← Октябрь 2010 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
ПОМИНОВ Поминовы – старинная российская фамилия. Впервые она документально зафиксирована в конце XVI века на Засеке. В те времена Засекой, или Большой Засечной чертой, называлась линия оборонительных сооружений, защищавшая южные рубежи Российского государства. Границу охраняли служилые люди – казаки, пушкари, стрельцы. За свой ратный труд они получали государево жалование и участки земли – поместья. В списках служилых людей по крепости Епифани значится Самсонко Спиридонов сын Поминов. Об этом человеке мало сведений. Известно, что в 1591 году Самсонко Спиридонов (по-нынешнему Самсон Спиридонович) получил 4 рубля денежного жалования, и земли за ним было закреплено 30 четей. Поместье у Самсона было большое, ведь свободной земли на Засеке было сколько угодно. Но немного находилось желающих по доброй воле переселиться в эти края. Жизнь на границе была опасной. Того и гляди нагрянут незваные гости - крымские татары, воинственное кочевое племя или ватага степных разбойников. Много опасностей таила в себе степь. На Засечной черте удерживались самые стойкие, мужественные люди. Они одинаково ловко управлялись и с плугом, и с мечом. Выходя пахать, брали с собой оружие. И считали такую жизнь нормальной – опасности их не пугали. Фамилия Поминовых встречалась и в других засечных крепостях: Венёве, Дедилове, Крапивне, Усерде. В те времена далеко не у всех подданных Российского государства были наследственные фамилии. Многие даже не знали, что такое фамилия, зачем нужна. У служилых людей фамилия была: она показывала преемственность рода. Пограничная служба передавалась из поколения в поколение, от отца к сыну, вместе с земельным наделом. Во второй половине XVII века Поминовы вновь упоминаются в списках служилых людей, но уже по крепости Валуйки. В «росписи служилым людям» за 1679 год отмечены две семьи Поминовых: «Антон Иванов сын Поминов, у него брат Гаврилка 30-ти лет да два сына: Алёшка 15-ти и Якушка 9-ти лет» и «Григорий Кондратьев сын Поминов, у него братья Юрка 23-х лет и Федька 20 лет». Вероятно, фамилия образована от прозвища Помин. Ныне слово «помин» считается архаическим, устаревшим, в основном известно по поговорке «лёгок на помине». Несколько столетий назад это слово часто употреблялось в разговорной речи, было многозначным: помин – память, воспоминание; помин – список умерших родственников, которых православный человек поминает молитвами; помин – вклад в церковь или в монастырь «на помин души» близких; помин – памятный подарок. История фамилии уходит в глубину столетий, поэтому невозможно установить, при каких обстоятельствах слово «помин» стало личным прозвищем. В XIX-начале XX века у Поминовых были «фамильные гнёзда» - места, где эта фамилия считалась своей, привычной. Одно из таких «гнёзд», самое крупное, находилось недалеко от города Бузулука. Данные Всероссийской переписи 1897 года свидетельствует, что Поминовы составляли большинство населения в селе Тупиковке Бузулукского уезда Самарской губернии. Ныне Тупиковка относится к Бузулукскому району Оренбургской области. Фамилия Поминовых в этом районе встречается чаще, чем в целом по России. Есть у этой фамилии и другие «гнёзда» - на Урале, в Сибири, в Забайкалье. Возможно, все обладатели этой фамилии связаны отдалённым, уходящим в глубину столетий родством. Все они происходят от служилых людей Поминовых. Служилые люди первыми отправлялись на новые неизведанные земли, охраняли границу, строили города и сёла, прокладывали дороги. Неслучайно фамилия Поминовых распространена именно там, где в отдалённом прошлом проходили границы России. В больших городах фамилия Поминовых встречалась нечасто. Например, в адресной книге «Весь Санкт-Петербург» за 1901 год упоминается единственный обладатель этой фамилии, Поминов Николай Евграфович, коллежский секретарь, учёный-лесовод. В столичной адресной книге за 1913 год значится Поминова Аполлинария Евграфовна. В московских справочниках за те же годы Поминовы не отмечены. Фамилия была редкой. Редкой она остаётся и сейчас. Где бы ни жили Поминовы, с какой бы землёй ни связывали своё происхождение, у них есть основание с гордостью носить свою простую красивую фамилию, доставшуюся в наследство от славных предков. Основание: «Весь Санкт-Петербург». Адресные книги на 1901, 1913 гг. СПб, 1901, 1913. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб, 1882. Десятни XVII века. Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. М, 1891. Никонов В.А. География фамилий. М., 1988. Унбегаун Б. Русские фамилии. М, 1989. ©ПРОГРАММА «РОССИЙСКИЕ ДИНАСТИИ» Международного института генеалогических исследований WWW.GENO.RU
Сначала Бог создал вирусы. А потом из них - человека
КТО ТУТ МУСОР НЕ ВЫНЕС?
Исследователи столкнулись с загадкой еще в 2001 году, когда начали расшифровывать геном человека. Активных элементов в нем нашлось гораздо меньше, чем ожидалось, раз эдак в пять. Половина были совершенно бесполезными - нерабочими. Выглядели просто инородными телами. Или казались сломанными. Словом, «мусорные гены». Так стали называть эти непонятные последовательности нуклеотидов. И лишь совсем недавно стало понятно: не мусор это вовсе, а части... различных вирусов. И мы буквально сотканы из них. - По последним научным данным, наш геном в общей сложности наполовину состоит из ДНК вирусов, - говорит британский доктор Френк Райн, автор нашумевших книг «Вирус Х», «Виролюция» и «Ген судного дня». ПЕРВЫЕ НА ЗЕМЛЕ Вирус - самое простейшее из живущих на планете существ. Настолько простое, что ученые до конца не могут понять, в самом ли деле оно живое. Или только прикидывается. Возможно, вирусы первыми появились на Земле. Часть их усложнилась до бактерий. Оставшиеся стали проникать в бактерии, привнося и создавая в них разную ДНК. И пошли организмы в рост. Началась эволюция. Вплоть до человека. Есть такая гипотеза. Проникнув в живую клетку, вирус сооружает кусочек ДНК. И встраивает его в геном клетки хозяина. Далее этот кусочек начинает производить копии. Вирус, внедрившийся со стороны, называют экзогенным. Его потомка в геноме - эндогенным. Такие вирусы и становятся частями организма. А если вирус попадает в половую клетку - материнскую (яйцеклетку) или отцовскую (сперматозоид), то у него появляются все шансы оказаться в любом месте организма. И во всех клетках. Ведь все они происходят из половых. Вирус также будет передан потомкам вместе с остальным геномом по наследству. Вот таких вирусных участков мы за период своей эволюции и накопили почти половину генома. МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ - На самом деле человек - продукт симбиоза, то есть относительно мирного сосуществования собственно человека и вируса, - говорит Френк Райн. - Не будь их, не было бы и нас. Или мы были бы совершенно другими. Большинство встроившихся «гостей» спят в нашем геноме и почти никак себя не проявляют. По крайней мере ученые пока не обнаруживают результатов их работы. Но деятельность некоторых хорошо видна. Например, благодаря эндогенным вирусам стало возможным зачатие - основа нашего размножения. Иммунологи давно ломали голову, почему T-лимфоциты матери, безжалостно убивающие все чужеродные клетки, так спокойно относятся к чужеродным сперматозоидам будущего отца. А это вирусы постарались - блокировали активность иммунных клеток-сторожей. Ученые назвали этот процесс, когда встроенный вирус начинает работать на хозяина, «молекулярным одомашниванием». Генетики из Орхусского университета (Дания) доказали: у многих высших обезьян два вируса помогают строить материнскую плаценту. Древние предки «подцепили» их примерно 43 млн. лет назад и успешно «одомашнили». Вполне возможно, что мы, люди, обязаны нашим сожителям не только жизнью, но и разумом. Ведь у обезьян, даже человекоподобных, эндогенных вирусов в геноме гораздо меньше, чем у нас. Значительно меньше. Кто-то и почему-то их обделил. ИНСТРУМЕНТЫ ЭВОЛЮЦИИ Для дарвинистов вирусы - это инструменты матери природы. С их помощью она доводила одних живых существ до нынешнего совершенства. И приспосабливала к меняющимся условиям окружающей среды. А других убивала. Или не приспосабливала. И они вымирали сами. Продвинутые креационисты видят в вирусах божественные инструменты, с помощью которых Создателю иногда приходится вносить коррективы в изначальные планы. Вирусами Господь карает и спасает. А как иначе он мог бы вмешаться в сотворенную им жизнь? Например, известный генетик, руководитель проекта «Геном человека» Френсис Коллинз уверен, что именно Бог организовал эволюцию. И до сих пор ею управляет. Иными словами, Господь, имея далеко идущие планы создать человека, не собирал его по молекулам. А создал сначала вирусы. А потом организовал дело так, чтобы они сами «сложились» в человека. На это ушло около миллиарда лет. Долго, в нашем понимании. Но у Бога могут быть свои понятия о времени. Кто тут прав - эволюционисты или креационисты, вряд ли когда-нибудь станет известным. В связи с чем обе стороны примирительно признают: в любом случае - Создатель ли постарался или Природа сама так все устроила, но идея насчет вирусов была гениальной. МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ Эндогены «очеловечили» обезьяну Академик РАН, руководитель лаборатории структуры и функций генов человека Евгений СВЕРДЛОВ: - Когда-то у части популяции нашего с шимпанзе общего предка произошли изменения генома, которые изменили программу развития. И таким образом, представители этой части популяции, а именно от нее произошло человечество, стали задерживаться на более ранней стадии развития - в периоде, когда весь разум настроен на интенсивное обучение. Этому способствовали ретровирусы. В итоге, когда обезьяны уже самостоятельно охотились и заводили потомство, пралюди все еще хватались за мамкину шерсть и учились-учились-учились. Можно сказать, что по сравнению с другими обезьянами, сразу переходившими к рабочим профессиям, они получали не низшее и даже не среднее, а высшее образование и становились ученой интеллигенцией. Крошечные творческие натуры Директор центра по исследованиям вирусов в Калифорнийском университете Люис ВИЛЛЕРИАЛ: - Куда вы ни взглянете, везде будут вирусы. И они, безусловно, играют важнейшую роль в эволюции жизни на Земле. Я бы сказал, что они являются наиболее творческими генетическими организмами из тех, которые мы знаем. Предки едва не исчезли Вирусолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Михаил СУПОТНИЦКИЙ: - Вирусы не имеют клеточного строения, не умеют синтезировать белки и воспроизводятся лишь в клетках высокоорганизованных форм жизни. В основе формирования ретроэлементов генома лежит одна последовательность событий: снятие копий ДНК с молекул РНК с помощью фермента обратной транскриптазы. В последующем копия ДНК вставляется в хромосому. Это очень древний процесс наращивания и усложнения генома. Он сформировался еще у каких-то протоклеточных форм жизни и сыграл основную роль в образовании тех форм жизни, которые существуют сегодня. До 8 процентов ретроэлементов генома человека составляют класс эндогенных ретровирусов. В отличии от экзогенных ретровирусов, таких, как вирус иммунодефицита человека, они не могут формировать инфекционные вирусные частицы. Однако все эндогены когда-то были экзогенными вирусами и попали в наш геном в результате эпидемий, сходных с нынешней пандемией ВИЧ/СПИДа. Какими видовыми катастрофами сопровождалось превращение внешних экзогенных ретровирусов во встроенные эндогенные остается только догадываться. Генетические исследования показывают, что люди нашего вида были на грани вымирания около 70 тыс. лет назад, тогда их оставалось не более 3 тысяч. Еще ранее, 1,2 млн лет назад, численность популяции неизвестного предка современного человека составляла не более 26 тыс. особей. Вполне возможно, такое резкое сокращение численности человечества было результатом работы ретровирусов. Став эндогенными, ретровирусы перемещаются по геному, увеличивают количество своих копий, управляют работой других генов и, даже, могут вновь начать формировать инфекционные экзогенные вирусные частицы. Поэтому некоторые ученые считают, что ретровирусы поддерживаются в природе в двух фазах — эндогенной и экзогенной, но эти фазы длятся во временных рамках геологических эпох. То есть, на протяжении тысяче и миллионолетий. А В ЭТО ВРЕМЯ Бактериофаги поставят на ноги парализованных Профессор Сенг-Вук Ли из Калифорнийского университета в Беркли (США) полагает, что с помощью вирусов можно восстановить работоспособность нервной ткани. И тем самым лечить больных с повреждениями спинного мозга. Целебными, по мнению ученых, станут так называемые бактериофаги - вирусы, которые поражают только клетки бактерий. Хотя и способны создавать структуры, похожие на ткани в организме животных. Идея такова: изменить генетический код бактериофага, чтобы он производил необходимые для клетки белки. Например, нейроны. Они-то и займут место поврежденных. Или соединят разорванный спинной мозг. - Вирусы - умные материалы, - говорит Ли. - Модифицировав геном лишь одного из них, вы получаете колонию из миллиардов таких же фагов, готовых к последующему размножению. Ученые уже вырастили «вирусные» нейроны в пробирке. Следующая цель - вырастить их внутри живого организма. Для начала в мышах. Источник: http://www.kp.ru/daily/24489/644801/
Человек от земли
«Мне часто говорят, что я похожа на татарку: глаза маленькие, узкие, карие. Такие же глаза и у моей бабушки. Ее фамилия Белинская, родом она из Украины, хотя фамилия, кажется, русская. Слышала, было время, когда монголо–татары захватили какую–то часть Украины. Может, они вправду мои предки? Еще интересует происхождение фамилии Тит. Она досталась мне от мужа. Вроде как фамилия происходит от латинского слова «надпись». Так ли это? Екатерина Тит, Минск». Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Фамилия Белинский могла образоваться двумя путями. От прозвания Белый, Белина, Белына. В России в 1623 году была целая группа посадских людей с прозванием или фамилией Белына. Чаще всего так называли людей со светлыми волосами. Российский ономаст Юрий Федосюк считает, что большинство Белинских — потомки выходцев из селений, в название которых входили слова белый, белая, белое. Приводит историю фамилии великого критика В.Г.Белинского. Дед его был священником села Белынь Пензенской губернии. При поступлении в духовную семинарию сын по традиции был записан Белынским. Только будучи студентом университета, он переоформил свою фамилию на Белинский. Фамилия Тит дублирует личное имя Тит (древнеримское личное имя Титус в переводе с латинского «почетное звание; честь; почет, слава»). Примеров, когда личное имя становится фамилией безо всяких преобразований, довольно много. Сравним: Сымон Борис, Алексей Леон, Денис Тихон... От имени Тит множество производных фамилий: Титич, Титович, Титенок, Титенков, Титовченко, Титок, Титик, Титко, Титусь, Титух, Титовец и другие. «Интересует происхождение фамилии Калацкая. Самостоятельно мне это выяснить не удалось, поэтому и обращаюсь за помощью в газету. Нина Калацкая, Любань». — Фамилии на —ский, —цкий образуются от названий населенных пунктов (по месту рождения, проживания или владения первого ее носителя). Для фамилии Калацкий исходными могли послужить теперь уже не существующие названия деревень Калатин (ударение на последнем слоге) Буда–Кошелевского района или Калатичи Глусского района. В основе этих названий лежит личное имя Калак(а), которое является разговорным вариантом церковного имени Николай (А.В.Суперанская. Словарь народных форм русских имен). Украинский вариант — Коляк(а, о). «Помогите разобраться, что лежит в основе фамилий Шаломицкий и Зборовский. Носитель первой — мой дед по материнской линии, второй — дед по отцовской линии. Сергей Зборовский, Ивацевичский район». — Подобные фамилии нередко происходят от названий населенных пунктов, которые были местом рождения, проживания или собственностью их первых носителей. Для ваших родственников с фамилий Шаломицкий таковой могла быть деревня Шаломеи Кормянского района. Основой для этого названия послужили прозвание или фамилия Шаламей (Шалямей) — «любитель пошалить, позабавляться; непоседа, забияка». В книге «Беларуская антрапанiмiя» М.В.Бирилы засвидетельствована фамилия Шалямей. Следы фамилии Зборовский ведут в деревню Зборов Рогачевского района или деревню Зборск Осиповичского района. По всей вероятности, из одной из них был родом первый носитель этой фамилии или владел ею. Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/post/107130/
Наследники фабриканта Кондратова
Никто из них не стал промышленником. На родине своих предков они побывали впервые. Вача приняла приветливо и радостно. Наследники фабриканта Кондратова приехали на 180-летие акционерного общества «Труд» - некогда фабрики их прадеда. Трое правнуков Дмитрия Дмитриевича и Марии Ефимовны нашлись через Интернет по инициативе неугомонной вачской краеведки Галины Александровны Арефьевой. Нашлись и приехали в конце сентября в гости. В Вачском историко-краеведческом музее прошла встреча с московскими гостями - судя по их отзывам, встреча незабываемая. И все же, кто они? Надо вспомнить историю кондратовского рода. Дмитрий Иванович Кондратов (отец будущего фабриканта) был крепостным крестьянином. Кондратовы делали хлебные ножи. Потом скупили земли-неудобицы и поставили там производственные помещения. А уже Дмитрий Дмитриевич откупился и стал купцом второй гильдии. Дочку свою Лидию Дмитрий и Мария замуж выдали в Самару, за известного поволжского миллионера, мукомола, торговца мукой и сливочным маслом Петра Ивановича Шихобалова. Он, кстати, не только прагматиком был - собирал картины известных мастеров кисти, которые потом были сданы в Самарский музей: среди них и полотна Репина, Маковского, Сурикова. Вот именно внуки Лидии и приезжали в Вачу в конце сентября. Увидели, как живет фабрика деда, где выпускают столовые приборы и другую продукцию: цех новый строится, развитие идет ощутимое. Увидели они и чем живет Вача, и как здесь берегут память об их предках. В поселке сохранены дома Кондратова: в одном находится детская школа искусств и отдел культуры, в другом - милиция, еще одно здание занимает Центр образования. В музее есть уголок по истории фабрики Кондратовых. Андрей Борисович Халезов - геолог, кандидат геолого-минералогических наук. Татьяна Борисовна Халезова - педагог-музыкант. Мария Борисовна Зацепина (Халезова) - доктор педагогических наук, профессор. Они подарили музею фотографию прадеда и прабабушки, оставили в книге отзывов очень теплые слова, правда, упорно называя Вачу городом: «Прекрасный музей. Все композиции подобраны с глубоким знанием истории Вачи как фабричного города и города, принесшего огромные жертвы во время Великой Отечественной войны. Желаем музею, городу Ваче хранить культурное наследие, экономического процветания - городу. Жителям Вачи желаем благополучно пережить трудные времена, не терять чувства юмора, с надеждой смотреть в будущее, верить в хорошее». Говорят, что в Санкт-Петербурге живет еще один потомок Кондратовых - уже по линии сына Дмитрия Дмитриевича - Василия. На него сейчас пытаются выйти вачские библиотекари. А в музее есть идея - собрать всех потомков значимого для района рода у себя, чтоб они познакомились друг с другом и с родиной их предков. Источник: http://www.pravda-nn.ru/archive/number:827/article:13288/
Тверь гордится символами единства
21 октября в области отпраздновали День герба и флага Едва ли найдется человек, который затруднится ответить, как выглядят герб и флаг Тверской области. Эти символы окружают нас повсюду, но вряд ли мы часто задумываемся, какую роль они играют. Пусть сейчас никто не кидается с флагами в бой с криками «За Родину!» (что, собственно, и хорошо), но, увидев где-нибудь герб или флаг Тверской области, чувствуешь: свое, родное. Опросив людей на улице, мы выяснили, что все от мала до велика чтут символы малой родины и считают их не пустой атрибутикой, а неотъемлемой ее частью. - У каждого региона должно быть свое лицо, – говорит пенсионерка Тамара Сулимова. – Герб Тверской области – символ и олицетворение государственности. Это то, что отличает ее от других областей. Молодежь тоже знает символы Тверского края и гордится ими. - На нашем гербе и флаге изображена шапка Мономаха, символ величайшей власти и ответственности, так как история нашего края подтверждает то, что наш город и регион играли одну из ключевых ролей в жизни страны, - считает студент Максим Дудар. - Это одно из наследий, которым мы можем гордиться, так как геральдика - это память. А память - основа и импульс для новых побед и достижений. Но вот рассказать, откуда растут корни нынешних флага и герба, затрудняются. История начинается в далеком 1672 году. Тогда в первом русском требнике «Титулярник» были помещены 33 герба царств, княжеств и земель, среди которых и тверской. До наших дней с небольшими изменениями дошел герб, утвержденный в 1856 году. Исчезли лишь элементы обрамления: императорская корона, дубовые листья и Андреевская лента. На гербе Тверской области на красном фоне изображен золотой трон, на котором лежит корона (шапка Мономаха). Эти элементы есть и на флаге. По обеим сторонам основной части полотнища располагаются желтые полосы, каждая из которых составляет четверть длины флага. Каждый цвет заключает определенное, закрепленное в геральдической науке, значение: желтый или золотой – благородство, правда, мудрость, верховенство и богатство. Красный – символ жизни, мужества, любви. День герба и флага Тверской области празднуют с 2006 года по инициативе губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина. - В этот торжественный день мы приносим дань уважения официальным символам власти. Своим присутствием в нашей жизни они утверждают то, что делает нас обществом, а не просто людьми, живущими по соседству, на одной территории, - считает Дмитрий Зеленин. В этот день в регионе проходят праздничные мероприятия. Нынешний год не стал исключением. На улицы Твери и других городов вышли активисты молодежных движений. Каждому желающему достался флаг в миниатюре. В школах области прошли открытые уроки, посвященные истории тверских геральдических символов, в городах и поселках повесили растяжки с изображением герба и флага. Этот праздник не оставил равнодушным каждого, кто дорожит судьбой и историей родного края. Источник: http://kp.ru/daily/24579/750302/
Орловские корни президента
Историки выяснили, что прапрадед Президента России Дмитрия Медведева родом из д. Александровки Должанского района. Справка «ПР» МОГИЛЬНИКОВ Владимир Александрович - специалист в области генеалогии, почетный член Уральского историко-родословного общества. КАРПУК Евгений Семенович - председатель Курского историко-родословного общества. Прапрадед - Согласно официальным данным, размещенным в прессе и Интернете, предки нашего президента Дмитрия Медведева были крестьянами из Курской губернии, - рассказал «ПР» московский историк Владимир Могильников. - Его отец, дед и прадед родились в деревне Мансурово. До революции этот населенный пункт располагался в Щигровском уезде, а сегодня входит в состав Советского района Курской области. С севера этот район граничит с вашим регионом - Орловской областью. Кстати, 14 сентября этого года, в день рождения Дмитрия Анатольевича, в деревне Мансурово на месте, где стоял его фамильный дом, открылся храм Святой Троицы. Но подробности родословной нашего президента раскрыты не все. Первым в ней попытался разобраться мой курский коллега Евгений Карпук. В 2008 году, изучив архивные документы, он восстановил родословную президента с начала XVIII века и установил, что у прадеда президента Федора Федоровича было трое сыновей и крепкое хозяйство на одиннадцати десятинах земли. Это 12 гектаров. Но, к сожалению, многие интересные факты остались неизвестны широкой публике. А именно, что отец Федора Федоровича Медведева - Федор Иванович (который приходится нашему президенту прапрадедом) - до 1843 года жил в Орловской губернии. Помещик Крюков - Более подробные сведения об орловских корнях президента России удалось выяснить с помощью местных архивистов, - рассказывает Владимир Могильников. - В сентябре этого года я направил в государственный архив Орловской области запрос. Ответ пришел быстро - в начале октября. Вот что удалось узнать. Примерно в 1795 году в Ливенском уезде на месте бывшей пустоши была основана деревня Александровка, которая принадлежала капитан-поручику лейб-гвардии Преображенского полка Петру Крюкову. Женат он был на дочери генерала Гринева, фигуры в отечественной истории весьма примечательной: Петр Гринев был одним из главных действующих лиц при подавлении Пугачевского восстания. Супруги Крюковы были людьми небедными. В числе их крепостных крестьян была также семья Медведевых. В списках 6-й ревизии от 1811 года было указано шестнадцать лиц мужского пола с такой фамилией. Что касается женщин, то этих данных не сохранилось. Переезд в Мансурово Шло время. Петр Крюков, ушедший на покой в звании полковника, умер. Имение унаследовал его сын - Николай Петрович. И вот в 1843 году его супруга Марья Ивановна после смерти мужа в силу каких-то обстоятельств решила продать часть своих крепостных крестьян Софье Сергеевне Ушаковой, которая происходила из дворянского рода Мансуровых. Тех самых, которые и основали деревню Мансурово в Курской губернии. Продажа и обмен крепостных крестьян в то время были нормой и повседневной обыденностью. При этом часть семьи Медведевых осталась в Александровке. После оформления купчей крепостные Медведевы тронулись в путь. О чем они думали, что переживали при переезде, мы можем только догадываться. Но до нового места жительства они ехали недолго - от Александровки до Мансурово не более сорока километров. В списках 9-й ревизии от 1850 года значится 39 Медведевых. В их числе и Федор Иванович - прапрадед Президента России. В 1850 году ему было 23 года. Он прожил 59 лет и скончался в 1886 году. А вот из какой местности нашей необъятной родины были заселены в деревню Александровку крестьяне Медведевы, этот вопрос остается открытым. Дальнейший поиск может открыть еще одну малую родину этой семьи, - говорит Владимир Могильников. Александровка, она же Крюково Деревня Александровка сегодня входит в состав Козьма-Демьяновского сельского поселения Должанского района (Орловская область). Глава поселения Сергей Стеблецов и директор местного музея Любовь Фомина с удивлением узнали от «ПР» об открытии исследователей из Курска и Москвы. По их словам, деревню Александровку до сих пор называют Крюково - по фамилии бывшего владельца. Расположена она от райцентра Долгое всего в семи километрах. Автобусного сообщения с деревней нет. Дети ходят учиться в школу, которая находится в соседнем населенном пункте. Об истории деревни Александровки известно очень мало. Во время Великой Отечественной войны была оккупирована. В январе 1943 года освобождена. В послевоенные годы отстроилась. До середины девяностых здесь работала ферма. Сегодня численность населения деревни - около 140 человек. Что интересно: у пятерых из них фамилия Медведев. Самому старшему из них, Михаилу Сергеевичу, 75 лет. Источник: http://prgazeta.ru/site.php?mod=article&action=show&id=10901
За заслуги перед чужим отечеством
Крестоносцы, к которым восходит генеалогия нынешних орденских систем, несколько удивились бы самой идее того, что, скажем, орден св. Георгия — русский и ничей еще, орден Почетного легиона — французский и так далее. Рыцари все-таки больше тяготели поначалу к идее общехристианского братства достойнейших, не ограниченного подданством. Появилось потом, правда, и исключение в виде Тевтонского ордена, а позже, когда эпоха крестовых походов стала клониться к закату, свои собственные, внутригосударственные рыцарские ордены стали возникать во многих королевствах (орден Христа в Португалии, Сантьяго в Испании и пр.). Но все равно: когда на излете Средневековья стали появляться уже не ордены, а ордена (нормы русского языка обозначают таким образом разницу между братством монахов или рыцарей и наградой) — еще носящие след всей этой рыцарственной романтики, но уже превратившиеся в знак отличия для высшей знати — интернациональность во многих из них почиталась чем-то абсолютно естественным. Скажем, орден Золотого руна, фактически высшую награду в неформальной иерархии европейских орденов, получали правители самых разных европейских стран. Но теперешняя кремлевская выставка показывает, как эти традиции коснулись России. Мы эти стадии миновали, допетровским царям все эти еретические ордена даром были не нужны, зато при Петре пришлось с места в карьер встраиваться в систему европейских орденских традиций. К этому времени в западноевропейских государствах уже сложились свои собственные орденские системы и вошел в практику обычай обмена наградами между монархами. Это была не просто рутинная процедура, особенно поначалу. Появление монарха на какой-нибудь торжественной церемонии со знаками чужеземного ордена могло быть безмолвной декларацией внешнеполитических приоритетов или еще каким-нибудь сигналом для дипломатов. Иногда вручение ордена правителю или членам его семьи было знаком того, что тот или иной правитель становится награждающему родней — так происходило при заключении династических браков. Наконец, иногда это было просто-напросто престижно — далеко не каждый потентат, скажем, удостаивался того же ордена Золотого руна. В XVIII веке чужестранный орден монарху приходилось заслужить когда символическими, а когда и реальными усилиями. Петру I, например, за вполне ощутимые военные свершения достались польский орден Белого орла (который потом, с разделом Польши, из иностранного ордена превратится в русский) и датский орден Слона (весьма почтенная награда, историю которой предание возводит опять-таки к эпохе крестовых походов). Когда без малого сто лет спустя, в 1807 году, в Тильзите произошла знаменитая "встреча на плоту" Александра I и Наполеона, оба императора не преминули отметить рандеву обменом наградами. Обмен был не очень-то равноценный: Наполеону достался орден Андрея Первозванного (этот бонапартов орден, кстати, показывается на выставке), а Александру Павловичу — орден Почетного легиона, награда, которой была без году неделя. Зато после падения "корсиканского чудовища" благодарная Европа осыпала царя самыми почетными и старинными своими орденами. То есть выставка отчасти про российскую внешнюю политику, но также и про иностранные орденские традиции. В XIX веке поток более или менее автоматически стекавшихся к императору и членам его семьи орденов увеличился — появились на западный манер свои ордена в странах Востока, да и в Европе возникали все новые награды, так что выставочные витрины обещают быть весьма красочным зрелищем. Вдобавок у каждого ордена были свои обычаи: одни награды имели, так сказать, гендерные ограничения — были только мужскими или только женскими, вместе с другими присылались не только наградные грамоты, но и специальные церемониальные облачения, положенные кавалерам ордена (этой ветхой традиции, кажется, придерживаются теперь только старейшие ордена Великобритании). Не думайте, впрочем, что из всего вышесказанного следует, что закрома музеев Кремля сейчас просто-таки ломятся от иностранных орденов, принадлежавших некогда высочайшим особам. По смерти императора его ордена, конечно, принимали участие в похоронных церемониях, но потом иностранные награды полагалось вернуть награждавшей стороне. Только очень немногие из этих орденских знаков все-таки остались в России — это могло случиться, например, если на всякий случай изготавливался "запасной" комплект или сам орден упразднился, или наградившее государство перестало существовать. Да и само их появление в витринах тоже редкость: в отличие от российских орденов, иностранные (хотя бы и связанные с отечественной историей напрямую) в постоянной экспозиции Оружейной палаты не показываются. Источник: http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1521725
Посетил Россию - купи матрёшку.
В этот день 110 лет назад - в 1900 году - на Всемирной выставке в Париже коллекция русских кукол-матрешек получила бронзовую медаль. Как выяснил обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко, эту дату фактически следует считать днем рождения, казалось бы, старинного народного промысла. Скажете, 110 лет - всего-то? Это только международному признанию столько, а сама история матрешки уходит во глубину веков. Нет. Матрешка - по сути, современность. Изобретение приписывается токарю-умельцу с детской фамилией Звездочкин. В 1890 годах он начал точить совершенно нехарактерные тогда полые, разъемные фигурки. А автором первой росписи, без которой матрешка не матрешка, был художник Малютин. Фамилия тоже говорящая. Признанным центром изготовления матрешек считается нижегородское село Полховский Майдан. Но тамошние мастера сами признают, что это не их креатив. Просто семейный промысел полхмайданцев имел особенность - мастера активно ездили по городам и весям и подсмотрели, как в Сергиевом Посаде тамошние умельцы осваивают новую продукцию - привезенную из Японию буддисткую куклу Даруму, изображавшуюся во множестве ее обличий. Впрочем, надо оговориться, упомянутый мастер Звездочкин оставил воспоминания, в которых о японских точеных игрушках ничего не сообщает. Так что простор для толкований остается. Во-первых, самого названия. Казалось бы, матрешка - сугубо русское имя, уменьшительное от Матрена. Но Матрена-то в свою очередь - это всего лишь простонародный искаженный латинизм от "матрона". А матрона - как всем известно, это знатная, уважаемая, статусная дама, мать семейства. То есть многоликая и плодородная. И тут все сходится. В смысле, общих корней русской и западноевропейской культур. Однако, и с восточной, индуистской традицией общего еще больше. Во-первых, по форме - многоликость божества. Во-вторых, упомянутая Дарума - дочь богини Матри. Матри - матрешка. Это к тому, что случайных названий в истории не бывает. И еще об одном имени - Мария, благодаря которому русская матрешка получила международное признание. Супруга фабриканта Саввы Мамонтова - Мария. Это она представила 110 лет назад пресыщенной французской публике матрешку. После чего их в России стали делать повсеместно. А в остальном мире они получили статус национального русского сувенира, без приобретения которого посещение нашей страны считается неполноценным. Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=401575
Министерство культуры РФ поддерживает установку памятного знака в Холмогорах Установка в Холмогорах знака в память о членах российской царской династии, представителей Брауншвейгского семейства, которые находились там в ссылке около 30 лет, может стать местом, которое будет привлекать туристов, интересующихся историей России и Русского Севера… По мнению заместителя министра культуры РФ Андрея Бусыгина, обнаружение останков предположительно Иоанна VI , требует проведения работ в контексте общих научных исследований истории XVIII века. «В XXI веке останкам погибших воинов, останкам императорской фамилии нужно придавать повышенное значение, - сказал представителю фонда "Император" заместитель министра культуры РФ, - мы уходим от бесчеловечной традиции XX века. Прошло 65 лет после окончания Великой Отечественной войны, а останки солдат до сих пор не захоронены, работают поисковые отряды и это правильно. События XVIII века не менее важны, нужно знать и уважать свою историю. А организации, которые привлекают внимание к этой проблеме и пытаются организовать изучение останков, делают важное дело для истории всей страны». Андрей Бусыгин также поддерживает идею установки в Холмогорах памятного знака в честь членов российской царской династии, представителей Брауншвейгского семейства, которую предложил фонд «Император». Напомним, что после дворцового переворота, совершенного Елизаветой Петровной в 1741 году, Анна Леопольдовна, вместе с мужем Антоном Ульрихом, сыном, свергнутым российским императором Иоанном VI и дочерью, были отправлены в ссылку в село Холмогоры. «Этот знак может стать местом, которое будет привлекать туристов, интересующихся историей России и Русского Севера. Холмогоры интересны не только тем, что здесь родился Ломоносов, но и тем, что в этом месте находился центр европейского севера до основания Архангельска. Здесь находилось первое российское морское учебное заведение – навигационная школа. Здесь жил и работал соратник Петра I архиепископ Афанасий. И сейчас это село обладает своеобразной культурой поморов, которой нет больше нигде», - отметил замминистра культуры РФ. Источник: http://www.dvinainform.ru/news/2010/10/27/87701.shtml
В эпоху Древнего Египта Русь торговала с Китаем
Географически Русская равнина расположена на Русской плите архейского времени (4 млрд. лет). Через складчатость гор Урала она соприкасается с Сибирской плитой. Древняя Русская плита проявилась обилием жизненных форм и высочайшими объёмами биомассы, что из прошлого выражается в ископаемых углях, а в настоящем – особенными формами течения антропогенеза. На Русской равнине обнаружены самые первые стоянки современного человека. Через последовательно сменявшиеся комплексы археологических культур эти люди стали предками коренного населения этих земель – этнических русских. В нашей совместной книге с профессором Гарвардского университета (США) Анатолием Клёсовым «Происхождение человека по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии» (выйдет в свет в ноябре 2010 года) мы подробно рассмотрели соответствия между ископаемым населением центра Русской равнины и носителями некоторых гаплогрупп Y-хромосомы. На основании чего сделали вывод: старейшей гаплогруппой Русской равнины является гаплогруппа I. Её возраст 52 – 47 тысяч лет. Её дочерняя подгруппа I2, распространённая среди этнических русских, имеет возраст 10525±1090 лет и, скорее всего, соответствует иеневской археологической культуре Волго-Окского региона. А другая дочерняя подгруппа – I1 – имеет возраст 3650±800 лет и, предположительно, соответствует волосовской археологической культуре того же региона. Общий предок гаплогрупп I1 и I2 жил ранее 20 тысяч лет назад и вполне отчётливо соотносится с авдеево-зарайской археологической культурой Волго-Окского региона, а также с ориньякским кругом археологических культур Европы. Сейчас количество потомков гаплогруппы I среди русского населения составляет около 15-ти процентов. В той же книге приведено обоснование появления на Русской равнине второй гаплогруппы, присущей коренному русскому населению. Это гаплогруппа R. Носители её субкладов R1a1 и R1b в совокупности составляют до 80 процентов населения Центральной России. Возраст гаплогруппы R1a1 составляет около 20-ти тысяч лет. Известная преемственность археологических культур говорит о движении древнего населения, исключительно европеоидного (предков этнических русских) в восточном направлении в течение всего верхнего палеолита, мезолита, неолита и бронзы. Привязкой мифологических данных к данным археологии и лингвистики занимались три академика РАН: археолог Б.А. Рыбаков, филолог В.Н. Топоров и лингвист В.В. Иванов. Б.А. Рыбаков уверенно соотносил разные этапы становления индоевропейского общества с таким персонажами, как Мокошь, Велес, Сварог, Перун, Дажьбог и др., а В.Н. Топоров и В.В. Иванов показали их участие в «общеиндоевропейском мифе». Во времена Мокоши и Велеса (50 – 20 тысяч лет назад) предки русских обживали Русскую равнину. При Свароге, Перуне и Дажьбоге (согласно летописям) обустраивали Древний Египет. Миграции наших предков на восток связаны с именем другого, более позднего героя – сына Дажьбога и внука Перуна – Богумира (имя означает «Лось»; в авестийской передаче Йима, Иман и т.п.). Возглавляемые им носители R1a1 распространились в Северном Казахстане, на Южном Урале (Аркаим), в Киргизии, в Красноярском крае. Везде найдены ископаемые остатки, которые генетически идентифицированы, как род R1a1. Около 3600 лет назад носители гаплогруппы R1a1 перешли с Южного Урала (синташтинская археологическая культура) в Индию, где в настоящее время в высших кастах до 72 процентов людей несут в своих генах гаплогруппу R1a1. В этом направлении сформировались торговые пути. Наиболее ранним торговым путём является «лазуритовый» путь. Согласно археологическим данным, он функционировал уже с V – IV-го тыс. до н.э. По этому пути торговля полудрагоценным камнем лазуритом осуществлялась между южными пределами Руси и Древним Египтом. Наиболее ранняя находка лазуритовых бус связана с хвалынско-среднестоговской общностью (первая половина V-го тыс. до н.э.). Позже к этому пути присоединился Древний Шумер (вторая половина IV – III-е тыс. до н.э.). (Карты древних торговых путей и ссылки на литературу можно посмотреть по ссылке http://www.organizmica.ru/archive/708/dtpu.shtml ). В это же время, в III – II-м тысячелетии до н.э. на территории самой Древнейшей Руси основным объектом торговых отношений стал янтарь и изделия из него. На территории Русской равнины находки янтаря связаны с уже упомянутой волосовской культурой (IV – II-е тыс. до н.э.): примерно в 250 могилах собрано в общей сложности около 11700 янтарных украшений. К этому периоду летописи относят правление сыновей Богумира – Словена и Руса. В 24 веке до н.э. «Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве, и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко». Несомое волосовской культурой распространение украшений из янтаря покрывало территорию от Прибалтики до Камы и от Вологды до Пензы. «Янтарный» торговый путь связывал население Древнейшей Руси как со странами Европы, так и со странами Средиземноморья. Вывоз «северного золота» и изделий из него в страны Средиземноморья начался, как полагают исследователи, ещё во времена египетских фараонов (34 – 24 вв. до н.э.). В Греции янтарные бусинки находим на всем протяжении микенского периода. Даже в Англии бусы из нашего янтаря обнаружены в середине III-го тыс. до н.э. В III – II-м тыс. до н.э. пространства до Енисея, Рудного Алтая и Восточного Туркестана были освоены потомками Богумира – европеоидными скотоводческими племенами андроновской культурной общности, носителями гаплогруппы R1a1. В эпоху поздней бронзы, на рубеже II-го и I-го тыс. до н.э. эти европеоиды продвинулись до Забайкалья, Восточной Монголии и Ордоса, сформировав «нефритовый» путь. Он протянулся из Зауралья (добыча), через южное Прибайкалье, через Омск, на Пермь, далее – на Вологду, Иваново, Ярославль и на Москву. С Киевом древние русичи торговали редко. Одним своим крылом «нефритовый» путь доходил до района Куньлунь на территории современного Синьцзян-Уйгурского района (Китай). Впервые в истории нефритовый путь связал Древнейшую Русь с Дальним Востоком. Он соединял сейминско-турбинской культуру Волго-Камья с глазковской культурой Прибайкалья. В Турбинском могильнике, расположенном в пределах города Пермь, обнаружено 36 нефритовых колец. Во времена правления сына Богумира – Скифа, то есть в I-м тыс. до н.э. по «нефритовому» пути стали перевозиться изделия из шёлка. Причём, к VI – V вв. до н.э. шёлк появился одновременно – и в Китае, и в скифских курганах Алтая, и в Баварии, и в Кёльне, и в Македонии. Этот, самый ранний, Северный шёлковый путь начинался в западных землях скифов-русов – Северном Причерноморье. Далее шёл через Дон и Воронежские земли, через Нижнее и Среднее Поволжье, огибал Каспий с северной стороны, через Южное Приуралье и Среднюю Азию заканчивался в восточных землях скифов – в Северном Китае. Помимо шёлка торговля шла зеркалами с надписями. В Китае они изготовлялись в эпоху ранней Хань (со второй половины II-го в. до н.э.). Такие зеркала обнаружены у хутора Виноградный на Нижнем Дону, у села Старая Полтавка в Нижнем Поволжье, на Кубани у станицы Казанской, в селе Кондинское Шатровского района Курганской области и в других местах. Эти находки позволили более уверенно говорить о существовании Северного шёлкового пути. Часть китайских предметов, оказавшаяся на русской земле, связана с переселением монголоидов из Китая в Древнейшую Русь. Оно началось в железном веке, когда Русской равнины достигли первые переселенцы с Северного Китая. Это были монголоидные носители китайской («финно-угорской») гаплогруппы N. В качестве вероятного народа-переселенца в период II-го в. до н.э. – I-го в. н.э. выступают хунну, потомки которых приняли участие в формировании финского, эстонского, татарского, мордовского и других «финно-угорских» этносов. Северный шёлковый путь проходил по наиболее густо населённым местам Древней Руси, где правили потомки упомянутых выше Словена и Руса – «им же суть имена: первый Великосан, вторый Асан, третий Авесхасан. Сии же бяху храбръством и мудростию многих превзошедше. Всея же вселенныя тогда самодержец бысть многосчастный Александр, сын Филиппа Македонскаго… посылает к ним з дары многими и писание, всякими похвалами украшено». А специалист в этой области Е.И. Лубо-Лесниченко делает вывод, что на раннем этапе связей Востока с Западом северный путь имел более важное значение, чем южный. Активное его функционирование относится уже к I-му в. до н.э. В дохристианский период раннего средневековья наблюдается увеличение плотности археологических памятников в южном направлении (Курская область). Однако обширный центральный район Русской равнины (особенно, Ярославская область) по-прежнему доминировал в этом отношении. В это время находки шёлковых тканей обильны. Они тяготеют к Московскому региону и территориям, расположенным северо-западнее от него. Но также находки шёлка встречаются вдоль всего Северного шёлкового пути. И только на рубеже новой эры помимо Северного шёлкового пути начал действовать Южный шёлковый путь, по которому Греция и Рим начали получать шёлковые ткани. А их «выдающиеся» историки и географы наконец-таки узнали о существовании Китая. В это же время, то есть в дохристианский период раннего средневековья, активная экономическая жизнь Древнейшей Руси прекрасно маркируется находками «арабских» дирхемов раннего периода (VIII – XI вв.). И вновь масса находок этих монет тяготеет к Московскому региону и землям, расположенным к северо-западу от него, то есть землям летописных русов (потомки Руса), венедов, вятичей и словен (потомки Словена). И что удивительно – несмотря на то, что серебряные дирхемы производились в странах Халифата, ни один из производителей не оставлял ни одной монеты для собственного пользования. Даже собственную армию содержал на медные заменители! А в Древнейшей Руси эти серебряные слитки весом 2,5 – 3 грамма шли на украшения русским женщинам. Общий вес таких украшений частенько превышал 300 граммов. Таким образом, коренное население Русское равнины было сформировано европеоидными носителями гаплогруппы R1a1 – этническими предками современных русских. Распространяясь на восток, наши предки создали несколько последовательно действовавших торговых путей. Самый ранний из них, «лазуритовый» путь, действовал 7 – 6 тысяч лет назад. Продолжительные связи востока и запада, поддерживавшиеся последующими торговыми путями – «янтарным», «нефритовым», «северным шёлковым» и «дирхемным», – функционировали на протяжении четырёх – пяти тысяч лет и определяли экономические, демографические и цивилизационные параметры развития Древнейшей Руси в этот период. Столь долгое функционирование одного и того же маршрута торговли наводит на мысль о существовании в указанном районе древнего государства, о мощности которого говорит тот факт, что все изготавливаемые в Халифате серебряные дирхемы оседали только на территории этого государства и среди всего населения только этого государства. Источник: http://newsland.ru/News/Detail/id/577604/
Древо шишкинского рода Елабуга - родина всемирно известного русского живописца Ивана Ивановича Шишкин, чье имя стало символом России наряду с именами Пушкина и Толстого, Чайковского и Мусоргского, Репина, Левитана и многих других. Более 15 лет сотрудники Дома-музея И.И. Шишкина занимались сбором генеалогических данных и поиском потомков великого художника. В 2007 году к 175-летию со дня рождения знаменитого соотечественника Елабужский государственный музей-заповедник выпустил в свет книгу «Трехсотлетнее древо рода Шишкиных». Издание было подготовлено старшим научным сотрудником Мемориального дома-музея Надеждой Курылевой. Тогда же, в юбилейные дни, на родине художника впервые собрались более 30 потомков шишкинского рода из разных стран мира, среди которых были потомки и по прямой линии. Второе издание книги, вышедшее в свет в 2008 году под редакцией доктора исторических наук А.И. Аксенова, было переработано с учетом замечаний, высказанных во время научной конференции 2007 года. Кроме того, оно было дополнено новыми материалами, поступившими в фонды музея-заповедника. Однако, изданное небольшим тиражом, это уникальное исследование до сих пор оставалось мало известным как для большинства простых читателей, так и для специалистов в области истории русского искусства и генеалогии. Для того чтобы сделать его общедоступным, в октябре 2010 года «Трехсотлетнее древо рода Шишкиных» в полном объеме (вместе со справочным аппаратом) было опубликовано на сайте Елабужского государственного музея-заповедника (http://elabuga.com/shishk/drevo/drevo_01.html). Источник: http://www.museum.ru/N41303 О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||