Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"

__________________________________________________________

.

В Архангельске пройдет конференция "Генеалогия на Русском Севере: связь с общественными науками"
∙ .
∙ .
В Архангельске началась подготовка к научной конференции "Генеалогия на Русском Севере: связь с общественными науками", которая состоится 10-11 сентября 2008 года, сообщает Интернет-газета "Православие на Северной земле".


По мнению организаторов конференции, в настоящее время ужасающими темпами продолжают разрушаться традиционные российские ценности: семья, духовность, вера. Их сохранение не возможно без трепетного отношения к истории своего рода, понимания роли и значения семьи в жизни государства и общества.


Как сообщила кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения, член оргкомитета Людмила Попова, инициаторами научной конференции выступили Администрация Архангельской области, Северное историко-родословное общество, областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова, Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Архангельский центр РГО РАН, Краеведческая ассоциация Архангельской области. Конференция приурочена к 10-ти-летию Северного историко-родословного общества. Приглашаются
как отечественные, так и зарубежные исследователи.


"На конференции планируется работа нескольких секций: северные родословия, история генеалогии в лицах: северные биографии в истории культуры (XVII-XIX вв.), генеалогия и Ломоносов, генеалогия в кругу гуманитарных и историко-культурологических наук, генеалогические и топонимические легенды", – отметила Л.Попова. "До начала конференции будет издан сборник научных статей, посвященных темам, заявленным в названии секций", – подчеркнула член оргкомитета конференции.

Русская линия

Источник: http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=175361


.
Сыктывкарские дошколята и их родители ищут свои исторические "корни"
∙ .
∙ .
В детских садах столицы Коми полным ходом идет акция "Моя родословная".

Как сообщила "Комиинформу" начальник информационно-методического отдела управления дошкольного образования мэрии Елена Коданева, в Сыктывкаре акция проходит второй год и направлена она на поиск исторических "корней".

Сейчас родители и их дети заняты работой над проектом "Герб семьи" и составлением генеалогического древа, после чего в каждом садике определят семью, справившуюся с заданием лучше всех. 3 марта их работы начнет рассматривать городское жюри, а в начале апреля "ячейки общества" выступят с презентацией своей семьи.

"В прошлом году около 60 семей заглянули в свою историю, а четыре семьи составили свою родословную аж до 17-го поколения. В этот раз мы ожидаем неменьшее количество участников, ведь для детей и их родителей это действительно увлекательное занятие", - отметила Елена Коданева.
Отличительной особенностью нынешней акции станет то, что она проводится в Год семьи, поэтому на этот раз будут награждать не только победителей, но и семьи, дети которых активно принимают участие и занимают призовые места в городских мероприятиях.

. Всего в Сыктывкаре функционирует 51 городской детский сад.

Источник: http://www.komiinform.ru/news/47002/


.
Родокопатели
∙ .
∙ .
Среднестатистический россиянин, построив дом и родив сына, пытается взрастить генеалогическое дерево. Исследование "Итогов" показало, что откопать благородные корни значительно проще и дешевле, чем рабоче-крестьянские
.
Частные генеалоги сегодня предлагают не только восстановление истории семьи, но и оформление ее в виде многотомной энциклопедии
.
Всероссийская генеалогическая выставка открылась на прошлой неделе в Угличе. Событие знаковое - российские иваны, не помнящие родства, внезапно воспылали интересом к своим корням. Сейчас для поиска этих самых корней появилась масса возможностей: от самостоятельного изучения родословной до профессионального исследования генеалогического древа вплоть до издания семейной энциклопедии, сравнимой по объему с Малой cоветской.
Не помнящие родства
Как-то летом, отдыхая у друзей в Праге, я получила приглашение на вечеринку по поводу возвращения ключей от родового гнезда ничего не подозревающему американскому тинейджеру. "Графскими развалинами" оказался весьма внушительный замок, и новоиспеченный владелец, еще не до конца веря своему счастью, решил устроить в нем party. Факт того, что он оказался потомком знатного чешского рода, выяснился благодаря целеустремленности его родителей. Те, воспылав интересом к своей генеалогии, засыпали запросами различные
инстанции, собрали необходимые документы и в итоге вернули свой родовой титул, а также "ничего-себе-домик" на берегу Влтавы. Хорошая прибавка к американской пенсии.

.
Современный человек больше не гонится за дворянским происхождением, а просто хочет знать историю своей семьи, какой бы она ни была.

.
Представить подобный сюжет в России пока невозможно. Даже обладая фантазией. Ну, может, и вернут какой-нибудь купеческий особнячок в аварийном состоянии, но исключительно из жалости к строению - вот-вот разрушится в пыль. Но вот восстановить свое генеалогическое древо стало не то чтобы легко, но в принципе возможно. "В своем желании иметь генеалогическое древо человек преследует несколько целей. Некоторые - чисто меркантильные интересы, например, хотят найти деньги, вложенные в досоветское время в какой-то банк,
восстановить принадлежность к известной фамилии. Так, одной моей заказчице удалось установить родство с известнейшей купеческой династией Шустовых. И она получила с производителей одноименной продукции материальную компенсацию. Но гораздо важнее, на мой взгляд, духовный аспект. Ни одна религия не обходится без поклонения предкам", - рассуждает Дмитрий Панов, генеалог-профессионал.

.
.
Отученные за советские годы от любви к предкам, россияне совсем недавно начали вновь оценивать потенциал генеалогии. И дело не только в том, что захотелось четко и с ясными глазами отвечать на вопрос: "Кто твой прадедушка?" Но и иметь практическую цель: для медико-генетического анализа, на предмет реституции, для вступления в какой-либо закрытый клуб (например, дворянское собрание), нахождение "нужных" корней для более легкой эмиграции и т. п.

А кроме того... "Знание своих корней всегда считалось признаком высокой культуры человека, - говорит "Итогам" один из руководителей московского генеалогического агентства "Семейный архив" Тамара Приходько. - Иной раз интерес к истории собственной семьи выливается в настоящее исследование. А если, составляя родословную, обратить внимание и на важные сохранившиеся свидетельства прошлого, то можно составить целую энциклопедию, что мы и делаем. Человек может изменить свое имя, свой социальный статус, свое окружение,
но изменить линию своих предков ему не дано".
.
.
Наука искать

На Руси родословные росписи появились в конце XV века, а ведение метрических книг во всех церковных приходах стало обязательным с 1799 года. Самые старые из ревизских сказок датированы 1720 годом. Генеалогические исследования были практически прекращены в России в 1917 году. Возрождение российской генеалогии началось лишь после 1986 года. Условно генеалогов можно разделить на три группы: академических ученых, которые занимаются генеалогией как научной дисциплиной; тех, кто увлечен ее общественным и просветительским
аспектом; и работающих на частных заказчиков.

Сегодня генеалогия уже вышла из разряда модных увлечений, став нормальной потребностью образованного человека. Причем большинство людей хотят узнать истинную родословную, а не придумать себе прадедушек - из прибалтийских баронов и гвардейских поручиков, что было остромодным на волне новорусского угара. "Десять лет назад к нам обращались чаще всего в поисках предков-дворян, - рассказывает президент Российской генеалогической федерации Станислав Думин. - Теперь активно изучают генеалогию всех сословий, и представление
о том, что родословная есть у любого человека, вдохновило на интерес к своим предкам и многих из тех, кто прежде считал, что изучать ему просто нечего". По словам исследователей, шанс обнаружить у себя дворянское происхождение есть у многих россиян. Ведь до революции в России было около миллиона дворян, более ста тысяч дворянских родов.

.
.
Впрочем, проследить в архивах крестьянскую ветвь намного сложнее, чем благородную. Именно поэтому нечистоплотные генеалогические агентства, работающие по заказам частных лиц, иногда просто берут с потолка имена, даты, факты и архивные ссылки на них. Но это, говорят специалисты, "болезни роста". Такие подделки почти невозможны в Европе и США, хотя увлечение семейной генеалогией там имеет несравнимые с нами масштабы. На сегодняшний день большинство западных архивов оцифровано и даже выложено в открытый доступ
в Интернете. А в США свободно продаются компакт-диски с генеалогической информацией о более чем 150 миллионах человек. Пока об этом в России приходится только мечтать.

Подобные запросы "по дедушкам" у нас в стране исполняет каждый второй федеральный и почти каждый областной архив. Федеральному архивному агентству принадлежат 14 федеральных архивов, а также 240 государственных архивов и центров хранения документации, насчитывающих в общей сложности более полумиллиарда единиц хранения. Трудности генеалогических раскопок в России связаны не столько с плохой сохранностью документов, сколько с отсутствием полноценного научно-справочного аппарата для поиска. Не во всех архивах есть
электронные каталоги документов, часть их недостаточно детализирована, а часть вообще не описана. Многое из фондов вычищали по идеологическим соображениям в 30-50-х годах.

.
.
"Сложности изысканий в нашей стране в целом успешно преодолеваются. Но мешают чисто административные заморочки. Так, до сих пор не могут построить нормальные архивные хранилища в Смоленске и Калуге. А ведь документы действительно могут погибнуть, как это случилось в Каменец-Подольском уже в наше время", - говорит Дмитрий Панов. Есть регионы, что называется, благодатные для поиска: там сохранились архивы, исповедные ведомости, метрические книги, ревизские сказки, дворянские родословные книги. Это север России,
Урал, Средняя Волга, области близ Москвы. Проблемные регионы - юг и запад СНГ. В неважной сохранности архангельский и свердловский архивы, а здание полтавского архива было разрушено прямым попаданием авиационной бомбы.

Ребусы прошлого

Среднестатистический заказчик генеалогического расследования - это человек лет сорока, для которого одной из главных ценностей является его семья. И если желание и возможности сходятся, то потомкам достается неоценимая память об ушедших поколениях, увековеченная историками. Многие сами начинают проводить исследование и обращаются в фирмы, имея уже довольно большой накопленный материал и готовые конкретные вопросы и задачи.

.
"К нам в основном приходят потомки раскулаченных крестьян, - говорит Тамара Приходько. - Хотя ничего странного в этом нет. Желание зарабатывать деньги своим трудом возвращается через поколение. Все передается через гены: не только внешние качества, но и воспитание, отношение друг к другу. Я постоянно говорю своим клиентам: вашу историю сочиняет семья, а мы лишь записываем. Подчас невольно раскрываются семейные тайны, которые кто-то хочет узнать, а для кого-то это табу. Есть вещи, выяснив которые, мы не публикуем
и "стираем" их из памяти потомков, так сказать, немного корректируем историю. Конечно же, с волеизъявления заказчика. Однажды, словно в детективе Дарьи Донцовой, я принимала душ, вдруг в голове все сложилось, факты сошлись - и я разгадала тайну того, кто являлся настоящими родителями моей клиентки. Родственники были в шоке, кто-то не верил, а кто-то так и не смог поверить. Почти все заказчики требуют предоставить им доказательства достоверности и обеспечить конфиденциальность полученной нами информации. В своих
энциклопедиях мы обязаны указывать архив и адреса, куда любой член семьи может обратиться".

.
Самыми интересными фигурами оказываются дедушки и бабушки заказчика. Однажды клиенту сказали: ваша семья существует только благодаря деду, который спас своих детей, а сам был репрессирован и погиб. Часто встречаются истории, когда в одной семье уживались совершенно полярные по происхождению и вере люди: она - глубоко верующий человек, он - с церквей колокола сбрасывал; она - дворянка, он - красный командир, хранящий наган под подушкой. И ничего - жили, детей наживали. Тоже случай: ему было 35, жена и пятеро
детей. Всего за несколько лет умирают все - он остается один. Казалось бы, жизнь кончена. Но нет - новая свадьба, новая жена и 7 детей (!). Истории приходится раскручивать такие, что почти каждая достойна пера драматурга. Вот, скажем, никак не находилась одна немецкая фамилия. Ну нет такой в саратовских архивах, и все тут. И вдруг внук вспоминает, что мелькал в семейных документах город Ташкент. Заглянули в учебник истории. В 1860-е годы Россия начала присоединять Туркестан, и этой операцией с 1867 года руководил
генерал Кауфман, немец по происхождению, ставший генерал-губернатором Туркестана. Тогда же он бросил клич, и поволжские немцы поехали осваивать тамошние земли. Внук (которому сейчас уже 65 лет) поднял старые письма и записи, разыскал адрес ташкентских знакомых. Люди откликнулись. Причем простая женщина, швея, далекая от истории и генеалогии, "копала" архивы почти 3 месяца и нашла! В 1893 году в метрической книге лютеранской церкви обнаружилась запись о рождении искомой девочки Эллы. Оказалось, что бабушка заказчика
всю жизнь прожила в Узбекистане, хотя всем говорила, что родилась в Саратове. К немцам в те времена относились подозрительно, возможно, ей хотелось скрыть свое происхождение. В какой-то момент она второй раз вышла замуж, поменяв фамилию Шульц на русскую, и вместо Эллы стала Ольгой.

.
Решившись поднять историю своей семьи, будьте готовы к возможным неожиданностям. "Некоторым клиентам приходится отказывать, - поясняет специалист-генеалог Армен Галстян. - И дело не в деньгах, а в психологической неготовности заказчика. Поверьте, это слишком тонкое дело. Человек должен желать этого всей душой и быть готовым рассказать нам все о своей семье, подготовить родственников". Зато, когда работа выполнена, это становится семейной реликвией. К примеру, "Семейный архив" предлагает выпустить не просто генеалогическое
издание, а целую энциклопедию семьи. Работа ведется одновременно в нескольких направлениях. Во-первых, в российских и зарубежных архивах. Во-вторых, это встречи со всеми родственниками. На место выезжает целая группа, оснащенная по последнему слову техники. О каждом из членов семьи готовится подробная энциклопедическая статья с комментариями, где объясняются непонятные термины, исторические события. В-третьих, ведется работа с семейными архивами. Переплет книг производится вручную и имеет двухсотлетнюю гарантию.
Самый дорогой осуществленный проект - восьмитомник ценой 4 миллиона рублей.

Сам себе биограф

На вопрос, как уберечься от мошенников и недобросовестных генеалогических фирм, специалисты отвечают: заняться исследованием самому. Ведь вся генеалогия зиждется на трех китах: имя, дата, место. Начните с расспросов своих родственников старшего поколения, покопайтесь в домашнем архиве среди старых документов, писем, фотографий. Если не получается, обратитесь за соответствующей информацией в органы ЗАГС, Центральный архив Минобороны в Подольске или другой ведомственный архив. Существуют различные памятные и адресные
книжки по различным губерниям, списки чиновников и офицеров, "алфавиты" по дворянам, епархиальные журналы, списки для голосования, списки населенных мест и прочее. Россия была крестьянской страной, и здесь в работе надо будет использовать основные инструменты - метрические книги, исповедные ведомости, ревизские сказки, писцовые книги. Для изучения корней чиновников, царских офицеров, дворян весьма полезным окажется изучение различных формулярных и послужных списков, губернских дворянских родословных книг. Главное
- четко знать место рождения. Тогда вероятность найти больше. Хотя, конечно, бывают и казусы: к примеру, в Санкт-Петербурге нашли сразу двух искомых людей с одинаковыми данными. Сходились имя, фамилия, отчество, время и место рождения. Кто из них - искомый, так и не установили... Большую роль играет удача: может случиться, что в архивной книге вырваны несколько страниц - вот и пробел в тридцать лет, который уже никогда не восстановить.

.
Наука не стоит на месте, и генеалогия в том числе. "Так, в последнее время разрабатываются методы генетической генеалогии. Каждый человек несет в себе своего рода "биологический документ", который не может быть утерян, - это наша ДНК. Генетическая генеалогия помогает подтвердить результаты традиционных архивных исследований, показывая, что два или более человека с одинаковой фамилией связаны родством, то есть имеют общего предка. ДНК-тесты не просто помощь в генеалогических исследованиях - это современный инструмент,
который можно использовать для того, чтобы установить или опровергнуть родственные связи между несколькими людьми", - подчеркивает Дмитрий Панов.

Кто знает, какие открытия могут быть сделаны во взаимосвязях человеческого общества. Каждый, кто получил информацию из прошлого, имеет шанс по-новому взглянуть и на свое будущее.
.
.
Фамильная археология

Найти и получить нужные архивные документы самостоятельно - дело, на первый взгляд представляющееся весьма хлопотным и даже невозможным. Начнем с того, что данные о рождении, смерти и прочая информация хранятся в архивах московских загсов 75 лет. В некоторых регионах отделы загсов хранят информацию в течение ста лет, после чего сведения уничтожаются. Данные могут быть предоставлены по запросу. Также можно обращаться в Центральный архив города, специалисты которого помогут выстроить цепочку поиска. Понятно, что
несведущему человеку трудно разобраться в структуре Государственного архива России или Украины. Кроме того, иногда непонятно, с чего начинать поиски - с исторического архива, военного или какого-либо другого. В гражданском архиве запрос обрабатывается примерно месяц. Военные архивы обозначают более длительный срок - около трех месяцев, хотя могут дать ответ и раньше. Надо понимать, что генеалогия относится к возмездным услугам, и порядок цен на услуги примерно таков: поиск необходимого человека, его адреса,
контактов, а также информация о наличии в фондах необходимых запрашиваемых сведений - 1500 рублей; анализ зарубежных баз данных генеалогических и архивных сайтов - 3000 рублей и т. д.

Источник: http://www.itogi.ru/Paper2008.nsf/Article/Itogi_2008_01_28_12_2408.html

.
История любви. Маргарита Нарышкина и Александр Тучков
∙ .
∙ .
Услышав о решении родителей не выдавать её замуж, Маргарита слегла в горячке: «Я некрасивая! Я никогда не буду счастлива!» Насчёт последнего она сильно ошибалась, хотя в тот момент имела все основания так считать.

Жену — на кон

Справедливости ради надо сказать, что родителей Маргариты понять можно. Нарышкины — одна из самых древних российских фамилий, с царями в родстве. А двадцатилетняя дочь, ещё не оправившись от первого брака, уже думает о женихах — не рановато ли? Да и не будет ли худого — уж больно несчастливо было первое замужество…

Маргариту Нарышкину выдали замуж рано, в шестнадцать лет. Подходящую партию выбирали долго, пока не остановились на генерал-майоре Павле Ласунском, человеке богатом, зрелом да к тому же некогда отмеченном милостями императрицы. Примерная дочь покорилась воле родителей: «Папеньке лучше знать». Но, как скоро выяснилось, обмануть можно и самого проницательного папеньку. Ласунский показал себя отъявленной скотиной. Положим, на его пьянство и склонность к азартным играм ещё можно было смотреть сквозь пальцы — такие
грешки числились за половиной дворянства того времени. Но когда пьяный картёжник-муж, проиграв наличные и даже имения с крестьянами, поставил на кон её, свою законную супругу, терпеть стало невмоготу. Она разрыдалась на груди своей матери. Та пришла в бешенство и подняла весь клан Нарышкиных. Ласунский скандалил, заявлял, что имеет право распоряжаться своей женой по собственному усмотрению, однако с Нарышкиными шутки были плохи. На их сторону встал император, подтянулся Святейший cинод, и в конце концов было
вынесено беспрецедентное по тем временам решение — развод. В 1802 г. Маргариту вернули родителям.

Предвосхищая подвиг жён декабристов

Жизнь текла своим чередом, пока в дом к Нарышкиным не пришёл по какой-то надобности полковник Александр Тучков. Маргарита видела его и раньше, но по-настоящему разглядела только сейчас. И это при том, что все современники сходились во мнении: «Редко в ком внешние и внутренние достоинства сочетаются в такой абсолютной гармонии, как в молодом Тучкове». Он не поверил своим глазам — казалось, что именно эту женщину он искал всю жизнь. Спустя несколько дней полковник официально просил руки Маргариты у Нарышкиных,
но получил отказ. Слёгшая в горячке Маргарита близка была к помешательству, пока не получила маленький конверт, в котором лежал голубой листок бумаги. На нём рукой полковника было написано: «Кто владеет моим сердцем ? Прекрасная Маргарита!»

Четыре года длилась их переписка. Четыре года родители Маргариты раздумывали, стоит ли довериться Тучкову. Но в 1806 г. Нарышкины наконец-то сообразили, что стоит протянуть ещё немного, и их дочь окончательно зачахнет. Да и Тучков сумел доказать, что он не мот, не картёжник и не прощелыга. Брак состоялся. И, по тогдашним обычаям, полковник подал в отставку. Как правило, прошение об отставке удовлетворяли. Но Тучковым опять не повезло — надвигалась война с Наполеоном, и полковнику не дали даже времени для медового
месяца. Но тут нарышкинский норов проявился и в Маргарите: «Коли император не даёт тебе отставки, что ж, поеду с тобой!» Неизвестно, правда, что потребовало от неё больше мужества — добиться разрешения от императора или непосредственно ехать в действующую армию. Но факты нали цо. Маргарита заказывает себе мундир и, предвосхищая подвиг жён декабристов, следует за мужем. Тогда, во время военной кампании, женщину в действующей армии невозможно было и представить… Да ещё в каких сражениях! Вот как пишет о деле при
Фридланде её муж: «Я участвовал в двух кровопролитнейших битвах. Особенно жестока была последняя, где в продолжение 20 часов я был подвергнут всему, что только сражения представляют ужасного. Счастье вывело меня невредимым из боя». После Тиль-зитского мира Тучкова, несмотря на его вторичное прошение об отставке, посылают сражаться в шведской кампании. Маргарита, не желая покидать мужа, вновь следует за ним. Только на этот раз полем битвы «за Россию и любовь» оказывается не относительно уютная Германия, а Швеция,
причём зимой. Тучкову тогда удалось рискованнейшим маршем через снега зайти в тыл шведской армии и отсечь её от Стокгольма. Можно восхищаться самоотверженностью русского солдата, но мужество Маргариты в этом походе, думается, стоит оценить гораздо выше.

«Бородино — это где-то в Италии…»

Мир со Швецией подписан, но над Европой опять нависла грозная тень «корсиканского коротышки Буонапартия». На счастье Маргариты, в короткий промежуток мира она родила сына Николеньку. Шёл 1811 г. В июле Тучков, понимая, что война будет долгой и кровопролитной, отправляет жену и сына в Москву. Накануне расставания Маргарита увидела страшный сон — на голубоватом (опять этот цвет!) листке бумаги проступила кровавая надпись: «Ton sort se decidera a Borodino» («Твоя участь решится в Бородино»). Разбудив мужа, она
в панике закричала: «Тебя убьют при Бородино! Что это такое? Где это находится?» Александр поднял голову и сонно ответил: «Полноте, милая… Бородино — это где-то в Италии, будь покойна…» О том, что от Москвы до небольшой деревеньки Бородино меньше сотни вёрст, он тогда ещё не знал…

…Семёновские флеши атакуют вот уже который раз. Силы Ревельского полка, которым командовал Тучков, почти на исходе. И вот новая атака. Солдаты дрогнули, несколько человек ринулись было бежать. Полковник, уже раненный, взял знамя: «Что, трусите, ребята ? Так я один пойду!» И пошёл. Солдаты поднялись за ним, и тут Тучкова настигла картечь.

Когда Наполеон уже бежал на Запад, в Бородино приехала Маргарита. Несмотря на свой страшный сон, она не могла поверить, что её Сашенька убит. В месиве непогребённых тел, в приторном запахе тления она искала его останки. Днём и ночью. Днём и ночью. И так — почти неделю. Смириться с потерей мужа она не могла. «Сердце моё почуяло Бога, и я научилась покорности; но рана моя не заживала никогда… Потеряв обожаемого мною супруга на поле чести, я не имела даже утешения найти останки его. …Ни в чём другом отрады не нахожу,
как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой» — так пишет она императору Александру. Тот даёт на храм 10 тыс. руб. — ровно половину суммы. На другую половину Маргарита достаёт средства, продав почти все свои имения и усадьбы, оставив только на жизнь и воспитание Николеньки. Сама же остаётся в монастыре, который вырос вокруг Спасо-Бородинского храма.

Игуменья Мария, некогда Маргарита Тучкова, пережила мужа на 40 лет. Она оставила по себе не только потрясающую историю любви и самоотверженности, не только храм и монастырь. Она открыла сёстрам секрет особого нарышкинского хлеба, которым было принято поминать усопших. Сейчас этот хлеб называют бородинским.

Константин КУДРЯШОВ

Источник: http://www.aif.ru/society/article_prmid_dta136640.html


.
. Из безвестного древнего рода
∙ .
∙ .
С крушением советского строя в нашем обществе началась идеализация дворянства, в особенности титулованного. Если в старых, доперестроечных кинофильмах и книгах лучшие человеческие качества, как правило, воплощал в себе простой рабочий человек, а «буржуи» и дворяне являлись носителями злого начала, то в современных все обстоит совершенно иначе: пролетарии или вообще в них отсутствуют, или представлены в самом невыгодном свете, в то время как их классовые враги призваны вызывать горячую симпатию. Знак минус поменялся
на знак плюс. Многие бросились отыскивать в своих родословных, не простиравшихся раньше далее второго колена, следы «благородного происхождения», и кое-кто весьма в этом преуспел.


А между тем принадлежность к тому или иному сословию вовсе не означает наличие каких-то особых черт характера, и уж тем более нравственных качеств.

Возьмем лишь один, далеко не единичный пример. Вряд ли кто-то из читателей слышал о князьях Шелешпанских. Даже такой признанный знаток дворянской генеалогии, как составитель «Российского родословного сборника» П. В. Долгоруков, полагал, что род этот, восходящий к XVI Рюрикову колену, вымер еще в XVIII веке. На самом же деле он продолжал существовать вплоть до 1870-х, владея поместьями, причем не где-нибудь на окраинах Российской империи, а, можно сказать, в самом центре ее – в Костромской губернии. В пореформенные
времена, когда прежние барские владения стали одно за другим переходить к купцам-промышленникам и мужикам-кабатчикам, князья Шелешпанские довольно быстро перешли в разряд оскудевших, разделив судьбу многих своих собратий.

Но вот что самое поразительное: за пятьсот лет существования этот род не дал ни одного мало-мальски известного государственного деятеля, военачальника или даже придворного, не говоря уже о писателях, художниках и вообще людях искусства! Перерыв целые горы мемуарной литературы, крайне трудно отыскать даже простое упоминание о них. Забившись в свой медвежий угол, князья Шелешпанские жили неведомой за пределами ближайшего околотка жизнью, где главное место уделялось псовым охотам, многодневным попойкам, иллюминациям,
фейерверкам и прочим столь же полезным занятиям.

О нравах, царивших в среде окрестных помещиков, дает представление дневник Карла Майера, служившего в 1830-е годы управляющим в имении князя Л. В. Шелешпанского. Вот одна из красноречивых выдержек из него: «На двор Лагунова забежала борзая собака соседа и бросилась на домашнюю. Чужую убили. Через три дня Лагунов пил чай на террасе; на двор въехал соседский доезжачий (старший псарь. – А. И.) и, не снимая шапки, говорит, что барин приказал сказать, что ты убил у него собаку, за это он сегодня сжег у тебя мельницу
и в ней мельника с семьей, так что: ты миру просишь или продолжать станешь? Просили миру. Съехались с охотами и псарями в поле, на ничьей земле праздновали мир три дня...».

Там же, немного ниже, следующая запись: «...давали за Злодея и Вихру (собачьи клички. – А. И.) пятьсот рублей ассигнациями да две дворовые семьи на выбор. Злодей муруго-пегий, татарский, больно хорош. Не продали». Оно и неудивительно: в российском феодальном захолустье хороший пес ценился не в пример выше дворовых людей, о чем писал еще Грибоедов, рассказывая устами Чацкого о Несторе «негодяев знатных», окруженном толпою слуг:


Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали; вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!


В усадьбе Шелешпанских имелось собачье кладбище с настоящими памятниками и мраморными плитами. На некоторых, особенно дорогих для хозяев могилах красовались вырезанные на камне эпитафиии вроде нижеследующей: «Я, Карай, сын благородных родителей Вьюги и Поражая, покоюсь на сем месте. Моя жизнь была недолгой, но счастливой; слава же моя есть и будет вне сравнений. Не было мне равных в искусстве доставать зверя. Все возносили мне хвалы за способность брать матерого волка с первой угонки и сразу по месту. Смерть
моя жестоко опечалила Солигаличский уезд и всю губернию».

Кстати сказать, в свое время князь приказал своему крепостному живописцу Филофею Сорокину написать портрет упомянутой Вьюги, родительницы достославного Карая. Не лишенный таланта и человечности художник изобразил на первом плане борзятника (псаря, ведавшего борзыми) Ивана Рябова, а в левой нижней части картины – собаку, вытянувшую к нему голову в ожидании ласки. Князю это не понравилось: «Я ему, дураку, суку велел срисовать, а не Ваньку. У Вьюги щипец (морда. – А. И.) ангельский, а у Ваньки – харя! На нее любоваться?».

Однако его ничуть не смущало то, что мифологические персонажи, изображенные тем же Филофеем Сорокиным на стенах так называемой Античной гостиной барского дома, имели вполне узнаваемые лица из числа княжеской челяди. Там можно было встретить и кентавра со стриженной в скобку головой и нательным крестом, и скуластого фавна с нелепо торчавшими из головы коровьими рогами, и курносую вакханку с лицом одной из дворовых девок, и самого князя, повелевшего изобразить себя в виде бога виноделия Диониса с виноградной гроздью,
свисающей возле правого уха!

Это был замкнутый мирок, населенный исключительно туземцами, и он, их господин, правил здесь безраздельно. Его власть над холопами была почти божественной, и князь мог позволить себе любые причуды. Впрочем, они не заходили дальше оголтелых псовых охот и праздных забав. Никакими особенными злодействами Л. В. Шелешпанский не прославился и кончил тем, что, разорившись, скрылся от долгов в неизвестном направлении, оставив навсегда пустым приготовленное для него место в семейной усыпальнице.

Куда более долгую и страшную память о себе оставила другая представительница того же рода, обитавшая в конце XVIII – начале XIX столетий в соседнем Чухломском уезде и прозванная за свои злодеяния чухломской Салтычихой. Ее муж отставной капитан князь А. С. Шелешпанский в 1791 году переселился из Петербурга в унаследованное от отца костромское имение Тимошино, заняв должность уездного судьи. К тому времени он уже лет десять как был женат на Анне Степановне Верховской, также происходившей из костромских дворян,
и успел прижить с нею восьмерых детей.

От деревенской ли скуки или уступая порочной наследственной склонности, княгиня пристрастилась к горячительным напиткам, и, по словам ее современника и соседа, «начинается вскрытие женской натуры самой свирепой, отвратительной и позорной». Зрелище чужих истязаний и мук доставляло ей неизъяснимое наслаждение: в течение шестнадцати лет она до смерти засекла 18 человек, не говоря уже о каждодневных жестоких побоях дворовой прислуги. Не раз доведенные до отчаяния люди пытались жаловаться на свою госпожу, но выборные
должности судьи, исправника и уездного предводителя дворянства занимали ее ближайшие родственники, включая мужа, поэтому все оставалось шито-крыто.

В конце концов нескольким крепостным удалось бежать из усадьбы и добраться до Петербурга, где они смогли подать жалобу самому императору Александру I, который распорядился произвести строжайшее расследование. В результате злодейку-княгиню заключили в монастырь, а через два года, по словам того же современника, «ни с того, ни с сего у ней лопнул живот, вышли потрохи, и фурия умерла в страшных мучениях». Конец почти сказочный, но, по-видимому, достоверный. Остается приписать эту смерть, как это делает рассказчик,
божественному правосудию, оказавшемуся, как всегда, куда более справедливым, чем человеческое. Вот и все, чем древний княжеский род Шелешпанских запечатлел в истории свое имя.

В наше время невесть откуда появились новоявленные графы и князья с претензией на принадлежность к сомнительной «элите». Живи эти люди в начале 1920-х годов, в эпоху диктатуры пролетариата, когда ценились исключительно рабоче-крестьянские корни, вероятно, они с легкостью обнаружили бы у себя таковые, но сегодня в почете «голубая кровь», и если других поводов для гордости нет, желательно иметь хотя бы этот. Однако мы убедились, что громкий титул ни в коей мере не свидетельствует о подлинном благородстве, так
же как потомственная принадлежность к профессиям слесаря или молотобойца отнюдь не гарантировала несгибаемую верность идеям пролетарской революции. Так стоит ли творить новые мифы, которые, право же, ничем не лучше старых?


Источник: //www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10247879@SV_Articles" class="hft-urls">http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10247879@SV_Articles
.
∙ .

________________________________________________________________________

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Наталья Рыбалкина


В избранное