвижения народов (как и о распространении эпидемий, вызванных микроорганизмами) может рассказать генетика.

Недавно с помощью анализа ДНК была составлена карта передвижения чумы по миру, а теперь в ДНК найдены следы посещения европейцами Америки.

Точнее говоря, в ДНК нескольких жителей Исландии обнаружены следы посещения Европы жительницей Америки.

Исследование включало несколько этапов. Сначала ученые изучили генеалогию большой группы современных исландцев и выяснили, что около 80 человек из четырех современных семей происходят от людей, живших в Исландии еще в 1710 году. Среди этих людей оказались носители ранее неизвестного варианта митохондриальной ДНК - C1e. Ее особенность в том, что самыми близкими ее родственниками являются митохондриальные ДНК типа C1, характерные для американских индейцев.

11 современных исландцев оказались носителями митохондриальной ДНК, свойственной коренному населению Америки.

Также обнаружено генетическое родство с жителями Британских островов и Скандинавии, что, впрочем, сюрпризом не стало.

В митохондриях – «энергетических станциях» клетки – содержится лишь небольшая часть ДНК. Большая часть генетического материала хранится в ядре, куда попадают гены и матери, и отца ребенка. Отличие митохондриальной ДНК в том, что она без изменений попадает в новый организм из яйцеклетки, то есть наследуется по материнской линии, изменяясь только в результате случайных мутаций. 

Таким образом, первым жителем Америки, прибывшим в Старый Свет, была женщина, а произошло это за несколько столетий до 1710 года.

«Так как остров с начала второго тысячелетия практически жил в изоляции, логично предположить, что эти гены принадлежали представительнице коренного населения Америки, которая прибыла в Исландию с викингами около 1000 года», – отмечают авторы работы. Это подтверждает информацию об экспедиции викингов под предводительством Лейфа Эрикссона в Америку.

Исследование проводил Институт биологической эволюции (Барселона) совместно с исландской компанией Decode Genetics (Рейкьявик), которая владеет базой данных генетики населения Исландии. Чтобы раскрыть тайны прошлого, ученые сейчас дополняют исследования, анализируя геном большой группы людей из региона «потомков индейцев» близ ледника Ватнайёкюдль на юге Исландии.

Источник: http://www.gazeta.ru/science/2010/11/20_a_3441597.shtml

 

Потомки Толстого: от охранника Горбачева до леди-джаз



Как известно, у Льва Николаевича было 13 детей. И о его жизни, в частности семейной, был снят не один фильм. Одна из последних лент (германо-российско-английского производства)— «Последнее воскресение». Всего неделю назад она вышла в прокат уже и в Украине.

Потомки великого русского писателя следуют традициям предка: дети для них — это очень важно, потому сегодня в мире больше тысячи Толстых, и есть они на всех континентах. Раз в два года большая родня устраивает совместные встречи в бывшем фамильном имении «Ясная поляна». В этом году там собралось больше трех сотен человек. Самому маленькому Толстому — несколько месяцев, а патриарху собрания — уже далеко за девяносто. «Сегодня» пообщалась с потомками писателя, среди которых и украинец, полный тезка — Лев Николаевич Толстой. 

ДИРЕКТОР: СПАС «ЯСНУЮ ПОЛЯНУ»

В родовом имении Льва Николаевича «Ясная поляна» сегодня царит порядок и процветание, ведь гектары земли и старинная усадьба — в надежных руках праправнука, Владимира Ильича. Он — директор Всемирно известного музея-заповедника, 15 лет назад был одним из самых активных его защитников: «То было очень тяжелое время, тогда у нас отбирали землю под застройки. Если бы общественность не вступилась, я не знаю, что сегодня осталось бы от этого уникального места. За последние годы мы даже расширились, у нас появились филиалы. Например, Никольское стало музеем. Это родовое имение, в «Война и мир» фигурирует как Отрадное».

Владимир Ильич является одним из инициаторов и вдохновителей встреч потомков Толстого, которые уже более 10 лет (раз в два года) проходят в «Ясной поляне»: «Думаю, Лев Николаевич порадовался бы, увидев, как разрослось его дерево и, главное, как все хорошо общаются, чтят традиции. Когда мы собираемся, вспоминаем интересные истории, читаем книги, купаемся, загораем, а еще играем в крокет и теннис — семейные игры нашего рода. Носим цветы на могилу деда, она находится в очень красивом месте». Вновь прибывшим здесь рассказывают легенду о Зеленой палочке. В детстве старший брат Николай придумал такую историю: где-то на краю оврага спрятана Зеленая палочка, на которой написаны тайные слова счастья. Тот, кто найдет ее, обретет вечное счастье и сможет прекратить все войны на земле.

«Сам Толстой верил в это, у него даже есть такой рассказ об этом артефакте «Зеленая палочка». И он завещал похоронить себя на том месте, где спрятана палочка. К слову, в последние 1,5 года практически на всех языках появились новые переводы Толстого. Предыдущие относятся к 1950—60-м годам. А если издатели заказывают новые, значит — тиражи расходятся. Недавняя презентация дневников и писем Толстого в Мексике меня просто поразила: битком набитые залы, и ни одного экземпляра после презентации — разобрали все».

ВЕДУЩАЯ: У НЕЕ РЕЛИКВИИ

Ну кто не знает Феклу Толстую? Много лет подряд она вела программы «Времечко», «Народный артист». Но мало кто знает, что зычная фамилия вовсе не псевдоним. Фекла — прямая наследница, правнучка Льва Николаевича. Она признается, что когда поступала в ГИТИС, то заинтересовала режиссера Марка Захарова не только своими данными, но и фамилией. Недавно Фекла закончила работу над сериалом о прославленных русских фамилиях «Великие династии»: «Толстых там нет, это отдельный сериал нужно снимать, который бы назывался: «Толстые». Я сейчас думаю над таким сценарием».

В многочисленных интервью Фекла говорила, что в доме на Ордынке, где она живет, не так много вещей от знаменитого предка, но те, которые сохранились, — с интригующими историями. Например, несколько подносов, кружки и кресло — они в доме с 50-х годов. Когда дед Феклы вернулся из эмиграции, он узнал, что из Ясной Поляны выбрасывают «ненужные» вещи. «И дедушка мчится под Тулу. Он все уже на помойке находит, привозит домой. С тех пор у нас те фамильные вещи и хранятся. Как можно было решить, что они не представляют интереса?».

ИСКУССТВОВЕД ИЗ МОСКВЫ

В телефонном справочнике Москвы Толстых больше тысячи, среди них Андрей Толстой — коренной москвич. Мягкие, грациозные движения говорят об аристократической крови. Он — один из самых известных искусствоведов мира. Автор более 100 публикаций — статей в научных сборниках и альманахах, каталогах и альбомах. «Я занимаюсь русским искусством, нашими художниками в эмиграции, написал серию книг о мастерах, которые вынуждены были творить за границей. Я всегда чувствовал большую ответственность: быть Толстым — это труд, долг. Когда я получал плохую оценку, то слышал: «Ты же Толстой», и в институте нужно было быть примером, и это очень хорошо».

Еще один Толстой — Петр Олегович — ведущий воскресной программы «Время», троюродный брат Феклы Толстой. Он снимался в фильме «Моя родословная», в котором рассказывалось не только о предках по линии отца Толстых, но и о предках матери. Оказывается, они были родом из Киева.

ТЕЗКА: РАБОТАЛ В КГБ

Полный тезка писателя и потомок по линии брата Сергея, Лев Николаевич Толстой, живет в Крыму. За 30 лет дослужился до начальника службы Госохраны Крыма: «Все спрашивали одно и то же, когда впервые слышали мое имя: «А ты, случайно, не родственник?», а я говорил: «Родственник». И сразу люди менялись в лице». Хотя когда крымчанин Лев Николаевич написал письмо Фекле Толстой, то получил ответ: «Вы — не настоящий Толстой, вы не интересны, как Толстой». «Это я — не настоящий? Ну, думаю, и ладно, эта девушка слишком много всегда на себя берет. А Толстые не часто привлекали меня к семейным мероприятиям, потому что я работал в КГБ. А во время учебы в Суворовском училище был забавный эпизод. На обсуждение произведений из зарубежной литературы к нам пришла комиссия. Вызывают меня: «Лев Николаевич Толстой», комиссия аж проснулась. «Расскажите, что вас поразило в произведении», а я перед этим уже отвечал и решил не готовиться больше, замялся, и учительница — тоже, а потом кто-то высказался из комиссии: «Как же так, Лев Николаевич?». Класс рассмеялся».

ОТЕЦ МИРА: РАЗМНОЖАЕТ СЕБЯ

Геннадий Мурыгин только в особых случаях добавляет к основной фамилии еще одну — знаменитую. Например, когда ему звонят корреспонденты для интервью. Он живет в Новосибирске, писатель, художник, инженер, преподаватель. Долгое время был всего лишь одним из правнуков Толстого и ничем не выделялся, а 20 лет назад согласился продать свою сперму американке, которая хотела детей от потомка Великого русского гения, и стал знаменитым. «Британские ученые искали здесь Толстых, которые бы согласились продать сперму, а только я согласился. Заплатили хорошо, и все остались довольны, после этого пошло-поехало. Сколько сегодня у меня детей, живущих в разных странах, не знаю. В Италии, США, Швеции. Только в Питтсбурге их восемь: четыре Лео и четыре Анны — я просил, чтобы детей так называли в честь прадеда и моей матери». В зарубежных институтах хранится сперма для новых желающих.

О Толстом Геннадий Иванович слышит с детства, хотя до войны в семье старались родство не афишировать: «Все боялись нападок, арестов, ведь тогда за аристократическое прошлое можно было поплатиться жизнью. А папа любил вспоминать, как дед садил его на колени и загадывал загадки. Более всего отцу Лев Николаевич помнился тем, что у него были огромные, заросшие волосами уши и черная морщинистая шея. Мама вспоминала, что, когда я еще не родился, отец гладил ее по животу и говорил, что я стану родовым летописцем. Так и получилось: я выпустил шесть книг, посвященных истории своего рода».

В одной из них повествуется о любвеобильности великого писателя. Мурыгин описывает, что однажды на юбилей Льва Николаевича приехали именитые гости, которых слуги почему-то рассадили в задних рядах. Вдруг входят крестьянки, им говорят, что это места для самых близких, а те в ответ: «А мы такие и есть: у меня от Льва трое детей, у Марфы — двое».

ОЛЕНЕВОД: СТРОИТ БИЗНЕС

Среди писателей, славистов, философов и искусствоведов Толстых есть и простой фермер. Андрей Толстой несколько десятков лет разводит оленей. Он — один из самых известных оленеводов Скандинавии. Несколько лет назад Андрей впервые приехал в Россию, посетил Москву, Тулу. Конечно, его интересовали земли, где зарождался знаменитый род, но не только. «Я тогда приезжал налаживать не только культурные связи, но и экономические тоже. Хотелось заниматься фермерством в России, сейчас кое-что получается, но говорить о настоящих успехах рано», — скромничает Андрей.

Он смущается и признается, что в школе так и не смог прочитать «Войну и мир», только позже взялся за четырехтомник и таки осилил. «Я считаю, что это гениальный роман, и читать его стоит. Кстати, как-то ко мне пришел мой друг, он швед настоящий, и попросил у меня почитать что-то Льва Толстого. Я дал ему этот роман, но подумал, что он не поймет, не сможет все прочесть. А через неделю мы встретились, я забыл уже об этой книге, а он говорит: «Я все прочел. Твой дед был гением, самым великим». А я ему: «Знаю, знаю».

АНГЛИЧАНКА: ЖИЛА У ЛИВАНОВА

Внучатая племянница писателя, элегантная англичанка Александра Толстая-Милославская, поражает свою многочисленную семью в Лондоне необычайной любовью к России. Два года назад она устроила путешествие через Монголию и Бурятию. Преодолев в общей сложности 1800 км, завершила свой поход в Иркутске. А еще не так давно снялась в документальном фильме о Киргизии (О Великом шелковом пути), а также вместе с мужем Шамиле стала его продюсером. Английская история предков очаровательной светловолосой девушки с яркими голубыми глазами началась с 1920 года, когда прадед Дмитрий Михайлович, будучи еще восьмилетним ребенком, попал в Англию. Отец Александры Николай Дмитриевич женат на англичанке, однако все четверо детей ходят в православную церковь и носят русские имена. Анастасия работает в Би-би-си, Дмитрий — аспирант-историк, Ксения — студентка.

«Отец очень хотел, чтобы его дети знали не только язык, культуру России, но и ее историю, — рассказывает собеседница. — В 1989 году мне исполнилось восемнадцать лет, я окончила школу, и папа сказал: «Все, пора!» И отправил меня в Москву учиться русскому языку. Честно признаться, я не знала ни слова на русском. Я жила у друга отца Василия Ливанова, актера, самого известного Шерлока Холмса. Между нашими семьями произошел обмен. Я в Москве учила русский, а сын Василия Ливанова жил у моих родителей и учился в Оксфорде».

Александра рассказывает, что в их английском доме кроме книг, а там только изданий «войны и мира» разных томов больше двух десятков, есть одна важная реликвия, которая напоминает о деде и о предках. «Отец унаследовал крест Святого Спиридона от своего отца. Это семейная реликвия была вручена еще князем Василием Темным графу Андрею Толстому в средине 15 века и передавалась по наследству самому старшему наследнику. Святой Спиридон — покровитель нашего рода».

ЛЕДИ-ДЖАЗ: ПО ФАМИЛИИ ТОЛСТОЙ

Она поет задушевные песни на английском и шведском, у нее шикарные длинные волосы и большие глаза скандинавской царицы. Праправнучка Толстого, леди-джаз (как ее называют в Швеции) Виктория, фамилию знаменитого деда не меняла, просто решила не склонять. Она — Виктория Толстой. Очень обижается, когда говорят: «Виктория Толстая». С ней мы познакомились два года назад, когда девушка приехала со своей группой выступать в Харькове. «Я плохо говорю по-русски, — сказала красотка на мягком английском. — Когда я была маленькой, мама рассказывала мне о России, она много читала в оригинале Толстого и других ваших авторов. Она хотела, чтобы я учила русский, но у меня всегда был на первом месте джаз, он отнимал и все силы, и все мое время».

Виктория вспоминает, что как-то на гастролях в Европе к ней подошел парень и попросил автограф. Она только начала ставить росчерк, как он схватил ее за руку: «Оказалось, что он вообще не любит и не понимает джаз, а на концерт пришел, потому что его шеф любит Толстого, сам ведет свою линию от брата Толстого, интересуется его родословной. Вот парень и решил привезти тому в подарок мою фотографию с автографом. Были еще эпизоды, когда в Америке меня спрашивали: «А как поживает ваш дед Толстой?». Я говорила: «Отлично, скоро отметим вторую сотню лет». Удивительно, но Виктория так до сих пор и не потрудилась заглянуть в книги предка — неинтересно. Она знает названия двух его романов «Война и мир» и «Анна Каренина» и четко произносит по-русски «Наше фамильное гнездо — Ясная Поляна».

МЫ СПРОСИЛИ У ИЗВЕСТНЫХ УКРАИНЦЕВ: ЧТО ДЛЯ НИХ ТОЛСТОЙ.

Таисия Повалий, певица: «Еще вернусь к этим книгам»

«Война и мир» и «Анна Каренина» были старательно прочитаны мной в рамках школьной программы, — говорит Таисия Повалий. — Но тогда эта литература была не понятна и очень тяжела для восприятия. Ведь нельзя в четырнадцатилетнем возрасте понять мотивацию большинства героев. Только приобретя нормальный жизненный опыт, возвращаешься к этим книгам и читаешь уже, и сопереживаешь и понимаешь, что добро и зло всегда идут рядом, иногда они очень хорошо уживаются в одном человеке. Я думаю, что еще вернусь к этим книгам, и найду там еще что-то новое.

Павел Зибров, певец: «Наташа Ростова — мой идеал».

Я раз пять читал и «Войну и мир» и «Анну Каренину». Первый раз в шестом классе прочитал, и понял, что хочу жениться на такой девочке, как Наташа Ростова. И знаете, моя первая любовь, балерина Света Бородина была очень на нее похожа — такая же восторженная, наивная. И позже я влюблялся в заданный Толстым идеал. А после сорока, когда я попал в аварию, и долгое время лежал дома, именно Толстой помогал мне восстанавливать силы.

Игорь Лихута, продюсер: «Его нужно учить в институте».

В школе почитал и после этого пытался вернуться к этим книгам, но когда после тяжелого рабочего дня ты берешь такую серьезную литературу, то становится еще тяжелее. Особенно если под рукой лежит какая-то легкая литература, например «Хроники капитана Блада». Поэтому, Толстой это великий классик, которого, я считаю, как и Достоевского, нужно читать не в старших классах, а на последних курсах института, когда у человека уже за плечами есть опыт взрослой жизни.

Александра Кужель, политик: «Ищу у Толстого мудрые слова».

Когда мы говорим о личностях такого масштаба, как Лев Толстой, то понимаем, что такие люди остаются с человечеством навсегда. К Толстому применительно высказывание: «На пороге вечности». Не «уход в вечность», а «на пороге вечности». Он всегда с вечностью. Вечны его мысли и идеи, его талант и сила воздействия на нас. Наверное, это происходит потому, что длинная жизнь Толстого вместила в себя несколько очень разных жизней, и на каждом этапе человек может узнать себя и в героях, и в поступках. Наиболее близкими, созвучными моему отношению к жизни и своего рода духовным открытием стали для меня «Исповеди» Толстого и его «Путь жизни». А еще совсем недавно я прочла практически неизвестный рассказ Толстого «Карма». Там есть замечательные слова: «Не осуждайте других в своих неудачах. Ищите причины ваших бед в самих себе. И если вы не ослеплены тщеславием, вы найдете ее, а найдя ее, вы сумеете избавиться от зла. Лекарство ваших бед в вас самих. Помните те слова, которые были талисманом моей жизни: «Тот, кто делает больно другому, делает зло себе. Тот, кто помогает другому, помогает себе».

Ольга Сумская, актриса: «Мечтаю сыграть Каренину. Возраст уже тот».

Для актеров Толстой это начало начал. Мы в институте зачитывались, я читала несколько монологов Анны Карениной наизусть и мечтала сыграть эту роль. Пока, увы, мечта не сбылась, а возраст именно тот. Хотелось бы сыграть Каренину и в кино, и в театре. Мне вообще пока не довелось работать с материалом Толстого — переиграла Чехова, Лермонтова. Неизгладимое впечатление, к слову, произвел на меня фильм Сергея Бондарчука «Война и мир». Ни до, ни после никто не снял лучше. Ведь тогда не было компьютерных технологий, все делалось вручную…. Специально шили тысячи костюмов для бородинского сражения, для бала.

Источник: http://www.segodnya.ua/news/14196638.html

 

Преобразование отношений



«У моей невесты фамилия Чунихина, моя же — Крутолей. Невеста не хочет брать после свадьбы мою фамилию. Что ж, пусть я буду Чунихин, но только объясните, что она обозначает. Василий Крутолей, Кировск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Фамилия Чунихин образовалась в три приема. Сначала возникло мужское прозвание Чуня. Затем оно в форме Чуниха перешло на супругу либо дочку. А от женских прозваний при помощи суффикса —ин образовалась мужская фамилия Чунихин (женская — Чунихина). Прозвание Чуня, от которого ведет свое начало эта фамилия, обычно присваивается людям неповоротливым, вялым, бездейственным.

Крутолей, наоборот, «очень подвижный, проворный, изворотливый». В народе говорят: «Крутолей вертится, как крутовей (очень сильный ветер)».

«Ищу историю происхождения фамилии Гиро. Все мои родственники живут в бывшем Плещеницком районе Минской области. Валентин Гиро, Береза».

— Гира (Гиро) — сокращенный вариант церковного имени Аргир (в переводе с греческого «серебро»). Как наименование личности встречается в старобелорусских и древнеукраинских письменных памятниках XVI — XVII столетий. От основы этого имени при помощи различных суффиксов образованы белорусские фамилии: Гирин, Гиринов, Гиринский. Есть фамилии Гира, Гирин у русских, Гира — у литовцев.

«Расскажите, пожалуйста, о фамилиях Кобзев, Тимохов, Шаналь и Журомская. Все они встречались в нашем роду. С уважением, семья Кобзевых, Слуцкий район».

— Фамилия Кобзев соотносится с названием старинного украинского струнного музыкального инструмента кобза (разновидность бандуры). Отсюда и слово «кобзарь» — певец, аккомпанирующий себе на кобзе. Кобзой человека могли назвать за то, что играл на кобзе или занимался изготовлением этого инструмента. Кобзев — потомок человека, прозванного Кобзой. Не следует смешивать фамилию Кобзев с фамилией Кобызев, которая соотносится с названием народного музыкального инструмента кобыз татарского происхождения. К нам кобза, скорее всего, могла попасть через казаков: известно, что в казаческих отрядах было довольно много белорусов.

Тимохов — потомок Тимоха. Тимох — разговорный вариант официального имени Тимофей (в переводе с греческого «почитающий Бога; богобоязненный»).

В основе фамилии Шаналь прозвание человека Шаналь, которое по каким–то признакам соотносится с украинским словом «шиналь» — «гвоздь для прибивания шины к колесу» (Словарь Б.Гринченко).

Фамилия Журомская образована от древнего личного имени Жиром, которое является сокращенным вариантом древнего славянского двухсоставного имени Жиромир (из жир («богатство») + мир). Переозвучение из Жиром в Журом произошло под влиянием устного произношения.

«Хочу больше узнать о фамилии Лобанович. Мой отец (родом с Полесья, из Петриковского района) рассказывал, что у деда фамилия была Лобанок. А потом он то ли купил шляхту, то ли вложил в нее деньги, и фамилия стала звучать на польский лад — Лобанович. Могло ли это быть правдой? Светлана Лобанович, Кричев».

— История, рассказанная вашим отцом о смене фамилии, вполне правдоподобная. Было время, когда фамилия не имела строгого официального статуса и ее свободно можно было изменить и даже заменить. Очень часто это делалось самими носителями фамилии, чтобы придать ей более благородное звучание. Основой для фамилий Лобанович и Лобанок послужило прозвание Лобан — «человек с высоким лбом». Суффиксы —ок и —ович выполняют в составе этих фамилий одну и ту же функцию — указывают на родственные отношения (сын или иной потомок Лобана). Так что смысл преобразованной фамилии нисколько не отличается от первоначальной.

«Интересует, что положено в основу фамилии Парафенюк. Ирина Байда, Минск».

— Парафенюк — сын или иной потомок по мужской линии служителя или прихожанина парафии (церковного прихода). Не исключено также образование от личного имени Парафен (Парафён), которое является разговорным вариантом церковного имени Порфирий (в переводе с греческого «багряный, пурпурный, одетый в пурпур»).

Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/108517/

 

В России около 10 000 человек имеют отношение к Вятке



В Кирове каждый может узнать, откуда появилась его фамилия 

Василий Старостин уже несколько десятков лет изучает историю родов Вятки. Им написано уже 15 томов «Книга Вятских родов», сейчас они появились в открытом доступе в читальном зале Герценки. Из книги каждый кировчанин сможет узнать, откуда появилась его фамилия, сколько человек с такой фамилией было на Вятке, из каких деревень, а также много других исторических подробностей, которые любопытны каждому.

Все данные автор много лет собирает из архивов, ездит по областям и общается с местными жителями. На изучение каждой фамилии уходит немало времени, иногда даже несколько месяцев.

- В XVIII веке на Вятке насчитывалось около 10 000 фамилий, - рассказывает Василий Андреевич, - из них 2000 вятского происхождения. В Вятской губернии было 25 000 деревень, а это мировой рекорд, нигде не было столько. Сейчас деревень в Кировской области только около 4500.

А еще на Вятке было больше всего уездов, из десяти шесть были здесь.

- Более 10 000 человек имеют отношение к Вятке, - поделился автор книги, - у кого-то предки здесь жили или находились какое-то время.

Про свою фамилию можно узнать в книге много интересного. Например, фамилия нынешнего губернатора Кировской области Никиты Белых была очень распространена на Вятке. Больше всего людей с этой фамилией жили вокруг Котельнича.

А вот фамилия Путин до сих пор очень редкая.

Для создания книги автор использовал результаты переписи 1891 года. Оказывается, на Вятке совсем не было дворян, только несколько помещиков на юге.

А в 1913 году родились 188 000 человек, когда сейчас рождается только около 15 000.

Источник: http://kp.ru/daily/24594/761610/

 

Книгу о войне написали дети…

 

Эта книга необычна. Она состоит из 48 сочинений, написанных школьниками - участниками республиканских конкурсов: «Война в судьбе моей семьи», «Рассказ ветерана», «Они защищали Родину», «Книга Памяти моей семьи». В книге дети через рассказы своих дедов и прадедов постарались осмыслить историю страны, рассказать о подвиге дедов по-детски, но на удивление верно. Сборник, изданный Мемориальным музеем военного и трудового подвига 1941-1945 годов и Мордовским республиканским патриотическим объединением «Поиск», под редакцией директора музея, известного в Мордовии и в России поисковика-краеведа Кручинкина Н.А., называется просто и точно: «Книга Памяти и Славы».

Свое сочинение Кондрашкина Даша из Батушевской школы Атяшевского района назвала так: «Рассказал дед о войне». «Я знала, - пишет девочка, - что война - это что-то такое страшное, там стреляют, убивают. Но то, что рассказал дед Иван Семенович Кондрашкин, ужасно. Он был семь раз ранен. Горел два раза в танке, лечился и дошел до Победы. А, значит, дал возможность нам всем жить, учиться. Вот почему нельзя допустить, чтобы война повторилась».

Вишнякова Маша из Чамзинского лицея №1 пишет о прадеде Ларькине Куприяне Кузьмиче - участнике Гражданской и Отечественной войн, и о том, как против фашистской Германии сражались четыре ее деда: Ф.К.Ларькин, Г.К.Ларькин, С.А. Ларькин, С.К.Ларькин, последний в списке - Сергей Куприянович - погиб. Важен вывод, который делает школьница: «Теперь я с полным основанием могу сказать, что долг перед погибшими родственниками я отчасти выполнила. Сбор материалов, телефонные звонки, ответы из архивов, работа с метрическими книгами заставили моих родных и сверстников заняться своей родословной, узнать о войне всю горькую правду».

Другое сочинение носит название: «Одна война - пять судеб», автор его учащаяся Сивиньской школы Краснослободского района Аня Пешехонова. Речь идет о семье Львовых, в которой погибли на фронте пятеро сыновей, а всего у Марии Ивановны было 11 детей - 5 сыновей и 6 дочерей.

«Из моего села, - пишет Аня, - ушли на фронт 512 мужчин, из которых 338 погибли, и в их числе братья Львовы. Их именем названа одна из улиц села. Когда я была маленькой, в школьном музее всегда долго смотрела на фотографии погибших на фронте. Они были такие молодые, что даже не верится, что их убили. Лишь потом я поняла, какое горе принесла война каждой семье. А в семье Львовых погибли все пятеро сыновей, один за другим: Максим, Иван, Филипп, Антип, Семен...

«В день Победы я обязательно пойду к дому Львовых и положу около мемориальной доски букет цветов», - заканчивает свой рассказ Аня Пешехонова.

Сочинений много, названия говорят сами за себя: «Дедушкины награды», «Огнеметчик Кокарев Павел», «Утром был бой», «Солдату я слагаю оду», «Дедушке - герою», «Я горжусь тобой, дед» и др.

В этой книге 48 сочинений, и это уже вторая книга. Готовится третья, которая будет уже больше двух вместе взятых. Как сказал об этом директор Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов Николай Андреевич Кручинкин, это его добрая затея.

Причем весь процесс подготовки и издания книг делается на общественных началах Н.А. Кручинкиным с сыном Андреем и дочерью Екатериной - такими же энтузиастами, как их отец. Средства на издание этой книги выделены Мордовским республиканским молодежным центром. Книга ценна и как историческое пособие преподавателям общественных дисциплин, воспитателям, для чтения детям. И поэтому, наверное, издавать подобные книги нужно тиражом не менее 500 экземпляров. На мой взгляд, в следующей книге нужно разнообразить подачу материалов и использовать фотографии фронтовиков.

Источник: http://www.izvmor.ru/article_10409.html

 

«Стоимость генеалогического исследования начинается от 180 тысяч и может достигать миллиона»

 

Недавно «Первый канал» показал серию передач «Моя родословная». Миллионы зрителей с интересом наблюдали процесс поиска предков известных в России людей. После чего многие впервые задались непростыми вопросами: «что мы знаем о наших предках? Неужели их имена и дела, а значит и жизнь, которую они прожили, навсегда уйдет небытие? Неужели наши потомки забудут нас, ныне живущих?». Знать или не знать свою родословную, каждый решает сам. Понятно, что подобные исследования, называемые, генеалогическими, стоят недешево, ибо связаны с кропотливым трудом многих историков и архивариусов в самых разных городах. Поскольку наш портал посвящен бизнесу, нас в первую очередь интересовал процесс восстановления родословной с точки зрения бизнеса. В связи с этим мы обратились к человеку, который профессионально занимается этим делом – к генеральному директору Международного Генеалогического Агентства Полине Кулынгиной.

- Как возникла идея заняться подобным необычным делом?

- Некоторое время назад я занималась научным исследованием статуирования (имиджмейкинга) в Европе, а также изучала традиции Европы, закрытых сообществ, и вопросами присвоения титулов, гербов. В частности, как можно купить титул и герб, что довольно распространено на западе. Естественно, всё эти темы пересекались и трансформировались в интерес: «а в наши дни есть ли закрытые ордена и сообщества в Европе, как это было раньше и т.д.».

В результате выяснилось, что вопрос родового древа, родства, корней и многовековых традиций очень важен, и не только в Европе, но в странах, которые наиболее развиты семейные институты, например, в Японии, Китае.

Впрочем, раньше, до революции в России родословие было национальной идеей. Просто мало кто об этом задумывается. Это влияло на институт семьи, на ее образование, на отношения в семье и обществе, на развитие нации и т.д. И вот однажды пришло понимание, что это может стать делом моей жизни.

- Тяжело было стартовать? Ведь необходимо было наладить связи с архивами, как за рубежом, так и с отечественными, а с нашей бюрократией все могло быть непросто ...

- Наиболее сложно - найти профессиональных сотрудников, которые могли бы решать сложнейшие и кропотливые задачи генеалогических исследований. Наверное, это связано с тем, что этот бизнес начат практически в «чистом поле». Выяснилось, что многие люди, с которыми приходилось работать, – "около генеалогии", а не «в генеалогии». Очевидно, что отсутствует школа профессионалов-родословцев, с чем и были связаны главные сложности.

Другая сложность - в нашем деле важен результат поиска, а не процесс поиска, ибо клиент заказывает восстановление древа, в не времяпровождение в архивах, и отрицательный результат должен быть четко обоснован. К примеру, нанятый сотрудник, командированный в региональный архив, по возвращению заявляет, что поиск не увенчался успехом. Но повторный поиск принес результат. Это значит, что специалист «прозевал» одну единственную запись из десяток тысяч других записей. Кроме того, сохранность документов по дореволюционному времени неполная, иногда совсем плохая, и это очень печально. Так что человеческий фактор имеет на наш бизнес огромное влияние, и проблема с кадрами стала, пожалуй, основной.

- Помните своего первого клиента?

- Конечно. К сожалению, не могу сказать фамилию, но помню, что очень волновалась и переживала – ведь это история целого рода, уходящая вглубь столетий! Не стоит забывать, что вся информация, которая проходит через нас, очень личная, и, значит, не подлежит публичности.

- Как выглядит ваш рабочий процесс?

- Зачастую, это просто монотонная, кропотливая работа в архивах. Полистный просмотр сотен и тысяч рукописных страниц старинных метрических книг, ревизских сказок, исповедных ведомостей, переписей и писцовых книг XVI века. Поиск документов родословной, в среднем, длится год, иногда, в сложном случае, дольше.

- Сколько заказчик платит за то, чтобы узнать свою родословную?

- Стоимость исследования начинается от 180 тысяч рублей. Во многом цена зависит от региона, где предстоит работа, от сохранности архивных фондов и числом предстоящих командировок. Конечно, влияет на цену и число исследуемых фамильных линий. Чем их больше, тем дороже будет стоить исследование. Бывает, что цена исследования доходит до миллиона рублей.

- Допустим, мне интересно узнать свою родословную, и я обратился в соответствующую фирму. Но как мне убедиться, что все верно и меня не обманывают?

- Это просто! У каждого найденного документа есть что-то типа «паспортных данных» - номер фонда, описи, дела, листа. Любой человек, на основании этих сведений может запросить соответствующий архив. Когда есть найденный документ - это просто.

- Случались ли какие-то сенсации? Например, когда среди предков обнаружились члены царской семьи?

- Конечно! Ведь о прошлом семьи наши родители, дедушки и бабушки, в основном, рассказывали не охотно из-за известных событий в нашей стране. Поэтому бывает и дворян находим там, где люди и не ждали, и крестьян, владеющих землей, сравнимой по площади с девятью-десятью помещичьими угодьями. А какие истории по военному времени - никакому кино не снилось! Часто заказчик стремится уйти от нас побыстрее, чтобы побыть наедине с этими документами истории своей семьи, своего прошлого. Опять же это вопросы непубличного характера.

- Кто сегодня заказывает подобные исследования и для чего?

- Среди клиентов очень много успешных бизнесменов с известными фамилиями, за плечами которых не одно высшее образование и высокие моральные стандарты. Вопреки сложившему стереотипу, что богатый человек в России – это необразованный воротила, скажу, это заблуждение. Но есть среди клиентов и обычные люди, которые «взвалили на себя крест» воссоздания своего рода осознано и отвественно.

- Можно ли говорить о том, что сегодня знать свою родословную, иметь генеалогическое древо становится модно и престижно?

- Можно говорить, как минимум, о растущем интересе к этому вопросу, к этой теме. Конечно, влияние оказывают и соответствующие передачи на телевидении. Но что в них показывают и рассказывают? Пришли в архив, а там - и книга нужная на соседней полке, сразу. В действительности - разве ж такое возможно? Поэтому, когда мы рассказываем о том, как все происходит в реальности, часто возникает недоверие и разочарование. Ведь кажется, что составление родословной - это так просто!

С другой стороны, всё с чего-то начинается, глядишь - и наша Россия перестанет быть страной Иванов, не знавших родства. И дети, глядя на семейное древо, кропотливо составленное нашими историками, в фамильную книгу будут с интересом читать имена далеких предков, изучать историю своей семьи и гордиться своим родом, глядя на семейный герб.

Источник: http://www.equipnet.ru/interview/market/market_55.html

 

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ

 

В 78-м году семья Эрастовых покинула СССР. Улетали из «Шереметьева-1», которое было тогда просто «Шереметьевым», без номера: «Шереметьева-2» не существовало еще. Друг Эрастовых художник Игорь Макаревич нащелкал в аэропорту пленку. Из аэропорта вернулся в покинутую разоренную квартиру, там тоже снимал. Проявил пленку и опечалился: оба сюжета оказались совмещены. Испорченная пленка пролежала в ящике стола тридцать лет. Посмотрел и ахнул: непредумышленное наложение двух визуальных рядов дало неожиданный художественный эффект.

Игорь Макаревич выставил свою работу на одной из самых престижных художественных площадок Москвы — на Винзаводе. Выставил не дискретный ряд фотографий, но как бы опоясывающую выставочный зал пленку, дополнив ее кое-какими семейными артефактами — о них чуть позже. Выставка «Дом Эрастовых» проходила в ноябре и стала значительным культурным событием.

Игорь Макаревич: «Я решил сделать выставку потому, что мы живем сейчас совершенно в другом состоянии общества, с тех пор сменилось несколько поколений и мир, о котором идет речь, многим может показаться странным, а модель человеческих отношений труднообъяснимой».

Оригинальнейшая семья Эрастовых.

Семеро детей.

Для городской интеллигентной семьи не то что нехарактерно — просто из ряда вон.

Все дети талантливы, музыкально одарены, прекрасно учились. Одна из девочек играла на арфе.Ставили домашние спектакли, давали домашние концерты, однажды удостоились трансляции по Би-би-си.

Дом Эрастовых был одним из мест кристаллизации нонконформистской Москвы. Квартира в Большом Гнездниковском переулке занимала второй этаж старого двухэтажного особняка. Самый центр. Открытый дом: без приглашения мог прийти каждый. Большая интеллигентская тусовка. Культурное место. Самиздат. Тамиздат. Яркие люди. Красин витийствовал. Отвоеванное у советской власти локальное пространство свободы. Самый разный народ толкался с утра до вечера, могли и на ночь остаться. Евреев в этой компании было более чем.Очень тонкий элитарный слой, бесконечно далекий от подавляющего большинства современников.

Игорь Макаревич: «В моей памяти сцены застолья в их гостиной с разбитой мебелью и ободранными обоями освещены янтарным вечерним светом. Вокруг была беспросветная бедность, тревога, бесконечная череда человеческих лиц.

Когда они собрались в эмиграцию, проститься с ними пришло огромное количество людей. Снимая сцены прощания, я почувствовал, что подвожу некую черту в своей жизни: в кадр то и дело попадали люди, оказавшие на меня большое влияние. Наконец все семейство поднялось по лестнице аэропорта, нависавшей в то время, как эстрада, над залом ожидания. В их прощально поднятых руках был неподдельный трагизм: ведь мы расставались с ними навсегда».

Ехали по израильской визе — других вариантов тогда не существовало. Но конечно же, не в Израиль — на Запад. Остановка в Вене. Тут поток делился: многоводная река в Италию, в ожидании западных, главным образом в Америку, виз. Ну а меньшая часть, ручеек — в Израиль.  И семья Эрастовых разделилась. В Израиль, в Эрец, в Страну — поднялся один Алеша. Семья была еврейской, но только по происхождению, никакого еврейского бэкграунда и интереса — московская интеллигентная православная, церковная семья. К старцу ездили.

Алеше было тогда 17. К этому времени он покинул орбиту семьи, во всяком случае, в одном чрезвычайно важном отношении: отверг православие, в котором родился и вырос, отряс, можно сказать, прах, принял бремя Небес, конвертировался из Алеши в Элишу, соблюдал в этом православном доме кашрут, выучил иврит, пару сейдеров провел.

Перед отъездом, следуя примеру праотца нашего Авраама, порубил все бывшие дома иконы. Как тут не вспомнить Тер-Оганесяна. Да ведь интенции у иконоборцев разные: один вдохновлен Торой, другой — постмодернизмом, один разрубает пуповину, связывающую его с прошлым, сжигает мосты, бросает вызов самым близким, самому себе, каким был вчера, горит огнем пламенного неофитства, трагическая в сущности акция, экзистенциальный акт, мысль разрешить; другой играет в эпатажную, ориентированную на скандал, эстетическую игру на игровой площадке концептуальной выставки. Есть такая агада: когда Авраам был мальчиком, расколошматил идолов, которые изготавливал его отец. Смелый поступок юного реформатора произвел на семейство и общество сильное впечатление. Это я уже не про Авраама с Тер-Оганесяном — про Алешу.

Алеша-Элиша живет сегодня в Иерусалиме. Раввин. Пятнадцать детей.

Брат Митя — православный священник, монах, иконописец.

Старший брат Митя.

Младший брат Алеша.

Федор Достоевский.

Братья Эрастовы.

На обложке буклета выставки — фрагмент пленки. На первой странице хмурый подросток Алеша в кепке, рядом эрастовский друг Боря Ратновский, ныне покойный уже. Боря сел в 52-м. Не расстреляли только потому, что не было 18. Дали четвертак, вышел в 55-м. Террористическая организация, которую Боря возглавлял, состояла из четырех человек: его самого и трех провокаторов — агентов МГБ.

Кафетерий в «Шереметьеве», проступающая через Борино лицо спинка железной кровати, свисающий мутно прозрачный кусок обоев символически делит Алешино лицо надвое, груда старой обуви в углу, какие-то брошенные вещи, листки бумаги на полу, входная дверь, батарея, голость, разор квартиры, разор жизни, серьезность и значительность лиц.

Сочетание наложения изображений с черно-белой эстетикой дает сильный эффект: объекты истончаются, дематериализуются, бледнеют, приближаются к теням, смотрят на нас как бы с другого берега.

Образы неизбывной печали.

Выставка завершается воспроизведенным Игорем Макаревичем фрагментом обоев, где чего только не написали обитатели Большого Гнездниковского — Большого Гнезда, которое им предстояло покинуть. Среди прочего крупными буквами: «Здесь дух царил — здесь жили духом». Справа внизу телефон Бори Ратновского: позвонить и сегодня можно — поговорить нельзя.

И самый последний экспонат: обрывки семейной генеалогии, семейное дерево с именами, написанными Алешей на иврите. Разорванные фрагменты, которые художник и не пытался склеить. Как склеить прошлое?

Источник: http://www.e-slovo.ru/508/k1.htm

 

Нельзя уравнивать агрессоров с их жертвами

 

«Уравнивать» две противоположные стороны, принимавшие участие во Второй Мировой войне, является неправомерным, считает известный канадский блоггер Гордон Арнаут.

- Я против тенденции, состоящей в том, чтобы демонизировать русских и уравнивать их с нацистской Германией. После десятилетий промывки мозгов русофобия и славянофобия остаются мощнейшими трендами западного общества, подверженного информационным влияниям. Западный мир давно мечтал схватиться с миром славянским. Но если кто-то мечтает пройти победным маршем по Москве, ему стоит помнить, что у Наполеона и Гитлера была та же мечта. Но в итоге русские прошли маршем по Парижу и Берлину.

Правда состоит в том, что мы живём в эпоху тотального промывания мозгов. Ничто не является таким, как выглядит, и мы не можем полностью доверять всему, что говорят нам «официально». Это такое практическое правило, которым стоит сегодня руководствоваться. Это такая тоталитарно-фашистская система, в которой все мы винтики, более бесправные и неуважаемые, чем безземельные крепостные феодализма.

Вторая мировая война была невероятной человеческой трагедией, повлёкшей огромные жертвы, среди которых были и члены моей собственной семьи. Думаю, это просто неуважение к памяти всех усопших – десяткам миллионов, всех национальностей – выдвигать дешёвые инфантильные «теории заговора». В них нет необходимости. Принцип «бритвы Оккама» говорит нам, что не надо искать ненужных усложнений тогда, когда возможен прямой и простой ответ.

Геополитическая динамика ХХ столетия была оттенена масштабным империализмом и соперничеством могущественных сил. Германия была, образно говоря, разбита тяжестью репараций после Первой мировой. Британская империя была в упадке и было очевидно, что она непрочна. Япония представляла собой поднимающуюся державу с большими ам­бициями в Восточной Азии. США были той же растущей империей, урвавшей куски от колоний коллапсирующей Испании – Кубу, Филиппины и т. д. Россия была самой большой территорией на Земле и с большевистской революцией стала ещё амбициознее. Османская империя, вековой монолит, распадалась на куски. Конфликт был буквально на носу. События развивались своим чередом и не было возможности удовлетворить интересы всех сторон. Кому-то надо было сдаться. И на фоне всего этого мысль о том, что одна лишь семья Ротшильдов могла развязывать мировые войны, выглядит просто нелепо.

Гитлер, как известно, полагал, что Россия рухнет сразу после того, как он постучится ей в парадную дверь. Он совершил главный военный просчёт: недооценил противника. План завоевания «жизненного пространства» детализировал ещё в программных документах нацистов. Германцы уничтожат городское население в России, займут его место, а местные крестьяне будут обслуживать расу господ. Это движение на восток началось вообще-то не с Гитлера. Веками длилось германское переселение на восток. В Центральной Европе конфликт между германцами и славянами можно было видеть и тысячу лет назад. Половина нынешней Германии до XII века была славянской территорией.

Это малоизвестно в англоговорящих странах, но в Померании, Магдебурге, Саксонии и далее к востоку до Волги германцы селились, лишь иногда – с приглашения славян. Восточная Германия, Западная Польша, Балтийский регион были в средние века регионами, где проходила постоянная германизация славян. Некоторые славянские этнические группы сохранились до сих пор, например сорбы (это германское произношение, сами они себя называют сербами). Они продолжают существовать как небольшое, но отдельное меньшинство с особыми языком, культурой и идентичностью, в Бранденбургском округе около Берлина. Интересно, что Гитлер называл их «германцами, говорящим по-вендски». Вендами германцы называли славян в целом.

(Небольшое отступление: очень уважаемый лично мной великий учёный Лейбниц был сорбского происхождения, его фамилия была германизированной формой славянского «Любаничи». А Екатерина Великая, также как и значительная часть саксонской знати, имела сербских предков – её родовой фамилией была Цербст, немецкое производное от «Серб»).

Уходящую в глубину веков германо-славянское соперничество объясняет, почему Гитлер вторгся в Россию. Конечно, в событиях человеческой истории ничто не однозначно и просто. Я согласен, что финансы и жажда наживы имели значение, и банкиры сыграли свою роль. Однако методы, которыми велась эта война, нельзя объяснить конкуренцией интересов. Прежде всего, не может быть и речи о таком понятии, как «цивилизованная война», которое часто употребляют современные адвокаты гитлеровской Германии. Война – худшее проявление брутальности. Говорить сегодня о «цивилизованной войне» может только тот, кто имеет о военных действиях представление только сидя у клавиатуры компьютера, а не от марширующих по его родине армий вторжения.

Я путешествовал по Европе и знаю, как вели себя якобы «цивилизованные» германские войска. В Сербии слышал от уцелевших, как уничтожалось население целых деревень, когда людей выгоняли из домов и расстреливали из пулемётов в возмездие за 1-2 убитых сопротивлением немцев. Целые семьи убивали за укрывательство евреев. Так что рассказы о «немецких рыцарях» в колониях не стоит рассказывать в переживших оккупацию славянских землях. Восточная Европа и Россия были помечены под зачистку и заселение «высшей» германской расой, это было одной из основных целей войны.

Безумный фашистский план, сокрушённый, к счастью, силой и волей российского народа. Вот некоторые избранные цитаты:

«Мы должны отказаться от принципа солдатского товарищества. Коммунисты не могут быть нам товарищами. Мы имеем дело с борьбой на уничтожение» – Адольф Гитлер;

«Эта война не имеет ничего общего с солдатским благородством или Женевскими конвенциями» – фельдмаршал Вильгельм Кейтель;

«Женщин в форме убивать» – фельдмаршал Гюнтер фон Клюге;

«Эти унтерменши (низшие существа) ели траву, цветы и картофельную шелуху. Если они не находили в лагере ничего съедобного, они могли людоедствовать» – полковник Фелькенберг, начальник лагеря Stalag 318 (VIII-F);

«В большинстве случаев начальники лагерей запрещали местному населению кормить заключённых, предпочитая морить их голодом до смерти» – Альфред Розенберг, рейхсминистр восточных территорий.

Я думаю, что неправомерно «уравнивать» стороны – участницы Второй мировой. Хотя многие пропагандисты к этому сегодня и призывают, обвиняя в преступлениях все стороны (иногда особенно акцентируя нередко выдуманные преступления русских) или говоря о необходимости «прощения». Эти призывы поддерживать нельзя. Нужно помнить о том, что была страна-агрессор и это была Германия. Во всякой войне бывает нападающий и бывает обороняющийся. Иногда обороняющийся тоже стремится к войне, как США, весьма постаравшиеся принять участие в обеих мировых войнах, особенно во Второй мировой против японцев, дорогу к чему в немалой мере проложили интригами и провокациями.

И если говорить о военных преступлениях, то они действительно совершались всеми сторонами. Но утверждать, что это их как-то уравнивает – глупо и неправильно. Прежде всего, преступление – это агрессия, а затем все те зверства, которые за ней последовали. Универсальный подход в этом отношении понять несложно и он был артикулирован сразу после Второй мировой, на Нюрнбергском трибунале. И я против тенденции, состоящей в том, чтобы демонизировать русских и уравнивать их с нацистской Германией. После десятилетий промывки мозгов русофобия и славянофобия остаются мощнейшими трендами западного общества, подверженного информационным влияниям.

Западный мир давно мечтал схватиться с миром славянским. Но если кто-то мечтает пройти победным маршем по Москве, ему стоит помнить, что у Наполеона и Гитлера была та же мечта. Но в итоге русские прошли маршем по Парижу и Берлину.

Гордон Арнаут (Канада)

Источник: http://baltija.eu/news/read/13812

 

В Железногорске прошло пленарное заседание X съезда геральдистов Сибири



В ЗАТО собрались знатоки геральдики из всех регионов Сибири, а также из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Пятигорска, Челябинска и Кургана. Возглавили работу конференции Главный федеральный инспектор Красноярского края Николай Худых и исполнительный директор правления Союза геральдистов России Константин Мочёнов.

В своём обращении к присутствующим Николай Худых сказал: «Для большинства россиян геральдистика является полумифической сферой, где за образами скрывается суть вещей. Людей способных разбираться в этом очень мало. Я считаю, что вашей первоочередной задачей является просвещать остальных. Разъяснять роль государственных символов и знаков. Надеюсь, что это совещание даст толчок развитию геральдистики в Красноярском крае. Мне бы хотелось, что государственная символика обрела должное значение, чтобы мы научились ценить те символы, которые наша страна несла и сохраняла годы и тысячелетия», - заявил он.

В ходе пленарного заседания его участники обсудили проблемы возрождения исторической и создания современной геральдистики в Красноярском крае. По общему признанию, на нашей территории эта наука продолжает своё развитие, но недостаточными темпами. Так 10 лет в Красноярском крае всего 3 города имели официально признанные гербы, сегодня их уже 33. И всё-таки это только половина муниципальных образований, имеющих право на собственный герб. В активизации этой работы геральдисты видят свою главную задачу.

В завершении конференции Константин Моченов и Николай Худых выполнили приятную миссию. Они вручили Свидетельства о государственной регистрации полного герба города Красноярска, а также герба и флага поселка Светлогорск Туруханского района.

Источник: http://www.24rus.ru/more.php?UID=61305

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное