Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"

__________________________________________________________

БИБЛИОТЕКА ГЕНЕАЛОГА

В Программу «Российские династии» иногда обращаются люди, желающие восстановить старинный дворянский герб, принадлежащий их предкам, что требует прежде подтверждения принадлежности потомков к этому роду - на основании архивных документов. Возрождаемая в России геральдическая традиция позволяет создать и новый герб, однако и здесь знание своих корней может сделать его содержательней и весомей.
Начало рассылки в выпуске нашей рассылки от 25.09.2007 в архиве
http://subscribe.ru/manage/author/list/archive/archive.fhpevfyjd/200709/25154316.html

ГЕРАЛЬДИКА
Часть 2

Теоретическая геральдика. Предметом теоретической геральдики является совокупность правил и приемов составления гербов, без знания которых невозможно их правильное «прочтение» и определение. В соответствии с этими правилами герб составлялся из различных частей: щита, шлема, короны, нашлемника, намета, щитодержателей, девизов, мантии и различных украшений вокруг щита. Однако не в каждом гербе было обязательным одновременное наличие всех этих частей. Одни из них были главными, обязательными, другие — нет.

Главной частью герба является щит. Различают несколько видов геральдических щитов: французский — четырехугольной формы с заострением внизу в середине. Высота такого щита должна быть равной 9/8 его ширины; испанский — тех же размеров, что и французский, но с плавно закругленной нижней частью; варяжский — треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами; итальянский — овальной формы и германский — щит вычурно вырезанной формы. Кроме них существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты. В русской геральдике
самой употребительной стала французская форма щита.

Как правило, гербы были рельефными, но могли быть плоскостными, цветными. Они составлялись из металлов, эмалей (финифти) и мехов. Из металлов употреблялись только драгоценные — золото и серебро. Использовались финифти пяти цветов — красного, голубого или лазоревого, зеленого, пурпурного и черного.

Основное правило составления герба запрещало накладывать металл на металл и финифть на финифть.

Поскольку гербы часто помещались как владельческие знаки на самых различных бытовых предметах, например на фамильном столовом серебре или на личных печатях, они гравировались по определенным правилам изображения цветов. По этим же правилам гербы изображались на бумаге. При этом золото передавалось черными точками по белому полю, а серебро — белым, незаштрихованным полем. Цвета финифтей изображались соответствующими красками, а графически следующим образом: красный цвет — вертикальными линиями, голубой — горизонтальными
линиями, зеленый — диагональными линиями справа налево, пурпурный — диагональными линиями слева направо, черный — пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. При этом надо обязательно учитывать, что в геральдике правой стороной щита является левая от зрителя. При изображении на гербе человека мог употребляться телесный цвет.

Из мехов при составлении герба употреблялись горностаевый и беличий. Первый графически изображался черными значками в виде хвостиков по белому полю, второй — голубыми фигурками, по форме напоминающими разделанную и, развернутую по белому полю беличью шкурку. Горностаевый мех изображался более сложными стилизованными фигурами. Иногда горностаевый мех изображался белыми значками по черному полю; в этом случае мех назывался противогорностаевым.

Геральдические цвета, металлы, меха имели в середине века свою внутреннюю иерархию. Наиболее благородным из цветов считался красный, наиболее низким – черный цвет; из металлов самый почетный был золотой, из мехов – горностаевый.

Щиты могли быть одноцветными или многоцветными. В последнем случае они разделялись на части, передававшиеся различными цветами. Щит, разделенный пополам по вертикали, называется рассеченным; разделенный пополам по горизонтали — пересеченным; разделенный на две части из угла в угол — скошенным справа или слева. Щит, разделенный одновременно по вертикали и по горизонтали, является одновременно и рассеченным, и пересеченным. Применялись и другие виды делений, например, вилообразно разделенный, клинчатый. Деления
щита могли быть образованы и кривыми линиями. Б этом случае они имели соответствующие названия — зубчато-пересеченный, вогнуто-рассеченный, остриевидно-рассеченный и т. д. Деление герба зубчатыми линиями было, например, очень характерным для немецких гербов.

В гербах встречаются самые различные сочетания перечисленных основных делений щита, причем каждая комбинация имеет свое название.

Фигуры, помещавшиеся на щите герба, делятся на геральдические и негеральдические. Различают шесть основных геральдических фигур:

глава щита — 2/7 его длины сверху дается другим цветом; если пропорция была меньше, то такую главу называют вершиной;
оконечность, или подножие (подошва), — 2/7 длины щита снизу выделяется другим цветом;
столб — 1/3 ширины щита посередине выделяется другим цветом; столб мог быть сдвинут вправо пли влево;
пояс — 1/3 длины щита посередине выделяется другим цветом; он мог быть повышен или понижен;
перевязь - 1/3 щита по диагонали справа или слева выделяется другим цветом; она могла быть сужена, повышена, сдвинута.
стропило — две встречные перевязи, не достигающие верха щита; эта фигура считается главной. Стропило могло быть опрокинутое.

Часто при составлении гербов употреблялись и многие другие геральдические фигуры, являвшиеся самыми различными комбинациями основных. Их известно около двухсот. Чаще других встречаются кресты, образующиеся в результате пересечения столба и пояса (прямой крест), пересечения перевязей (андреевский крест), двух перевязей и столба (вилообразный крест) и другие виды крестов — классический (красный), орденский (кавалерский), латинский, лотарингский и т, д.

Негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные. К естественным фигурам относятся изображения живых существ (человек, звери, птицы и др.), небесных светил (солнце, луна, звезды) и стихий (огонь, вода). Все живые существа, согласно правилам геральдики, изображаются смотрящими в левую от зрителя сторону.

К искусственным фигурам относятся изображения самых различных предмету созданных человеком, — лук, меч, сабля, шпага, стрела, подкова и т. д.

К легендарным фигурам относятся изображения существ, не имеющихся в природе, — дракон, двуглавый орел, единорог, пегас, гидра, птица Феникс и др.

Фигуры герба имели свою символику. Лев был символом власти и великодушия; конь — храбрости, зоркости, быстроты; петух — боя; орел — власти; дуб — силы; оливковое дерево — мира; лавровая ветвь — победы и т. д.

Все остальные части герба являются необязательными. Шлем, часто помещавшийся над щитом, в основном был двух видов — округлой формы (западноевропейский) и остроконечной (русский). Он мог изображаться как в фас, так и в профиль (в правую геральдическую сторону).

Корона могла помещаться как над шлемом, так и под ним. Иногда она заменяла собой шлем. В русской геральдике различаются княжеские, графские, баронские и дворянские короны, в западноевропейской, кроме перечисленных, — герцогские, маркизские, виконтские, а также различные головные уборы католического духовенства: папская тиара, кардинальская, архиепископская, епископская, прелатская и священническая шляпы.

Нашлемник представлял собой фигуру (как правило, изображение животного), выходящую сверху из шлема или короны.

Мантия и намет — это изображения плащей средневековых рыцарей. Мантия — бархатное полотнище, выходящее из-под короны и подложенное мехом горностая. В русской геральдике мантия встречается только в княжеских гербах, а также в гербах некоторых дворянских родов, ведущих свое происхождение от удельных князей.

Намет — украшение в виде виньетки, выходящее из-под шлема. Верхняя его сторона могла быть любого цвета, кроме золотого и серебряного, а нижняя, наоборот, — золотой или серебряной.

Щитодержатели — это естественные или легендарные фигуры, поддерживающие щит с боковых сторон.

Девиз — это краткое изречение (часто на латинском языке), характеризующее определенные принципы жизни, поведения, убеждения и т. п. владельца герба. Как правило, он помещался на ленте под щитом, при этом цвет ленты и букв надписи соответствовали основной расцветке ноля герба и главной фигуры. Общеизвестен девиз на гербе А. А. Аракчеева: «Без лести предан».

Сенью называется шатер, помещавшийся под мантией государственного герба.

Таким образом, теоретическая геральдика рассматривает вопросы составления и описания гербов. При этом описание производилось по строго определенным правилам. Например, в рассеченном щите сначала описывалась правая геральдическая сторона; а затем левая; в пересеченном — сначала верхняя часть, а затем нижняя.

Практическая геральдика рассматривает вопросы классификации гербов, их происхождения, истории и принадлежности.


Источник: Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. Г.А. Леонтьевой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

________________________________________________________________________

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Наталья Рыбалкина


В избранное