Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


ЕВЛАЕВЫ

Фамилия  Евлаевых образована от имени предка. В роду Евлаевых был Евлай. Где он жил, в какие времена? Точного ответа нет. Фамилия не обозначает обстоятельств жизни родоначальника, а только намекает на них. Вероятнее всего, предок Евлаевых был крестьянином, белорусом или русским. Он родился в православной семье и  в крещении  был наречён Евлампием или Евлалием.  Евлай – уменьшительная  форма одного из этих имён. Греческие имена Евлалий и Евлампий пришли на Русь вместе с христианством.  Евлампий  в переводе с древнегреческого означает  «ясный свет», Евлалий  - «красноречивый, хорошо говорящий». Оба имени – благозвучные, позитивные по смыслу, быстро освоились в славянском языке и стали восприниматься как  свои собственные, привычные. Всё же они были относительно редкими. В православной стране распространённость имени зависела от того, насколько часто оно упоминается в святцах.  Имя Евлампий встречается в церковном календаре трижды в году: 5 марта, 3 июля, 10 октября, Евлалий  - только один раз: 30 августа по старому стилю. Наверно, далёкий предок Евлаевых  родился в один из этих дней  и по старинному обычаю был наречён в честь святого,  праздник которого совпал с днём крещения.  

Евлай повзрослел, обзавёлся семьёй, вырастил детей, затем и внуков, стал главой большой семьи. Но для своих знакомых и соседей он по-прежнему оставался Евлаем. Видимо, он был человеком простым и добрым, поэтому никто и не думал величать его официально, по имени-отчеству, все называли по-дружески, по-родственному. Для соседей  его подворье было «Евлаев двор», его дом – «Евлаева изба», его поле – «Евлаева земля», а домочадцы Евлая были известны в деревне как «Евлаева жена», «Евлаев сын», «Евлаевы внуки». За всем многочисленным  родом закрепилось прозвище – Евлаевы. Официальной, документально оформленной фамилией это семейное прозвище стало, когда внуки  Евлая  пошли служить в армию. В 1875 году рекрутская повинность была заменена  всеобщей воинской обязанностью. Вот тогда и произошло «массовое офамиливание» крестьянских сыновей. В деревне фамилия была не нужна: и без неё все знали друг друга.  И  без фамилий крестьяне пахали, сеяли, платили налоги. У многих  были прозвища. К ним не относились серьёзно и не указывали  в документах. Но в армии, по закону, требовалось тройное величание: фамилия, имя, отчество. Вот тогда и стало фамилией семейное прозвище. В полковых списках  внуки Евлая  значились как «рядовые Евлаевы». Отслужив положенные три года действительной службы,  они вернулись домой с официальной  фамилией  и передали её своим детям.  

Фамилия Евлаевых увековечена в Российских Книгах Памяти. В годы Великой Отечественной войны 36 обладателей этой фамилии не вернулись с полей сражений.

Михаилу Андреевичу Евлаеву едва исполнилось 20 лет, когда началась война. Он был белорусом, родился в деревне Плоское Костюковичского района Могилёвской области. Иван Захарович Евлаев, русский,  родился в 1909 году в селе Прохоры на Черниговщине. Его ровесник Осман Евлаев, осетин, был уроженцем Владикавказа. Братья Суламбек и Керим Султан, ингуши,  жили в окрестностях Назрани. До войны они работали в колхозе,  на войне стали рядовыми. Рядовым красноармейцем  был и Леонид Романович Евлаев. Никаких сведений о нём не осталось, только «рядовой Евлаев Леонид Романович» в полковом донесении о безвозвратных потерях, и ничего больше. Трофим Фокеевич Евлаев родился в 1905 году. О его довоенной  жизни  сведений нет.  Вероятно, он был рабочим – ведь жить ему довелось в большом промышленном городе Сталинграде. На войне Трофим Евлаев стал разведчиком.

Они не были родственниками и, вероятно, даже не знали о своих однофамильцах, проживавших в других республиках, говоривших на другом языке. Фамилия Евлаевых встречалась не только в Белоруссии и России, но и в Бурятии, Ингушетии, Осетии, и всюду воспринимается как своя, местная. Например, в Ингушетии Евлаевы – старинный уважаемый род. Но значение этой фамилии ингуши затрудняются объяснить, и неудивительно: ведь она происходит от имени, которое два столетия назад было заимствовано горцами у своих соседей- казаков.

В XXI веке фамилия Евлаевых считается редкой в России. Так, например, среди 1 008 765 ветеранов Великой Отечественной войны, отметивших  в 2005 году 60-летие  Победы, только один ветеран с такой фамилией -  Александр Матвеевич Евлаев 1927 года рождения, житель Бурятии.

Основание: Никонов В.А. География фамилий. М., 1988. Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. М., 2000.  Унбегаун Б. Русские фамилии. М, 1989.    

©ПРОГРАММА «РОССИЙСКИЕ ДИНАСТИИ» Международного института генеалогических исследований  WWW.GENO.RU

 

В Украине впервые установят памятник Льву Троцкому

 

Райцентр Бобринец станет первым в Украине городом, установившим памятник Льву Троцкому. Так земляки революционера пытаются привлечь в свои края туристов

Власти 12-тысячного Бобринца, районного центра в Кировоградской области, давно ищут, чем наполнить городской бюджет. «Упадок 1990-х годов не оставил районному центру никакой промышленности – наполнять городскую казну почти нечем», – жалуется мэр Бобринца Леонид Кравченко.

О том, что фигура уроженца местных краёв революционера Льва Троцкого вызывает интерес по всему миру, Леонид Кравченко узнал почти случайно, – от провайдера официального веб-сайта Бобринца в интернете. Оказалось, его посетители из разных стран часто интересуются, что сохранилось в местах, где родился и вырос один из вождей революции 1917 года, а впоследствии и главный оппонент Сталина.

Как известно, после смерти Ленина Троцкий стал лидером левой оппозиции, которая выступала против политики Сталина, обвиняя его в предательстве революционных идеалов, зажиме партийной демократии и бюрократизации. В конце 20-х годов НКВД выслало Троцкого из страны, а его многочисленных сторонников внутри СССР в последующие десять лет отправили в лагеря. Вплоть до начала горбачёвской перестройки за хранение его трудов можно было надолго сесть в тюрьму.

Вспомнить всё

После десятилетий забвения память о знаменитом земляке решили увековечить, заодно надеясь привлечь в провинциальный городок туристов. Местная общественность идею приняла на ура – за установку памятника высказались общественный совет при мэре и горсовет. Нашлись и скульпторы, и меценаты, готовые профинансировать изготовление и установку монумента.

Правда, решение вызвало в Украине споры: сначала возмутились националисты, вслед за ними выразили недовольство и представители Компартии. Для первых Троцкий – тиран и убийца, для вторых – враг народа №1. Несмотря на давление с разных сторон, мэр Бобринца отстаивает собственный взгляд на Троцкого: «Его знают во всём мире как талантливого политика и публициста, у него миллионы последователей, а его труды изучают в университетах. Памятник Троцкому есть даже в Мексике, где он был похоронен. А в Бобринце, на его родине, нет ничего».

О Троцком в Бобринце и округе напоминает немногое. «В центре города сохранилось здание магазина, принадлежавшего отцу Троцкого Давиду Бронштейну. Здесь, как и сто лет назад, торгуют промтоварами. Сохранился фундамент дома, где часто останавливался отец Троцкого», – рассказывает краевед Неля Самборская. Власти планируют устроить краеведческий музей, одна из комнат которого будет посвящена Троцкому. Во дворе музея установят и памятник.

Лейба Бронштейн, известный под псевдонимом Лев Троцкий, родился в 1879 году на юге Украины, в деревне Яновка тогда ещё Херсонской губернии. Впечатлениям от жизни в Яновке Троцкий посвятил главу в автобиографической книге «Моя жизнь», которая после его смерти стала бестселлером в Соединённых Штатах и Великобритании: «Отец мой был земледельцем, сперва мелким, затем более крупным. Первые девять лет своей жизни я почти не высовывал носа из отцовской деревни. Звалась она Яновкою – по имени помещика Яновского, у которого была куплена земля».

Полевая история

Яновка до наших дней не сохранилась. На её месте только бугры и ямы, по которым разбросаны остатки кирпича. Во времена Бронштейнов в Яновке жили четыре сотни человек, здесь были своя школа и синагога, мельница и даже кирпичный заводик, выпускавший продукцию с фабричным клеймом «Б» – от фамилии Бронштейн. В 90-х всё, что осталось от зданий, позарившись на даровой строительный материал, разобрали жители окрестных сёл. В этой местности нередко встречаются дома, при постройке которых использовались кирпичи с буквой «Б».

Все ещё существует соседнее село Береславка, жители которого в начале XX века работали в имении Бронштейнов. Затерянная среди полей Береславка расположилась вдали от оживлённых автомобильных трасс. Здесь осталось около семи десятков человек: несколько фермеров, остальные – пенсионеры.

Хоть имя Троцкого в Советском Союзе до середины 80-х годов и было под запретом, жители Береславки помнили о своём земляке. Но даже тех, кто знал о Лейбе Бронштейне из рассказов старшего поколения, в селе – считанные единицы. 90-летняя Валентина Дунченко, в прошлом библиотекарь, ещё помнит рассказы соседки, которая в молодости работала в Яновке: «Когда Лёва приезжал с учёбы на каникулы, это как праздник был: он ораторствовал, работники бросали работу и принимались слушать». Раньше таких историй по селу ходило много, особенно их любило старшее поколение. «После побега из очередной ссылки Лейба решил пересидеть какое-то время в имении отца. Узнав об этом, полиция отправилась арестовать его. Но жители спрятали Троцкого на дно повозки, забросав сверху навозом, и вывезли из села», – пересказывает одну из услышанных от местных историю Неля Самборская.

В километре от Береславки ещё одно примечательное место: посередине распаханного поля зеленеет островок земли, весь поросший высокой травой. Сто лет назад тут было старое еврейское кладбище. От него сохранилась лишь могила матери Троцкого, умершей в 1912 году от тяжёлой болезни. В 1960-х годах кладбище было разгромлено, но могила Анны Бронштейн уцелела, да и то благодаря тяжёлому гранитному надгробию. В последующие годы его исчертили надписями подростки. А в 90-е кто-то из здешних крестьян подогнал к могиле трактор и сдвинул с неё надгробный камень. Местные жители говорят, что вандалы искали золотые украшения и серебряную посуду, которые якобы Давид Бронштейн положил в могилу жены. Нашли ли они какие-то ценности – никому неизвестно, но надгробную плиту и памятник повредили основательно.

Источник: http://focus.ua/society/135508

 

Завершилась экспедиция по местам скитания белогвардейцев

 

Тунис, Турция, Греция и Крым. Наша съемочная группа вернулась из экспедиции, организованной Центром национальной славы России и Фондом Андрея Первозванного. Ради чего отправились в долгое путешествие - подробнее об этом в сюжете.

В нашем походе Стамбул – последняя остановка. Впереди только Севастополь. А 90 лет назад этот город, носивший тогда имя Константинополь, был первым иностранным городом на пути русских, покинувших Крым. Константинополь имеет особое значение для русских людей. Но Святая София встречала тогда не победителей. Подавленные, не знающие, что их ждет впереди, врангелевские отряды ютились на берегах Босфора.

Маршрут похода выбран не случайно. В 20-м году прошлого века Белая армия и гражданские беженцы из Севастополя сначала ушли в Стамбул, а затем рассеялись по Турции, Греции и северной Африке. И вот сейчас их потомки прошли этот путь в обратном направлении. Этот поход, по замыслу, организаторов должен способствовать восстановлению исторической памяти и символизировать воссоединение разорванного Гражданской войной общества.

- Меня мать воспитала в русском духе. Учись хорошо. Ты учишься для России. Ты пригодишься ей. Мы на чемоданах сидели всегда: вот-вот вернемся в Россию, - говорит сын солдата Белой Армии Ростислав Первышин.

И в Тунисе, и в Греции, и в Турции немало русских могил. И почти везде кладбища в запущенном состоянии. Особенно больно это видеть в сравнении с расположенными рядом ухоженными, превращенными в парки погребениями солдат армий стран Антанты. А русские кладбища восстанавливаются пока лишь усилиями энтузиастов.

- И не выдержали – заплакали. Сзади стояли два грека, которые нас привезли сюда, и они плачут. И один из них сказал: а мы все думали, когда русские вспомнят о своих, - говорит директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников.

Разрушаются и памятники. В Галлиполи, где располагался 26-тысячный армейский корпус генерала Кутепова, еще в 1921 году был установлен памятник. Этот Русский курган у берегов Дарданелл почти 30 лет хранил память о русских людях, нашедших последний приют на турецкой земле. Его разрушило землетрясение в 1949 году, впоследствии он был разобран. И вот два года назад по инициативе ФАП и ЦНСР этот памятник был восстановлен. Именно тогда и возникла идея морского похода.

- Те зерна, которые были заложены эти восстановлением мемориала и нашим походом, они уже дали ростки. И это поле будет зеленеть, колоситься в действиях наших детей, которые здесь присутствуют, в действиях их детей, потому что историю вспять обратить нельзя, - говорит председатель попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.

Среди участников похода и потомки известных дворянских родов: Трубецких, Головиных, Кутузовых, и потомки простых русских солдат и матросов. Теперь они живут во Франции, Бельгии, Канаде, Австралии и в других странах на всех континентах.

По итогам похода его участники приняли обращение ко всем представителям русского мира. В этом обращении есть такие слова: «Идеи раскола народа России на противоборствующие гражданские части есть грех преступного покушения на единство и целостность русского государственного бытия».

Источник: http://vesti.irk.ru/obshestvo/2010/7/30/96225/

 

Кто сомневается, тот ищет

 

«Меня интересуют фамилии родителей: Золотарев — отца и Чурилова — матери. Родом мы из Западной Сибири, Алтайский край. Называли нас «чалдонами». Я сначала обижался, а потом узнал, что это означает «человек с Дона». Слышал, что мои предки были донскими казаками, но в годы правления Екатерины II их переселили на Алтай. Так откуда мы родом?Павел Золотарев, Гродно».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Основой для фамилии Золотарев послужило слово «золотарь» — «мастер по изготовлению художественных изделий, различных украшений из драгоценных металлов (золота, серебра и т.д.)»; «продавец ювелирных изделий»; «добытчик золота»; «скупщик золота». Золотари были везде: в России, Украине, Белоруссии, в больших городах и местечках, а поэтому невозможно определить по данной фамилии национальность ваших родителей. Но что касается казачьих корней, то здесь есть большие сомнения. Казаки — это военное сословие (XVIII — начало XX века) из беглых крестьян, среди которых мастера–золотари в письменных источниках не упоминаются. Для них высшей ценностью была земля, за которую они и несли службу. Ни в «Реестре всего Войска Запорожского...» (1649 год), ни в «Перапiсе войска Вялiкага княства Лiтоўскага 1528 года» нет личных наименований Золотарь или Золотарев. Золотари — городская (мещанская) прослойка, наиболее характерная для России, где золота для изготовления изделий было в достатке.

Фамилия Чурилов происходит от личного имени Чурил(о, а), которое является разговорным вариантом церковного имени Кирилл (в переводе с греческого «повелитель, владыка»). Фамилии Чурила(о), Чурилин, Чурилов, Чурилка(о) распространены в России, Беларуси и Украине.

«Благодаря рубрике появилось желание больше узнать о своих корнях. Фамилия моей прабабушки Чэрэп (так она ее произносила), бабушки — Сай (она родом из давно несуществующей деревни Осиновка в Кличевском районе), дедушки — Редутко. Хочу узнать, что лежит в основе этих фамилий.

Э.Андреева, Бобруйск».

— В древнерусском языке череп — это большой глиняный горшок. По ассоциации с его объемом и округлой формой получал прозвание крупный, полный человек. В древних русских памятниках Череп как личное наименование упоминается в 1534 году. Черепом назывался (и теперь называется в некоторых белорусских говорах) горшок разбитый, в трещинах. В связи с этим с некоторой долей иронии Черепом, Черепком прозывают и горшечника (гончара) или того, кто имеет хоть какое–то отношение к изготовлению черепов (т.е. горшков).

Сай — сокращенный вариант личного имени Исай (церковное Исайя заимствовано славянами из древнееврейского, в переводе означает «спасение Бога Яхве»). От этого же имени при помощи разных суффиксов образованы фамилии Сайка, Сайко, Сайкович, Сайкевич, Сайковский.

Редутка — уменьшительная форма личного имени Родута (бел. Радута), которое, в свою очередь, является вариантом церковного имени Родион (в переводе с греческого «житель Родоса, острова в Эгейском море»). Форму Редутко фамилия обрела в результате записи по–русски. По–белорусски она должна писаться Радутка.

«Фамилия моего деда Корнюшко. Мама рассказывала, что в Витебской области (ранее — губернии) существовало поселение — Корнюшковский Застенок, хозяевами которого были помещики по фамилии Корнюшко. Правда ли это или просто красивая легенда? А также хочется узнать больше о фамилии моего отца — Барабанов.

Светлана Барабанова, Могилев».

— Корнюшко — разговорный вариант имени Корнилий (римское родовое имя от латинского слова «корну» — «рог»). В народе оно более известно как Корней. Деревня Корнюшкин Застенок существует и по сей день. Только числится она в Борисовском районе. Ее название действительно происходит от фамилии Корнюшка, а притяжательный суффикс «–ин» указывает на то, что поселение основал или владел им человек по фамилии Корнюшка.

Фамилия Барабанов происходит от прозвания Барабан. Обычно так называют тех, кто громок и в темпе произносит слова. В белорусских народных говорах есть и глагол «барабанiць» — «быстро и громко говорить».

Жду ваших писем. До встречи!

Источник: http://www.sb.by/post/103367/

 

В Хлевенском районе живут представители древнего дворянского рода

 

Село Воробьевка Хлевенского района — единственное место в России, где треть населения села носит одну фамилию. Все они представители древнего дворянского рода Кудаевых. Говорят, династию переселили с Кавказа еще при Петре Первом. В Кабардино-Балкарии есть своя легенда том, что где-то в России живут Кудаевы.

Её передавали из поколения в поколение несколько лет. Но где именно искать родню — никто не знал. Через триста лет родственники встретились. Еще недавно лезгинка в исполнении местных жителей вызвало бы удивление. Теперь — это почти в порядке вещей. В селе Воробьевка постигают азы кавказской жизни. Надо сказать, что в селе Воробьевка треть населения носит одну фамилию — Кудаевы. И раньше ее считали исконно русской. Есть здесь даже улица Кудаевых. Но оказалось фамилия — исконно кавказская. Да еще дворянская.

Мария Ивановна рассказывает: кавказская история в селе Воробьевка началась с ее сына-милиционера. Отправили его в командировку в Кабардино-Балкарию. И там он познакомился с другим Кудаевым. Дальше история развивалась, как в сказке. Оказался знакомый дальним родственником и большим человеком в республике.

Мария Кудаева: «Пригласил его в дом. Когда он пришел все там в кнопочках. Три этажа. Четвертый внизу. Он спрашивает, что за заведение? Отвечают — здесь живет Арсен Магомедович Кудаев. Познакомиться с возможно дальними родственниками приехала целая делегация Кудаевых из Кабардино-Балкарии. Воробьевские Кудаевы кабардино-балкарских встречали с хлебом-солью. Сначала на границе с Хлевенским районом. А потом уже в доме Марии Ивановны. Заучивать фамилии при знакомстве было не нужно. Двести человек. И все с одной фамилией — Кудаев. Документальных подтверждений, что Кудаевы с Кавказа и Кудаевы из Воробевки один род — пока нет. Но гости из Кабардино-Балкарии приехали не с пустыми руками. Всем потенциальным родственникам в селе подарили золотые часы, кинжалы, да кабардинские шали. После отъезда делегации село гудит как улей. Кудаевы ищут подтверждения своих кавказских корней. Самая обсуждаемая тема — родственные связи. Оказалось, Кудаевы в селе не однофамилицы, а родственники.

Фронтовик Иван Иванович Кудаев оказался прозорливее всех. Он давно понял, что корни его, — на Кавказе. Правда, звал себя раньше крымским татарином, — за узкие глаза. А Республику Кабардино-Балкарию любил за санатории. Иван Кудаев: «Я часто ездил в Нальчик, в Кабардино-Балкарию. Раз двадцать там был. И там меня всегда принимали как своего. И врачи и обслуживающий персонал».

За триста лет кавказский род обрусел в Хлевном. Они ничем не отличаются от своих односельчан. Выдает Кудаевых только большое количество долгожителей и крепкий нрав местных мужчин.

Источник: http://www.lipetsktime.ru/news/2010-07-30/5951.htm

 

Река из другого измерения



Берёт Ока своё начало под Орлом, недалеко от села Александровка. На протяжении 1498 километров крошечный ручеёк превращается в красивейшую реку России

С тех пор, как прознал я о существовании истока Оки, не стало мне покоя. Исток, конечно, у каждой реки имеется, и это в порядке вещей, но здесь совсем другая история. Нет главней и краше реки в наших краях. Ока берёт начало на Среднерусской возвышенности и до впадения в Волгу покрывает полторы тысячи километров. Несметное количество населённых пунктов исторически обосновалось на берегах Оки, в том числе и наш Серпухов. Существует даже теория о том, что не Ока в Волгу впадает, а наоборот, и по справедливости, Волга должна уже в Нижнем Новгороде закончиться, а дальше главная русская река Окой бы называлась. Но то – устье, а я сейчас об истоке разговор веду.

Впервые об истоке Оки я услышал от путешественников, которые принципиально не приемлют рафинированные курорты и столовые по расписанию. Эти люди, пренебрегая модой, проникают в такие места, которые непосвящённым кажутся заурядной провинцией, глубинкой. А между тем, любая древняя деревушка, а не искусственный дачный посёлок, хранит свои тайны, свою историю, а порой даже и чудеса. Вот и исток Оки таит в себе нечто такое, что не поддаётся объяснению.

Из Серпухова прямая дорога к истоку – это федеральная трасса «Крым». Намотав на кардан 350 километров и не доезжая до границы с Курской областью, поворачиваю налево почти сразу за райцентром Тросна.

Отсюда начинается путь по полям и раскиданным то там, то тут деревенькам. Полевая дорога на удивление хорошая, выложенная добротными бетонными плитами и лишь местами разбита. Где‑то в полях проходит граница между Троснянским и Глазуновским районами Орловской области. Не въезжая в Глазуновку поворот на Александровку. В окрестностях этой деревни, расположенной в 60 км от трассы, и расположен исток Оки. Движение здесь практически отсутствует, глаз радует цветущая вокруг белоснежная гречиха. Однако есть повод и для грусти.

Во время Курской битвы в этих местах шли ожесточённые бои. В нескольких сотнях метров от истока высажена берёзовая аллея, ведущая к монументу. На двух стелах высечены фамилии бойцов 81-й стрелковой дивизии павших здесь 5 и 6 июля 1943 года. Число погибших всего за 2 дня боёв составляет не менее полка. И таких памятников по всей Орловской и Курской областям несметное количество.

Перед въездом на территорию парковой зоны скромная табличка, гласящая, что официальный статус истоку Оки присвоен постановлением администрации области 27 марта 1996 года. С этого момента исток приравнялся к памятнику природы и охраняется. Но облагораживание территории началось ещё в 1982 году. Тогда появились первые удобства для гостей. От таблички тропинка ведёт к сказочной аллее с символичным входом на территорию непосредственно источника. Источник – святой! По благословлению архиепископа Орловского и Ливенского в 1998 году состоялось его освящение. Владыка тогда пожелал, чтобы вода тут никогда не иссякала и несла в себе целительные свойства.

Спуститься к роднику можно, пройдя через бутафорские ворота, выполненные на манер входа в древний град. Вокруг, подобно сказочным стражам, стоят деревянные истуканы – герои фольклора, игрушечные пушки, птицы и избушка. Можно обойти небольшую хвойную аллею в три ряда деревьев благородных пород и выйти к часовне. От неё также спуск вниз ведёт к источнику.

Неиссякающая влага сочится из трубы и наполняет малюсенький прудик, замкнутый кольцом из валунов. Вся картина очень и очень простая и имеет поистине совершенный вид. Пара лавочек, плоские камни, по которым без труда можно войти в водоём, и несколько деревянных почти незаметных фигурок – вот и все удобства. Вода в прудике ледяная. К удивлению она кажется намного холодней, чем в самом источнике. Если из него можно спокойно пить, то, войдя в пруд, чувствуется, как сводит ноги. Парадокс! Но разве способно человеку постичь таинство святого места? Остаётся только верить. Вот и мужчина, сидящий на лавочке, рассказал, как его мучил ревматизм, и ему посоветовали приходить сюда и ноги мочить. Ревматизм давно прошёл, а к источнику тянет.

Парк, обустроенный властями под место гуляний, невелик. В него входят: лубочный городок с воротами, башенками и деревянными фигурами, часовня с крестами на куполе и внутри, сам источник с прудиком, спусками к нему и лавочками. Здесь же неподалёку столб, увенчанный указателем сторон света, и две беседки для распития и закусывания. Распивают здесь в, основном, молодожёны с родственниками. В каждом районе имеются свои места, как бы обязательные к посещению свадебными кортежами. Вот и исток Оки является именно таким местом для всей округи.

Судя по надписям, обильно украшающим деревянные конструкции, выпивают на истоке не только гуляющие на свадьбах граждане. Выпускники школ здесь тоже завсегдатаи.

Легенды об этом загадочном месте – это вообще отдельная тема. Местные жители утверждают, что на самом деле Ока вовсе не из этого источника берёт своё начало. Источник, дескать, всего лишь подаёт воду из реки подземной, которой никто никогда не видел. Зато есть в округе такие места, где, приложив к земле ухо, можно отчётливо услышать рёв подземного потока. И места эти небезопасны, так как происходят там аномальные явления. Дело доходило до того, что пропадали домашние животные и даже люди. Аборигены поведали, что есть две воронки (одна в поле, а другая в лесу), способные поглотить в себя всё сущее. Многие откровенно верят в то, что воронки в земле – это не что иное, как переход в другое измерение. Рядом с одной такой ямой поставили часовенку, но с неё тут же пропал крест. А один местный житель якобы вбил большой крест, сколоченный из толстого бруса, в середину воронки, и земля его поглотила!

Покупая в Александровке мороженое, я поинтересовался у хозяйки, почему так сухо? Ведь проезжая Тросну, я попал под страшный ливень и грозу, а здесь совсем рядом земля пересохла. На что женщина ответила: «Мы грешны…» Стоит ли объяснять, как этот странный ответ наложился на мои, только что собранные, впечатления?

Всю обратную дорогу я пытался переварить свои ощущения, но ничего не получалось. Исток Оки действительно обладает какой-то магией. И восстанавливая в памяти виды Оки в наших краях, я никак не мог сопоставить их с только что увиденным маленьким источником. Я был уверен, что Ока в своём изначальном течении похожа на нашу Серпейку. Но чтобы вот так, из маленького родничка, струя которого не больше, чем из обычной уличной водопроводной колонки, образовалась наша полноводная и судоходная Ока! Вот уж поистине загадка природы, как с голубого ручейка начинается река. И всё, казалось бы, понятно, но что-то не так. А, может, и вправду, та Ока, которую все мы знаем и любим, – всего лишь продолжение загадочной подземной Оки, пришедшей к нам из другого измерения?

По старинным приданиям, существуют две Оки – та, которую мы знаем, и та, что течёт под землёй, которую никто ещё не видел

Источник: http://oka-info.ru/content/view/11448/2/

 

Российский пенсионер Виктор Чумаков уже пятнадцать лет борется за спасение буквы «ё»...

 

Российский пенсионер Виктор Чумаков уже пятнадцать лет борется за спасение буквы «ё», пишет французское издание La Croix. Как напоминает газета, в русском языке точки над «ё» необязательны, хотя произношение седьмой буквы алфавита отличается от произношения шестой, более распространённой «е». При этом неправильно написанная буква может создать человеку множество проблем.

«Мы - единственная страна, у которой 103 орфографических ошибки в Конституции!» - восклицает «главный ёфикатор» России. По его мнению, проблема буквы «ё» является очень важным политическим вопросом. В 1995 году Виктор Чумаков написал свою первую книгу и был шокирован, когда издатель предложил ему убрать из текста все «ё». «Тогда я понял, что должен этим заняться», - цитирует активиста InoPressa.

- Из истории буквы «ё»

По мнению Чумакова, речь идет об уважении к русскому языку и стремлении избежать путаницы. 77-летний пенсионер одерживает победу за победой: вышли уже четыре книжки, посвящённые букве «ё», многие газеты стали печатать «ё», парламентская комиссия по русскому языку три года назад опубликовала указ об обязательном использовании «ё» в паспортах.

Но есть и такие, кто до сих пор сопротивляется, в частности «Российская газета». «Публикуя законы, они автоматически убирают все «ё» с помощью компьютерной программы!» - возмущается Чумаков.

«Золотой век» буквы ё пришелся на 1942-1953 годы благодаря могущественному покровителю двух точек - Иосифу Сталину, продолжает газета. По словам Чумакова, во время войны «Правда» стала использовать «ё», потому что Сталин хотел избежать военных ошибок.

После смерти Сталина буква вновь оказалась в опале. Только некоторые авторы, в том числе Александр Солженицын, всегда настаивали, чтобы при публикации их текстов всегда использовалась трема.

Проблемы из-за точек над Ё грозят 4% россиян

Противники «ё», по словам ведущей программы «Говорим по-русски» радиостанции «Эхо Москвы» Марины Королёвой, руководствуются эстетическими соображениями и ленью. Но фамилии примерно 4% россиян пишутся с «ё», и иногда две точки становятся причиной долгих тяжб с чиновниками.

Так, в 2009 году отсутствие точек в паспорте помешало калининградцу Владимиру Ежикову получить наследство. Так как паспорт мужчины был оформлен на фамилию «Ежиков», а в свидетельстве о рождении указано «Ёжиков», необходимо было доказать, что это документы одного и того же человека.

Вопиющий случай произошел в 2008 году в Перми, где женщину-инвалида из-за отсутствия двух точек в паспорте лишили гражданства. В 2000 году, когда Татьяна Тетёркина меняла паспорт в связи с двадцатилетием, чиновники переименовали ее в «Тетеркину» - на клавиатуре компьютера просто не нашлось буквы «ё». Спустя восемь лет у нее возникли сложности при попытке зарегистрировать новорожденного сына, а в ФМС от женщины потребовали доказать, что она гражданка России.

Между тем буква «ё» содержится в более чем 12,5 тысяч словах, в не менее чем в 2,5 тысячах фамилиях граждан России и бывшего СССР, в тысячах географических названий России и мира. Игнорирование этой буквы часто приводит к непониманию, искажению русских слов.

Примечательно, что в 2007 году в Ульяновске, рядом с библиотекой имени Николая Карамзина (1766-1826) - одного из изобретателей «ё» был открыт памятник этой букве. А в начале 2007 года губернатор области выступил с инициативой к СМИ Ульяновской области и чиновникам печатать букву во всех документах и изданиях.

Из истории буквы «ё»

Отметим, буква «ё» появилась в русской письменности, как считают, благодаря директору Петербургской академии наук княгине Екатерине Романовне Дашковой. На одном из первых заседаний Российской академии 29 ноября (18 ноября по старому стилю) 1783 года, которое проходило в ее доме, княгиня указала академикам, что неверно употреблять две буквы для обозначения одного звука (ранее писалось «io»). Дашкова предложила использовать новую букву «ё» «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как матiорый, iолка, iож».

Известной буква «ё» стала благодаря Николаю Михайловичу Карамзину, в связи с чем он часто (даже в таких авторитетных источниках, как «Большая советская энциклопедия») ошибочно указывается ее автором. В 1796 году, в первой книжке издаваемого Карамзиным стихотворного альманаха «Аониды», выходившего из той же университетской типографии, с буквой «ё» были напечатаны слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол «потёкъ». Однако неизвестно, была ли то собственная идея Карамзина или же инициатива кого-то из сотрудников издательства. Следует отметить, что в научных работах (например, в знаменитой «Истории государства Российского», 1816-29) Карамзин букву «ё» не использовал.

Формально буквы «ё» и «й» вошли в алфавит (и получили порядковые номера) только в советское время (если не считать «Новой азбуки» Льва Толстого (1875), в которой буква «ё» стояла на 31-м месте, между ятем и «э»). 24 декабря 1942 года приказом народного комиссара просвещения РСФСР было введено обязательное употребление буквы «ё» в школьной практике, и с этого времени (иногда, впрочем, упоминают о 1943 годе) она официально считается входящей в русский алфавит. Последующие лет десять художественная и научная литература выходила с практически сплошным использованием буквы «ё», но затем издатели вернулись к прошлой практике: употреблять ее только в случае крайней необходимости.

Сторонники возвращения буквы в печать утверждают, что необязательность употребления этой буквы на печати исказила массу личных имён, и множество имён нарицательных. Так, например, буква «ё» исчезла из написаний (а затем и произношений) фамилий: кардинала Ришелье (фр. Richelieu), философа и писателя Монтескье (фр. Montesquieu), физика Рентгена (нем. Rontgen), микробиолога и химика Луи Пастера (фр. Pasteur), художника и востоковеда Николая Рёриха, математика Пафнутия Чебышева и др. (в последнем случае даже с изменением места ударения: Чебышев вместо правильного Чебышёв).

Исчезла буква ё и из фамилии дворянина Лёвина, персонажа из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», фамилия которого превратилась в еврейскую - «Левин». Здесь герой разделил судьбу автора: Толстого звали Лёв, а не Лев, о чём свидетельствуют, например, его прижизненные иностранные издания с именем Lyof или Lyoff на обложке.

Неоднозначность привела к тому, что иногда букву «ё» употребляют на письме (и соответственно читают ['о]) в словах, где она не нужна. Например, «афёра» вместо «афера», «гренадёр» вместо «гренадер», «бытиё» вместо «бытие», «опёка» вместо «опека» и пр. Иногда такое неправильное написание и произношение становится общепринятым. Так, чемпион мира по шахматам, известный многим как Александр Алёхин, на самом деле был Алехиным и очень возмущался, когда его фамилию писали и произносили неправильно. Его фамилия - дворянского рода Алехиных, а не производная от фамильярного варианта имени Алексей - «Алёха».

Некоторые (в частности, небезызвестный дизайнер Артемий Лебедев) считают, что употребление «ё» мешает чтению, так как глаз «спотыкается» о диакритический знак. По мнению других, именно символы, выходящие за пределы строки, помогают читать, так как человек воспринимает не отдельные буквы, а рисунок слова в целом. Поэтому, считают они, будь буква «ё» используемой повсеместно, средняя скорость чтения возросла бы, так как в русском языке (особенно после реформы 1917-1918 годов) не хватает символов, выходящих за пределы строки и делающих рисунок слова более узнаваемым. (В этом смысле только восемь строчных букв, кроме «ё», помогают чтению: «б», «д», «й», «р», «у», «ф», «ц» и «щ», тогда как в латинском алфавите таковых половина: 13 из 26.) Кроме того, по нормам отечественного книгоиздания употребление буквы «ё» обязательно в детских книгах.

Источник: http://www.lipetsknews.ru/russia/?id=14466

 

Датчане все чаще отказываются от традиционных фамилий

 

Датчане в последнее время все чаще меняют фамилии, выбирая себе новые, по возможности, оригинальные родовые имена.

У датчан не очень много фамилий - Йенсен, Хансен, Нильсен и еще несколько других. Поэтому иностранцы нередко подтрунивают над Данией с населением всего в 5,5 млн человек: "Вы все родственники!"

Фамилии в современном понимании - родовые имена, передаваемые по наследству из поколения в поколение - появились в Дании в XV-ХVI веках. Это было вызвано развитием экономических отношений и, в частности, - необходимостью урегулирования института наследования.

Фактически же фамилии стали применяться в Дании лишь в ХIХ веке. Большинство датских фамилий оканчиваются на -сен, что значит "сын", поэтому, например, Ханс Ларсен, этимологически означает Ханс - сын Ларса.

После вступления в силу в Дании в 2006 году нового закона, который упрощает порядок смены фамилий, более 320 тыс жителей страны выбрали себе новые, более "интересные" родовые имена.

Доктор филологии Катрин Келет Нерсков из Копенгагенского университета считает, что в большинстве случаев смена фамилии означает попытку датчанина ярче выразить свою индивидуальность и "выделиться из толпы".

"Существует тенденция к тому, чтобы тебя звали так, как больше не зовут никого другого, - говорит она. - Если вас не зовут Хансен или Нильсен, то вы выглядите уже немного особенным".

Независимо от причин, упомянутая тенденция явно пускает корни. В датском департаменте по делам семьи прогнозируют, что в этом году 50 тыс датчан изменят свои фамилии. Большинство берут имена своих спутников жизни или родственников.

Катрин Келет Нерсков все же не считает, что традиционным фамилиям в Дании угрожает исчезновение. "Я не думаю, что среди нас больше не будет Йенсенов и Хансенов, - говорит она, - хотя эти фамилии станут намного более редкими".

Между прочим, тенденция смены фамилий свидетельствует о глубинных процессах в традиционалистском датском обществе, где до недавнего времени царил так называемый "закон Янте". Согласно этому закону, общество важнее личности, и любой, кто считает себя умнее других, должен быть поставлен на место. По-русски суть закона выражается словами "не высовываться".

Это вошедшее в кровь и плоть датчан правило было сформулировано в 1933 году датским писателем Акселем Сандемосе. В автобиографическом романе он описал некий провинциальный городок Янте, в котором вся жизнь построена на этом неписаном законе, требующем неукоснительного подчинения общественному мнению. После публикации, правда, Сандемосе переехал в соседнюю Норвегию.

По мнению многих экспертов, именно "закон Янте" обеспечивал в Дании всеобщее согласие и спокойствие. Датское общество построено на компромиссе, а не на противоречиях, утверждают они. Между тем, другие эксперты замечают все больше признаков, свидетельствующих о том, что Дания и датчане постепенно становятся все более похожими на другие страны и народы. Таким образом, всемирный закон глобализации, очевидно, берет верх над местным "законом Янте".

Источник: http://www.sknews.ru/chron/38040-datchane-vse-chashhe-otkazyvayutsya-ot-tradicionnyx-familij.html

 

Прильнув к решеткам памяти..

 

...Перелистывая светокопии страниц подшивки газеты «Терские ведомости» из богатейшего архива историка и журналиста Владимира Дзуцева, находишь упоминания о фактах и событиях, никогда не упоминавшихся в современной печати, и мысль невольно уносится вглубь веков.

...Детский парк имени Жуковского территориально заключен между улицами Кирова и Красивой (ныне ул. Генерала Масленникова). На этой местности в 1855 году солдаты Навагинского полка построили Александро-Невскую церковь (Линейную), а вокруг высадили деревья. Недалеко от образовавшегося сквера семейные солдаты возвели жилые дома из дерева - так образовалась слободка. Издавна в ограде Линейной церкви хоронили религиозных деятелей, видных военных, чем-то прославившихся людей. Так, в 1883 году в ограде Линейной церкви был похоронен отставной генерал-майор Михаил Сергеевич Давыденко. В 1902 году здесь же была похоронена педагог и общественный деятель Варвара Григорьевна Шредерс (урожденная Ломоносова)... Мы не будем перечислять фамилии всех людей, кто нашел свой вечный покой в ограде Линейной церкви. Но на одной фамилии все же остановимся. Феодосия Александровна Баратова умерла 7 августа 1909 года в Кисловодске, а 11 августа после заупокойной литургии погребена в ограде Линейной церкви во Владикавказе. Местная пресса откликнулась на это событие, и мы узнали об удивительной судьбе этой женщины, муж и сын которой верно служили своему Отечеству.

Некролог в газете «Терские ведомости» рассказывает нам об этой женщине. «Феодосия Александровна Баратова скончалась 7 августа в Кисловодске и во вторник 11 числа после заупокойной литургии и отпевания погребена в ограде Александро-Невской церкви Владикавказа. «Глубоко опечаленный сын генерал-майор Н.Н. Баратов просит родных, друзей и знакомых помолиться за дорогую усопшую». К этому скромному объявлению, расклеенному по городу, добавим несколько слов о многострадальной и поучительной жизни умершей. Феодосия Александровна, дочь терского казака из осетин бывшей станицы Горской, соединенной затем с Луковской, в 1863 году вышла замуж из односельчанина боевого сотника Н.О. Баратова, переведенного по воле начальства из Моздокского полка в новую станицу Галашевскую, где и продолжал свою боевую службу, а молодая жена заботилась о домашним хозяйстве. Не продлил Бог семейного их жизни: в начале 1865 года, сопровождая умершего мужа для погребения на родине, Феодосия Александровна в пути к Моздоку родила первенца и единственного своего сына, которому и посвятила всю дальнейшую свою жизнь в станице Сунженской, куда после вдовства скоро переселилась. Затем, после окончания сыном курса во владикавказском реальном училище, сопровождала его и окружала заботами самой примерной и горячо любящей матери при обучении его в военном училище, и в академии генерального штаба и дальнейшей службе включительно до последней русско-японской войны.

Трудности походной жизни в Харбине, а также Владивостоке, дальности пути и неизбежные ее чувства волнения с одной стороны за сына, а с другой - за жену его Веру Николаевну с внуками, оставшимися в имении около Батума., ослабили здоровье этой неутомимой женщины. Прихварывая с тех пор, она дожила доныне и умерла 67 лет от роду. Общая любовь в ней и сочувствие за ее ко всем выразились многочисленными венками, сопровождавшими ее гроб от Кисловодска...

Мир праху и вечная память дорогой и любящей матери Феодосии Александровны».

Сын Феодосии Александровны - Николай Николаевич Баратов - горячо любил свою мать. До самого 1914 года, до начала первой мировой войны, он и в 40-й день кончины матери, и в каждую годовщину устраивал панихиды. В газете «Терские Ведомости» давались такие объявления: «Вера Николаевна и Николай Николаевич Баратовы извещают друзей и знакомых, что в субботу 15 августа, в десятый день кончины матери на ее могиле, в Алексадро-Невской церкви по окончании обедни в 12 часов дня будет отслужена панихида». Обычно собиралось много друзей, сослуживцев Николая и родственников его жены Веры...

В ограде Линейной церкви похоронены лучшие люди своего времени. К сожалению, могилы новой властью были снесены, а надгробные памятники пригодились в качестве ступенек в парках и набережных. Так память о многих достойных людях была стерта, брошена под ноги. А ведь не будь Николая Баратова, им подобных, храбрых воинов, верных присяге, защитников Отечества, как бы сложилась тогда история нашего Отечества, в каких бы границах мы обитали, смогли или не смогли выжить в борьбе с сильными соперниками? Так получилось, что Николай Баратов умер на чужбине, вдали от могилы матери. Давно нет Линейной церкви, в которой венчались молодожены, отпевались перед дорогой в последний путь жители Владикавказа. ...Наиболее видные деятели тех лет были захоронены в ограде Линейной церкви. Старожилы города рассказывали о прекрасных надгробных памятниках, могилы кладбища до 1917 года утопали в цветах. Перед войной надгробные памятники снесли и свалили в кучу...

Где-то здесь, у нас под ногами, находится могила Варвары Шредерс, другом которой был Коста Хетагуров. Коста сильно переживал ее смерть, педагога с большой буквы, просветителя. Кто-то метко назвал Варвару Шредерс энциклопедией ума и сердца. Затеряны могилы героев Дунайской войны (1877-1878гг), но, к счастью, сохранился сам сквер, носящий имя В. Жуковского. Этот сквер духовно связывает прошлое с настоящим. Когда-то в далеких 1850-х годах площадку ровняли, засаживали деревьями солдаты Навагинского полка. Потом возвели церковь. После ухода из города Навагинцев церковь принадлежала знаменитому Северскому драгунскому полку. Северцы в боях проявляли чудеса храбрости. Вернувшись с полей сражений, они зажигали в церкви свечи в память о погибших. А мы, живущие в 21 веке, гуляя по аллеям парка, присядем на лавочку и вспомним о тех, кто жил до нас на этой земле и украсил ее своими трудами, сохранив о себе добрую память.

Источник: http://osradio.ru/istoija/27582-prilnuv-k-reshetkam-pamjati....html

 

«Заслуг — не перечесть, наград — не сосчитать»

 

30 июля 2010 года исполнилось 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза генерала армии Ивана Ивановича Федюнинского.

В заголовке — строка из стихотворения жительницы села Луговского Натальи Тепышевой. Она громко и взволнованно прочитала свои стихи на праздновании дня рождения знаменитого и именитого земляка в деревне Гилёвой.

Вот уже много лет, на какой бы день недели ни приходилось 30 июля, в Гилёву съезжаются люди из соседних сёл и деревень, Тугулыма, Свердловской и Тюменской областей. Нынче, как поведали гилёвцы, народу приехало непривычно много и концерт особенно удался. Повод обязывает: идёт 65-й год Великой Победы, а знаменитый земляк генерал армии Иван Федюнинский — самый что ни на есть настоящий её герой.

Гостей из Екатеринбурга и Тюмени встречали хлебом-солью. Глава Тугулымского городского округа Сергей Селиванов заметил, что и Свердловская, и Тюменская области считают И. Федюнинского земляком (сам герой называл себя сибиряком), так что его день рождения соединяет наши области крепкой дружбой.

Председатель Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, Людмила Бабушкина отметила, как ухожен музей, вручила приветственный адрес и поздравила жителей деревни, гостей, родственников героя с праздником. Председатель Свердловского областного совета ветеранов Юрий Судаков сказал: «Приятно, что вы чтите память легендарного военачальника — вашего земляка», вручил подарки членам районной ветеранской организации и дипломы форума «Общественное признание» ветеранам вой-ны Надежде Григорьевне Киселёвой и Зинаиде Никаноровне Халеминой. Одна на фронте была медсестрой, другая — шофёром, встретила победу в Берлине. В этот день у женщин снова был повод надеть награды.

Нынче на празднике отличились «афганцы». В дар дому-музею генерала И. Федюнинского представители музея воздушно-десантных войск «Крылатая гвардия» привезли экспозицию в фотографиях «Гилёвцы — участники Великой Отечественной войны и боёв с Японией». Жители от неё буквально не отходили, отыскивая на снимках родственников и соседей. Многочисленную ребятню было не оторвать от столов с настоящим оружием, люди постарше разглядывали найденные в раскопах оружие и предметы военной поры, разложенные в ящиках из-под снарядов.

Надо было видеть, с каким почётом встречают здесь тюменцев (Тюмень — в 38 километрах от Гилёвой). Благодаря их усилиям нынче отремонтированы подходы к памятнику, содержится в порядке дом-музей. Надо было слышать, как сами тюменцы чтят память знаменитого земляка. В Тюмени есть улица имени Федюнинского, которая проводит свои праздники, школа его имени, ветеранская организация хлопочет об установке в городе памятника герою.

…Возложение гирлянды и цветов к памятнику, орудийные залпы в честь дня рождения героя, приветственные речи, концерт, посещение дома-музея, полевая кухня из Елани с неизменной гречневой кашей с мясом — праздник длился несколько часов. Людей не разгоняли по домам ни усталость, ни жара.

Кто-то из выступавших назвал этот праздник «мероприятием». Вот уж ничто здесь не походило на это казённое слово. Главное впечатление от события — его искренность и душевность. Часто звучали слова о любви к Родине, о благодарной памяти потомков. Но странное дело: именно благодаря искренности и душевности обстановки они не казались громкими и выспренними. Говорили о любви к Родине — и вот она родина, родной дом, куда герой в последние годы жизни приезжал с женой часто и, как рассказал мне видевший его в один из приездов гилёвец Павел Токарев, мечтал подольше посидеть с удочкой на берегу близкой к дому речки Кармак. В Москве, говорил, не до рыбалки, всё дела, дела…

В этот раз в Гилёву приехало больше чем обычно родственников героя. Из Тюмени, Бисерти, Талицы. Своих детей у Ивана Ивановича и Елены Владимировны не было, прибыли двоюродные племянники и племянницы. Самый младший — внучатый двоюродный племянник Гоша Федюнинский из Талицы. Сказал, что громкая фамилия обязывает, но в год 65-летия Победы ему было легче, чем другим, писать школьное сочинение — ведь у него такой знаменитый родственник.

— Что заставило вас под палящими лучами солнца прийти сюда? Что заставляет под палящими лучами солнца работать наш поисковый отряд? Память — наша совесть сегодня. Память — это то, что нас сегодня объединяет.

Лучше не скажешь, чем сказала на празднике командир поискового отряда «Память сердца» из Тюмени Валентина Гаврилова…

Источник: http://www.oblgazeta.ru/home.htm?st=11-1.sat&dt=03.08.2010

 

Драгоценная фамилия

 

О Ферапонтовом монастыре, его сокровище - фресках Дионисия - Светлана была наслышана, читала, видела фотографии в альбомах: трудится она в Мурманской областной научной библиотеке и много лет проработала в отделе искусств - как тут не быть в курсе шедевров русской культуры? Но, как говорится, ни сном ни духом не ведала о том, что уникальная древность может иметь лично к ней хоть какое-то отношение...

Они «постучались» к мурманчанке одновременно - и фрески, и собственные корни.

Родиться заново

Несколько лет назад на нее вышли сотрудники ферапонтовского музея, вычислившие на Кольском Севере потомков известного на Вологодчине рода Бриллиантовых. От музейщиков Светлана Дячок и узнала, что по материнской линии унаследовала весьма примечательную родословную. Это стало для нее, чего скрывать, полной неожиданностью. Узнала и о том, что брату ее прабабушки Ивану Бриллиантову принадлежит открытие авторства росписи Ферапонтова монастыря - тех самых фресок...

Могу себе представить ее состояние: открыть мир своих предков - это, наверное, как заново родиться. А тут еще и соприкосновение с грандиозным творением человеческого духа. Признаться, у меня самой было ощущение некоего чуда - мир горний, воплощенный Дионисием, мне довелось увидеть, помню, какое потрясение это вызвало, и вдруг рядом сидит знакомая женщина, рассказывает семейную историю, а я при этом вновь оказываюсь там - в окружении непостижимо огромного лазурно-золотого откровения.

Имя Дионисия стоит в ряду гениев древнерусской иконописи - Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева. То, что принадлежит их кисти, - великое достояние нашей культуры, тем более бесценное, что число творений, доживших до наших дней, очень невелико. А фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре и вовсе уникальны - здесь в первозданном виде сохранился полный цикл росписей, около 300 композиций. Они занесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, включены в Государственный свод особо ценных объектов культуры нашего Отечества.

- Основатель династии Бриллиантовых - мой прапрадед Иван Михайлович родился в 1839-м и дожил до 1895 года, - рассказывает Светлана. - Он служил священником церкви Илии Пророка в селе Цыпино, что рядом с Ферапонтово, учил сельских детей. У них с женой Ларисой Андреевной родилось четверо сыновей и пятеро дочерей. Бриллиантовы были священнослужителями, теологами, историками, краеведами. В ферапонтовской округе семья была очагом культуры и просвещения. Старший сын Александр заведовал кафедрой в Санкт-Петербургской духовной академии вплоть до ее закрытия в 1918 году, являлся членом-корреспондентом РАН. Второй сын - Иван Иванович - работал в той же академии, а еще преподавал в двух духовных училищах, но душой всегда был привязан к родным местам. Он написал первую и лучшую историю Ферапонтова монастыря, став его летописцем. Одним из первых высказал предположение, что сохранившиеся там фрески принадлежат кисти Дионисия. На дверце собора Рождества Богородицы Иван Иванович обнаружил и расшифровал церковно-славянскую вязь, из которой следовало, что храм расписал иконник Дионисий с сыновьями и что работы завершены в сентябре 1502 года.

Исследования искусствоведов и ученых подтвердили предположение Ивана Ивановича. Это открытие случилось еще до революции и во многом поспособствовало развитию обители, проведению реставрационных работ. А Россия и мир обрели воистину сокровище. И пусть кто-то хранит и передает по наследству фамильные драгоценности, на счету же рода Бриллиантовых (фамилия-то какая!) драгоценность иного порядка и уровня - духовного и мирового.

Время собирать камни

Особо не приходится удивляться тому, что Светлана узнала о своих замечательных предках только сейчас - подавляющее большинство россиян, как это ни печально, не могут назвать даже имен своих прадедушек и прабабушек, куда уж там - кем они были и чем занимались. Революция, войны и прочие напасти, перемоловшие Россию в минувшем веке, разметали семьи, повыбили многое из памяти. Тем более о «вредном» происхождении в стране Советов люди предпочитали не распространяться. Оберегали от опасных знаний и собственных детей и внуков. Светланина же мама умерла, когда дочке было всего четыре годика, - какие уж тут рассказы...

Пожалуй, было бы даже странно, если бы Бриллиантовы не попали под прицел красного террора. Но «странного» не произошло.

- Александр Иванович был арестован и осужден в июне 1930 года по сфабрикованному «делу академика Платонова», направленному против лучших научных сил дореволюционной Академии наук. Попал на Беломорканал, затем его отправили в Сибирь, и где похоронен, неизвестно, - говорит моя собеседница. - Где именно покоятся останки другого брата, тоже неизвестно. Иван Иванович был расстрелян в 1931-м вместе с мужем своей сестры Екатерины (моей прабабушки) священником Александром Фоминым (моим прадедом). Потомков Бриллиантовых, детей репрессированных отцов-священнослужителей, разбросало по всей России...

Но приходит время собирать камни. И Светлана очень рада тому, что судьба все же дала ей возможность приобщиться к сохранению памяти о своих предках, проследить кольский след рода. В нашем крае есть и еще одна его «веточка» - в Умбе живет родная тетя Светланы Лидия Ивановна Плохова, бывшая учительница, а ныне пенсионерка. И вот что весьма примечательно: никакие беды и разобщение, «распыление» по свету кровно связанных людей не смогли побороть в их генах духа культуры и просвещения - он все равно сказался. Среди потомков Бриллиантовых - педагоги, библиотекари, архитекторы, музыканты...

- Филиал Музея фресок Дионисия - Дом-музей Бриллиантовых в городе Кириллове хранит историю рода. С этим музеем я теперь поддерживаю тесную связь. В числе других потомков в 2006 году была приглашена на его пятилетие, - заметила Светлана. - Там меня греют и всегда ждут копии старинных фотографий, архивные документы, личные вещи моих предков, мебель, иконы.

Сохранилась и переписка братьев Бриллиантовых. Она, по признанию Светланы, дала ей многое не только в представлении об авторах писем - их культуре, воспитании, но и открыла через судьбы конкретных людей живые картины российской истории в ее переломный момент. Вот, например, что пишет Иван Бриллиантов в 1919 году: «Мы добыли 1/2 пуда соли в обмен на капусту, так как овощи приобретают теперь значение денег, так что на возделывание их надо обратить особое внимание. С этой целью я недавно соорудил парник из старых бревен у южной стены дома в цветнике - эстетика теперь на заднем плане. Пришлось делать самому на морозе... В октябре я был мобилизован для работ по подсчету урожая и 5 дней ходил в Ферапонтово считать на счетах. Там работали о. Александр и о. Димитрий, учителя и учительницы (по этой причине учебные занятия начались только с 1 ноября...)».

А вот март 1920-го: «Злоба дня теперь - всеобщее обучение. Была сделана перепись грамотных и неграмотных, наиболее грамотные были записаны в учителя. В число их попал и я... Получили предписание явиться 12 марта (н. с.) в Ферапонтово на 3-недельные учительские курсы. Там оказалось около 50 грамотеев разного пола и возраста: есть и седовласые старцы... и молодые парни и девицы. Лекторов 2: Логинов и еще одна учительница. Логинов кроме методики арифметики читает и лекции по политической «грамоте» и вообще большевистскому мировоззрению - по избитому шаблону с нападками на Библию. О лекции, конечно, односторонне, но нужно сказать правду, лектор он недурной, особенно по здешним местам. Излагал Канта-Лайселовскую гипотезу о происхождении мира, выдавая ее за последнее непреложное слово науки. Возражать ему, может быть, было бы не совсем бесполезно, но опасно, ибо в числе слушателей были молодые коммунисты (!). Методику слушают, но бывшая вчера проверка показала, что усвояют ее плохо. Дебюты парней-учителей вызывают в аудитории сплошной хохот. Несомненно, что большинство новоиспеченных учителей не будет пригодно для предложенной цели и уже теперь не имеют авторитета у населения, которое относится неодобрительно к этой затее. Многим здесь не до обучения ввиду голода и болезней...»

В письмах Ивана Ивановича есть и эпизоды, отражающие атмосферу, сложившуюся в 20-х годах вокруг монастырей. Один из них такой: «Неделю назад... умер скоропостижно, отхлестав жену вожжами, один коммунист. «Товарищи» из Кириллова устроили ему гражданские похороны с музыкой и атеистическими речами на могиле... Монастырских заставили в трапезе приготовить мясной обед (в обителях мясная пища запрещена. - Т. Р.). В трапезе играла музыка и был митинг, на котором предложили монахиням сделаться коммунистами не по имени только (то есть вернуться к мирским именам. - Т. Р.), а и на деле, снять иконы, выбрать новую начальницу из послушниц, ходить на спектакли. Монахини ответили отказом...»

Сама Светлана, приняв решение вместе с дочерью Полиной, тоже поделилась с музеем чем могла: передала в дар их реликвию - старинное платье, в какие одевались россиянки в конце XIX - начале XX веков.

- Какой из моих прабабушек, с маминой или папиной стороны, оно принадлежало, не знаю, - честно призналась она. - Но это вещь той эпохи, и она очень хорошо сохранилась. В музее были рады такому подарку.

Ферапонтовские места и для мурманчанки теперь стали родными. А они продолжают открывать ей мир предков, который на глазах оживает, возвращаемый из небытия, - восстанавливается бывшая усадьба на Цыпинском погосте, уже почти завершено восстановление деревянной церкви Илии Пророка, где служили прапрадед и многие из Бриллиантовых. Будет воссоздан и их дом.

- Все было разрушено, стерто с лица земли. Сад, который славился на всю округу, превратился в заросли. Бурьян по пояс - такой, что с трудом продираешься... Но я точно знаю, - призналась Светлана, - что дорога к восстановленной церкви на Цыпинском погосте, которую я недавно прошла, это дорога к постижению самого себя, своих истоков и осознания своего предназначения в этой жизни...

Два образчика одной истории

- Мне вообще-то повезло: историю рода преподнесли на тарелочке, - улыбнулась собеседница. - А как мучаются те, кто сейчас пытается что-то узнать о своих дедах и прадедах!..

Но потрудиться придется и ей. Вологодская земля дала Светлане одну «половину» - материнскую, а вторая, по отцу, идет уже от земли Кольской - от Терского берега. И тут собирать по крупицам придется самой.

- А мама с папой где встретились? - задаю Светлане вопрос.

- В Умбе. Все детство вместе играли. Мама ж у меня умбянка, - откликается она. - Думаю, прабабушка Екатерина перебралась сюда на Север, спасаясь от гонений как семья репрессированных. У нее было много детей - шестеро. И одна из дочерей - моя бабушка Юля. А вот папа у меня - коренной помор. Его мама родом из Варзуги (хотя корни у нее архангельские, но ведь тоже - поморы), а отец - из Кузомени. Фамилия у него была несколько необычной для русского - Тюттерин. Видимо, финcкая кровь примешалась.

Если с одной стороны история собственного рода для Светланы - живой пример того, через какую трагедию прошло русское духовенство во времена большевиков, то с другой - образчик, как в оные же времена открывались возможности для тех, кто был «никем», стать «всем». Дедушка Николай Тюттерин от простого поморского рыбака сумел подняться до инструктора Мурманского обкома партии.

Однако, заметим, духовное сословие «прокралось» в Светланину родословную и по отцовской линии. Дед отца Иван Колчин был псаломщиком Петропавловской церкви села Варзуга. Деревянное здание этого храма сохранилось и поныне, хотя купола с него давным-давно сняты и долгие десятилетия никаких молитв тут не звучало.

- Священники в селе и крестили, и отпевали, и учет населения вели, а их правой рукой были псаломщики. И в архивных документах мне удалось найти одно из описаний Варзуги - сколько в селе лиц мужского пола, сколько женского - за подписью Ивана Колчина. В Петропавловской церкви он прослужил с 1904 до 1915 года. А потом с женой перебрался в Умбу, - уточнила Светлана. - А церковь сейчас снова стала действующей. Службы в ней идут и в теплое время, и в холодное. И что интересно, хотя храм не отапливается, но даже зимой, говорит отец Митрофан, люди во время службы не мерзнут...

Ивана Колчина с супругой Господь в родительском счастье тоже не обидел: у них появилось на свет аж тринадцать отпрысков - есть над чем потрудиться составителю родословного древа. Это занятие приобщило Светлану Дячок и еще к одному доброму делу - Феодоритовским чтениям, как называются научно-богословские и историко-краеведческие конференции, проводимые в нашем крае с 2006 года. Входит она и в Мурманское родословное общество.

- Светлана, а как твои-то собственные чада относятся ко всему этому? - полюбопытствовала я.

- Дети пока просто интересуются, но по-настоящему не вникают, - не стала она приукрашивать того, что есть. - Надеюсь, придет и их черед, осознают. Оставлю им родословную, книги, где написано об их предках. Имена братьев Бриллиантовых включены в Православную энциклопедию, вологодскими учеными написаны их биографии, опубликована переписка...

Что ж, как знать, как знать - когда чему срок и кому жребий выпадет. Но есть любопытный момент. Сама Светлана родилась в тот год, когда ушла из жизни ее прабабушка Екатерина Бриллиантова. А в год смерти бабушки Колчиной на свет появился правнук Иван - Светланин сын...

Источник: http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201007312823

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное