Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Книга памяти

 

Международный проект «Советские и немецкие военнопленные и интернированные» в нашей стране уже восемь лет...

— Отца вернули! — слезы у ветковской пенсионерки Анны Андреевны Труговец потекли сразу, как получила личное дело родного человека, потерянного в войну. В минувшую субботу в Гомеле подобные эмоции испытали сотни человек.

Международный проект «Советские и немецкие военнопленные и интернированные» в нашей стране уже восемь лет. Ровно столько вместе исследуют архивные документы периода Великой Отечественной войны Комитет государственной безопасности Беларуси и объединение «Саксонские мемориалы в память жертвам политического террора». Суть кропотливой работы — установить судьбу военнопленных, погибших в немецких концлагерях, и места их упокоения.

— Зачем нам это нужно? — переспрашивает меня доктор Клаус–Дитер Мюллер, руководитель объединения. — Мы осознаем свою ответственность за прошлое. И понимаем, насколько это необходимо людям, родные которых не вернулись с той страшной войны. В памяти у меня случай, когда сын годами искал своего отца, не видев его даже на фото... Все, что сделано за эти годы проектом, — лишь половина пути. Нужно еще не меньше 10 лет, чтобы обработать имеющиеся документы.

В Комитете госбезопасности дополняют картину деталями: за годы совместной работы возвращено из небытия 12 тысяч военнопленных — выходцев из Беларуси. Сотни личных дел переданы родственникам погибших в Могилеве, Минске и вот сейчас — в Гомеле. Работа продолжается, а вместе с ней живет надежда у тех, кто по–прежнему ждет возвращения родных, в войну пропавших без вести.

— Удалось собрать сведения о 2,3 тысячи уроженцев Гомельской области, не вернувшихся из плена, — уточняет Александр Титов, заместитель начальника управления КГБ по Гомельской области. — Списки публиковались в местных изданиях, размещались на сайтах. Откликнулись родные и близкие 190 из них. Не только те, кто живет в Беларуси. Были звонки из России. Например, гостили здесь из Ростова–на–Дону, увидели в газете фамилию пропавшего без вести родственника, обратились к нам.

На церемонию передачи документов, которая прошла в областном драмтеатре, приехали cтарики, люди средних лет, молодежь. «Встреча» с отцами, дедами, прадедами... Слезы — одни на всех. Радость тоже одна на всех. Истории — нескончаемым потоком. Кто похоронки получал, кто — бумаги с лаконичным «без вести пропал».

— Тетя его всю жизнь ждала, замуж не выходила — так и умерла, не узнав, где погиб...

— Односельчанин последним видел моего отца. При форсировании Березины ранило — немцы забрасывали наших солдат в эшелоны. На том — всё, куда ни обращались...

— Теперь только узнал, что дед в Освенциме погиб...

Анна Андреевна Труговец в этот день одна из первых получила дело отца — на файле черным по белому: «Галкин Андрей Ефимович». Он ехал с ней, четырехлетней малышкой, в отпуск домой — в Ветковский район. Тут война и настигла. Оставил дочурку у друга и приказал: «Береги — вернусь, отблагодарю».

— Как выстругивал мне лошадку, помню, — вслух бредет по уголкам памяти моя собеседница. — Не вернулся. Ни матери, которая тоже пропала в войну, ни отца... Натерпелась я. Все в жизни было. А тут на старости — звонок. Человек, который вместе с ним в плену был, в газете увидел списки и фамилию моего отца. Нашелся. Глядите: погиб в июне 1944 года. Чуть–чуть до победы не хватило. А теперь как свиделись с ним. Будто камень с души... Даст Бог, если не я, то дочери и внуки на его могилу родной земельки принесут.

Источник: http://www.sb.by/post/97652/

 

Бывший телохранитель фюрера Рохус Миш: «Гитлер был хорошим шефом и хорошим актером»



Рохус Миш, 93-летний немец, когда-то работавший на главного нациста, был одним из немногих, кто застал последние часы жизни фюрера и Евы Браун в бункере. Сейчас Миш в полном одиночестве живет в Берлине. Если не считать его экономку, редких журналистов и историков, к нему редко кто приходит. Его дочь вместе с мужем и детьми давно живет в Израиле. Сам Миш говорит, что в ставке фюрера якобы никогда не слышал о Холокосте, а о масштабах зверств режима он узнал лишь спустя много лет после войны, после возвращения из советского плена. В беседе с корреспондентом GZT.RU Рохус Миш вспоминает, каково это было — работать на Адольфа Гитлера.

Миш был не только охранником своего шефа. В аппарате фюрера он выполнял роль охранника, телефониста, курьера и даже фотографа. Сейчас телефон в доме немца молчит. «У меня секретный номер, его знают только несколько человек»,— объясняет он. После выхода в свет его книги мемуаров «Der letzte Zeuge» («Последний свидетель», в России книга вышла месяц назад под названием «Я был телохранителем Гитлера») встретиться с Мишем хотят сотни людей. Поэтому немцу пришлось позаботиться о том, чтобы его старый номер был удален из всех справочников. Но покой это не принесло. Перед началом интервью в дверь звонят. «Я никого не жду»,— оправдываясь говорит Миш, но все равно идет открывать. Оказалось, какие-то молодые люди откопали его адрес в Интернете и приехали знакомиться.

— Здравствуйте! Вы господин Миш? — спрашивают они.

— Да. И что?! — возмущается старик.

— А вы правда были знакомы с Гитлером?

Миш запирает дверь и возмущенно бормочет: «И вот так почти каждый день». Бывший помощник вождя сейчас живет скромно: крохотная кухня, небольшая гостиная. На столе, заваленном бумагами, стоит вазочка с шоколадом. Несмотря на возраст, Миш любит сладкое. Просыпается он рано, потом читает газеты, разбирает письма, приходящие со всего света, иногда смотрит телевизор.

«Только подумайте, завтра опять будет кино про моего шефа»,— улыбаясь говорит Миш, листая программу телепередач.— «Обязательно посмотрю, хотя, думаю, эти режиссеры снова что-нибудь наврут». Его явно раздражают мифы о Гитлере. «Никак не дадут человеку умереть. Как не устали придумывать о нем небылицы?»,— негодует Миш. На стене его гостиной висит изображение рейхсканцелярии — главной резиденции Адольфа Гитлера. Рядом с семейным альбом лежит его «рабочий». В нем фотографии всяких важных генералов, Евы Браун и, конечно, шефа.

«Мне на свадьбу Гитлер прислал два ящика вина»

Вы помните, когда первый раз увидели Гитлера?

Еще бы! Никогда не забуду. Это было во время Олимпийских Игр в Берлине в 1936 году. Я пришел на какие-то соревнования и увидел огромное скопление людей. Все приветствовали фюрера. Он ехал в машине стоя и тоже приветствовал толпу. Я был примерно в метрах десяти от него и не верил глазам — я видел Адольфа Гитлера вживую и так близко первый раз в жизни. Не могу сказать, что тогда я, как многие другие, был его фанатом. Конечно, я знал о нем и о его идеях, но у меня было так много личных проблем, что я не особо-то интересовался политикой. Наверное, поэтому и не вступил в НСДАП. Я вообще никогда не состоял в партии Гитлера, даже когда работал у него.

Он был хорошим шефом?

Может быть, для вас звучит странно, но он действительно был хорошим шефом. Мы могли периодически отпрашиваться с работы и заниматься своими делами, он никогда не кричал на нас. Он разрешал нам его фотографировать. Однажды я даже сделал снимок во время его прогулки. На этой фотографии Гитлер идет с опущенными в карманы брюк руками. Это не очень-то вязалось с его суровым образом. Но он ничего мне не сказал.

Только условием было — сдавать все пленки. С них печатались только важные для истории снимки.

Однажды Гитлер сказал: «Вы плохо выглядите», — и отправил меня на обследование к своему личному врачу Тео Мореллю. Когда я после лечения снова приступил к работе, шеф отметил: «Теперь я доволен вашим внешним видом.» Кстати, на свадьбу он прислал мне два ящика отборного вина. Я уж молчу о двадцати футбольных мячах, которые он попросил купить для одного детского дома... Как частное лицо он был неплохим человеком. И только на людях играл роль фюрера, он оказался хорошим актером.

Вы вспоминаете в книге, что привел вас в аппарат фюрера на работу один из знакомых офицеров. Мол, что Гитлеру вы сразу понравились и первым заданием было — отвезти посылку его сестре в Вену. Опишите ваш обычный день в рейхсканцелярии: с чего он начинался и чем заканчивался?

Одной из моих задач было встречать гостей. Я и мои коллеги старались быть предельно вежливыми с каждым из посетителей. Подходит ко мне кто-то, у кого назначена встреча с Гитлером, а я ему: «Здравствуйте! Присаживайтесь, пожалуйста. Я немедленно доложу фюреру о вашем приходе». Конечно, сначала нелегко было привыкнуть к гостям подобного уровня. Раньше и представить не мог, что придется подносить чай режиссеру Лени Рифеншталь. А потом освоился... Даже был в составе группы встречающих, когда в Германию 12 ноября 1940 года приехал ваш народный комиссар иностранных дел Молотов.

«Молотов по ночам в Берлине мерз»

И какое впечатление на вас произвел Молотов?

Встреча с русскими мне еще на станции Анхальтер Банхоф, куда они прибыли поездом, показалась особенной. Вокзал был украшен цветами и зеленью, русских приветствовали маршем. Министр СССР также был со своими охранниками, которые за всем внимательно следили. Например, никаких букетов Молотов принимать не мог. А вдруг в них бомба? Мы проводили русских в «Кайзерхоф» — первую берлинскую гостиницу класса «люкс». Она располагалась в правительственном квартале напротив рейхсканцелярии по адресу Вильгельмплац 3/5. За завтраком в отеле я заметил забавную картину — русские даже не прикоснулись к роскошной еде. Они просто сидели за столами, переговаривались и очень много курили! Думаю, они боялись, что немцы их могут отравить. Помню, что мне пришлось доставить Молотову дополнительные одеяла, потому что ночью он мерз.

Как Гитлер готовился к своим речам?

Текст каждой речи набирали машинистки, это было нужно для газет. Одной из них была Траудль Юнге, которую он нанял в 1942 году. Ей тогда было 22 года (Несколько лет назад бывшая машинистка Гитлера тоже выпустила книгу мемуаров — GZT.RU ). Еще одна — госпожа Христиан, но были и другие. Хорошо помню пишущую машинку, она была с довольно большими буквами. Шеф всегда внимательно наблюдал, что машинистки печатают. Женщины должны были сменять друг друга каждые тридцать минут. Видимо, они просто уставали печатать в том бешеном темпе, который задавал им Гитлер. За смену машинисток также был ответствен я и мои товарищи. Мы должны были предупреждать каждую из них о начале смены, например, я говорил: «госпожа Юнге, ваша очередь», и она шла печатать. 

Вы что-нибудь знаете о медикаментах, которые он принимал?

Он пил довольно много лекарств, но какие точно, я не знаю. Видел только однажды, что перед какой-то важной и долгой речью он принял настойку от болей в желудке.

«Шеф ел из рук повара-еврейки»

Это правда, что Гитлер очень любил музыку русских и еврейских композиторов?

Да, это правда. Однажды в его ставке под Винницей я услышал пение из кабинета шефа. Он сидел на краю стола и слушал патефон. Тогда я заглянул в окно и спросил: «Мой фюрер, что это за музыка?». Он ответил: «Это Йозеф Шмидт». «Но ведь он еврей?...»,— промолвил я. Однако шефу в тот момент было все равно. Кстати, одна из кухарок Гитлера тоже была еврейкой из Румынии. Он позднее ее уволил, потому что она плохо готовила.

Расскажите, пожалуйста, о Еве Браун. Гитлер был хорошим мужем?

Ева... С нами она была всегда мила, так же, как и шеф. Однажды она узнала, что у меня и моей жены будет ребенок. Тогда госпожа Браун передала нам подарок — коляску, доверху набитую детской одеждой. Что касается ее брака с Гитлером, то, уверен, он был плохим мужем. Да я и сам слышал от него эту фразу: «Я — плохой муж». Шеф говорил, что его единственная жена — это Германия и другой он знать не хочет. С Евой он познакомился, насколько я знаю, в 1929 году. То есть еще до того, как ему в руки перешла абсолютная власть в Германии. Она тогда подрабатывала в фотоателье. После того, как экономка резиденции Бергхоф (резиденция Адольфа Гитлера в баварских Альпах — GZT.RU) вышла замуж, ей стали искать замену. Хотели пригласить на эту должность подругу сестры шефа, потом какую-ту женщину, работавшую в отеле Дрездена. Но они обе отказались. Так экономкой Бергхофа стала Ева Браун. Ну а потом они поженились... Ева Браун стала Евой Гитлер. Только официальной семейной парой они были чуть больше суток. Потом он ее убил... Думаю, Ева могла стать прекрасной актрисой, она всегда хотела сниматься в кино.

Что происходило в бункере в последние дни войны?

Я работал, как и прежде. Отвечал на звонки, обеспечивал подачу воды и электричества. Гитлер перебрался в бункер окончательно и уже не покидал его, начиная с 12 апреля. Мы понимали, что война проиграна. Оживление на лице Гитлера было только однажды: когда он узнал о смерти Рузвельта. Он думал, что США выступят против СССР, но ошибся. Бункер был крошечным, вовсе не таким огромным, как его показывают в некоторых фильмах. Моя рабочая комната была, как моя сегодняшняя кухня — очень маленькой. Мне приходилось спать, поджав ноги…

Фюрер застрелился 30 апреля. Он попрощался со всеми и ушел к себе в комнату. Я был в своей рабочей комнате («телефонцентрале») и собирался идти есть. Телефонная связь работала ведь даже в тот момент, и потом даже до 2 мая... Позднее Гюншне говорил, что, кажется, слышал выстрел. Но я сам выстрела не слышал. Моя комната была на приличном расстоянии, хотя бункер и был маленький. Потом только услышал, как Борман или Геббельс (точно не помню кто) позвали адъютанта Гитлера — Гюнше. Потом позвали дворецкого Линге. Когда я зашел потом в приемную, дверь уже открыли — Гитлер сидел уронив голову, мертвая Ева Браун сидела рядом с ним на диване...

Как вы попали в советский плен?

Жизнь в бункере закончилась для меня 2 мая 1945 года. Геббельс отпустил меня со словами: «Мы знали, как жить, мы знаем, как умирать». Потом я привел в негодность телефонные аппараты и покинул бункер через окно подвала. Я шел по подземным путям, добрался до станции Штеттинер Банхоф и там меня взяли в плен. Среди пленных оказался и Ханс Баур — личный пилот Гитлера. Он был ранен, поэтому я заботился о нем и помогал чем мог. Но на допросе он сообщил русским, где я работал. После этого меня привезли в Москву в Бутырскую тюрьму.

«Я просил меня расстрелять, а не мучить»

Вы написали письмо на имя наркома НКВД Лаврентия Берии с просьбой о смертной казни. Почему вы это сделали?

Меня постоянно допрашивали и избивали. Я должен был сто раз отвечать на один и тот же вопрос: где Гитлер? Я говорил правду — он мертв. Тогда этот вопрос задавали снова и снова. Мне казалось, что лучше умереть, чем выносить все это. Я действительно написал письмо на имя наркома НКВД Берии. Просил о смертной казни через расстрел. Это письмо еще хранится в архивах, журналисты ВВС нашли его и даже показали по телевидению.

Что Вам приходилось делать в советском плену?

О! Много чего! Я был на стройке в Караганде, там работал вместе с русскими. Знаете, я зря их побаивался — они надо мной не издевались, несмотря на то, что для них я был врагом. Но я никому и не рассказывал о том, кем работал раньше. Если бы русские знали, что я сотню раз на дню подключал к личному телефону Гитлера его подчиненных — Геббельса, Геринга, Гиммлера, Бормана, что удостаивался их рукопожатий, то меня давно бы убили. Кстати, скажу вам честно: без навыков, полученных в советском плену, я бы никогда не построил себе в Германии гараж.

Когда вы вернулись в Берлин после девяти лет плена, вы не раскаялись в том, что работали на Гитлера?

Да я как-то не размышлял о случившемся. Мне ведь нужно было работу искать, семью содержать, тут не до обдумывания прошлого.

Почему ваша дочь решила уехать в Израиль?

Когда я вернулся из советского плена, ей было 11 лет. Помню, было шесть или семь утра, я только прибыл в Берлин. Позвонил в дверь своего дома и вся семья мне жутко обрадовалась, в том числе и дочь. Мне кажется, что мы с ней ладили. Во всяком случае, я много для нее делал. Потом она получила образование, познакомилась с адвокатом из Израиля и уехала с ним жить на его родину. Ее дети окончили еврейскую школу. Со мной она контакта не ищет. Она вообще никогда не интересовалась моим прошлым... Никогда. Она дала мне понять, что я ей не интересен и не нужен.

Пару лет назад вы призвали установить мемориальную табличку убитым детям Геббельса. Чем закончилась история?

Ничем не закончилась... Сейчас в Германии много всевозможных памятников убитым евреям. В Берлине, например, в мостовые вбиваются пластины с именами и фамилиями жертв. Их уже несколько тысяч. И однажды я сказал: «мне не нужны сотни таких пластинок, я хочу всего шесть штук». Мне бы хотелось, чтобы их вбили там, где были убиты шесть детей Геббельса. Но меня, конечно, не услышали. Объяснили, что в современной Германии это невозможно. Но ведь они были всего лишь дети! Причем очень милые. Они часто спускались в бункер навестить отца. Иногда они мне мешали, тогда я их очень ласково выпроваживал.

Если бы Бог дал вам еще одну жизнь и предложил во всем право выбора, вы бы стали ординарцем Гитлера?

Нет! Я бы вообще не хотел еще одну жизнь прожить. А если бы ее все-таки дали, я бы пожелал себе какой-нибудь более спокойной работы. 

«Русские женщины зовут меня к себе в гости»

Вам приходят письма из России, очень много от русских женщин. Это не кажется парадоксальным?..

А что тут парадоксального? Русские милые люди, и особенно женщины. Одна из них написала мне первый раз года два назад, недавно получил от нее еще одно письмо. Зовет меня к ней в гости приехать. Думаю, что это я уже вряд ли осилю, но свою фотографию с автографом обязательно отправлю.

У вас осталось что-нибудь на память о вашем шефе, кроме фотографий?

Только салфетка с монограммой Гитлера из столовой рейхсканцелярии. Но не подумайте дурно, я ее не украл. Однажды, когда я отправлялся по заданию шефа, сотрудник столовой завернул мне в нее свежий хлеб. Я еще сказал: «но ведь салфетка принадлежит Гитлеру». А он ответил: «ничего страшного, у нас таких много.»

А номер телефона в бункере помните?

Конечно! Уж чего я никогда не забуду, так это номер: 12-00-50.

Источник: http://www.gzt.ru/topnews/world/-rohus-mish--/294006.html

 

Недавно открытые астероиды названы в честь жен декабристов, сосланных в Сибирь

Фамилиями жен декбристов - Трубецкая и Волконская - названы две малые планеты солнечной системы. Третью астрономы назвали «Декабрина» - в честь первых русских революционеров

Самая крупная из трех упомянутых малых планет – «Декабрина». Ее диаметр 14 километров, среднее расстояние от Солнца - 471 миллионов километров, до земли - 236 миллионов километров.

Эти астероиды были открыты специалистами Крымской астро-физической лаборатории еще в 2008 году. Открывателем небесных тел стала бывшая иркутянка, астро-физик Людмила Черных. Она и предложила назвать планеты именами декабристок. Международный астрономический союз возражать не стал.

- Подвигом называли поступок этих женщин не только их современники, но и наши современники. Они стали пусть невольными, но настоящими сибирячками, - отметила Елена Добрынина, директор музея декабристов.

Полтора года понадобилось на оформление документов, поэтому сертификаты и специальные свидетельства сотрудники областного музея декабристов получили только на днях.

Как свидетельствуют летописи, с 1826 по 1831 года в Сибирь вслед за своими сосланными мужьями приехали девять жен и две невесты декабристов, сообщает АС «Байкал ТВ».

Источник: http://baikal-daily.ru/news/16/7082/

 

Потомок владимирских стеклодувов отыскал 12 поколений своих предков

 

Генеалогией дворянских фамилий у нас в России занимались с незапамятных времен. А вот составить родословное древо крестьянского рода - за такое занятие не каждый возьмется. Дмитрий Барсков смог проследить историю своей фамилии аж с 16 века! Его роду, ведущему начало из судогодской земли, со всеми многочисленными "ответвлениями", вскоре исполнится 430 лет.

МОСКВИЧ С СУДОГОДСКИМИ КОРНЯМИ

А начиналось все с газетной статьи. Дмитрий Барсков живет сегодня в Подмосковье. И хотя по работе занят продвижением цифрового телевидения, к краеведению всегда испытывал теплые чувства. А тут стекольному заводу в Мишерони, что под Шатурой, исполнялось 180 лет. И на глаза Дмитрию Павловичу попался материал его одноклассника Александра Кожевникова: рассказывая об истории завода, он не раз упомянул фамилию Барсковых - известных стеклодувов.

- Прочитав материалы одноклассника, я подумал - вот он пишет об этой фамилии, а я ничего не знаю! - рассказывает Дмитрий Барсков. - Первым делом в собственной библиотеке я отыскал книги о стекольном производстве, где в рассказах о заводах в Гусь-Хрустальном тоже наткнулся на эту фамилию. Серьезным толчком к работе послужила командировка осенью 2004 года - в Судогду. Я упросил водителя отклониться от курса, и мы двинулись в Гусь, где в районной библиотеке мне принесли ворох публикаций, связанных с историей Анопинского завода и фамилией Барсковых - его основателей.

СКАЗКА - НЕ ЛОЖЬ, ЕСЛИ ОНА РЕВИЗСКАЯ!

- Прочтя о династии Барсковых - основателях стекольных заводов, я написал ряд писем, в том числе с Государственный архив Владимирской области, - продолжает рассказ Дмитрий Павлович. - Положительные ответы пришли не отовсюду, но владимирцы порадовали - здесь лучше всего сохранились архивные документы о нашей родословной ветви.

Ему повезло с фамилией: она оказалась не просто редкой, а единственной, и исток ее нашелся на судогодской земле. Нашу область не тронула не война, ни оккупация, потому архивные документы, за редким исключением, сохранились. И именно благодаря старинным, архивным документам, открылись Барскову-современнику тайны предков. Но изучить пришлось не только документы, связанные с носителями фамилии, а все, что имеет отношение к конкретному отрезку истории.

Так, благодаря старинным документам, Дмитрий Барсков отыскал своего предка - "Филиппку из деревни Степачево", родившегося около 1580 года (не каждая дворянская фамилия может похвастать такой глубиной родословного древа!). Имена крестьян в "ревизских сказках" звучат пренебрежительно: не стоит этому удивляться. У одного из потомков Филиппки в тех же сказках появляется и фамилия - Барсков.

- Имена деревенских сохранились в "ревизских сказках" - переписях податного населения, в основном мужского. Хранятся они в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Благодаря запросу в РГАДА мы докопались аж до 12 колена: именно здесь хранились чудом уцелевшие архивы московского Симонова монастыря, которому принадлежала деревня Степачево, - все с большим азартом повествует Дмитрий Барсков.

Фамилии Барсков в "Энциклопедии русских фамилий" нет: пришлось сделать предположение. Все представители купечества в роду Барсковых были старообрядцами, это отмечено даже в "ревизских сказках". После разгрома одного из восстаний старообрядцев его участников расселяли в 200 верстах от Москвы, так их поселения появились на владимирской земле. Новым центром старообрядчества стала деревня Соколово нынешнего Судогодского района. На территории бывшего Покровского уезда, ныне Киржачского района, есть деревня Барсково - вотчина боярыни Морозовой. После того, как опальную боярыню репрессировали, крестьяне той же веры ушли в глухие леса, за Клязьму. Переселившись сюда, они взяли фамилию Барсковы по названию той деревни, из которой вышли, и остались старообрядцами.

КРЕСТЬЯНЕ, КУПЦЫ, ПРОМЫШЛЕННИКИ

Из крестьянского, а затем купеческого и мещанского рода вышли многие деятели государства, литературы и, как мы бы сказали, бизнеса. В своей книге, ставшей итогом 5-летней работы по поиску корней, Дмитрий Павлович приводит исторические документы с очень громкими именами.

- Есть обращение Прокофия Барскова на имя Александра I, а также переписку между владимирским губернатором Супоневым и князем Голицыным. В ней упомянута фамилия прямого предка - прапрапрадеда Дмитрия Павловича, купца Матвея Барскова: через его подворье гнали пленных французов, и военные повздорили с владельцем подворья.

- А в Интернете я нашел приказ за подписью Льва Троцкого: служащие министерства иностранных дел после Октябрьского переворота не вышли на работу, за что 30 человек, включая Якова Лазаревича Барскова, уволили "без права на пенсию". Видимо, Яков Лазаревич так и работал по гроб доски, без пенсии. В архиве от 1929 года я нашел его анкету, где он в 67 лет значился работающим и "бригадиром-ударником", - автор книги показывает копии реальных документов.

Составляя родословное древо, пришлось даже делать запрос в Париж. Революция коснулась едва ли не каждой российской семьи.

- В архиве Управления ФСБ по Владимирской области я получил дело Александра Петровича Барскова, последнего владельца Анопинского стекольного завода - он был расстрелян в 1930 году. Мне удалось прочесть протоколы его допросов и достоверно установить судьбу 4 его детей. В ответе из Франции сообщалось, что несколько Барсковых похоронены в Ницце и Париже. Посмотреть бы перечень фамилий похороненных в парижском некрополе - и нашлись бы еще представители рода Барсковых, - рассуждает энтузиаст.

ОСКОЛОК ИСТОРИИ

Дмитрий Павлович показал фотографию бутылочного осколка с вензелем "Я. Б. " .

- Это стекло друг моего детства Леша Харитонов нашел у себя на огороде, в поселке Мишеронь под Шатурой. Там тоже был стекольный завод, принадлежавший купцам Костеревым. Местные краеведы не могли расшифровать вензель, а когда я отправил осколок в Гусевской музей хрусталя, оказалась, что эта бутылка сделана на Анопинском заводе едва ли не в 1816 году, когда его построили мои предки. Они приезжали к знаменитым стеклоделам Мальцовым и Костеревым по работе, взяв образцы своей посуды: "Я. Б. " означает "Яков Барсков". Эта находка стала для меня едва ли не самой ценной: вензель нашел отражение на гербе нашего рода.

Побывав с экскурсией на Золотковском хрустальном заводе, краевед-энтузиаст попытался продолжить традицию предков: в роду супруги Дмитрия Павловича тоже стеклодувы, работники этого завода.

- Они-то и предложили мне выдуть что-нибудь из стекла. От глотка горячего воздуха я чуть не задохнулся, но все же сделал какую-то грушу, - улыбается Дмитрий Барсков.

С выходом книги работа по поиску новых ветвей родословного древа Барсковых не прекращается. Уже после выхода книги проявилась вязниковская ветвь, отозвались Барсковы из Киржача, четко наладилась связь со всеми судогодскими Барсковыми. Вскоре все носители фамилии смогут познакомиться лично: на август намечена большая встречу представителей рода, которая пройдет под эгидой краеведческих чтений. Их приурочат к 430-летию рода.

ПЯТЬ ЛЕТ И 700 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

Только по прямой ветви ему за пять лет удалось обнаружить около 200 представителей рода, около 100 ныне живущих дальних и близких родственников носят фамилию Барсковы. Последний год в работе над книгой Дмитрию Павловичу помогали владимирский издатель Евгений Зарецкий и литературный редактор Валерий Скорбилин. Составление родословного древа оказалось делом хлопотным и дорогостоящим: но, как уверяет наш собеседник, для энтузиаста затраты - не преграда:

- Я вел во Владимирской и Рязанской областях. Поставив поиски целью этого этапа жизни, я не считался с затратами. Сами архивные поиски обошлись где-то в 300-400 тысяч рублей, а вся работа - в 700. 

Много это или мало? С одной стороны, на эти деньги можно дом построить. А с другой - умудриться найти сотни родственников и узнать кто ты есть на этой земле... Что дороже?

- Я работаю на трех работах, дети мои выросли, а нам с женой много не надо, - смеется на этот вопрос наследник фамилии Барсковых.

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА

С чего начать работу над родословной?

- Во-первых, нужно начинать с еще живых представителей семьи, идя вглубь, к дедам и пращурам. Зайдите в гости к дальним родственникам, однофамильцам, землякам ваших родных. Тортов пришлось купить много, - смеется Дмитрий Барсков. - Когда звонишь родственникам, часто встречаешь недоверие: к одной семье зашел лишь с третьего захода.

Первыми документальными свидетельствами о людях, живших в советское время, будут их трудовые книги: в них вы найдете точный послужной список человека. Наградные книжки, медали, ордена, благодарности, почетные грамоты, письма - с этого нужно начинать свою работу.

Во-вторых, ищите "исповедальные росписи" - метрические книги церквей. До революции учет всего православного населения проходил через храмы. Акты рождения, бракосочетания и смерти записывали в эти книги: они хранятся либо в архивах загсов, либо в государственных архивах - областных и районных. В районах, которые не были затронуты войной и оккупацией, такие документы сохранены: правда, они могут носить отрывочный характер и храниться в разных архивах.

Если ищите родственников, живших до революции, лучше писать письма в архивы и ездить самому. Письмо ведь может быть отложено в очередь: таких, как ты, тысячи. Не забывайте про краеведческие музеи, - напоминает член Союза краеведов России. - И еще, нужно не только искать сведения о людях, но и знать тот исторический период, в который люди жили, изучить историю селения, знать, где молились твои родные, кладбище. Например, мы нашли одну разрушенную церковь: оказалось, что под алтарем похоронили Ивана Петровича Барскова - а это знак высочайших заслуг человека. В 1918 году его, совладельца Анопинского завода, вызвали в ЧК и расстреляли…

А люди так почтили его память.

Источник: http://vladimir.kp.ru/daily/24451.4/614521/

 

В Таллине вручили Пушкинскую премию



В Таллине вручена Пушкинская премия. Её получили лучшие преподаватели русского языка. Награды вручали потомки великого поэта - Александр Пушкин и его супруга Мария-Мадлен Пушкина-Дурново. Сейчас они живут в Бельгии.

Не совсем обычный урок в не совсем обычной эстонской гимназии. Учитель все время извиняется: "Простите, что перебиваю!" И просит побольше говорить учеников. Ведь по отношению к русскому языку и литературе может быть любовь, а у учителя Николая Чурилина - страсть.

"Я бы хотел, чтобы была не любовь к запятым, и не к точкам с запятыми, а к языку, к устному и в письменной форме", - говорит учитель русского языка и литературы Таллиннской гуманитарной гимназии, обладатель Пушкинской премии в номинации "Учитель русского языка как родного" Николай Чурилин.

В его случае, на бал прямо с уроков. Вручить Пушкинские премии лучшим в Эстонии педагогам-русистам приехали прямые потомки поэта. Праправнук Александр Пушкин, его супруга Мария-Мадлен Пушкина-Дурново. Их русский язык с французским акцентом. И оба честно признаются, что в Брюсселе, где живут, пришлось записаться на курсы. Потому что русской грамматике - век живи, век учись.

"Теперь мы снова говорим неплохо по-русски, но все же у нас акцент и много слов не знаем, потому что у нас мало практики. Мы бы не хотели, чтобы дети, которые живут тут, не забыли русский язык и русские корни", - сказал праправнук Александра Пушкина Александр Пушкин.

Организаторы церемонии Институт Пушкина и фонд "Русский мир" чету Пушкиных, безусловно, узнают в лицо. Но для посвященных, есть еще номер в родословной.

- У каждого Пушкина есть номер. У меня это 242, кажется. А мой муж?

- Я не помню!

Но все, кто в зале, генеалогическое дерево поэта, кажется, знают наизусть.

Прадед Пушкина, Абрам Петрович Ганнибал, 20 лет был комендантом Ревеля, нынешнего Таллина. Здесь родился дед Пушкина. Сам великий поэт никогда в Эстонии не был, но местным литературоведам всегда хотелось думать иначе.

В начале прошлого века в спорах родилась легенда: будто Александр Сергеевич тайно бывал в Эстонии, когда был сослан в Михайловское. В одном из альманахов даже появилось стихотворение под названием "Пушкин в Ревеле". Документально доказать ничего не удалось, но верить до сих пор очень хочется.

Андрей Красноглазов, руководитель Института Пушкина в Эстонии, рассказал: "Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы он здесь был, чтобы можно было прийти и сказать: "Вот, здесь сидел Александр Сергеевич, или вот, он сидел здесь и смотрел на это здание". Пока этого нет, но очень бы хотелось".

Про великое литературное наследие и богатство языка Пушкина в Таллине, конечно, тоже говорили. Получилось опять о работе. И становится понятно, почему в конкурсной программе появилась новая номинация "Русский язык, как дело жизни".

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=345731

 

Национальность имеет значение

 

«Мне от предков, коренных белорусов, досталась фамилия Коледа. Я, двое моих сыновей и четверо внуков очень дорожим своей фамилией. Расскажите, как она образовалась

Петр Коледа, Борисов».

«Интересует происхождение фамилии Коле(я)да.

Семья Кобзевых, Слуцкий район; Александра Супрунчик, Столинский район».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Колядой в народе называют тех, кто поет колядные обрядовые песни во время обхода соседних дворов. А также тех, кто родился на Коляды. Коляда — старинный религиозный праздник. В эпоху дохристианских (языческих) верований человек поклонялся не только Богу, но и культовым (обожествленным) природным объектам, таким как солнце, вода, камень... Славянские языческие боги Род, Стрибог, Сворог, Дажбог, Святовит, Ярила, Хорс, Купала — все это разные названия солнца. У белорусов к числу божеств солнца относилась и Коляда. Праздник приходится на период зимнего солнцестояния.

«В деревне Грива Смолевичского района, откуда я родом, большинство жителей носят фамилию Зыгмантович. Я встречал написание этой фамилии как Зигмантович и Зыгмунтович. Хотелось бы узнать, как она произошла. А также любопытно происхождение фамилии Борисенко.

В.Зыгмантович, Червенский район».

— В основе фамилии Зыгмантович личное имя Зыгмунд — польский вариант готского имени Сигизмунд (от «сигис» — победа и «мунт» — помощь, защита). В сочетании с суффиксом —ич означает «сын, потомок Зыгмунда».

Борисенко — сын, потомок Бориса. Имя Борис истолковывается как сокращенный вариант древнего славянского двухсоставного имени Борислав (от борьба и слава — «тот, кто добывает славу в борьбе»). От основы этого имени образовано множество фамилий: Борис (–ов), Борисевич, Борисенко (–в), Борисюк, Бориска, Борисик, Борисейко, Борущук, Борко, Борусь, Борун, Борута, Боруля, Борушка, Борченко, Борчик и многие другие.

«Помогите выяснить происхождение фамилий Бичан и Чечетко. Первая фамилия распространена в Гомельской области, вторая — на Гродненщине.

Тамара Бичан, Осиповичи».

— Фамилии Бичан предшествовало прозвание Бич, которое закрепилось и в качестве фамилии. В основе этих образований известное современному белорусскому языку слово «бiч» — «ударная часть цепа», «ременная или веревочная часть бизуна, пуги». Но прозвание и фамилия заключают в себе иной смысл. Как свидетельствуют местные старожилы, «бiчамi называлi жыхароў, якiя выраблялi бiчы да цэпа» («Слоўнiк беларускiх гаворак паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча»). В некоторых белорусских говорах можно услышать выражения «голы, як бiзун», «голы, як бiч» (очень бедный). Это значение также могло быть положено в основу прозвания. Суффикс —ан выполняет патронимическую функцию — «сын, потомок такого–то». От основы Бич– образованы белорусские фамилии и с другими суффиксами — Бичун, Бичанин, Биченок, Биченков.

Основой для фамилии Чечетка, несомненно, послужило слово «чечетка» (бел. чачотка). Сложность возникает при определении смысла фамилии, поскольку слово «чечетка» имеет несколько значений. В белорусском языке «чачотка» — это преимущественно название карельской березы, дерева низкорослого с шершавым пятнистым стволом и покрученными слоями, с очень твердой древесиной. На Туровщине «чачотка» — это еще и что–то густое, скрученное. В русском языке чечетка — «небольшая птичка семейства юрковых»; «женщина, которая говорит не умолкая, тараторка»; «быстрый танец с частым и дробным постукиванием ног».

Прозвание или фамилию Чечетка человек мог получить по ассоциации с березой — «низкорослый, коренастый», а также по ассоциации с птичкой — «словоохотливый». Таким образом, смысл фамилии зависит от того, кем был по национальности ее первый носитель — белорусом или русским. В Беларуси фамилии Чечетка, Чечеткин очень редкие

«Фамилия Отока досталась мне от мужа. Сколько я ни пыталась узнать, что она означает, безрезультатно. В японском языке есть слово «отоко», которое обозначает мужчину–«гейшу». Вряд ли наши предки имели какое–то отношение к Японии и тем более к гейшам. Помогите узнать, откуда же произошла наша фамилия.

Галина Отока, Волковыск».

— Фамилия Отока (бел. Атока) обнаруживает связь с диалектными словами «аточкi», «атокi» — «внутренний жир, лой». Предшественником фамилии было прозвание тучного человека Атока.

Жду ваших писем. До встречи! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/97692/

 

Шандра обыкновенная Или что означают фамилии украинских политиков



Экс-кандидат в президенты Украины Сергей Тигипко во время предвыборной кампании активно эксплуатировал собственную фамилию, создавая с ее помощью имидж. Он не раз заявлял, что «тыгыпнуть» на украинском раньше означало «сильно ударить», и он намерен оправдать фамилию. Мол, и он – личность сильная. Подумали: а почему бы и других политиков не «разложить по буквам», не поинтересоваться, что значат их фамилии и насколько они их оправдывают?

За помощью журналисты обратилась к специалистам Бюро лингвистических экспертиз (БЛЭ) Института языкознания Национальной Академии наук Украины, которые занимаются анализом фамилий профессионально. Однако использовали и другие версии происхождения фамилий, которые обнаружили на специализированных сайтах в интернете.

Предупредим сразу: мы не пытались истолковать «простые» фамилии, значение которых очевидно: вроде Ахметов, Борисенко, Волков или Грач. Даже такие, как Богословская, Губский, Довгий или Левочкин, мы решили не трогать. Нас интересовали прежде всего фамилии «туманные».

Некоторые заинтересовавшие нас фамилии оказались «затуманены» настолько, что «расшифровать» их оказалось не под силу даже ученым. Так что их носителям – например, депутату от ГАК Александру Пабату или главе «Киевпасстранса» Николаю Ламбуцкому – предстоит сильно потрудиться, чтобы выяснить, почему же их род так назвали.

Было такое имя

Кинах, Евлах, Каськив – эти, на первый взгляд, странные фамилии на самом деле оказались производными от имен, которые сегодня практически не встречаются.

Например, глава земельной комиссии Киевсовета Алексей Евлах носит фамилию, которая повторяет просторечную форму церковного имени Евлампий, или Евласий (греч. eulampion – «хороший свет»). Фамилия экс-премьера и нардепа-регионала Анатолия Кинаха тоже повторяет разговорную форму крестильного имени древнегреческого происхождения Конон.

Фамилия депутата-«нунсовца» Владислава Каськива образована от латинского мужского имени Касьян, точнее, от его просторечных форм – Касько, Каська. А украинская фамилия Нестора Шуфрича произошла от румынизированного мужского имени Шуфря (производное от крестильного имени Софрон).

Кто-то из предков Степана Гавриша явно был крещен как Гаврила (др.-евр. – «божественный воин»), но родные называли его Гавриш (украинская разговорная форма имени). Если же его предки из России, возможны и другие толкования. Например, под Курском «гаврить» означает «делать кое-как», а в северных говорах России «гаврить» – «пачкать».

А Кильчицкая не в родстве ли с гетманом Сагайдачным?

Фамилия замглавы КГГА Ирэны Кильчицкой – трансформированная форма украинской фамилии Кульчицкая. Так могли назвать выходцев из населенного пункта Кульчицы на Львовщине или Кульчихи на Тернопольщине. Кто знает, может, Ирэну Реонольдовну связывают родственные узы и с другими известными выходцами из Кульчиц – гетманом Сагайдачным, например, или с «отцом» кофе по-венски Юрием Кульчицким (Шелестовичем)? Хотя сейчас Ирэна Реонольдовна редко говорит на украинском языке. Непосредственный шеф Кильчицкой, мэр Киева Леонид Черновецкий, судя по фамилии, тоже имеет корни в Западной Украине. Его фамилия образована от названия облцентра Черновцы или одноименного села в Винницкой области.

Родина предков Тимошенко – Турция?

Есть мнение, что родиной предков Юлии Тимошенко может оказаться... Турция. Специалисты БЛЭ полагают, что девичья фамилия «свежеотставленного» премьера – Григян – образована от армянского или румынского имени Григор, Григ (по-гречески – «бодрый»). Юлия Владимировна и вправду чаще всего выглядит бодро. Но армяне говорят, что фамилия Григян может происходить от названия турецкого поселка Крик. Дело в том, что в армянской транскрипции девичья фамилия Тимошенко звучит как «Крикян». Да и поселок Крик расположен как раз в той части Турции, которая до XX века была территорией Армении (как и ныне турецкая гора Арарат, которая до сих пор считается символом Армении).

Виктор благодушный уступил место «подарку от Бога»

Как-то так вышло, что фамилии наших президентов никак не подходят лидерам нации. Кравчук – «потомок портного». Кучма – украинская фамилия, которая произошла от клички. Кучмой в Украине называли мохнатую меховую шапку или копну волос на голове. Возможно, такое прозвище получил человек со всклокоченными волосами.

Фамилия Ющенко образовалась от мужского имени Юшко, разговорной формы украинского крестильного имени Юхим (Ефим). Ефим в переводе с древнегреческого означает «благодушный». Согласитесь, что-то есть, хотя определяющими у президента должны быть несколько иные качества.

Янукович – фамилия белорусская. О том, что род Януковичей происходит из белорусского села Януки, говорилось неоднократно. Однако ученые полагают, что фамилия нового президента пошла от мужского имени Янук – разговорной формы имени Ян (западнославянский аналог Ивана). Ян в переводе с древнееврейского – «бог милосердный», Иван – переводят как «Бог даровал». А может, и село назвали Януками потому, что там было много «дарованных Богом» Янов.

Им на роду написано

Виталию Кличко, что называется, на роду написано быть лидером и звать за собой остальных. Его фамилия произошла от прозвища «кличко», которым награждали «того, хто кличе». Сегодня Кличко «кличе» за собой и киевлян, недовольных политикой мэрии, возглавляет в Киевсовете блок своего имени, непобедим он и на ринге.

Можно найти предопределенность и в поведении спикера Владимира Литвина. Прозвище «литвин» в старину давали в Украине белорусам, литовцам и даже украинцам из приграничных земель. Может, именно эта «генетическая память» мешает спикеру точно определиться, с кем он, и заставляет постоянно метаться?

Пынзенык – фамилия украинско-польского происхождения. Возможно, связана с польским «pedzic» – быстро бежать. А может – с польским «pinda» – заумный, напыщенный человек. В прошлом году он подал в отставку (быстро и решительно ушел) с поста министра финансов.

А вот певице-министру Оксане Билозир явно по наследству досталась красота. Специалисты БЛЭ полагают, что фамилия произошла от украинского «білозір» – красавец. Однако в интернете встречается версия, что «белоглазыми», «белоглазами», наоборот, называли людей с бельмом на глазу.

Шандра обыкновенная

Фамилия и.о. главного по чрезвычайным ситуациям – Владимира Шандры – может быть образована от венгерского имени Шандор (разговорная форма – Шандра). десь тоже прослеживается что-то кармическое: глава МЧС – в некотором роде «защитник людей».

Правда, есть и вторая версия: фамилия произошла от названия лечебного растения шандра, препараты из которого обладают отхаркивающим, желчегонным и вяжущим действием.

В роду у Виктора Балоги наверняка были левши. Его фамилия – это не что иное, как диалектное слово «балога» – «левша». Так вот, оказывается, в чем дело!

Фамилия заместителя мэра Дениса Басса явно связана с музыкой. Произошла либо от немецко-еврейского «басс» – «контрабас, певец-бас», либо от украинского «бас» в том же значении. В любом случае так могли назвать либо человека с зычным голосом либо музыканта. Было, впрочем, и крестильное имя Басс, которое давно вышло из употребления.

Глава комиссии Киевсовета по вопросам собственности Владимир Дейнега ведет род от украинских козаков. «Дейнеками» во второй половине XVII в. называли селян, которые принимали участие в восстании на Левобережной Украине, вооруженные крючьями и дубинами.

А вот фамилия сразу двух депутаток Киевсовета от Блока Черновецкого – Аллы Шлапак и Виталины Шлапак – образована от обидного прозвища. Слово «шлапак» имеет два значения: старый растоптанный башмак и раззява, «тюхтя».

Источник: http://dozor.kharkov.ua/zhizn/prikoly/1056933.html

 

Себекнеферу — первая женщина-фараон

 

Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит… 

И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один — удачно выйти замуж. Лучше всего, за фараона, и не просто выйти замуж, но ещё и стать его главной супругой или хотя бы матерью царского наследника (и впоследствии — регентшей при его малолетстве). Но ещё лучше, овдовев, самой стать фараоном

История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней — чуть позже, а пока — о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.

Мернейт (Раннее царство, 3000—2890 годы до н.э.) — супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бóльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая

Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.

Хенткаус (I) (IV—V династии, Старое царство) — супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью — непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса — изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.

Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней — легенда.

Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777—1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное — Себекнеферу и тронное — Себеккара.

Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831—1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.

Именно во время её правления, считает Головина, появился феномен царствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, — пишет Вера Головина, — которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон — это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола — одного из древнейших божеств египетского пантеона. Это был воинственный владыка дневного неба с глазами — Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди — звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. <...> Фараон — это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».

Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции — феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Один из самых наглядных примеров — надпись на одной из её статуй: «Нефрусебек, любимая [=форма ж. р.] городом Шедит, царь [= м. р.] Нижнего и Верхнего Египта, Нефрусебек Шедитcкая, да живёт она [=ж. р.] вечно; обе владычицы, дочь [=ж. р.] Ра; владычица [=ж. р.] Обеих земель [=Египта]; Хор [м. р.] — владыка [=м. р.] Дедет-аху, Хр..т [=изобретённая (!) женская форма мужского имени Хор], любимая [=ж. р.] богом Ра».

Эти нерегулярности можно объяснить необычностью задачи, с которой столкнулись египтяне при изображении и описании женщины-фараона, а также их неуверенностью, в каком именно облике царица-фараон должна представать в общественном сознании. Проще говоря, они были в полном недоумении.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, — это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния — сарафана — на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти — гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.

Источник: http://www.chaskor.ru/article/sebekneferu_-_pervaya_zhenshchina-faraon__15660


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное