Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


МЫНДРУ

Для славянского слуха эта молдавская фамилия звучит как музыка. Мындру – словно перезвон струн. А для молдаван – простая, обычная фамилия, и значение её понятно: мындру (в румынском написании mîndru) означает «гордый». Эта фамилия встречается в разных районах Молдовы, в городах и  сёлах. А в России это одна из самых редких фамилий.

В русских письменных источниках фамилия Мындру впервые зафиксирована в начале XVIII века. Известно, что среди 1000 молдаван,  перешедших на службу к Петру I вместе с Дмитрием Кантемиром, был калараш Мындру (călăraşi Mîndru).  К сожалению, история не сохранила имени этого человека. В России он стал полковником; других сведений о нём нет.

Изредка фамилия Мындру упоминается в опубликованных справочниках XIX века. Например, «Памятной книжке Бессарабской губернии» (1883 год) значится Лука Николаевич Мындру, коллежский секретарь, служащий полицейского управления в городе Аккермане. В справочной книге «Фабрично-заводская промышленность России»  (1897 год) отмечен Василий Кондратьевич Мындру, владелец паровой мельницы в селе Ташлык Измаильского уезда Бессарабской губернии.

Возможно, «родовое гнездо» фамилии Мындру находилось в Бессарабии. Именно здесь, в междуречье Дуная, Прута и Днестра,  возникла эта фамилия и отсюда распространилась по окрестным землям. В древности Бессарабия была частью Молдавского княжества, в начале XIX века была присоединена к Российской империи и стала Бессарабской губернией. В Измаильском и Татарбунарском районах Одесской области (на территории бывшей Бессарабской губернии) есть сёла, где эту фамилию Мындру носит большинство жителей.

В годы Великой Отечественной войны 35 обладателей этой фамилии не вернулись с полей сражений. Люди разного возраста, уроженцы разных мест, до войны все они были крестьянами. Среди них были совсем молодые люди. Савва Пантелеймонович Мындру, 1926 года рождения, был мобилизован в армию из деревни села Мошкауц Оргеевского уезда. Его земляк Иван Яковлевич Мындру, 1925 года рождения,  родился в деревне Протячица того же уезда. Афанасий Тимофеевич Мындру  (р.1925) был уроженцем села Дурышты Кишинёвского уезда. Восемь Мындру ушли на фронт из деревни Борисовка Татарбунарского района: Андрей Константинович (р.1925), Андрей Степанович (р.1923), Василий Дементьевич (р.1922), Василий Степанович (р.1924), Василий Тимофеевич (р.1906), Лукьян Яковлевич (р.1918), Никифор Васильевич (р.1917) и Николай Деомидович (р.1913). Самый молодой из них, Андрей Константинович Мындру, красноармеец 119-стрелковой дивизии, пропал без вести в апреле 1945 года. Самый старший, Василий Тимофеевич Мындру, погиб в марте 1945 в Калининградской области. Их родная деревня стоит недалеко от городка Татарбунары, на берегу озера Кундук,  славится  живописными окрестностями и старинным православным монастырём. Издавна здесь жили по соседству русские, украинцы, молдаване. Фамилия Мындру впервые зафиксирована в этих краях в 1820-е годы и до настоящего времени считается в Борисовке своей, местной.

Мындру – единственная молдавская фамилия, увековеченная в Международном Звёздном каталоге. В созвездии Лиры есть звезда Мындру. Она названа в честь Николая Григорьевича Мындру (1928-2002), молдаванина, крестьянского сына, уроженца деревни Каменка Измаильского района. В недавнем прошлом в Одесской области не было человека известнее Николая Мындру. Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, он в течение тридцати лет руководил самым крупным в Украине агропромышленным предприятием – совхозом «Прогресс». И ныне жители Измаильского района чтут память своего земляка. Николай Георгиевич – самый знаменитый, но далеко не единственный Мындру в Измаильском районе. Фамилия Мындру встречается в этих краях часто.   

Связаны ли все обладатели этой фамилии родством – отдалённым, уходящим в глубину столетий? Или, может быть, они принадлежат к разным династиям, у каждой из которых  свой родоначальник? Пока на эти вопросы нет ответа. Но где бы ни жили современные Мындру, с какой бы землёй ни связывали своё происхождение – у них есть основание с гордостью носить свою красивую фамилию, хранящую память о славных предках.

Литература: Л.С.Берг. Население Бессарабии. Этнографический состав и численность. Пг,  1923. Дмитрий Кантемир. Описание Молдавии. Кишинёв, 1973. Никонов В.А. География фамилий. М., 1988.  

Источники: Источники: Объединённый банк данных о погибших и без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны www.obd-memorial.ru Книги Памяти Украины www.memory.dag.com.ua

ПРОГРАММА «РОССИЙСКИЕ ДИНАСТИИ» Международного института генеалогических исследований  WWW.GENO.RU

 

А герб и ныне там

 

Депутаты городского совета дополнили положение о гербе Уфы. Изменение небольшое и коснется только одного пункта документа. Теперь положением о гербе Уфы регламентировано использование геральдической символики в официальных бланках предприятий.

Дело в том, что герб нашего города многие рисуют неправильно. Это произошло из-за того, что уфимская геральдика за всю историю менялась несколько раз. За последние десять лет – уже дважды. Впервые герб Уфы был высочайше утвержден 3 июля 1782 года. В первоначальном описании он выглядел как «Бегущая куница в серебряном поле в знак таковых зверей изобилия». Спустя столетие герб был доведен до совершенства. Были определены цвета: голубой (лазоревый) – для куницы, серебряный (белый) – для поля щита и красный (червление) – для языка и глаза куницы.

Красный язык – эмблема ярости, глаза символизируют прозорливость. Куница выглядит гордой и сильной, она может в любую минуту постоять за себя. Лазоревый (голубой) цвет олицетворяет совершенство, миролюбие (в знак мирного вхождения башкирских земель в Русское государство), а также целомудрие и щедрость. Белый цвет щита герба символизирует мир, мудрость, правду и добрую волю.

«За советскую историю герб Уфы менялся несколько раз. В 1950-70-е годы вводились индустриально-промышленные штампы. В результате этого были отброшены почти все принципы создания геральдических символов. В последний раз уфимский герб изменил свой облик в 1994 году. Цельный, одноцветный щит превратился в рассеченный на две половинки. Цвет куницы стал белым. По всем характеристикам это уже совершенно иной герб. Он сильно политизирован, так как цвета щита по описанию (голубой и алый) повторяют цвет флага РСФСР. Таким образом, авторы герба хотели подчеркнуть принадлежность города Уфы к группе российских городов», – рассказывает художник, член комиссии по госсимволике при президенте РБ, член Всероссийского геральдического общества Ильдар Шаяхметов.

Такой герб, в духе российского триколора, просуществовал до 2006 года. А затем геральдическая комиссия России отказалась утвердить эту символику, мотивируя свое решение тем, что герб образца 1994 года «не является историческим», и посоветовали Уфе вернуться к дореволюционному варианту. По заказу городских парламентариев художник Салават Гилязетдинов разработал «старый новый герб», который впоследствии утвердила экспертиза геральдического совета при президенте РФ.

«Из Санкт-Петербурга пришло письмо с четкими рекомендациями: куница должна быть черного или коричневого цвета, – поясняет автор. – Я предложил коричневый. В одном из вариантов зверек был золотистым, но депутаты этот эскиз отклонили».

Салават Гилязетдинов разработал около 40 гербов для районов Башкирии. На воссоздание уфимской геральдики ему потребовалось около месяца. На этот раз восстановленная городская символика была включена в геральдический реестр страны.

Однако «перекрасить» все уфимские гербы оказалось задачей нелегкой. Депутаты городского совета понимали, что на это уйдет не только много времени, но и денег. Поэтому менять символику с самого начала было решено поэтапно. И, как выяснилось, проблемы эти до сих пор не решены.

Так, вчера в Уфе состоялось очередное заседание совета городского округа. Депутаты обсудили несколько вопросов. Одной из тем заседания стало использование государственной символики.

«Было принято решение о внесении дополнения в пункт 5.5 Положения о гербе городского округа город Уфа Республики Башкортостан», – рассказала пресс-секретарь городского округа город Уфа Галина Феоктистова.

По ее словам, суть изменений в следующем: положения, регламентирующие использование госсимволики, будут расширены. С этого момента муниципальные учреждения и предприятия будут обязаны печатать на своих официальных бланках правильный герб Уфы.

«Раньше это прописано не было. В результате на бланках и печатях использовали старый герб города, герб республики или герб России. А это неправильно», – говорит Галина Геннадьевна.

В рамках внутреннего обмена корреспонденцией такая ошибка хотя бы не ведет к негативным последствиям для самих же авторов письма. Однако при обращении в более высокие инстанции письма, составленные с нарушениями закона о геральдике, могут просто не принять на рассмотрение. И если раньше использование госсимволики в документах и печатях не было регламентировано, то теперь закон запрещает изображать на документах неутвержденный герб.

Интересно, что нарушения геральдических правил до сих пор случаются на крупных предприятиях и улицах Уфы. При этом большинство из руководителей даже не подозревает, что за искажение госсимволики им грозит административная ответственность.

По словам заместителя председателя постоянной комиссии совета городского округа город Уфа по гуманитарным вопросам и связям с общественностью Гузель Ибрагимовой, до сих пор старый герб можно увидеть на аншлагах (названиях улиц) города.

Следить за госсимволикой нужно еще строже, уверены депутаты. При этом в городском совете признаются, что штрафовать за «старые», изготовленные несколько лет назад изображения вряд ли будут. Но новые плакаты и растяжки должны быть с новой символикой.

Государственную символику – герб, флаг – рядовым гражданам и предприятиям можно и не использовать. Однако если герб изображен, его нельзя искажать.

Источник: http://ufa1.ru/news/275626.html

 

Как праправнук купцов Рязанцевых узнал, что его предки колокол для Иерусалима отлили

 

Заглянуть на пять столетий назад, узнать об истории двенадцати колен своих предков - кто сможет откажется от подобной возможности? Работая в соликамских и пермских архивах, знакомясь с различными документами, собирая материалы для своей книги «Соль Соликамска» Михаил Богданов собрал много интересных фактов о роде соликамских купцов Рязанцевых и даже составил их генеалогическое древо.

- Имя Рязанцевых прочно связано с солью, но они были и строителями, и торговцами, и держателями питейных заведений. Есть среди Рязанцевых и иконописцы. В Соликамске до сих пор проживают их потомки, которые и через пять веков и двенадцать поколений продолжают трудиться на благо города. Разве это не интересно? - объяснил свой интерес к роду Рязанцевых Михаил Васильевич.

И вот напротив меня сидит Владимир Геннадьевич Рязанцев - потомок тех самых купцов, занимавшихся на уральской земле солеварением еще в XVII веке, человек, чей прадед напрямую причастен к открытию месторождения калийных солей. С Владимиром Геннадьевичем мы встречались ни раз и ни два - он глава управляющей компании «Коммунал», обслуживающей жилфонд в северной части города. Первой частной компании в сфере ЖКХ, образованной в Соликамске, а вопросы ЖКХ - самый волнуемые всех жителей города и читателей «НС». Но наш разговор сегодня о другом.

- Владимир Геннадьевич, вы знали о славном прошлом своего рода?

- Что-то знал, что-то узнаю впервые. Дед мой - Владимир Павлович Рязанцев работал бухгалтером на Усть-Боровском солезаводе (это 20-30-е годы прошлого века). А вот его старший брат Николай Павлович как раз и считается открывателем калия. Не раз я читал и о свих предках - купцах Рязанцевых. Малышом (дом деда до сих пор стоит на ул. Луначарского) я ходил в детсад, что размещался на первом этаже конторы сользавода, и мне рассказывали, что этот дом когда-то принадлежал купцам Рязанцевым. Каких-то семейных артефактов не сохранилось - ведь в те годы не было принято хвастать купеческим происхождением...

- Даже в книге «Первооткрыватель калия Н.П.Рязанцев», изданной в 1957 году, Александр Шарц писал, что Николай Павлович родился в семье солевара, бывшего строгановского крепостного, - вступает в разговор Михаил Богданов. - Но это вымысел. Можно предположить, что сделано такое утверждение из идеологических соображений: не мог первооткрыватель калия быть потомком купца-«мироеда».

- У нас была в семье эта книжка, но потом она куда пропала. В 1999 году в Соликамск приезжал потомок вятской ветви рода Рязанцевых - Сергей Иванович. Он написал ряд статей о Рязанцевых, я с ним встречался и узнал много интересного об истории рода.

С берегов Вятки

- Рязанцевы - одна из древних вятских фамилий, известная с XV века, - Михаил Богданов опускает ручку в самое начало родового древа. - Корнилий Рязанцев был родственником патриарха Гермогена, Путилка Рязанцев участвовал в Земском соборе 1613 года и избирал первого царя из династии Романовых. В XVII веке род Рязанцевых разделяется на две ветви: вятскую и соликамскую. Первое упоминание, соединяющее Соликамск с этой фамилией, относится к началу 70-х годов XVII века, когда соляные промыслы заинтересовали многих крупных торговых людей из Москвы, Балахны, Вятки и других городов. По соликамским источникам известно трое Рязанцевых - дьяк Степан Родионович и его братья Петр и Степан Большой, суконной сотни торговые люди.

Суконная сотня делилась на людей лучших, середних и молодших. В отличие от гостей, члены суконной сотни не имели права свободного выезда за границу и приобретения вотчин. Во время царствования Фёдора Ивановича в Москве было 250 членов суконной сотни, в 1649 году было 116 членов.

- Поначалу дела шли хорошо. Рязанцевы на паях владели одним промыслом. Петр, умерши бездетным, все оставил Степану. В переписных книгах Соликамска 1678-1679 годов двор Рязанцевых значился уже «купца гостиной сотни Степана Рязанцева», в котором он жил со своими сыновьями - Федором, Иваном и Дмитрием.

Члены гостиной сотни назывались именитыми людьми. Они избирались в советы и назначались на различные должности.

Члены гостиных сотен могли беспошлинно приобретать съестных товаров по 60 руб на человека, имели право «безвыемочно» и «безявочно» держать в доме питьё. Они освобождались от суда воевод и дьяков. За усердную службу люди гостиной сотни жаловались «гостиным именем» - то есть получали жалованную грамоту

- По оброчной книге 1688-1689 годов у Федора Рязанцева было две варницы. Но спустя четыре года по неизвестной причине он продал солеваренный промысел Суровцевам и Ростовщиковым.

- Когда же вернуться Рязанцевы к соли?

- Через 200 лет - в 1865 году Александр Рязанцев станет арендатором Дедюхинского солеваренного завода. А пока Рязанцевы последующих поколений прославляли свою фамилию другой деятельностью.

На все руки мастера...

- По переписной книге Соликамска 1710 года в городе проживал Иван Федорович Рязанцев с семьей. В этот период в городе развернулось «большое каменное строительство». Упоминаний, что именно построили Рязанцевы тогда в Соликамске нет, но есть свидетельство, что звонница Спасо-Преображенского собора в Усолье в 1730 году была возведена соликамскими каменщиками «Рязанцевым и товарищи за 120 руб.»

- За 120 рублей? Звонница? - удивлению Владимира Геннадьевича, кажется, нет границ. Прикосновение к тайнам истории заставляет его заметно переживать. Вот уже и отложен в сторону постоянно звонящий мобильник, вынуты очки и футляра - впервые так близко прикоснувшись к истории рода Владимир Рязанцев, не может сохранить спокойствие.

- В 1753 году Соликамская летопись упоминает двор Рязанцевых, который чуть не пострадал от пожара: он случился «у Рязанцова двора близ винокуренной поверти ...». В это время тут проживал Яков Иванович с сыновьями - Иваном, Филиппом и Степаном.

Сын Филиппа - Петр - круто меняет свою судьбу. Согласно донесения в Синод духовного правления Вятской и Великопермской епархии, во второй половине XVIII века он причислялся к лучшим мастерам «в иконном писании». Соликамская летопись отмечала, что в строящуюся церковь Жен Мироносиц «святые образа местные в иконостасе писал Петр Рязанцов с товарищи...». Сестра Петра Рязанцева была женой одного их лучших соликамских иконописцев - пономаря Богоявленской церкви Семена Белозерова.

По описи жителей Соликамска 1816 года в городе проживало одновременно несколько семей Рязанцевых. Дети Петра - Иван и Федор - жили на Рязанцевской улице. Иван унаследовал от отца дом и выполнял различные услуги, Федор занимался конопляным промыслом.

Внук Ивана - Василий - занимался мыловарением и окраской холстов и сукон. О занятии второго внука - Егора - сказано «имеет торго-производство мелочью». Он торговал по свидетельству III гильдии. Однако в 1829 году при совершении крупной сделки он просчитался и был вынужден выйти из купеческого сословия. Но приобретенный торговый опыт и купеческая сметка позволили ему быстро встать на ноги. Женился он на дочери губернского секретаря города Троицка Уфимской губернии Катерине Решетниковой.

Двоюродные братья Егора Рязанцева - Степан и Александр - вели мелочную торговлю, но обладали той пресловутой предпринимательской жилкой, что позволила им приписаться на 1851 год в купечество. Их дела постепенно налаживались.

Когда в 1863 году «купцам всех трех гильдий, мещанам и посадским не запрещается содержать» питейные заведения, братья заводят новое дело. За Александром числится оптовый склад и два питейных дома в Соликамске и один в селе Городище. Его брат Степан открыл питейный дом в городе и в селе Щекина «штофную лавочку». Составленный им капитал позволил перейти во II гильдию купечества.

Соликамский след в Иерусалиме

- Профессор Чагин обещал передать мне некоторые документы, в которых тоже есть упоминания о Рязанцевых. Корни их есть по всему Прикамью. Например, они роднились с купцами Чердынцевыми, которые держали в Осе пивоварни, винокурни, производили фруктовые воды, с Аликиными - чердынскими купцами второй гильдии.

Недавно я натолкнулся на такой факт - Александр Васильевич Рязанцев, вернувшийся к солеварению, отлил для Елеонского монастыря в Иерусалиме колокол в 308 пудов, доставил его морем и подарил монастырю.

Он и поныне висит там...

По нижнему краю колокола написано «Колокол пожертвован в Святой Град Иерусалим на святую гору Элеонскую ко храму Вознесения Господня. Лит... по усердию Соликамского купца Александра Васильевича Рязанцева с сыном Василием Александровичем. 1883. Москва. Завода Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. 308 п. 20 ф.».

Есть свидетельства, что к монастырю его с молитвою тащили 150 паломников.

- И что, этот колокол до сих пор висит в Иерусалиме?- Владимир Рязанцев внимательно вглядывается в фотографию из Интернета. - Вот это да! Я, конечно, интересовался историей семьи, но чтобы найти такие подробности, нужно столько времени провести в архивах... Кому-то рассказать, не поверят!

- Александр Рязанцев, приобретя опыт в солеварении, арендуя Дедюхинский и Георгиевский солеваренные заводы, и сделав накопление средств, необходимых для начала самостоятельного дела, строит в селе Усть-Боровом в 1878-1882 годы Усть-Боровской солеваренный завод. Предприимчивый, энергичный А.В.Рязанцев своими действиями положил твердое и прочное начало семейной предпринимательской традиции. Упорный труд и стремление к финансовой независимости привели к новому этапу развития семейного бизнеса при сыновьях его - Василии и Иване. А.В.Рязанцев завещал своим сыновьям взять на себя все заботы по устройству монастыря в Соликамске, внеся на это десять с половиной тысяч рублей. Его воля была исполнена в 1891 году открытием Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Заслуги Рязанцевых были признаны возведением в Почетные граждане города.

На земле, под землей и даже в небе...

Степан Васильевич и его дети не стали солепромышленниками, но были связаны с солеварением. Сын Степана - Степан Степанович - в 1900-е был членом Городской Управы и в отсутствии главы выполнял его обязанности. В 1898 году служил заместителем директора общественного Черкасова банка. В 1900 году вошел в состав Попечительского совета открытой 4-х классной прогимназии от земства, являлся членом попечительского совета Стефановского благотворительного общества.

Его сын - Владимир - служил секретарем Сьезда Мировых судей, был гласным городской Думы. Протокол заседания XII чрезвычайного собрания городской Думы 1914 года, хранящийся в фондах музея, фиксирует его живое участие в обсуждении вопроса выварки соли на Георгиевском солеваренном заводе 1914 года. Второй сын - Павел - работал на Усть-Боровском заводе. В 1883 году родился его сын Николай. Он начал трудовую деятельность на Усть-Боровском заводе, где работал вместе с отцом. Затем поступил в Кунгурское техническое училище. По окончании училища работал техником на Усть-Боровском, после на Троицком заводе. В 1906 году техник Н.П.Рязанцев получил от владельца завода задание пробурить новую скважину и по ее образцам разобраться в том, как залегают соляные пласты. При бурении скважины была получена цветная соль. И только спустя годы стало известно, что в недрах земли лежат мощные пласты калийных солей. Так было положено начало российскому калию.

После революции Николай Рязанцев работал в тресте «Пермсоль», а впоследствии на калийном комбинате. На заседании Уральского областного совета народного хозяйства в 1926 году было решено: «Считать тов. Рязанцева первым открывателем в Соликамском заводе на Урале калийных солей». За свои заслуги Николай Павлович в 1934 году награжден Почетной грамотой ЦИК СССР.

Его дочь Нина Николаевна пошла по стопам отца: работала на Соликамском калийном комбинате, где возглавляла конструкторский отдел. В 1965 году перешла в ПО «Уралкалий», откуда и вышла на заслуженный отдых. За успехи в трудовой деятельности Н.Н.Рязанцевой присвоено высокое звание «Почетный химик СССР».

Младший брат Николая Рязанцева - Владимир - работал на Усть-Боровском заводе бухгалтером. В этой должности он всего себя отдавал работе - на экономику у него был особый глаз, в памяти держал десятки нужных цифр.

- Деда Владимира я не помню - он рано умер, - настала очередь Владимира Геннадьевича укладывать в ряды кирпичики истории. - Но однажды я нашел на чердаке дома деревянную ногу - мне рассказали, что это старый дедовский протез, на котором он ходил с молодости. А еще на воротах дома, где мы жили, было кольцо, к нему дед привязывал лошадь, когда приезжал на бричке на обед с работы. Согласитесь, не каждому специалисту давали бричку в пользование... Недавно ворота пришлось ремонтировать, кольцо вытащили и оно куда-то подевалось.

Ездили мы с отцом и к тете Нине в Березники, еще одна тетка отца - Алевтина - вышла замуж за грузина Якова Цхадая и уехала в Грузию. Его сестра Людмила переехала в Саратов, занималась производством стекла, стала кандидатом наук.

- А вы стали летчиком, потом долго руководили Березниковским аэропортом, потом ушли в коммуналку, почему же не связали свою судьбу с солью?

- Наверное, потому, что закрыли сользавод, где работал отец - связь нарушилась. Но зато я, как и все Рязанцевы, связал свою судьбу с Соликамском. Здесь тружусь я, моя супруга Светлана (она тоже предприниматель - занимается пассажирскими перевозками). Дочь Светлана учится на экономиста - знать не исчезла в нас прапрадедовская жилка...

Источник:http://newsmysl.ru/article/737/kak_prapravnuk_kuptsov_ryazantsevyh_uznal__chto_ego_predki_kolokol_dlya_ierusalima_otlili/

 

Зри в древо В Воронеже собрались знатоки генеалогии со всей страны

 

Всероссийская генеалогическая выставка проводится в девятый раз. И каждый год организаторы выбирают один из исторических городов и разбивают там целый "сад" родословных древ.

Поделиться опытом и показать воронежцам свои работы приехали краеведы и генеалоги из Москвы и Харькова, Брянска и Орла, Тулы, Ярославля и Ставрополья. Ядро экспозиции составили стенды членов Союза возрождения родословных традиций.

...Крестьянин Евстафий из воронежской слободы Ольховатка, как выяснилось, был прямым предком Чехова. Учитель музыки Витольд Ростропович, обосновавшись в Воронеже, дал начало знаменитой творческой династии. Среди родственников Гоголя - гетман Мазепа. На выставке можно проследить за хитросплетениями судеб в семьях как известных людей прошлого, так и рядовых современников.

Семь поколений Кочешковых заняли на плакате несколько метров. Их любознательный потомок, ярославец Андрей Николаевич, за несколько лет собрал сведения о 1470 родственниках - и продолжает поиски. У воронежской семьи Алехиных-Паньшиных генеалогическое древо поменьше. Здесь около 300 человек - но кого только нет! Голландский аптекарь и почетный гражданин Воронежа, председатель колхоза и репрессированный юрист, выпускница Смольного и Сорбонны и актриса императорских театров...

Помимо собственно древ, на экспозиции представлена любопытная историческая информация. К примеру, о "московском" происхождении ряда воронежских фамилий, распространенных в двух здешних селах (Антиповы, Ананьины, Вороновы, Макеевы, Мышины), или о трагической судьбе некогда сплоченного тверского рода Поляниновых.

Первые посетители ахали: "Давно собираюсь свое древо нарисовать. В советское-то время старались не углубляться в семейное прошлое, мало ли что там. А теперь - все руки не доходят!" И спрашивали экспертов, с чего начать. Те охотно откликались...

Источник: http://www.rg.ru/2010/04/01/reg-roscentr/derevo.html

 

Национальный день басков. Справка

 

4 апреля в Испании отмечается Национальный день басков.

Баски - народ, проживающий в северной Испании и юго-западной Франции. Никто не знает ни их происхождения, ни истории их появления в Европе.

Считается, что баски - древнейшее коренное население Пиренейского полуострова; высказывается мнение, что они - потомки племен, живших в Европе около 10 тысяч лет назад, хотя по поводу их этнической принадлежности до сих пор нет единой точки зрения.

Относительно достоверно лишь то, что римские авторы свидетельствовали о присутствии в этих краях племени васконов, которые обитали на землях современной Наварры.

Язык басков (эускара, euskara) - единственный уцелевший с доиндоевропейской эпохи в Европе. Большинство историков склоняется к мысли, что на эускара говорили еще задолго до прихода в Европу римских легионеров. Скорее всего, корни баскского языка уходят во времена палеолита.

Это единственный европейский доримский язык, дошедший до нас из 3-2 тысячелетий до н. э. Его происхождение окутано плотной завесой тайны. Историки и филологи разных стран уже почти 200 лет безуспешно бьются над генеалогией языка басков. Существует много гипотез о его происхождении и о сохранности в уникальном виде в Европе.

Его пытались идентифицировать Вильгельм фон Гумбольдт и немецкий языковед Хуго Шухардт, выстроившие гипотезу о том, что баскский язык генетически связан с ныне исчезнувшим иберийским. Французский ученый принц Луи-Люсьен Бонапарт считал его близким к финно-угорскому.

Российские лингвисты выдвинули гипотезу о родственности баскского и кавказских языков, предположив, что прародина басков находилась на территории современной Грузии, которую они покинули примерно 3,5 тысячи лет назад (всего выявлено более трехсот прямых лексических параллелей в эускара и кавказских языках).

Многочисленные теории связывали его с языками американских индейцев. Предпринимались попытки найти сходство с японским, корейским, обнаруживались отдаленные намеки на родство с афро-азиатской семьей языков. Бесспорно одно: согласно общему мнению ученых баскский язык - единственный реликтовый доиндоевропейский язык, существующий в наши дни, и в современных генеалогических классификациях он фигурирует как язык "вне группы".

Еще недавно в эускара не имелось слов для описания абстрактных понятий и современной технологии. Но язык оказался достаточно гибок, чтобы эти слова в себя вместить, и сегодня продолжает жить и развиваться - на нем выходят газеты и книги, радио и телепередачи, публикации в Интернете.

Но и традиционные формы не умирают. Например, с древних времен поддерживается богатая традиция устного стихосложения и песнопения. Это так называемые берцоларии - рифмованные импровизации в определенном ритме на любые темы - сатирические, героические, лирические. По сей день в Стране Басков регулярно проводятся народные состязания по берцолариям, и красивое многоголосие горцев завораживает слушателей точно так же, как и тысячу лет назад.

В Испании баски населяют провинции Бискайя, Гипускоа, Алава и Наварра, во Франции - районы Лабур, Суль и Нижняя Наварра в департаменте Атлантические Пиренеи. По разным оценкам, численность басков в Испании составляет от 600 тыс до 1,8 млн человек и более, во Франции - от 90 тысяч до 150 тысяч человек.

Три провинции Испании - Алава, Бискайя и Гипускоа - имеют статус автономной области, называемой Страной басков (Эускади).

Впервые независимость Страны басков была узаконена в 1425 г., но впоследствии баски лишились этого права и лишь в 1936 г. в период Второй Республики автономия Страны басков была восстановлена - у нее было собственное правительство и парламент. Однако в 1937 г. франкистским декретом автономия этой области вновь была ликвидирована.

Почти 40 лет баски вели борьбу за восстановление своих прав. 8 декабря 1979 г. был принят закон о статусе автономии Страны басков, по которому провинции Алава, Гипускоа и Бискайя вошли в состав Регионального автономного объединения Страны басков.

Страна басков в качестве автономного региона пользуется весьма широкими правами: ее жители избирают собственного президента и свой парламент, в регионе действует собственная система налогов, имеются собственные полицейские силы, власти региона сами осуществляют контроль за ситуацией в сфере образования, а преподавание в школах ведется на баскском языке. Однако, несмотря на это, существующий этнополитический конфликт в Стране басков - один из наиболее заметных в современной Западной Европе.

В основе конфликта - стремление части экстремистски настроенных басков добиться полной независимости. Основная цель сепаратистов - создание независимой "Великой Эускади - Страны басков", которая должна включить ряд провинций северной Испании, южной Франции, а также испанскую область Наварра. В этом конфликте заметную роль играет леворадикальная организация Euskadi Ta Askatasuna ("Эускади та аскатасуна" - "Отечество и свобода басков"), известная под аббревиатурой ЭТА.

Источник: http://www.rian.ru/spravka/20100404/218126503.html

 

Ген викингов у норвежцев хотят расшифровать британские ученые

 

Генетические исследования, проводимые в Великобритании, уже подтвердили исторические сведения о древних поселениях викингов в Шотландии и Северо-Западной Англии. Однако британские ученые не намерены останавливаться на достигнутом. В апреле они объявили набор добровольцев среди норвежцев. По их генному материалу планируется установить точные географические координаты происхождения викингов. Ведь известно, что в заморские захватнические плавания отправлялись далеко не все обитатели норвежских фиордов - многие вели мирную торговлю, а некоторые вообще жили исключительно за счет рыболовства и земледелия.

"После затянувшихся согласований с норвежскими властями британцам все- таки разрешили начать сбор генетических данных в девяти регионах Норвегии", - передало Норвежское телеграммное бюро.

"Для норвежцев исследование может стать интересным, потому что ответит на давний вопрос, кто же действительно вправе считать себя потомком викингов", - рассказал журналистам координатор проекта в Норвегии Харальд Лёввик. По его словам, данное исследование охватит, в основном, скалистое западное побережье страны. Несмотря на то, что эти районы всегда были малопригодны для сельского хозяйства, в древние времена они могли служить и хорошим укрытием для морских разбойников. Кроме того, в таких местах, как север губернии Ругаланн, долины Согнефиорда и Хардангерфиорда, люди по- прежнему живут в своеобразной генетической изоляции и редко смешиваются даже со своими соотечественниками из других частей страны.

"В каждом из этих регионов мы хотим найти около 20 добровольцев", - сообщил руководитель проекта профессор Стивен Хардинг из Ноттингемского университета. "Главное условие - люди должны проживать здесь в шестом- седьмом поколении по отцовской линии", - сказал он. У участников исследования будут взяты простые пробы из полости рта, которые затем в Лестерском университете изучат ведущие генетики Европы.

"В первую очередь, нас интересует мужская У-хромосома", - заметил Лёввик. Во взятых пробах будет выявлен состав микросателлитов /простых коротких повторов/ ее ДНК. Эти данные, в свою очередь, сравнят с материалом, собранным на местах поселений викингов в Англии.

Ранее работы Хардинга доказали распространенность определенного типа У- хромосомы, наиболее характерного для скандинавов и славян, в окрестностях Ланкастера, Ливерпуля и Честера. Филологи также нашли отражение этого факта в топонимах и фамилиях жителей северо-западных графств Англии, где, скорее всего, высадились викинги, изгнанные из Ирландии в начале Х века.

Источник: http://www.ami-tass.ru/article/62767.html

 

Певица Мадонна оказалась родственницей американской телеведущей

 

Певица Мадонна и не подозревала, что известная американская ведущая Эллен Деженер - ее дальняя родственница.

Исследователи генеалогии выяснили, что две известные женщины приходятся друг другу одиннадцатиюродными сестрами. Генеалогические деревья звезд объединяет их дедушка в десятом колене Мартин Оукун.

Эллен Деженер - ведущая популярного шоу на американском ТВ, даже похожа с поп-дивой Мадонной.

Источник: http://www.argumenti.ru/culture/2010/04/55562/

 

О башенных и крепостных сооружениях Южной Осетии

 

Как известно, история Осетии - Алании и населяющих ее современных осетин уходит корнями в далекое средневековье и, по мнению выдающихся русских и зарубежных исследователей Кавказа, заслуживает самого пристального внимания.

Мы начинаем публикацию материалов о башенной архитектуре осетин, истоки зарождения которого восходят в аланскую эпоху.

Во многих уголках Осетии на крутых скальных утесах и сегодня гордо возвышаются высокие башни, искусно сложенные из природного камня древними мастерами. Башни строили веками. Многие из них частично, а то и полностью обрушились, но величие их очень зримо ощущается и в наши дни.

Главным фактором, способствовавшим появлению башенных строений, послужила внешнеполитическая и социально-экономическая картина горно-осетинского общества.

При строительстве башни требовались большие усилия и материальные и физические затраты, поэтому башню строили крупные феодалы или большие родственные объединения. Чаще всего они возводились как укрепительные сооружения и носили оборонительный характер, но среди них было и немало родовых боевых башен. Особенно бурно башни стали воздвигать в позднем средневековье (17-18 вв.) с усилением захватнической политики Ирана, Турции, грузинских и дагестанских феодалов. Свою роль играли также межродовые обострения, в частности, кровная месть и возвышение некоторых фамилий.

Изучением и систематизацией архивных данных, наблюдением и сбором полевых данных по сохранившимся башенным строениям на территории Южной Осетии и, в частности, в Цалагомском ущелье, сегодня активно занимается младший научный сотрудник отдела этнографии Юго-Осетинского научно-исследовательского института Ирбег Маргиев.

По заключениям ученого, среди башенных строений можно выделить несколько типовых групп башенных сооружений: I тип - это башни жилые, или полубоевые башни (гæнах, чъырын), II тип - башни с полукруглой спинкой (гуылдзыг мæсыг), III тип - башни с хозяйственно-жилыми комплексами или замки (галуан, фидар), IV тип - это боевые башни с прямоугольным основанием пирамидной формы и наблюдательно-сигнальные.

Строительство перечисленных типов башен относится к двум периодам - первые возводились до проникновения огнестрельного оружия на Кавказ, а вторые после распространения огнестрельного оружия среди горцев, т.е. в конце 16 начале 17 вв. Отличия между ранними и более поздними строениями заключаются в наличии у более поздних строений бойниц, предназначенных для огнестрельного оружия. У более ранних башен бойницы (топуадзæнтæ, хъавæнтæ) больших размеров и предназначались они для стрельбы из лука.

"Так как данная работа является начальным этапом по изучению югоосетинских башенных строений и мы пока располагаем незначительным количеством полевых материалов, речь будет идти только о них, - говорит Ирбег Маргиев. - Другая наша задача заключается в том, чтобы составить подробную информацию о современном состоянии данных сооружений.

Строительным материалом башенных сооружений служила порода камней, преобладающих в данной местности, - это в основном горный плитняк (горный обломок или рванный камень). В основном строительный камень не был обработан, а частично был подобран. Стены строения возводились как на известковом растворе, так и без него, то есть кладка была сухая.

Из башенных сооружений наиболее ранним является, по всей вероятности, гæнах (чъырын)- строение, предназначенное и для жиля, и для обороны. В обследуемом районе нами были зафиксированы десять ганахов, но так как не удалось обойти весь Цалагомский район, можно предположить, что жилых башен здесь больше. В плане ганах имеет прямоугольное основание, иногда вытянутой формы и, по сравнению с пирамидальной башней, основание значительно больших размеров. Обычно они двух-трёх этажные. Жилые башни, или ганахи, имеют два входных проёма один на первом этаже, а второй на уровне второго этажа. В отличие от боевых башен, арочные дверные проёмы ганахов больших размеров. На глухих стенах ганахов также имеются небольшие ниши и оконные отверстия прямоугольной и арочной формы. У ганахов на уровне второго или третьего этажа имеются машикульи с внутренними размерами 130 на 75 см. Также на стенах ганаха верхних этажей имелись бойницы для ведения круговой обороны. Перекрытия у ганахов, как и у пирамидальных башен, плоские. Не менее поздними башенными строениями являются также башни с полукруглой тыльной спинкой. Таких башен нам удалось зафиксировать три. По мнению П.П.Закарая, подобные полукруглые башни выстраивались в 10-17 вв., то есть до появления огнестрельного оружия на Кавказе. Особенностью этого типа башен является своеобразное очертание плана. Одна сторона башни плоская, а боковые постепенно округляются и таким образом создают полукруг. Типологические башни с "круглой спинкой" являются, очевидно переходным звеном в эволюции оборонительных сооружений - от четырёхугольных к круглоплановым (цилиндрическим). Так как данные типовые башни в обследуемом регионе находятся в разрушенном состоянии, то выделить какие-то особенности не удаётся.

Среди оборонительных сооружений особо выделяются галуаны, или замки с башнями - комплексы, которые предназначены для жилых, оборонительных и хозяйственных строений, соединённые между собой высокими и мощными каменными стенами. Так как нами были зафиксированы всего три галуана в с. Цæгат Ципран и в с.Мсхлеб, то сделать последующие выводы по этим типологическим памятникам затруднительно. Исходя из литературы по исследованию оборонительных сооружений, галуаны являют по существу маленькие, хорошо укреплённые городки со своей инфраструктурой. Галуаны имеют один или несколько боевых башен. Площадь всего галуана, в отличие от башни, во много раз больше, известны галуаны, площадь которых более гектара, но галуаны таких размеров, особенно в горной Осетии, не характерны. Как отмечалось выше, галуаны по существу являются жилым, хозяйственным и оборонительными сооружениями. К галуану необходимо было подавать питьевую воду. Трубопровод в основном прокладывали из глиняного материала и упрятан он был в землю. По словам Але Хабалова выходца из с.Цæгат Ципран , в "галуан Хабаловых вода поступала по желобу из бычьих рогов", "галы сыкъатæй уыд дон уагъд Хæбæлаты галуанмæ". Но это маловероятно, потому что трудно представить, сколько рогов могло понадобиться…

Основной тип исследуемых башен данного региона, это боевые башни, с прямоугольным или квадратным основанием, пирамидальной формы, а также частично наблюдательно-сигнальные башни. Эти башенные строения характерны для горной части Осетии и являются неотъемлемой частью горного осетинского аула. В основном башни стоят в центре села среди жилых и хозяйственных строений или где-то поблизости. Фундаментом перечисленных выше башенных сооружений служило прочное скальное основание. Большинство боевых башен имели забутованные первые этажи, которые повышали прочность основания башни. Боевая башня возвышалась на 3 - 4 м от уровня земли, входной арочный проем составлял 110 на 80 см и расширялся изнутри. С наружной стороны башен имелся небольшой каменный или деревянный выступ для подставной лестницы. Межэтажным перекрытием башенной камеры служили круглые балки диаметром 20 30 см, расставленные на расстоянии 60 - 80 см. На эти балки поперёк ставились кругляки меньших размеров и на них ставились каменные плиты. Основанием для кругляков служили каменные выступы из углов или специальные ниши в стенах, куда ставились концы кругляков. В каждом этаже в стенах имелись бойницы с размерами 30 на 40 см., снаружи они суживались до 10 на 10 см. Также в некоторых башнях имелись дополнительные бойницы машикульи", - заключил Ирбег Маргиев.

- Принимая во внимание то что, работа молодого ученого очень трудоемкая и требует полевого, детального исследования данных памятников, то ее следует считать лишь начальной частью предполагаемого плана работы. Делать определенные выводы пока преждевременно. Предстоит еще большая работа, чтобы выявить, изучить и описать сохранившиеся башенные сооружения южной части Осетии.

Источник: http://osinform.ru/20943-o-bashennyx-i-krepostnyx-sooruzheniyax-yuzhnoj.html

 

Морской клад 10 века выставят на аукцион в Индонезии

 

В Индонезии на торги будет выставлены свыше 271 тыс. предметов, относящихся к 10 веку, найденных 5-6 лет назад при исследовании древнего корабля, затонувшего к северу от яванского города Чиребон, сообщило агентство Bloomberg.

Аукцион состоится 5 мая, среди лотов, которые будут предложены любителям старины и, как ожидается проданы единой коллекцией, - артефакты, принадлежавшие китайским императорским фамилиям Эпохи пяти династий и десяти царств (907-960 года), стеклянные предметы, относящиеся ко временам персидской империи Сасанидов (224-651 года) и горный хрусталь из средневекового шиитского государства Фатимидов (909-1171 года), передает «Интерфакс».

Эти предметы были подняты со дна в 2004-2005 году, наиболее значимые с исторической точки зрения артефакты будут переданы музеям.

Источник: http://www.vz.ru/news/2010/4/5/390047.html

 

СКЕЛЕТ ДОИСТОРИЧЕСКОГО РЕБЕНКА ПОМОЖЕТ ОТВЕТИТЬ НА МНОГИЕ ВОПРОСЫ

 

Скелет ребёнка, датированный примерно двумя миллионами лет, может заставить учёных переписать историю появления сапиенсов. Пока ещё не ясно даже, как правильно именовать обнаруженное существо. Специалисты полагают, что перед нами новый вид человека, который стоит практически у самого корня нашего биологического рода. По словам профессора Ли Бергера, он и его коллеги из йоханнесбургского университета Витватерсранд обнаружили кости в южноафриканской пещере Малапа. Антропологи сразу проявили к находке повышенный интерес. Скелет сохранился почти полностью, что является большой удачей. Чаще всего учёным попадаются лишь скромные фрагменты древних предшественников человека разумного, отдельные кости конечностей или зубы, пишет "Мембрана". Ценность ископаемого пояснил палеоантрополог из того же университета Филлип Тобиас. Он заметил, что "одно дело найти нижнюю челюсть с парой зубов, и совсем другое найти челюсть, соединённую с черепом, а тот, в свою очередь, с позвоночником, далее - тазом и костями конечностей". Южноафриканские специалисты полагают, что изучение новичка поможет ответить на кучу вопросов, связанных с прямохождением и бурным развитием мозга.

Источник: http://www.inauka.ru/news/article100381.html


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное