Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"

__________________________________________________________

САМ СЕБЕ ГЕНЕАЛОГ

Материалы рубрики читайте в архиве рассылки Программы «Российские династии» http://subscribe.ru/catalog/archive.fhpevfyjd
от 25.10.2007, 8.10.2007, 1.04.2007, 10.04.2007, 24.03.2007, 28.01.2007, 4.02.2007, 11.02.2007, 18.06.2006.
Если у Вас нет времени или недостаточно квалификации для самостоятельного восстановления собственной родословной или исследования языкового происхождения фамилии, специалисты нашей Программы сделают это за Вас.


Автор: Александр Юрасов Urasov@Gawab.com

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ рода ЮРАСОВых

«…Знаки и символы
управляют миром – а
не слово и не Закон…»
/китайский философ Кофуций
(ок.551-479гг. до н.э.)/

Истории создания Фамилии, её обладателей, посвящено данное исследование. Собранный материал, начиная с 1972г. по 2006г. позволяет сделать смелые выводы и предположения, которые заинтересуют многих ученых и простых обывателей. РОД - родственная общность людей по отцовской линии. Все члены рода имеют одного общего предка, и передающийся только по мужской линии уникальный родовой фрагмент ДНК. Род объективное природное явление. Он существует, независимо от осознания членами рода своей общности, и наличию контактов
между ними. Древний русский благородный дворянский род ЮРАСОВых доказан многими документами: 1- занесеный в VI часть родословной книги Пензенской губернии ведет начало от Юраса и его сына Тихона; 2- происходящий от стольника Тимофея Юрасова известен со второй половины XVI века, занесен в VI часть родословной книги Орловской губернии, который в октябре 1857 года в соответствии с информацией ЦГИА, ф. 1181, оп. 1. д. 143, 1872г., лл. 17—20 «помещик Юрасов имел 69 ревизских душ имения» и ЦГИА.
ф. 1284. оп. 234, д. 809, 1847г.; д. 894, 1849г. С 1846 года перевод крепостных в обязанных проектировался лишь 6-ю помещиками, из которых трое (Потоцкий, Потоцкая и Юрасов) добились утверждения договоров в 1850-х годах, а прошения остальных были отклонены правительством; 3- отдельная ветвь от стольника Тимофея Юрасова занесена в VI часть родословной книги Тульской. Герб этого последнего рода внесен в VI часть Общего Гербовника Всероссийской империи. 4- «…есть еще несколько дворянских родов Юрасовых,
более позднего происхождения, проживающие в своих вотчинах и фамильных имениях…» Симбирской и Воронежской губерниях доказательством служат справки из Вотчинского Департамента, геральдические изображения на щитах из Европейских источников‚ датированные самой ранней датой 1323 годом; 5- большая часть фамилии ЮРАСОВы относятся к мещанам Московской и Рязанской губернии.
В XIV - XVII вв. мещанами называли горожан южных и западных русских областей, входивших в состав Литвы и Польши, с XVII в. – жителей смоленских городов. По губернской реформе 1775 г. к мещанам относили посадских людей с капиталом менее 500 руб. Мещанство (в переводе с польского языка, единственное число mieszczanin - горожанин), сословие в дореволюционной России, включавшее различные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т.п.). Мещане платили подушную подать, несли
рекрутскую повинность, были ограничены в свободе передвижения. Сословная принадлежность к мещанству была наследственной. Разбогатевшие мещане переходили в купечество, разорившиеся купцы становились мещанами. Ими становилась также часть крестьян, освободившихся от крепостной зависимости. Мещане каждого города, посада или местечка образовывало особое мещанское общество, которым управлял мещанский староста и его помощники. В 1811 г. в России было 949,9 тыс. мещан (35,1% городского населения); в 1897 г. - 7449,3
тыс. (44,3%). В результате реформ 60-х гг. XIX в. многие из них получили доступ на государственную службу или же стали лицами "свободных профессий". Мещанство, как класс сохранялось в России до Великой Октябрьской 1917г. Социалистической революции.
В дореволюционной России общество делилось на множество классов: дворяне, купцы, помещики, землевладельцы, мещане, крестьяне. К числу вышеназванных слоев населения относилось так же духовенство, то есть церковно - служащие. В городах особой роли они не играли, а вот на селе занимали весомое положение. В деревнях и селах в основном жили крестьяне, большое число, которых были неграмотны. И чуть что, шли за советом к священнику, он как бы был независим между господином и крестьянином. Поэтому церковь, имела большое
значение в государстве. Священников в провинции считали очень образованными людьми, они не только вели службы, но и занимались просвещением.
Русское слово «ФАМИЛИЯ» подразумевает: семья, семейство, общесемейное имя. В далекие времена, когда еще не существовало фамилий, их заменяли имена и прозвища. Три столетия тому назад каждый человек мог значиться в ревизионных, переписных документах, где были указаны: 1. крестильное имя, 2. имя, прозвище отца, 3. собственное прозвище, 4. возраст, 5.сословие, 6. место проживанияь. Так образовывались большинство русских фамилий. Однако, изучая библиографию создания, употребления фамилий, приходится
констатировать: согласно научного труда Б.О. Унбегауна «Русские фамилии» в перечень 100 наиболее популярных русских фамилий - ЮРАСОВы не входят. Преступая к истории жизнеописания рода Юрасовых, хотелось высказать мысли о происхождении данной фамилии: 1. Интересная версия происхождения слова «ЮРАС» связана с мифом Богов нижней сферы пантеона балтов. Предки современных балтов, по-видимому, на северо-восток Европы на рубеже III-II тыс. до н.э. были привнесены широким движением индоевропейского
народа, создавшим археологическую культуру “Шнуровой керамики и боевых топоров”. Впоследствии земли балтов не переживали столь эпохальных вторжений извне, и это служит основанием, весьма серьёзным, рассматривать культуру “Шнуровой керамики” как основу позднейшего сложения балтской общности континента. 2. Удивительна близость балтской языковой группы с санскритом. Это объясняется тем, что именно первая половина II тыс. до н. э. оказалась наиболее значимой эпохой в одновременном формировании
протобалтов и ведических индоарийцев как самостоятельных культурных и языковых общностей индоевропейского мира континента. Говоря проще, протобалты и протоиндоарии покинули равнину центра континента с небольшим временным интервалом, и это предопределило позднейшую теснейшую близость двух культур, разнесённых в пространстве на громадное расстояние. 3. Параллели языковые и мифологические, существующие в первую очередь между мирами балтов и славян, а также германцев, помимо общеиндоевропейских корней, объясняются
и тем, что создатели культуры “Шнуровой керамики и боевых топоров” явились теми слоями, которые в той или иной мере оказались причастны к формированию протогерманского и протославянского миров центра и севера Европы. На это, помимо свидетельств материальной культуры, указывает география распространения археологической культуры “Шнуровой керамики и боевых топоров”. 4. Описание пантеона богов балтских народов, воссоздание языческого пантеона балтов, отраженного в образе Мирового Древа.
Швинторог – литовский князь XII в., наследовавший правление отцу Утенусу. Перед кончиной Швинторог просил своего сына Скирмонта сжечь тело на мысу, при впадении в Вилию реки Вильны. Швинторога сожгли при оружии, с конем, охотничьими собаками, с соколом и с любимым слугой. В огонь бросили медвежьи и рысьи когти, дабы в день суда Швинторог сумел забраться на гору, где восседает бог. Со дня погребального костра эта долина называется Швинторог [Swintoroh происходит от слов sventas (лит.) -‘свяшенный’
и ragas (лит.) - ‘рог, мыс’.] Скирмонт велел в долине срубить лес и со жрецами стал в ней приносить в жертву богам домашних животных.5. Аналогично выше описанному сказанию существовал у латышей [Juras mate] языческий бог «Юрас мате» считался духом моря. Возможно, именно от этой версии произошло польское мужское имя «Юрас», а позднее и фамилия ЮРАСОВ. Достоверность настоящих выводов надо доказывать документально.
А пока ещё одна версия: РУССКИЙ КЛАН. Клан гаэльское слово, означающее род. У шотландцев и многих других народов, бережно относящихся к своим корням, род всегда осознавался его членами. Возможно, ЮРАсов берёт своё начало в момент принятия христианства, при записи в метрических книгах указывалось, что они пришли из местности горы Юра, которая находится в Швейцарии. В отличие от остальных народов, русское общество полностью утратило родовые традиций, память о предках крайне коротка, связи с родственниками теряются,
как правило, уже во втором колене. В связи с данным положением вещей, принято решение разделить в русском языке, первоначально идентичные по смыслу, слова клан и род.
Русский клан это род члены которого осознают свою общность, имеют общее исследованное генеалогическое древо, и поддерживают контакт между собой. Группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по мужской линии от одного общего предка. Все члены клана имеют одинаковый, передающийся от отца к детям, родовой фрагмент ДНК = Y хромосома. Каждый русский клан это род, но не каждый русский род - клан. По данным 2003 года Родословное древо «Российское дворянство» из 7900 фамилий, которые хранят известия
на 58219 человек, род ЮРАСОВых включает. РУССКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КЛАНА (РОДА). Русским признается род, имеющий этнически русского родоначальника. Национальность потомков родоначальника, не имеет ни какого значения для национальной идентификации рода. Национальность рода и национальность человека имеют разную природу происхождения. Родственная общность, имеющая основателя – человека давшего своему роду собственную кличку в качестве фамилии. Все однофамильцы между собой родственники. По мнению автора, ФАМИЛЬНЫЙ
РОД имеет начало с берегов литовской реки Юра. Моё предположение логически вытекает из исторического факта: в 1572 году от рождества христова ноября месяца 20 дня император Священной Римской империи германской нации Максимилиан II направил Ивану IV предложение о разделе Речи Посполитой Польша – к Австрии, Литва к Московскому царству. Т.о. в России появилась река Юра протекающая в Ковенской губернии и Пруссии - правый приток Немана, берет начало на границе уездов Тельшевского и Россиенского, течет в южном
направлении по Ковенской губернии около 125 верст, затем вступает в Пруссию, где и впадает в Неман несколько восточнее города Тильзита. Длина до 140 верст, ширина 10 саженей, глубина 7 футов. Основное предназначение реки сплав леса в Пруссию.

Сравните исследование языкового происхождения фамилии Юрасов, проведенное в рамках Программы «Российские династии» на основании следующих источников:

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1890-1916; Веселовский С.Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М.: Наука. 1974; Королёва И.А. Словарь фамилий Смоленского края. Смоленск, 2006; Общий гербовник дворянских родов Российской империи, Спб., 1797-1842. Рымут К. Фамилии поляков. Т.1. Краков, 1999 (на польском языке); Трiйняк I.I. Словник Украïнських Iмен. Киïв: Довïра, 2005;Федосюк Ю.А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. М.: Детская литература,
1981.

Фамилия Юрасов происходит от имени Юрас. Это одна из многочисленных народных разговорных форм имени Юрий наряду с другими: Юрась, Юраш, Юрак, Юран.
У имени Юрий своя история. Оно восходит к имени Георгий, заимствованному славянами у греков вместе с христианством. Имя Георгий (греческое Георгиос) образовано от слова георгос, что значит «земледелец». Это был один из эпитетов Зевса, считавшегося покровителем земледелия. Попав в ряд крестильных имён, имя приобрело христианские ценности, связанные с жизнью и подвигами святого Георгия Победоносца. По древнему сказанию, Георгий убил дракона, опустошавшего землю одного языческого царя, и избавил от
смерти царевну, которая была отдана на съедение змею. Это сказание в православии истолковали иносказательно: царевна – церковь, змей – язычество. На Руси изображения святого Георгия встречались издревле на великокняжеских монетах и печатях. Со времён Дмитрия Донского святой Георгий считается покровителем Москвы. Позже его изображение на коне и с копьем, поражающим дракона, вошло в состав герба Российской империи. Родоначальник, прозванный в просторечии Юрасом, мог быть крещён в дни памяти святого
Георгия: 23 апреля или 26 ноября, известные на Руси под именем весеннего и осеннего Юрьева дня.
Имя Георгий было заимствовано всеми славянами. Но ни восточные славяне (русские), ни западные славяне (поляки) вследствие особенностей своих языков не могли произнести мягкий слог «ге-» или «ги-», и имя Георгий заменилось у них на Еорьий. В русском языке из этой формы развилось широко известное имя Юрий. Обоим языкам известна форма Юра, на основе которой в русском и польском языках образовывались свои формы имён. Имена Юрас и Юрась встречались также у украинцев.
Имя Юрас зафиксировано у поляков в 1627 году.
В русские документальные записи фамилия Юрасов попала уже в XVI веке:
Второй Юрасов, царский конюх, 1573 г.
Известны Юрасовы – два старинных русских дворянских рода: один, ведущий начало от Юраса и его сына Тихона, записан в родословную книгу Пензенской губернии, а другой, происходящий от стольника Тимофея Юрасова (сер. XVI в.), записан в родословные книги Орловской и Тульской губерний. Герб этого последнего рода внесен в VI часть Общего Гербовника дворянских родов Российской империи. Еще несколько дворянских родов Юрасовых – более позднего происхождения.

________________________________________________________________________

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Наталья Рыбалкина


В избранное